Справочник автора/Старообрядчество

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Старообрядчество, или древлеправославие — группа религиозных течений в русском православии, как нетрудно догадаться, отвергающих обряды, принятые в ходе церковной реформы патриарха Никона. Реформа, проводимая Никоном, вызвала раскол внутри церкви, в результате которого и выделились старообрядческие течения, или т. н. согласия. Мораль старообрядцев чем-то похожа на протестантскую.

Долгое время старообрядцы испытывали притеснения со стороны властей, которые называли их «раскольниками». Но, тем не менее, со временем положение старообрядцев менялось. В частности, именно из числа старообрядцев вышел ряд известных купцов-миллионщиков, вроде Морозовых, Гучковых и других. Это неудивительно — бизнес для старообрядцев, как и для иудеев, был практически единственным социальным лифтом. Окончательную свободу старообрядцы получили в 1905 году в связи с указом «Об укреплении начал веротерпимости».

Название «старообрядчество» первоначально применялось только новообрядцами: с их точки зрения, причина раскола была лишь в непринятии обряда. Сами старообрядцы считают, что патриарх Никон принёс на Русь новую (что для ревностного христианина означает — еретическую) веру, поэтому их самоназвание — староверы (уже позже некоторые поповцы приняли термин «старообрядчество» и то, что он подразумевает). Ещё одно самоназвание — «древлеправославие» — свидетельствует о том, что старообрядцы воспринимают себя полноправными наследниками Христианской церкви первых веков от Рождества Христова, свободной от искажающих веру нововведений.

Мировоззрение старообрядцев впитало в себя концепцию «Москва — Третий Рим» (симфония властей светской и духовной, объединённых правой верой, Россия как независимое православное царство — оплот мирового православия). И так как четвёртому Риму не бывать, а третий, по воззрениям старообрядцев, совратился в ересь, как государственная его власть, так и церковь — весьма многие считали, что остаётся только ждать близкой кончины мира и второго пришествия Христова.

Течения в старообрядчестве[править]

Беспоповцы[править]

Отличаются непризнанием священничества, поставленного после Никона, и проведением богослужения т. н. «мирянским чином» (выборными лицами из числа мирян) и отверганием таких церковных таинств, как причащение, миропомазание, елеосвящение, священство и брак, так как верили, что их некому совершать, ведь благодать священства полностью пресеклась. Два других главных таинства, кроме причащения — крещение и покаяние — они совершают, ссылаясь на канонические правила, разрешающие в случае нужды крестить и мирянину, и «скитский чин» исповеди. Также они развили учение о «духовном причащении», что в случае невозможности причащения в церкви нужно веровать в искупительную жертву Христа, и тогда Святой Дух причастит невидимо. Однако, внутри этого течения произошел раскол по вопросу признания брака на приемлющих таинство брака и неприемлющих его.

Самым крупным беспоповским согласием является поморское, в котором признаётся брак, заключённый в Русской Православной церкви. Отвергают его федосеевцы, первоначально разошедшиеся с поморами по вопросам надписи на Кресте, а также нетовцы, которые учат, что больше нет на Земле благодати, остаётся только прибегать к Спасу, пусть спасёт, как знает (отсюда название «спасовцы»). Курьёзно известно ответвление от нетовцев-самокрещенцев, известное как дырники, или дыромоляи: они считали, что все иконы либо осквернены, либо не могут быть освящены, поэтому молиться можно строго на восток неба и ни в коем случае не через посторонний предмет — поэтому они прорубали в окнах дыры, через которые молились (как говорят, словами «Дыра моя, спаси меня!»).

Беспоповцев объединяет предапокалиптическое настроение, многие из них считали, что в мире воцарился Антихрист, которому служат государство и официальная церковь. И если поморы могли молиться за царя, чтобы Бог обратил его «в истинную веру», то федосеевцы не молились за него и избегали иметь дело с государством, боясь печати Антихриста.

Поповцы[править]

Одно из самых значительных течений старообрядчества. В отличие от беспоповцев, признают все таинства православного христианства и признают необходимость священников. Придерживаются дореформенных обрядов, богослужебных книг и церковных традиций. Также известны как «беглопоповцы», так как после раскола их ряды пополнялись исключительно беглыми священниками, а собственного епископата у них не было, пока в 1846 году к ним не перешёл греческий митрополит Амвросий (Паппа-Георгополи), и по месту принятия им старообрядческого миропомазания церковь поповцев получила название «Белокриницкое согласие» (современная РПСЦ — Русская Православная старообрядческая церковь). Однако новое священноначалие признали не все поповцы, некоторые продолжали принимать беглых, пока в 1923 году не приняли обновленческого архиепископа Николая (Позднева) и сформировали РДЦ — Русскую Древлеправославную церковь.

Единоверцы[править]

Еще одно течение в старообрядчестве. Отличаются тем, что они, по инициативе митрополита Платона (Левшина), воссоединились с РПЦ и признают ее иерархическую юрисдикцию, но сохранили дореформенные обряды. Первоначально церковные иерархи относились к этому движению лишь снисходительно, но отношение изменилось, когда собор 1971 года реабилитировал старый обряд.

