Солярис

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Солярис» (польск. Solaris, от лат. Solarisсолнечный) — фантастический роман Станислава Лема, про исследователей, изучающих разумный океан планеты Солярис. Написан в 1960 г., опубликован в 1961 г.

Сюжет[править]

Будущее. Где-то на просторах нашей безбрежной Галактики была обнаружена планета, чья орбита не согласовалась с законами небесной механики. При более детальном изучении выяснилось, что это небесное тело покрыто океаном чего-то, напоминающего внутриклеточную жидкость. Учёными была выдвинута теория, что океан поддерживает телекинезом выгодную ему орбиту, и потому он разумен.

Океан начинают активно изучать, но к моменту начала собственно событий романа соляристика находится в упадке. Ибо (кто бы мог подумать?) постичь планету-мозг, бросающую вызов антропоцентризму человечества самим фактом своего существования, нахрапом не удалось. Оставшиеся на полузаброшенной станции «ученые» занимаются чем угодно, но только не наукой. Серьезно. Автор правки сам работает в НИИ и знает что при появлении НЁХ вроде «гостей» у любого ученого срабатывает выработанный годами условный рефлекс «ВИВИСЕКЦИЯ!!!» «ПУБЛИКАЦИЯ!!!». Ибо задача ученого в первую очередь — собирать, систематизировать и распространять информацию об изучаемом объекте, а не пытаться с упорством идиота создать Общую Теорию Всего в одно жало. Но соляристы выше этой скучной прозы жизни — они лучше будут спать с копией погибшей жены и рефлексировать, чем эмпирическими методами поганить романтику. А когда надоест — пошлют в Океан свою энцефалограмму, чтобы он понял, что не нужно связываться с такими дебилами и убрал «гостей». С другой стороны, как обоснуй, Океан создавал таких гостей (порывшись в памяти людей), после которых ученый забывает, что он ученый (слишком уж личные воспоминания) и ведет себя как обычный обыватель. Кстати, худо-бедно Снаут, Сарториус и Кельвин пытаются исследовать «гостей» (в телеспектакле об этом не забывают). И еще одно наблюдение у холодильника — год написания 1960-й, то есть есть определенная датировка по электронике. Как сообщить о пришельцах? Словесно по радио? Посчитают сумасшедшими, что подсвечивается. Заснять на кинопленку, на фото и отравить на Землю физически (не забываем про датировку) — пусть экспертиза доказывает подлинность кадров. Или на станции нет фото- и кинокамер?

Что в романе присутствует[править]

  • Океан — сверхразум с нечеловеческой психологией, он же безводный океан, он же в определенном роде монстр-жижица. С точки зрения людей обладает сверхспособностями: незаметно сканировать человеческий мозг и создавать из нейтрино любые объекты, сдерживая их мощным полем.
  • Живая планета — конечно, прямого подтверждения так и не дается, но вряд ли кто-то из прочитавших не согласен с теорией о живом океане.
  • Вывих мозга — все, что творится на планете и на ее орбите.
  • Кающийся грешник — протагонист Крис Кельвин.
  • Искусственные люди — создания Океана, т. е. «гости».
  • Нет антагониста
  • Как таковая ситуация вообще по ту сторону добра и зла.
  • Чего не сделаешь ради любви — самоубийство-самопожертвование Хари.
  • Регенерация — «гости» обладают такой регенерацией.
  • От неприязни до любви — взаимоотношения Криса и Хари-«гостьи». Первую Хари Крис обманом заманил в ракету и отправил. Вторую он начал исследовать и начал ее воспринимать как настоящую, умершую за 10 лет до событий книги.
  • Авторы фантастики не понимают порядок величин — В романе точно указана масса живого океана — 17 биллионов (польск. bilionów) тонн. Указаны также размеры планеты Солярис (радиус на 20 % больше радиуса Земли) и общая площадь суши (меньше территории Европы, то есть около 10 млн км²). Если допустить, что «биллион» в данном случае интерпретируется по длинной шкале и означает «триллион» (10^12), а плотность студенистого океана примерно равна плотности живой ткани (около плотности воды), то его объём — ок. 17 000 км³, а глубина в среднем всего лишь около 2 сантиметров, что не согласуется с его описанием в тексте как полновесного океана глубиной до нескольких миль. Если же имелась в виду короткая шкала и биллион это миллиард, то вообще получается глубина, неразличимая глазом. Для сравнения, масса земного океана составляет 1,4·1018 т или 1,4 миллиардов миллиардов тонн, а объём — 1,34·109 км³. Кроме того, аннигиляция тела лже-Хари (учитывая, что при взаимодействии 1 грамма антивещества с 1 граммом вещества выделяется 1,8х10^14 Дж энергии или около 42 килотонны в тротиловом эквиваленте, а девушка врятли весила меньше 50 килограмм), должна было высвободить энергию в районе 2000 мегатонн, что примерно в 40(!) раз превосходящую мощность взрыва Царь-бомбы.

Что присутствует только в экранизациях[править]

Во всех экранизациях присутствует датировка по электронике. Поэтому устройства из отечественных экранизаций смотрятся архаично. Не за горами те времена, когда оборудование станции из фильма Содеберга будут казаться таким же антиквариатом. В книге это наблюдается в меньшей степени: хотя Лем и описывал современные на момент создания романа приборы, но каждый читатель волен представлять их хоть с сенсорным экраном и голографическим интерфейсом.

