Ставка на контратаку

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Атаковать первым выгодно? Далеко не факт, ситуации могут быть разные:

  • Противник просто более чем готов к обороне:
    • Уже встал в хорошо защищённую боевую стойку, так что нечего и надеяться пробить её первым ударом.
    • Сидит в неприступной крепости, так что нечего и надеяться взять её с ходу штурмом.
    • Глубоко окопался, так что нечего и надеяться прорвать с ходу его линии обороны.
  • Противник слишком юркий, и ваша атака его просто не достанет.
  • Ситуация такова, что боя лучше избежать; но если атакуете первым — боя точно не избежите.
  • Наконец, просто местные законы таковы, что начавший первым понесёт наказание.

Потому приходится делать ставку на контратаку. Как такое реализовать?

  • Иметь хорошую защиту, чтобы, выдержав атаку противника, контратаковать.
  • …либо ловкость, чтобы, увернувшись от атаки противника, контратаковать.
  • …либо скорость, чтобы вместо защиты сразу, начав встречную атаку, провести её раньше противника.
  • либо хитрость, заставив противника атаковать фальшивую цель

Это любят консервные банки. Имея среднюю/посредственную скорость, низкую атаку, но высокую защиту, они могут не успеть напасть первыми, зато вытерпеть это всё и пережить врагов…

Примеры[править]

Литература[править]

  • Капитан Блад использовал эту тактику:
    • Именно на сабже был построен его план обороны Антигуа в «Хрониках капитана Блада» (глава «Грозное возмездие»). После первой фазы битвы дон Мигель решил самоуверенно прорваться в бухту под покровом ночи. Слишком поздно он осознал, что его флагман сел на рукотворную мель, а загодя пристрелянные тяжёлые орудия замаскированного форта только этого момента и ждали!
    • В «Удачах капитана Блада» (глава «Самозванец») при обороне Пуэрто-Рико пришлось импровизировать — самодеятельность губернатора в борьбе против самозваного Блада поначалу обернулась поражением, но потом первая партия пиратов захватила город и отвлеклась от всего, с упоением занимаясь грабежом, а вторую испанцы, под командованием Блада, положили картечью из пушек, которые были спасены из гибнущего форта…
  • «Песнь Льда и Пламени» — именно таков боевой стиль Бельваса-Силача. Сначала он даёт противнику ранить себя, дабы разгадать его боевую технику, а потом наносит ответный смертельный удар.
  • Dresden Files — тактика Гарри против Ханны Эшер в «Грязной игре». Гарри до последнего пытается урезонить противника и сам не нападает. Противник же оказывается «трёхкнопочным» магом и весь бой тупо поливает его огнём, стоя на месте. В первый раз Гарри поставил щит, затем этим же щитом сбил Ханну с ног. Она взбесилась и поддала Адского огня — он засосал пламя в смерч и выпустил на потолок. Когда Ханна дала понять, что договориться миром не удастся, и атаковала с удвоенной силой — повторил трюк со смерчем, но направил всё в одну точку прямо над ней. И пока она набирала энергию для четвертой атаки, из «одной точки» капнуло лавой.
  • Волкодав — кан-киро и веннские приемы делают ставку на перехват вражеской атаки. Напавший на мастера кан-киро проигрывает уже потому, что он это сделал.

Кино[править]

  • В вестернах хорошие парни хватаются за кольт вторыми, но стреляют первыми.
    • Обоснуй — тот, кто хватает револьвер вторым, делает это рефлекторно, а рефлекторное движение всегда быстрее осознанного.
    • Или еще проще: кто первым взялся за оружие — того обвинят в попытке убийства, а если взялся вторым (даже если выстрелил первым), то это — самооборона и все ОК.

