Синдром Настеньки

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Героиня не получила награды — ещё не синдром Настеньки. Возможно, это лишь суровый реализм.
Героиня не получила награды или её награда — чёрт-те что, и это подаётся как хэппи-энд для неё самой? Это и есть сабж.
« …почему все сказки заканчиваются на том, что дочь графа выходит замуж? Вам это никогда не казалось несколько пугающим? Я хочу сказать, вам доводилось когда-нибудь читать народную сказку, где матери принцесс делают что-нибудь иное, кроме как умирают молодыми? Я так и не смогла понять, это предупреждение или инструкция. »
— Л. М. Буджолд, «Гражданская кампания»

Если автор в своём произведении что-то изобразил, наверняка он это сделал не случайно — ведь всем это прекрасно ясно. Вот, например сильный женский персонаж — мы уже не раз это видели и прекрасно представляем, чего ждатьА вот и нет, говорит нам автор. Персонаж действительно сильный, но при этом не непобедимый, нередко многогранный, очень редко прёт напролом, предпочитая, где возможно, действовать аккуратно, избегает наживать себе врагов и очень бережно относится к приобретённым друзьям — и самое главное, что персонаж практически никогда не жалуется, как минимум до тех пор, пока не получит прямое предложение выговориться на полную. И по ходу сюжета кармическая справедливость делает своё дело — к развязке положение у персонажа действительно становится лучше, чем было при завязке, или как минимум не сильно портится, если у нас в наличии сеттинг-катастрофа, где персонажам вообще глобально «не до жиру — быть бы живу».

И тем не менее в итоге всё равно что-то не так.

Автор старательно прописывает приключения и не мелочится щедрой рукой отсыпать нешуточных угроз, от которых героиню спасает не авторский произвол, но её смекалка и упорство. А что же она получает за это по итогу? На самом деле всё же что-то получает. В разумных пределах… Да вот только предшествовавшие тому приключения за разумные пределы, мягко говоря, вышли. Всем понятно, что в реальной жизни награда за страдания может не только не быть справедливой, но и вообще отсутствовать может — не всем везёт и не всегда. Вот только в своём произведении автор вправе наградить персонажа да хоть мировым господством (причём аж «ужасным способом три раза»)… но почему-то в этот раз этого не делает. А потому, пока одна часть публики хвалит автора за избегание крайностей и живой сюжет, другая часть публики заявляет, что оно того не стоило.

Важное замечание: сюда попадают случаи нетривиальных, неочевидных, сомнительных и плохо поддающихся оценке наград — случаи однозначно отрицательных наград живут дальше по коридору.

Если персонаж действует сознательно, руководствуясь не своим моральным компасом и сиюминутной обстановкой, а некой высшей идеей, реализация которой самому персонажу заведомо ни капли блага не принесёт, а то ещё и окажется фатальна, это кабинет напротив.

Разбор сути явления[править]

Кто же такая наша «Настенька»?[править]

Ходячий сгусток народной мудрости — вот она кто.

  1. «Бережёт платье снову, а честь смолоду.»
  2. «Не плюёт в колодец — пригодится воды напиться.»
  3. «Не говорит гоп, пока не перепрыгнет.»
  4. «Помнит, что беда никогда не приходит одна.»
  5. «Не стесняется потрудиться, чтобы вытащить рыбку из пруда.»
  6. «Не кладёт все яйца в одну корзину»
  7. «Не ходит со своим уставом в чужой монастырь.»
  8. «Знает, что старый друг лучше новых двух.»
  9. «Не смотрит дарёному коню в зубы.»
  10. «Уверена, что как бы хорошо ни было в гостях, дома всё равно будет лучше.»

В общем везде по кругу прямо настолько эталонный пример для подражания… что возникает вопрос, достаточно ли наш мир хорош для того, чтобы такому примеру подражать.

Что же с ней не так?[править]

В первую очередь, конечно же, главное «не так» — это реакция публики. Во вторую очередь — получившийся посыл, заложенный в историю героини.

