Сплин

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Сколько лет прошло, всё о том же гудят провода. И за годом год у фронтмена растёт борода

«Сплин» (часто название фишки ради пишется, как «спЛин») — российская рок-группа родом из Санкт-Петербурга, один из наиболее популярных в СНГ рок-коллективов девяностых. Пик популярности «Сплина» пришёлся на конец 90-х и нулевые, когда он становился обладателем всевозможных наград, однако группа существует и по сей день, собирает стадионы и время от времени радует поклонников новыми хитами. Бессменным фронтменом на протяжении всего времени существования группы остаётся Александр Васильев. Группа играет традиционный мелодичный рок, тексты обычно лирические. «Сплин» вырос из студенческой рок-группы, которую Васильев с басистом Александром Морозовым основали ещё в 1986, и к которой позже примкнул клавишник Николай Ростовский. Поначалу коллектив назывался «Митра», днём рождения же «Сплина» как такового считается 27 мая 1994 года, когда в группу вступил гитарист Стас Березовский. Всенародная слава же пришла к музыкантам в 1998 году после четвёртого альбома, «Гранатового», в котором вышли знаменитые «Орбит без сахара» и «Выхода нет». Что касается окончательного названия группы, то оно означает «скука» — музыканты взяли загадочно звучащее слово из стихотворения Саши Чёрного «Под сурдинку», которое было положено ими на музыку и в виде песни исполнено в альбоме «Пыльная быль»[1].

Кстати, Васильев и компания ещё со времён «Митры» дружат с Олегом Куваевым, тем самым, которому мы благодарны за «Масяню» и «Магазинчик БО». В последний входит и клип на песню «Сидели и курили», нарисованный в узнаваемом куваевско-масянинском стиле, с персонажами «Магазинчика» в главных ролях и отсылками к кэрроловской Алисе. Также Куваев нарисовал для «Сплина» несколько клипов в разных стилях, да и сам снялся в клипе «Будь моей тенью»: странные носатые «бабоёжки» — это Куваев с женой в собственноручно сделанных масках. А сами «сплины» наведывались в сериал про Масяню в виде мультяшного камео.

Официальный сайт группы: https://splean.ru[2]

Состав[править]

(link)

Подпевайте!

Вокал, ритм-гитара: Александр Васильев.
Соло-гитара: Стас Березовский (1994—2006), Вадим Сергеев (2001—2002, с 2007).
Бас-гитара: Александр «Моррис» Морозов (1994—2000), Николай Воронов (2000—2002), Вадим Сергеев (2002—2007), Дмитрий Кунин (с 2007).
Клавишные: Николай Ростовский (с перерывом в 1998—2001).
Флейта, перкуссия: Ян Николенко (1998—2006).
Ударные: Николай Лысов (1994—1998), Сергей Наветный (1998—2005), Алексей Мещеряков (с 2006).

Дискография[править]

  1. 1994 — «Пыльная быль»
  2. 1996 — «Коллекционер оружия»
  3. 1997 — «Фонарь под глазом»
  4. 1998 — «Гранатовый альбом»
  5. 1999 — «Альтависта»
  6. 2001 — «25-й кадр»
  7. 2003 — «Новые люди»
  8. 2004 — «Черновики» (сольный акустический альбом Васильева)
  9. 2004 — «Реверсивная хроника событий»
  10. 2007 — «Раздвоение личности»
  11. 2009 — «Сигнал из космоса»
  12. 2012 — «Обман зрения»
  13. 2014 — «Резонанс. Часть 1»
  14. 2014 — «Резонанс. Часть 2»
  15. 2016 — «Ключ к шифру»
  16. 2018 — «Встречная полоса»
  17. 2019 — «Тайком»

Также стоит ознакомиться с концертными альбомами «Альтависта live» (2000, 2 CD) «Fellini Tour» (2001, совместный концерт с группами «Би-2» и «Томас») и «Акустика» (2002, 2 CD).

