Справочник автора/Сталинская архитектура

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Сталинская архитектура (сталинский ампир, сталинский неоренессанс) также называемая социалистическим классицизмом – стиль архитектуры, утвердившийся в СССР с 1930-х годов и господствовавший в советской архитектуре до 1955 года. Масштаб сталинской архитектуры, как правило, ограничен городскими общественными и жилыми зданиями хорошего и среднего качества, за исключением массового жилищного строительства, а также к ней относятся отдельные проекты в области инфраструктуры. Является одним из маркеров эпохи советского ампира.

История[править]

Предпосылки формирования[править]

До 1930-х годов в советской архитектуре господствовал стиль конструктивизма, который отличался утилитарностью, монолитностью и некоторой аскетичностью. Однако, с 1932 года, с объявлением конкурса на лучший проект Дворца Советов, ситуация изменилась, а стиль конструктивизма уже не отвечал задаче показать победу социализма. Не без участия И.В. Сталина были сформулированы новые принципы советской архитектуры: «Не предрешая определенного стиля, Совет строительства считает, что поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классиче­ской архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники». В частности, так зародился и стиль постконструктивизма, который стал переходным между конструктивизмом и сталинским ампиром.

Развитие[править]

С 1933 по 1936 годы развивался стиль постконструктивизма, который был переходным между конструктивизмом и сталинским ампиром. Несмотря на то, что данный стиль сохранял некоторые особенности конструктивизма, он отличался гораздо большей монументальностью. Примером постконструктивистского стиля можно назвать здание Военной академии имени Фрунзе, построенное в 1932-1937 годах. Кроме этого, в стиле постконструктивизма были построены некоторые станции московского метро. Особенностью стало то, что архитекторы стремились преодолеть излишний аскетизм эпохи конструктивизма. Затем, советская архитектура окончательно переходит к сталинскому ампиру. С 1935 года, когда был принят генеральный план реконструкции Москвы, архитектура становилась еще более монументальной. Однако, в годы Великой Отечественной войны строительство было фактически приостановлено. И новое развитие советской архитектуры продолжается уже в послевоенные годы. В те же годы, сталинский ампир проникает в Восточную Европу и Китай. Одним из примеров послевоенной сталинской архитектуры становятся семь сталинских высоток в Москве.

Конец эпохи[править]

В 1955 году, уже после смерти Сталина было объявлено о борьбе с «архитектурными излишествами», суть которой была в избавлении от примет прежнего сталинского ампира и переходе к новому, более аскетичному индустриальному строительству, которое фактически стало повторением конструктивизма.

Особенности[править]

Сталинская архитектура предполагала комплексный подход к застройке с планированием рекреационных зон, транспортной инфраструктуры, магазинов и комбинатов бытового обслуживания на основе социалистической урбанистики. То есть, города перестраивали и строили по общему проекту планировки. Кроме этого, она включала в себя стилизацию под эпоху Наполеона, поздний классицизм или ампир: жёлтая штукатурка на внешних стенах, белые колонны, белая лепнина с обилием советской символики. В декоре использовались элементы барокко. Интерьер предполагал использование мрамора, украшений из бронзовых лавровых венков с советской символикой, бронзовых светильников, стилизованных под факелы. После Великой Отечественной Войны при строительстве зданий сталинской архитектуры перестали использоваться деревянные перегородки и потолки. Ещё одной особенностью архитектуры являлось отсутствие расчётов на массовое строительство.

Примеры[править]

  • Сталинские высотки. Строили долго и с трудом, заканчивали уже после Сталина. Собственно:
    • Из построенного:
      • Здание Московского государственного университета.
      • Здание Министерства иностранных дел.
      • Гостиница «Украина» Radisson Royal Hotel Moscow. Достраивалась уже при Хрущёве. Из-за того, что в 1955 г. был принят декрет «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в нижней части эта гостиница, по мнению знакомого автора правки, «похожа на большую хрущёвку».
      • Гостиница «Ленинградская». Также достраивалась при Хрущёве, а через год после завершения строительства, в 1955, двое архитекторов этого здания были лишены звания лауреатов Сталинской премии, а одного из них, вдобавок, сняли с должности архитектора. Ныне, по иронии судьбы, входит в гостиничную сеть американских капиталистов.
      • Жилой дом на Котельнической набережной.
      • Жилой дом на Кудринской площади.
      • Административно-жилое здание на станции метро «Красные Ворота».
    • Из непостроенного:
      • Административное здание в Зарядье. Не было достроено из-за смерти Сталина. Однако, был сделан стилобат, на базе которого была построена гостиница «Россия».
      • И конечно же, проект Дворца Советов, грандиозный даже для нашего времени, что уж говорить про 1930-ые годы. Из-за войны строительство пришлось свернуть, и послевоенный СССР не осилил строительство такой махины, поэтому в 1960 г. на месте фундамента ДС был открыт огромный открытый плавательный бассейн «Москва». В 1991 г. он прекратил свою работу, из-за чего пришёл в негодное состояние за три года, и в 1994 г. на место бассейна уже залили фундамент Храма Христа Спасителя, а в 1999 г. работа по восстановлению храма, снесённого в 1931 г., была завершена.
    • Кроме семи московских высоток, возводится относительно большое количество жилых и общественных зданий объединяемых общим названием «сталинки». Сочетают в себе элементы стилей «неоклассицизм», «ампир», «ар-деко» и «ретроспективизм» в более или менее эклектичных сочетаниях. Строительство части начато в самом конце 1930х годов, впоследствии часть зданий перепроектировалась (от чисто конструктивистских проектов уходили к монументальному неоклассицизму).
  • Центр Волгограда. Застраивался (восстанавливался) после войны сразу весь как раз в разгар популярности данного стиля и поэтому вдавил педаль в пол. Если сталинские высотки в Москве воткнуты среди традиционной застройки и смотрятся в ней как павлины среди уток, то в Волгограде весь центр такой. Ну, не такой высокоэтажный конечно, но общее впечатление… «Этот город похож на покинутый стадион, когда на него все еще приходят безумные старики. Им все кажется, что вот-вот начнется футбольный матч. А пристань здесь сделана для великанов. Она такая, будто к ней должны были все время приставать корабли и с них на берег должны были сходить великаны.»

Галерея[править]