Слон из мухи

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Apophenia Plot. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Намеренное нагнетание детективного, приключенческого или мистического бафоса, завершающееся абсолютно прозаической разгадкой

Художественный приём в детективных, мистических и приключенческих произведениях, когда героя (и вместе с ним аудиторию) усиленно настраивают на что-то пафосное, международный заговор, тайны внеземных цивилизаций или карту Эльдорадо, а разгадка оказывается абсолютно прозаической.

Суть тропа — не в неожиданной развязке как таковой, а именно в принципиальном несоответствии масштабов того, что оказалось на самом деле, и того, что герой со зрителями успели навоображать. Поэтому, например, «Игра» Дэвида Финчера, где розыгрыш имел масштаб реального заговора, стоил астрономическую сумму и привёл героя к катарсису, не подходит. Точно так же не подходит «Собака Баскервилей», потому что под мистику было замаскировано весьма нешуточное преступление (а вот если бы собаку разрисовали под привидение подростки-хулиганы — это было бы оно). По этой причине троп часто встречается в детско-подростковых книгах, претендующих на реализм, а также в пародийных произведениях.

Противотроп — Верхушка айсберга, когда, наоборот, решили выяснить, кто украл варенье из шкафа, и раскопали заговор по захвату мира. Также может пересекаться с тропом Сказка про белого бычка.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Маятник Фуко» — «тайный план тамплиеров», вокруг которого крутился весь сюжет, оказался… средневековым товарным чеком. Зигзаг, потому что герои умудрились раздуть эту «муху» до самого настоящего «слона» и привлечь к себе внимание мраккультистов и ультраправых террористов.
  • Леонид Юзефович — «Казароза» и трилогия о Путилине. Преступления вполне реальные, но подоплека их на порядок менее масштабна, чем думают герои.
  • Артём Кораблёв, «В школе чёрного колдуна» — главный герой учится в школе-интернате, находящейся в жутком старом доме, про которую ходит множество слухов: что её директор сатанист и чёрный маг, что в подвале хранятся отрезанные головы людей, и др. Герой с друзьями начинают расследование, и поначалу как бы даже находят подтверждение всему этому: обнаруживают в подвале ванну с кровью, видят, как директор рисует в том же подвале странные символы и встречается с подозрительными личностями, как школьный сторож кому-то тайком звонит по радиотелефону, и как мрачный старшеклассник по прозвищу Вампир крадётся ночью с окровавленным лицом… На самом деле всё оказалось совершенно банально: директор увлекается живописью и обсуждал с другом перспективы своих художественных проектов, Вампир просто пересидел за компьютером, и у него пошла кровь из носа… что же до ванны, то на самом деле в подвале производили контрафактный алкоголь с использованием труда гастарбайтеров, и сторож был в это замешан, но по сравнению с тем, что герои изначально предполагали, это мелочи.
  • Валерий Роньшин, «Тайна прошлогоднего снега» — героиня расследует мистический заговор инопланетян, связанных с центром виртуальных развлечений, и попадает в круговорот сюрреалистических приключений… как выясняется в конце, всё это время она спала на диване, и длилось это минут пять.
    • Правда, диван оказался специальной навороченной штукой под названием «онейролёт», и во сне героиня «сканировала» информацию о реальных преступлениях, отпечатавшуюся в информационном поле Земли, но преступления были тоже мелкие (например, лужа крови в гостиничном номере означала, что работники гостиницы разбавляли томатный сок водопроводной водой). В общем, «муха» экзотическая, с налётом мистики и научной фантастики, но на «слона» всё равно не тянет.
  • Пётр Северцев, «Тайна сокровища хакера» — герой случайно нашёл в Сети зашифрованное послание от некоего хакера Морозова, к тому же написанное очень пафосным слогом; по словам самого Морозова, это указание на местонахождение некой очень ценной вещи, из-за которой, как он думает, его убьют (и действительно, выясняется, что он недавно умер — якобы самоубийство). В итоге это оказывается номер банковской ячейки, в котором лежит… диск с крутой компьютерной игрой (что как бы намекает, что Морозов перестал отличать реальность от фантазии и действительно покончил с собой — вряд ли из-за игры его стали бы убивать). Герои-тинейджеры, впрочем, разочарованы не были — в отличие от взрослой сестры одного из них.