Что здесь есть[править]

  • А что, пусть будет!. Концовка песни «Гандбол» получилась такой случайно. Музыканты, послушав черновой вариант, сочли его слишком медленным и решили переиграть песню в более быстром темпе, записав поверх старого варианта. Естественно, ускоренная версия закончилась раньше, и при её прослушивании после завершения основного трека «вылез» остаток старого. «Сплинам» понравилось, как это звучит, поэтому кусок черновика вошёл в официальную версию.
  • Антилопа-гну — «Чёрная Волга» пребывает в довольно ушатанном состоянии.
  • Антиреклама спиртного пополам с У нас на Бодуне засуха — «Алкоголь». «Он пустил корни в теле моём, превратился в растение… / В среду мы сели за стол, а теперь — воскресение…».
  • Антропоморфная персонификация. «Мария и Хуана» — заглавные героини, персонифицирующие сами понимаете что. Судя по тексту, у них есть светящиеся глаза, пустые рукава, а также ноги, которыми они ходят босиком. В песне же «Она была так прекрасна» незнакомка, с которой тщетно пытался флиртовать рассказчик, оказалась самой Смертью, решительно его отшила и ушла, пообещав когда-нибудь вернуться.
  • Атака во время секса. С фитильком в клипе «Новые люди» — никто никого не атаковал, но пока парочка центральных персонажей резвилась в кровати, подкрались воришки-Сплины, вскрыли дверь медиатором и спёрли всё, включая пианино. А потерпевшие были так увлечены друг другом, что ничего и не заметили.
  • Божественный музыкант — «Жертва талого льда». А в «Джа играет джаз» музыкант в прямом смысле божественный.
  • Бонни и Клайд — собственно, песня «Бонни и Клайд», хотя по самому тексту не очень понятно, о ком он.
  • Бонус для современников:
    • «Орбит без сахара» — нет, ну жевательную резинку ещё вспомнят, а вот отсылку к видеоигре Duke Nukem 3D «Дюк Нюкем должен умереть» уже не все опознают. На некоторых выступлениях Дюк Нюкем заменяется на Ромео.
    • Песня «Моё сердце», строчка «… французам не забивал». Почему именно французам? Потому что это отсылка к матчу отборочного турнира на чемпионат Европы-2000, в котором Россия победила Францию (на тот момент действующих чемпионов мира) со счётом 3:2. Впрочем, периодически песня снова приобретает актуальность в зависимости от успехов игроков. А иногда Васильев меняет её на «бразильцев» или какую-нибудь ещё футбольную нацию.
    • Кто-нибудь помнит поисковую систему «AltaVista»? Именно она в одноименной песне прорывается сквозь Сеть после исполнения симфонии на клавиатуре. Хотя Васильев говорит, что эти слова надо понимать в прямом переводе (а означают они «ВзглядСверху»), но процитированная выше строчка намекает именно на поисковик. Так или иначе, в 1999 году название системы было на слуху, потом о ней забыли, и к 2013 году она сгинула.
  • Взрослый мужик с игрушкой. В клипе «Пластмассовая жизнь» с плюшевым мишкой не то что взрослый мужик, а вообще старый дед (Васильев в гриме). Судя по фотографии, где герой ещё молод, с этим медведем он чуть ли не всю жизнь прошёл.
  • Война — это кошмар. Собственно, «Война» из первого альбома, где «девочка с пулей во лбу будет звонко смеяться над трупом отца», «Блокада», «Вальс» и, если вникнуть в предысторию создания песни, «Дочь самурая». И вообще Васильев войну не одобряет и в клипе «Моя любовь» щеголяет большущим «пацификом» на груди.
  • Волшебный цветок. В «Будь моей тенью» цветёт пышным цветом папоротник. А «Лепесток», у которого автор просит предотвратить войну, — отсылка к «Цветику-семицветику» Валентина Катаева.
  • Высокоточный матснаряд. У раннего «Сплина» были разве что английская нецензурщина в «Давай, лама» и «Катись, колесо» да страшное ругательство «жопа» в первой версии «Рыбы без трусов»[3]. А вот песня «Прочь из моей головы» очень удивила слушателей самой настоящей матерщиной, которой рассказчик в ней выражает своё негодование по поводу нарушения тайны переписки.
«

«Прочь из моей головы! Твой новый бойфренд пробил все пароли, Вскрыл все твои ящики, прочитал мои письма к тебе. Них#я себе! Них%я себе!»

