Слаб, но удал

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Weak, but skilled. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Этот персонаж применяет сию народную мудрость с максимальной эффективностью. Да, он слабее своих противников по гамбургскому счёту, но с лихвой компенсирует это своими навыками и необычной тактикой, побеждая грубую силу хитростью и ловкостью.

Слаб, да удал — полная противоположность сильному, но неумелому. Часто враги усиливают свои неприятности тем, что фатально недооценивают данного персонажа.

Часто является прагматичным бойцом или трикстером. Не менее часто его стиль боя — боевая гимнастика.

Родственные тропы, они же обоснуи:

Пример[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Александр Власов, Аркадий Млодик, «Армия Трясогузки» — Мика Платайс, бледный до прозрачности от пережитого голода и холода маленький мальчик, который кажется ещё младше благодаря низкому росту и худобе. Умён, наблюдателен, находчив, отличается выдержкой и мужеством, которым могут позавидовать и взрослые разведчики.
  • Валентина Осеева, «Васёк Трубачёв и его товарищи» — Сева Малютин, физически слабый и освобождённый от физкультуры мальчик, страдающий пороком сердца. Благодаря его знанию немецкого языка герои помогли партизанам и нанесли серьёзный урон фашистам. Его бесстрашие и справедливость признаны всеми одноклассниками.
  • Константин Симонов, «Малышка» — медсестра Маруся, «семнадцатилетняя курносая девчонка с тонким детским голосом и такими маленькими руками и ногами, что, казалось, на них во всей армии не подберешь ни одной пары перчаток и сапог». Успешно вытаскивает раненых из пасти смерти , и даже неисправные карбюраторы ее побаиваются.
  • Метавселенная Рудазова:

На других языках[править]

  • Ш. Перро, «Мальчик-с-пальчик» — педаль в пол.
  • «Хоббит, или туда и обратно» — Бильбо Бэггинс.
  • «Сага о ведьмаке» — Лютик же. Хотя в драке от него вообще никакого толку — но это в основном потому, что он постоянно якшается с профессиональными военными, магами, людьми-плюс и благонамеренными монстрами, которые простыми крутыми смертными зубы после завтрака чистят, а сам при этом и на крутого-то не тянет. К тому же он в принципе интеллигент, да ещё музыкант, берегущий пальцы — но вообще-то вместе с тем дворянин и фехтовать обучен. Во время финального погрома Лютик не побоялся противостоять толпе с вилами, вооружённый одним помелом (не в одиночку, конечно), и вышел из потасовки невредимым.
  • «Голодные игры» — Кэтнисс Эвердин. С комплекцией не особо повезло, но если ей в руки попадёт лук со стрелами… А в фильмах она, напротив, повыше ростом и посильнее.
  • Терри Пратчетт, «Плоский Мир» — Матушка Ветровоск, по некоторым данным, не так уж и сильна магически, но работает как сумасшедшая.
    • Невозможно согласиться с её магической слабостью. Во-первых, нянюшка Ягг неоднократно упоминает, что у всех Ветровосков в крови есть какая-то магия, был когда-то даже аркканцлер Ветровоск. А, во-вторых, в книге «Творцы заклинаний» она вполне на равных противостоит тогдашнему аркканцлеру (он в неё даже влюбился и пригласил на романтический ужин), при этом пользуется заклинаниями — будь здоров. Просто она считает, что колдовством людям не поможешь, а вот трудом — другое дело.
  • Джо Аберкромби, «Море Осколков» — главный герой первой книги Ярви. Родился в обществе местных СФК викингов, но при этом с детства был слабым и не любил сражаться, что совсем не добавляло ему веса среди соотечественников. Тем не менее, сумел выжить после предательства дядя, вернуться домой и благодаря своему интеллекту, силе воли и способностям к интригам смог занять достаточно высокое положение.
  • На момент начала своей магической карьеры Рейстлин Маджере, эталоннный хлипкий маг, олицетворяет собой именно сабж. Да, этот парень очень молод и живет на одном упрямстве, но богатым воображением, сверхчеловеческим интеллектом и упрямством он компенсирует все свои недостатки, являясь очень опасным противником для кого угодно. К моменту второй трилогии, впрочем, стал одним из сильнейших магов своего мира, которого даже по имени лишний раз упоминать боятся.
  • «Приключения лисёнка Лиско». Юный протагонист — эталон тропа.

Кино[править]

  • Йода, педаль в пол вместе со всем космическим истребителем.
  • Борис Смолкин, официальный русский голос Йоды во всех эпизодах ЗВ, тоже мал, да удал, как в реальной жизни, так и в своих ролях. Например:
    • Маленький обаяшка-дворецкий Константин в «Моей прекрасной няне»
    • Старичок-Лесовичок в «Новогодних приключениях Маши и Вити» 1975 года
  • Убивашка/Hit-Girl же!
  • Капитан Америка в бытность свою мелким худышкой, сумел снять с мачты флаг, за которым безуспешно лазали его более крепкие товарищи, и кинулся на учебную гранату, думая, что она настоящая.

