Справочник автора/Паруса, рангоут и такелаж

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мореходство существует уже более шести тысяч лет, и большую часть этого времени морские суда ходили под парусом. Оттого романтика парусов проникла в культуру очень глубоко. Парусный век давно закончился, но парусные суда упорно отказываются вымирать, и продолжают сходить со стапелей в море. Устройство парусного судна очень сложное, отчего многим авторам лень в нём разбираться — и появляются в масскульте капитаны, идущие на всех прямых парусах в попутный ветер, а вместо команды «Убрать ундера и марселя» кричащие «Зарифить до полпаруса». Лучше разобраться, из чего состоит парусный корабль и как он работает.

Немного о терминах. Основная проблема морской терминологии — в её многоязычности. Русская морская терминология формировалась на основе голландской, поэтому в русской морской терминологии почти все термины — голландские и немецкие. Иногда в неё проникают термины из других языков. То, что у нас (и у голландцев) называют «фок-стень-штаг», англичане назовут «фор-топмаст-стэй». Грот-мачту англичане называют мэйн-мачтой. Поэтому некоторое смешение терминов вполне допускается и не может считаться ошибкой.

Особо достаётся бизань-мачте. Вроде называется «бизань», но её оснастка носит название «крюйс». Разница заключается в одном нижнем рее: если его снять, то лёгким движением руки kruismast превращается в bezaanmast. На бизань-мачте отсутствовал нижний рей, чтобы не мешал работе заднего косого паруса, но на крюйс-мачте нижний рей был. Но у нас никогда такого разделения не имелось, поэтому смешивать «бизань» и «крюйс» в терминах вполне допустимо, и это не будет считаться грубой ошибкой.

Корпус[править]

Основой корпуса является киль, продольная балка от носа до кормы. Киль — это позвоночник судна, к которому крепится всё. Наружная часть киля дополнительно обшивается защитными нашлёпками, предохраняющими киль от повреждений и улучшающими плавучесть судна. Эти защитные нашлёпки носят название фальшкиль. На современных яхтах фальшкилем называется тяжёлый вертикальный плавник. И не забывайте о технике безопасности: минимальная безопасная глубина — семь футов под килем!

Если киль — это позвоночник судна, то шпангоуты — его рёбра. Эти изогнутые балки идут вверх, определяя форму корпуса. Внутри судна параллельно килю лежит кильсон, придерживающий шпангоуты. К нему же будут крепиться мачты. К шпангоутам крепится обшивка корпуса.

Соседние шпангоуты соединяются на уровне палуб карлингсами, идущими вдоль борта. Поперёк судна на карлингах стоят, соединяя противоположные шпангоуты от борта до борта, бимсы, на которые стелится палуба. Чтобы палуба на всякий случай не провалилась, её укрепляют вертикальными несущими колоннами — пиллерсами.

Часть борта, возвышающаяся забором над палубой — фальшборт, а его перила — планширь. Снаружи на- и под фальшбортом ставятся руслени — площадки для крепления такелажа, и путенсы — сами крепления.

Оконечности киля называются штевнями. Задний конец киля называется ахтерштевень, в нём укреплёно рулевое перо (но если задняя часть судна плоская и киль соединяется с ней, то это уже транец). Носовой брус, поднимающийся вверх над ватерлинией, именуется форштевень. Вся обшивка замыкается именно здесь, на нём же лежит бушприт. Нос корабля по-нидерландски — гальюн, в его честь назван корабельный туалет, находившийся на балконе за форштевнем[1]. В нижней части форштевня на уровне ватерлинии (чаще — под ватерлинией) иногда находился таран в виде выступающего вперёд бивня.

Посейдончик, милый, ты же не обидишь даму?

Невозможно представить себе парусник без красивой резной фигуры на форштевне. Поскольку стоит она на гальюне, то и называется гальюнная фигура. В глубокой древности эти фигуры служили оберегом от злых духов моря, потому изображали богов, священных животных и мифических героев. Викинги непременно изображали драконов. Большинство суеверий дожило до Средневековья. Грозный Посейдон успокаивался, если видел голую женщину — поэтому многие носовые фигуры изображали женщин и русалок. В эпоху Возрождения суеверия как-то развеялись, и начали изображать всё подряд, но некий символ в них всё равно вкладывался. На военных кораблях ставилось что-то грозное, например, лев или грифон. Часто носовая фигура служила отражением названия корабля: если судно называется, например, «королева Виктория», то гальюнная фигура изображает именно её.

И только мусульмане никого не изображали — харам-с! Носовые фигуры мусульманских кораблей исписывались стихами из Корана.

Палуба[править]

«

Капитан стоит на юте, Старший боцман на шкафуте. Братцы, на шкафуте.

»
— Шанти из книги «Листригоны» А. И. Куприна.

