Справочник автора/Рисование

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Много матчасти, невозможно описать в двух словах.

Рисование — один из жанров в изобразительном искусстве, а также соответствующая техника, позволяющая создавать всевозможные изображения на различных поверхностях или объектах. Жанров в рисовании и направлений огромное множество. О них ниже.

Всё что нужно знать о рисовании[править]

Классическая дифференциация делит рисование на живопись и графику, всё остальное производное от них. Даже цифровое рисование делят на живопись и графику.

Живопись[править]

Вот такое разнообразие

Живопись — основана на цвете и красках. Исключения составляют акварель и гуашь. Это любые техники с красками. Различают станковую живопись, то есть рисование за мольбертом, монументально-декоративная роспись (фрески и т. п.), театрально-декорационное искусство, цифровые изображения, миниатюра.

Что использовать для рисования?[править]

Масло[править]

Техника. На грунтованную картонку или холст наносится тонкий слой краски, в которую по мере высыхания добавляются новые слои и цвета.

Акрил[править]

Жидкий клон масла.

Темпера[править]

Предок масла на яичном желтке.

Энкаустика[править]

Краски замешиваются на горячем, расплавленном воске, в горячем же виде и наносятся на поверхность. Плюс - долговечность, яркость и блеск результата. В римском Египте эта техника употреблялась для посмертных портретов, которые клали в саркофаг, поверх лица мумии усопшего.

Твои помощники[править]

  • Фен. Поможет подсушить слой.
  • Муштабель. Закрепит руку в нужном положении.
  • Льняное масло. Заменит воду. Используется в масляной живописи.
  • Фартук и тряпочка. Не стоит уподобляться художникам из инстаграма и портить вещи, их вам ещё носить и носить, а масло не отстирывается. Яаккуратно никогда не катит, вечно грязный после работы.

Графика[править]

Ещё больше направлений и материалов

Графика — использует тональные отношения линий, штрихов и пятен. Часто стремится к стилизации.

Графика обычно любые техники с использованием сухих материалов.

Что использовать для рисования?[править]

Карандаш и ручка[править]

  • Карандаши бывают разные. Цветные, простые, деревянные и механические, акварельные. Да какие хочешь, главное, чтобы позволял кошелёк. Простые карандаши отличаются мягкостью. Даже HB от разных производителей будет отличаться. Например, автор пользуется грифелями HB 0,5 от Faber-Castell и никакими больше, покупка Koh-i-Noor вызвала бомбёж и грязь в скетчбуке. Сейчас они в мусорном баке.
  • Ручки. Тут уж можно взять свою тетрадочку и ручку, которой ты пишешь все лекции. А потом получить от препода за то, что не писал на лекции. Но нужно помнить, что она не стирается. Обычно используют чёрную гелевую ручку или любую другую, в качестве обводки.
    • Фломастеры и маркеры — по сути то же что и гелевые ручки

Уголь[править]

Задолго до карандашей использовали тонкие прутики из древесного угля, для получения которых тоненькие веточки подходящей толщины прокаливали в песке до обугливания.

Тушь[править]

Задолго до ручек рисовали тушью и перьями (но в странах рисовой культуры тушь используют с кистью, а не с пером).

Пастель[править]

Пастель делят на сухую и масляную. Рисунок сухой создаётся путём растушёвки сухого мелка. Можно убивать свои пальцы, а можно использовать бумажку. Как рисовать масляной, спроси у продавца в худмаге.

Акварель[править]

Краска твоего детства. Краска на водной основе, благодаря которой можно создавать красивые градиенты. Несмотря на условное отнесение к графике, существует акварельная живопись, в которой практически не используются карандаши.

Гуашь[править]

Рандомная работа из интернета.

Ещё одна краска детства. Крайне сложная в использовании густая матовая краска, требует плотной бумаги, а не альбомчика А4.

Твои помощники[править]

  • Плотная бумага, принтерная превратится в хлам.
  • Клячка — мягкий ластик, поможет снять косячный слой грифеля.
  • !Фен с акварелью лучше не использовать.
  • Два ластика, один целый, другой разрезан.
  • Кисть с толстым основанием и тонким концом, лучше синтетика. Универсальный солдат, и фон закрасит и глаза накрасит.
  • Ненужная бумажка и ватка. Бумажка для пробника, а ватка для лишней воды.

Жанры[править]

«

Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, — Обязательно картина Называется пейзаж.

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, — Знай, что это натюрморт.

Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь из нас, — Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, — Обязательно картина Называется портрет.

