Сломать строй ради атаки

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Вот выстроилась армия в красивый строй, но как началась атака — все тут же с боевым воплем бегут вперёд, ломая строй. А иногда строя и вовсе не было, и армия просто прёт напролом, игнорируя все особенности рельефа, выгодные позиции, условия боя и прочие детали, которые учитывает любой уважающий себя полководец, а иногда — даже попытки прицелиться в противника. Чаще всего подобную «тактику» используют:

  • Нежить — мозгов нет, зато упорства много. Да и бояться им может быть нечего: всё равно некромант поднимет обратно.
  • Орки как стереотипные громилы.
  • Лирой Дженкинс — так сильно рвётся в бой, что решает сэкономить время на составлении плана.
  • Берсерки — ибо мозги на время боя у них попросту вышибает.
  • Стадные животные — по понятным причинам.
  • Разного рода крупные монстры — та же причина, что и стадные животные.

Впрочем, для ряда исторических периодов это не баг, а фича. Например, викинги оборонялись, держась плотным строем, а вот нападали как раз врассыпную, стремясь вовлечь противников в индивидуальный поединок. Греки времен Троянской войны тоже не знали строевой битвы — каждый бой пехоты представлял собой «собачью свалку», в которой отдельные вожди и крутые бойцы могли искать друг друга для единоборства.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • «Волкодав. Мир по дороге» — инверсия: армия, где в данный момент состоит главный герой, начинает петь насмешливую и оскорбительную песенку про правителей противника. В результате враги, желая выслужиться, ломают строй и бросаются в атаку, оказываясь в невыгодном положении.
  • Цикл Яцека Пекарры про инквизитора Мортимера — в одной из последних книг армия местных католиков идет крестовым походом на еретическое государство. В первой же крупной битве гордые рыцари, видя что против них выставили всего лишь жалкую пехоту, беспорядочно скачут в атаку вопреки прямому приказу.

Кино[править]

  • «Гладиатор» — как только началась рукопашная, римляне сломали строй, хотя короткий римский меч хорош именно в тесном строю, а длинный варварский меч хорош, когда есть место размахнуться.
  • Экранизация «Хоббита» — субверсия: гномы выстроились плотным строем, закрывшись щитами и выставив копья, но строй им сломали эльфы, прыгнув в атаку прямо через головы гномов. Что за фигня, эльфы?!
  • «300 спартанцев» (римейк) — спартанцы держат фалангу при атаке врага, затем нападают индивидуально, полностью позабыв о тактике. Хотя некоторые зрители считают, что это всё так рассказал Дилий, намеренно привравший, чтобы спартанцы выглядели крутыми мачо, а персы — гнусными дикарями.
  • «Легенда о Коловрате» — в фильме старательно показывают обучение пехотному бою в малом строю, однако в бою о строе никто не вспоминает.
  • «Маникарника: королева Джханси» — в этом индийском фильме, строй в финальной битве ломают англичане, да ещё смешав в кучу свою пехоту с кавалерией! *фейспалм*
    • Однако, аверсия: строй англичане потеряли, потому что сама финальная битва выглядела иначе: 550 английских гусар, случайно наткнувшись, тут же атаковали пять тысяч не готовой к бою индийской пехоты на марше, и порубили всех кто под руку подвернулся

Телесериалы[править]

  • «Рим» — субверсия. С одной стороны, Пуллон делает именно это. С другой стороны, Ворен восстанавливает строй после этой выходки, а Пуллона за это дело подвергают порке. Впрочем, он от этого не поумнел.
  • «Игра престолов» — 6 сезон, «Битва Бастардов». Иногда очень хочется Джона Сноу назвать «Потрошиллингом», если бы не его участие на стороне Добра и полная отмороженность Рамси Болтона (хотя он наступает именно строем). Причём битву выигрывает именно строй. Дважды.

