Сиквел-дуплет

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Two-Part Trilogy. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Первая часть — самостоятельное, законченное произведение. Образующийся к нему сиквел — из несамостоятельных по отдельности частей с единым сюжетом, завязывающимся в первой и разрешающимся во второй (или далее).

Некоторые произведения задумываются и реализуются авторами как логически законченные, самостоятельные истории, увязывающие все (или хотя бы все значимые) сюжетные нити в бантики в рамках одной работы и в продолжениях не нуждающиеся. Таковые бывают и одиночными книгами, фильмами, играми и т.п., и заранее разделённые на дилогии или трилогии (обычно не более того).

Это, за редкими исключениями, не наш случай. Часто бывает, что какая-то работа автора неожиданно «выстреливает» и обретает впечатляющую популярность (нередко и то, что такая работа — внезапно оказавшийся удачным и зацепивший публику эксперимент). Аудитория с упоением кушает и, естественно, требует продолжения банкета. Наш автор этому только рад — и новоявленную популярность своего опуса он хочет максимально продлить, равно как и сборы с благодарной публики. И посему продолжение к новой звезде культурного небосклона создаёт он уже не как самостоятельную единицу, а растягивает повествование на две части (а в худших случаях хоть до бесконечности). При этом называются они всё чаще по-обычному, каждая со своим неномерным подзаглавием, а не «сиквел: часть 1» и «часть 2».

Обычными для наших случаев являются сюжеты, в которых полюбившиеся аудитории герои (и/или злодеи) первой части попадают в новую, отдельную от этой самой части заварушку: даются дополнительные, доселе неизвестные сюжетные вводные; расширяется вселенная истории, из новых просторов которой и выплывает новый сюжет; на огонёк заглядывают более крутые сущности, нежели битые в первом раунде антагонисты, и героям приходится как-то оборонять от них завоёванные в них хэппиэнды или переживать последствия их краха, иногда даже вступая в союз с антагонистами первого созыва. При этом вторая по порядку часть новоявленной трилогии даёт обстоятельную завязку и максимально демонстрирует, что теперь всё круче и страшнее, чем в первый раз, но имеет обыкновение заканчиваться на самом интересном, в самые близкие к краху героев и триумфу злодеев моменты, дословно или невысказанными, но неприкрытыми словами «продолжение следует». Третья часть — это самое продолжение, по мере возможностей и таланта автора развязывающее завязанное в предыдущей, претендующее одновременно и на (хотя бы промежуточный) гранд-финал всей получившейся серии, со второй попытки выдающей персонажам и сюжетам их концовки. По сути, подобный сиквел представляет из себя единое произведение, вместе с исходным образующее дилогию (при этом будучи тоже дилогией само по себе), но формально получается трилогия, поскольку так просто-напросто выгоднее, да и слово «трилогия» какое-то время казалось модным и завлекающим.

В эпоху массовой культуры и, в особенности, кинематографа и игр явление приобрело особую частоту: цикл производство—издание—реакция аудитории—новое производство сильно ускорился, а кассовые сборы и авторские отчисления с них ещё сильнее возрасли. Практически к каждой удачной работе-одиночке стало модным придумывать продолжения, и многим авторам (или правообладателям) пришли на ум вышеописанные идеи. Со временем аппетиты лишь раззадорились, и авторы стали пытаться создать из всего подряд бесконечно воспроизводимые расширенные вселенные, под которые они пытаются подвести заделы, но и по сей день классические дуплеты сиквелов к логически закруглённым одиночным работам иногда заряжаются.