Телесериалы[править]

  • Мини-сериал «Русский транзит» — главный герой могуч, но в драках никогда не прёт в атаку первым. Он смотрит, что будет делать противник (или даже нарочно выводит противника из себя продуманными насмешками и оскорблениями, чтобы спровоцировать на атаку) — а потом уж уворачивается и весьма увесисто контратакует.
  • «Люцифер» — именно так дерётся Уриэль. Будучи посредственным с точки зрения физических данных (для ангела), он умеет быстро анализировать тактику противника и адаптироваться под неё. Поэтому первые пару ударов он пропустит, однако остальные до цели не дойдут.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — Адам предпочитает накопить энергию, блокируя вражеские атаки, а потом уничтожить его с одного удара.
    • Янг становится сильнее от полученных ударов, поэтому её любимая тактика — броситься на врага аки Лирой Дженкинс, получить люлей, встать с колен под бурную реакцию врага и размазать оного по стеночке. Против Адама эта техника не сработала.

Аниме и манга[править]

  • «Сильнейший в истории ученик Кеничи» — стиль Зигфрида: поймать удар и с развороту нанести мощную контратаку.
  • Bleach — любимая фишка Дзараки Кемпати: сначала он позволяет нанести удар по себе, открывая грудь, а потом бьет сам. Но здесь это попытка найти достойного противника, слишком слабые не могут его даже поцарапать.
  • Kill la Kill — у главы Дисциплинарного комитета Иры Гамагури от вражеских ударов заряжается униформа, позволяя провести эпической силы удар по площади.

Видеоигры[править]

