Скрипучий тенор

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Тенор — это всегда красивый благородный юноша? Ага, фиг вам! У этого парня голос достаточно неприятный: скрипучий, противный. Зачастую это мелкий гад, которому не пристало говорить басом или баритоном. Другая разновидность — если голос не противный, но и не прекрасный. Тогда он может быть и положительным персонажем, скажем, шутом или трикстером. От такого парня наивности не дождётесь, хотя в таком случае он способен обаять публику именно своей харизмой и хитростью.

В музыкальном театре такое амплуа называется характерный тенор. В повседневной жизни — «козлиный» тенор или козлетон.

Не путать с фальцетом. Фальцет намного выше тенора (любого).

Примеры[править]

  • Георгий Вицин переиграл великое множество таких персонажей — и в театре, и в кино, и при озвучивании мультфильмов. Персонажи были всякие: и неоднозначные, и (почти) положительные, и умеренно-отрицательные, и целиком мерзкие. Что характерно, положительные персонажи Вицина говорят более низким голосом.

Театр[править]

  • Театр Дель Арте — таким голосом должен обладать актёр, играющий роль Панталоне из Венецианского Квартета.
  • Хрестоматийный пример — карлик Миме из «Зигфрида». Мерзкий скрипучий тенор, мерзкий мелкий гадик.
  • «Тоска» — Сполетта, помощник главгада Скарпиа.
  • «Царская невеста» — Бомелий, лекарь, в обмен на сексуальные услуги дающий Любаше яд.
  • «Борис Годунов» — князь Шуйский.
  • Сергей Прокофьев, «Обручение в монастыре» — дон Жером, в нетипичной роли отца семейства. Причем партия написана так, что, какой бы ни был у исполнителя тенор, волей-неволей придется заскрипеть.
  • Jesus Christ Superstar — Ирод. Приветствуются голоса вообще не оперные — номер-то эстрадный, но в диапазоне тенора.
  • «Саломея» Р. Штрауса — тоже Ирод.
  • Мюзикл «Фридрих: миф и трагедия» — неподражаемый Вольтер, камергер, либертин и изрядный трикстер.
  • Рок-опера «Принцесса Греза» — клеветник и мошенник Скарчафико.
  • Рок-опера «Элоя» — Черт. Персонаж не злодей, скорее трикстер, но иногда ведет себя как козел, особенно по отношению к своей возлюбленной Беатриче.

Литература[править]

  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — Коровьев же! Пакостник, однако, выполняющий функцию обличителя. Его «трескучий козлиный» тенор часто упоминается в романе. Зигзаг: при разговоре с Воландом голос у него «чистый и звучный», и вообще он на самом деле рыцарь с мрачнейшим лицом и вероятно, нехорошей предысторией (намекается, что он был еретиком-альбигойцем, когда был человеком).

Кино[править]

  • Александр Николаевич Вертинский в качестве шансонье прославился как представитель противоположного тропа, а вот выйдя на большие экраны, подарил своим персонажам такой вот трескуче-тягучий тенор. В качестве примеров можете оценить кардинала в экранизации «Заговора обречённых»[1], венецианского дожа в «Скандербеге» или князя в «Анне на шее».
  • «Тень, или Может быть, всё обойдётся» — за Тень поёт Михаил Серышев (вокалист группы «Мастер») — именно тенор.
  • «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» — таким песчано похрустывающим голосом говорит Дэйви Джонс.

Видеоигры[править]

Музыка[править]

  • Жанр хэви-метал (особенно среди британской сцены) отлично подходит как раз для таких вокалистов. Роберт Хэлфорд, Оззи Осборн, Ронни Дио, Брюс Дикинсон — множество их!
  • Роберт Плант из Led Zeppelin — из тех, кто металл этому научил.
  • Барабанщик Queen Роджер Тейлор. Пел либо фальцетом на бэк-вокале, либо фирменным хриплым тенором в собственных сольных песнях («Modern Times Rock’n’Roll», «I’m In Love With My Car», «Rock It»).
  • В ту же копилку — Элис Купер (В миру Винсент Дэймон Фурнье)
  • Джоуи Белладонна из Anthrax. Для трэш-метала такой голос, как тенор, вообще-то крайне не характерен, но под стёбно-бафосный стиль Anthrax скрипучий голос Белладонны подходит как нельзя кстати.
  • Под эпитет «козлиный тенор» стопроцентно подпадает голос Гедди Ли, вокалиста канадской рок-группы Rush.
  • Билли Корган из рок-группы The Smashing Pumpkins.
  • Джек Уайт, основатель группы The White Stripes, а также The Raconteurs и The Dead Weather.
  • Седрик Бикслер-Завала из The Mars Volta — сверхвысокий скрипучий тенор.
  • Девин Таунсенд. Великолепный, почти оперный драматический тенор, может исполнять и возвышенно-героические партии, но всё-таки любимое амплуа музыканта — различного рода эксцентричные трикстеры.
  • Такой голос у Джеффа Уильямса, композитора Rooster Teeth. Хорошо подходит для Character Song'ов крутого козла Кроу и безумного учёного доктора Мерло.
  • Странный Эл Янкович.
  • Эдмунд Шклярский поёт именно таким голосом. Раньше даже мог переходить на фальцет, причем, тоже скрипучий.
  • Уже упомянутый Михаил Серышев, который спел массу ролей для этого голоса в составе труппы театра «Геликон-опера».
  1. Что характерно, изначально играющий кардинала Бирнча на театральных подмостках Михаил Астангов представлял диаметрально противоположный троп.