Снобы против жлобов

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Snobs Vs. Slobs. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
это плохая статья: в ней занимаются навешиванием ярлыков, предпочитая не объяснять, почему по мнению участника те или иные являются снобами и жлобами. Это необходимо исправить.
« Как-то Диоген, прибыв в Олимпию и заметив в праздничной толпе богато одетых родосских юношей, воскликнул со смехом:
— «Это спесь».
Затем философ столкнулся с группой спартанцев в поношенной и неопрятной одежде.
—«Это тоже спесь, но иного рода», – сказал он.
»
— «Жизнь замечательных людей»
« ...Старинная эта сказка — буквально благая весть
О том, как Фламинго пытался в семью черных Воронов влезть.
Предок его достославный Олларам готовил еду
И за достиженья в поварне стал графом — «во славу труду»!
А старые аристократы, не делавшие ничего,
Беднягу «навозником» звали, а после — потомков его…
»
— Майя Котовская, «Фламинго в вороньих перьях»

Есть две противоположные группы. Ключевое для тропа когда эти группы выставляют все своей напоказ и конфликтуют с другой. Одна — снобы. Культурные. Они из кожи вон лезут, чтобы показать какие они изысканные, утончённые, высокообразованные и мудрые, но при этом могут попадать под троп благовоспитанный козёл. У жителей страны эльфов снобизм может проявляться самого факта того, что они выставляют напоказ свою альтернативность. Другая — жлобы. Нарочито некультурные и гордятся этим. Считают себя «знающими жизнь». Могут быть успешными, но образ нарочито грубоватый. По вполне понятным причинам, снобы и жлобы друг друга не любят. Но не спешите записывать очередного аристократа или нувориша, пролетария или поэта в одну из этих категорий уже по принадлежности к определенному классу общества. И снобизм и жлобство проистекают из одного и того же источника — ложного чувства превосходства, в силу обладания недоступным для других. Те, кто это понимают — считают это гордыней.

(link)

«Кошачий блюз», собственно

(link)

И его же «Дядя Жора», для сравнения

(link)

Для сравнения, но от обратного: вы ж слыхали, как поют жлобы? (Михаил Елизаров, «Школьная»)

(link)

Без этой песни список примеров был бы в чём-то неполным: Ю.М.У., «Пед. блюз»

Эти две группы могут быть кем угодно. Компаниями школьников в одном классе. Группировками неформалов. Стратами общества. Племенами. Расами существ. Смысл конфликта от этого не меняется.

В фэнтези почти всегда Снобы эльфы и кто-то другой жлобы. В основном, жлобами представлены орки или гномы, либо и те и те.

Родственный троп face vs heel, если фейс ещё и ведёт себя культурно, а хил отличается грубостью, но тут возможна инверсия: хил может собой представлять типаж благовоспитанный козёл, а фейс иметь очень простые манеры.

Важно: конфликт снобов и жлобов не следует понимать, как борьбу элитарности против эгалитарности или гордыни против смирения. Предмет статьи — противоположная эстетика, используемая для самоидентификации сторонами конфликта, который, скорее всего, начался вообще по другой причине. Снобы отличаются от жлобов не тем, что первые считают себя лучше вторых, а вторые не согласны: обе стороны так или иначе считают себя лучше. «Это тоже спесь», см. эпиграф. Также не следует считать обязательным то, что снобы умны, но слабы физически, а жлобы глупы, но сильны. На стороне снобов может быть пустоголовый франт, а жлобов — гениальный силач и абсолютно не интеллигентные гении. Мятежный крестьянин, в жизни не державший в руках меча — жлоб, его легко покромсает сноб-рыцарь, учившийся обращаться с клинком с семилетнего возраста.

Персонаж, воплощающий в себе позитивные качества и снобов, и жлобов — это человек, добившийся всего сам, негативные — нувориш.

Сходство и отличия[править]

И сноб, и жлоб чувствует потребность в признании высокого статуса со стороны других людей и, если ему это не удаётся, пытается самоутвердиться, обесценивая достижения других и убеждая себя в том, что другие люди не доросли до его уровня. А поэтому герои нашей статьи ведут себя схожим образом:


Характеристики Снобы Жлобы
Примеры отмазок «Это элитарно» «Так все живут»
Примеры сверх-обобщений «Все колхозники — идиоты» «Все хипстеры — дегенераты»
Примеры ярлыков по отношению к оппоненту/оппонентам «Быдло» «Лох, неудачник»
Примеры их ценностей «Свобода, духовность и особо богатый внутренний мир» «Квартира, тачка, дача, дворец, яхта, драгоценности и прочие цацки»
Примеры перехода на личности «Как это — хочешь жену и детей? Ты просто не можешь понять вкус свободы!» «Как это — жениться не хочешь? Тебе просто бабы не дают!»
Пример внешних атрибутов успеха, которыми хвастаются Кичатся знанием Достоевского и Кафки наизусть Выставляют напоказ фото на фоне дорогих тачек и прочих побрякушек (нередко в Инстаграме)

Примеры[править]

«

— Сын Глоина Гимли, все гномы — невежи! — Все эльфы нахалы, о принц Леголас!

»
— Известнейший среди ролевиков филк на мотив «Поручик Голицын»
  • Традиционно везде, где встречаются эльфы — снобами будут они, а жлобами — орки, гоблины, дварфы или кто-то вроде того. Случается, впрочем, что и люди. Просто оцените зверский снобизм эльфов (в экранизации — педаль в пол), и практичность пополам с грубостью дварфов, которые эльфов традиционно не любят, и это взаимно. Считать, что жлобами тут являются орки, гоблиныи прочие «зеленокожие пацаны» — то же самое, что путать плебея с варваром.
    • Например, в Легендариуме Толкина раскладка именно такова.
      • Гномы там не меньшие снобы, чем эльфы, где каждый помнит всех своих предков до самого Дьюрина и этим гордится, да и традиции у них соблюдаются неукоснительно. Жлобские замашки гномам делают в адаптациях.
  • Неформал — значит, лузер vs Неформал — это здорово.
  • Конфликт снобов и жлобов может сочетаться с противопоставлением полов: Женщины — согласно стереотипу, снобы, а мужчины — соответственно, жлобы.
  • Пацанка и леди. С фитильком могут быть если это леди с замашками пацанки и пацанка с замашками леди.
  • Чувствительный парень и брутальный мужик.
  • Кошки — враги собак. Снобами однозначно будут пушистые мурчалки, а жлобами — лучшие друзья человека.
  • Волки — враги собак. А вот тут подача сторон может меняться, хотя чаще жлобами оказываются все те же верные друзья человека.
  • Воин vs солдат — Утончённому снобу не в лом потратить пару десятилетий на оттачивание воинского мастерства, чтобы потом блистать подвигами. А вот циничного (точнее простого) жлоба интересует только, как максимально быстро и дёшево нарубить врагов в товарных количествах.
    • Стратег vs Тактик — утончённому снобу не влом повозиться с собранными разведданными (для начала не влом вообще отправить разведчиков в поле) для отслеживания «узких мест» в логистике противника, а потом наложить их на географическую картину, чтобы противник «победил себя сам». А вот циничного (точнее простого) жлоба интересует только, как максимально быстро и дёшево смести оборону противника.
    • Боевые искусства же! От прикладных единоборств рассчитанных на быструю и жёсткую победу над противником (Крав мага ― эталон жлобства), и до боевых искусств, где духовное развитие иногда важнее боевого ― снобы.
  • Если экранизируют известное произведение (чем больше отличий от первоисточника, тем выше риск «баталий в комментах»), то зрители могут разделится на два лагеря: Снобы: «Читай книгу! Там все написано!». Позиция жлобов: «Фильм должен быть самостоятельным произведением. Зритель не обязан читать книгу, чтобы все понимать.».

Фольклор[править]

  • Внезапно, Касьян Немилостивый и «мужицкий бог» Никола в народном православии.
    • Инверсия в язычестве. Жлобом был прообраз Касьяна, Велес (бог скотоводства, покровитель крестьян и животных), а снобом — его оппонент, громовержец Перун (бог войны, покровитель князя и его дружины).
  • Немецкие анекдоты про «осси» (жителей ГДР) и «весси» (жителей ФРГ). Прежде всего были популярны во время Холодной войны, но сохранились и сейчас.
«

Поляк, осси и весси встретили добрую фею. Она обещает каждому исполнить одно его желание. Поляк говорит: — Я хочу, чтобы все поляки ездили на мерседесах! Осси желает: — А я хочу, чтобы снова Стена стояла! А весси помолчал, а потом задумчиво так отвечает: — Стена снова на месте. Поляки больше не воруют наши машины. Тогда мне кофе, пожалуйста!

