Сильный женский персонаж

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Все существующие ныне общества видят в женщине только товар. Восток рассматривает её как предмет купли-продажи, запад же отказывается признавать в ней женщину. »
— «Зелёная книга» Муаммара Каддафи одобряет троп

Стоп-стоп-стоп, а почему нет статьи «Сильный мужской персонаж»?

А потому что со времён «Песни о Гильгамеше» центральный мужской персонаж — по умолчанию сильный. Не в физическом смысле, а в смысле того, что он оказывает наибольшее влияние на сюжет, его цели становятся ключевым двигателем повествования, он — субъект. И хотя в литературе иногда встречались образы вроде Обломова, это были скорее исключения.

А вот женским персонажам долгое время отводилась роль трофеев, иногда — одноразовых злодеек, в лучшем случае — команды поддержки. Единственная цель, которую им дозволялось иметь, — любовь мужчины, за которого нужно счастливо выйти замуж. А в целом они были средством достижения мужских целей, были объектами.

Исключения были редки, хотя и были.

В XIX—XX вв. изменилась экономическая обстановка в развитых странах, и большинство женщин стали самостоятельными субъектами производственных отношений. Это привело к развитию суфражизма, а затем и феминизма, и в обществе возобладал новый взгляд на роль женщины. Если раньше женщину воспринимали не то как объект обожания, не то как прислугу (знаменитая формула «Церковь, дети, кухня»), то теперь её наконец признали личностью наравне с мужчиной. Само собой, это не могло не повлиять и на искусство. Женщины получали право голоса на выборах, росла степени их экономической независимости (что, по мнению ряда исследователей, являлось определяющим фактором в эмансипации вообще, поскольку зависимость женщины от мужчины выражалась, в первую очередь, в материальной форме), росла доступность высшего образования для женщин. В обществе формировался запрос на сильных женских персонажей, а поскольку спрос рождает предложения, таковые не замедлили появиться.

То есть слово «сильный» не очень точное, но так уж исторически сложилось — ведь прилагательные «яркий» или «проработанный» не отражают нетрадиционную роль женщины.

Признаки сильных женских персонажей (по мере уменьшения значимости)[править]

  • У героини есть неромантическая и не связанная со своей семьёй цель. Если цель романтическая и связанная с семьей — то она не единственная.
  • Сюжет развивается благодаря поступкам и решениям героини на пути к цели.
  • Героиня не стесняется, добившись цели, авторизовать результат (проще говоря, насладиться плодами победы).
  • У героини есть убеждения, ценности и идеи, которые она формулирует и высказывает.

Проще говоря, сильный женский персонаж — это персонаж, выстроенный, в общем-то, как мужской. Но только это женщина.

Сильный женский персонаж — не обязательно бой-баба или бой-девка. И это не то же самое, что сильная женщина. Хотя ничто не мешает совмещать. Но всё-таки самая распространённая ошибка при попытке создать сильного персонажа — это придумать яркую выразительную женщину… и не дать ей цели и сюжетной арки. В результате получается неважный важный персонаж

Ещё одно отклонение от тропа — сильная женщина совершает поступки, они двигают сюжет… а в итоге оказывается, что для неё важнее всего «любовь мужчины, за которого нужно счастливо выйти замуж» (см. выше). Яркий пример — «Москва слезам не верит», где Катерина страшно переживает: вдруг её возлюбленный слесарь Гоша узнает, что она директор завода и депутат Моссовета.

Но, пожалуй, главная ошибка при создании сильного женского персонажа — это перегиб в сторону демонстрации силы. Сильный, уверенный в себе человек не нуждается в постоянном напоминании себе и окружающим, что он сильный. Вот какое отношение вызовет у аудитории мужской персонаж, который постоянно будет настаивать на своей доминантности и силе? Правильно, он станет бафосным и комедийным. В итоге, получается вместо сильного персонажа неуверенный в себе, мечущийся между желанием показать окружающим кузькину мать и внутренним отторжением к этому. По-своему, это может быть интересно, если правильно подать тему, однако развивают её редко. Обычно же на выходе получается Псевдо-бой-баба… или Мэри Сью.

Немаловажное замечание: «сильный» вовсе не значит «добрый» или даже «хороший». Хватает и отрицательных, но по-своему восхитительных СЖП.

А ещё до проявления этих признаков, как понять, кого режиссёр видит как сильного женского персонажа? Скорее всего она будет в белой майке-алкоголичке. В сборнике Любовь, смерть и роботы, например, этот маркер применили в пяти сериях.