Палубой на корабле называется только такая горизонтальная поверхность, которая покрывает всю длину и ширину корабля. То, что не доходит от носа до кормы или от борта до борта — платформа. Впрочем, в современном флоте такая терминология не выдерживается, и вполне можно встретить термин «палуба надстройки». Палуба не просто не обязана быть плоской, она чаще всего таковой и не является, ближе к носу и корме она задирается выше, чем в миделе, это свойство называется седловатостью, так делается специально, чтобы повысить прочность корабля.

У каждой части палубы есть своё название. Носовая часть, от форштевня до фок-мачты, называется бак. Если на баке есть надстройка, то она называется полубак.

Между фок- и грот-мачтой находится шкафут. Это пространство обычно захламлено шлюпками, запасными мачтами и прочими вещами, так что от шкафута остаётся пара небольших мостиков у каждого борта. Если для защиты от воды это пространство сверху не просто накрывали парусиновым тентом, а ставили надстройку — она называлась спардек.

За грот-мачтой до бизань-мачты тянутся шканцы. На больших кораблях шканцы нередко возвышаются над шкафутом. Крепко прижился английский синоним — квартердек. Это самая важная часть палубы. Здесь расположено рулевое колесо, нактоуз (ящик с навигационными приборами), сюда же ставится наружный трап.

Кормовая часть судна представляет из себя надстройку и называется ют. Он возвышается над палубой как небольшой домик, внутри которого живёт капитан. Руль и нактоуз могут находиться и здесь, в зависимости от конструкции корабля. На юте может находиться и ещё одна надстройка, называемая полуют.

Рангоут[править]

Все мачты, стеньги, реи, гафели, и прочие деревяшки, торчащие над палубой, называются рангоутом или рангоутным деревом. Основой рангоута является мачта, состоящая из нескольких частей. Монолитная мачта из одного бревна бывает лишь у мелких судов — скромной рыбацкой лодочке сложносоставная мачта ни к чему.

Мачта[править]

Представим, что мы строим новый корабль: корпус с палубой уже готовы и пора ставить мачты. Для этого мы берём шпиндели — продолговатые брусья сложного сечения, и соединяем с полукруглыми фишами, идеально подогнанными к форме шпинделей, а затем скрепляем болтами. Неровности заполняются мелкими брусочками, и всё вместе обматывается тросами — вулингами, и скрепляется железными обручами — бугелями. Получается цилиндрическое бревно, называемое нижней мачтой, которую можно пропустить сквозь палубы и прикрутить к килю.

Верхняя часть (топ) нижней мачты увенчивается эзельгофтом — деталью-навершием, на которой будет стоять стеньга и некоторые другие детали рангоута. Стеньга является продолжением мачты и представляет собой деревянный брус, не требующий сборки. Если мачта получается слишком короткой, то на стеньгу ставится брам-стеньга, а если и этого будет мало, то добавляется и бом-брам-стеньга. На самых больших кораблях мачта продолжается трюм-стеньгой, а на самых огромных найдётся место и для мун-стеньги.

Между каждым фрагментом мачты расположена крестообразная рама — салинг, на который ставится следующий «этаж» мачты, а также крепятся реи, снасти и прочие вещи, например, марс — широкая площадка для технических работ и наблюдения за горизонтом. На самой верхушке мачты, на топ последней стеньги остаётся лишь поставить флагшток и повесить туда «Весёлого Роджера». Завершающая деталь, венчающая каждую мачту или флагшток — это шаровидный клотик, на котором каждый юнга должен выпить чаю.

1 — нижняя мачта; 2 — стеньга; 3 — топ мачты; 4 — шпор стеньги; 5 — ахтканты; 6 — чиксы; 7 — болты чиксов; 8 — лонга-салинги; 9 — краспицы; 10 — нижний рей; 11 — бейфут рея; 12 — обойма бейфута; 13 — калвы; 14 — нижний марса-рей; 15 — бейфут нижнего марса-рея; 16 — эзельгофт; 17 — опорная штанга; 18 — шлагтов; 19 — марс.

Как всё это соединяется? Под топом часть мачты четырёхгранная, называемая ахтканты. К ним болтами привинчиваются чиксы (деревянные накладки) а к чиксам — лонга-салинги — вертикальная часть салинга. На лонга-салинги устанавливаются краспицы — горизонтальная часть салинга. На краспицы ставится шпор (нижняя часть) стеньги и плотно прижимается к топу мачты. Эзельгофт, находящийся на топе, дополнительно фиксирует стеньгу. И чтобы точно ничего не развалилось, шпор стеньги крепится к салингу с помощью небольшого брусочка — шлагтова.

Самая большая мачта называется грот-мачтой. На однопалубных судах она же и единственная, на двухмачтовых кораблях обычно задняя, на трёхпалубных средняя. Мачты поменьше тоже носят свои названия: та, что ближе к носу — фок-мачта, а та, что ближе к корме — бизань-мачта, иногда называемая крюйс-мачтой[2]. Таким образом, двухмачтовик несёт фок- и грот-мачты, если носовая мачта меньше; либо грот- и бизань-мачту, если носовая больше.

