Слитый макгаффин

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Макгаффин — это объект, который определяет сюжет, но при этом в самом повествовании бесполезен. А как быть, если нам на протяжении повествования рассказывают о том, что артефакт действительно полезен, дают его в руки героям, герои задействуют 1 % от его реальных возможностей, и… всё! Лучший пилот Федерации получает самый совершенный звёздный истребитель и… использует его для того, чтобы долететь до имперской Звезды Смерти «тихой сапой». Рыцарь получает сияющий Меч Правосудия… И достаёт его из ножен всего пару раз, причём к моменту схватки с Главзлодеем по какой-то причине этого меча у него не оказывается.

Это — слитый макгаффин. Почему так происходит? Причин может быть много:

  • Автор просто не слишком талантлив. Он бы и хотел изобразить классный артефакт, но фантазии и способностей хватает только на то, что бы обозначить то, что этот артефакт — классный. Показать его в деле — увы.
  • Автор хотел нагнать тумана. Так много нагнал, что артефакт из функционального стал почти макгаффином. Почему почти? Ну, потому что какую-то индивидуальность он сохранил, но при этом основная часть функционала осталась за кадром.
  • Автор просто хулиганит. Дразнит читателя и стимулирует его фантазию. Вообще, бесчестный и не слишком интересный приём, но встречается.

Примеры[править]

Литература[править]

Не добавляйте сюда примеры из Толкина. У Толкина сюжетообразующие артефакты (Сильмариллы в «Сильмариллионе», магические Кольца в «ВК», а вероятно, и Аркенстон в «Хоббите») могут лишь показаться сабжем. Причём только тому читателю, который плохо знает канон.

  • Спорный пример — Доран-ан-Тег из «Сварога» Бушкова. Артефактный топор, часть волшебного доспеха, с лёгкостью разрубающий любой материал, активно использовался в первой книге, был кое-как задействован во второй и третьей, а потом отправился на антресоли.
    • Вероятно, по той простой причине, что протагонист завязал с приключаловом и занялся рутинной королевской работой. Но, отправляясь в какой-нибудь поход или на опасную миссию, Доран-ан-Тег он с собой всё же брал.
    • Вообще-то последнее воплощение Великого Мастера Безумного Зодчего Сварог убил именно Доран-ан-Тегом. Так что никакой не слитый.
  • «Звёздные войны» (легенды) — «Сокрушитель Солнц». Маленький, но совершенно неуничтожимый кораблик, угнанный с очередной секретной базы комплекса Мау Ханом Соло. Три четверти книги нам рассказывают, какой он крутой, что его не берут турболазеры, и вообще он погружается в центр звезды, там подрывает какой-то хитрый заряд, стреляет специальными резонансными торпедами, проникающими в центр звезды и та становится Новой. При этом реально упоминается ровно одно испытание. В итоге Соло угоняет данную вундервафлю, отстреливается от двух тай-файтеров, таранит третий (ни царапины), после чего… После чего тупо хоронит агрегат в звезде, а сам сваливает. Снести базу? Задействовать для полной победы над Империей?.. Не, это не по республикански. Чуть позже (в другой истории) эту вундерваффе из звезды вытаскивает джедай Кип Дюррон, которого наставляет сам древний лорд Сит Экзар Кун (у его более древнего коллеги была такая же штука, менее технологичная, более громоздкая, менее надежная, но взрывавшая звезды пачками), и с подачи этого самого Экзара Куна Кип Дюррон эпично мстит Империи: взрывает к чертям собачьим систему Туманность Каулдрон вместе с большей частью флота адмирала Даалы, затем уничтожает систему Карида (где была имперская академия, штамповавшая штурмовиков). Вы думаете после столь эпичных актов повального уничтожения Кипу что-то было? Нихрена, он раскаялся, ужаснулся своим злодеяниям и загнал кораблик в чёрную дыру. Из-за того, что у Кви Ксукс случилась амнезия (не без помощи Силы), а квантовая броня была просто чудовищно дорогая в производстве, «Сокрушитель Солнц» так и остался на стадии прототипа, не доведенного до серийного производства. Но это, похоже, уже другой троп.
  • Dragonlance, «Драконы зимней ночи» — великолепный пример слития макгаффина ещё до начала квеста. Итак, на военном совете, главной повесткой которого является вопрос «А как нам бороться с драконами и армией тьмы?!», участники совета едва не передрались и решили было, что только легендарные противодраконные копья спасут мир, решают послать отряд… И тут Рейстлин Маджере красивым жестом выхватывает из воздуха иллюзию такого копья и интересуется: ну, вот копьё, а дальше-то что? В результате выясняется, что совсем ничего, а технология изготовления протоводраконьих копий подвергается модификации с использованием более современных технологий, и лишь после появления у хороших ребят своей драконьей «авиации» копья оказываются действительно эффективными.
    • Так же с фитильком Фальшивый макгаффин - в одном из минирассказов указываются что копья полная фигня, "древние" чуть ли не из свинца сделаны и функционируют они чисто за счет веры в их чудодейственность. Тем самым модифицировать их и смогли, так как копья как копья, используют их просто паладины местного светлого Бога
  • В одном неопубликованном сценарии одного нелюбимого Грибными Эльфами автора ГлавГад устраивает аналог «Королевской Битвы», потому что согласно легенде ее победитель получит Эпический Меч и одновременно пробудит Дракона, который может быть этим Мечом повержен, чтобы… Выясняется, что эта легенда родом из каменного века, дракон — не более чем большая (непонятно почему летучая, но) ящерица с толстой чешуей, а Мечом можно ее победить, потому что он стальной (откуда в неолите взялись такие технологии, тоже умалчивается — возможно, одноразовый гений) и может прорубить чешую. РПГ-7? Хватит одного выстрела.
  • Инна Шаргородская, «Когда пришел волшебник» — на протяжении всего повествования героиня ищет человека, который увидит дракона в талисмане, доставшемся ей по наследству, с намерением выйти за него замуж. Оказывается, что во времена создания талисмана таких было целое селение, которое по жизни тесно общалось с драконами, а на данный момент из них остался только маленький мальчик. И замуж девушка выйдет совсем за другого, ибо не в макгаффинах счастье.
  • Цирилла Фиона Элен Рианнон собственной персоной. Согласно пророчествам, ей предстояло совершить множество всякого разного — спасти мир от Белого Хлада, возглавить всех оставшихся эльфов и возродить их расу, или стать Разрушительницей и уничтожить мир, или породить ребенка, который сделает что-то из этого. Что мы наблюдаем в финале семитомной саги? Цири уходит приключаться в другой мир. Теперь, наверное, все станет плохо и мир «Ведьмака» погибнет? Да нет. Как мы знаем из эпиграфов (и ветви Нимуэ), эльфы каким-то образом открыли Врата и ушли самостоятельно, Белый Хлад точно не наступит в ближайшие две-три тысячи лет, о потомках Цири тоже ничего не слышно… Ну и ради чего все это было? Ради следования сюжету Артурианы, где Грааль тоже никому не помог и ничего не исправил? Даже в играх тему удачнее развили, честное слово.

