Святая война

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Я, убивший тебя под Моздоком,
Так мечтал о вулкане далеком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!

Но ведь я не пришел с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землей Рафаэля!

Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где собой и друзьями гордился,
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах.
...
Я не дам свою родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю — и нет справедливости
Справедливее пули моей! …

»
— Михаил Светлов, «Итальянец»
Родина-мать зовёт!

Война — это кошмар, но когда в твой дом приходят «дорогие гости» с целью навести там свои порядки… тут уж всякому честному гражданину ничего не остается, кроме как взять в руки оружие и устроить оккупантам этот самый кошмар.

Разумеется, в реальной жизни явление весьма неоднозначно из-за разницы во взглядах разных народов на одни и те же события, и далеко не всякую защиту родины можно назвать святой. Скажем, японцы во Вторую Мировую считали святой борьбу с американским вторжением, однако если ознакомиться с действиями милитаристской Японии на мировой арене, становится понятно, что на оккупацию японцы давно напрашивались. После американского вторжения они снова смогли наслаждаться запрещавшимся при милитаристах гуро в художественных произведениях и перестали устраивать его в реале на землях Китая, Кореи и России. Белогвардейцы в Гражданскую войну считали, что спасают Россию от орд красного сброда, красногвардейцы — что разрушают старый мир, убивают угнетателей, кровопийц, эксплуататорские классы и далее по списку. Наполеона многие народы вообще встречали не как захватчика, а как освободителя, и только русские с испанцами его немножечко разочаровали, так что обратно во Францию император возвращался в страшной спешке, теряя по дороге куски империи.

Особая тема для применения данного тропа — Вторая мировая война, которую все стороны воспринимали как святую. Кто-то боролся с захватчиками, кто-то — с фашизмом, кто-то мечтал об имперском величии своей страны, кто-то воспринял ее как крестовый поход против евреев, большевиков и капиталистов. Да и в целом у жителей всех связанных с войной стран сложилось о ней представление как об «освободительной войне», «войне прогресса против фашизма», или как о «последней войне, в которой кровь и сталь боролись против денег».

В фэнтези же все, как правило, легко и просто: вот тёмный властелин и его орочьи орды в вонючем и мрачном Мордоре, вот мирные народы и светлые эльфы в цветущих лесах и на злачных пажитях, силы зла жаждут, чтобы Мордор был повсюду — дадим гадам по зубам!

В фантастике тоже все просто: прилетели гады-пришельцы/восстали гады-роботы, хотят нас уничтожить или поработить. Гаси их!

С равным успехом может использоваться любой из таких тропов, как Война — это кошмар, Война — это круто и Война — это смешно. Противоположный троп — Бессмысленная война, впрочем, если положение патовое, то ничто и не мешает им совмещаться.

Народы прошлого могли считать святыми войнами такие, которые у большинства наших современников вызывают лишь отвращение. Например, у ацтеков это были «войны цветов», в которых захватывали нужных для человеческих жертвоприношений пленников, а у спартанцев — криптии для удержания многочисленных рабов в повиновении при помощи страха. Об этой разновидности, святой в прямом смысле, но чаще всего захватнической — Deus vult.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Т. Майн Рид, «Оцеола — вождь семинолов».
  • Л. Толстой, «Хаджи-Мурат». С точки зрения кавказцев, война против Российской империи священная ещё и в чисто религиозном смысле.
  • Герберт Уэллс, «Война миров»: воевать с безжалостными марсианами — святое дело. Другой вопрос — толку почти нет.
  • Л. Буссенар, «Капитан Сорвиголова» — с точки зрения автора, протагониста и, разумеется, буров. С точки зрения историка не всё так однозначно.
  • Вся история толкиновского Средиземья и экранизации. Относится, впрочем, лишь к войнам с Морготом, его учениками и союзниками его учеников, война между другими народами — это плохо, очень плохо!
  • Клайв С. Льюис, «Хроники Нарнии».
    • Особенно экранизации. Первый фильм вообще выжимает педаль в пол — немцы, бомбящие Лондон, прямо ассоциируются с нашествием Белой Ведьмы.
  • Dune — Батлерианский Джихад!
  • «Гарри Поттер» — опять же неприкрытые аллюзии на борьбу с оккупантами в Европе времен войны.
  • Израильская литература тоже часто раскрывает этот троп.
    • Наверняка и палестинская, но мы с ней не знакомы.
    • Наверняка аналогично дело обстоит со всеми территориальными межэтническими конфликтами. Другое дело, что для стороннего наблюдателя они часто выглядят как бессмысленная война.

Кино[править]

  • Почти всё советское кино о Великой Отечественной войне.
  • Цикл «Терминатор» — война с машинами идёт за сохранение человечества как вида. К тому же в этой войне со стороны людей напрочь отсутствуют такие преступления, как «жестокое обращение с пленными» и «преступления в отношении мирного населения вражеских территорий».

Мультфильмы[править]

  • «Лебеди Непрядвы».
  • «Мулан».

Мультсериалы[править]

  • «ExoSquad» — война с неосапиантами. Ибо на кон поставлено само существование человечества.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — Великий крестовый поход, организованный Императором Человечества для того, чтобы объединить разобщённое человечество и совместными силами противостоять агрессивным ксеносам и утратившим человеческий облик мутантам.

Музыка[править]

  • «Священная война» Лебедева-Кумача.
  • 7-я симфония Дмитрия Шостаковича.

Реальная жизнь[править]

В этом разделе мы говорим о тех войнах, которые считаются Святыми именно в культуре своего народа, независимо от их объективной оценки. В некоторых случаях статус священной может иметь особо важная единичная битва.

Античность[править]

  • Криптии!
  • Греко-персидские войны для Греции.

Средние Века[править]

  • Войны цветов.
  • Крестовые походы и джихады.
  • Реконкиста.
  • Для России — Чудское сражение и Куликовская битва.
  • Франция — Столетняя война.
  • Византия — полная аверсия: византийцы предпочитали воевать наёмниками, а когда шёл последний штурм Константинополя, турками горожане не вышли защищать свой город, как и не вышли, когда город ранее брали крестоносцы, потому что, согласно канону святого Василия Великого, «воин, убивший на войне врага, должен быть отлучен на три года от причастия».

Новое и Новейшее Время[править]

  • Австралия — Первая мировая война, которую иначе как Великой не зовут. Особенно акцентируется битва при Галлиполи, так как там был задействован АНЗАК.
  • Великобритания — Первая мировая война, она же Великая.
  • Польша:
    • Битва при Грюнвальде.
    • Великая Турецкая война XVII в.
    • Советско-польская война 1919-21 гг. Является редким примером Святой войны, которая была начата самим государством.
  • Россия/СССР:
  • США:
    • Война за независимость.
    • Гражданская война — зигзагом. С одной стороны, это был самый кровопролитный для США вооружённый конфликт за всю историю страны, но с другой — именно в нем оформилась современная американская нация и её ценности. Поэтому Гражданская война в США удивительным образом сочетает в себе и Святую войну, и Кровавую рану в культуре.
    • Вторая мировая война, особенно Тихоокеанский ТВД.
  • Турция — война за независимость 1919-23 гг.
  • Финляндия — советско-финская война 1939-40 гг.
  • Китай — Японо-китайская 1937—1945. Самими китайцами считается частью Второй Мировой.
  • Франция — обе Мировые войны.