»
— Пример анекдота
  • Аналогично эльфам и оркам — вампиры и оборотни. Первые — бессмертны, обладают нечеловечески прекрасной внешностью и аристократическими манерами, вторые — брутальные лесные зверюги.
  • Лисы и волки в традиционных сказочных сюжетах и их адаптациях. Лисы едва ли не всегда выводятся теми еще снобами, в то время как серые тупицы однозначные жлобы.

Театр[править]

  • С. Маршак, «Кошкин дом» — не столько конфликт, сколько взаимодействие этих групп. За снобов тут играют родовитая ангорская Кошка и её дворник Василий, за жлобов — Кошкины гости. И тем и другим противопоставлены племянники Кошки, обедневшие, но так и не впавшие ни в жлобство, ни в снобизм. К финалу снобы перековались, жлобы, увы, так и остались жлобами.
  • Тенесси Уильямс, «Трамвай „Желание“» — Бланш Дюбуа и Стенли Ковальский.
  • Мюзикл Notre-Dame de Paris — Квазимодо в арии «Dieu que le monde est injuste», а Клопен и бродяги — в хоре «Condamnés» раскрывают тему противостояния снобов и жлобов в полной мере.

Литература[править]

  • «Сага о ведьмаке». В роли снобов — утончённые долгоживущие эльфы, когда-то создавшие развитую культуру и магию. Люди — жлобы, живущие в навозных веках, зато не в пример более многочисленные и плодовитые. И по факту, обе стороны ещё те расисты и угнетатели.
  • Алексей Зубков, дилогия Хорошая война, плохая война — во второй части рыцари на турнире разделились на две команды прозванные «галантные» и «раубриттеры»
    • А в первой части — немецкие ландскнехты против швейцарцев. У первых — орднунг, у вторых зерг-раш и безумная клёвость. Немцами командуют дворянин-полковник, итальянский кондотьер и баронет, и даже казначей — прекрасный художник. Во главе швейцарцев — торговец свиньями, булочник и Безумный Патер. При этом, и те, и другие — профессионалы своего дела.
  • Сергей Чичин, «Гнев генерала Панка»: в подробностях. «Физиономия среднестатистического гоблина уже самим фактом своего существования напрашивалась на пару-другую хороших плюх от эльфа с хорошо поставленным эстетическим восприятием, а когда принималась шмыгать носом или травить бородатые анекдоты — и самый либеральный эльф, поди, не удержался бы. Великая разница во взглядах на прекрасное и его искажение не прошла даром для двух самых одарённых Древних рас. Неудивительно, что и гоблином, чей менталитет во все времена позволял ковыряться в носу на королевском приёме, застегнутый на все крючки и пряжки эльф воспринимался как завзятый сноб, распонтованный по самое не балуйся и претендующий на скорейшее обучение бытовым манерам».
  • «Сказки Темного Леса» — Встречается дважды. В случае противостояния грибных эльфов-жлобов, и гномов Морадана-снобов, они в итоге сжиться умудрились душа в душу, ибо обе стороны отбитые рыцари крови, и разница в подходах к мордобитию скорее воспринималась как нечто хорошее, и приносящее желанное разнообразие. Но насколько же при этом друг друга ненавидели люди Ленского-снобы, и жлобы-Грибные Эльфы…
  • Герберт Уэллс, «Машина времени» — педаль в подземелье, где живут жлобы-морлоки. Они обеспечивают всем надземных эльфоподобных снобов-элоев, а зарплату берут натурой — время от времени во время ночных вылазок ловят и съедают зазевавшегося элоя.
    • Советские критики утверждали, что так показана дошедшая до логического конца эволюция пролетариев и буржуа. Вероятно, на эту мысль их натолкнули фрагменты текста, где об этом было сказано прямо. Известно, что Уэллс — умеренный социалист.
  • Ф. С. Фицджеральд, «Великий Гэтсби» — американский кодификатор: ничего не делающие потомственные богачи из Ист-Эгга, «old money», против нуворишей из Уэст-Эгга — бутлегеров и гангстеров. Квинтэссенция вульгарности последних — тот самый розовый костюм Гэтсби, который, если внимательнее вчитываться и абстрагироваться от лица Ди Каприо, представляет собой напыщенного франта, сочиняющего о себе небылицы в жанре «дорого-богато», которые реально выросшие в достатке распознают сразу, а также презирающего всех женщин, кроме Дейзи.
  • Б. Прус, «Кукла» — промотавшаяся польская шляхта против энергичных дельцов, которые хотят изменить страну к лучшему, но ломаются о косность социальной системы. Главный герой Станислав Вокульский вроде бы делает немало добра: честно ведёт торговлю, помогает нуждающимся, однако в президиум своей компании набирает друзей-бездельников шляхтички Изабеллы Ленцкой, в которую влюблён, и выкупает её с отцом запущенный доходный дом по стоимости, намного превышающей реальную. Почуяв, что вновь запахло деньгами, бывшая бесприданница Изабелла притормаживает с согласием на брак и начинает флиртовать со своим бывшим женихом Старским, который на фоне Вокульского просто полное ничтожество, но зато знатный и такой же пустоголовый, как и она сама. Они не стесняются оскорблять Вокульского в его присутствии по-английски, наивно думая, что он не знает этого языка: да и откуда ему, торгашу? Итог печален: главный герой всё потерял и, вероятно, умер, никому не нужная Изабелла ушла в монастырь, а дело Вокульского досталось хитrым и жадным евrеям.
  • Л. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания». «А в душе этажи тихонько презирали друг друга. „Подумаешь, искусство, — говорил уязвленный папа: — раковину в уборной починил… Ты вот мне сделай операцию ушной раковины! Или, скажем, трепанацию черепа“. А внизу думали: „Ты вот полазил бы на карачках под паровозом, а то велика штука — перышком чиркать!“»
  • С. Моэм, рассказ «На окраине империи»: в британской колонии, на Борнео, вынуждены работать вместе резидент Уорбертон, страшный сноб, и его помощник Купер, саркастичный и вульгарный выходец из низов. Их отношения быстро доходят до конфликта и почти до рукоприкладства. В этой истории — по крайней мере, в отношении рабочих дел — прав однозначно сноб Уорбертон: он хорошо знает туземцев и умеет с ними работать, а Купер их и за людей не считает.
  • А. Азимов, «Стальные пещеры» — снобы-космониты и жлобы-земляне. Космониты, в свою очередь, имеют суперснобов-солярианцев.
  • Братья Стругацкие, «Трудно быть богом»: дон Рэба использовал состоящую из жлобов (бедных дворян и мелких буржуа) серую гвардию, чтобы свергнуть власть снобов — старой аристократии. А потом пришли религиозные фанатики и наваляли и тем, и другим.
  • Сага о Форкосиганах. Цетагандийцы помешаны на культуре и искусстве, даже если они солдаты, а барраярцы своим варварством щеголяют и любят выглядеть отпетыми солдафонами. И да, они в состоянии перманентной холодногорячей войны.
    • Педаль в пол выжал во время дипломатической переписки Эйрел Форкосиган: когда цетагандийская сторона начала сложную светскую игру на языке запахов, он в буквальном смысле подтёрся их письмом и послал его обратно.
    • В самой Цетаганде есть два уровня аристократии — гем-лорды (циничные и жестокие военные) и хаут-лорды (высшая аристократия; генетики, за несколько поколений экспериментов превратившиеся в людей-плюс). Вдохновлено японскими буси и кугэ, см. Реальная жизнь.
  • «Голодные игры»: с прикрученным фитильком — жлобы (жители дистриктов бедно одеты, но не особенно брутальны), а у снобов, граждан Капитолия — педаль в пол, они помешаны на гламуре и зрелищах.
  • Ю. М. Семецкий, «Душа в тротиловом эквиваленте» — зигзагом, так как постулируется, что неандертальцев не столько скушали, сколько ассимилировали и поглотили:
    …Неандертальцы пошли по пути небольшой семьи и культивировали творчество. Сапиенсы были более убоги в плане творчества, но значительно более социализированы. Лобные зоны сапиенсов были чуть больше, что позволяло жить большими популяциями. В среднем, рядовой член такой популяции жил намного хуже, чем неандерталец. Зато крупные общины сапиенсов легко уничтожали малые группы неандертальцев…
  • Анна Гурова, Александр Мазин — цикл «Малышка и Карлссон». Снобы — эльфы-сиды, жлобы — огры-тролли.
  • Анна Прудская, «Оглянись, незнакомый прохожий».
  • Виктор Пелевин, «S.N.U.F.F.» — в роли снобов выступают жители офшара Биг Биз, жлобами являются жители Уркаины.
  • Г. Макнилл, «Железный воин». Нота Этассай — андрогин, утончённый сноб и боевой садомазохист, как и подобает приверженцу Слаанеш. Ассасин из храма Эверсор — грубая и жестокая биологическая машина для убийств. Этассай жаждал достойного противника — и он его получил, равно как и сладостно-мучительную смерть. Впрочем, имперцам и Эверсор не помог — во время финального штурма хаоситы уже имели подавляющий перевес в силах и даже попытка взорвать к фраговой матери весь звёздный форт провалилась.
  • Метавселенная Рудазова — Лария и Рокуш. Первая — СФК Франции времён Короля-Солнца, законодательница мод и родной дом для деятелей искусств от живописи до кулинарии. Второй — ряженый под Пруссию и николаевскую Россию край скучных администраторов и мужикастых солдафонов, медленно, но верно ползущий к стимпанку.
  • «Мать Учения» — после того, как Войны Осколков качественно проредили старую магическую знать, в элитную Академию Циории впервые были приняты «крестьянские дети». Протагонисты: Зах Новеда — «сноб», наследник древней имперской аристократической династии; Зорян Казинский — «жлоб», третий сын поднявшегося из низов своим трудом купца из глухой деревни.
    • Именно по древности магического рода Зорян вполне может поспорить с Захом. Он внук ведьмы, а ведьмовской дар передаётся в тех самых глухих деревнях из поколения в поколение ещё с эпохи до объединения континента Икосианской Империей.
    • По иронии, при этом Зак — силач, а Зориан — умник.
  • Влас Дорошевич, «Интеллигенция» — и сноб есть, и жлобы есть, а каждому можно посочувствовать. Русский дореволюционный интеллигент — это, как правило, сын сапожника, окончивший университет. Вот Иван Яковлевич за деньги своей простецкой семьи получил высшее образование и решил её проведать, предложил переехать и устроиться получше, бросив «чёрную работу», но Яков не мыслил себя без потомственного ремесла. Непонимание друг друга началось, когда Иван не стерпел, что заказчик обозвал его отца «старым псом» — но отец был не рад заступнику, так как потерял давнего клиента. Мало-помалу стало ясным, что вся родня, в отличие от университетских коллег, по духу чужда Ивану, и он, мучимый совестью, захотел стать «своим в доску». Но родители, ясно, не одобрили того, чтобы все их труды пошли коту под хвост. Так и не вышло у Ивана найти общий язык с родителями, те язвили над его учёностью, а он копил в душе презрение. Вернулся опять интеллигент в столицу, презрение развеялось, стал он писать батюшке-матушке письма одно нежнее другого — но простолюдинам в каждом письме чудилась насмешка и высокомерие. Когда отцовский дом сгорел, Иван помогал семье деньгами — вот и всё, что могло связывать столь разошедшихся по духу людей.
  • Собачье сердце же! На снобской половине ринга интеллигенты Преображенский и Борменталь, жлобов представляют Шариков и Швондер.
  • Э. Успенский, серия книг о Простоквашино — сноб Матроскин и жлоб Шарик.
  • Жюль Верн, «Плавучий остров» — противостояние миллиардеров Джема Танкердона и Нэта Коверли. И тот, и другой — люди культурные, слушают академическую музыку, но дело не в этом, а в повадках. Танкердон — «янки с головы до пят», не стесняется демонстрировать эгоизм, жадность и туго набитые карманы, сколотил состояние на добыче нефти и свинофермах и не прочь снова уйти в бизнес ради лишней пары сотен миллиончиков. Коверли — более утончённый и со сдержанными манерами, в нём «чувствуется французская кровь» его предков. Не менее успешный бизнесмен, занимался более «чистым» бизнесом — промышленностью, железнодорожным транспортом, банковским делом. Но натура более созерцательная, теперь желает лишь спокойно жить и наслаждаться жизнью.

