Смертоносная истерика

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
« учил слова всё утро джоффри

что неда старка он простит но всё забыл разволновался импровизировать пришлось

»
— Пирожок с тропом

Смертоносная истерика — одна из форм чёрного рояля и идиотского мяча, способная при особой зловредности автора легко стать дьяволом из машины.

По сложившемуся культурному стереотипу смертоносным истерикам чаще подвержены женские персонажи, мужчины в таких ситуациях чаще выдают амок или синий экран смерти. Но если хорошенько поискать, выясняется, что мужики тоже на это более чем способны…

Вообще в реальной жизни любой индивид в состоянии истерики — не слишком приятное зрелище и часто имеет неприятные последствия. Но смертоносная истерика от обычной отличается примерно так же, как атомная бомба от обычной.

Итак, какие же жанровые признаки у данного явления?

  1. Истерящий персонаж, видимо, закончил с отличием курсы актёрского мастерства. До наступления истерики абсолютно ничего в его поведении не выдаёт, что он на грани надрыва. Он не кричит, не плачет, не бьёт посуду и не рвёт на себе (или других) волосы, а со внешним спокойствием делает свою фигню. Так что окружающие могут и не понять, что это именно сабж, а не хитрый план. До начала истерики он не является ярко выраженным злодеем, не является ярко выраженным дураком или сумасшедшим (хотя может быть далеко не самым положительным, не самым умным и не самым вменяемым, но не НАСТОЛЬКО же!). Понять, чем спровоцирована истерика, в принципе невозможно — даже после того, как сам истерик это объяснит.
  2. Он также, видимо, закончил с отличием курсы диверсантов. Потому что смертоносная истерика со снайперской точностью разражается именно тогда, когда он может максимально навредить и самому себе, и окружающим людям. И уж поверьте, он этот шанс использует по полной программе.
  3. Истерящий персонаж абсолютно бескорыстен. Его даже маньяком нельзя назвать, потому что маньяки хоть какую-то выгоду преследуют (хотя бы садистское удовольствие от пыток и убийств), и умереть/быть пойманными как правило не хотят. Персонаж в режиме смертоносной истерики вдохновенно творит фигню ради самой фигни. Он не то, что не заботится о последствиях — он именно старается сломать себе будущую жизнь.
  4. Персонаж также закончил с отличием курсы массового гипноза, потому что все окружающие, вместо того, чтобы схватить идиота за руки, врезать ему пару раз, чтобы сбить неправильную программу, и утащить куда-нибудь под ледяной душ остыть — либо как зомби выполняют приказы истерика, либо просто впадают в ступор и наблюдают, пока истерика не закончится.
  5. После того, как смертоносная истерика заканчивается, у жертв гипноза наступает состояние «отката» с рационализацией — они начинают усердно делать вид, что понимают истерика. Нет, его не обязательно прощают, не обязательно поддерживают (хотя случается и такое!). Ему могут отомстить, его могут наказать за всё, что натворил. Но при этом ведут себя так, будто в действиях истерички была хоть какая-то логика и мотивация, пусть даже совершенно злодейская. В то время, как ничего перечисленного там и рядом не стояло.

Не следует путать с тропом Кнопка берсерка. Как указанно выше, настоящая смертоносная истерика разражается именно что без видимых причин — не тогда, когда до мозгов истерички доходит вызвавший её раздражитель, а существенно позже — в тот момент, когда она может нанести максимум вреда. Причём сам раздражитель весьма и весьма неочевиден. Нет никаких предварительных попыток об этом с кем-то поговорить, устранить причину раздражения более разумными и аккуратными методами.

См. также Трагическая импульсивность

Примеры[править]

Литература[править]

  • Братья Стругацкие, «Малыш». Майя Глумова единственная из экспедиции заметила серьёзную проблему — Малыш страдает от присутствия землян на его планете, но в то же время не хочет с ними расставаться. Она не смогла никого в этом убедить. И… вручила Малышу земной девайс, а потом, когда он был с аборигенами, дистанционно активировала чудовищной силы вспышку на этом девайсе. Смысл этого перформанса был в том, чтобы вызвать у Малыша враждебность к землянам. Но выбранный метод вполне мог стоить жизни не только Малышу, но и невыясненному количеству аборигенов Ковчега, а также всем землянам на планете, включая её саму. Поэтому действия Майи очень похожи на истерическую попытку «сделать хоть что-нибудь».
  • Большой толк в смертоносных истериках знают персонажи Фёдора Березина. Поскольку эти персонажи обычно управляют разными тяжёлыми вооружениями, последствия истерик оказываются весьма впечатляющими.
    • В «Пожаре Метрополии» смертоносную истерику выдаёт капитан американского эсминца, расстреляв «Томагавками» множество тюрьм в родной стране, после того, как его жену и дочь изнасиловали и убили криминальные элементы.
    • В «Пепле» пилот межпланетного бомбардировщика убивает своего второго пилота, разносит в клочья собственную базу, а затем намеревается сбить грузовоз, приходящий с Земли для расширения этой базы (с последним мы не знаем, получилось у него или нет).
    • В «Атомной крепости» пилот штурмовика устраивает эпическую зачистку дворца собственного правительства и его окрестностей.