  • Аналогично присутствует за себя и за того парня одна актриса играет двух-трех разных Хари: т. е. настоящую Хари (в телеспектакле отсутствует), которая умерла; первую Хари, созданную Океаном, которую Крис запихнул в ракету и вторую, созданную Океаном, Хари.
  • Пытка увеболлом и Типа я Тарковский — для самого автора оригинального произведения. Лем, чей ершистый характер был хорошо известен его коллегам «по цеху», без прикрас назвал Тарковского дураком после просмотра экранизации. А вот «Солярис» Стивена Содерберга он встретил гораздо спокойнее… ну, по меркам его крайне саркастического характера: писатель заметил, что фильм всё равно все вскоре забудут. Про телеспектакль 1969 вроде как Лем ничего не говорил ни плохого, ни хорошего. В некоторых источниках высказывают предположение что он о нем не знал.
    • Тут стоит отметить, что основная причина неприязни Лема — полемика фильма Тарковского по отношению к оригиналу. Лем через «Солярис» пытался донести до читателя мысль, что Космос — это удивительное и опасное место, где человеческие мерки неприемлемы. Если человек хочет изучать Космос — он должен оставить свой антропоцентризм на Земле. А что пытался донести до зрителя Тарковский? Космос — опасное и враждебное человеку место. Нечего нам там делать — лучше останемся на Земле, среди родных берёзок… Что гораздо хуже (и Лем, вероятно, мог это заметить) Тарковскому хватило наглости сравнить учёного, жертвующего земными благами ради науки и человечества с… библейским блудным сыном, покинувшим отчий дом ради пьянства и блуда!

«Солярис» 1969 г.[править]

  • Персонажи в этой экранизации:
    • Крис Кельвин (В. Лановой) — протагонист, в некоторой мере рыцарь в сияющих доспехах.
    • Сарториус — сочетает в себе в разумных пределах черты безумного ученого и невыносимого гения.
    • Снаут (В. Этуш)
    • Хари (А. Пилюс) — покойная жена Криса, созданная заново океаном.
  • Персонаж-призрак — первый из них Гибарян. В кадре не появляется, а присутствует только в виде голоса на магнитофонной ленте.
    • Океан тоже ни разу не показан. Его присутствие обозначено мозговыносящими звуками, которые сопровождает тиканье и гудение аппаратуры.
  • Разговор с самим собой — А. Кацынский и В. Дугин сыграли (и озвучили) двух сотрудников ЦУПа, а также озвучили компьютеры и Гибаряна.
  • Хроника посреди фильма — стартовавшие ракеты.
  • Луч смерти — у Криса есть бластер, который тот впервые достает, почувствовав что-то неладное, когда прибыл на станцию. Из этого же бластера пыталась застрелиться Хари. Выстрел остался за кадром.

Вокруг телеспекталя[править]

  • Любят вспоминать как бы в противовес фильму 1972 г. Обычно в духе «вот то — НАСТОЯЩИЙ „Солярис“, а не то, что у Тарковского». Впрочем, есть и другие мнения в роде «та же история любви и тоже космос, но без затягивания» и пр.

«Солярис» 1972 г.[править]

Вокруг фильма[править]
  • Теперь в космосе! — с точки зрения Лема получилось «Преступление и наказание» в космосе.
  • Крис и Хари мелькают в качестве камео в космопорту в мультфильме «Юбилей» (СССР, 1983)
  • См. клип https://www.youtube.com/watch?v=Oxa6yShgf3E про «Солярисы» Тарковского и Лема в видении Г. Тищенко.
  • Спектакль «Маленькие комедии большого дома» новелла «Грабеж». Алик (в самой известной версии в исполнении А.Миронова) рассказывает грабителю (в той же версии в исполнении С.Мишулина) о своей нелегкой жизни, в том числе и о «друзьях». Изображая подруг жены, он мимоходом имитирует разговор, в котором они пытаются выглядеть культурными. Первая пытается обсудить «Солярис», две другие путают его с салями и солярием.

«Солярис» 2002 г.[править]

  • Персонажи в этой экранизации:
    • Крис Кельвин (Дж. Клуни)
    • Рея (Н. Макэлхон)
    • Гордон (В. Дэвис)
    • Сноу (Дж. Дейвис)
  • Смена пола при адаптации — Сарториуса превратили в афроамериканку Гордон
  • Злой двойник — не совсем злобный, но копия Сноу, созданная Океаном, заменила настоящего Сноу, которого сама же убила, защищаясь.
  • Типа я Тарковский — гораздо меньше, чем в фильме Тарковского, если вообще присутствует.

Прочие экранизации и адаптации (в том числе и неофициальные)[править]

  • Короткометражка от Одесского театрально-художественного училища, 2015 г. По сути курсовая работа по мотивам фрагмента. В некотором роде можно считать и фанфильмом.
  • Балет «Солярис» за авторством Сергея Жукова, 1990 г.
  • Радиоспектакль «Солярис», озвученный А. Филиппенко, А. Джигарханяном, В. Ветровым и Т. Шпагиной.