Телесериалы[править]

  • «Коломбо» — с физкультурой у лейтенанта очень плохие дела, но это не мешало ему не раз и не два рисковать головой (в эпизоде «Коломбо идёт на гильотину» — в буквальном смысле), с честью выходя из разных переделок.
  • «Секретный агент МакГайвер» (1985-92) — главный герой ненавидит огнестрельное оружие и не очень силён физически, а потому всегда побеждает своих противников не силой, а с помощью смекалки и хитроумных приспособлений. Или, в крайнем случае, просто запорошив им глаза песком.
    • В новом сериале, с Лукасом Тиллом, он хороший боец, и по фактуре — далеко не слабак, его не раз раздевали в кадре. Зато ни харизмы, ни оригинальных изобретений.
  • «Остаться в живых» — Бен Лайнус выглядит безобидно, но он вполне способен убить, не поморщившись. Ему удалось уничтожить двух вооружённых пулемётами конников, используя в качестве оружия лишь телескопическую дубинку и элемент внезапности.
  • «Готэм» — Пингвин лично поубивал кучу народу, хотя его щелбаном свалить можно.

Мультфильмы[править]

  • О, этот мышонок в «Он попался!» и «Попался, который кусался!» В. Котёночкина! В первом выпуске его запал в основном пропал даром (поскольку тревога оказалась ложной, а если бы и нет, то много ли он там навоевал бы своим сорванным одуванчиком?! Разве что кусаться принялся бы… да и то…) — но уже очевидно было, что он бесстрашен до безбашенности. Это и навело авторов на идею сиквела — и в этом сиквеле он проучил мерзавца-гопника, молодого Лиса, так, что…
  • «Том и Джерри»: в определённом роде Джерри, а также:
    • Марвелио, родственник Джерри, зарабатывающий как фокусник — Haunted Mouse. Физически-то он мыш как мыш (потому и сабж), но магически и псионически зашибенно силён (а не просто «штукарь»-иллюзионист), оттого уверен в себе аж до комичности и нисколько не пасует перед огромным, по его меркам, котом.
    • Два племянника Джерри — Таффи и Тиффи, мышата в подгузниках. Таффи был показан в «Milky Waif», «The Little Orphan» и других сериях, оба мышонка сразу в «Two Little Indians».
    • Неаполитанский мыш Топо (англ. «Neapolitan Mouse») давит педаль в пол — лихо раздаёт оплеухи и котам, и собакам.
    • А в выпуске «The Cat’s Me-Ouch!» (в пер. «Кошачье мяу», «Кошачье мяу-яй-яй», «Маленький да удаленький») это можно сказать про маленького пса, которого купил мыш.
Второй раз этот крохотный пёс, мастер обгрызать котов до мяса, появляется в последнем выпуске (англ. «Purr-Chance to Dream», в пер. «Мечтать не вредно» или «Что тебе снится, Том?», 1967), после которого кончилась «классика» и пошли уже неканонические мультсериалы.
  • «Зверополис» — Джуди Хоппс. Крольчиха среди медведей и носорогов!

Мультсериалы[править]

  • «Финес и Ферб»: постоянно подчёркивается Финесом.
    • Он «мал, да удал», а не слаб.
  • RWBY — Ниополитан, девчонка в организации Синдер. На полголовы ниже Руби даже на каблуках, да и сложения крайне субтильного. Одной техникой и ловкостью побеждает врагов, способных прошибить кулаком бетонную стену или перебить толпу головорезов за несколько минут.
  • «Путешествия Жюля Верна»: Жюль.
  • «Чёрный Плащ» — по сути, это сам ГГ. Какими-либо суперспособностями не обладает, физическая сила также на довольно-таки среднем уровне, не замечено и особой атлетичности. Побеждает преступников, полагаясь в основном на уловки, крутое оружие и технические приспособления, на владение боевыми искусствами и (совсем чуть-чуть) на собственное везение. И ему удаётся!
  • Star Wars Rebels — Эзра Бриджер в подростках, выпутывается в основном благодаря верткости и смекалке. Потом вырастает и заметно прокачивается как боец.
  • «Охотники на драконов» — Гектор может быть очень полезен в бою, когда у него хорошее настроение. Например, способен пощеголять боевой гимнастикой и метанием случайного оружия.
    • Здесь же: Гвиздо. Кто бы что ни говорил, а брать себе в напарники кого-то вместо него Лиан-Чу отказывается не только по соображениям дружбы. Во всяком случае, мало у кого бы вышло столь же мастерски не путаться под ногами и стабильно выживать, находясь на критически опасном расстоянии от объектов охоты без минимальной брони и вообще какого-либо оружия под рукой. Да ещё и сыпать сверхполезными подсказками независимо от уровня напуганности.
    • В игре для Nintendo DS 2008 года педаль в пол: здесь у него ещё и акробатические навыки проявляются в условиях пониженной гравитации; в условиях обычной они для него смертельно опасны.
  • «Первобытный» — Копьё. С фитильком: по меркам современных людей он чертовски силён и живуч, но противостоит главный герой не людям, а существам намного более крупным и сильным, чем он.