  • Андрей Трушкин, «Тайна жёлтой краски и другие истории из жизни хрюшат» — «Дело о складыше». К Кольке, одному из хрюшат, в окно пробрался некий дядька в чёрном и с пистолетом и украл у него «складыш с машинкой» (так Колька называет вкладыш от жвачки). На самом деле дядька ему приснился, а вкладыш он сам приклеил на стену и забыл. Рассказ целиком построен на реалиях девяностых и обыгрывает штампы популярных тогда триллеров и ужастиков: те, кто были тогда детьми, поймут, почему вкладыш был такой ценностью, а те, кто были взрослыми, поймут, к кому отсылает образ дядьки в чёрном.
  • Евгений Лукин:
    • «Ё» — слона читатель видит уже в аннотации. Далее по ходу действия слон раздувается… А в финале оказывается, что повесть не фантастическая, а детективная. Это не месть материализовавшегося Русского Языка, а бандитские разборки, кое-как прикрытые легендой «им досталось за неграмотность».
    • «Алая аура протопарторга» — стараниями протопарторга Африкана банальнейшая пьяная драка механизаторов была раздута в СМИ до масштабов танкового побоища.
  • Иоанна Хмелевская, «Сокровища» (из цикла про Яночку и Павлика Хабровичей). Брат и сестра, перебирая кучу макулатуры в поисках марок на конвертах (их дед — эксперт-филателист и внуки заразились от него любовью к маркам), обнаруживают обрывки письма. «…о самом главном сообщу. …настоящих сокровищ, только надо знать, где их найти. …на суку в Махдии, потом отправляйся в Су… …потрясающее, ничего подобного… …через Обезьянье ущелье… другой возможности у тебя не…. …по левую руку от шоссе, когда едешь к плоти… …таких чудес. Обязательно побывай в специальном районе… …у каменоломни… открытый карьер для добычи щебня… …ты без всякого труда… равишься… одной левой… …а в четверг обязательно постарайся быть в Махдии, там и… … все эти чудесные, волшебные… …настоящее, сказочное сокровище! Слышишь?»,«…езжаем рано …больше по этому адресу не пи …чень надеюсь, что это письмо до … до востребования …уже сейчас».. Бешено энергичные подростки умудряются организовать своему отцу — рядовому польскому инженеру — контракт в Алжире, чтобы добраться до этих сокровищ. В процессе детки разоблачают банду арабов, которые воровали вещи у польских специалистов, одновременно выясняют, что один из членов банды приторговывает краденым "налево", учиняют взрыв в каменоломне при помощи самых простых ингредиентов (типа марганцовки и активированного угля), привозят домой кучу алжирских сувениров... а в финале находят недостающий фрагмент письма: ... Перед отъездом хочу ещё успеть написать тебе письмо, может, хотя бы о самом главном сообщу. Тут и в самом деле полно настоящих сокровищ, только надо знать, где их найти, а ведь у тебя же будет всего неделя. Так вот, мягкую стопроцентную шерсть лучше всего купить на суку в Махдии. Потом отправляйся в Сугер, там её красят. Нечто потрясающее, ничего подобного, уверена, тебе в жизни не приходилось видеть! В Тиарет советую ехать через Обезьянье ущелье, стоит его посмотреть, другой возможности у тебя не будет. Посёлок находится по левую руку от шоссе, когда едешь к плотине. Тут ещё много чего интересного, ты и в самом деле нигде больше не встретишь таких чудес. Обязательно побывай в специальном районе города для богатых. Там живут важные алжирские сановники, знаешь, этакие арабские шишки. Район для богатых находится у каменоломни. А может, это вовсе не каменоломня? Не знаю, такой открытый карьер для добычи щебня, или как его там. А, может, песка? Это не важно. Ничего подобного ты себе и представить не можешь! С осмотром местных достопримечательностей ты без всякого труда-управишься за один день, можно сказать, провернёшь одной левой, а в четверг обязательно постарайся быть в Махдии, там и найдёшь все эти чудесные, волшебные приправы, о которых мы с тобой так мечтали. И хлопчатобумажную пряжу! Хлопок, драгоценный хлопок, вот уж настоящее, сказочное сокровище! Слышишь? Ох, боюсь, немного сумбурное получилось письмо, ведь жутко тороплюсь, написала непонятно, запутала тебя. Для ясности попытаюсь набросать план, где ты без труда найдёшь все эти драгоценные объекты. Завтра мы уезжаем рано утром, чтобы успеть на паром. Больше по этому адресу не пиши, не застанешь меня. Очень надеюсь, что это письмо дойдёт до тебя в целости, не скроет же его твой бывший муж? Мне можешь писать на Главпочтамт, до востребования, надеюсь, есть такой в Торонто. Туда письма идут долго, так что можешь писать ответ уже сейчас. …. Хабровичи теряют дар речи, затем энергично высказываются… а потом приходят к выводу, что все к лучшему — ведь благодаря этому самому мужу, порвавшему письмо, они пережили такие приключения! К тому же теперь у них есть две красивые медные лампы, засушенный скорпион, «роза пустыни» и много чего еще. И минералы из каменоломни — настоящие аметисты.