Примеры сильных женских персонажей[править]

Мифология и фольклор[править]

Эдгар Дега, 1861. «Семирамида строит Вавилон». Дама, которая в мировой живописи всегда изображается одетой — это уже что-то да значит!
  • Библия:
    • Девора, пророчица, судья и полководец.
    • Эсфирь.
    • Дева Мария же! В каноне раскрывается между строк, в апокрифах — совсем явно.
      • Ну, не совсем между строк: в Евангелии от Луки Мария слагает целый гимн, который стал частью церковного канона. На минуточку, кроме нее только две женщины стали каноническими песнописицами: Мириам, сестра Моисея, и все та же Девора.
    • Иудифь из неканоничной книги. В конце книги — полноценная аверсия не только синдрома Настеньки, но даже замужества в награду: героине дали шатёр Олоферна со всем содержимым и народные почести, а от брака она сама отказалась.
  • Античные мифы и легенды о Семирамиде.
  • Жития святых, особенно великомучениц Екатерины и Варвары. Авторы панегириков не стеснялись выражений, что такие женщины мужественны и даже превосходят мужей по мужеству.
  • Образ хитрой лисы (именно лисы, не лиса) в народных сказках.
  • Богатырши-поленицы из древнерусских былин.

Театр[править]

  • Лисистрата. Старше, чем феодализм.
  • Праксагора из «Законодательниц» того же Аристофана.
  • Эврипид прославился своими сильными женскими образами. Он первый разглядел в Клитемнестре и Медее не безусловных злодеек, а в Гекубе — не просто пассивную жертву.
    • Тут как посмотреть. У Эврипида Клитемнестра, конечно, не безусловная злодейка, но у других трагиков она тоже такой не была. А вот сильной она у него не получилась, наоборот, достаточно слабая фигура. У Софокла, и у того она посильнее, а у Эсхила вообще кремень, гранитная скала! Кое-что говорит тот факт, что в «Орестии» она, единственный вообще персонаж который появляется во всех трёх пьесах (хоть в последней и в роли призрака), и сильна во всех.
  • «Антигона» Софокла: главная героиня, ещё и оттенённая робкой сестрой Исменой.

Литература[править]

