Святой Город

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Holy City. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Над небом голубым Есть город золотой, С прозрачными воротами И с яркою стеной.

А в городе том — сад: Всё травы да цветы. Гуляют там животные Невиданной красы.

»
— «Город золотой»

(link)

Город золотой

Для развитых религий, уходящих от обычного анимизма, свойственно обрастать сложной культурой, которая включает в том числе и священные места. Это могут быть храмы в далёких горах, где молятся монахи, либо же определённые места, где обитают духи природу. Но не менее популярным местом является город, который настолько тесно связан с какой-то религией, что является её символом сам по себе.

Если какие-то города — просто места, где живут и работают люди, ну, в крайнем случае, там сосредотачивается власть светских владык, то в этом городе сосредоточена власть духовная. В мирное время вы можете ожидать, что тут будут тысячи паломников со всех концов света, где только есть эта вера. В военное же ожидайте, что его фанатичные защитники будут защищать место своей веры до последнего вздоха. Возможно, его будут защищать даже упорнее, чем столицу (если, конечно, он сам — не столица). В том случае, если он всё-таки падёт, сокрушительные последствия могут быть как для защищавшихся, так и для нападающих.

А ещё такие города часто становятся столицей теократий. Ими уничтожение Священного города будет расценено как переход морального горизонта событий.

Священные города бывают двух видов:

  • Религиозная столица (пример — Ватикан). Здесь размещается высшее духовенство и резиденция первого лица религии. Часто имеет политическое значение — как формальное, так и не очень.
  • Культурный центр (пример — Иерусалим). Священный город, исторически важный для религии, но не находящийся под её влиянием.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Песнь Льда и Огня»:
    • Ваэс Дотрак — не только священный город дотракийцев, но и вообще их единственный город. В нём запрещено убийство с пролитием крови (но разрешено без пролития).
    • Старомест — для всего Вестероса к югу от Перешейка, ибо до завоевания Эйгона именно тут находился верховный септон как глава всего Семибожия. Даже несмотря на то, что первосвященник переместился в Королевскую Гавань, Старомест и его септа всё ещё сохраняет своё влияние.
    • Асшай — инверсия. Это город, который максимально несвят: населённый заклинателями теней, практикующими самые разнообразные обряды чёрной магии, наполовину пустой, лишённый детей тёмный и зловещий город, где не растёт ничего.
  • «Князь Пустоты» — Шайме для инритизма. Серия романов, основанная на крестовых походах, несет в себе и схожую ключевую линию — завоевание Священного города. Однако Шайме — не первый по значимости город для инрити. Таковым является Сумна и комплекс Тысячи Храмов, в нем же находится и резиденция первосвященника.
  • Брендон Сандерсон, «Архив Буресвета» — Уритиру, древняя твердыня Лучистых рыцарей; наиболее священный город в мире, защищенный от Бурь. Был оставлен Рыцарями и потерян на тысячи лет.
  • «Сага о Копье» — Истар, резиденция Короля-Жреца, где на относительно небольшой площади были сконцентрированы храмы всех богов Ансалона. Вообще всех, Наташ! даже тёмных во главе с Такхизис.
  • «Хроники Арции» Веры Камши — Кантиска, резиденция Архипастыря.
  • Ее же «Отблески Этерны» — Агарис, резиденция Эсперадора. С трех сторон окружен территорией королевства Агария (с четвертой — море), но не только не является его столицей, но и не входит и никогда не входил в его состав. По ходу сюжета разрушен до основания пришельцами с другого континента как рассадник скверны, население подвергнуто геноциду.

Кино[править]

  • Avatar — в фильме показаны два уникальных дерева. Одно из них является сабжем для одного из племён на’ви, так как на нём расположено их поселение, а второе свято почитается всеми, так как является узлом планетарной нейронной сети.
  • Артур и минипуты — оба варианта:
    • Религиозный центр — Итарад, город, где заседали верховные жрецы всех великих минипутских богов, присутствовали делегации всех стран, исповедовавших эту религию, и находились анклавы всех благословенных воинов. Считался неприступным, пока за одиннадцать лет до событий первого фильма его не захватил Урдалак и не переименовал в Некрополис. Через те самые одиннадцать лет его всё-таки выбили силами всех свободных народов минипутов (и двух избранных героев), правда, затопили при этом сам город.
    • Культурный центр — бывшая столица Единого королевства. Давно заброшена, никто, кроме самых набожных паломников, туда не суётся.