Кино[править]

  • «Быстрее, чем кролики» — отечественная пародия на психологические триллеры в духе Дэвида Линча, «Мементо», «Донни Дарко» и тому подобного. Разношёрстная компания героев (в числе которых пара киносценаристов, продюсер, гаишник, трансвестит и проститутка) приходит в себя в странном здании, где стоят гробы и могильные памятники и бродит человек в костюме гигантского кролика, после чего они долго и бафосно вспоминают, что произошло вчера и как они там оказались (в частности, предполагая, что умерли и находятся в иной реальности). В итоге выясняется, что они накануне отмечали съёмку нового клипа «Агаты Кристи» и перебрали веществ, а странные антуражи и костюмы героев — это декорации от съёмок. Субверсия: в самом конце оказывается, что всё происходящее — предсмертные видения продюсера, который прямо сейчас умирает от инсульта, человек в костюме кролика — психопомп, который должен его доставить на Тот Свет, а все остальные герои — галлюцинации. Так что не такая уж и «муха», вполне себе «слон».
  • «Убийства в Оксфорде» — герой-студент Оксфорда расследует серию убийств смертельно больных людей, совершённых, как он считает, маньяком; на месте преступлений обнаруживаются записки со странными знаками, которые ГГ принимает за пифагорейские символы. Потом в расследовании появляется ещё множество странных сюжетных линий: безумный гений, сделавший себе лоботомию с целью понять смысл символов, которые рисуют психически больные; религиозный фанатик, взорвавший автобус с детьми, чтобы раздобыть донорские органы для больной дочери… А в итоге всё оказывается гораздо прозаичнее: самую первую жертву убила её собственная дочь, не желавшая выполнять роль сиделки, после чего научный руководитель ГГ профессор Селдом с целью её «прикрыть» придумал записку с символом и потом обставил ещё две случайные смерти как убийства, подбросив такие же записки; собственно, историю про маньяка придумал сам ГГ в ходе расследования, а Селдом лишь подыграл ему. Параллельные сюжетные линии вообще были для отвода глаз, а основная тема фильма — то, что люди склонны додумывать закономерности там, где их нет.
  • Ennemi Public — бельгийский сериал про серийного убийцу, которого после отсидки многих лет в тюрьме досрочно освобождают и присылают в маленький провинциальный католический монастырь как смягченную форму заключения. На следующий же день в городке находят труп маленькой девочки. А потом мальчика. А потом еще мальчика при смерти. От такого развития событий местное население хочет поднять преступника на вилы, хотя у него очевидное алиби, но все уверены, что он виновен — или какие-то его зловещие приспешники. На самом деле дети играли на заброшенной пивоварне, мальчик толкнул девочку, она неудачно оступилась и ударилась затылком о металл - труп. Мама мальчика - судмедэксперт - замела следы и инсценировала ритуальное убийство. А затем продолжила убирать остальных участников компании, пока могла.