На четырёхмачтовых названия зависят от конструкции мачт. Если все мачты примерно одинаковы, или две средние мачты крупнее прочих, как на шхунах и барках, тогда они называются первой и второй (считая от носа) грот-мачтами. Если же две задних мачты меньше прочих, как на каракках и галеонах, тогда последняя мачта называется бонавентур-мачтой или малой бизанью. Для пятимачтовых судов все мачты между фоком и бизанью будут пронумерованными грот-мачтами[3].

Бушприт[править]

Из носа корабля торчит, опираясь на форштевень, большое рангоутное бревно. Это и есть бушприт, несущий на себе передние косые паруса. Бушприт можно считать ещё одной мачтой, но с очень большой натяжкой — настолько же, насколько руки можно считать ногами: вроде и конечностями называются, и пальцы на них есть, и даже ходить на них можно, но это всё же руки, а не ноги.

Бушприт, как и нижняя мачта, составной, и создаётся из тех же деталей. На боевых кораблях он может быть подвижным, особенно если корабль оснащён тараном. На оконечность бушприта крепится эзельгофт, на который ставится блинда-стеньга — маленькая мачта с парусом и флажком.

В XVIII веке на замену блинда-стеньге пришёл утлегарь — та же стеньга, только для бушприта. В отличие от блинда-стеньги, стоящей вертикально, утлегарь направлен так же, как и сам бушприт. К утлегарю присоединяется бом-утлегарь с флагштоком. Бушпритный флаг обычно называется гюйс.

Под оконечностью (ноком) бушприта висит выстрел бушприта, который сегодня называют мартин-гиком. На него крепятся тросы, перенаправляющие изгибающую нагрузку на бушприт (от передних парусов) в сжимающую (так же, как это делают ванты для мачт). Трос снизу — ватер-штаг, тросы по бокам — ватер-бакштаги.

Рей, гик и гафель[править]

Горизонтальный рангоут, к которому крепятся паруса. Для крепления прямых парусов используется рей, составное дерево, подвешенное за середину к мачте с помощью цепей и тросов. Тросы, которыми рей привязан к мачте — бейфуты — особо прочные, укреплённые кожей, а иногда и стальные. Рей на бейфутах висит достаточно свободно, не прилегая к мачте, что позволяет его поворачивать в разные стороны. В обычном положении рей стоит перпендикулярно килю. На бушприте блинда-рей висит под утлегарем или стоит на блинда-стеньге.

Бейфуты появились только в середине XVIII века, до него использовались ракс-бугели — парные тросы с нанизанными на них шариками и пластинками.

Оконечность рея, как и любого другого не-вертикального рангоута, называется нок. К ноку рея прикрепляются паруса и подвешиваются враги. На реях крупных кораблей нередко крепились лисель-спирты — вторичные мини-реи для крепления боковых парусов.

Многострадальный бегин-рей, нижний рей бизань-мачты, в большинстве случаев отсутствовал. Именно его наличие определяло название задней мачты — крюйс или бизань. Если бегин-рей образует с мачтой крест — значит это kruis, а если нет — то bezaan. На бегин-рее обычно нет паруса, так как косой задний парус ему всё равно мешает. По той же причине нередко отсутствует и сам бегин-рей.

Для крепления косых парусов используют гики и гафели. Гик служит для натягивания нижней кромки паруса, и прижимается к нижней части мачты своим шпором (пяткой). В старину гик крепился бейфутами и ракс-бугелями, на современных яхтах его крепят на вертлюге. Благодаря вертлюжным шарнирам гик поворачивается в любую сторону, позволяя ловить любой ветер.

Гафель — тот же гик, только сверху. Если на треугольных парусах верхний угол можно тащить вверх просто верёвкой фалом, то для парусов в форме трапеции нужна какая-никакая жёсткая палка, которая будет держать верхнюю часть. Вот эта палка и есть гафель. В отличие от треугольных парусов, которые поднимаются одним фалом, гафельный парус требует двух снастей — гафель-гардели, поднимающей пятку (основание) гафеля, и дирик-фала, поднимающего его нок (то есть конец). По нему же растягивается нижняя кромка вспомогательного топселя (парус между гафелем и стеньгой), если он есть. Гафель крепится к мачте усами — двуглавой вилкой на шпоре, концы которой связаны бейфутом или ракс-бугелем.

Некоторые виды косых парусов крепятся на реёк. Реёк — это гибрид рея и гафеля, продольный рей для гафельных парусов. Крепится он, как и рей, за середину, но под углом к килю и мачте. Верхняя кромка паруса крепится на реёк, нижняя на гик или галсовый трос. Рей для латинского паруса обычно называется рю-рей, или просто рю.