  1. Изменившаяся мораль: героине досталась награда, считавшаяся достойной для женщины. Ну вот зачем, право, образцовой матери семейства меч сюжетной важности? Что она им, щи в котле что ли мешать должна? Вот образцовому отцу семейства — то другое дело: повесит над камином и будет потом детям рассказывать, как в приключениях его добыл, а потом и внукам тоже. А потом дети своим детям рассказывать будут. А потом и внуки своим внукам. И вся округа будет знать, что то семейство не лыком шито — им палец в рот не клади. Но пристало ли даме подобным хвастаться? Вообще-то когда-то давно считалось, что более чем пристало — но потом мораль поменялась, и стереотипная жена из «спутницы жизни», которой пристало быть под стать мужу, превратилась в «хранительницу очага», на которую смотрели уже под совершенно другим углом (и потому лучшей наградой для такой «узницы кухни» по умолчанию считался верный надёжный муж — да, взгляд на мужское «хождение налево» тогда в том числе из-за этого сместился в сторону отрицательного). А теперь мораль снова изменилась — и дамам снова прилично стоять в одном ряду с кавалерами (и «ходить налево», а потом этим хвастаться дамам теперь тоже прилично — а вот кавалерам всё ещё не очень). Бедные авторы — вот им теперь вертеться, чтобы аморальностью не заклеймили
  2. Сам путь — награда: развязка оказалась пустышкой — но, оглянувшись назад, героиня видит тысячи мелочей, собранных ею на протяжении всего приключения — и вместе они вполне себе складываются в нечто весьма недурственное, по крайней мере в её видении (а вот в видении публики — не обязательно).
  3. Героиня и есть награда: автор долго и старательно раскрывал разные стороны героини, но не для того, чтобы положить на весы её страдания, а для того, чтобы показать её ценность — а потом наградить ею другого персонажа, который проходил свои испытания.
    1. При этом со стороны самих персонажей они скорее будут встречными наградами друг для друга, нежели чем-то одностронним. Хороший крепкий мужик стал для Настеньки из «Морозко» не только весьма полезной в хозяйстве штукой, но ещё и отличной управой на мачеху, которой теперь со всеми претензиями сперва к нему — шовинизм умеет в обе стороны работать.
    2. Более того один (а то и оба) из персонажей может успеть покрутиться в моральной плоскости и быть вознаграждённым в том числе за «правильный» выбор. Иван из «Морозко» так и остался бы медведем, если бы не исправился: магия — отличный полиграф.
  4. Фух, пронесло! Вы сомневаетесь, что могло быть хуже? Автор с полной уверенность готов вас заверить, что ещё как могло. Но он не садист, потому героиню пощадил.
  5. Мелкий жемчуг: публика — сволочь и напоминает об этом автору при любой удобной (для неё, но не для него) возможности. Героиня награждена по всем пунктам от и до, а все убытки возмещены — но аудитория всё равно морщится и говорит, что и мужика можно было более покладистого найти, и туфли можно было покрасивее присмотреть, и избу на царские хоромы сменить, а не просто в порядок привести…

В общем так или иначе либо перед нами просто старое произведение, а с момента его создания концепция изменилась, либо автор увлёкся игрой на ожиданиях и в итоге промазал мимо ожиданий публики.

А бывают ли «Настеньки» мальчиками?[править]

Как ни странно, бывают, но редко, и на то есть причины, потому как для мужского персонажа соотносить величину награды от автора с пережитыми приключениями и торговаться — нонсенс. Но это не значит, что автор не сможет извернуться так, чтобы наградить персонажа «по-мужски», оставив при этом «странное послевкусие».

  1. «Варварская награда»: конечно крепкий драккар, острый меч и пара-тройка фигуристых наложниц — отличный хрестоматийный образец типичной стереотипной «мужской награды» — вот только на дворе уже не дикие времена, а наш герой — дитя мегаполиса, которому подобные «радости» попросту чужды — тут герой может и отказаться от награды.
  2. «Обуза в награду»: герою в соответствии со стереотипами достались и принцесса, и полцарства впридачу… да вот только к обоим пунктам прилагается дополнение мелким шрифтом — ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за них. Сумел выиграть войну? Посмотрим, сумеешь ли теперь выиграть мир. На момент развязки всё может казаться относительно удачным, но ожидающие героя перспективы — новые испытания, в которых награда за старые будет только балластом.
  3. «Обесценившаяся награда»: герой добился своего, но, когда все карты оказались раскрыты, оказалось, что в сущности эта награда ему ни к чему. Стоят ли собранные по пути промежуточные награды таких усилий? Возможно и стоят, а может и нет, но искать ответ на этот вопрос уже нет смысла, потому как фактически это в любом случае всё, чем остаётся довольствоваться герою.
  4. «Я сам так решил»: награда в сущности выглядит ничтожной и единственная причина, по которой герой награждён именно ей — его личный выбор.