Кино[править]

  • «Кин-дза-дза»: большая часть фильма проходит на Плюке, среди ярко выраженных жлобов, у которых ритмичный речитатив «ику-ику-ику-ику-ыыыыыы!» считается вершиной песенного искусства[1], а сам Плюк представляет собой пустыню с ржавыми развалинами. В конце герои случайно попадают на Альфу, где одетые в тоги мудрые гуманоиды превращают плюкан в часть богатой и цветущей флоры своей планеты за порочный образ мышления.
  • «Собачье сердце» — смакующий закуски ценитель оперы профессор Преображенский против пьющего хамюги с неумеренными претензиями Шарикова. В булгаковском оригинале (см. выше) была та же коллизия, но в фильме она усилена — в первую очередь Евгением Евстигнеевым в роли профессора, придавшим тому ярко выраженные повадки московского барина.
    • Судя по фамилии, Преображенский из поповичей.
      • В те годы поповичем вполне мог быть его отец, а то и дед. А за три поколения можно обрести любые повадки.
    • В фильме жлобами также показаны и оставшиеся без крова жертвы гражданской войны, которых Швондер пытался заселить в квартиру Преображенского.
  • «Ночной дозор»: Тёмные — гламурные снобы, Светлые — пролетарского вида жлобы.
    • Это скорее в книге такая расстановка, а в фильме гоп-шик против рабочей робы.
  • «За Маркса…» — инверсия. Заводовладельцу искусство нужно только для привлечения иностранных гостей. А простые работяги любят искусство искренне.
  • «Утомлённые солнцем 2: Цитадель» — слушающие классику в тихой и чистой крепости немцы (снобы) против тонущих в грязи и недостатке всего советских солдат, чьё начальство беспробудно пьёт водку (жлобы).
  • «Разрушитель» — жители Сан-Анджелеса (снобы, порабощённые доктором Кокто) против «подземников» (жлобы, возглавляемые Эдгаром Френдли). Джону Спартану последние явно ближе, но он таки сказал им: «Вы станете значительно чище», а первым лишь: «Вы слегка запачкаетесь». Впрочем, для подземников, отказавшихся подчиняться тоталитарным ограничениям Кокто, их стиль жизни был во многом вынужденным.
  • «Элизиум»: население Элизиума — снобы, олигархи из эстетически совершенного искусственного мира, противостоящие им земляне — жлобы, рабочие и бандиты из фоллаутоподобных пустошей. Снобизм, впрочем, с прикрученным фитильком — не такие уж они и эстеты, просто любят комфорт, а вот жлобизм — однозначно педаль в пол.
  • UnderWorld: вампиры — аристократы, оборотни — неформалы, а в приквеле рабы.
  • «Человек-паук: Возвращение домой» — Тони Старк и Стервятник.
  • «Стиляги» — квинтэссенция тропа.
  • «Зомби» (2018): «нормальные» — гламурные снобы (чирлидеры пробивают педалью ядро, притом соседней планеты), «зомби» — живущие в трущобах простые ребята весьма гопницкого вида.
  • «Ford vs Ferrari» — снобы из «Феррари» и жлобы из «Форда»
    • И внутри команды — «снобы» — руководство «Форда» и «жлобы» — Шелби и Майлс.
  • «Поезд в Пусан» — муж беременной барышни — типичный жлоб, а отец мелкой девчонки (биржевой воротила) — таки сноб. Но в итоге оба вынуждены объединить усилия.
  • «Земля Мёртвых» (2005) Дж. Ромеро — аллюзия на холодную войну: богатые снобы из Фиддлерс-Грин и жлобы из трущоб. Но ещё больше жлобами являются зомби.
  • Blade — снобы чистокровные против жлобов из банды Фроста.
  • «Бобби» (1973) — зигзагом. Джек, отец Бобби, в роли жлоба (рыбак и выпивоха), и сноб мистер Натх (надменный богач с замашками аристократа), отец Раджа. Впрочем, Джек представляется жлобом лишь в глазах традиционного индуистского общества из-за отсутствия богатства и околозападного менталитета (христианская семья из Гоа). В общем и целом Бобби из интеллигентной, но скромной, хотя и небедной, семьи, а нарочитое жлобство ее отца это скорее реакция на косность и снобизм «классических» индийских богачей. В конце концов, это Радж Капур с его деконструкцией индийских традиций и образа мышления.
  • «Наши яркие дни» — студенты-академисты («снобы») против студентов-народников («жлобов»).