»
— Александр Кушнер, «Песня о картинах»

Основными жанрами является портрет, натюрморт, анималистика и пейзаж.

Портрет[править]

Самый любимый и коммерчески выгодный[1] жанр. Представляет из себя рисование людей.

Матчасть[править]

В художке заставят череп рисовать.
  • Анатомия. Предмет бомбежа опытных художников от МТХ. Люди состоят из скелета и мышц. Игнорирование анатомии приведёт к немедленному холивару в комментариях. Впрочем, как подсказывает опыт, тебе необязательно её знать, если нет 16.
  • Пропорции. Самое необязательное из списка. С ними можно играть, но играть с ними без знания анатомии нельзя.
  • Человеческие расы и антропология. Люди отличаются строением костей, и необходимо знать какие черты свойственны монголоидам, а какие — негроидам. Нельзя раскрасить европейца коричневой краской и сказать, что это негр. Черты лица будут слишком отличаться. Кроме того, внутри европеоидной расы множество типов. Русские и немцы сильно отличаются по лицу.
Без вопросов.
  • Типы фигур. Из отличий в строении скелета вытекают особенности нашего тела.
Референс, которым постоянно пользуется автор слева направо:песочные часы, яблоко, прямоугольник, треугольник, перевёрнутый треугольник
  • Типы лица: Овал, треугольник, квадрат, сердце и круг.
  • Ракурсы головы: Фас (когда лицо смотрит прямо), профиль (видно только половинку лица), 3/4 (лицо уходит чуть в сторону).

Основы стилизации[править]

Так как статья содержит взгляд практика, а не теоретика, то стиля существует два — академизм и неакадемизм. У каждого художника свой стиль, даже внутри академизма художники имеют свои фишки, в виде необычных штрихов, растушёвки, предпочтения в цветовой гаммы и прочие. Автор считает теоретическое разделение стилей бессмысленным натягиванием совы на глобус.

Академизм[править]

Вот так это сложно. Простому графику не понять.

Необходимая база для рисования. Представляет из себя бесконечные построения из линий и геометрических фигур. Требует изучения анатомии чуть ли не в морге. Но освоение этого стиля помогает нахождении своего. Хотите так рисовать? Запомните, всё начинается с разбивки на 8 частей листа, далее отрисовывается скелет, уже на скелет рисуют кожу и волосы, всё это с соблюдением пропорций. Не забывайте, что делать всё нужно простыми геометрическими линиями.

Способы стилизации[править]

Игра с фигурами[править]

Как ясно из текста выше рисунок состоит из простых фигур и использование их в стилизации является самым простым способом. Этот способ часто используют в анимации. Вы можете рисовать треугольные лица, можете квадратные, а можете круглые.

Чтоб мне сто картинок не искать.
Штрихи[править]

В учебниках по рисованию подробно рассматривают этот способ. К этому способу часто прибегают академисты. Вы можете рисовать, хоть восьмёркой, главное, чтобы вам было удобно и нравилось. Автор не очень любит заморачиваться и рисует простыми прямыми линями.

Игра с пропорциями[править]

Если простые человеческие пропорции кажутся скучными вам, вы можете изобрести свои. Но помните, этот способ самый сложный и требует хорошего знания анатомии. Если не любите анатомию советую использовать первый способ. Пример такой стилизации японская анимация.

Игра с бликами и тенями[править]

Этот способ факультативный. Вы можете рисовать разные блики и тени. Использовать при этом различные материалы при рисовании бликов и теней (это в традишке, в дидже их аналогом служат кисти).

Анималистика[править]

Распинаться долго не буду, смотри портрет. Анималистика тот же портрет, только какого-либо животного. Анималистика самый древний жанр, с него начиналась живопись. Принципы все те же, только с поправкой на особенности строения другого вида.

Пейзаж[править]

Пейзаж — это изображение окружения. Строго говоря, французское слово "paysage" означает вид конкретно сельской местности. Слово "paysan", т.е. селянин, того же корня. "Pays" = страна, край. В английский язык этот стиль перешёл под названием "landscape", т.е. ландшафт, виды именно земли, т.е. не города. А вот виды города называются "cityscape".

Матчасть[править]

  • Перспектива. Её несколько видов: воздушная, обратная, прямая, панорамная, сферическая, тональная.
    • Воздушная перспектива — правило по которому дальние объекты кажутся светлее, чем ближние.

Натюрморт[править]

Натюрморт — самый нелюбимый жанр школьников и студентов, с него маленькие и юные художники познают основы рисования. Представляет из себя композицию из неживых предметов. Обычно это вазы и кубы, то есть простые геометрические фигуры. Но правильно нарисованный натюрморт полезен в хозяйстве — в смысле, красив. Пример натюрморта был выше.