Мультсериалы[править]

  • Сериал «Артур и минипуты» — во втором из эпизоде Мракоса даже пытались научить другой тактике. Не вышло.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Ранобе Overlord — при нападении на людоящеров разные виды нежити двигались с разной скоростью, не координировали свои действия и были без особых проблем разбиты совместно действующими племенами. В аниме настолько урезано, что кажется, будто это не лич-командир лох, а Айнз слишком слабых скелетов напризывал.
  • Главные герои трёх великих сёненов — Naruto, Bleach, One Piece — только так и умеют. Они непременно забьют на любой план, в который не входит фраза «А ты, Ичиго/Луффи/Наруто идёшь мочить самого главного» и таки побегут мочить самого главного!
    • В трех выше перечисленных примерах ( да и в подавляющем большинстве сёненах ) подобная безбашенность полностью оправдана самим сеттингом. Антагонисты там как правило настолько круты и хитроумны, что стандартная тактика какой бы продуманной она не была просто не срабатывает. А уж обычные бойцы будь их хоть миллион в квадрате злодеям и вовсе на один зуб. Вот и приходится главным героям кидаться в бой, проигрывать, качаться, превозмогать и в конце концов с ОООчень большим трудом побеждать.

Видеоигры[править]

  • Практически любая игра, где есть зомби.
  • Общие болезни многих RTS, в которых движение строем не предусмотрено (Starcraft этой участи тоже не избегнул), если не мудрствуя просто отдавать приказ атаковать:
    • Быстрые (более легкие и хлипкие) юниты вырываются вперед, вместо того чтобы держаться за спинами своих бронированных (и оттого более медленных) собратьев, и закономерно дохнут.
    • Субверсия: юнит начинает стрелять по цели на максимально возможной дистанции, останавливаясь при этом и мешая продвигаться задним. В результате наступающая колонна, вместо того чтобы обрушиться на врага всей своей огневой мощью, начинает растекаться вокруг него полукругом, теряя драгоценное время. Поэтому опытные игроки часто вместо простого указания атаки сначала подводят свои войска впритык, не считаясь с ответными обстрелами, и только тогда приказывают «огонь!».
  • World of Warcraft — знаменитое «Окей, давайте сделаем их! ЛИРОООООЙ ДЖЕЕЕНКИНСКак выяснилось спустя много лет, это была постановка. Кстати, проблема не только в самом Лирое, но и товарищах, беспорядочно побежавших его спасать.
  • Warhammer Total War позволяет легко провоцировать врага на это благодаря наличию сильных одиночных юнитов. Полководец или чудовище выставляется впереди строя по центру, враг бросает туда сразу несколько отрядов (особенно на полководца), но из-за того что юнит одинокий, солдаты окружают его со всех сторон, и большую их часть легко накрывают ваши стрелки потому что бонус от щитов работает только спереди. А дружественный огонь в таком случае не представляет проблемы из-за всё той же крошечной площади своих войск.
    • Также ИИ радостно гоняется своей пехотой ближнего боя за теми, кого очевидно не может догнать, разделяя силы и открывая стрелков.
    • Бессмысленная и беспощадная инверсия со стрелками. Они перед началом атаки всегда перестраиваются, даже если могут стрелять через головы.
  • Mount and Blade — чтобы солдаты удерживали строй, нужно принимать противника, стоя на месте, или отдавать команды «Вперед на 10 шагов» 100500 раз, если всё-таки хотите наступать. Можно кликнуть команду перемещения по тактической карте — тогда солдаты рассыплются, гурьбой понесутся на отмеченную вами высоту «Огурец» и там снова построятся. А по команде Charge! пехота делает именно сабж. Впрочем, уже формирование строя требует ухищрений с управлением.
    • А если вы хотите, чтобы кавалерия катилась в атаку ровненькой цепью, вся ваша кавалерия должна состоять из бойцов одного типа на одинаковых лошадях (например, свадийских рыцарей или Сестер Меча). Малейшая разнолошадица — и кавалерия в атаке рассыпается, потому что одни лошади не поспевают за другими.
    • ИИ (ну, и Вы тоже можете применять, если хотите) поступает проще: сперва армия строем выходит на примерную дистанцию атаки, а после уже атакует. В чём-то даже исторично.
  • Supreme Commander — можно послать юнитов в атаку простым приказом, и тогда они побегут каждый со своей скоростью, в результате чего убьются об кучу турелей слишком быстро чтобы нанести какой-то урон. А можно отдать приказ двигаться строем, и тогда все поползут со скоростью самого медленного юнита в отряде плотным строем, пряча ПВО и арту сзади, что, несомненно, поможет в обороне и встречном бою, но сделает отряд крайне уязвимым для артиллерии вражеской и эонских турелей со сплешем. Так что строем вообще никто не перемещает: на марше, когда ничто не грозит, юниты могут спокойно разбредаться, благо по достижении места сами построятся обратно, а в бою игроки намеренно ломают строй чтобы хаотично кататься между врагами, уклоняясь таким образом от их выстрелов (да-да, тут так можно!) или забраться под вражеские силовые поля.
  • Darkest Dungeon — некоторые абилки переносят ваших героев вперёд или назад на одну, две или все три позиции. Они очень соблазнительны по эффектам, но использовать следует обдуманно: может получиться так, что смена позиции посреди боя помешает использовать нужную абилку другим героем. Особенно если она произошла самовольно.
  • Assassin's Creed Odyssey: строй отсутствует как класс, абсолютно любая битва за любую провинцию превращается в беспорядочную свалку всех со всеми, где игроку нужно набить побольше фрагов. Греческая фаланга? Не, не слышали. Бонусом можно швырнуть щит в рыло противнику и почувствовать себя Капитаном Спартой.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — орочье WAAAGH! Что удивительно, даже среди орков встречаются коммандос — те, кто хоть немного понимают тактику и используют свои знания.
    • Не орками едиными: кхорниты тоже любят переть напролом без разбору.
      • Да и в самой Империи Человечества хватает фанатиков, готовых ринуться в бой, полагаясь только на веру в Императора.
« Мне не часто в прошлом представлялась возможность лично контактировать с воинствующими Орденами Экклезиархии, но из тех немногих случаев, когда это все таки происходило, я вынес мнение, что несомненная воинская доблесть их монахов и монахинь идет рука об руку с наихудшими проявлениями ограниченности и узости взглядов, способными достать до печенок самого Императора. Эффективно ввести их в бой в рамках того, что хоть немного напоминало бы связный план битвы, – практически невозможная задача. Лучшее, что можно было сделать, – указать им направление, выкрикнуть «Еретик!» и предоставить их самим себе. Если повезет, они могут пробить дыру во вражеских войсках, которой вы сможете воспользоваться. А если им это не удастся, по крайней мере, вы избавитесь от них раньше, чем они вынесут вам мозг своими проповедями »
— Комиссар Каин о Сёстрах Битвы.

