Сказку сделать былью

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

По мненью бедноты, Мы — богачи: У нас все сказки делаются былью…

»
— Леонид Мартынов, «Первородство»

То, с чего собственно началась современная научная фантастика. То что в условное вчера было сказкой, сегодня — на страницах научно-фантастического романа, а завтра — в реальной жизни. Чуть позже выяснилось что писатели все-таки не пророки и предсказанное ими не сбывается вообще, сбывается не так или сбывается позже. Но с другой стороны у НФ как искусства появился конкурент в лице фэнтези, в результате чего начался перенос в НФ элементов уже фэнтези просто чтобы было «не хуже чем у них». С третьей стороны, кое что из предсказанного фантастами прошлого все-таки появляется. Не в последнюю очередь потому что инженеры сами те еще гики.

В зависимости от упорства и знаний автора, троп может быть как простым переносом фэнтези в космос, так и (в предельном случае) работающей конструкцией. С началом IT-революции появился третий путь делать сказку былью — перенос действия в виртуальную реальность где законы управляемы. Другим популярным способом является замена фентезийной магии на телепатию. В чем отличие? В том что псионик, как правило, лучше дружит с законом сохранения энергии — в возможность «беспроводной передачи данных» из мозга в мозг поверить легче чем в вытаскивания из болота космического корабля силой мысли. В настолках и видеоиграх троп выражается в переносе привычных по фэнтезийным РПГ (исторически первых) явлений на НФ-рельсы. При этом качество переноса разнится от простой перескиновки, до такого что первоисточник сразу и не виден.

Схематично троп можно описать следующим образом: Фентези -> «Мягкая» фантастика (космоопера и т. п.) -> «Твердая» НФ -> Реальная жизнь Стрелка обозначает пример адаптации идеи/явления. Теоретически возможно и перепрыгивание через этапы.

Внимание! Достаточно развитые инопланетяне — не сюда. Способ реализации «магии» должен быть понятен как минимум самим обитателем мира и воспроизводим их техническими средствами (ну там у него встроенный антиграв), а в идеале — и читателю (мощный блок анализа позволил киборгу уклониться от пули).

Примеры[править]

Литература[править]

  • Почти весь Жюль Верн воспринимался современниками именно так.
  • «Возвращение к звездам» Гамильтона. Уже на заре космооперы авторы задумывались об аналоге магов из конкурирующей организации.
  • «Танцы на снегу» С. Лукьяненко — попытка создать джедаев, но без Силы. С генной инженерией и гаджетами. Это внутримировые технари создали элитных бойцов так, чтобы они максимально устрашали и вдохновляли. А на слово «джедай» данные персонажи и вовсе оскорбляются: у нас тут не сказочки!
    • Его же «Лабиринт отражений» и «Фальшивые зеркала» — виртуальная магия. Педаль в пол — там приходится всячески извращаться, чтобы Диптаун достаточно напоминал обычный реальный мир, дабы в него было легче верить.
  • «Люди как боги» Снегова — в первой книге земляне используют «технический телекинез». Силовое поле генерируемое кораблем, но управляемое жестами человека.
  • Ф. Херберт, «Дюна». Боевое НЛП Бене Гессерит, способности Навигаторов, Преподобных матерей и Атрейдесов.
  • И. Абакумов, «Модератор реальности» — собственно программки для управления виртуальными вселенными, от остановки времени и 3D-моделирования собственной внешности до перехода между «серверами». Хотя намекается, что эти вселенные таки не совсем виртуальные.

Фанфики[править]

  • HPMORзигзаг, пардон за каламбур, и педаль в асфальт. Гарри стремится во-первых поставить магию на более-менее научную основу и познакомить с нею магглов, а во-вторых открыть магам прежде неизвестные секреты их же собственной магии и показать им плоды маггловского научно-технического прогресса. Для тех и других его достижения — сказка на грани с безумием или, столь же часто, безумие на грани со сказкой.
    • Не забываем и то, что хулиганская натура Гарри толкает его на то, чтобы тянуть в реальность образы из гик-культуры. Он даже скопировал речь Эндера в битвах Квиррелла!

Кино[править]

  • Звёздные войны — в приквелах способностям джедаев даже было дано естественно-научное объяснение. Субверсия — в мультсериале-интерквиле между вторым и третьим эпизодами выясняется, что мидихлорианы — не более чем проводник между Силой и живыми существами. Скорее всего, сделано из-за отрицательной реакции фанатов на троп.
    • В классической трилогии джедайство тоже передавалось половым путем, а значит, с генами.
  • Матрица — эксплуатация багов системы в качестве особой виртуальной магии.

Телесериалы[править]

Аниме[править]

  • Gundam. Если в оригинальном сериале были телепаты-ньютайпы (но феномен телепатии поддается научному описанию и воспроизводится, так что это тоже наш случай), то в SEED решили приблизить к реальности еще больше и заменили телепатию на улучшенные генной инженерией рефлексы.

Видеоигры[править]

  • Космические рейнджеры — боевые программы во второй части.
  • Звездные волки — вместо мага тут системщик. Может как «лечить» дружественные корабли нанороботами, прикрывать их системами ПРО и РЭБ, так и хакать корабли противника. Причем конечному числу «заклинаний» дан грамотный обоснуй — противник успевает закрыть использованную уязвимость.

Настольные игры[править]

  • Mage: The Ascensionзигзаг, ибо там изначально сказка, но маги Технократии этого не признают и на её основе создают науки, при помощи которых творят всякие чудесатости.
    • Пустые делают ещё один виток спирали: «Раз ваш мир весь такой серый, скучный и „разумный“, мы будем верить в красивую сказку, и пусть она воплотится!».

Реальная жизнь[править]

  • Именно этим были для наших (пра)дедушек и (пра)бабушек, автомобили, самолеты, телевизоры и многие другие привычные для нас вещи. Для поколения наших родителей и для нас в детстве этим были компьютеры и мобильники.
    • Спорно. Как известно «сотовый телефон так никто и не предсказал». Да и компьютеры до ближайшего времени представляли собой совсем не то, что воображали фантасты.
      • Спорно. Планшетные компьютеры были в Стартреке задолго до домашних компьютеров ИРЛ. И это только один из примеров. А как вам искусственные глаза, бионические руки, которые уже имеются? А чип в мозг, который может остановить Альцгеймер? А клонированные собаки на границах Китая? А возможность двум женщинам получить ребёнка с общими для них генами и вырастить его в чреве третьей женщины? В шлемы виртуальной реальности в домашних условиях? И порно для них, само собой? А чем вам Siri не предтеча тех самых ИИ, с которыми в фантастических фильмах разговаривали герои? А голографические экраны из фильмов уже реальность, просто никому они нафиг не упирались, ибо неудобные. Просто… для нас это всё уже настолько обыденно… Сейчас живем если не в киберпанке, то где-то около.
      • Хайнлайн, "А еще мы выгуливаем собак". Там есть аппаратик карманного размера, функционально похожий на нынешний мобильник с видео. В рассказе Азимова "В один прекрасный день" имеются компьютеры, которым надо подавать команды голосом. При этом писать многие не умеют, и таблица умножения - экзотическое знание.