»
— Александр Васильев
  • Ги-ги-гитлер. Песня «Фюрер-Фюрер»/«Фюрер, Фюрер» с концертника «Альтависта Live», в студийной версии не издававшаяся. Гитлер в ней представлен полным ничтожеством.
  • Город, которого нет. Питер регулярно упоминается в васильевских текстах — «Санкт-Петербургское небо», «Невский проспект», «Всадник». Иногда — под советским названием («Ленинград-Амстердам», «Новые люди», «Песня на одном аккорде»). Родному городу посвящены песни «Оркестр» и «Мороз по коже», и много где просто мелькают его достопримечательности — то Финский залив («Бериллий»), то Балтийский («Письмо»), то Нева («Скажи»), то разведённые мосты («Мобильный»)… Сюда же и «Блокада» — подразумевается именно та блокада, ленинградская и героическая.
  • Говорящее/диссонирующее названиезигзаг: первые альбомы «Пыльная быль» и «Коллекционер оружия» были довольно депрессивны, но потом всё чаще пошли весёлые песни типа «Моё сердце» и «Давай, лама, давай». Постепенно зависло где-то посередине: когда сплин, а когда и лёгкость бытия.
  • Драматический стриптиз — нажуются своего «Орбита без сахара», а потом то на лестницу голышом ходят, то вообще на улицу.
  • Жизнь есть сон — «Тебе это снится». Также проскакивает в других песнях, например, «Я не хочу домой» («мы снимся нам самим с тяжёлого похмелья»).
  • Зашёл в аптеку царь Додон:
    • «Она жуёт свой „Орбит“ без сахара и вспоминает тех, о ком плакала». Напрашивается совсем другая рифма, неприличная, и не «о ком», а «кого». А если добавить, что ещё «Она ходила голой на лестницу, она ходила голой на улицу…» В финале неожиданно — вместо «тех, о ком» — «тех, кого…» (последнее слово вслух не произносится).
    • «Человек не спал»: «И тут в квартиру вбежали копы / Он получил сапогом под дыхло…» А рифма напрашивалась другая.
    • «Череп и кости»: «Когда я один, я взываю к Богу […] / Может, Ты устал и Тебе всё побоку» — напрашивается другое слово, означающее примерно то же, но куда менее приличное.
  • Зловещая тень — «Мелькнула чья-то тень». Чья это была тень и чего хотела — неизвестно, но переполох она устроила знатный.
  • И часовню тоже он!  — «Шпионы». Из-за них большая очередь в аптеки, из-за них большой процент по ипотеке, и дороги испортили тоже они, проклятые.
  • Инопланетяне. Согласно сюжету клипа «Скажи», у Сплинов в гримёрке живёт гуманоид. Под конец клипа выясняется, что Васильев тоже из этих.
  • Кнопка берсерка — сработала однажды у Васильева в интервью «Афише» из-за упоминания альбома «Фонарь под глазом». Васич немедленно посоветовал журналисту: «Сотри его нахрен!» Не любит он этот альбом за переходную рыхлость.
  • Колыбельная песня — «Вальс», антивоенная колыбельная, отдающая твистом Амброза Бирса. «Спи дитя моё, снаряды пролетели мимо. Спи дитя моё, легли снаряды точно в цель».
  • Кровь в качестве чернил и краски. «Выхода нет» — именно кровью предлагается писать название песни в чью-то тетрадь.
  • Крутое пальто — весьма стильное чёрное пальто Васильева в клипах «Орбит без сахара» и «Выхода нет».
  • Любовь-наркотик — с разными наркотиками любовь сравнивается в песне «Двое не спят» из сольника.
  • Любовь с первого взгляда — «Моё сердце», конечно!
  • Мессианский архетип — «Чудак». И конец немного предсказуем.
  • Мистический транспорт. С транспортом у Васильева постоянно что-то ненормальное творится. В «Без тормозов» летает обкуренный грузовик, в «Будь моей тенью» рассказчик хочет обратиться трамваем и въехать в чьё-то окно, а в «Корабль ждёт» герои спешат на некий корабль, который вроде и пароход, но почему-то улетает. Сюда же и Чёрная «Волга», показанная в качестве POV.