  • Ганс Христиан Андерсен:
    • «Дикие лебеди» — Элиза.
    • «Снежная королева» — Герда. Прошла полмира ради своего друга Кая, выдержав множество тяжёлых испытаний, и сумела вернуть его домой. Собственно, гендерная инверсия классической истории о герое до того, как это стало мейнстримом.
      • Хотя сюжет типа «Финист ясный сокол», где в квест за возлюбленным или братом отправляется женщина, старше, чем грязь.
  • Шарлотта Бронте, «Джейн Эйр».
  • Т. Майн Рид любил сильных женщин. Мэриен Холт сбежала от мормонов, жила в индейском племени и заставила себя уважать («Отважная охотница»), Эжени Безансон переоделась юношей и спасла свое имение («Квартеронка»), Каталина де Крусес освободила из тюрьмы своего любимого («Белый вождь»).
  • Три мушкетёра — миледи Винтер.
  • Кэрролловская Алиса тоже подходит. В обеих книгах.
  • «Унесённые ветром» — Скарлетт О’Хара. Зигзаг: поначалу ни о чём не думает, кроме как выйти замуж за любимого Эшли, но, оказавшись в роли хозяйки разорённого войной поместья, вынуждена отращивать себе субъектность и ставить иную цель: благополучие для себя и семьи. Но в самом конце снова выбирает своей целью мужчину — Ретта, который от неё ушёл.
  • А. Волков, «Волшебник Изумрудного города» — Элли. С зачем-то прикрученным фитильком — Энни во «второй трилогии» цикла, которой автор просто не дал полноценно проявить свой характер, хотя она им во многом даже превосходит сестричку.
    • Дороти из «Страны Оз» Баума — аналогично. Но главный образец тропа там, конечно, Озма.
  • Мисс Марпл.
  • Дж. Р. Р. Толкин, «Властелин Колец» — Эовин. Она не амазонка, по признанию автора, но кто сказал, что нужно быть бой-бабой, чтобы проявить силу характера в бою?
  • Алиса Селезнёва. А что, нет?
  • Стивен Кинг всегда мастерски прописывает своих персонажей, и женщины не исключение. Отдельно можно выделить Долорес Клейборн из одноимённой книги (ради дочери она совершает отлично спланированное убийство пьяницы мужа, чей интерес к девочке превысил рамки приличий), и стрелка Сюзанну из «Тёмной Башни».
  • Лоис М. Буджолд «Сага о Форкосиганах» — педаль в пол: троп относится чуть менее, чем полностью ко всем женским персонажам. Сильные, умные, обаятельные, очаровательные, коварные, дипломатичные — выбирайте на свой вкус. За десяток с лишним книжек писательница успела проработать почти всех женских персонажей, появлявшихся на страницах больше нескольких раз. Впрочем, у Буджолд очень много харизматичных персонажей самого разного пола.
  • Себастьян Жапризо, «Дама в автомобиле, в очках и с ружьем» — Дани Лонго, ставшая сильной поневоле.
  • «Гарри Поттер» — чуть менее чем все женские персонажи.
  • «Досье Дрездена» же! Все до единой! Кроме парочки чисто эпизодических лиц, найдите мне хоть где-нибудь в этих 14 томах слабую женщину?
    • С другой стороны, все эти сильные женщины — магички, вампирши, фейри, а также полицейская, профессиональная воровка и даже валькирия. То есть не простые смертные гражданки — а либо как минимум хорошо обученные профессионалки, либо и вовсе обладательницы сверхспособностей. С такими бонусами быть сильными, пожалуй, не так уж сложно…
  • «Песнь Льда и Огня» — таких персонажей у Мартина много, но в первую очередь, конечно, Дейнерис. Пробудила драконов, освободила рабов, создала собственное королевство.
    • Арья Старк сумела выжить в оккупированных полными чудовищами Речных Землях, вынесла маленькую девочку из огня, пережила концлагерь в Харренхолле, убила нескольких крайне омерзительных личностей и пошла учиться на ассасина в Храме Безликих, дабы однажды отомстить за свою семью.
    • Бриенна Тарт, Мелисандра и Аша Грейджой тоже подходят.
    • Оленна Тиррелл, «Королева шипов». Ни перед чем не остановится, чтобы укрепить позиции клана.
    • Серсея Ланнистер. Изначально она подаётся как сильная женщина, хоть и злая, но с обретением собственного ПОВа раскрывается как довольно слабая личность, отчаянно желающая получить силу и власть, чтобы избавиться от страха. Тем не менее, под признаки сильного женского персонажа она всё равно подходит.
  • Анджей Сапковский, «Ведьмак» — таких персонажей у мастера вагон и маленькая тележка. Йеннифер, Цири, Трисс — и это даже не треть списка. Причём и отрицательные и положительные.
    • Крутые королевы — Мэва и Калантэ.
    • Крутые волшебницы — Филиппа Эйльхарт, Тессая де Врие, Маргарита Ло-Антиль, Кейра Метц… Ну много короче.
    • Обломки аристократии — Ренфри Сорокопутка, Цирилла, Мистле.
    • Обычные крутые — Райла, Мильва, Неннеке.
    • Толпа эльфок и дриад.
  • Дэйвид Эддингс — чуть ли не всюду. Слабых женщин в его книгах практически нет, а те, что встречаются, эпизодические и призваны оттенять постоянных героинь. Бывают распутные злодейки вроде принцессы Ариссы или графини Белинды, сильные принцессы проапгрейднувшие до королев вроде Эланы или Се Недры, бессмертные волшебницы вроде Сефрении или Полгары, ну а про всяческих богинь вообще молчим. Собственно, хватает одной только Атаны Миртай, чтобы вынести к чертям троп «слабой женщины». Пинком. С кинжалом на подошве…
  • Д. У. Джонс, «Ходячий замок» — Софи Хаттер. Внесла свой вклад в победу над Болотной Ведьмой и огненным демоном — мисс Ангориан, вернула себе молодость, а Хоулу — сердце, расторгла договор Кальцифера и Хоула (и теперь демон служит ему исключительно добровольно). А любовь Хоула в финале книги — это бонус, хоть и очень приятный.
  • Метавселенная Рудазова — Ванесса Ли. Из простой американской полицейской вырастает в недурственную магессу, небесталанную дипломатку и, что куда важнее — искусную первую леди-реформаторшу, наладившую в Серой Земле социальные лифты и сломавшую многие отжившие традиции, которые давно уже только того и ждали. И даже в финале, где у них с обезмаженным Креолом дом — полная чаша, преданный Хубаксис и пятеро детей, она помимо этого продолжает работать на Организацию.
  • Алексей Пехов — в его книгах очень много разнообразных и прописанных женских персонажей, порой даже превосходящих по силе и мудрости главного героя.
  • «Сага об Эндерлингах» Робин Хобб. Королева Кетриккен. Да, часть её поступков сильно завязана на любви, но она добрейший человек с невероятной волей, пожертвовавший многим ради служения своему народу.
  • Дэвид Вебер, «Хонор Харрингтон». Собственно, главная героиня. По мнению некоторых читателей — напополам с Мэри Сью.
  • Г.Ф. Лавкрафт, «Тварь на пороге» — зигзаг: Асенат Уэйт, вот только на самом деле в ее теле находится вполне себе мужская личность ее отца Эфраима Уэйта.
    • А вот девушка главного героя в рассказе «Тень на чердаке», хоть и толком не появляется в кадре, внезапно подходит без всяких зигзагов.