Цифровое рисование[править]

Краткий словарь современного худжаргона[править]

Арт — любая рисованная работа

В стол — работы не для показа.

Дедлайн — срок, к которой нужно предоставить

Диджитал, он же дидж — цифровой рисунок

Дигитайзер, он же просто граф — главный инструмент художника, он же графический планшет

Реф — референс, опорная картинка.

Скил — навык

Скетч — набросок

Традишанал — традиционное рисование

Коллаб — совместная работа нескольких художников, с использованием стиля каждого.

Коммишен — работа на заказ

Лайн — контурные линии.

В художественной среде термин «МТХ» никто не использует, чаще называют мамиными художниками, или просто бездарью.

Просьба не строить из себя художника, пользуясь словечками. Позёрства никто не любит.

Чем цифровая живопись отличается от графики?[править]

В двух словах тем, что используют разные принципы. Живопись пляшет от цвета и светотени («мягких» контрастов), графика — от линий (соответственно, контрастов «жёстких», нет контраста большего, чем между чисто белым и чисто чёрным), и это справедливо хоть в цифре, хоть на бумаге.

Основные программы[править]

Adobe Photoshop[править]

Условно-платная (CS2 раздавался бесплатно, за CS6 нужно платить один раз, CC только по подписке… или треуголке). В прошлом самая популярная, но сложная программа в освоении. Предназначается, как следует из названия, для редактирования фотографий, отчего не «заточена» под художников.

Преимущества:

  • Много инструментов
  • Фильтр пластика
  • Позволяет также и анимировать

Недостатки:

  • Много инструментов.
  • Незаточенность под художников аукается отсутствием встроенного стабилизатора (исправляется установкой Lazy Nezumi), без которого провести в цифре идеально ровную линию могут лишь отдельные терминаторы.

SAI[править]

Платная. Существует давно, но популярность к ней пришла относительно недавно.

Преимущества:

  • Ориентирована на художников, соответственно есть стабилизатор и художественные кисти.
  • Проста в освоении.

Недостатки:

  • SAI 1 заточена только под рисование, соответственно отсутствуют линейки, ввод текста, штампы, и подобное. В SAI 2 исправлено.
    • Также SAI 1 32х-битная, соответственно имеет жёсткие ограничения на размер холста и кистей.
  • Нет анимации.

Manga Studio/Clip Studio Paint[править]

Платная. Переименовалась, но не изменила сути. Обладает одним из наиболее ориентированных на художников инструментариев, по сути, рисовательный аналог фотошопа — включая рисование комиксов, для которого изначально предназначалась.

Krita[править]

Бесплатная. Нечто среднее между SAI и Photoshop, с характерными для FOSS-программ болезнями вроде одновременно самого замороченного и самого малополезного ввода текста и чрезмерной для обычного использования детализации настройки кистей. Позволяет анимировать.

GIMP[править]

Бесплатная. FOSS-копиркин фотошопа, соответственно не очень подходит для рисования, но ценители находятся.

Corel Painter[править]

Платная. Мастодонт цифровой живописи.

  • Симуляция холста, физики кистей и многих других особенностей традиционной живописи
  • Полное использование всех возможностей профессиональных графических планшетов.

ArtRage[править]

Условно-платная (идёт «бонусом» к некоторым планшетам). По сути, корел «для бедных» — тоже симуляция холста и красок, но меньше возможностей и хуже («зато артистичнее») интерфейс.

Что тебе понадобится?[править]

Вне зависимости от проги тебе нужны будут руки из плеч и базовые навыки работы с компьютером.

(link)

рисование на профессиональном планшете

Очень хорошо иметь графический планшет! Нет, iPad не подойдёт, да и мышью рисовать — «удовольствие» исключительно для отдельных любителей.

Если совсем бомж или не хочется платить буквальные тысячи долларов за Wacom Cintiq (без экрана и с экраном соответственно), то можно китайские Huion, минусы — иногда китайское качество и очень тяжёлые перья (из-за батарейки). Ступень повыше — Wacom Intuos (ранее Bamboo), с лёгким индуктивным пером и без экрана. Цены от 5000 рублей.

Примечания[править]

  1. Теперь. Франция 17-18го века, например, ввела чёткие правила. Выше всего котировались исторические/религиозные полотна. Ниже - военные. Ниже - просто пейзажи. И уже на самом дне - портреты. Пейзаж без человеческих фигур стоил примерно вчетверо меньше чем историческое полотно.