Справочник автора/Христианство и его ветви

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Распятие — символ христианства

Христианство — самая распространённая в мире религия, одна из трёх авраамических. Христианству предшествовал иудаизм. На основе раннего христианского учения появилась третья авраамическая религия — ислам.

Христиан можно разделить на несколько конфессий:

Христианское учение основано на Ветхом Завете, но в большей степени — на Откровении, полученном в Новом Завете от мессии — Иисуса Христа, Бога, который родился в теле человека, умер и воскрес, чтобы люди тоже смогли «воскреснуть» от первородного греха, унаследованного от первых людей, Адама и Евы. Основные ценности христианства — праведная жизнь, кротость, всепрощение. Каждый христианин должен пройти таинство крещения и не делать грешного, а в совершённых грехах искренне каяться. Только тогда он сможет войти в царствие Господне, где его ждёт вечное блаженство. Не раскаявшиеся грешники же обречены на вечные муки. Для христианства также характерно движение миссионерства — обращения в христианскую веру иноверцев, как проповедью, так и насильно, когда распространение веры несло политический подтекст.

Ещё одна характерная концепция христианства — учение о Троице[2], Едином Боге, всемогущем творце всего сущего, имеющем три лица: Бог-Отец, которого нельзя увидеть, Бог-Сын, он же Бог-Слово в человеческом теле и Святой Дух, изображаемый в виде голубя. На службе у Бога находятся ангелы, за ними признаются различные звания (но они не закреплены догматами), то есть имеется иерархия — архангелы, херувимы, серафимы, обыкновенные ангелы. Церковь и духовенство выполняет роль посредника между человеком и Богом, помогая в так называемом спасении душ. За почти две тысячи лет церкви выработали свои системы духовных званий, подчинённых строгой иерархии. Существует белое, мирское священство, и чёрное, в котором существуют звания диакона, пресвитера и епископа — ставленника апостола, которому разрешено проводить любые обряды и таинства своей церкви.

Священное Писание и общие догматы[править]

Священные книги[править]

Ветхий Завет — самая древняя часть Библии, заимствована из иудаизма, написана на древнееврейском (некоторые книги на арамейском). Всеми конфессиями признаётся каноничным Танах, 39 книг, написанных в период с XIII по V век до н. э. Ряд других книг, написанных позже (Вторая книга Ездры, Книга Товита, Книга Иудифи, Книга Премудрости Соломона, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии (входит шестой главой в книгу Варуха), Книга пророка Варуха, Первая книга Маккавейская, Вторая книга Маккавейская, Третья книга Маккавейская, Четвёртая книга Маккавейская), католической церковью признан вторичным каноном, православной — не от Бога идущими, но праведными и поучительными, протестантами — чаще всего апокрифами. Ранним христианством использовался греческий перевод книг Ветхого Завета — Септуагинта. В книгах изложена история мира от его сотворения и древнейшая история еврейского народа, также в ней записаны пророчества. Ветхий Завет считается первым Откровением людям от Бога. Ветхим называется потому, что считается, что Иисус Христос исполнил данный в нём закон до логического завершения. Для чего и заключил…

Новый Завет — вторая часть Библии, но для христиан — самая важная, ключевое для этой религии Откровение. Написана в I веке н. э. на греческом койне, широко употребляемом языке Римской империи тех времён. 27 книг, из них четыре Евангелия; Деяния, Послания, а также пронизанное мистицизмом Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

  • Евангелия — повествования о жизни Иисуса: его рождении, земном служении, смерти, воскресении и вознесении. Записаны ближе ко II веку н. э., авторами в христианстве считаются сами апостолы, что вызывает сомнения. Каноничными считают Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Первые три как бы параллельны друг другу — составляют Синопсис. Евангелие от Иоанна было написано несколько позже и скорее дополняет синоптические. Существуют и другие произведения, названные Евангелиями, но их в силу расхождений с принятым каноном большая часть конфессий считает апокрифами.

Апокрифы — книги, описывающие священные события, но не признанные по некоторым причинам каноном. Принцип, по которому в древние времена евреи определяли, какие книги нужно включить в Танах, а какие отсеять и уничтожить, до конца не ясен. Видимо, непригодными считались те труды, в которых присутствуют языческие мотивы, например, колдовство, или же они не несли праведной мысли. В эпоху после Рождества Христова причиной признать книгу апокрифичной часто была анонимность труда, невозможность установить подлинное авторство. Апокрифами становились и попытки некоторых авторов дополнить канон по-своему. Католики создавали реестры запрещённых книг, куда вносили апокрифическую литературу, её изымали и уничтожали (в те времена, когда у церкви была такая власть). В православии ряд историй из апокрифов нашёл отражение в иконописи и Предании, пусть их источники не были включены в канон.