Тут важно отметить, что одной несоразмерности награды страданиям от приключений для попадания в троп не достаточно — персонаж должен соответствовать критериям жизненного кредо, изложенным выше.

Примеры[править]

Из обсуждения в одних комментариях по теме:

« Ну, по мне, так эта Настасья весьма хитрая и продуманная особа. Одна сцена спасения Марфушки из пруда чего стоит. За раз так себя подать, - и красавица она оказывается, и отважная, и спортсменка(плавает отлично), и сердце доброе(сестра ей одни гадости, а та её спасать). Прям нарочно не придумаешь.

А так уболтать высшего духа, которому тебя фактически в жертву принесли, чтоб не только не убил, а ещё и подарками задарил? Это надо знать, что сказать, и как сказать. Она явно знала. К работе любой сподручна, учитывая, что жили то натуральным хозяйством, это немаловажно. И всего, чего хотела, тихой сапой в итоге добилась. Не, я бы рядом с такой Настенькой ухо востро держала.

»
— Я сама мачеха Настеньки. Просто поверьте, — у нас не всё так однозначно…

Фольклор[править]

  • Итальянская сказка «Красавица Фанта-Гиро». Крутая принцесса Фанта-Гиро возглавила армию, спасла страну и… вышла замуж. Нет, она не стала правящей королевой — она просто вышла замуж. Правящей королевой она стала в фильме по мотивам.
    • Плюс она осталась наследницей отцовского королевства, которое после его смерти присоединилось к королевству её мужа. Который, между прочим, изначально собирался его завоевать. Однако ловко он устроился.
      • Это средневековье, тут в подобных раскладах разбираются даже простолюдины. Не так уж её муж ловко и устроился: если он умрёт, не оставив наследника (или линия наследования прервётся как-то ещё), её королевство останется при ней, а не отойдёт одному из его братьев-племянников. Не совсем то же самое, как если бы он это королевство завоевал, правда?

Театр[править]

  • Дж. Пуччини, «Турандот» — разумеется, Лю. Сама влюблена в Калафа, но ради того, чтобы он получил руку жестокой принцессы Турандот, идёт на пытки, жертвует собой и погибает. Небольшим фитильком могут послужить разве что почтительные похороны от жителей Пекина, впечатлившихся её подвигом. Но Лю к этому моменту уже всё равно. Этот финал возмущает даже некоторых оперных режиссёров, которые в своих постановках этой оперы пытаются хоть как-то подчеркнуть подвиг и жертвенность Лю.

Литература[править]