Такелаж[править]

Вся корабельная оснастка, тросы и цепи на судне называются общим словом такелаж. Он в свою очередь делится на стоячий (неподвижный) и бегучий (подвижный). Сегодня тросы делаются из стали и синтетики, а в эпоху паруса почти все тросы были пеньковыми. Для защиты от влаги пеньковые тросы насквозь пропитывались смолой.

Тросы различаются по толщине. Принято считать, что всё, что тоньше дюйма — это трос, толще дюйма — канат, но это необязательно. Буксирный канат называется кабельтов. Кабельтовы имели длину в одну десятую морской мили, отчего это расстояние (185,2 м) тоже называется кабельтов.

Стоячий такелаж[править]

Чтобы мачты стояли ровно и не гнулись, их приходилось привязывать со всех сторон. Для этой цели использовались ванты и штаги. Ванты держат мачту по бокам, верхним концом надеваясь на топы мачты или стеньги, а нижним крепятся к фальшборту через бесшкивный блок с тремя дырками — юферс[4]. Поперёк вантов натянуты кусочки тонкого троса, отчего ванты становятся похожими на лестницу, коей и являются — по вантам матросы взбираются на мачты.

Спереди мачту подпирают штаги. Штаг идёт от топа мачты/стеньги к низу впереди стоящей мачты: например, от грот-бом-брам-стеньги штаг идёт к фок-брам-стеньге, а от топа нижней бизань-мачты — к шпору грот-мачты. Штаги, идущие от фок-мачты (фока-штаги), крепятся на бушприт и утлегарь. В пару основному штагу рядом иногда натягивался более тонкий лось-штаг. Помимо своей опорной функции, на штагах и лось-штагах крепятся межмачтовые косые паруса.

Фордуны и бакштаги удерживают мачту от падения вперёд, крепя её сзади и с бортов. Бакштаги держат больше с бортов, помогая вантам, а фордуны больше сзади. Бакштаг крепится на том же руслене (деревянной площадке), что и ванты, а фордуны — на своём отдельном фордунном руслене. На маленьких одномачтовых лодках мачту сзади держит ахтерштаг, натянутый к корме.

Между мачтами натянуты штаг-карнаки, засчёт которых мачты держатся относительно друг друга. Штаг-карнаки, в отличие от штагов, натянуты строго горизонтально. На штаг-карнаки удобно вешать блоки для несложных погрузочных работ.

Глухие топенанты идут от нока рея до верхушки мачты и удерживают рей в горизонтальном положении, не давая ему поворачиваться в вертикальной плоскости. Важно отличать от бегучих топенантов, поворачивающих реи (а также гики) в вертикальной плоскости. Глухой топенант иногда называется струной рея.

Тяжёлые реи для дополнительной страховки укрепляются тяжёлыми тросами или даже цепями. Такая снасть называется борг или боргстроп. Под реем, от середины до нока, протянуты перты — технические тросы, на которые нужно вставать ногами для работы с парусами. Для большего удобства перты подвешены к рею на подпертках и обвязаны узлами.

Бушприт привязан к форштевню вулингами. Снизу к тому же форштевню бушприт подтягивается ватер-штагами, противодействуя натяжению фока-штагов. Ватер-бакштаги крепят бушприт по бокам. Для крепления утлегаря используется утлегарь-штаг, пропущенный через выстрел бушприта[5]. По бокам утлегарь крепится бакштагами, проведёнными через блинда-рей.

Лееры служат для ограждения палуб над фальшбортом или вместо него, а также подвешивания чего угодно, и просто чтобы за них держаться при сильной качке. Серьги Долговязого Джона — это именно лееры. Кливер-лееры, натянутые от стеньги до утлегаря, несут на себе кливеры (см. ниже виды парусов).

Бегучий такелаж[править]

Драйрепно-талевый фал рея: 1 — рей; 2 — эзельгофт; 3 — драйреп; 4 — гардель-блок; 5 — гардель/фал; 6 — фал-кнехт.

Для поднятия и опускания реев и парусов используются фалы. Фал состоит из двух частей — драйреп и гардель. Драйреп привязан к рею у середины и проходит через эзельгофт или салинг и спускается вниз, заходя в многошкивный гардель-блок. Эта конструкция называется фал-тали. Гардель, также называемый фалом рея, протягивался от гардель-блока к фал-кнехту, представляющий из себя столбик со шкивами, на него же и наматывался гардель.

Гардель-блоки вышележащих фал-реев могли крепиться очень по-разному. Какие-то крепились на русленях под вантами, другие просто наматывались на битенг — большой пень для наматывания тросов. Многое зависело от типа корабля, его размера и производителя.

К концу XVIII века драйрепно-талевые фалы уступили место одинарному гардельному фалу. Малый гардель-блок крепился прямо на рее, а большой гинь-блок висел под марсом. Гардель закреплялся на эзельгофте или салинге и проходил через оба блока, спускаясь к палубе. Такая снасть имела несколько видов, различавшихся количеством гардель-блоков и гарделей.