Комиксы[править]

  • «Симпсоны», третий выпуск «Страшная тайна спрингфилдской пумы» — после отъезда директора Скиннера бесследно исчезает школьная статуя пумы. Вокруг её исчезновения крутятся самые разные версии: начиная от банальной мести со стороны кого-то из врагов директора и заканчивая тем, что пума на самом деле инкрустирована бриллиантами (о последнем Барт узнаёт от Мартина Принса, который вызывает его к себе «на ковёр» и косплеит босса мафии в духе «Мальтийского сокола» и других нуар-фильмов). В итоге выясняется, что пуму забрал сам директор, опасавшийся за её сохранность; в ночь после возвращения статуи Мартин с компанией школьных хулиганов пытается расковырять статую ножом и убеждается, себе на беду, что она из обычного гипса.

Мультсериалы[править]

  • «Фриказоид» очень любит такое. Особенно этим отличаются выпуски про супергероев Охотника и Лорда Брэйвери: вначале нам демонстрируют пафосную вступительную заставку, где они совершают подвиги и побеждают злодеев, а в самом эпизоде выясняется, что Охотник вообще примчался по ложному вызову, и дел для него нет, а Лорд вынужден то снимать кошек с дерева, то вытаскивать людей, упавших в канализационный люк, то отстаивать авторские права на своё имя.
  • А в сериале «Эй, Арнольд!» часто играют троп зигзагом. Герои берутся расследовать какую-нибудь мистическую или детективную историю (про извозчика без головы, поезд-призрак, спрятанный конверт с посланием, намекающим на готовящееся убийство), в конце выясняют, что всё, что они наблюдали, объясняется совершенно обычным образом… после чего нам демонстрируют финальную сцену, из которой недвусмысленно следует, что история абсолютно правдива.
  • «Симпсоны», эпизод «Спрингфилдские материалы» — Гомер встречает в лесу светящегося инопланетянина, который говорит, что он принёс людям мир и любовь; поначалу ему не верят, но потом раскручивается самое настоящее расследование с участием Малдера и Скалли. В итоге выясняется, что «инопланетянином» был мистер Бернс: светился он из-за радиации, а странно себя вёл, потому что был под лекарствами.
  • «Смешарики», серия «Лили» — найденный в море портрет таинственной незнакомки, в которую Ёжик влюбился и которую так хотел спасти, оказался обычной этикеткой от лимонада.

Видеоигры[править]

  • «Крутой Тони: Похождения балбеса» — про юного фантазёра, решившего стать детективом и расследующего смерть пожилой женщины. Он считает, что за этим стоит преступник-мраккультист, охотящийся за семью древними мексиканскими статуями и планирующий принести в жертву юную девушку, а также подозревает своего школьного учителя в том, что тот — инопланетянин. Причём это всё подается достаточно бафосно, со специфической музыкой и визуальным стилем (например, показывают, как учитель вытаскивает что-то похожее на зелёную руку, и это сопровождается саундтреком в духе «Секретных материалов»). А в итоге: учитель — вообще не инопланетянин («зелёная рука» была чесалкой для спины), а преступник — никакой не мраккультист, а просто мексиканский нелегал, скрывающийся от служителей закона.
  • Disco Elysium — в сюжетообразующем убийстве подозреваются: мировое коммунистическое движение в целом, местная мафия, коррумпированный профсоюз во главе с отвратительным толстяком, сексуальная шпионка-иностранка (предположительно, агент чьей-то разведки), крупная ЧВК. А на самом деле наемника завалил старый дед-партизан по сугубо личным мотивам без чьей-либо помощи и чьего-либо заказа. Правда, под влиянием криптида

Реальная жизнь[править]

  • Сны. Просто сны. Могут иметь любые сюжеты, в том числе приключенческие, мистические, романтические, трагические и хоррорные… но утром всё равно просыпаешься в своей кровати. Если просыпаешься. Ну и сюжеты генерятся по принципу этого же тропа — храпящая бабушка «превращается» в гигантского тигра, затёкшая конечность — в жуткое увечье, открытая форточка — в глобальное похолодание, а вредный учитель — лично в Тёмного властелина.