  • В. Скотт, «Айвенго» — Ревекка, совершившая куда больше поступков, чем пассивная, как комнатное растение, леди Ровена, и как минимум спасшая жизнь Айвенго. Финал её линии хоть и безукоризненно логичен с точки зрения сословной и религиозной морали, но всё же возмутил своей глубинной несправедливостью даже Уильяма Теккерея, сподвигнув его на один из самых знаменитых в истории литературы фанфиков «Ревекка и Ровена».
  • «Русалочка» Андерсена. Эта бедняжка даже и замужества не получает — принц женится на другой, а несчастная героиня погибает. То есть, простите, возносится на иной план бытия, что читателя-атеиста как-то не утешает.
    • Тем не менее, сама Русалочка как раз ставила перед собой две цели (хочу бессмертную душу и принца) и добилась одной из них, хотя и не так, как ожидала. С другой стороны, вопрос души для неё на заднем плане — сравним хотя бы с более близкой к фольклорной основе «Ундиной» Фуке (и её поэтическим переложением Жуковским), где брак с человеком первоначально рассматривается как голый расчёт ради обретения души.
    • Ещё сильнее, чем Андерсен, выжала эту педаль Леся Украинка в «Лесной песне»: трудно отделаться от вывода, что бессмертная душа, нежданно обретённая Мавкой в горниле любви и предательства — невероятно отстойный дар
  • Его же Элиза из «Диких лебедей». Ей предстоит жить долго и счастливо… с человеком, который позволил возвести её на костёр, даже не разобравшись — а может, она всё-таки не виновата? Здесь вполне аутентичная ментальность народных сказок, не заморачивающихся подобными вопросами (сказка хотя и авторская, но, в отличие от иных творений Андерсена, на фольклорной основе, оную ментальность вполне сохраняюшая).
  • Гарриет Бичер-Стоу, «Хижина дяди Тома» — сам дядя Том. Как раз тот случай, когда автор хочет показать несправедливость мира по отношению к славному негру, который всем помогал и всех спасал, и умер, забитый насмерть жестоким хозяином, не выдав двух беглянок.
    • Канон житийного жанра. Искренний христианин Том не ожидает иной награды, кроме как на небесах — ещё и сам в итоге утешает этим в последние минуты жизни опоздавшего его выкупить Джорджа Шелби.
    • А в ХХ веке слово «дядя Том» стало для афроамериканцев ругательством, примерно как терпилой назвать. Али так (и не только так) Фрейзера провоцировал на третий бой, если что.
  • Дарья из поэмы Некрасова «Мороз, Красный Нос» — крипотно-реалистическая деконструкция сказки. Женщина, которая могла коня на скаку остановить и в горящую избу войти, замёрзла насмерть, утомившись от рубки дров. Автор вовсе не считает это хэппи-эндом, но прозрачно намекает, что в крепостной России другой вариант для крепостной крестьянки невозможен.
    • Ну почему же? Её с детьми могла забрать к себе родня мужа. Другое дело, что, судя по всему, такой родни не было.
    • Строго говоря, все ещё интереснее и печальнее. Первоначально поэма была на несколько строф длиннее. Дарья просыпалась от грёз и возвращалась домой. Однако Некрасов в письме к сестре признался, что это выглядит неубедительно. Остался открытый финал — белка уронила на Дарью снег, и, может быть, женщина от этого проснётся.
  • «Властелин колец»:
    • Эовин. Храбро сражалась наравне с лучшими воинами, завалила аж целого Короля-Чародея… всё, теперь можно бросить воевать и переквалифицироваться в медсёстры до конца войны. И замуж, куда же без этого. С фитильком, однако — замуж она вышла не за средневекового козла, а за Фарамира, который её личность ценит. И целительство — это её личный выбор, призвание. Но на раздаче слонов ей и кончика хвоста не дали, что не есть зер гут.
    • Фродо болеет этим синдромом, так как после смертельно опасного похода и участия в спасении Средиземья так и не смог приспособиться к нормальной жизни. Но вот тут и проявляется разница: автор подчеркивает, что для Фродо это bittersweet ending, он вынужден покинуть любимую страну, но зато удостоен пребывания в краю блаженных. А Эовин… ну, так и должно быть, разве нет? Разве счастливое замужество не предел мечтаний женщины?
  • Дилогия Л. Воронковой «Старшая сестра»/«Личное счастье». Мать героини — терминальный случай: давно страдала сердечным заболеванием, но не ходила к врачу, чтобы… не расстроить мужа. После ее смерти 12-летняя старшая дочь берет на себя заботу о семье. Из-за постоянной бытовой нагрузки ничего не успевает, из-за попыток угодить и пионерской организации, и религиозной бабушке чуть не вылетает из пионерской организации (в 1950-е годы это капец как серьезно). Хэппи-энд заключается в том, что… ну, Зина научилась все успевать и на нее запал мальчик, который это оценил. Кстати, под личным счастьем для себя она подразумевает счастье близких.
  • «Сага о Форкосиганах» — с одной стороны, Л. М. Буджолд лютый враг этого тропа (см. эпиграф). А с другой стороны, её сильная героиня Корделия активно действует в тех книгах, где сражается за своё семейное счастье. Как только она достигает своей цели — спасти ребёнка и обрести мужа в лице офигенного Форкосигана, — она исчезает из сюжета в качестве активного персонажа. В книгах постоянно педалируется тема того, насколько в реальности влиятельна Корделия, но это скорее заявленная способность — в кадре она ничего особенного не делает. И когда после долгого перерыва автор снова посвящает ей сольный роман… он опять-таки заканчивается замужеством. Ну ладно, по крайней мере, мужчины у Буджолд действительно офигенные.
  • В. Камша, «Хроники Арции» — принцесса Илана, хоть и с фитильком (бед она тоже натворила немало, но не по собственной воле). Освободившись от чар рубинов Циалы и снова обретя свою волю, заколола Михая Годоя, сделав возможной победу над ройгианцами. Что в итоге? Снисходительное «мы на тебя не сердимся» от возлюбленного (причём «мы» — это он и её счастливая соперница Герика), отречение от прав на престол Таяны, единственной законной наследницей которого она была, неравный брак с нелюбимым… которого она внезапно быстренько полюбила и стала счастлива. Ну-ну.