Частный случай общего явления Первая часть — отдельно. Разросшиеся адаптации по соседнему адресу, превращённые в дуплеты изначально одиночные концовки — прописаны в отдельной квартире. Также вопрос близко родственнен почкованию трилогий, а в плохих случаях ещё и опуханию сиквелов, но здесь речь не о качестве, а о конкретном явлении сиквелов-двучленов. В отличие от просто задела на сиквел, части дуплета друг без друга не работают и логически ближе к единому произведению, чем двум самостоятельным.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Стивен Дональдсон, "Хроники Томаса Кавинанта" — эталонный пример. Шикарная первая трилогия полюбилась публике, автор запилил вторую трилогию, добавив новую протагонистку и радикально перепилив сеттинг, затем добавил задел на третью трилогию и принялся пилить уже ее, но успеха первой так и не повторил.
  • Артур Кларк «Свидание с Рамой» — через 16 лет в соавторстве с Джентри Ли вышла сиквельная трилогия. Последний роман несколько наособицу, а вот третий роман цикла является непосредственным продолжением второго.
  • Дюна — вообще знатоки утверждают, что задумывалась сразу трилогия, но из-за финансовых и прочих причин вышел только один роман… Но вообще выглядит как: роман — сиквел-дуплет — роман спустя 3500 лет — сиквел-дуплет спустя ещё 1500 лет.
  • «Геномная» трилогия Лукьяненко — если между первым и вторым романами прошло много лет и событий, то в третьей повести в главной роли снова протагонист «Генома». Тут «дуплетность» с точки зрения сюжета, а не написания: приквел «Танцы на снегу» был написан после «Генома».
  • Джо Холдеман в 1974 году издал роман «Бесконечная война», а в 1999 — дуплет продолжений «Сепаратная война» и «Бесконечная свобода». Причём «Бесконечная свобода» — полноценный сиквел, а «Сепаратная война» идёт параллельно с «Бесконечной войной» с другого POV.
  • «Лунная трилогия» Ежи Жулавского. Первый роман — фактически отдельное произведение, а спустя семь лет автор сочинил дилогию сиквелов (причём в сиквелах советский читатель может разглядеть сюжет написанного многими годами позднее «Незнайки на Луне»).

Кино[править]

Телесериалы[править]

  • Явление двухсерийных эпизодов отчасти родственно сабжу. В некоторых случаях совмещается с разделением финала надвое, но по смыслу ближе сюда: как и в случае сиквелов, двухчастность скорее из-за желания сделать побольше и поэпичнее. Особенно дуплеты эпизодов любит/любил динозавр британского масскульта Доктор Кто.
  • «Кукольный дом» — после двух 12-серийных сезонов в DVD-издании публикуются два «тринадцатых эпизода», являющих собою, по сути, полнометражку, разбитую пополам.

Мультсериалы[править]

  • Аналогично телесериалам, формат «один сюжет, две серии подряд» любим мультиками с претенизей на сюжетную линию и поступательное развитие персонажей. Иногда двучленами сериалы даже начинаются, и само собой, часто ими кончаются, как по причине накопления персонажей и сюжетов, так и для максимальной эпичности гранд-финала. Иногда между частями даже прямо вставляются плашки со словами To be continued…

Видеоигры[править]