.

  • Warhammer Fantasy — опять же орки и кхорниты. Но педаль в пол — зверолюды, чьи бойцы во время атаки яростно толкаются, чтобы добежать до врага раньше других.
    • Рыцари некрополя — солдаты стражи гробниц, допустившие сабж и совершившие ритуальное самоубийство об те самые статуи, на которых в неживом виде стали ездить верхом.

Реальная жизнь[править]

  • Пример, больше всех повлиявший на историю и язык. В битве при Гастингсе Гарольд Годвинсон тронул с места сомкнутый строй. Норманны сразу же контратаковали. С тех пор девиз английской королевской семьи на французском языке, а английский стал одним из самых богатых языков мира — там есть, скажем, англосаксонское start и романское commence.
  • Одна из причин поражения войск Токугавы в битве при Микатагахаре кроется именно в этом.
  • Битвы при Креси, Пуатье и Азенкуре, проходившие по одному и тому же сценарию: французские рыцари беспорядочно наступают на английские позиции, кучу народа подстреливают йомены ещё на подходах, ещё часть погибает на надолбах, остальных громят копейщики и пешие рыцари. Французская пехота, если подоспеет, мало чем сможет помочь.
  • Битва при Отумбо — ацтеки были так сильно уверены в своём численном превосходстве, что просто попёрли на позиции испанцев, игнорируя конницу Кортеса. Как результат — Кортес перебил индейских военачальников, и, оставшиеся без командования, ацтеки обратились в бегство.
  • Регулярная кавалерия при атаке полным галопом часто теряла свой строй, и поэтому, чтобы сохранить строй, шла в атаку рысью, переходя на галоп лишь в последний момент. Единственным исключением были кирасиры «старого Фрица» (Фридриха II Великого), отлично державшие строй на любой скорости; правда, достигнуто это было ценой огромных небоевых потерь на учениях.
  • В англо-зулусских войнах сабж очень любили собственно зулусы. Иногда побеждали, но с большими потерями. Но тут с прикрученным фитильком: более цивилизованные народы наступали, старательно держа строй, и расстреливались англичанами, неся чудовищные потери, а вот зулусам удавалось, добежав до позиций англичан, вступить с ними в рукопашную.
  • Наступательные действия времён Первой мировой, но только по сравнению с более поздними войнами.
    • Скорее инверсия: во время боестолкновения строй на самом деле ломали, но чтобы дойти у противнику пехота должна идти цепью или, в случае со штурмовым отрядом, колонной

