Справочник автора/Русское сектантство

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

В XVII веке, во время церковной реформы в России, наступил кризис средневекового мировоззрения, вылившийся не только в возникновение старообрядцев, но и в порождение различного рода сект. Читавшие или слушавшие Библию люди приходили к выводу о несоответствии церковной реальности библейским заповедям, разочаровались в традиционных религиозных институтах и начинали формировать альтернативу им соответственно своему пониманию.

Известные секты[править]

Рациональные[править]

Духоборы[править]

Духоборы или духоборцы, они же «поборники Духа», появились благодаря уроженцу села Никольское Силуану Колесникову, который вовсе не считал себя основателем данного вероучения. Они обрели современное наименование благодаря оппонентам, пытавшимся демонизировать новое движение и представить его членов борцами против Святого Духа. Вот только сами сектанты поняли название «духоборы» иначе и взяли его на вооружение. В отличие от молокан, духоборы не признавали Библию авторитетом. Они отрицают первородный грех, ведь каждый «сам по себе грешен и спасён». Помимо этого, духоборы проповедовали пацифизм, примером чего служит сожжение оружия в духоборских поселениях, произошедшее в 1895 году. После того, как за духоборов вступился Лев Толстой, более семи тысяч духоборов в самом начале XX века перебрались в Канаду, где их потомки живут и поныне. Кроме этого, духоборские общины также проживают в Черноземье, Грузии и Азербайджане. Считаются идейно близкими к квакерам.

Молокане[править]

Молокане — секта, берущая корни, предположительно, во второй половине XVIII века в связи с деятельностью тамбовского крестьянина Семёна Уклеина, бывшего духоборца. Название обычно связывают с употреблением молочной пищи во время православных постов. Сами же молокане возводят свое название к Первому посланию апостола Петра: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение». Отвергали такие таинства, как водное крещение и причастие, не признавали икон и отказывались употреблять в пищу свинину. Хотя при Александре I молоканам разрешалась исповедовать собственную веру, при Николае I они испытали гонения. В частности, они были высланы в Закавказье, как и духоборы. С тех пор, началась миграция молокан в другие части мира. За рубежом молоканские общины появились в США, в Турции и других странах.

Мистики[править]

Хлысты[править]

«Хлысты» — они же христововеры, название которых возникло по одним данным из-за того, что они практиковали самобичевание, по другим — из-за искажения слова «христы». Согласно их учению, мир духовный, он же «Небеса» — порождение Бога, а вот мир материальный, он же «Земля» — порождение Сатаны. Небес существует семь. Эти ребята практикуют пищевое и половое воздержание, аскетизм. Согласно их учению, человеческое тело само по себе греховно и является наказанием за первородный грех. Вера в греховность материи роднит их с богомилами и стригольниками, и, возможно, хлысты испытали влияние богомильства.

В отличие от других сектантов, «хлысты» формально не отделялись от православия. Они продолжали посещать церковь, но в то же время участвовали в радениях. А именно, те члены общины, что имели статус пророков и пророчиц, до изнеможения кружились, выкрикивали свои пророчества. Остальные же внимали им, кланяясь в ноги и рыдая. Тайность хлыстовских радений приводила к возникновению безосновательных и ничем не подтверждённых слухов о свальном грехе да кровавых жертвоприношениях.

На данный момент существуют небольшими общинами в Самарской, Тамбовской и Оренбургской областях и на Северном Кавказе.

Паниашковцы[править]

Последователи Алексея «Паниашки» Гаврилова, сходны с хлыстами в отвержении материального и плотского как дьявольского. Вместо пищевого воздержания практиковали презрительное и безразличное отношение к пище, а также считали метеоризм знаком присутствия дьявола. По этой причине важной частью веры для паниашковцев являлось громкое пускание ветров после еды и во время молитвы. Если ветры пустить не удавалось, сектанты прибегали к (само)бичеванию, дабы заставить «нечистый дух» покинуть организм.

Скопцы[править]

«

…Я изучил на всякий случай терминологию скопцов. Когда от вашего хозяйства отхватят вам лишь только что-то, то это, как ни убивайся, всего лишь малая печать. Засим имеется большая, когда, ничем вам не мешая, и плоть и душу воскрешая, в штанах простор и благодать.

»
— Евгений Евтушенко, «Баллада о большой печати»

Основателем секты считается беглый крепостной Кондратий Селиванов, разочаровавшийся в учении «хлыстов». Данные товарищи, называвшие себя «агнцами Божьими» или «белыми голубями», подходили к борьбе с человеческими грехами радикальнее «хлыстов». А именно, практиковали оскопление, носившее в кругах скопцов название «огненное крещение». Как говорили сектанты, «убеляя» себя, они подражали самому Спасителю. Оскопление было поэтапным («первая чистота» с удалением тестикул, «вторая чистота» с ампутацией полового члена), ибо смертность даже и так зашкаливала. Подобным же образом калечили женщин, удаляя молочные железы и половые губы — поэтому скопцы протянули дольше, чем должны были по логике вещей, ибо «непорочные» сектантки регулярно приносили потомство от проезжего молодца Святого Духа.

В основе учения скопцов лежит буквальное понимание выражения из Библии: «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Евангелие от Матфея, 19:12). В православной традиции этот стих понимается аллегорически, как похвала добровольной девственности. Небольшое количество скопцов осталось на Северном Кавказе, общины которых именуются «духовными скопцами», хирургическое оскопление у них не производится, для них достаточно было соблюдать строгий аскетический образ жизни.