Для подьёма и изменения угла гафеля используется дирик-фал и гафель-гардель. Дирик-фал поднимает нок гафеля, а гардель — пятку. Снасть для подьёма самого паруса тоже называется фалом.

Для разворота реев горизонтально вокруг мачты применяется брас. Брасы крепятся за нок рея. Чтобы повернуть парус под ветер, нужно обрасопить рей. Грота-брас — брас, которым разворачивали грота-рей, самый большой и тяжёлый на корабле — соответственно, самая мощная снасть на борту. Длинные пеньковые канаты большой толщины производить было трудно, поэтому брасы обычно соединялись — сплеснились — из довольно коротких кусков. Работа была сложная, кропотливая и весьма тяжёлая, — нужно было аккуратно сплести между собой каболки толстенного каната несколько дюймов толщиной, да так, чтобы он не расползся потом под нагрузкой и не застревал в блоках, — так что помахать свайкой приходилось немало, и занималась этим неслабая команда. Поэтому на английских кораблях занимавшимся этой работой матросам выдавалась в качестве награды двойная порция спиртного. Брасы давно уже не в ходу, но до сих пор в Роял Нэви команда «Сплеснить грота-брас» означает выдачу экипажу спиртного по какому-то исключительном поводу.

Для растягивания паруса вдоль реев и гиков используются шкоты, а для затягивания — гитовы. Ими же управляются безрангоутные паруса. Для управления гиком используется гика-шкот, поворачивающий гик на нужный угол. Косые паруса управляются галсами и ниралами. Галсы удерживают наветренную сторону паруса снизу в натянутом положении относительно палубы за галсовый угол. Нирал нужен для сворачивания паруса против фала, и натянут параллельно фалу.

Концы бегучих снастей привязаны к кнехтам вокруг мачты и русленям на бортах. Для каждой снасти предназначено своё, строго определённое и подписанное место. Снасти бизань-мачты часто проходили через холостой бегин-рей, чтобы хоть как-то оправдать его наличие.

Паруса[править]

Паруса шьются из плотной грубой льняной или конопляной ткани. Парусина прочна, непромокаема, долговечна и плохо горит, отчего годится не только на паруса. Конопляная парусина называется канвасом. Если пропитать парусину смолой — получится брезент. Главный недостаток парусины — она слишком тяжёлая.

Если лён достать невозможно, то на паруса приходится брать иной материал, так что проверяйте сеттинг. Викинги шили паруса из шерсти, пропитывая их жиром. Филиппинские моряки делали паруса из волокна банановых деревьев. Современные паруса и вовсе делают из синтетики.

Паруса разделяются на прямые и косые. Прямой парус ставится на реях перпендикулярно килю, косой под углом. Форма прямых парусов — прямоугольник или трапеция. Косые паруса имеют вид треугольника или неправильного четырёхугольника.

Лисели — добавочные прямые паруса, стоящие по бокам от основных на лисель-спиртах. Такие ставились в основном на грот- и фок-мачте; крюйс-лисели — редчайшее явление. Лисели использовались при слабом ветре для увеличения скорости.

Блинд — одинокий прямой парус на бушприте, растянутый на блинда-рее. В XVIII веке уступил место более удобным кливерам.

Летучими парусами называют вспомогательные паруса, поднимаемые в поддержку основным при слабом ветре. Это обычно те паруса, что выше брамселей (ниже, соответственно, основные паруса), а также лисели.

Самые древние парусные суда ходили под прямым парусом, матерясь на встречный ветер, заставлявший гребцов браться за вёсла. Изобретение косого паруса открыло мореходам новые возможности, позволив ходить под более крутым ветром. Поэтому любое уважающее себя судно несёт хоть сколько-нибудь косых парусов[6].

Виды косых парусов[править]

  • Трисель — нижний косой парус, использующийся в качестве основного, называется триселем. Если трисель поднимается на гафеле — то зовётся гафельным, а если на рейке — то рейковым. Нижней кромкой трисель ставится на гик или растягивается на галсах.
    • Латинский — треугольный рейковый трисель, поднимаемый на рейке, не имеющий гика. Считается первым в истории косым парусом. Реёк латинского паруса обычно называется рю-реем, или просто рю. Нижний угол латинского паруса удерживается галсовым тросом.
    • Люгерный — четырёхугольный рейковый трисель. Верхняя кромка крепится на реёк, нижняя на гик.
    • Бермудский — чисто гиковый треугольный парус. Нижняя кромка ставится на гик, верхний угол натянут фалом на мачту. Почти на всех современных яхтах стоит именно бермудский трисель.
    • Шпринтовый — четырёхугольный парус, стоящий на гике. Его особенность — в специфическом рангоуте — шпринте, растягивающем парус по диагонали.
  • Топсель — вспомогательный треугольный парус, стоящий над гафельным парусом. Нижняя кромка натянута по гафелю, верхний угол примыкает к мачте.
  • Стаксель — треугольный парус, натянутый на штагах перед мачтой. Стаксели не имеют своего рангоута, и натягиваются только на тросах. Очень маленькие стаксели иногда называют платками, большие — дрифтерами.
    • Генуя — гипертрофированный стаксель со шкотовым углом, далеко заходящим за мачту.
  • Кливер — парус, идущий от фок-мачты к бушприту и утлегарю. Внешне кливер похож на стаксель, потому их важно различать. Стаксель натянут над палубой, а кливер — за её пределами, над бушпритом. Кроме того, кливер натянут не на штагах, а на кливер-леерах: штаги ещё и мачты держат, а лееры нет.
  • Спинакер — характерный пузатый парус, ставящийся на одномачтовых яхтах (особенно гоночных) при полном ветре; обычно при этом спускают стаксель.
    • Геннакер — асимметричный спинакер, похожий на увеличенную геную.
    • Если под ними яхта начинает крениться на борт, то на противоположном поднимают ещё один такой же парус — блупер.