Церковные догмы[править]

Откровения, данные христианам свыше, считаются исчерпывающими для спасения человеческих душ (хотя у католической церкви свой взгляд на этот вопрос), то есть дальнейшее их домысливание и логическое развитие не приветствуются. Но сложно слабым человеческим разумом постичь глубину библейских высказываний. Церкви, тогда ещё единой, это стало ясно, когда появились первые ереси (тогда ещё не было такого понятия, потому что не было догматов, которые еретик мог бы нарушить — см. «Историю христианства»). Для борьбы с ними был созван первый Вселенский Собор, который принял первый Символ Веры, а в нём — первые догмы христианского учения.

Итак, догмат — это положение учения, принятое церковью как неприложная истина, неизменная и непререкаемая. Они появились как реакция на искажение Богом данного вероучения, принилимались на Вселенских Соборах и должны были как бы направить мысль верующих в правильное русло. Богословы могут излагать собственное мнение на учение — теогумен — в тех аспектах, которых не касается догматика, но это будут уже не предписания, а своего рода рекомендации. В пределах одной конфессии догматы неприложны, но могут отличаться в среде христианства в целом.

Догматы первых семи Вселенских Соборов признаются и католической, и православной церквями:

  • Cимво́л веры I (Никейского) и II (Константинопольского) Вселенских Соборов: Бог есть творец и властитель всего сущего; его сущность едина, но у него три лица — Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух; Бог-Отец был изначально, Бог-Сын рождается от Бога-Отца, Святой Дух исходит от Бога-Отца («filioque» — и от Бога-Сына в традиции католиков); что есть рождение и исхождение — непостижимая тайна; Иисус Христос был непорочно зачат Девой Марией и Святым Духом, перенёс земные страдания и был убит на распятии, воскрес и вознёсся (был при жизни взят в царствие Господне); каждый человек для спасения души должен один раз пройти таинство Крещения; в час, который человеку предугадать не суждено, случится второе пришествие Бога, все мёртвые воскреснут во плоти, и Бог станет вершить Страшный Суд над всем родом людским, а затем ожидает его вечная жизнь.
  • Догмат IV (Халкидонского) Собора: во Христе две природы — Божественная и человеческая.
  • Догмат VII (II Никейского) Собора (признан не всеми протестантами): иконы Христа, Богородицы, ангелов и «всех святых и преподобных мужей» помогают верующему чаще вспоминать тех, кому они посвящены, а значит, их разрешено писать.

Католической церковью принят ряд собственных догм, целиком не опирающихся на Священное Писание. Кроме того, некоторые догмы, то есть неприложные истины, имеются в самом Священном Писании, но они не были закреплены Вселенскими Соборами.

Обряды, таинства, праздники[править]

Храм и литургия[править]

Христианская церковь, будь то базилика или крестово-купольный храм, является своего рода уменьшенной моделью мироздания. Там есть своды, символизирующие небеса, Святые Дары — плоть и кровь Бога, иерархия духовных лиц как отражение иерархии на небесах — Господь и окружающие его ангелы. Все обряды, совершающиеся внутри церкви, храма, призваны иносказательно воспроизвести священные события и таким образом насколько возможно приблизиться к царствию небесному, слиться с ним, войти в него, будучи при этом на земле. Во время литургии или мессы традиционно могут совершаться различные обряды, произноситься молитвы и проповеди, но всё многообразие ритуалов проводится с общей целью, и центральной частью богослужения в православии, католичестве и других исторических церквях является момент наибольшего единения с Богом — таинство.

Таинства[править]

В любой религии обряд помогает человеку в общении с богом, которого не дано увидеть, в служении нематериальной силе. Тем не менее, в христианстве так называемые таинства занимают особую роль. Это не просто ритуал, в таинстве незримо участвует сам Бог. В Новом Завете речь идёт только о двух из них — крещении и евхаристии, и только эти два таинства официально признаны большинством протестантов. Остальные же возникли со временем. Ритуал таинства может отличаться в разных конфессиях, например, количество погружений в воду при крещении. Чтобы Бог сообщил участвующему в таинстве свою благодать, человек должен преисполниться благоговения, поэтому о важности обряда священнослужитель напоминает каждому из присутствующих.