Телесериалы[править]

Супергерои гламурны и пафосны. Члены антигеройского сопротивления просто не скрывают, что о них думают.
  • «Воронины». Коля — жлоб и грубиян с педалью в пол, бывший пограничник, любящий пожрать, а Галя — этакая добрая, но достающая всех своей заботой бабушка, любящая готовить (но к снобам может иногда себя «приблизить» тем, что она бывшая учительница музыки, играющая на пианино). Родители Насти (Шварцы) — уже не совсем тот случай, но близко: набожные, скромные, а глава семьи, Альберт Робертович (он же Алик), ещё в придачу консерватор, пуританин, вегетарианец, трезвенник и ЗОЖник. Родители Веры (Золотарёвы) — классические снобы: хорошо обеспеченные люди, которые постоянно путешествуют, ходят по дорогим заведениям и любят умничать. В результате: Родители Веры — типичные снобы, родители Насти и Коля Воронин — жлобы, А Галя Воронина нечто среднее между снобами и жлобами.
  • «Дарма и Грег» — сходный с предыдущим вариант с родителями: предки Дармы — самые настоящие хиппи, чудом уцелевшие с 60-х, родители Грега — богатые снобы (особенно мама, отец всё же попроще). Сами Дарма и Грег тоже, в общем то, подпадают: учительница йоги и преуспевающий адвокат.
  • «Звёздный Путь: Новое поколение» — эпизод «Марипоза» («Бабочка»). Жлобы с Bringloid V (фермеры-руралисты) и снобы-клонеры (высокотехнологическая утопия, подтачиваемая репликативным затуханием) на Марипозе. Первым нужен новый дом, а вторым свежая кровь — так что волею случая и капитана Пикара две проблемы становятся частью одного решения.
    • Не стоит забывать и о космических эльфах вулканцах, сражающихся в составе Объединенной Федерации планет против космических орков клингонов.
      • Здрассьте. Если Клингоны — орки, то вы смотрели «Весь стартиек полностью, аж с фильма 2009 года». И нифига они не против. По крайней мере, в 24 веке.
      • В 24 веке, в эпоху Следующего Поколения — клингоны союзники Федерации. А вот в эпоху капитана Кирка (TOS, вторая половина 23 века и ранее) клингоны вполне себе враждовали с Федерацией.
    • Скорее срач вулканцев с андорианцами в «Энтерпрайзе» и ранее. К примеру, в одной серии группа гоповатых андорианских военных захватила вулканский монастырь, якобы там станция космической разведки. Станция, кстати, была.
  • Blue Mauntain State — в одной из серий раскрывается вражда игроков в лакросс (снобы) и футболистов (жлобы).
  • Сваты — сериальная квинтэссенция тропа.
  • «Всё смешалось в доме…» Семья водителя Ивана Бобова, случайно ставшего владельцем дома на Рублёвке и их соседи — семья Ремезовых, долго и прочно находящаяся среди элиты.
  • Ещё есть «Ивановы Ивановы». Впрочем, в этом случае две семьи с одной фамилией всячески стараются найти общий язык, чтобы сблизиться со своими кровными детьми, перепутанными в роддоме.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • Это уже было в «Симпсонах». Многократно, с Гомером в роли жлоба. Крайний пример — когда Спрингфилду сделали два телефонных кода по районам, и жители этих районов отличались как раз этим признаком, и так началась вражда.
  • «Южный Парк»:
    • Создатели не стесняются изобразить Жлобов в негативном свете, показывая, что даже они склонны к мелочности и осуждению окружающих.
    • Эпизод «Ветрянка». Отец Кайла, Джеральд Брофловски, эмоционально далёк от нужд бедных, в результате чего получает от отца Кенни, жестокого алкоголика.
  • «Куми-Куми» — Племя Юми-Куми — снобы, а племена Джуми-Куми и Шуми-Куми — жлобы.
  • Губка Боб Квадратные Штаны сражается с грязнулей Патриком в эпизоде «Сражение в Бикини Боттом». Их ссора разрешилась… весьма необычным способом.
  • «Чудеса на виражах» — регулярно акцентируются внимание на том, что лётчик Балу — простой парень (который даже школу не закончил!) с грубоватыми манерами, а владелица компании «Заплати и лети» Ребекка Каннингхем, как подобает снобке, заискивает перед высшим светом, пытаясь там прописаться. И да, отношения между ними непростые.
  • Команда Нашего Двора из одноимённого мультсериала — героические Жлобы, в то время как их регулярные противники Милые Детки С Соседнего Двора — злодейские Снобы, воспитанные ещё более несносными Отцом и Дедушкой.
  • «Лагерь Ласло» — Бобовые Скауты (Жлобы) и Беличьи Скауты (Снобы).
  • «Avatar: the Last Airbender»: среди многочисленных племён чудаков, встреченных Аангом и компанией в путешествии, есть и племя Ган джинов (концентрированных снобов), враждующее с племенем Джангов (концентрированных жлобов).
    • Катара, утончённая любительница порядка и чистоты, конфликтовала с неряшливой раздолбайкой Тоф.
    • В «Легенде о Корре» развязывается война между снобистским Северным Племенем Воды и Южным Племенем как жлобами.
  • «Total Drama» — Дункан (Жлоб) и Кортни (Сноб).
  • «My Little Pony» — Эпплы, фермеры-основатели Понивилля, как Жлобы и Ричи, династия финансистов, как Снобы.
    • Сама Эпплджек (как Жлоб), иногда конфликтует с подругой, хозяйкой бутика, модницей и королевой драмы Рарити (Снобом). В 7 сезоне пони меняются местами, оказавшись в любовном треугольнике, и доводят троп до фарса.
    • Весь Понивилль можно рассматривать как город Жлобов в сравнении с Кантерлотом, большинство жителей которые — козлы.
  • «Футурама» — увидев, что на Октоберфесте участники ведут себя сдержанно и утончённо, Фрай пытается вернуть былое веселье. В результате прибытия неандертальцев (ещё большие Жлобы, чем Фрай) в мир современных людей (Снобы) фестиваль возвращается в атмосферу пьянства и бурного веселья.
  • «Gravity Falls» — Нортвесты и остальные жители города. Надо сказать, в серии с приемом в поместье и те, и те выглядят одинаково неприятно.
    • Во 2 сезоне к Стэнли Пайнсу (Жлобу) возвращается из параллельных миров брат-близнец Стэнфорд (Сноб).
  • «Monster High»:
    • Второй сезон «Мрачный пляж» — на гордое звание снобов претендует пятерка главных героинь (мумия, вампирша, оборотниха, гулль и чудовище Франкенштейна), а своего жлобства не стесняется противостоящая им банда панкующих кошкодевочек.
    • С прикрученным фитильком — все вампиры в линейке кукол и персонажей мультсериала исключительно снобы, а вот среди оборотней попадаются как жлобы (Клод и Хоулин Вулфы), так и снобы (главная модница Школы Монстров Клодин Вулф и старшая сестра в семейке Клавдия). Но вот явного противостояния между ними нет, оборотень Клод — парень вампирши Дракулауры, а его сестра Клодин — ее лучшая подруга.
  • «Вселенная Стивена» — заклятые друзья Аметист и Жемчуг. Первая — грубоватая и беззаботная вояка, которая часто бросается в бой первой и ведёт себя как ленивый подросток, живёт в комнате, полной скал и мусора. Вторая — интеллигентная и немного высокомерная бывшая прислуга, магистр всяческих наук, с глубокими психологическими травмами (прежняя жизнь в родном мире, война, потеря соратниц и возлюбленной).
  • «Star vs. the Forces of Evil»: субверсия, поскольку это не столько вражда, сколько соперничество. Йохансены — родственники Ривера, отца Стар — почти поголовно брутальные грубияны, которые не боятся есть еду голыми руками и разбрасываться корочками вокруг(местный вариант викингов). А Баттерфлаи — родственники Мун, её матери — педалированные гламурные снобы, которые еду даже руками не едят на пикниках, чтобы не испачкаться — для этого есть слуги.
  • Амфибия — такого немало:
    • Команда Фермеров (Жлобы) и команда Горожан (Снобы) в жукоболе;
    • Весь Жабий Бор (Жлобы) против финансовой элиты Кваквилля (Снобы);
    • Леди Оливия (Снобка) едва держит себя в руках, когда Прутик (Жлоб) сломал руку мраморной статуи.
  • Дом Совы — Луз Носеда (Жлоб) и Эмити Блайт (Сноб). Есть также Ида (Жлоб) и Лилит (Сноб).