Отличительные черты старого обряда[править]

  • Двуперстное крестное знамение. Зачастую троеперстие считается еретическим, хотя догматы у старо- и новообрядцев в целом одни и те же.
  • Земные поклоны сохраняются там (например, на молитве святого Ефрема Сирина), где по реформе были допущены поясные (последние также присутствуют в старообрядческой практике, но заменять ими земные запрещено). Старообрядческие службы по сравнению со службами РПЦ отличаются большим количеством поклонов — например, на «Мариином стоянии» их делают более тысячи. Точнее говоря, Никон заменил поясными поклонами метания (от греческого «μετάνοια» — покаяние — и русского «метать») — малые земные поклоны, при которых лоб не касается пола.
  • Крестные ходы «посолонь» (по часовой стрелке), а не в обратном направлении.
  • «Сугубый» (произносимый дважды) возглас «аллилуйя» перед «слава Тебе, Боже». Так как патриарх Никон ввёл трегубую (троекратную) «аллилуйю», официальную Православную церковь обвинили в почитании Четверицы вместо Троицы (трижды «-Ия» и «Боже» — 4 раза), на что отвечали, что возглас «слава Тебе, Боже» относится не к новому Лицу Троицы, а к единству трёх Ипостасей.
  • Применение дореформенных терминов и старославянского написания некоторых слов (Псалтырь, Иеросалим, «священноинок» вместо «иеромонах», «отходник» вместо «отшельник» и др.). Самое же известное отличие — написание «Ісус» вместо пореформенного «Іисус» в соответствии с греческим Ἰησοῦς.
  • Отрицание вариантов текстов, появившихся в результате никоновской книжной справы. Старообрядцы не могут простить «никонианам» опущение слова «истинный» из Символа веры (о Духе Святом), хотя в греческом тексте его тоже нет.
  • Строго восьмиконечное распятие вместо четырехконечного, как у «латинян» и части православных, или шестиконечного, распространённого в центральных, южных и западных землях Руси[1].
  • Светские типы пения не допускаются. Поэтому у старообрядцев есть реликты древнего чтения и пения — знаменный роспев, погласица.
  • Каждое определение Стоглава — сборника решений собора 1551 года — старообрядцы признают как имеющее каноническую силу, тогда как Большой Московский собор 1666-7 годов многие его определения отменил, а проклятия признал ничтожными (впрочем, анафема на обряды и сам Стоглавый собор произнесена не была).

Некоторые моральные воззрения[править]

  • Брадобритие считается тяжким грехом, а иногда признаётся и ересью.
  • Строго негативное отношение к табакокурению, которое понимается как антипод каждения фимиамом в церкви. «Кто курит табаки, тот хуже собаки» — далеко не единственная пословица старообрядцев.
  • Моя мама еще застала староверов, которые электричество в дом не проводили, душегубительным новшеством считали.

Расселение старообрядцев[править]

Персоналии[править]

  • Протопоп Аввакум (Петров), ярый противник реформ Никона, его закадычный враг. Ибо поначалу были добрыми друзьями в кружке боголюбцев (Кружок ревнителей благочестия) — оба хотели реформировать церковные правила. Ни ссылка, ни смерть детей, ни 14-летнее заключение не сломили его. Сам себе написал житие, изобилующее чернухой и натурализмом. Бедствия старообрядцев будут длиться веками, а количество их движений достигнет сотен.
  • Боярыня Феодосия Морозова. В основном её знают как персонажа картины В. И. Сурикова. К купцам Морозовым отношения никакого не имеет.
  • Игнат Некрасов, один из участников восстания Булавина. Последователи Некрасова переселились с Дона на Кубань (в то время территорию Крымского ханства), а уже их потомки — в Бессарабию, Добруджу и Турцию.
  • Матвей Платов. Донской казачий атаман, герой Отечественной войны 1812 года. В силу положения не афишировал своей религиозной принадлежности.
  • Русские купеческие династии. Самые известные: Морозовы, Гучковы, Рябушинские, Мальцевы, Прохоровы.
  • Александр Шляпников. Хотя и был атеистом, но родился в старообрядческой мещанской семье. Известен как первый нарком труда Советской России, затем как деятель «Рабочей оппозиции».
  • Агафья Лыкова, единственная выжившая из семьи, бежавшей в 1930-е в сибирскую глушь. Известна по публикациям журналиста «Комсомольской правды» Василия Пескова, написавшего о ней книгу «Таёжный тупик». Живёт в Хакасии укладом чуть ли не XVII века, однако некоторые традиционно отвергаемые старообрядцами новшества признаёт — к примеру, сажает картошку и принимает некоторые подарки из «мира». Семья Лыковых начинала как беспоповцы, но уже в десятых годах Агафья перешла в РПСЦ.
  • Федор Мельников — в старообрядчестве считается одним из самых интеллектуальных и плодовитых авторов. Апологет старообрядчества, составил книгу «Блуждающее богословие», в которой пытался обвинить церковь Синодального периода в ереси и отстаивал законность иерархии староверов, и некоторых трудов против научного атеизма (по некоторым предположениям, ему принадлежит и брошюра «Яко с нами Бог», в которой крестьянин одерживает победу над не шибко умным лектором-эволюционистом).
  • Александр Дугин — философ и политолог приблизительно правой ориентации. Посещает единоверческий приход РПЦ и всячески рекламирует старообрядчество, но по факту исповедует в первую очередь интегральный традиционализм по Генону и Эволе, так что вопрос о содержании христианства в его убеждениях очень и очень дискуссионен.

Примечания[править]

  1. И это несмотря на то, что большую часть истории дораскольной Церкви на Руси доминировал именно четырёхконечный крест, ибо православные отцы ориентировались на греков, для которых такой крест был традиционным! Восьмиконечный крест ввёл в моду Иван Грозный. Никон приблизил позицию по "крестовому" вопросу к метрополии, но старообрядцам было уже пофиг.