Кино[править]

  • «Зита и Гита» — разумеется, Гита!
    • Под конец выясняется, что и Зита - тоже. Просто ее надо было сильно разозлить.
  • «Чародеи» — Кира Анатольевна Шемаханская, директриса НУИНУ и маг первого уровня. Одновременно мягкая пародия на этот же троп.
  • Серия «Чужой» — Эллен Рипли. Что интересно, в изначальном варианте эту, как все остальные роли в фильме, должен был играть мужчина, но Уивер, поразив Ридли Скотта своим, ныне уже классическим, образом на кастинге, смогла пополнить копилку интересных персонажей экшенов.
  • Серия «Терминатор» — с Сарой Коннор играется зигзагом: в первом фильме она скорее Дева в беде, во втором прокачивается до воительницы, которая и в психушке не теряет присутствия духа и постоянно пытается бежать (собственно, если бы не T-800, она бы и сбежала), чтобы выполнить свою миссию: спасти сына и, по возможности, мир. А в третьем её просто… выкинули на мороз.
  • «Грань будущего» (2014) — Рита Вратаски, для друзей просто «Цельнометаллическая стерва» «Ангел Вердена». Натуральная Дева-Воительница в экзоскелете и с мечом из вертолётной лопасти — решительная, целеустремлённая, волевая. Именно её усилиями Уильям Кейдж из слабохарактерного эгоиста превращается в воина, способного на самопожертвование. При этом участие Вратаски не сводится к отыгрыванию роли шаблонного ментора, она привлекает своей человечностью. За внешней строгостью и требовательностью проглядывает и другая Рита — иногда отчаянная и нетерпеливая, иногда задумчивая и печальная, а порой забавная и милая. Она не просто вдохновляет главного героя, но и до самого конца является его главным соратником, и к финалу фильма оставаясь столь же интересной, как и при первом своём появлении.
  • «Безумный Макс: Дорога ярости» — Фуриоза.
  • «Баллада о Лефти Брауне» — Лора Джонсон. Твёрдой рукой управляется с ранчо своего мужа. А тот эпизод, в котором она, прогуливаясь, убила при помощи зонтика от солнца гремучую змею, можно заносить в учебники как пример раскрытия характера персонажа в маленьком эпизоде.
  • «Новые мутанты» — доктор Рейес.
  • «Незнакомка» (1995) — нюанс: Салли строит из себя сабж, но на самом деле она просто стерва. Вот, в частности, из-за таких, как она, и процветают кое-где в американской глубинке «города-призраки», ставшие криминальными гнёздами…
    • Что же до главной героини, чьё имя нам так и не назовут (hence the film name) — она-то эталон тропа без всяких оговорок: байкерша-вигилантша, одновременно мужественная и женственная (и сыгранная экспертом по боевым искусствам).
      • Та же актриса — Кэти Лонг — воплотила примерно такую же героиню (но иначе одетую, поименованную и уже без мотоцикла) в другом видном трэш-боевике — «Под прицелом», снятом за сущие гроши и вышедшем в том же году. В 1990-е ходили фанатские теории, что это вообще один и тот же персонаж.
  • Артур и минипуты — Селения, ещё один вариант правильного исполнения тропа. У неё есть своя, важная для общего сюжета, история, собственная дуга характера и собственное влияние на этот самый сюжет. Любовь Артура и Селении также была обоюдной, и оба персонажа самостоятельно проходили через осознание этого чувства. А чтобы дополнить картину, Селения ещё и отлично владеет мечом.