Комиксы[править]

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Hunter x Hunter — Курапика и Леорио.
  • Goblin Slayer — к этому быстро приходит совместный поход Гобса и Проверяющей: она требует чтобы он все делал по порядку и не портил имидж Гильдии, а он про себя недоволен, что вся эта мишура мешает ему заниматься делом — убивать гоблинов.

Видеоигры[править]

Мета-примеры[править]

  • Геймеров часто полощут снобы (вроде одного журналиста левого толка), для которых компьютерные игры в принципе не могут быть искусством, в лучшем случае — годным масс-культурным развлечением, в худшем — способом зря прожечь свою жизнь. В пику им, геймеры гордятся своим спортивным мастерством и умением решать сложные задачи. Сами же геймеры выступают как снобы, противопоставляя себя обывателям, постоянно обвиняющим игры в растлении нравов.
  • На стороне снобов: фанаты нишевых жанров такие как квесты, TBS, Стратегия в реальном времени, партийные CRPG и jRPG. На стороне жлобов же — фанаты мейнстримных жанров, то есть шутеров, экшенов от третьего лица в открытом мире, Action-RPG и мультиплеерных сессионок.
  • Не забудем, что сейчас стало модно сильно пихать идеологию в игры. Так что не удивительно, если примеры из реальной жизни будут и тут.
  • Снобы: фанаты всего олдфажного, такого как Фоллач, Планетка и Элита, а также инди-игр «с душой». Эти всё время показывают, что ценят в играх прежде всего сюжет и атмосферу. Жлобы — ценители AAA-проектов с графонием, которые 90 % ПК не потянут.
    • Хотя данное противопоставление можно рассматривать и наоборот. Снобы — как раз люди, которые имея у себя консоль или хороший ПК могут себе позволить ААА-игры с максимальными настройками графики. Всё же для такого развлечения нужны немалые деньги. Жлобы же — как раз любители народных и дешёвых игр, которые можно запустить на слабом ПК.
  • В ММО: снобы — любители сюжета и отыгрыша. Жлобы — любители кача и шмота.
  • Консольщики (снобы) против ПК-геймеров (жлобы). Консольщики хвастаются тем, что у них есть малодоступные для широких масс эксклюзивы, обвиняя ПКшников в излишнем графодрочерстве и выпендреже на тему «Кто сделает супер-цветастый компьютер с крутой видеокартой».

Внутриигровые примеры[править]