  • Гномы в пошаговых стратегиях редко когда способны нанести первый удар. Чаще всего они достаточно крепки, чтобы выдержать первый удар противника, и достаточно сильны, чтобы нанести свой сокрушающий ответный удар. Эталонный пример — серия Disciples
  • Assassins Creed — контратаки невероятно эффективны, как правило, они мгновенно убивают противника (в результате чего, например, в первой части тактика «стоять в блоке и контратаковать» позволяет вырезать огромные толпы врагов). С этим по-разному боролись в следующих играх, да и боссы к контратаке обычно иммунны (герой только отбрасывает их в сторону, но не убивает), но всё равно это имба. Тактика полностью отпадает в Origins, где разработчики перешли на стандартный стиль hack-and-slash (некоторым фанатам нравится, а другие негодуют). Этот же стиль реализован и в Odyssey.
  • Серия Batman: Arkham — контратака — это один из важнейших приемов темного рыцаря. Они наносят неплохой урон и прерывают нападение даже нескольких врагов разом. Вплоть до того, что на первый взгляд на игровой процесс кажется, что Бэтмен только и сражается ответными ударами. Впрочем, скорее субверсия, ибо только контратаками много не навоюешь, да и далеко не все удары можно парировать.
    • Но некоторые босс-файты делают ставку именно на ответные удары. Например, Дефстроук из Arkham Origins.
  • В Dark Souls это, пожалуй, самая популярная стратегия. Противник наиболее уязвим именно сразу после атаки: он не может ударить снова (или поднять щит), пока не завершится анимация предыдущего удара, получает в этот момент повышенный урон, если это игрок, то у него после атаки снижена стамина, так что отбить удар щитом либо же уклониться, и тут же контратаковать — самая практичная тактика. С большинством боссов, особенно с такими злющими фехтовальщиками, как Арториас, Рейм или Алонн, только так и можно биться, атакуя, когда босс промахнулся или гоняется за вашим товарищем (хотя это, вообще-то, другой троп). Также под троп подпадает парирование удара с последующей контратакой, наносящей совсем уж неприличный урон. И, да: некоторые боссы вроде того же Алонна могут парировать вас.
    • В первой части, если носить достаточно прочные доспехи, и в третьей, будучи вызванным как Копьё Церкви либо под действием Непоколебимости, также можно провернуть вариант «получить урон но успешно контратаковать». Во второй части и в третьей во всех остальных случаях не получится, так как там получение урона гарантированно приводит к временной невозможности действовать.
  • For Honor:
    • Ставку на контратаки делают два героя рыцарей — Центурион и Юстициарий. Если им удастся парировать ваш удар — ждите много боли…
    • Труба пониже и дым пожиже у валькирии, вождя и приора, которые при подготовке лёгкого удара сохраняют блок в том же направлении, и если враг об него всё же ударится, тычок самого героя станет неблокируемым. Страж тоже так может, но только если бьёт сверху.
    • Кроме того, некоторые приёмы обладают свойством непрерываемости, позволяя обмениваться ударами с врагом если бить в момент его замаха, когда блок отключается. Так любят делать берсерки, хитокири и всё те же вожди, а с недавних пор и хольдары.
  • Heroes of Might and Magic — в этой серии игр обычно от обороны любят играть люди. В пятой части даже классовый навык рыцаря увеличивал урон от ответных атак.
  • Incubation — за два очка действия любой боец (кроме вооруженных огнеметом, минометом или энергетическими пушками) может перейти в режим обороны, после чего в ход противника будет обстреливать всех врагов, двинувшихся в зону его обстрела, пока не перегреется оружие или не иссякнут боеприпасы. Это очень полезная способность, поскольку позволяет подстерегать инопланетян за углом, вынуждая их подходить на дистанцию гарантированного попадания. Кроме того, одна их разновидность (сай’ку) раскрывает свой панцирь и становится уязвимой только и исключительно во время собственной атаки, поэтому поразить их можно лишь в режиме обороны.
  • Pokémon — соотношения скоростей, особенных атак и порядка очереди слишком бесчисленны, чтобы их описывать, но можно упомянуть покемона Воббаффета, который способен только контратаковать, возвращая полученный урон противнику в двойном размере. Перед этим ещё нужно угадать, какую атаку использует противник — физическую или специальную. В седьмом поколении этот список пополнился Пьюкумуку — причём этот ещё и после фатального удара автоматически бьёт противника.
  • Prince of Persia, старый, досовский — парировать и ударить — в принципе одна из самых эффективных тактик боя, но есть ещё и пара минибоссов, который только так и можно достать: первый сам использует эту тактику против тех, кто на него нападает, второй наносит контрудары, которые быстрее, чем атака протагониста. Ну и Джаффар туда же, пробить его прямым ударом удаётся едва ли один раз из десяти (впрочем, эта сволочь и от контратаки иногда умудряется уйти).
  • Supreme Commander — альтернатива непрерывной бойне если игрокам удаётся прочно выйти на второй технологический уровень. Оборонительные постройки становятся достаточно хороши чтобы давать заметное преимущество, а юниты — слишком дороги чтобы просто так дарить обломки врагу. В результате никто не решается нападать первым.
  • Yakuza — Кирю явно уважает эту стратегию, ибо многие и самые зверские приёмы требуют именно того, чтобы враг атаковал. Или не требуют, но всё равно «в катсцене» показана именно контратака. Особенно стоит выделить Komaki Tiger Drop, который считается реальной имбой даже по меркам других контратак.
  • Mordhau — на этом основана половина боевой системы игры. Парировать или отзеркалить (при атаке с одного угла в одно время вражеское оружие «отводится в сторону» с лязгом и искрами, не нанося урона) атаку противника и атаковать снова, пока он открыт. Вторая половина — обмануть противника и не позволить ему успешно парировать или отзеркалить атаку.
  • Mortal Kombat Mobile — здесь это один из основных тактических ходов. Даже если персонаж у тебя очень сильно прокачан, развит и обвешан хорошим (и в свою очередь развитым) снаряжением — ты всё равно не сможешь всегда атаковать первым и «просто не давать никому ничего сделать». Особенно смотря какому именно (и насколько развитому) персонажу противника ты пытаешься бить морду. А уж если твой персонаж объективно (или хотя бы ситуационно) слаб — то и подавно. Поэтому весьма часто придётся делать так: 1) вовремя ставишь блок; 2) продолжаешь стоять в блоке, пока тебя лупят или пытаются заколдовать; 3) противник временно «иссяк» и раскрылся — и вот тут ты, строго вовремя (не позже, но и не раньше, чем надо), наносишь серию своих ударов, ну или чего-нибудь норовишь сколдовать в свою очередь (если ци накопилась). В большинстве случаев, и при условии, что ты в целом выгребаешь против предложенного оппонента — сим победиши!
    • Но нужно учитывать, что некоторые атаки здесь пробивают — а то и игнорируют — блок. К счастью, изредка (а если магией, то и не изредка) удаётся нанести свою атаку как раз в ту долю секунды, когда вражеская атака «уже началась, но ещё не достигла цели».