Строение паруса[править]

Популярной ошибкой бывает изображение паруса как обычной тряпки. Конечно, на мелкой рыбацкой лодке такое ещё возможно, но на чём-то поприличнее парус куда сложнее. Прежде всего, парус шьётся из полос, расположенных таким образом, чтобы нагрузка приходилась вдоль нитей основы ткани (ткань не держит нагрузку, приложенную по диагонали к основе, и теряет форму). Эти полосы могут быть разноцветными — поэтому паруса часто изображаются полосатыми.

Кромка паруса называется шкаториной. Верхняя шкаторина может называться «головой», нижняя «ногами». У косого паруса передняя шкаторина ближе к носу, задняя к корме. В шкаторинах паруса вшит прочный ликтрос. В напряжённые места паруса подшивают полоски парусины — банты, парралельные нижней шкаторине, и боуты, пришитые наискось.

В углах паруса вшиты кольца, сами углы обшиты кожей. Верхний угол называется ноковым (если натянут к ноку рея/гафеля) или фаловым (если там только фал). Нижние углы называются шкотовыми. У косого паруса шкотовый угол — нижний задний, а нижний передний называется галсовым. Шкоты крепятся только к шкотовым углам, галсы — к галсовому.

Сила изгиба паруса называется пузом. Чем пузатее парус — тем легче он ловит слабый ветер, худые паруса поднимают в сильный ветер. Для самых сильных ветров используют штормовые паруса, сшитые из самой толстой парусины.

Поперёк паруса пришиты полосы парусины — риф-банты, необходимые для рифления паруса. В них вшиты шнуры, называемые риф-сезни или риф-штерты. На парусе может быть от двух до четырёх риф-бантов, в зависимости от размера паруса.

К косому парусу могут быть пришиты пазы, в которые вставляются деревянные или пластиковые дощечки, повышающие его жёсткость — латы.

Взятие рифов[править]

Иногда меньший парус лучше большого. Чтобы уменьшить площадь паруса — его необходимо зарифить. Сперва матросы стравливают фалы и ослабляют шкоты. Парус провисает, и часть паруса между реем/гиком и риф-бантом сворачивается в колбасу и подвязывается риф-сезнями к рею/гику. На современных яхтах с вертлюжным гиком делают проще, просто наматывая парус на гик: такая техника называется патент-риф — парус накручивается на вращающийся вокруг оси патент-гик. Также существуют более редкие системы, где парус накручивается на ось, находящуюся внутри мачты. А вот закручивание носовых парусов вокруг штага применяется часто, современные яхты с бермудским вооружением уже трудно представить без такого приспособления.

Зачем вообще рифить парус? Движение судна обусловлено третьим законом Ньютона: ветер оказывает воздействие на судно через парус, судно противодействует ему килем[7]. Но слишком сильный ветер может превысить сопротивление киля, отчего судно начнёт заваливаться набок, а скорость упадёт. Чтобы ослабить воздействие ветра — парус лучше зарифить.

Классификация оснастки[править]

Как не запутаться во всех крюйс-бом-брам-стакселях, грота-марса-реях и бом-кливер-шкотах? Несложно, если запомнить отдельные секции мачты. Каждой секции присваивается имя, сложенное с названием мачты, которое прикладывается к названию паруса, рангоута или снасти. Исключение составляет бизань-мачта — относящиеся к ней паруса и такелаж носят приставку «крюйс»[8] (см. выше, про нюансы терминологии).

Парус, относящиеся к нижней мачте, называется просто нижним парусом. Иногда его могли называть курсовой парус или ундер. Он носит название мачты, на которой висит. На грот-мачте он называется гротом или нижним гротом, на бизань-мачте — нижний бизань или просто бизань.