Кино[править]

  • Дилогия «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (особенно вторая часть) — Меч Зелёной Судьбы. Обычно лежит в ларце, исключительно в качестве морковки перед носом, а по боевым качествам не определяет вообще ничего. Во второй части педаль в пол: злодей и герой меняются мечами, и не успевает злодей возрадоваться, как получает в брюхо своим же собственным клинком.
    • Аналогично в «Семи мечах» — меч самого старшего брата. Сталь, мол, режет как масло. В начале фильма прорезал пару железяк, в середине отхватил кусок чьего-то ятагана (без стоп-кадра не заметишь). Всё. И с чего бы злодею так на него зариться, когда ему к этой части фильма уже аналогичный принесли — непонятно. Опять же, получил своим мечом, и артефактный-вожделенный его не спас.
  • Юзерпик «Аватар». В первом фильме всё (включая фанатские срачи) крутилось вокруг унводкания чудо-минерала унобтания. Во втором фильме про этот унобтаний и не вспоминают, теперь за инопланетных китов боротьбировать надо.

Видеоигры[править]

  • Микки Маус: Сад иллюзий. Чёртов грызун, тебе эти драгоценные камушки, которые ты всю игру собирал, как идиот, нужны были только чтобы светящийся мост с балкона на балкон скастовать? Серьёзно? За лестницей или верёвкой сходить ты не мог? Кажется, авторам было просто глубочайше похрен.
  • Tales of Berseria. Внезапно — тот самый супермеч, созданием которого бредил Куроганэ и ради которого пожертвовал телом. Как его использует Рокуро? Поначалу машется с Сигурэ, орудуя привычным оружием — парными короткими клинками — затем делает так, чтобы его мечи и меч брата подлетели в воздух… после чего вынимает «Усмиритель» из ножен и рубит безоружного! Рокуро, ты это серьезно? Тебе для этого нужен был легендарный меч, стоивший жизни твоему другу? К самой тактике претензий нет, но для такого «трехмечевого стиля» сгодилась бы любая заточка!
      • справедливости ради Рокуро на поле боя автоматически блокирует ультимативные атаки Сигурэ, которые наносят бешенный урон. И единственный смысл "Усмирителя" как раз и был в том, чтобы стать более крепким клинком, чем легендарный меч Сигурэ, который прорубает все и вся. И это вся линейка Курогане и Рокуро прямым текстом говорит
  • Gothic. Юниторы, которые так долго и со вкусом собирал ГГ, ползая по всей карте, оказались ключевым элементом плана Магов Воды по уничтожению барь.... . Да нет, они просто оказались удобным поводом пройтись еще разок по колонии. После их сдачи, о них больше не вспомнят. Субверсия, так как в Gothic 2: Night of the Raven о них все-же вспомнят и с пользой применят.