    • Илана подверглась не контролю разума, а разлагающему влиянию, так что воля была вполне ее собственная. Разве что с оговорками. Соответственно, имело место эдакое мягкое наказание злодейки. Но при это достаточно неприятное, бесспорно, в свое время автор правки решил, что ее пример учит идти по темному пути до конца, если уж встал на него.
      • Ой ли? Рубины Циалы давали натуральные магические дебаффы к морали по типу Кольца Всевластия, промывка мозгов в натуральном виде, пусть и замедленного действия. К тому же она действительно яркий персонаж, которого незаслуженно оттеснили.
  • Тэд Уильямс, «Орден Манускрипта» — принцесса Мириамель. Доблестно приключалась вместе с главным героем, а в конце, совершенно классически, послужила этому самому герою наградой за подвиги.
  • Семейная сага А. Марининой «Благие намерения» — Люба Романова, терминальный случай. Сильная, умная и способная женщина, финансовый директор крупной корпорации, всю жизнь положила на домашний уют и спокойствие любимого мужа и детей. Каждый день вставала в шесть утра, чтобы всех накормить и обстирать (хотя могла позволить себе нанять домработницу), терпеливо сносила все закидоны домашних и служила им жилеткой, скрывала от них свои болезни и всегда «держала лицо». При этом муж изменял ей направо и налево, а потом вообще обзавёлся второй семьёй, а из детей один ввязался в криминал и плохо кончил. Люба обо всём знала и всё терпела. И умерла в шестьдесят лет от рака, вероятно, вызванного психосоматическими причинами и многолетним стрессом. Тут намеренно, так как автор регулярно подсвечивает ошибочность Любиного modus operandi.
  • «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной. Задумывалось явно как повествование об освобождении женщины условного Востока. Но если присмотреться — то героиня, проходя через многочисленные муки и лишения и вроде бы твердея характером, просто меняет одного мужчину, плохого, на другого — хорошего. Относительно хорошего, конечно, — по сравнению с тем, каким моральным уродом был первый муж. И в конечном итоге расходится с ним, чтобы… жить ради сына. Короче, ради кого угодно, кроме себя. Педаль уходит в вечную мерзлоту, когда героиня примиряется внутренне с духом свекрови, которая мучила ее и травила всю юность. И это называется освобождением и открытием глаз?
  • О. Громыко, «Год Крысы» — Рыска практически не использует свой магический дар на пользу себе, в финале совершает подвиг и этот дар теряет, в качестве награды ей достаётся свадьба с козлистым парнем, не так давно отбывавшим срок в теле крысы. Парень, конечно, аристократ, да и свадьба вроде как по любви, но… осадочек как-то всё равно остаётся.
  • Э. Булвер-Литтон, «Последние дни Помпей»: Нидия, проявив редкую для слепой невольницы смелость и находчивость, спасает жизнь Главку и в финале, выбравшись с ним и Ионой из рушащегося города… топится в море. Чтобы любимый был счастлив с другой.
    • Справедливости ради, Нидия чувствовала свою вину за то, что невольно поучаствовала в отравлении Главка (хотя он все равно получил бы яд под видом приворотного зелья, если не из ее рук, то от Юлии). Тем не менее, Нидия боится, что снова причинит зло своему благодетелю, поддавшись любви или ревности, — а жить без него уже не хочет и не может.
  • Женские персонажи Романа Злотникова. Все они. Это могут быть великолепные яркие героини, сильные и умные, с собственными сюжетными арками и читаемой между строк харизмой… до определённого момента. Стоит такой героине выйти замуж, она немедленно превращается в безгласный и, зачастую, беспомощный придаток мужа, растит его детей и невероятно этому счастлива. Причём это сознательная авторская позиция, озвученная одной из эпизодических героинь ещё в «Вечном» — дескать, всякими глупостями можно страдать, только пока не встретишь Настоящего Мужчину, а потом киндер-кирхе-кюхе.
  • Леритье де Виллодон, «Смышленая принцесса, или приключения Вострушки». Вострушка — младшая и, как принято в сказках, единственная нормальная из трёх сестёр, обладающая всевозможными добродетелями. Строго в рамках этого тропа, за всю сказку ничего для себя не добивается (ну, кроме спасения жизни/чести), постоянно заботится о других. Автор несколько раз повторяет, что сказка нравоучительная, и один раз прямо говорит, что Вострушка получит награду. Итак, что же получает Вострушка? Отец, хотя и доверяет ей (и хотя она неоднократно спасала его и всё королевство от проблем), уезжая на войну, запирает её на долгие месяцы в полной изоляции от мира вместе с сёстрами — ну, просто чтобы старшеньким не обидно было. Когда сёстры попадают в беду, Вострушке (которая их любит), несмотря на все усилия, не удаётся их спасти, и в конце концов они умирают в мучениях. Потом отец выдаёт её замуж, поставив перед фактом. За человека, который первым делом пытается её убить. А награда заключается, собственно, в том, что муж передумал её убивать. Ну, и в том, что оба они теперь наследники престола в своих королевствах… ради чего обоим пришлось потерять любимых сиблингов. Хэппи-энд.
    • Надо учесть что править, скорее всего, будет именно жена. Взгляните, какую тряпочность проявил муженёк (от папочки, видать, унаследовал).
  • Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» — Сонечка Мармеладова. Занялась проституцией, чтобы вывозить на своём горбу пьяницу-отца, психически нездоровую мачеху и её троих детей от первого брака. Но вот появился человек, которому она интересна не как сексуальный объект. И что он начинает делать? Грузит её ещё и своими загонами сверху. В итоге её проблемы ей помогает решить персонаж, который выставлен автором как полнейшее аморальное чудовище. Сама Сонечка уезжает в сибирскую глушь, чтобы и дальше обихаживать и духовно спасать своего бойфренда, в чём она видит смысл жизни, а он до самого финала игнорирует её заслуги и старания.
  • Артем Каменистый, «Боевая единица» («Практикантка-2») — ГГ Алина Ветрова прошла через все испытания, подняла уровень крутизны, убила толпу низших демонов и добилась уважения одного высшего, докопалась до тайн могущественной организации… И в финале внезапно понимает, что ее гланая мечта — выйти замуж и нарожать детей.