Оснастка на первой стеньге имеет приставку «стень-», «стеньга-», или «марса-»; паруса называются марсель. Высокая стеньга могла вместить два паруса, тогда они назывались «нижний марсель» и «верхний марсель». Марсель на бизани обычно называется крюйсель, но называть его «крюйс-марселем» тоже можно.

Выше идёт брам-стеньга, и принадлежащие ей снасти называются «брам-». Брам-стеньга тоже может вместить два паруса, нижний и верхний брамсели. Следующим этажом идёт бом-брам-стеньга, дающая снастям отчество «бом-брам-». Все снасти, что идут от флагштока, именуются флагштоковыми (обычно это единственная снасть — флагшток-штаг).

Оснастка, натянутая между мачтами, получает название той мачты, которая позади. Штаг, натянутый от крюйс-брам-стеньги до грот-стеньги, будет называться крюйс-брам-штаг, а висящий на нём стаксель — крюйс-брам-стаксель.

Таблица парусов: Бизань Между гротом и бизанью Грот Между гротом и фоком Фок Между фоком и бушпритом
Трюм-стеньга Крюйс-трюмсель Крюйс-трюм-стаксель Грот-трюмсель Грот-трюм-стаксель Фор-трюмсель Летучий кливер
Бом-брам-стеньга Крюйс-бом-брамсель Крюйс-бом-брам-стаксель Грот-бом-брамсель Грот-бом-брам-стаксель Фор-бом-брамсель Бом-кливер
Брам-стеньга Крюйс-брамсель Крюйс-брам-стаксель Грот-брамсель Грот-брам-стаксель Фор-брамсель Кливер
Стеньга Крюйсель Крюйс-стень-стаксель Грот-марсель Грот-стень-стаксель Фор-марсель Фор-стень-стаксель
Нижняя мачта Бизань Апсель Грот Грота-стаксель Фок Фор-стаксель
Return of the Obra Dinn. Надломленная нижняя бизань-мачта подкреплена аварийными вулингами. Нижний бизань — гафельный трисель. Бегин-рей отсутствует.

Позади нижнего бизаня нередко располагался дополнительный косой парус — контр-бизань. Стаксель, висящий ниже всех прочих, обычно называется апселем и он почти всегда висит на штагах бизань-мачты, отчего термин «крюйс-стаксель» встречается примерно никогда.

Сложнее всего с косыми парусами между фок-мачтой и бушпритом — где там стаксель, а где кливер? Отличаются они расположением нижней шкаторины — над палубой висят только стаксели. Чтобы называться кливером, нижняя кромка паруса должна располагаться над бушпритом. Кроме того стаксели крепятся к штагам, а кливеры — к кливер-леерам.

Как быть с кораблём, вооружённым только косыми парусами? Да точно так же. Трисель на бизань-мачте будет называться бизанью, стоять он будет на крюйса-гике, а на его гафеле поставлен крюйс-топсель.

Типы парусного вооружения[править]

Большие суда с прямыми парусами[править]

  • Полный корабль, он же фрегат[9] — три и более мачты, на всех прямое парусное вооружение. Получается обычно ходкая, но неповоротливая конструкция — контр-бизани и стакселей для манёвра хватает не всегда.
  • Барк — три и более мачты, косые паруса на бизани, прямые на всех остальных. Скоростные клипера и винджаммеры обычно вооружались именно барками; в частности, именно такое вооружение несут знаменитые учебные «Седов» и «Крузенштерн».
  • Бриг — две мачты, на обеих прямое парусное вооружение. Как правило, на второй мачте есть косой гафельный парус.

Большие суда с косыми парусами[править]

  • Баркентина, она же шхуна-барк — три и более мачты, прямые паруса на фоке, косые — на всех остальных
  • Бригантина, она же шхуна-бриг — две мачты, прямые паруса на фоке, косые на гроте.
  • Шхуна — две и более мачты, на всех косое парусное вооружение. Классифицируются в зависимости от его характера: бермудские шхуны, гафельные, смешанные[10] и даже стаксельные, где собственно мачты парусов вообще не несут.
    • Марсельная шхуна — бастард шхуны с бригантиной или баркентиной. От последних отличается отсутствием фока — прямые паруса начинаются только с марселей.
  • Шебека — три и более мачты с латинскими парусами.

Малые суда[править]

  • Люгер — две и более мачты со специфическими рейковыми парусами.
  • Кеч — две мачты с косыми парусами. При этом передняя выше и паруснее задней, так что у кеча не фок и грот, как у двухмачтовой шхуны, а грот и бизань.
  • Йол (поморы и купцы говорят в женском роде — йола) — аналогично кечу, но бизань-мачта очень маленькая и расположена позади баллера руля.
  • Доу — одна или две мачты с латинскими парусами.
  • Тендер — одна мачта, сильно сдвинутая к миделю, с косыми парусами — гротом, стакселем и кливером. Гафельный тендер называется также куттер.
  • Шлюп — одна мачта с косыми парусами — гротом и стакселем. Стереотипная спортивная яхта обычно вооружена именно шлюпом.
  • Кэт — одна мачта с единственным косым гротом.