Кино[править]

  • Мстители: Война Бесконечности — Звёздный Лорд решил, что лучшее время для истерики — это на пороге победы над непобедимым Титаном, который хочет убить 50 % всего мира, а лучший способ поистерить — это набить ему морду, при том, что тактика победы — это усыпление. Что характерно, его вполне могли бы связать/убить одним жестом/заклинанием/взмахом пульсара. Но НИКТО ничего, кроме криков не сделал. И, да, доктор Стрэндж отлично знал, что Звёздный Лорд поступит именно так.
    • С прикрученным фитильком, потому как тут причина психоза вполне понятна. Питер психанул именно тогда, когда узнал о смерти Гаморы. Вот если бы он много дней копил эти переживания в себе, а потом ВДРУГ его прорвало именно во время боя с Таносом — это был бы стопроцентно наш троп. Тем не менее, сама подобная реакция настолько нетипична для Квилла, что со скрипом, но в наш троп влезает. К примеру, узнав, что Эго был виновником смерти его матери, Звёздный Лорд подобных перфомансов не устраивал — отомстил разумно и расчётливо (стреляя в бога из пистолетов, ага).

Телесериалы[править]

  • Игра Престолов — идеальную смертоносную истерику выдаёт в предпоследней серии Дейнерис верхом на Дрогоне.

Аниме и манга[править]

  • Gundam — почти в каждом сериале франшизы присутствует минимум одна смертоносная истерика, а в особо выдающихся представителях жанра — их несколько. Сюжет второй половины «Гандам Виктори» построен на смертоносных истериках чуть менее, чем полностью.
  • Aldnoah:Zero — являясь явной полемикой с «Гандамами», этот сериал, конечно, не мог обойтись без своей смертоносной истерики. Образцовое воплощение тропа выдала Райет Ареаш, когда задушила Аселум. Одним движением ожерелья угробить себя, корабль, всех на корабле, и последние надежды на мир между Землёй и Марсом — это надо суметь.
  • Code Geass: Hangyaku no Lelouch — также содержит многочисленные отсылки на «Гандамы», включая и игру с этим тропом. Именно так выглядели для большинства жителей этого мира последние часы жизни «Кровавой Юфемии». Но на самом деле нифига подобного — она в этот момент находилась под действием Гиасса Лелуша. А он, в свою очередь, наколдовал эту фигню не по причине тропа, а то ли просто по глупости, то ли злонамеренно, то ли планировал предупредить Юфи и посчитал такой вариант маловероятным, но тоже полезным. В любом случае, это очень помогло Лелушу, ведь если бы Юфи добилась своего, следующие АДминистраторы из Британии начали бы кошмарить население и получили бы намного хуже организованные восстания…
  • JoJo's Bizarre Adventure — Цезарь же! Молчал, молчал и вдруг сорвался. Начинал-то он со здравых аргументов — солнце ещё не село, Вам пока не подъехал, добьём врага в его логове… Когда ему попробовали внушить, что как-то всё слишком просто и подозрительно, психанул и решил, что ему вотпрямщас надо мстить за деда и отца. Самоубийственная самоуверенность проявляется два раза подряд: сначала Цезарь шлёт всех товарищей в баню и в гордом одиночестве идёт штурмовать прибежище Карса, а потом слишком торопится и сигает прямо на Вама. Ну тот и замесил горячего юнца, выпустив свою «ульту» в упор.

Видеоигры[править]

  • Dwarf Fortress — педаль в море магмы с её Спиралью Истерик. По механике игры, сильно огорчённый дварф может впасть в сабж и эпически побуянить. Но главная беда в том, что несчастливое настроение в результате очередного катаклизма обычно накрывает всех дварфов в крепости, и, как следствие, вокруг бородатой истерички всегда находится толпа «на грани», которая от последствий его выходок тоже впадает в сабж! Цепная реакция стремительно захватывает всю крепость, и население !!!весело!!! самоаннигилируется, а остатки, как правило, вымирают из-за вышеупомянутого катаклизма или из-за рецидива истерики.
  • Darkest Dungeon — механика стресса довольно-таки напоминает предыдущий пример, только в масштабах маленького отряда.
  • X-COM/UFO Defense — паника солдат очень похожа на штамп. Впрочем, удавалось её пустить в мирное русло (см. Искусственный идиот).