Кино[править]

  • Советский фильм «Морозко» — тропнеймер с Настенькой.
  • Mulan: Rise of a Warrior — аверсия: Мулан дослужилась до генерала и удостоилась многих почестей, а влюбленный в неё принц… должен жениться на дочери хана кочевников, чтобы закрепить их союз с Китаем.[1]
  • Звёздные войны — по итогам новой трилогии под троп стала подпадать Лея. Собственно, и в классической трилогии она без-пяти-минут под неё подпадала, но в новой трилогии её достижения, достигнутые ценой немалых усилий и жертв, вообще обнулились. Даже Хан Соло оказался фиговым мужем и отцом. Братишка тоже подкачал, профакапив воспитание Бена Соло. Новая Республика рухнула. Новое Сопротивление разбито. Вот и сражайся после этого за демократию в Галактике.
    • Собственно, судьба всех трёх ключевых персонажей старой трилогии может быть интерпретирована таким образом. А может — как заслуженный итог их собственного раздолбайства. Потому что если Люк «профакапил» джедайство, а Соло «профакапил» генеральство, то Лея то же самое сделала в своей сфере деятельности — политической. По сути, Первый Орден — совместное творение всех троих… ну, не считая Гад за Гадом, которому досталась «великолепно подготовленная почва».
    • В последнем фильме педаль уходит в пол: вся её сюжетная роль сведена к роли жертвенной матери. Да и Рей осталась у разбитого корыта… то есть, пардон, сменила одиночество и нищету на пустынной планете на одиночество и нищету (разве что теперь с джедайскими способностями) на другой пустынной планете.
  • По итогам Avengers: Endgame — Пегги Картер. Она и так была слабо раскрыта в «Первом мстителе», потом это починили в сериале «Агент Картер», где у нее были свои подвиги и своя жизнь, муж и дети, она сделала блестящую карьеру в «Щите», и тут трах-бах, назад в стойло за белым заборчиком, Стив так захотел!
    • Наташа Романова! Даже в сольнике ее высшая награда — то, что ее «сестры», другие «чёрные вдовы», получили свободу.
  • «Байки из склепа: Ритуал» (2002) — главная героиня Элис Доджсон, будучи, вне всякого сомнения, сильным женским персонажем, в конце фильма — подумать только!!! — вышла по взаимной любви замуж за богатого красавца Уэсли Клэйборна и теперь будет долго и счастливо жить с ним в шикарном поместье на Ямайке. А ведь могла бы открыть собственную клинику, возглавить борьбу за права угнетённых ямайских женщин или стать воздушным асом. Что за фигня, авторы?!!!!!111адинадин