  • Anno 2070 — Глобал Траст (магнаты-жлобы) и Эдем Инишиайтивс (экологи-снобы). Чёткое разделение идёт уже практически с самого начала — магнаты пьют алкоголь и ходят в казино поразвлечься, экологи предпочитают чай и концерты; у магнатов мощная неэкологичная электроэнергетика (воткнул угольный разрез в любое место и поставил коптилку-электростанцию), экологи вынуждены пользоваться маломощными ветряками (которые ещё и снижают эффективность друг другу при перекрытии областей!); у магнатов экобаланс зачастую в глубоком минусе и максимум возможного для них — свести его в ноль, экологам же доступны прелести улучшенной экологии; наконец у магнатов многие производства заметно компактнее их аналогов у экологов — что весьма критично на отнюдь не резиновых островах. И да, отношения между «глобалами» и «эдемом» откровенно прохладные.
    • Впрочем, как показывает сиквел Anno 2205 канули в Лету именно жлобы из Глобал Траст.
  • Bully — противостояние мажоров и понтовых, ботанов и качков.
    • В глобальном плане — школьники и городские.
  • Вселенная X — параниды отличаются любовью к философии и культом математики, преуспели в поэзии и производстве ювелирных изделий, многие из них любят роскошь. Корабли и станции выглядят соответствующим образом: обладают великолепными гладкими обводами, зеркально сияющей обшивкой. При этом параниды считают себя высшей расой, любят длинные титулы, иные расы считают нечестивыми (да, это религиозные фанатики) и уверены, что двуглазое существо априори обладает слишком грубым умом, чтобы проникнуть в тайны философии трёхглазых паранидов. Итак, это снобы. Сплиты же обладают иной системой ценностей: больше всего на свете они уважают физическую силу, воинскую честь и бесстрашие, не берегут природные красоты, более ценя производственные мощности, любят низкосортные развлечения (особенно кровавые, например, бои гладиаторов с драконообразными существами), да и в целом грубые и агрессивные существа. И их космические сооружения под стать характеру: угловатые, ржаво-коричневого цвета, мрачные внутри. При этом и сплиты не лишены гордыни: для них ты априори низшее существо, если не докажешь обратное, прославившись в бою. В общем, жлобы (по крайней мере, мужская часть их патриархального общества). Но в плане вражды вышла субверсия: да, после первого контакта параниды и сплиты ожесточённо воевали, но вскоре поняли, что заключить союз выгоднее, чем бессмысленно воевать. А вот с аргонцами параниды, рассорившись, так и не нашли общий язык и регулярно выплёскивают на них свой снобизм (при том, что аргонцев трудно отнести к жлобам), а сплиты по-жлобски презирают и люто ненавидят боронов с их тонкой душевной организацией и пацифизмом (причём и бороны не отличаются надменностью).
  • Dragon Age: Снобы Орлей и жлобы Ферелден на первый взгляд. На деле — злобные шевалье, веками грабившие всех соседей и гребущие все под себя против чуточку грубоватых, но добрых людей.
    • Тевинтер и кунари. Причем в каждой стране они считают себя снобами.
    • Шевалье из Орлея против всех остальных. На деле см. выше.
  • Ведьмак 3 — Империя Нильфгаард в роли снобов, СФК-викинги со Скеллиге — жлобы. И да, вражда тут долгая и взаимная. Впрочем, с точки зрения имперцев, жлобами являются и жители прочих Северных Королевств.
    • А в предыдущих двух частях красной нитью шло противостояние утончённых и долгоживущих эльфов-снобов и грубых, но куда более многочисленных, жлобов-людей.
  • Half-Life/Portal — Black Mesa и Aperture Science. Внешне по-жлобски выглядит как раз Black Mesa — помещения Aperture красиво оформлены дизайнерами, белые и чистенькие, а для Black Mesa вершина интерьерного дизайна — нарисовать краской полосу на голом бетоне. На деле же Black Mesa — серьезная контора, получающая правительственные гранты, а помещения выглядят так, как выглядят, потому что там люди работают, а не «кидают науку об стену и смотрят, что прилипнет». Да и катастрофы устраивают посерьезней, чем «антиобледенительная система вышла из-под контроля и теперь ее можно остановить только занавеской для душа».
    • Вспоминаем в каком году вышла Half-Life. Бетонные сцены и скудная обстановка объясняются техническими ограничениями.
    • Закулисье в первой части Portal в плане мрачности превосходит первую Half-Life. Всё такое коричневое и ржавое, какие-то механизмы постоянно шумят. Да и сами тестовые камеры выглядят довольно мрачно: лампы при входе громко гудят, музыка есть не в каждой камере. Так что это ещё вопрос, кто снобы, а кто жлобы.
  • Mafia — с одной стороны — дон Сальери, который предлагал дружбу взамен на сотрудничество, с другой — дон Морелло, который устанавливал власть путем запугивания и шантажа. Хотя в итоге оказалось, что оба они одним миром мазаны — ибо начинали свою криминальную деятельность у Дона Пеппоне, которого же сами и убили.
  • Fallout 2 — снобы из Города Убежища против… ультраснобов из Анклава, с его «бременем генетически чистого человека»! До открытого столкновения дело не доходило, зато Линетт, узнав, что Анклав к ним относится подобно тому, как они относились к остальным жителям, осудила его. А к столкновению снобов со жлобами, пожалуй, можно отнести бойню на базе Марипоза: супермутанты из пленных рабочих Реддинга, конечно, всыпали Анклаву за дело, но сами-то очень самодовольны, хотя на утончённость из них не претендует никто, кроме фокусника Мельхиора.
  • Fallout 3 — башня Тенпенни-Тауэр, оазис роскоши в сером мире Пустошей, конечно же, приютила многих снобов, хотя в ней попадаются и нормальные люди. Владелец этой башни, Алистер Тенпенни — сноб высшей степени, готовый даже взорвать город Мегатонну, чтобы не портил вид с балкона. Понятное дело, гули, живущие на станции метро неподалёку, не любят снобов, и самым большим жлобом из них является Рой Филлипс, довольно гордый гуль, желающий захватить башню по праву сильного.
  • Fallout: New Vegas — тут это в изобилии:
    • Самый очевидный пример — снобы из НКР против жлобов из Легиона Цезаря (и немного — Великих Ханов). Впрочем, на фоне Нью-Вегаса и Братства Стали жлобами уже выглядят НКРовцы.
    • В самом Нью-Вегасе есть чёткое деление на ухоженный Стрип для состоятельных людей и полудикий Фрисайд для тех, кому не так повезло.
    • Ну а внутри Стрипа есть ультраснобы из «Белой Перчатки» (которые явно хотят забыть своё каннибальское прошлое) и неприкрытые жлобы из Омерты (которые своего дикарского прошлого не особо стесняются, даром хорошие костюмы нацепили).
    • Локальный, но очень трагический пример — конфликт рождённой в Нью-Вегасе Карлы Бун и жителей Новака.
  • Fallout 4 — Институт против Братства Стали/Минитменов.
    • Nuka-World: снобы — Операторы, жлобы — Стая. А Адепты просто больные на голову маньяки.
  • Far Cry Primal — культурные и развитые Изила против дикарей Удам. Субверсия — обе стороны одинаково отвратительны, и Винджа хлебнули от них немало лиха.
  • Space Rangers: 3 штуки: «жлобы против снобов», «грешники против праведников» и «пацаны против легавых». Первая: малоки — жлобы, (зачастую) любящие силу, но презирающие ум и считая всех резинками, и фэяне — снобы, (зачастую) любящие ум, но презирающие силу и уважающие только логику; Вторая: пеленги — жлобы, любящие грабить и пиратствовать, невзирая на мораль, и гаальцы — снобы, ратующие за порядок, экологичность и культуру. А люди и там, и там — посередине; Третья: пираты, рейнджеры-налетчики и пиратский клан — жлобы, коалиция и большая часть её населения — снобы.
    • Раса клисан (Махпелл) — снобы, так как являются очень древней расой, считавшей, что вся органическая жизнь, отличающаяся от них — зараза. Впрочем, после разговора рейнджера Грефа с Махпеллой всё прояснилось и теперь они — не такие уже снобы.
    • Среди доминаторов — снобы келлероиды, желающие изучить всё путём аннигиляции и разложения на атомы, против жлобов блазероидов, любящих уничтожать всё подряд, против ультра-жлобов терроноидов, ставящих целью бесконечное непрерывное размножение.
  • S.T.A.L.K.E.R.:
    • Жлобы — Долговцы, желающие уничтожить Зону, представляющую из себя угрозу для экологии и общества, против снобов — Свободовцев, хотящих сохранить Зону, представляющую из себя избыток сырья для изучения. Хотя в то же время «Свобода» имеет что-то жлобическое — разгильдяйский и панковский образы жизни, а «Долг» — что-то снобическое — строгий и готический образы жизни.
    • Жлобы — Военные, типа патриоты России Украины, использующие пропаганду против сталкерства, живущие в бараках возле Зоны, слушающих гимны и боевые марши, против снобов — Сталкеров, хотящих больше личной свободы, любящих сыгрануть на гитаре, живущих вообще где-попало.
  • StarCraft — интересно, ибо тут всё зависит от перспективы определенной расы. С точки зрения протоссов: они — гордая и мудрая раса (гордые снобы), терраны — наивная молодая раса (просто жлобы), а зерги — чуть ли не дикике животные (ультра-жлобы). С точки зрения зергов: они сами — Рой (гордые жлобы), терраны — высокомерные и надменные колонизаторы (просто снобы), протоссы — шовинистическая раса (ультра-снобы). С точки зрения терранов (похоже наиболее верной): зерги — просто животные, которым не хватает разума (жлобы), сами терраны балансируют в этом плане, а протоссы — умники, которым просто нужно быть чуть полегче и жизнерадостнее (снобы).
  • S.W.I.N.E. — задиристые и грубые Свины против вежливых пацифистов Кроликов.
  • В шаржированном виде показано в серии Tropico, начиная с 4 части.
    • В 4 снобы — капиталисты, верующие, экологи и интеллектуалы, жлобы — коммунисты, милитаристы, националисты и лоялисты.
    • В 5 расклады меняются: в колониальную эпоху противостоят роялисты и революционеры; в эпоху мировых войн их сменяют капиталисты и коммунисты, а также верующие и милитаристы; в эпоху Холодной войны к ним добавляются экологи и промышленники; в современности — глобалисты и националисты.
    • 6 почти аналогична, только в Современности добавляются интеллектуалы и консерваторы. И добавляются взаимоисключающие ультиматумы (в которых придётся выбирать, с кем испортить отношения) — их могут выдвигать одновременно как только «снобские», так «жлобские» фракции.
  • Tyranny. На стороне жлобов головорезы Алого Хора, снобами выступают легионеры Опальных.
  • WoW/Warcraft — снобы из Альянса против жлобов из Орды. Хотя справедливости ради, и в Альянсе есть жлобы (дворфы, воргены, култирасцы), а в Орде — снобы (эльфы крови, зандаларские тролли, ночнорождённые).
  • Mass Effect — снобы представлены Пространством Цитадели, среди которых особенно выделяются азари, жлобы — системами Терминус, среди которых особенно выделяются батариане.
    • Жлобы-кроганы и остановившие их с помощью генофага снобы-саларианцы.
  • Trails — один из главных конфликтов в Эребонии как раз в том, что дворянство начали поджимать снизу простолюдины, стремительно богатеющие и набирающие влияние, так что теперь с ними приходится считаться.
  • В Assassin's Creed снобы и жлобы — это тамплиеры и ассасины соответственно. Идеалисты, с лучшими технологиями, тамплиеры, казалось, должны быть на шаг впереди. Но ассасины, которые чуть ли не бомжуют, утверждают, что хоть у них и беднее техника, но зато у врагов нет никаких амбиций.

Визуальные романы[править]

  • Cartagra — отношения Кэйитиро Кодзуки с соседями складываются примерно по этому шаблону. Он быстро разбогател на военных контрактах, чем заслужил зависть и презрение всех окружающих, отвечая им той же монетой.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — на полюсе снобизма пребывают Эльдары (что «светлые», что тёмные), считающие все прочие расы низшим. Орки же представляют собой эталон жлобства, как в поведении, так и в культуре.
    • На самом деле педаль в галактическое ядро на поприще снобизма топят (разумные) некроны, смотрящие на все прочие расы как на расплодившуюся плесень. На их фоне эльдар — комплексующие подростки, прячущиеся за высокомерием.
    • Впрочем, даже у орков можно выделить условно снобские кланы (технари Злые Солнца, барыги Плохие Луны, дисциплинированные и хитрые Кровавые Топоры), так и жлобские (дикарские Змеекусы, ворюги Смерточерепа и любители простого мордобоя Гоффы).
    • Конфликт Имперских Кулаков и Железных Воинов это сабж как есть. Хотя Ересь Хоруса произошла вовсе не по этой причине — достаточно сказать, что на сторону предателей перешли как ультраснобы из Детей Императора, так и жлобско-отмороженные Пожиратели Миров.
    • Фулгрим против Ферруса Мануса. Что характерно, до Ереси они были близкими друзьями.
      • Не забудем и про Тысячу Сынов против Космоволков. Да и с Тёмными Ангелами Волки не ладят.
  • Legend of the Five Rings: Утончённый клан Журавля против вояк из клана Краба.
  • Мир Тьмы:
    • У вампиров в Камарилье: крайние снобы — Тореадор (изящные знатоки искусства), просто снобы — Вентру (социализированные бизнесмены и политики) и Тремер (колдуны, владеющие тайным знанием), жлобы — Бруха (воинствующие панки) и Гангрел (сельские парни). Носферату (тихие отшельники, торгующие информацией) выпадают из классификации: они прокляты уродливой внешностью, но обычно не бравируют этим. Также не попали в классификацию Малкавиан (отрешённые и асоциальные дурачки-провидцы), которые в вопросах имиджа вообще не особо секут.
    • У вервольфов: снобы — Серебряные Клыки (благородные князья) и Стеклоходцы (адаптированные к городской жизни технари и деловые Гару), жлобы — Красные Когти (ненавидящие людей и цивилизацию шерстяные волчары) и Костегрызы (городские бомжи, жители трущоб и свалок), добавьте и других бобров, если они подходят.