Аниме и манга[править]

  • Code Geass — Лелуш Британский, и этим всё сказано.
  • Ranma 1/2. Старенький мастер Хаппосай — патологически мал ростом для человека, но в самый раз для ёмы. Он человек — или, по крайней мере, когда-то им был. Его ручки и ножки почти бесполезны? Ранма с лёгкостью топчет этого крошку ногами, а при случае может играть им в футбол как мячиком?.. Но броски Хаппосай-сэнсэй проводит против своих противников так, что обзавидуешься. И знает, в какие точки тыкать. И очень быстр. И умеет окружать себя пылающей «Боевой Аурой». И может швыряться предметами гораздо крупнее и тяжелее себя (хоть асфальтовыми катками!). Нет, не с помощью телекинеза. А когда лапает девушек (или мальчика в женском теле, хе-хе-хе), то одно из двух — либо и вправду получает таким образом мистическую силу… либо всего лишь воображает, что получает её. И стремится полапать, и ещё полапать, и ещё, ещё… В общем, нигде прямо не сказано, что он ёма — зато на это (или на его «отыгрыш ёмы») жирно намекается. А ещё в молодости он был чуть выше ростом, это как раз канонический факт!
    • Когда Небеса в гневе поразили его молнией — он почти мгновенно возродился из пепла!
    • Он в этой франшизе единственный, так или иначе наводящий на упорные мысли о ёмах — но не единственный, кто соответствует тропу. Мелких шустрых старичков и старушек тут хватает: несколько мастеров-похабычей (как минимум, Раккёсай и Тингенсай), бабка-амазонка Кэлунь, лысая компашка с усом дракона…
  • Говоря про недооценивание: Эдвард Элрик же! Его брата, благодаря здоровенным доспехам, ещё иногда принимают всерьёз. А вот коротышку-Эда… И это несмотря на то, что пол-страны в курсе про «самого юного государственного алхимика» — а ведь это звание, равноценное армейскому майору, просто так не дают.
    • Просто так конечно не дают. Вот только алхимия требует мозгов и не требует мышц, так что абсолютно кабинетные «Сшивающий Жизни» и «Кристаллический» алхимики не менее типичны чем выучивший полторы формулы «могучерукий» Армстронг.
    • И ещё кое-что. Эд хоть и мал (что ростом, что возрастом, и не вздумайте ему это сказать), но физически очень даже крепок, и по крайней мере среднего взрослого мужчину вполне способен уделать. Так что определение «слаб, но удал» тут весьма сомнительно.
  • Shingeki no Kyojin — Армин Аллерт физически самый слабый из разведчиков, но по окончании кадетского корпуса он оказался далеко за пределами рейтинга. При этом признанный стратегический гений и мастер строить очередной хитрый план (почти один в один с вышеупомянутым Лелушем).
  • Black Lagoon — Рокуро Окадзима (он же Рок). Думаю, комментарии излишни.
  • В JoJo's Bizarre Adventure всё решает интеллект, и обладатели относительно слабых способностей-стендов регулярно побеждают более сильных врагов. И наоборот — в руках дурака даже очень сильные способности навредят только ему самому.
    • Ещё во второй части, когда стендами и не пахло, главгерой Джозеф за счёт смекалки давал прикурить врагам, которые по всем параметрам были намного сильнее него. Причём враги сами были далеко не дураки. В третьей части ещё показательнее: у Джозефа и возраст солидный, и стенд не очень полезный для боя. Опять же приходится шевелить мозгами.
  • Tegamibachi — главный герой Лаг. Физическую слабость компенсирует героической силой воли.
  • Sword Art Online — Кирито чудовищно силён в виртуальной реальности, но в реальной жизни — обычный школьник, не особенно развитый физически и вдобавок несколько истощённый после плена в Айнкраде, в ходе которого его тело пребывало в овощном состоянии и подпитывалось через капельницу. Но зато полученные в игре навыки фехтования настолько въелись в подкорку, что он и в реальности вполне уверенно держится против сестры (мастера кендо) в дружеском спарринге, да и потом нападающего ухитряется ранить обыкновенным зонтиком.
  • One Outs — главный герой, бейсболист Тоа Токучи. Из-за недостатка физической силы способен подавать только медленные мячи, но с лихвой компенсирует этот недостаток филигранной техникой и знанием психологии противников.