Телесериалы[править]

  • Angel — Корделия Чейз. Прокачалась от школьной красотки до медиума-воина, постоянно была рядом с Ангелом и помогала ему… пока не стала жертвой промывки мозгов со стороны высших сил и не превратилась в овощ, родив Жасмин. В пятом сезоне пришла в себя, чтобы наставить Ангела на путь истинный… и умереть уже окончательно.
  • «Бедная Настя» же! Главная героиня — талантливая певица и актриса, впоследствии даже учительница детей императора Николая I, после всех сюжетных перипетий выходит замуж за Владимира Корфа и шустро возвращается с ним в родное имение. Притом что Владимир — тот ещё мерзавчик и одно время жестоко над ней издевался. В книжном продолжении историю «поправили» — там Анна всё-таки выступает на сцене, и блестяще.
  • «Не родись красивой» — Катя Пушкарева. Умная девушка, практически гений бизнеса, в конце сериала выходит замуж за своего начальника. Конечно, она любила его практически с первой серии, но прямо скажем, Андрей Падлыч Палыч неоднократно поступал с ней весьма подло, да и характером не вышел. Многие зрительницы возмущались: кулинар Миша ведь намного лучше!
  • «Крем» — Лиза Чайкина, аналогично предыдущему примеру. Добилась серьёзных успехов в науке, был у неё чудесный воздыхатель Сергей Коловорот… А она в итоге вышла замуж за своего давнего возлюбленного Руслана Булавина, который долгое время отличался высокомерием и почти весь сериал любил не Лизу, а её красивое альтер-эго Клару.
    • Хотя, тут с какой сторы посмотреть. По правде говоря, Лиза сама по себе персонаж, мягко скажем, малоприятный. Несмотря на развитость в науке, девушка большинство проблем создавала сама себе своей жизненной тупостью. На тех, кто желает ей добра, она чхать хотела, а из Сергея вообще верёвки вила. Так что такой хэппи-энд Чайкина вполне себе заслужила.
  • «Однажды в сказке» — Генри столько добра сделал другим персонажам, помог снять не одно проклятье. А его истинной любовью в итоге стала истеричная и амёбоподобная Джасинда. Фанаты были в ужасе от такого псевдохэппи-энда и шипперили Генри с Айви или Ником.