Прочее[править]

  • «Мужское-женское». Московские обеспеченные люди Гордон и Барановская зачастую просто не осознают реальность жизни за много километров от МКАД. Например, Гордон может спросить какого-нибудь жителя далеко хутора: «И Вам хватает двенадцать тысяч рублей на троих детей?», а Барановская сказать: «Я сама многодетная мама-одиночка», как бы сравнивая алименты футболиста-миллиардера и какого-нибудь алкаша-зэка, что немного несовместимо.
  • «Реальная мистика» — эпизод «Проклятие половины». В роли снобов выступают две альфа-суки, мать и дочка Милана и Диана, а в роли жлоба — «бедная пенсионерка Зина».
    • Утонченная эстетка Виолетта и Вера Ивановна, вышедшая из деревни. Хотя это скорее Бетти и Вероника.

Реальная жизнь[править]

Исторические конфликты[править]

  • Цивилизованные ацтеки и кочевники-чичимеки. Однако при Монтесуме I ацтеки стали приносить больше человеческих жертвоприношений. А перед конкистадорами уже сами были жлобами.
  • Изящные, томные Афины и демонстративно-гипермаскулинная Спарта.
    • Македонцы перед правлением Филиппа II Македонского потеряли в проигранных войнах с соседями-варварами большую часть своей аристократии, армию пришлось заново формировать из обычных крестьян, а в личную дружину царя набирали лихих людей со всего эллинистического мира. Над такими порядками долгое время откровенно потешалась вся Греция. Зато потом Александр Македонский потешался. И не только над Грецией.
  • Римляне долгие годы отыгрывали роль сельских жлобов, когда противостояли рафинированно-культурным эллинистическим и ближневосточным цивилизациям (снобам), но перед всякими северными дикарями они сами были снобами.
    • Патриции и плебеи ранней Республики. Старая аристократия эпохи поздней Республики откровенно отыгрывала снобов, а вот низы и аутсайдеры этой же аристократии наоборот усиленно косили под жлобов в поисках популярности у низов общества.
  • В ту же копилку мем «Nordic vs Mediterranean», где задаётся вопрос «Who is the real master race? We HEIL! HEIL! HEIL into Fuhrer’s face!» и идут сравнения, где нордиды — варвары с «we wuz da real kangz in Rome n sheet», не являющиеся цивилизацией, а средиземноморцы — типа создатели Европы. Временами там идут сравнения других народов.
  • В Японии до сёгунов — кугэ (аристократы-метросексуалы, любящие искусство) и самураи (косящие под варваров труъ-воины и головорезы). После захвата власти сёгунами самураи, ставшие правящим классом, сделали из себя гибрид того и другого: с одной стороны, всё так же превозносили жестокость, бесстрашие и умение игнорировать страдания, с другой — стали ценить образованность, заниматься живописью, писать стихи и проводить чайные церемонии.
  • Монголы и азиатские кочевники отыгрывали жлобов перед персами и китайцами. Но даже несмотря на неграмотность Чингисхан и Монгольская империя учились у завоёванных народов.
  • Зазнавшиеся аристократы (снобы) против выскочек-капиталистов (жлобы).
    • Если добавить Карла Маркса, то получится, что Рабовладельчество — для снобов, отрицающих любую мысль о свободе для большинства, проводя время за «поэзией и всем прочим из этого рода»; а Феодализм — для жлобов, любящих «охоту, рыбалку и более приземлённые вещи», которые считают, что феодализм «спасёт!». Хотя впрочем у первых есть жлобские наклонности к войне ради рабов, а у вторых снобская любовь к благородию.
      • А если взять первоисточник идей Маркса — Гегеля, то его диалектика господ и рабов, то первые будут классическими снобами, которые не могут существовать безотносительно жлобов-рабов, и наоборот.
  • Красный октябрь — белые-снобы (со всей их офицерской честью, культурой и духовностью) и красные-жлобы (простые рабочие и крестьянские парни, коллективизм которых не одобряет выпендрёж, но одобряет классовую гордость). Впрочем, это — имидж и идеология, а по факту в конце войны часто выходило с точностью до наоборот: подтянутые и дисциплинированные бойцы Красной Армии против опустившихся белых офицеров, страдающих алкоголизмом и не гнушающихся грабежами.
  • Штурмовики и эсэсовцы (жлобы) против офицеров Вермахта (снобов). Однако по отношению друг к другу уже штурмовики были жлобами, а СС — снобами.
    • В современной Германии — «Весси» и «Осси»: две ментальности, одна страна. А какой у обоих характер, это вы знаете сами. Deutsche Welle. На минималках, потому что противостояние двух менталитетов сходит на нет.
  • Противостояние во времена Дикого Запада, в частности Гражданской Войны — снобы дикси (южане), косящие под европейских монархов и аристократов, и поддерживающие рабовладельчество против жлобов янки (северян), показывающих себя защитниками демократии и республики, и боровшихся за капитализм. Впрочем, (по крайней мере, в большинстве своём) за Юг были реднеки — натуральные жлобы, а за Север тоже воевали определённые рабовладельцы со снобическим менталитетом, а то и хардкорные пуритане из Новой Англии, видящие в южанах-плантаторах ходячий пережиток прошлого, которому они, прогрессивные потомки тех самых «Сынов свободы», не чета. А особняком стоят бандиты («чоткие пацаны», часто имевшие мексиканское происхождение и свою культуру), охотники за головами, и индивидуалы-ганфайтеры (стереотипные вооружённые ковбои).
  • На родных просторах в стереотипном сознании тропу соответствует Гражданская война. Снобы-белые против жлобов-красных. Реальность, как водится, сложнее: благородное царское офицерство разделилось между сторонами почти поровну, на стороне красных воевало много интеллигентов и дворян, за белых выступила бОльшая часть канонично-жлобского казачества и немало крестьян.

Субкультуры[править]