Видеоигры[править]

  • Jak and Daxter: «жёлтая молния» Дакстер, детка!
  • Класс rogue (плут, вор, разбойник, авантюрист — Боже, как только не переводят…) в ролевых видеоиграх.
  • Хлипкий маг является таковым в сеттинге, где магии может научиться каждый, но это очень сложно и требует серьёзнейших умственных усилий (если у него от рождения мощный магический дар, то это в своём роде как раз противоположный троп).
  • Франшиза Bare Knuckle/Streets of Rage: Эдвард-Сэмюэл-Уошингтон Хантер, он же Эдди, он же Сэмми, он же Skate (в первой игре не появляется, зато потом…). Передвигается только на роликовых коньках. Действительно мал ростом, даже для своих 15 (во второй игре) лет. Одиночные удары руками у него слабенькие. Но удал! Ох, до чего удал! Сесть врагу на загривок и наколотить по вражьей дыне? Легко! Показывать чудеса Боевой гимнастики? Легко!! Применять в бою движения из брейк-данса? Легко!!! Махать руками-ногами с такой скоростью, что их не видно? Это его фирменная фишка. Схватить свинцовую трубу и разнести её о чей-то череп? Улица научила. Проводить броски против таких жирных дядек, каких не поднимут (надорвутся) его могучие старшие товарищи? Это вполне реально, старший брат научил грамотно использовать инерцию тела.
  • SWKOTOR: Миссия Вао.
  • Armored Warfare — целый класс боевых бронированных машин. Берут своё не толстой бронёй и мощными пушками, а превосходными обзором, мобильностью и малозаметностью.
  • Undertale — Санс, имеющий всего 1 HP, но по праву считающийся сложнейшим боссом в игре
    • Сам протагонист на мирном пути. 1 уровень, нет экспы, низкая защита… Зато уклоняется от атак и побеждает противников Силой Любви хитрым способом.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night: Арчер. По местной системе параметров он, на фоне других Слуг, откровенно слаб. Его крутость в том, что он умеет ОДНОВРЕМЕННО сражаться и продумывать тактику боя.
    • Если уж говорить про Stay Night, то местный Арчер, аж целых две штуки, похоже, просто забыл, как пользоваться луком. Один дерется с помощью клинков-проекций и честно стыренных Небесных Фантазмов, второй с достойным безумца упорством закидывает врага Фантазмами и личной вундервафлей, но про лук даже не вспоминает. А зачем, если у тебя за спиной переносная сокровищница всех Фантазмов всех времен и народов? Как выяснилось, не всех, но это уже его проблемы.
  • Rewrite — Котаро Тэннодзи часто компенсирует слабость упорством и настойчивостью.

Реальная жизнь[править]

  • Джеки Чан же! Он скорее «мал, но удал». Может виртуозно сыграть слабого, но… просто посмотрите один раз на его мышцы.
    • То же верно относительно актёра, выступавшего под псевдонимом Юань Бяо (Yuen Biao) — частого партнёра Джеки по фильмам. Но в отношении Бяо это ещё более верно: он собою даже несколько меньше, чем Джеки; ростом не ниже (хоть и создаётся такое впечатление), но щуплее. Зато он быстрый, как молния, и много прыгает. Таковы же и его персонажи, и некоторые из них ещё и бесстрашны; а прославивший его сольный фильм так и называется — «Бесстрашный» (Dreadnought).
  • Многие единоборства используют энергию противника против него же.
  • Морская битва при Лиссе 1866 года. У австрийцев были худшие корабли, но намного более лучшая выучка экипажа и компетентные командиры. Конечный итог — феерический разгром итальянцев, определивший морскую тактику чуть ли не до конца века. Правда, по итогам войны эта победа лишь подсластила Австро-Венгрии горькую пилюлю поражения.
  • Бой танка Т-60 экипажа Д. Осатюка и И. Макаренкова против двух немецких «Тигров». Весовые категории совершенно разные: лёгкий советский танк даже в упор не способен поразить тяжёлую немецкую машину, в то время как «Тигр» уверенно поражает Т-60 на любой дистанции. Но удаль, выучка и личное мужество позволили советскому экипажу уходить от огня противника и в итоге выманить немецкие танки под огонь противотанковой артиллерии.
    • Возможно, там были и не «Тигры», а поздние модели Pz.IV. Но ситуацию это радикально не меняет.
  • Технички и «боевые багги» — защиты никакой, однако для тактики Hit&Run подходят идеально и при грамотном использовании «крови попить могут». Классический пример — пресловутая «война тойот», в которой ливийские Т-55 и Т-62 были разбиты наголову.