  • На тебе! — в песне «Урок географии» сказано, что Лукашенко злой и бесится. Дело в том, что белорусский президент, послушав песню «Феллини», лично распорядился убрать её изо всех эфиров, усмотрев в ней рэкламу наркотыкаў — «герой на героине, героиня на героине и героиней погоняет». Хотя Васильеву несколько польстило, что его песню запретили аж на таком уровне — «Как же здорово, что президент Белоруссии находит время для того, чтобы лично отслушивать все новинки рок-музыки!».
  • Название-дата — «3007». О три тысячи седьмом Васильеву известно в основном то, что к тому времени он уже умер.
  • Название-розыгрыш. «Песня на одном аккорде» играется всё-таки на двух аккордах. А «Частушки» на самом деле мало похожи на частушки.
  • Напиться до зелёных чертей. «Добрых дел мастер» в ходе недельной пьянки гонял чертей так, что весь город слышал. Что-то похожее на белую горячку описано и в «Алкоголе» — «кто-то смеётся в углу, или просто мне кажется?».
  • Неожиданно тонкий голос. С фитильком в клипе «Феллини» — не то чтоб у Егора Бортника aka Лёва БИ-2 голос прямо тонкий, но поёт он выше Васильева и в весьма узнаваемой манере. Когда васильевское лицо вдруг начинает петь Лёвиным голосом, это весьма неожиданно.
  • Несуществующее произведение. В песне «Феллини» пересказывается сюжет неснятого фильма Феллини. В финале той версии, что без «БИ-2» звучат сэмплы русской озвучки вполне себе снятого фильма «Восемь с половиной». На концертах Яник Николенко воспроизводил эту озвучку, зажимая нос для характерного звучания.
  • Нюхательный клей. В песне «Гандбол» горе-фанаты подумывают, не понюхать ли им клея «Момент», коль ни пить, ни курить им уже здоровье не позволяет. А герой песни «Подводная лодка» зачем-то пил воду с парами бензина.
  • Обрубленный конец. Песня «Чей-то ребёнок» обрывается на полуслове, «Реквием» — сразу же после слов Васильева о том, что его мама умерла. А «Пластмассовая жизнь» заинтриговала тех, кто слушал её на кассете: в кассетной версии заключительная фраза песни сделана с затуханием, и в ней слышно только «Убей меня-я-я… За то, что я [бу-бу]». Так что до прослушивания версии на диске или в концертном варианте оставалась загадкой, за что же Васильева следует убить.
  • Оммаж. Александр Васильев — большой любитель поэзии, потому время от времени делает в песнях отсылки.
    • В песне «Оркестр» фраза «Слетает хмель на цифре 37» отсылает к «Песне о фатальных датах и цифрах» Высоцкого (в оригинале «С меня при цифре 37 в момент слетает хмель»).
    • «Мороз по коже» начинается со слов «Здравствуй, мой город, знакомый до слёз», что является переиначенной строчкой Мандельштама («Я вернулся в мой город, знакомый до слёз»).
    • Строчка «Смерть — это то, что бывает с другими» из «Новых людей» — цитата из Бродского («Памяти Т. Б.»).
    • «Дай, Джим, на счастье лапу мне» — это строчка из Есенина («Собаке Качалова»), а Джим — никто иной, как незабвенный Джим Моррисон.
    • Песня «Булгаковский марш» — это тот самый марш из «Мастера и Маргариты», который маэстро «врезал» по требованию демонического кота.
    • И вообще у Васильева хватает песен на стихи времён Серебряного века: «Под сурдинку» Саши Чёрного, «Маяк» на текст «Лилички» Маяковского, «Волшебная скрипка» Гумилёва.
    • «Люся Сидит Дома» явно отсылает к «Lucy in the Sky with Diamonds». Ещё и получилась этакая версия для бедных — «в небе с алмазами кто-то другой», а наша Люся «переводит доллары на рубли».