Где НЕ встречается[править]

  • Реальная жизнь — правила линейного строя, развитые в Европе в XVII—XVIII вв. Войско, выстроенное широким флангом, медленно двигается навстречу противнику. Поочередные залпы с обеих сторон выкашивают ряд за рядом; побеждает тот, у кого больше рядов. Ну, или тот, кто очень быстро стреляет. Увы, обычно все-таки первое. Как следствие, важнейшими задачами полководца в ту эпоху были мобилизация и сосредоточение максимального большой армии в нужной точке карты в нужное время.
    • Правда, и в эту эпоху были пехотные части, изначально предназначенные для индивидуальных действий - егерские.
  • Снова реальная жизнь: спартанцы казнили того, кто ломал строй, чтобы бежать вперед и атаковать. Если он все-таки этим способствовал победе, казнь могли заменить поркой.
  • И снова она же. У мальтийского ордена (госпитальеров) за покидание строя лишали накидки. Речь здесь идёт именно о покидании строя вперёд: за отступление без приказа в лучшем случае выгоняли из ордена.
  • «Троя» (фильм) — и Ахиллес, и Агамемнон орут «держать строй!» и «держать боевые шеренги!», а их противник тоже старательно держит строй. Хотя вот это уже как раз супротив исторической правды. В эпоху героев ещё не было традиции воевать фалангой, от чего и один в поле был воин (либо очень сильный, как Геракл, либо облачённый в полные бронзовые доспехи против толпы бездоспешных ополченцев, нередко вооружённых копьями с каменными наконечниками — бронза было очень дорогой, и не каждому ополченцу по-карману), от чего эпоха и получила название «Эпохи Героев».
    • Справедливости ради: термин «фаланга» в то время уже был, но это была специализированная «антигеройская» мини-фаланга — десяток-другой обычных воинов, наскоро выстроившихся в две-три шеренги именно для противостояния одному герою. ИЧСХ, в большинстве случаев помогало — поскольку только самых крутых героев (например, Диомеда) Гомер удостаивает эпитета «разрыватель фаланг».
    • Причём если греки воюют в фильме фалангой, то троянцы используют тактику… римских легионов, хоть и в упрощённом виде — бросают копья, а затем действуют мечом из-за щита-бронедвери. Что является отсылкой к тому, что предками римлян были те самые троянцы (а италики, соответственно, воспринимали римлян как наглых чужаков).
  • «Александр» Оливера Стоуна — а вот тут всё в полном соответствии с исторической правдой.
  • Серия Джима Батчера Codex Alera. Легионы Алеры сильно именно битвой в строю. Главный герой, Тави — неплохой фехтовальщик, и когда его направили в действующую армию, поначалу был удивлён, зачем его учат достаточно примитивным ударам. Но потом осознал, что именно такие удары эффективны, когда бьёшь из-за стены щитов.
  • Очень странным зигзагом во Властелине Колец: в битве за Гондор роханцы сначала ломают строй, когда атакуют орков. Зато слонов атакуют в сомкнутом строю, хотя казалось бы лучше наоборот. Эпоха героев в действии.