Существует семь наиболее употребимых таинств в христианстве:

1. Крещение — обряд обливания человека водой или его полное погружение в воду. Изначально символизировал смерть грешного человека и его воскрешение праведником, готовым вести новую чистую жизнь, чтобы быть принятым в царствие Господне. Важнейшее таинство, без которого человека не допускают к прочим таинствам. Для того, чтобы креститься, нужно уверовать в Бога, поэтому крещение младенцев — спорный вопрос в христианстве. В православии считается необходимым крестить младенца, особенно если есть риск его смерти, потому что Бог может помочь чаду своей благодатью, а после смерти некрещёный младенец не сможет войти в царствие Господне, так как на людях грех лежит изначально. В этом случае выбирается крёстный родитель, который своей верой поможет младенцу принять крещение. Среди протестантов некоторых течений верным считается лишь крещение в сознательном возрасте. Обряд обычно также включает в себя словесную формулу, в которой упоминается Троица, освящение воды, помазание елеем.

2. Евхаристия (причащение) — освящение хлеба и вина (в католичестве — только хлеба для мирян, хлеб и вино предназначены клиру) особым ритуалом и их употребление в пищу. Это таинство позволяет приобщиться к Богу во Христе и проводится во время Божественной литургии (или мессы у католиков). В католической и православной церквях это таинство может провести либо епископ, либо им лично допущенный к этому священник. В протестантизме часто вообще не считается таинством, а используется лишь в качестве символа приобщения ко Христу. В остальных же конфессиях считается, что во время евхаристии хлеб и вино незримо становятся кровью и плотью Христа. В разных течениях христианства отличаются как сам обряд (молитва-эпиклеза у православных или «тайное слово» католиков, необходимость ставить на алтарь святые мощи и т. п.), так и технологии приготовления хлеба и вина.

3. Миропомазание — нанесение на части тела человека особым образом освящённых масел, чтобы на человека легла благодать Святого Духа. При этом читается определённая молитва. В православии совершается сразу после крещения, как и в католицизме, но там это не считается таинством, а таинство — помазание во второй раз после 13-14 лет, которое проводится в особых случаях для принятия в церковь и зовётся конфирмацией. Конфирмация есть и у протестантов, но это не миропомазание. Существует также помазание правителя на царство, но по понятным причинам больше его не проводят.

4. Покаяние (исповедь) — признание своих грехов и раскаяние перед Богом, лицом которого выступает священник. Грехи, в которых верующий раскаялся, будут ему отпущены. В православии человек исповедуется или во время богослужения (соответственно, его могут слышать присутствующие), или в назначенное священником время. В католицизме исповедь к тому же обязательна: один раз в год, лучше чаще. У них принято обустраивать исповедальные комнаты, в которых между священником и кающимся натянута ткань, чтобы не видно было лица.

5. Елеосвящение — нанесение елея (оливкового масла) на тело больного, чтобы облегчить его страдания. Болезнь может быть физическим недугом или же душевным, но только не буйство. Человек должен быть в сознании.

6. Рукоположение (священство) — таинство посвящения в церковный сан преемником апостола, то есть епископом. Совершается положением рук на голову человека, как это делал Христос. В православии при посвящении в епископы на голову кладётся Евангелие. Обряды посвящения отличаются в разных конфессиях, но несущественно.

В связи с этим таинством рассмотрим так же такое явление, как апостольское преемство. Возьмем для примера самого обычного православного попа. Когда он стал священником, то есть лицом, имеющим право совершать таинства? Не по факту окончания семинарии, а лишь тогда, когда был рукоположен на это епископом. Этот епископ, в свою очередь, тоже не родился с этим правом, а был рукоположен третьим епископом еще раньше, а тот епископ еще более ранним… А наш поп, если дослужится до звания епископа, то и сам сможет рукополагать молодых выпускников семинарий. Так вот, суть апостольского преемства в том, что для всякого священника, включая самого захудалого попика из самого захудалого прихода, эта непрерывная цепочка рукоположений может быть, хотя бы теоретически, прослежена вглубь веков до самого Иисуса Христа, рукоположившего 12 Своих учеников. Православные и католики строго придерживаются этого правила. Протестанты со времен Мартина Лютера апостольское преемство как обязательное требование к священству не рассматривали (из-за чего ортодоксы из первых двух ветвей их и христианами признавать отказываются). Впрочем, не все: скандинавские лютеране и англикане изначально его сохраняли, впоследствии от них оно было восстановлено в некоторых других протестантских конфессиях.