Курс относительно ветра[править]

Угол между направлением ветра и направлением судна называется курсовым углом. Сторона, с которой дует ветер, называется наветренной. Сторона, в которую дует ветер, называется подветренной. Отсюда идут термины вроде «наветренный борт» или «подветренный нок».

Галс — направление судна относительно ветра. Если ветер дует в правый борт, значит этот борт будет наветренным, а судно идёт правым галсом. Расстояние, пройденное судном без поворотов, тоже называется галсом. Важно не путать галс с тросом, держащим наветренный угол паруса, который тоже называется галсом.

Если ветер дует прямо в нос судна — это противный ветер. Против ветра судно на парусах идти не может, и положение судна против ветра называется левентик[11]. Курс левентик — оксюморон для парусника, против ветра поможет только двигатель. Или вёсла.

Попутный ветер дует прямо в корму, и судно идёт курсом фордевинд. Вопреки распространённому мнению, фордевинд далеко не самый лучший курс, особенно для косых парусов. На прямых парусах попутный ветер дует только в задние паруса, впереди стоящие будут в ветровой тени, лишаясь смысла жизни.

Галфвинд означает, что судно движется поперёк ветра. Само направление поперёк судна называется траверс. Если ветер дует на правом траверсе — то судно идёт курсом галфвинд правого галса.

Курс между левентиком и галфвиндом зовётся бейдевинд. Ближе к левентику — крутой бейдевинд, ближе к галфвинду — полный бейдевинд. Идти этим курсом можно только на косых парусах.

Курс между фордевиндом и галфвиндом называется бакштаг. Важно не путать его со снастью, держащей мачту сзади, которая тоже бакштаг. Ближе к фордевинду — полный бакштаг, ближе к галфвинду — крутой бакштаг.

Повернуть судно на другой галс можно через фордевинд или левентик. Через фордевинд легче повернуть на прямых парусах. Поворот через левентик называется поворот оверштаг, так поворачивают суда на косых парусах.

Что делать, если нужно плыть против ветра, но паровой двигатель ещё не придумали, а вёсла с собой не взяли? Вздёрнуть глупого штурмана на рее! Судну придётся идти «змейкой», лавируя от галса к галсу в бейдевинд на косых парусах. Лавировку можно осуществлять и по ветру на бакштаг — курс фордевинд не всегда самый быстрый.

Важно уточнить, что поворотом называется именно смена галса. Если судно меняет курс, не меняя галса, оно либо спускается под ветер (в сторону фордевинда), либо берёт круче к ветру (в сторону левентика), но не поворачивает.

Как работает парус[править]

Примечания[править]

  1. Казалось бы, туалет следовало бы размещать на корме, чтобы продукты жизнедеятельности экипажа не проплывали вдоль всего борта — однако стоит вспомнить, что корабль гораздо чаще идёт по ветру, чем против него, и идёт явно намного медленнее ветра — и в такой ситуации как раз от носа ветер будет уносить содержимое матросских желудков и сопутствующие ему запахи прочь от корабля. К тому же нос существенно чаще омывается волнами, что для подобного места совсем не лишнее.
  2. Если на кормовой палубе есть нижний рей — её называли крюйс-мачтой. А если нижнего рея не было — то бизань-мачтой. У нас такого разделения в терминах никогда не было, поэтому можно их путать, не боясь ошибки.
  3. Монструозная семимачтовая шхуна «Томас Лоусон» по всем правилам должна была иметь пять грот-мачт. Но им дали названия: фок, грот, бизань, спэнкер, райдер, драйвер и джиггер. Потом решили называть их по дням недели — от воскресной мачты до субботней.
  4. Юферс в переводе с голландского означает «девушка». Почему круглая штука с тремя дырками называется девушкой — думайте сами.
  5. Если выстрел бушприта уже называется мартин-гиком, то утлегарь-штаг будет называться мартин-штагом.
  6. Ладьи и драккары, хоть и не имеют косых парусов, зато имеют хитрую систему оснастки. Сложная оснастка позволяет драккару менять угол и форму паруса вплоть до превращения его в косой. Да и вёсла, если что, рядом лежат.
  7. Строго говоря, килем называется продольная балка, идущая по середине днища судна от носа до кормы. А вертикальный «плавник», о котором тут идёт речь, называется фальшкиль. Но путаница в этих терминах давно устоялась, и употребление первого вместо второго ошибкой не является.
  8. Кроме нижнего паруса, который бизань, и косого паруса позади него, который контр-бизань.
  9. Не путать с фрегатом как рангом военного корабля.
  10. К примеру, учебное судно «Юный балтиец». Автор правки в своё время нехило сломал мозг, пытаясь понять его паруса.
  11. «Вмордувинд» по определению литературного капитана Врунгеля.