См. также Враждующие фэндомы
  • «Россия с айфоном» vs «Россия с шансоном» (и в других постсоветских республиках).
    • Санкт-Петербург и Москва не только этот троп, но и этот: в Питере есть красивые старинные дома исторической застройки, романтически-дождливая погода, непривычные жителям центральной России белые ночи и живущие во всём этом хендмейдеры-хипстеры и поэты-алкоголики (все признаки сноба налицо); Москва же — город современных зданий и деловых, успешных людей (жлобы).
      • Московский сноб — вовсе не редкость. Правда, снобизм его обычно направлен не против Петербурга, а против «замкадья» — то бишь, всей остальной страны, кроме, так и быть, нескольких городов-милионников. А что до «современных зданий» — провинциалы давно смеются над тем, что правительственные учреждения расположены в крепостях времен Ивана Грозного.
    • В современных субкультурах русскоязычного региона больше всего снобства в хипстерах, а жлобства — в гопниках. Правда, они не противостоят друг другу: для серьёзного конфликта в тёмных подворотнях слишком значителен перевес вторых, а в светлых антикафе — первых. С другой стороны, столкновения случаются: недавно в московском парке Горького с одного «спросили за шмот» с летальным исходом, даже в новостях было. С третьей стороны, настоящему гопнику всё равно, у кого отжимать мобилу.
    • А вот на закате СССР противостояние снобов-неформалов и жлобов-люберов стало легендарным.
    • Снобы из Питера и Москвы против среднеазиатских гастарбайтеров и кавказских хулиганов в роли жлобов.
  • Снобы-металлисты против жлобов-панков в 80-е (а в России 2000-х — против «говнарей», слушающих лёгкий русский рок). Впрочем, времена прошли, и сейчас они все вместе снобят против жлобов-рэперов.
    • Причём любители русского рока в свою очередь были снобами против любителей попсы. А в 2020-е расклад поменялся: сейчас у модных молодёжных изданий принято гордиться «постироничной» поп-музыкой и снобить старых жлобов, слушающих этот дурацкий и немодный… правильно, русский рок и металл.
  • Рокеры всех мастей (снобы) против рэперов (жлобы). Встречается и инверсия (модные хипстеры с клауд-рэпом и граймом против «говнарей» и «батя-рока»), но чаще именно так: рокеры гордятся тем, что у них музыка мелодичная, с гитарными соло и текстами о Высоком и Духовном, а рэперы — тем, что они простые пацаны с раёна, говорят то, что думают, читают О Жизни и не стесняются в выражениях.
  • Готы и панки. Впрочем, эти не «против» (в конце концов, вторые породили первых)
    • Готов, если что, великое множество разновидностей. Больше всего снобизма — в викторианских и романтических, считающих себя «неформальной аристократией». Чуть пониже статусом — вымирающие, если не вымершие, «традиционные» готы образца 1980-х, помнящие (или делающие вид, что помнят) ещё клуб «Batcave» и употребляющие пост-панк вместо дарквэйва, готик- и симфо-метала (впрочем, эти могут считаться снобами по принципу «близости к истокам», а Викторианских считать чуньками с ходячим складом стереотипов о «Старой Доброй Англии»). И совсем жлобы — это т. н. Babygoths (они же «Херки»), чьё представление о субкультуре восходит исключительно к стереотипам «цивилов» о готах и комедиях типа «Папиных дочек», в которых они видят не пародию, а гайдлайн.
    • «Традиционные» металлисты (хэви-метал, трэш-метал) против фанатов «пограничных жанров» (фолк-метал, симфо-метал и иже с ними). Ситуация такая же, как с бэткейверами и викторианскими готами. Первые считают себя снобами из-за близости к истокам жанра и закладыванию музыкальной базы для всего направления, а вторые — как раз за попытку из этих самых жанровых рамок выйти. Оба подвида презирают сторонников альтернативного металла жанра (жлобы) с их увлечением остросоциальной тематикой, упрощённой музыкой, матюками в текстах и общим «приземлением».
    • Блэк-метал (снобы) против дэт-метала (жлобы). Первые — замешаны на антихристианском элитизме, атмосфере холодного Севера с языческими богами, гордятся «андеграундным» звучанием (к слову, один из самых суровых фэндомов, относящихся к вопросу «трушности» очень серьёзно), иногда балуются нацистским оккультизмом и расовой теорией, а музыканты зачастую удаляются в отшельничество в леса и горы Скандинавии. Вторые — более приземлённые ребята, которым нравится воспевать всякую чернуху, кровькишки и смерть, причём нередко — с иронией. Впрочем, случается и инверсия: поклонники «классического» дэт-метала и особенно покойного Чака Шульдинера, с их любовью к замороченным текстам, с таким распределением бы не согласились, а блэкстеров считают не в меру агрессивными долбославами, жгущими церкви и совершающие жертвоприношения деревяннымкаменным членам.

Прочее[править]

  • Владельцы дорогих айфонов, понтующиеся статусом, и идейные юзеры дешёвых и сердитых смартфонов на Android, заклеймившие iPhone быдлодевайсом для жертв общества потребления. В ту же копилку — обладатели макбуков за шестизначную цену, линуксоиды, ненавидящие Windows за проприетарщину и считающие виндузятников если не идиотами, то дремучими ламерами. И сами воинствующие виндузятники, для которых Windows — единственно верная ПО, macOS признак мажора, а Linux для прыщавых задротов. Кто из них снобы, кто жлобы, сами поймёте.
  • Луркоморье против Абсурдопедии. Первые — циничные снобы, высокомерно относящиеся к другим и «обсирающие» всё подряд, выдавая за истину в последней инстанции. Вторые — жизнерадостные жлобы, витающие в своих детских фантазиях: те лурочку тоже не любят, но статья о ней состоит не из одного едкого сарказма, а ещё из пародий и клоунады. Вкратце, старая Лурка уже уничтожена удавившим педаль в снобизм транс-наркоман-русофобом. Абсурдопедия тоже находится в незавидном состоянии: раскололась на два проекта, в одном качество юмора почти никакое, в другом диктатура местного свидомого диктатора.
    • Ну раз такая пьянка пошла, «снобы» ― Посмотрели, с дебатами длинной «до десяти звездочек» против «жлобов» энциклопедии Викитропы, где все правки строго по делу.
  • Эксперимент в Робберс Кейв: изучались межгрупповые конфликты. Подопытных подростков разделили на две группы, которые тут же начали враждовать, причём одна группа объявила себя правильной и духовной, а другая — брутальной и хулиганской.
  • Производители чипов графических карт AMD (снобы) и NVidia (жлобы). Достаточно взглянуть на оформление утилит для настройки. Утонченный дизайн программ от AMD и простецкое по-челябински оформление утилит от NVidia.
  • В автомобильном мире: Снобы на «Теслах» и гибридах против жлобов на «бензиновых ведрах». Обыграно в серии «Самодовольство» «Южного парка».
  • А еще газ. Выигрыш по топливу аналогичный, но электрокары это «зэ мэйджик текнолоджи фром Амэрика!», а газ это «деревенское быдло, у которого на бензин для ржавой тарантайки денег нет». Притом что электрокары, хотя и гадят сами по себе меньше, в процессе производства и утилизации оказывают такое воздействие на окружающую среду, что становятся чище ДВС только через 50 000 км (3-4 года) на исключительно «зеленой» энергии и 100 000 км года при заправке «из розетки». Так что газ еще и самый экологически чистый вид топлива.
  • Архитектура и стиль: Классицизм и вышедший из него неоклассицизм (снобы), потому что все эти архитектура и стиль античного — то есть греческого и римского происхождения соответственно; Романская архитектура и Неороманская архитектура, готическая архитектура от которой зародилась Неоготика и Готический стиль (жлобы), все они с точки зрения классицизма и эпохи Возрождения варварские.
    • Впрочем, сегодня расклад иной: готика и неоготика перешла в расклад труднопонимаемой и не всеми «перевариваемой» архитектуры (снобы), а классицизм и неоклассицизм за счёт «геометричности» форм и большего распространения встречается даже в ультрасовременных зданиях (жлобы). Вообще старинная и традиционная национальная архитектура — ассоциируются со снобами, а с жлобами ассоциируется современная архитектура, за счёт отсутствия архитектурных красот.
  • Но серые коробки — это другой троп: уныло, но практично. Настоящее жлобство — это стиль дорого-бохато, или «цыганский шик» — дом превращают в аляповатое подобие дворца или музея. Везде, к месту и не к месту налеплены позолота, хрусталь, всякие лепные рюшки-завитушки, снаружи колонны, кариатиды — но без всякого понятия о мере и гармонии, качество стен и коммуникаций может даже хромать. Оказавшись в таком помещении, сноб-эстет схватится за сердце, а дарагой бохатый жлоб, войдя в оформленную со вкусом комнату, посчитает её нищебродской. Или жлобство — уродливые унылые коттеджи, иногда слепленные из дерьма и палок, зато с размахом, всей давящей громадой демонстрирующие, какой владелец статусный мамонтодобытчик.
  • Татуировки (снобы) и наколки/партаки (жлобы).
  • Метросексуал в брендовых шмотках и причёске от барбер-шопа может быть снобом. А настоящий мужЫк, который могуч, вонюч, волосат и чуть красивее обезьяны — жлобом.
  • «Эти тупые солдафоны» — сказал сноб. «Эти сопливые штафирки» — сказал жлоб.
  • «Homo soveticus» против «Поколения Пепси» и их потомков. Первые приписывают себе лучшую в мире образованность и высокую мораль, а младшие поколения обвиняют в деградации интеллекта (во всём виноваты ЕГЭ и канпухтерные игры), лени и разнузданности. Вторые гордятся приспособленностью к новой жизни, критическим мышлением и умением принимать веяния времени, а старших обвиняют в косности и некритичности мышления, рабском стадном менталитете и умении только ныть, а не жить. В зависимости от набора аргументов, и та, и другая сторона могут оказаться как снобами, так и жлобами.

Примечания[править]

  1. В действительности — не песенного, а сценографического, так как большую часть перформанса киндзадзяне-телепаты упаковывают в своеобразный эквивалент «дополненной реальности».