    • Цитаты из современников тоже имеются. Например, строчка «Возьми себя в руки, дочь самурая» отсылает к пародийному хайку Леонида Каганова по мотивам Агнии Барто — о Тане-тян, которая плачет о мяче, укатившимся в пруд. Ллео, как большой поклонник Сплинов, был этим весьма польщён.
  • Получилось страшно. Клип на «Мотоциклетную цепь», нарисованный в 3D Max 2.5, выглядит… хм… своеобразно — с этими сюрреалистичными декорациями, временами заставляющими вспомнить Сальвадора Дали, и мирным бытом носато-хвостатых обитателей зловещей долины. Вкупе с музыкой это смотрится завораживающе, но и как-то стрёмно (а теперь представьте, что Куваев и «Масяню» бы в таком же стиле сделал). Кстати о Куваеве: он и сам немного пугающе выглядит в клипе «Будь моей тенью» из-за маски с многозначительным выражением лица.
  • Проклятый старый дом — собственно, «Старый дом», посвящённый покойному Горшенёву.
  • Псих с топором — какой-то матрос с молотком из песни «Мама миа». Явился босой и небритый, поломал мебель, побил посуду…
  • Реклама алкоголя. Распространённая тема в песнях, и напитки их персонажи употребляют разнообразные. В песне «Пил и курил» предполагается, что если бы те или иные люди пили и курили, то было бы лучше (кстати, странно звучит фраза про непьющего президента с учётом того, что песня была написана при Ельцине). В «Сказке» герой сотоварищи пьёт крепкий самогон — больше, чем может, но меньше, чем хочет. В «Джиме» Васильев предлагает явившемуся с кладбища Джиму Моррисону выпить виски с колой. В «Коктейлях Третьей мировой» герои упиваются самыми разными винами, виски с молоком и этими самыми коктейлями. В «Ковше» и «Танцуй» рассказчик делит с кем-то на двоих бутылку виски, от чего они горят и их кружит-кружит-кружит. В «Подводной лодке» автору повеселело после полбутылки джина, а в «Испанской инквизиции» он этого напитка до того налакался, что ему явился джинн. В «Терпсихоре» герой с музой и вовсе чистый спирт хлебают. Песен, где разные напитки упомянуты вскользь, ещё больше. Кроме того, есть «Абсент», инструментальная композиция, как в «Альтависте», так и на концертах всегда звучащая после «Далеко домой».
Вот негодяй, прямо на сцене курение рекламирует.
  • Реклама курения. Как известно, к образу рокера-алкоголика полагается обязательная сигарета в зубах, так что и в творчестве «Сплинов» тема курения тоже вниманием не обделена. Дымит певец и в клипах («Моя любовь», «Катись, колесо»), а педаль в пол давит, естественно, мультяшный клип «Сидели и курили», где не только чадят сигаретами да кальяном, но и вообще дохлых инопланетных зайцев в самокрутку заворачивают. Довольно часто упоминается курение именно табака («Рыба без трусов», «Альтависта», «Летела жизнь», «Чердак», «Лабиринт»), но нередко возникает сильное сомнение в том, что именно в песне курят — «Я много курю, но сквозь сиреневый дым я вижу мир, как он есть» («Иди через лес»), «Я взял гитару в руки, покурил и вот завис на до-миноре» («Песня на одном аккорде») или загадочное зелье из «Без тормозов» которое закурил водитель, а «вштырило» от этого почему-то машину. Это плавно перетекает в следующий троп.
  • Реклама наркотиков — тоже разнообразненько: таблетки и марки[4] в «Орбите», убойный косяк в «Корабль ждёт», пейот в «Далеко домой» и тому подобное. Даже горе от смерти матери герой песни «Реквием» закуривает косяком (песня автобиографичная, кстати). Но тяжёлые наркотики, что бы там ни говорил белорусский президент, в песне «Феллини» явно порицаются. Педаль в пол — в шуточной концертной песне «Про Хипа», герои которой паникуют из-за того, что их продюсер бросил нюхать кокаин, и пытаются обратно приучить его к этой полезной привычке, а потом с облегчением узнают, что он просто перешёл на «марки». Хип — это прозвище Александра Пономарёва, не того, который знаменитый украинский поп-певец, а того который продюсер «Браво», «Нау», «Би-2» и, конечно, «Сплина». Если он в реальности что-то и употребляет, то достоверно об этом не известно.