Аниме и манга[править]

  • Claymore — Рабона. Священный город, куда воительницам Клейморам запрещено заходить. Поэтому, если в городе заводится йома, им приходится действовать скрытно.
  • Spice and Wolf — город Рубинхайген, назван в честь одноименного святого.

Видеоигры[править]

  • Dragon Age — имеет несколько, связанных с церковью Андрасте. Это Вал Руайо для орлейской церкви, Минратос для имперской и для обеих Денерим, как место рождения пророчицы Андрасте. Стоит отметить, что отношение к этим городам более секулярный, чем религиозный — в Вал Руайо расположен Великий Собор, а Минратос издавно был центром цивилизованного мира и служил местом заседания не только имперского сената, но и Звёздного Синода до принятия андрастианства и Верховного жреца после. Так же таким стало Убежище, после того как Страж его открыл и не смог закрыть.
  • Dragon Quest VIII — город Ниос, находящийся на острове в центре карты. Как оказалось, всё это время под ним находилась цитадель демона Рапсорна. После его пробуждения, город был уничтожен.
  • Morrowind — города Вивек и Альмалексия (он же Морнхолд) — содержат крупнейшие храмы, в которых одноимённые боги и живут. Там же располагается высшее духовенство. Вивек заодно является обязательным этапом Паломничества Семи Добродетелей и самым большим городом в серии (не считая первых двух частей), даже больше Имперского города.
  • Sid Meier's Civilization — серия игр предлагает основывать и создавать священные города. Троп прошел длительную эволюцию. Если у истоков серии религия давала лишь небольшой приток в казну, то на настоящий момент она — полноценный путь к победе, неотъемлемая часть билдов различных цивилизаций вроде Индии или Саудовской Аравии.
    • В четвертой части серии религиозный путь открывается одной из религиозных технологий. Один из городов цивилизации, в которой основали новую религию становится священным. Священный город ускоряет распространение религии. Кроме того, Великий Пророк может построить в нем чудо, дающее приток богатства в зависимости от того, насколько религия распространена. Как следствие, захват таких городов целесообразен, даже если ваша цивилизация данную религию не разделяет;
    • В пятой части город становится священным не в результате технологического прорыва, а в результате появления Великого Пророка — юнита, способного основать религию. Священный город подавляет соседей влиянием, которое удваивается с постройкой Великого Храма. Религия Священного города не может быть уничтожена на корню никаким влиянием извне: даже полностью обращённое в иную религию население быстро вернется на исходную. Священный город нельзя разрушить, что также не облегчает взятие религиозного господства в партии. Приходится либо сдерживать влияние волнами миссионеров, либо лишать его священного статуса с помощью инквизиции.
    • В шестой части священным городом условно можно назвать любой город, в котором размещен район «Священное место». Район вырабатывает Веру, позволяет размещать в себе религиозные постройки (церкви, мечети, соборы, пагоды и прочее) и производит религиозные юниты (миссионеров, инквизиторов и апостолов). Великий Пророк, появившись, основывает в одном из священных мест свою религию — город, в котором и было построено это место, становится религиозной столицей. Другие города, связанные дорогой с религиозной столицей, подхватывают ее влияние, тоже обращаясь в религию. Само по себе преобразование Веры в какие-то более материальные бонусы (золото, производство, науку или ещё что-нибудь) производится на уровне государственных институтов или бонусов цивилизаций. Цивилизация, заточенная под религию, может превратить свой Священный город не только в религиозный, но и в научный и культурный центр. Захват Священного города не гарантирует религиозного доминирования — центр вражеской религии придется долго шерстить апостолами и инквизиторами. Впрочем, есть исключение — конкистадоры. Данный юнит уникален для Испании, и одно из его свойств — после захвата города давать полное преобладание в нем своей религии.
  • Crusader Kings 2 — для каждой религии есть пять священных мест. Особенно они важны язычникам, потому что контроль над тремя (а лучше всеми пятью) позволет им реформировать и организовать свою религию.
    • В Crusader Kings 3 стали еще важнее. Теперь, если священное место находится под полным контролем соответствующей религии (ее исповедует непосредственный владелец места и его верховный сюзерен), то все персонажи этой религии получают различные бонусы.
  • «Ведьмак 3» — Новиград для культа Вечного Огня. Номинально у города есть советники, но фактическая власть находится у иерарха Хеммельфарта — личности фанатичной и ксенофобной.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — помимо Терры, там ещё множество и других священных миров. Причём Святая Терра — это как Ватикан, так и Иерусалим сорокового тысячелетия.
  • Warhammer Fantasy Battles
    • Cвятыми городами для почитателей Зигмара, Ульрика и Таала являются Альтдорф, Мидденхейм и Талабхейм соответственно. Для культа Шаллии святой город — Куронна в Бретонии.
    • В культе южной богини войны Мирмидии за первенство спорят тилейский Ремас и эсталийская Магритта, так что Путь Солдата может вести в любой из этих городов. Все зависит, какой город паломник считает истинной родиной Мирмидии.
    • Любой храмовый город людоящеров.
    • Карак Кадрин у гномов для по сути секты Убийц, которые обычно вообще шатаются где попало в поисках славной смерти. Но считается хорошим тоном принять обеты именно в этом городе.
    • Хар Ганет в Нагарроте — центр культа Кхейна, в котором его жречество каждый год проводит жертвоприношение из всех, кого сможет найти на улицах.
    • Махрак для всего нехекхарского пантеона, а так у каждого крупного города ещё свой покровитель есть.