  • Mass Effect — с очень слегка прикрученным фитильком, но вполне. Эпичный Жнец, верховодивший конфликтом первой части, всё же очень прямо намекал на то, что эта сюжетная линия игрой только начата, и по логике должны следовать продолжения, её раскрывающие. Они и последовали — но для начала игре надобно было взлететь и завоевать себе нишу, чего она сравнительно неплохо и добилась, а до тех пор первая часть должна была стоять на своих ногах и на продолжение-следует не опираться, что она с успехом и сделала. Вторая и третья же игры — явный дуплет, пусть и с лучше закруглёнными краями, чем это обычно бывает: многое во второй части в ней же и разрешается и в третьей играет уже новое, но финальный ролик игры с началом полёта основных флотов Жнецов обратно в галактику прямее некуда говорит, что вторая была лишь завязкой к основному событию, а почти дословный переход в третью посредством ДЛСки начали делать уже в ходе работы над этой самой.
  • Dragon Age — чуть ранее предыдущей серии, но всё же почти одновременно с ней, начала такой же путь. Первая игра — закольцованный сюжет, и даже дополнение Пробуждение не особо пугает завязками на сиквел. Вторая же сразу начала с повествования-обрамления, которое каждый раз со всё возрастающей степенью прямоты говорит игроку «это всё предыстория ещё более крутого сиквела, ждите релиза следующей игры!», ну и сам сюжет кончается завязкой новой заварухи, отправная точка которой — последние квесты игры.
  • Assassin's Creed — опять со слегка укороченным фитильком, поскольку и конец первой уже пытается пощекотать игрока сюжетом про древние заговоры и научную фантастику, само раскрытие главной идеи которого и является мета-задачей игры. Вторая же часть представляет собой, по сути, триптих про Эцио и Десмонда (а в Revelations ещё и Альтаира) в разных временах, первая игра в котором ну очень явно не закончена логически и прямо продолжается в Brotherhood, а для полной ясности истории нужен ещё и Revelations. Что интересно, после этого серия от дуплетов отказалась и стала выпускать отдельно стоящие игры со спиноффами-вбоквеламино это уже другая история.
  • Koudelka и Shadow Hearts.
  • Deponia — прямо и чётко. Первая серия самодостаточна и была принята на ура; возможность сиквела была, но история и так получалась красивая. Популярность, однако, сподвигла создать два сиквела, Chaos on Deponia и Goodbye Deponia, образцовый дуплет: первый сиквел прямо заканчивался словами «это не конец», а второй делает гранд-финал всем трём с тотальной сюжетной развязкой всех и вся. Фанаты не угомонились и после этого, особенно подстёгнутые плохим хорошим концом сюжета, и разработчики впоследствии сделали ещё один, уже одиночный сиквел Deponia Doomsday... ставший форменным «На тебе!» недовольным концовкой трилогии и максимально жирно поставивший точку во франшизе. Причём, учитывая особенности как игры, так и пристрастий разработчика, если первая игра была несколько оптимистична и даже идеалистична, то чем дальше, тем хуже становилось в мире по сюжету, и последний сиквел вообще стал почти во всех смыслах плохим и трагическим концом, где все или гибнут, или оказываются заброшены фиг знает куда, или остаются у разбитого корыта, потеряв всех друзей и любимых, и даже само выживание мира под большим вопросом.
  • Dawn of War II — дополнения к базовой игре, по сути ставшие сиквелами основной истории и аддонами с новыми фракциями. Базовая — простенькая, но для сорокаградусника нормальная история про имперцев против тиранидов с примесью эльдаров и вездесущих орков. Chaos Rising вводит сюжет об отступничестве великого магистра ордена Кайраса, и заканчивается началом кампании чисток и фактически гражданской войны против скурвившегося магистра. Retribution прямо продолжает сюжет Chaos Rising и даёт концовку и сюжету Кайраса, и всей истории про субсектор Аурелию в вариантах различных фракций.
  • BioShock Infinite — аддоны-сиквелы Burial at Sea, хотя бы честно названные часть 1 и часть 2. В принципе и не претендуют на раздельность, и работа в паре тут скорее из-за сюжетно обусловленной смены играбельного протагониста между частями, но по смыслу всё равно полноценный дуплет. Если полностью сложить вместе, в совокупности масштабов и длины образуют полноценную серию франшизы, просто двуглавую.
  • С оговорками — вторая и третья часть Ведьмака. «Убийцы королей» как бы подготавливают события «Дикой Охоты».
  • Valis - первая часть была незатейлива по сюжету, который в целом был закончен. Успех имела, вышел сиквел, тоже в целом законченный. А вот третья часть (сугубо приставочная, вероятно, определившись с рынком сбыта, авторы осмелели) оставляла жирнющий задел на четвёртую - что же будет с демонами, а главное с самой ГГ? И да, после неё же пошли римейки (а не порты!) первых 2 частей для приставок новых поколений. Четвёртая в принципе тоже кончается в духе "...Но это уже совсем другая история...", но от того, что пятую так и не сделали, сюжет не пострадал.