Шелки

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Селки»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
SHelki7.jpg

Селки или шелки — люди-тюлени из шотландского и ирландского фольклора. Они связаны с водной стихией, в частности, могут насылать бури и топить лодки; однако воздух им тоже необходим, поэтому периодически они скидывают тюленьи шкуры и превращаются в людей. Человек, нашедший такую шкуру, может жениться на носящей её оборотнице, но такие браки редко бывают долгими: едва найдя тюленью кожу, жена тут же уйдёт обратно в море. Мужчины-селки, наоборот, сами не прочь встретиться с человеческими женщинами. От подобных союзов могут рождаться дети с перепонками между пальцев.

В целом образ селки весьма двойственен: они считаются потомками людей, изгнанных когда-то в море — но при этом весьма дружелюбны, и не станут вредить без причины; они интересуются людьми и стремятся на сушу — но при этом и море влечёт их с неимоверной силой, не давая задержаться среди людей. В мифологии селки занимают место где-то около русалок.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Шотландский и ирландский фольклор, а также сказки на его основе.

Литература[править]

  • «Страшный дар» aka «Жемчуг проклятых» Екатерины Коути — обыграна тема брака земного мужчины с шелки. Ничего хорошего этот брак не принёс — особенно шелки, так как муж был беспощадным храмовником и домашним тираном.
  • «Зеленая кровь» Макса Далина — люди-тюлени упоминаются эпизодически.
  • «Серебрение» Роберта Холдстока.
  • «Трилогия Эйдолона» Джейн Джонсон — одна из главных героев, девушка-шелки Силвер.
  • «Народный хранитель» Фрэнни Биллингсли.
  • «Спящий дракон» Джоэла Розенберга.
  • «Шелки» Ван Вогта — тут заглавные существа способны переключаться между сухопутной, морской и космической формами.
  • «Моторы света» Кена Маклеода — одна из множества разновидностей транслюдей.
  • «Консульские войны» Джона Ринго — тут селки — пародия на морских котиков.
  • «Тень змея» Мерседес Лэки — несколько водных фей-селки присутствуют в роли камео.
  • «Дитя пророчества» Джульетты Марилье — Дарги превращаются в селки.
    • Её же «Наблюдатель в лисьей маске» — герой — потомок селки и человека.
  • «Незнакомец, сошедший на берег» Молли Хантер — присутствует Великий Селки, владыка всех других тюленей-оборотней.
  • «Шелки» Дэвида Бишоффа и Чарльза Шеффилда — современная трактовка легенды о мужчине-селки и жене учёного.
  • «Восстание бури» Николь Пилер — главный герой — дитя селки и человека.
  • «Башня в каменистом лесу» Патриции МакКиллип — одина из героинь оказывается селки.
  • «Квартет компаньонов» Джулии Голдинг — ими, в числе прочих, занимается «Общество защиты мифических существ».
  • «Глаз Дракона» и «Зубы Дракона» Джеймса Хетли — герои — американцы ирландского происхождения, на самом деле являющиеся селки.
  • Курт Воннегут «Галапагос» — в нечто тюленеподобное эволюционировали остатки человечества.
  • Олаф Степлдон, «Последние и первые люди»: люди-тюлени были обитающей в океанах Венеры деградировавшей разновидностью Шестых людей. Кроме того, Девятые люди на Нептуне деградировали до различных животных форм, в том числе тюленеподобных.
  • Сесилия Дарт-Торнтон, цикл «Горькие узы» — среди множества фейри фигурируют и шелки (здесь называемые шелкунами).
  • «Последний страж Эвернесса» Д.Райта — селки представлены в неожиданно мрачном виде — как антагонисты, садисты и полные чудовища. Впрочем, автор отличается весьма слабым знанием мифологии и истории народов, про которых он пишет, так что ничего удивительного.
  • Лорел Хамильтон, серия про Мерри Джентри: первым проявлением сексуальной магии Мерри было возвращение мужчине-селки возможности принимать тюленью форму.
  • Энн Маккефри, цикл «Сурс». Шон Шонгили, один из главных положительных персонажей. Биолог, друг всему живому.
  • Аше Гарридо, «Видимо-невидимо» — легенда о селки пересказывается внутри произведения.
  • Элейн Каннингем, селки фигурирует в книге «Эльфийская тень».
  • Рэйнбоу Рауэлл, «Фанатка» — внутримировой пример: одна из книг, по которым Кэт пишет фанфики, называется «Саймон Сноу и четверка селки».
  • Мелисса Марр, рассказ «Пробужденная».

Кино[править]

  • «Тайна острова Роан-Иниш».
  • «Ундина»
  • «Шелки»

Мультфильмы[править]

  • «Песнь моря» — главная героиня-девочка является селки, как и её мать, тогда как её отец и брат — обычные люди.
  • «Luca» — морской народ, включая главного героя, явно близки к этому (только превращение непроизвольное от изменения влажности и превращаются вместе со «шкурой»).

Мультсериалы[править]

  • «Клуб Винкс» — появляются в пятом сезоне, но с своим мифологическим прообразом слабо перекликаются: здешние селки — всего лишь очень миниатюрные русалки.
  • «Цап-царап» — в одной из серий присутствуют баньши, которые на самом деле — проклятые селки.

Комиксы[править]

  • «Bad Machinery» — присутствуют две девушки-селки.

Видеоигры[править]

  • «Final Fantasy Crystal Chronicles» — одна из играбельных рас.
  • «The Elder Scrolls» — в играх не встречаются, и вообще не известно, существуют ли в сеттинге, но в Oblivion в городе Анвиле есть статуя шелки.

Настольные игры[править]

  • Magic: The Gathering — есть три карты мерфолков-селки.
  • «ДнД» — монстры, похожие на тюленей с человеческими руками и чертами лица. Способны превращаться в людей.
  • Changeling: The Dreaming - среди играбельных родов фей есть и селки (во второй редакции и 20-ке, если быть точным). Все классические атрибуты селки на своих местах, так как их образ плотно переплетён и опирается на мифический первоисточник ирландцев и шотландцев. Однако сам троп играется зигзагом, поскольку в реалиях World of Darkness найти положительных персонажей крайне сложно. Селки вполне способны быть и манипуляторами, и бессердечными похитителями которым не чуждо насилие. В таком сеттинге встречается "всякое".

Музыка[править]

  • Trobar de Morte как будто вылезли из фэнтези-мира. Поют и про селки.
  • И Хизер Дейл: «The Maiden and the Selkie» — баллада, внезапно, про мужика-селки, влюбившегося в человеческую девушку.
  • Внезапно, у металкор-группы Between the Buried and Me есть песня «Selkies: The Endless Obsession».
  • Blackbriar — Selkie. Песня о любви человека к женщине-селки.

Реальная жизнь[править]

  • В конце XIX в. живший в Кейптауне ирландец влюбился в цветную девушку. Она любила его, но не хотела выходить замуж, потому что жениться на цветной считалось позором для белого. Но согласилась, когда он предложил ей переехать в Йоханнесбург, где её никто не знал, и можно было выдавать себя за уроженку Южной Европы. Она никогда не фотографировалась. Другие ирландцы говорили, что она — шелки, поэтому муж и увёз её в глубь континента: чтобы в море не сбежала.