  • Песня о смерти — «Звезда рок-н-ролла». Сюда же «Бонни и Клайд», «Выпусти меня отсюда» и «Вальс».
  • Песня про меня — «Звезда рок-н-ролла», тот ещё кошмарик. По словам автора, это его представление о собственной судьбе.
  • Полевая казнь — герой клипа «Остаёмся зимовать» попадает в плен к наполеоновским солдатам, и в итоге они его расстреливают в лесочке.
  • Последний выживший — «Волк». Остался один из стаи, раненый, бессильный против ружей охотников, спасётся ли — неизвестно.
  • Приключения в Комаляндии. Герои клипа «Пил и курил», попавшие в больницу после аварии, в состоянии клинической смерти выходят из тел и устраивают весёлую привиденческую тусовку. Впрочем, кончилось хорошо — нагулявшись, все вернулись обратно в тела.
  • Проблема противоположных оценок. Внутрипесенное: героя песни «Нечего делать внутри» половина женщин чтит, как героя, другая половина — как отъявленного негодяя. Хотя вздыхают по нему и те, и другие.
  • Прощай, Алиса — «Совсем другой», «Чей-то ребёнок».
  • Романтический снег — в песне «Три цвета» снег хоть и разноцветный, что вызывает вопросы по поводу местной экологии, но всё же весьма романтичный.
  • Самоубийство — периодические упоминания от комичного в «Орбите без сахара» («Она хотела даже повеситься, / Но институт — там потолки низкие экзамены, сессия») до педали в пол в клипе «Страшная тайна», где показана целая эпидемия самоубийств всевозможными способами (некоторым персонажам повезло в конце клипа всё-таки вовремя передумать). Сама песня посвящена Сильвии Плат, оттуда и упоминание открытого на кухне газа. А «Летела жизнь» посвящена Александру Башлачёву, выбросившемуся из окна («Летела жизнь… Мелькали этажи»). Герой клипа «Выхода нет» должен был под конец утопиться, и эту сцену даже сняли, но потом режиссёр решил, что получается слишком уж мрачно и вырезал трагический финал — к негодованию бедного Васильева, которому несколько дублей подряд пришлось уходить с головой в холодную воду. Чего уж там, даже чёрная «Волга» из одноимённой песни в итоге утопилась.
  • Синие, как лёд, глаза — у той самой девочки из песни «Выхода нет». Не в прямом же смысле у неё глаза из синего льда.
  • Сказочный мир. Ведьмы, русалки и лешие время от времени встречались в ранних песнях. Из недавнего же сразу приходит на ум песня «Передайте это Гарри Поттеру, если вдруг его встретите», герой которой жалуется означенному волшебнику на нелёгкую жизнь в каком-то мордоре под гнётом некоего Волдеморта.
  • Слепили из того, что было:
    • В концертном альбоме «Акустика» 2002 года прозвучала песня «Тебе это снится» с бонусным куплетом, который на самом деле представлял собой полный текст тогда ещё не вышедшей песни «Нервное сердце».
    • «Танцуй» из «Резонанс. Часть 2» представляет собой выпущенную за пару альбомов до того песню «Ковш» из «Обмана зрения» с переделанной музыкой и добавленным припевом.
  • Смерть питомца — душещипательная песня «Кит». Конец дружбы героя с китом предсказуем — за необычным питомцем явились китобои…
  • Труднодоступное произведение — ранние клипы. Многие поклонники вообще не верили в существование самого первого, снятого в 1994 году «Мне сказали слово», пока в 2009 году он не был выложен в Интернет. Также раритетом до интернетовских времён оставался ролик «Будь моей тенью», который нигде не издавался и редко проскакивал в эфире.