Мультфильмы[править]

  • Mulan — молодец, героиня, ты спасла страну! Ну вот, теперь можно отказаться от всех наград, вернуться в родной городок и замуж выйти. За парня, который бросил тебя раненую замерзать на перевале. Тут, вероятно, попытка одновременно отдать дань оригинальной китайской легенде и в то же время наградить героиню хоть чем-нибудь, но награда выходит сомнительная.
    • Где там дань оригинальной китайской легенде? В оригинальной поэме она как раз не выходит ни за кого и становится генералом.
    • Справедливости ради, она вышла замуж в сиквеле, а диснеевские сиквелы… скажем так, не отличаются качеством по сравнению с оригинальными мультфильмами. В оригинальном мультфильме намёк на любовную линию только наклёвывается в самом финале, и то не совсем однозначно. С другой стороны — а чем, собственно, профессиональный военный не пара бой-девке, откровенно наслаждающейся физической активностью прикладного характера? Самая лучшая пара, вообще-то!
    • Ну и да, Шанг «бросил раненую замерзать на перевале» потому, что вообще-то должен был её собственноручно казнить, а попытайся он проигнорировать происходящее — покатились бы уже обе их головы, как только Чи Фу дорвался бы до уха императора. Но собственноручно казнить ту, кто, проявив личную доблесть, спасла ему жизнь, Шанг не смог (и кем был бы, если б смог?), так что выбрал из двух зол третье, при котором хоть призрачный, но шанс у Мулан оставался — и уж она им воспользовалась. Чему капитан, встретив её в городе, вообще не удивился — верил в неё, чертяка!
  • Мегамозг — субверсия, ибо Мачо Мэн, спаситель Метро-сити, мечтавший о простой жизни, таки добился своего, инсценировав смерть.

Аниме и манга[править]

  • Code Geass — Карен. Когда закончилась война, вновь стала простой студенткой. А единственная награда, доставшаяся крутому пилоту Алого Лотоса, заключалась в мысли, что Япония теперь свободна.
  • Наруто — Цунадэ, легендарная ниндзя с уникальными навыками, была. Много лет была членом команды, куда входили озабоченный недалекий субъект и раздражающе-мрачный тип. Всю молодость провела в войнах, где потеряла семью, возлюбленного, друзей. Вместо радости победы — разгул беспредела в родной деревне ниндзя, видимо из-за которого и свалила из неё в закат. К 50 годам — болезненная игроманка, без определеных занятий, без дома и семьи. К началу произведения уже даже не практикует лечение, а юное поколение ниндзей даже не имеет понятиев, что Цунадэ — бывшая легендарная ниндзя и герой войны
  • Oyasumi Punpun — Сачи. Вкалывала с подросткового возраста на самых неблагодарных работах, зарабатывая на собственный апгрейд и мечту стать мангакой. Похудела, сделала несколько операций и из полноватой дурнушки-полукровки превратилась в роковую красавицу. Отказалась от аборта и решила самостоятельно воспитать ребёнка от бывшего мужа. Таки добилась некоторого успеха в манге. И всё для чего? А для того, чтобы в итоге возиться как наседка с аморфным моральным инвалидом, мечтая создать с ним семью, хотя он сам ей открытым текстом говорит, что идея это фиговая. Внезапно, деконструкция: автор не считает, что такая непрошенная жертвенность — это правильно, люди так не от порядка в голове себя ведут.

Видеоигры[править]

  • Metal Gear Solid 3 — Босс. При том, что это общепризнанно отлично выписанный сильный женский персонаж, личные интересы у неё отсутствуют как класс: Босс всю свою жизнь кладёт на алтарь служения Родине. Ради Родины она отдаёт своего возлюбленного, своего сына, способность иметь других детей, жизнь и даже посмертную репутацию. Педаль в пол: на её могиле даже имени нет, только даты и надпись «Памяти патриота, спасшего мир». А правду о ней и её подвиге знают только два человека.
  • Dark Souls — память о первом Повелителе Пепла Гвине сохранилась до самого конца мира, а вот от второго не осталось ни имени, ни даже погребения — его пеплом прокачивает свою флягу с эстусом герой второй части.
  • Expeditions: Viking — Нефья. Настоящая воительница, прошедшая, под конец, не один поход и многократно доказывавшая свое мастерство в бою, в титрах оседает в Эллинге вместе с главгероем и рожает от него детей.

Примечания[править]

  1. Как в анекдоте. «Она просила, чтобы я обращался с ней, как с принцессой. Ну я и выдал её замуж за толстого, старого урода чтобы укрепить наш союз со Священной Римской Империей! А она обиделась…»