Визуальные романы[править]

  • Little Busters! — в боях по правилам Кёске собаки Куд (её специальное оружие) атакуют только тогда, когда атаковали саму Куд. Горе тому, на кого падёт гнев этих собак, так как Белка бьёт прилично и быстро, а Стрелка вообще может за раз снести половину здоровья неудачливому противнику.
  • Monster Girl Quest: самый лёгкий способ выиграть с середины третьей главы — контратаковать с помощью мега-крутой Утренней звезды, звать Саламандру, восстанавливающую очки навыков, и снова контратаковать звездой. Подобная тактика позволяет выносить практически любого врага с третьего-четвёртого хода.
    • Собственно, Утренняя звезда была коронным приёмом матери протагониста, второй Серафимы Люцифины.
    • Тактика работает только благодаря магии сохранений, поскольку куча противников тоже обожает делать ставку на контратаку. И если они вместо своей атаки начали подготавливать контратаку (или заряженную атаку) — Лука теряет 9 SP просто так, а это больно.

Реальная жизнь[править]

Война[править]

  • Пехота просто не способна догнать конницу, и потому ей приходится действовать вторым номером.
    • Стрельцы — вдвойне: они в принципе не были обучены держать строй в наступлении. Их основная тактика — притащить гуляй-город, окопаться посреди поля боя, и методично гвоздить из пищалей по всему, что пытается их оттуда выкурить, полагаясь в маневренной части обороны на многочисленную лёгкую конницу.
  • Ледовое побоище — войска Тевтонского ордена вклинились в центр русских войск, после чего Александр Невский взял их в клещи.
  • Дмитрий Боброк-Волынский со своим засадным полком в Куликовской битве.
  • Ну и битва при Грюнвальде же! Впрочем, там у тевтонцев были серьёзные шансы на победу значительную часть битвы.
  • Северная война:
    • Битва при Полтаве. Там превосходящие по численности(!) войска Петра Первого засели в обороне, выкопав редуты. Результат того стоил.
      • Просто у шведов не оставалось другого выхода, кроме как дать генеральное сражение здесь и сейчас. В шахматах это называется цугцванг: что бы ты ни делал, станет хуже, а сражение был хотя бы небольшой шанс выиграть.
    • Сражение при Лапполе — князь Михаил Голицын последовательно отразил три шведских натиска, не переходя в контратаку, и лишь затем пошёл вперёд, добившись редкостного для войн того времени разгрома. Впоследствии он утверждал, что ждал, пока бегающие туда-сюда шведы утопчут снег. На самом деле, к началу битвы левый фланг русского войска не успел как следует выстроиться, шведы чуть не снесли его, и лишь к третьему штурму удалось подтянуть туда достаточные подкрепления и восстановить порядок.
  • Заранее разработанный план Отечественной войны 1812 года со стороны России. Отличался неразумными деталями, вследствие чего корректировался уже в процессе войны, но общая идея измотать противника арьергардными боями и дождаться примерного равенства в силах - сохранилась.
  • Битва на реке Халхин-Гол — сначала Красная Армия и союзная монгольская армия отступали и оборонялись, к августу 1939 г. РККА получила подкрепления и перешла в наступление. Группировка японских войск была разбита буквально за три недели.
  • Военные планы СССР перед началом Великой Отечественной войны, разработанные под влиянием кампании на Халхин-Голе, тоже основывались на контрнаступлениях.
  • Наиболее успешный пример подобной тактики в годы Великой Отечественной — Курская битва. Не менее успешный — действия немцев под Харьковом и Ржевом.
  • В целом типичная для России/СССР схема планирования и ведения войн с противниками на западе (см. многочисленные примеры выше). Обусловлена естественными причинами: огромной по европейским меркам территорией, некоторую часть которой не так страшно временно потерять, и сложностью быстрой мобилизации и доставки войск к границе (из-за тех же огромных размеров страны). В результате главная задача армии мирного времени - не дать противнику наступать слишком быстро, оставив тем самым время на сбор основных сил.