  • Трусы долой! — герой песни «Рыба без трусов». Наверное, остальные рыбы тут их носят.
  • Чай — не менее частый напиток в песнях, чем алкоголь. «Самовар» с ковригами явно предназначены для чаепития. В «Холодных зимах» пьют чифир, в «Зверях» — чай с тиной, с «Теплом родного дома» у героя ассоциируется чай с мёдом, а в «Зелёной песне» он прощается с зелёным чаем. В альбоме «Раздвоение личности» чай вовсе фигурирует буквально в трёх песнях подряд («Сухари и сушки», «Мобильный», «Колокол»). И, судя по песне «Гимн», Васильев вообще ассоциирует чай со своей жизнью («Настанет день — и мой остынет чай»). А в клипе «Новые люди» Сплины устроили чаепитие прямо в ограбленной ими квартире, под носом у ничего не замечающих владельцев.
  • Чёрная Волга — героиня одноимённой песни уже старая, вконец убитая и совсем не зловещая. Песня скорее о прощании с эпохой, когда «Волги» были чем-то крутым.
  • Что стало с мышонком? — в песне «Сказка» старик-рассказчик поведал о дальнейшей судьбе героев своей истории, а о Вдове рассказать забыл. Подсвечено лирическим героем — «Я думал, глядя на луну, что стало со вдовой».
  • Шаман — герой песни «Шаман», который знает всё, что с ним будет, и что ничего изменить нельзя. А ещё шаманы бьют в барабан здесь и там в песне «Далеко домой».
  • Шахматы — собственно, «Шахматы», в которых угадывается аллюзия на некие политические события.
  • Это был только сон — песня «Сломано всё», будто написанная после ночного кошмара. Сюда же и «Тебе это снится», но там сны повеселее.
  • Эффект голубого щенка — в «Блатной про Хипа»: «Торчал не в этом смысле, // не в том, что он торчал, // а в том, что час торчал с больным // и два часа ворчал».
  • Эффект «Реквиема по мечте» / Цитата-бастард.
    • Как упоминалось выше, у «Сплина» есть несколько песен на стихи поэтов прошлого, а фанаты не всегда настолько начитаны, чтобы знать, чей это текст. В буклетах альбомов, конечно, всё написано, но многие ведь качают музыку из Интернета, где об авторстве сказать часто забывают. Иногда знают, что это не Васильев, но путают поэта: на сайтах типа с «мп3 бесплатно и без регистрации» можно встретить песни «Маяк (на стихи Есенина)» и «Маяк (текст Иосифа Бродского)». Песня «Маяк» представляет собой положенное на музыку стихотворение «Лиличка! Вместо письма» Маяковского, и вроде бы это должно быть известно по школьному курсу.
    • То же и с каверами: Башлачёва знают не все, поэтому «Петербургскую свадьбу» некоторые искренне считают васильевской.
    • Сработал этот эффект и в обратную сторону: текст песни Васильева «Бездыханная лёгкость моя» стал известен как «стихотворение Бродского» (расследование даже выявило, откуда это началось).
    • Песня украинской группы «Антитiла» «Смотри в меня» и «Тебе моя невеста» были исполнены на русском языке, что для «Антитiл» редкость, и нередко принимались за творчество группы «Сплин».

Примечания[править]

  1. До того песню на эти стихи исполнял Александр Градский, на свою музыку в рамках вокальной сюиты «Сатиры».
  2. Вообще по-английски слово, означающее тоску-печаль, пишется «spleen». Скорее всего, ошибка нарочно — мол, это не просто сплин, а «Сплин». В английской Википедии название группы тоже транслитерировано, как «Splean».
  3. Во второй версии его уже запикали. Если точнее, заметно, что Васильев просто сделал паузу, на которую наложили пик.
  4. Для невинных принцесс: «марка» — это бумага, пропитанная ЛСД.