Телесериалы[править]

  • «Учитель в законе», третий сезон — крутая (но притом женственная) адвокат Инесса Юрьевна. У нее мало экранного времени, она очень близка к статусу «Эпизодический персонаж» — но всё равно она один из лучших образов в этом сериале. Все сцены с ней — просто чудо.
  • «Удивительная миссис Мейзел» — заглавная героиня, которая захотела из домохозяйки стать звездой стенд-апа.
  • «Викинги» — Лагерта, Юдифь, Гизела. Торви, в принципе, тоже.
  • «Чёрные паруса» — все женские персонажи. Для кого-то это заканчивается плохо, но это не значит, что они слабые. В мире пиратов слабаки долго не живут.
  • «Игра престолов» — кроме книжных героинь, на этот путь уверенно встала Санса Старк. Мартин намекал, что планирует подобное и для книг. Да оно и логично: не век же Сансе было оставаться овцой… то есть «пташкой»(тм)!
  • «Баффи, истребительница вампиров» — Баффи.
    • Потом до этого прокачиваются Уиллоу, Тара, Аня… да кто только не. Даже Корделия — в «Ангеле»
  • «В поле зрения» — Картер, Рут, Самина Шоу, Главная и многие второстепенные персонажи.
  • «Сыны Анархии» — Джемма Теллер Морроу, Тара Ноулз Теллер.
  • «Зена — королева воинов» — в первую очередь Зена и Габриэль. Да и Каллисто… туда же…
  • «Зачарованные» — сёстры Холливелл.
  • «Пацаны» — Старлайт/Энни Дженьюэри.
  • Венесуэльский «Каина» — Манинья Еричана, команданте Хосефа, да и Каталина Миранда тоже.
  • Австралийский «Все реки текут» — Филадельфия Гордон.
  • Властелин Колец: Кольца Власти — этим пытались сделать Галадриэль (то есть пытались воду сделать мокрее, камень — каменнее, или «живого дополнительно оживить»). Получилась истеричная и крайне неуравновешенная для своих 5 тысяч лет Мэри-Сью с эльфийскими ушами.

Мультфильмы[править]

Кота на скаку остановит.
  • «Секрет крыс» — миссис Бризби. А иначе не получится, когда четверо детишек, а муж погиб…
  • «Мулан» и «Моана» — заглавные героини.
  • «Лило и Стич» — Нани.
  • «Зверополис» — Джуди Хопс и мисс Барашкис.
  • «Холодное сердце» и «Холодное сердце 2» — естественно, Эльза. А во второй части ещё и Анна.
  • «Иван Царевич и Серый волк» — царевна Василиса. В первой части скорее изображает сабж, а во второй и третьей — уже поднимает уровень крутизны и полностью соответствует тропу.
  • Российская франшиза «Снежная Королева» (2012—19) от Wizart Animation:
    • Герда, дочь мастера зеркал Вегарта, которая отправится спасать едва найденного брата Кая из рук Снежной Королевы. Ей для этого придётся объединиться с троллем Ормом. В дальнейшем она вновь сталкивается с магией льда (в третьем фильме это доведено до того, что она сама временно стала криокинетиком), а в последней картине — с антимагической политикой короля Гарольда. Герда переживает, что у неё нет магического дара, как у её родителей и брата. И всё же у неё нашлись таланты — находчивость, сопереживание, милосердие и… оборотничество в красного антропоморфного дракона.
    • Капитанша пиратов, благородная разбойница, которая выше дублонов и пороха ценит свободу и возможность видеть море и поднятые ветром паруса.
    • Альфида, её дочь, стала лучшей подругой и союзницей Кая и Герды, для первого же — любовный интерес, и при том взаимный.

Мультсериалы[править]

  • «Аватар: Легенда об Аанге» — Азула, Тоф, Мэй, Тай Ли, Суюки и Катара.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — практически все персонажи. Не считая, внезапно, принцесс, которые как не дева в беде, так верная жена.
  • «Гаргульи». Тут вообще напряжёнка с слабыми лицами, любого пола или биологического вида. Точнее, их просто нет.
  • Черепашки-ниндзя — Эйприл О’Нил, Караи и несколько менее известных.
  • «Война Гоботов» — злодейка Крушилла была сильным женским персонажем еще до того, как это стало мэйнстримом, притом играла за плохих.