Музыка[править]

  • «Аквариум», «Город золотой» (см. эпиграф).
  • «Кино», «Звезда по имени Солнце», упоминаемый в песне город — возможный оммаж предыдущему пункту.

Реальная жизнь[править]

  • Авраамические религии имеют целую прорву:
    • Иерусалим можно считать первопримером и кодификатором, а заодно и тропнеймером, ибо выполняет роль для авраамических религий.
    • Вифлеем и Назарет в целом для христианства, ибо в первом городе родился Иисус, а во втором Он же был зачат и провёл своё детство. Иерусалим же, тем не менее, имеет первостепенное значение, ибо там находятся главные святыни — Голгофа, скала на которой Иисус распялся за грехи человечества, и Гроб Господень, где Он же был погребен после распятия и воскрес в третий день.
    • Ватикан и Рим в целом для католичества, ибо тут находится кафедра римского папы.
    • Мекка и Медина для ислама, как города откуда началось его распространение Мухаммедом, хотя Мекка была таковым городом и до этого, ибо столица аравийского язычества. В Мекке размещена первая святыня — Кааба, а в Медине — важнейшая мечеть пророка. Хадж — паломничество в Мекку — является одним из пяти столпов ислама. Осуществивший паломничество мусульманин обретает право на приписку к имени «-хаджи» — «-паломник». В Средние века подобное считалось почётным — для представителя какого-нибудь евроазиатского тюркского народа хадж был дорогостоящим, долгим и трудным путешествием. Сохранил ли он схожую ценность в мире, где может быть совершён одним авиаперелётом — вопрос открытый.
      • А для мусульман-шиитов святыми городами также являются Эн-Наджаф в Ираке и Кум в Иране.
      • Туба в Сенегале для последователей мюридизма.
    • Константинополь имеет черты такого для православия.
    • Александрия не только для православия, — ибо тоже часть пентархии, — но и для коптской церкви (хотя их патриарх сейчас в Каире).
    • Москва для русского православия. «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать». Врут, кстати: был уже и четвёртый — в синодальные времена высшая церковная власть (собственно, Синод, а также и претендовавший на главенство царь) заседала в Санкт-Петербурге.
      • РПЦ планирует создать такой город в Сергиевом Посаде.
    • Эчмиадзин (ныне Вагаршапат) — для Армянской апостольской церкви.
    • Солт-Лейк-Сити для мормонов.
    • Помимо Иерусалима, иудаизм имеет таковой в виде Цфата, Хеврона и Тверии.
    • У иудеев — брацлавских хасидов это… Умань Черкасской области. Местное занятие — сдавать квартиры веселящимся бородачам.
  • Связанные с жизнью Будды Лумбини, Бодх-Гая, Сарнатх и Кушинагар — для буддизма. А для тех, кто исповедует тибетскую форму буддизма, святым городом, безусловно, является Лхаса.
  • Варанаси для индуизма.
  • Аркона для балтийского славянского племени руян.
    • И не только. В Аркону посылали дары и соседние государи (конунг данов Свен, например), а за пророчествами приходили даже из уже крещёной Чехии.