Прочее[править]

  • Дзюдо. Главная проблема на олимпийских соревнованиях по этому виду спорта — противник легко может обратить вашу попытку атаки себе на пользу.
    • Тем не менее, в дзюдо, как и в других видах японских единоборств, основная ставка делается на быструю и решительную атаку. Национальный менталитет, знаете ли.
  • В айкидо вообще нет атак — только контратаки.
  • В ММА много бойцов специализируются на работе вторым номером. Тот же Лиото Мачида.
    • Касательно единоборств следует иметь в виду, что тактика работы вторым номером негативно воспринимается публикой.
  • Показательные выступления с двуручными мечами — тот, кто нападает первым всегда проигрывает. В настоящем бою не работает, потому что там никто не знает, куда именно последует удар и как его надо встречать.
  • Игра «20 спичек и монета» — согласно последовательности чисел Фибоначчи, проигрывает тот, кто делает первый ход.
  • В футболе данный троп применяется главным образом в стиле «катеначчо», созданном в Италии. Суть: встать в глухую оборону, оказывать давление на соперников, владеющих мячом (прессинг), перехватывать его, ИДТИ В КОНТРАТАКУ, забивать, потом снова отсидеться в обороне и т. д. Мастерами игры от обороны являются итальянцы, родоначальники этого стиля. Если мальчики других стран мечтают забивать голы, то итальянские мальчишки хотят «согреть этим нападающим кости». Тактику принято считать незрелищной и прагматичной, поскольку направлена исключительно на добычу результата, и грязной, потому что атаки соперника можно остановить еще и мелким нарушением, чем оборонщики пользуются. От футболистов, играющих в этом стиле, требуется умение двигаться на поле без мяча, жертвовать личными амбициями ради тактический замысла, жесткая дисциплина, правильный психологический настрой.
    • Команды, играющие в этом стиле: итальянское трио Ювентус/Милан/Интер (эталон), Челси, «Атлетико» (Мадрид), любая команда Жозе Моуриньо, Курбана Бердыева и Карло Анчелотти.
    • Вышеизложенное скорее относится к истории футбола: исключительная эффективность умелого применения данного стиля игры привела к тому, что его применяют практически все, в особенности при игре против атакующей и техничной команды (такой, как «Барселона», «Реал» или сборная Бразилии), да и просто против команды, считающейся в противостоянии фаворитом. Термин «катеначчо» при этом почти вышел из употребления, ему на смену пришло «игра вторым номером», «игра от обороны», или более пренебрежительное «автобус» — с легкой руки журналистов, которые сравнили глухую непробиваемую оборону с автобусом, поставленным перед воротами.
  • В хоккее в силу большей динамики как вида спорта распространено менее, но можно выделить российские клубы, которые тренировал Пётр Воробьёв (особенно тольяттинская «Лада»), а также любовь к этой тактике у сборной Финляндии.
  • Снайперская дуэль: выстреливший первым выдает свою позицию, поэтому очень много усилий уходит на создание убедительной фальшивой цели.