7. Бракосочетание — обряд вступления во брак мужчины и женщины. Был заимствован у греков ещё во времена гонений на христиан и переработан. В настоящее время верующим не обязательно заключать брак по церковным обычаям, тем не менее эти обряды проводятся до сих пор. В православии таинство брака состоит из обручения (обычно происходит сразу перед венчанием), венчания (как и в древности, на головы бракосочетающимся надевают венки) и испития из общей чаши. За этим обычно следует литургия. Венчание можно проводить только в определённые дни, когда нет важных постов и праздников. У католиков нет венчания, но некоторые обычаи строже: о желании заключить брак сообщают за три месяца, расторжения брака не предусмотрено, второй брак возможен, только если умрёт один из сочетавшихся браком, детей нужно будет воспитывать в католичестве, препятствием может стать даже бесплодие одного из супругов. У протестантов брак не считается таинством.

Этот список как догмат принят католиками, но в других конфессиях к этим основным таинствам могут быть добавлены и другие — например, к ним можно отнести ещё и погребение.

Праздники[править]

Празднования различных памятных дат существовали ещё во времена первых примитивных календарей. С приобщением народов к христианству эти идущие из глубин веков праздники не забывались, они могли лишь постепенно замещаться и вытесняться новыми праздниками. Поэтому в разных церквях даты праздников и постов, — ограничения себя в различных видах пищи — а также суть их празднования могут отличаться существенно. Тем не менее, существуют ключевые праздники, общие для большинства христиан, приуроченные к событиям особой важности:

  • Благовещение — день, когда ангел (считается, что Гавриил) возвестил Деве Марии, что от неё родится Христос, дата постоянная.
  • Рождество — рождение Девой Марией Спасителя Иисуса Христа, дата постоянная. Дни рождения святых тоже называются рождествами (это слово — церковнославянизм), но празднуются редко — например, рождество Девы Марии или Иоанна Крестителя.
  • Пасха — важнейший праздник христианства, посвящённый Воскресению Христа. Отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния, то есть дата переходящая. Соответствует более древнему празднику Песах у иудеев, и сделсна плавающей, в частности, затем, чтобы от них отмежеваться.
    • Пасхе предшествуют Великий Пост — сорок дней, посвящённых воспоминанию пребывания Христа в пустыне, и Страстная Седмица, посвящённая пребыванию Христа в Иерусалиме перед казнью. В католицизме Страстная считается частью поста, в православии он заканчивается в посдеднюю пятницу перед ней.
      • Лазарева суббота — день воскрешения Лазаря как прообраз будущего всеобщего воскрешения.
      • Неделя ваий aka Пальмовое воскресенье (в России и сопредельных странах Вербное) — вход Господень в Иерусалим. Ветви пальмы приветствующие Его как Царя евреи бросали под ноги Его ишаку.
      • Великий Понедельник — воспоминание о ветхозаветном патриархе Иосифе, проданном в рабство в Египет, и о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы.
      • Великий Вторник — воспоминание притч Иисуса и обличения Им книжников и фарисеев.
      • Великая Среда — воспоминание о кающейся грешнице (в католичестве считается, что Магдалины), помазавшей ноги Иисуса миром, и о предательстве Иуды.
      • Великий, он же Чистый Четверг — день Тайной Вечери, молитвы в Гефсиманском саду и поцелуя Иуды.
      • Великая Пятница — суд Пилата и распятие.
      • Великая Суббота — погребение Христа, сошествие Его в ад и изведение оттуда праведников.
  • Вознесение — отмечается на сороковой день после Пасхи (шестой четверг), посвящён вознесению Христа в царствие небесное.

Примечания[править]

  1. Несториане не согласились с Эфесским Собором. Древневосточные православные церкви не приняли Халкидонский Собор. Плюс русские секты.
  2. Следует заметить, что «Свидетели Иеговы» понимают Троицу несколько иначе, нежели остальные ветви христианства, считая богом лишь бога-отца — Иегову. За это данное течение очень нелюбимо остальными христианскими конфессиями.