Комиксы[править]

  • Aliens vs. Predator — Мачико Ногучи.
  • Многие и многие супергероини и суперзлодейки. В ранний период выражено слабее, чем ближе к нашему времени, тем ярче.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Берсерк — Ширке. В отличие от большинства героев (даже Гаттса), включается в борьбу за спасение мира сознательно, а не потому, что так сложились обстоятельства. Несмотря на разницу в возрасте (Фарнезе явно старше) берёт Фарнезе в ученицы и возвращает вместе с ней разум Каске.
    • А вот Каска — это типичный случай «хотели, но не получилось». Она скорее ближе к Крутой поневоле, так как неизвестно, как бы сложилась её судьба, не встреть она Гриффита и Ко. После Затмения она ходячая женщина в холодильнике. Будем надеяться, что после исцеления она таки станет полноценным сильным персонажем.
    • Люка. В отличие от первых двух, она не волшебница и не бой-баба с мечом, но даже в условиях лагеря беженцев способна организовать группу взаимной поддержки из проституток, и сохранить их даже когда там разверзается натуральный ад.
  • Claymore — едва ли не половина действующих персонажей, благо это манга о воительницах.
  • Code Geass — С. С. и Карен.
  • Hellsing — Интегра.
  • Girls und Panzer — Хана, в этом тема персонажа: Хана происходит из уважаемой семьи с древними традициями, но девушка обладает железной волей и готова пойти против своей матери (которую очень любит), чтобы отстоять своё право выбрать собственный путь в жизни.
  • Kill la kill, nuff said.
  • Naruto — очень многие, даже стесняша Хината в итоге прокачала личность и волю до 80 левела.
  • Chrno Crusade — Розетта Кристофер и Стелла Хабенхайт. Первая пожертвовала ради спасения младшего брата огромную часть своей жизни, вторая готова на всё ради младшей сестры.
  • Мотоко же!
  • One Piece — Нами и Робин. Прописаны ничуть не хуже других, имеют цели, прошлое, сформированные им принципы и убеждения… Словом, всё как у прочих главных героев.
  • «Мастер муси» и другие работы Урусибары Юки — очень многие женские персонажи.

Видеоигры[править]

  • Мета-пример: вообще любые RPG, где можно создать персонажа женского пола.
  • Серия Final Fantasy
    • Final Fantasy VI — Терра Бранфорд и Селес.
    • Final Fantasy XII — принцесса Ашелия.
  • Metal Gear Solid 3: Snake Eater — Босс. Одна из лучших сильных женских персонажей в современной массовой культуре. Героический антагонист произведения, ментор главного героя, легендарная воительница по прозвищу «Мать американского всея спецназа» со своей собственной хорошо прописанной и трагической историей, её участие в сюжете не просто важно, оно имеет ключевое значение для ВСЕГО цикла Metal Gear, а не только для конкретной игры. Влияние Босс ощущается повсеместно, даже спустя много лет после её смерти.
  • Parasite Eve — Айя. Никому ничего не доказывает, хотя и не стесняется поступать так, как считает будет лучше, искреннее верит в «служить и защищать» и участвует в спасении мира потому, что считает это своим долгом как полицейского и человека.
  • Игры от студии BioWare (Dragon Age, Mass Effect и др., до Mass Effect: Andromeda) — абсолютно любой активный женский персонаж, неважно, протагонист или NPC. BioWare славятся своей репрезентацией и толерантностью, при этом их персонажи — не картонные шаблоны, а всегда яркие и хорошо прописанные личности.
  • Сара Керриган же!
  • Yakuza 2 — Саяма Каору, полисвумен.
  • Overwatch же. Любая героиня подходит.
  • Team Fortress 2 — мисс Полинг и Администратор. В геймплее не участвуют, однако на мир игры влияют посильнее, чем наши любимые наёмники.
  • Bayonetta — сама ведьма Байонетта! Разносит пистолетами и пинками всяких ангелов, самостоятельно ищет причины амнезии, не стесняется своей сексуальности. Даже феминистки признают, что она прекрасный женский персонаж, несмотря на, кхм, ее поведение и различные «вызывающие» сцены в игре.
  • Skyrim — Серана. Фактически большую часть её сюжетной линии не Довакин выполняет поручения Сераны, а Серана берёт с собой Довакина напарником, чтобы решать общие, но, в первую очередь, её, проблемы. Игрок всё ещё может решать, куда идти и что делать, а вампирша технически считается компаньоном, но командует парадом именно она, да и история с пророчеством о тирании Солнца весьма интересная, а сама Серана проработана до мелочей.

Визуальные романы[править]

  • Danganronpa — Эношима Джунко, главный двигатель сюжета.

Примечания[править]