Семьецентричный сеттинг

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« «Звёздные войны» — история о том, как разборки одной семьи перевернули вверх дном одну далёкую-далёкую галактику »
— Анекдот

С одной стороны, имеется огромный и богатый мир, где происходит очень много всего, раскрывается проработанная история, живёт множество колоритных персонажей…

С другой же — практически все персонажи, от которых зависит судьба этого мира, приходятся друг другу близкими родственниками или, в крайнем случае, имеют неиллюзорные перспективы ими стать, сиречь пережениться после длительных совместных приключений. Причём это не один конкретный период истории — ситуация повторяется снова и снова, опираясь на то же самое семейство. А ведь сюжет, фактически, посвящён вовсе не его личной жизни — просто эти ребята волей судьбы делают для мира больше, чем кто бы то ни было другой.

И самое главное — оное семейство вовсе не является правителями, или как минимум властью обладает лишь малая его часть, которая, к тому же, очень ограниченно влияет на сюжет по сравнению с простолюдинами.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • В сагах это типичное явление. Взять хотя бы мифы Древней Греции, где львиная доля персонажей напрямую связана с Зевсом, да и сами олимпийцы, по сути, происходят от общего предка, который, в свою очередь… И так далее.

Литература[править]

  • «Война и Мир» Толстого.
  • «Ньюкомы» Тэккерея (входит в цикл романов Пенденниса).
  • «Сага о Форсайтах» Голсуорси.
  • «Хвала и Слава» Ивашкевича.
  • Сага о Форкосиганах — все форы уже давно породнились.
  • «Многорукий бог Далайна», судьбоносная династия которого началась с родителей Шоорана и его брата. Из последних, например, один уничтожил Ёроол-Гуя и далайн как таковой, а второй организовал новое государство. Ну и в процессе они дофига всего сделали, тогда как остальные, по большей части, сидели на попе ровно.
  • «Отблески Этерны» — всё вертится вокруг четырёх кланов Повелителей, и тема повторяется из века в век. А уж после выхода последней на сегодняшний день книги выяснилось, что там вообще все герои приходятся роднёй Великим Домам.
  • «Хроники Арции». Начиная с третьего тома сюжет вращается в основном вокруг противостояния семей Тагэре и Лумэнов.
  • «Хроники Амбера». Все главные и второстепенные персонажи, по сути, одна семейка, разделенная на два лагеря — одни, с важным видом засев в эпицентре Порядка, так здорово ладят между собой, что удавили бы голыми руками, а другие, рассредоточенные в Хаосе, «жутко враждуют», то и дело посиживая друг у друга в гостях и мило общаясь о высоком.
    • «Создания света, создания тьмы» — главные герои, как оказалось, являются весьма близкими родственниками друг другу, и именно это семейка двигает основной сюжет. Прочие как-то больше на подхвате, хотя тоже играют роль.
  • Цикл «Семья из Ньютоновой Пустоши» Хосе Филипа Фармера и Вина Скотта Эккерта — педаль в пол. Это такой мета-кроссовер, согласно которому едва ли не все персонажи мировой литературы XIX—XX вв., от Шерлока Холмса до Соломона Кейна, относятся к двум-трем семейным линиям.
  • П. П. Бажов, «Уральские сказы» — субверсия с прикрученным фитильком. Сначала речь идёт о горняке Степане («Медной Горы Хозяйка») и его дочери Тане («Малахитовая шкатулка»). Затем уже о другой семье: Даниле-мастере («Каменный цветок») его жене Кате («Горный мастер») и их сыне Мите («Хрупкая веточка»).
  • Генри Каттнер «Хогбены» — четыре рассказа плюс ранний апокриф.
  • Джон Стейнбек «Гроздья гнева» — основной сюжет посвящён большой «клановой» семье крестьян и её распаду в условиях Великой депрессии. Там же интересно наблюдать миграцию POV и роли главного героя от Тома Джоуда к его матери.

Кино[править]

  • Звёздные войны, особенно с учётом третьей трилогии. Там почти все, от кого напрямую зависит судьба галактики, являются потомками матери Дарта Вейдера и их половинками.
  • «Сибириада» — с прикрученным фитильком, ибо речь идёт всего лишь о небольшом поселении. Но все события крутятся вокруг Устюжаниных и Соломиных.

Сериалы[править]

  • Dark, конец света это дело практически одной семьи с неочевидным семейным древом.
  • «Blue Bloods» крутится вокруг семьи потомственных полицейских.

Мультсериалы[править]

  • С прикрученным фитильком — вселенная Аватара, который повелитель стихий. Ключевой фигурой там является собственно Аватар, чья сущность после смерти старого тела переходит в новое и, таким образом, делает их как бы единым персонажем. Кроме того, принц Зуко является потомком одновременно Владыки Огня, развязавшего войну, и тогдашнего Аватара. А в «Легенде о Корре» главные персонажи по большей части приходятся родственниками друг другу или героям «Легенды об Аанге».

Аниме и манга[править]

  • Hokuto no Ken: с прикрученным фитильком. Все самые сильные бойцы этого сеттинга — друг другу родственники.
  • JoJo's Bizarre Adventure — Джостары, и этим всё сказано!
  • «Naruto» — ключевые события вертятся вокруг разросшегося семейства потомков Кагуи, куда входят и Сенджу, и Учиха, и Узумаки, и Хьюга. Так что и Хаширама с Тобирамой, и Мадара, и Обито, и Пейн, и (с оговорками) Зецу, и Наруто с Саске друг другу родственники. Да и хвостатых в какой-то степени можно назвать детьми Хагоромо.

Реальная жизнь[править]

  • Реальная жизнь была официально семьецентричным сеттингом примерно до середины XX в. Пример: три крупнейших по размеру армий страны-участника Первой Мировой войны (Германская, Британская и Российская империи) управлялись двоюродными братьями (Вильгельмом, Георгом и Николаем). Возможно, остаётся семьецентричным сеттингом и сейчас, но без лишнего афиширования.