Старый добрый мордобой

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Good Old Fisticuffs. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Ничего нет вернее кулачного боя. После него все становится ясно. Кто молодец и хват, тот на ногах стоит, кто дурень и слабак, тот на земле лежит. »
— Мария «Мильва» Барринг
« …Второму Гошка просто-напросто съездил по уху. »
— В. П. Крапивин, «Острова и капитаны: Наследники»

Кунг-фу? Каратэ? Айкидо? Бога ради, а что люди делали до того, как Брюс Ли взлетел на небосклон Голливуда? Они просто били друг другу морды.

Конечно, высокие прыжки с криком «Ки-я!» и ударом ноги смотрятся весьма впечатляюще. Но и от обычного хука, нанесенного в правильное место в нужный момент, оппонент легко может накрыться пятками.

После того, как период очарования восточными единоборствами прошел, люди вспомнили, что в Европах были свои традиции рукопашного боя, корнями уходящие в те времена, когда предки людей только-только научились складывать пальцы в кулак. И на экранах все чаще стали мелькать персонажи, которые вламывают противнику по-простецки, без этих азиатских вытребенек.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Арда — Тулкас, используя обычный мордобой, одолел Мелькора три раза(технически два, ибо в третий раз у хромого Мелькора не было ни единого шанса ни против Тулкаса, ни против Эонвэ). И, согласно пророчеству Мандоса, одолеет его и четвёртый раз.
  • Спародировано в одной японской пьесе-интермедии для театра кабуки: благородного самурая валит одним ударом по морде простой крестьянин, да ещё и объясняет: это, мол, его секретный приём — «удар в лицо».
    • Хотя… Если крестьянин был с Окинавы, то это легко могло быть и прямой инверсией тропа. И не столь уж нереалистичной: ну, не успел самурай своё иай-дзюцу применить, кулак-то из ножен доставать не надо, а при должной тренировке свалить врага одним пропущенным ударом вполне реально (и соответствующая тактика в традиционном каратэ была). А хохма про «секретный приём» могла быть намеренным издевательством в духе тропа «Снобы против жлобов», да способом скрыть, что персонаж действительно владел какой-то системой.
  • Андрей Уланов, «Колдуны и капуста». Крис Ханко вынужден сразиться с тремя китайскими бойцами.
    • Первому, застывшему в некоей хитрой боевой стойке он без разговоров дал в в челюсть. Китаец, все с такой же застывшей рожей, отлетел на три фута и грохнулся на спину.
    • Второй противник исключительно лихо махал ногами — получил с левой между ног, а пока бедолага таращил глаза Крис ему добавил. В итоге второй китаец отлетел не на три, а на все пять футов.
    • А вот с третьим китайцем — дедулей исключительно дряхлого вида — Крис драться категорически отказался. Впрочем, вышедший ему на замену гном Пит Викки проделал со своим соперником… ну, если следовать местной традиции давать всем приемам цветистые имена, то этот стоило бы наречь: «Чиновник прикладывает Большую Императорскую Печать к указу о своем новом назначении». Три раза. После чего гном встал и начал старательно отряхиваться — а его соперник остался лежать.
  • Saga o wiedźminie — наемника Цикады Геральт отправил в смачный нокаут при попытке того обнажить меч.
  • Элеонора Раткевич, цикл «Деревянный меч» — Кенет был вынужден прибегнуть к тропу в сражении с Инсанной. Отточенное многовековыми тренировками фехтовальное искусство проиграло паре простых оплеух и удару рукояти меча в лоб.

Кино[править]

  • В сценарии «Крепкого орешка» драка между Джоном МакКлейном и главным драконом описывается так: «Клаус вкладывает в каждый удар все свое мастерство. МакКлейн не вкладывает ничего, кроме улицы».
  • В «Черном дожде» американский полицейский, работающий в Японии по обмену, сначала тычет пальцем в рану дракона-каратиста, а потом распечатывает ему пачку люлей.
  • «Матрица» — у повстанцев куча боевых искусств, а вот Агенты просто бьют руками и иногда ногами и головой. Правда, с нечеловеческой силой и скоростью.
  • Спародировано в «Дикий, дикий Уэст»: головорез делает перед Уэстом несколько кунгфуистских движений и звуков, после чего грозно заявляет, что научился этому у китайцев. Уэст, вырубив его лопатой по морде: «А я это вот только что придумал».
  • «Арлетт» — в сцене, когда два персонажа должны основательно выяснить отношения (главный герой и не то муж, не то просто любовник героини), они просто дерутся на улице у бара. Причем, нисколько не зрелищно. Просто дерутся. Как в жизни.
  • Фильмы с Теренсом Хиллом и Бадом Спенсером — там этого добра не то, что мешки, а целые вагоны. И довольно интересно, вообще-то.
  • Не менее старые и добрые венгерские фильмы про майора Кардоша и Этваша «Капельку» в которых этот старый добрый мордобой — прямо-таки визитная карточка лейтенанта Этваша. Особенно — как противопоставление всевозможным выкрутасам антагонистов в стиле восточных единоборств.
  • В фильме Тарантино «Однажды в Голливуде» один из главных героев избивает самого Брюса Ли, оспорив тем самым смертоносность его Кунг-Фу.
  • Harry Potter, фильм «Орден Феникса» — Сириус Блэк, врываясь через дверь на помощь Гарри, вместо заклинания использует против Люциуса Малфоя мощный удар кулаком. В «Киногрехах» это прокомментировали: «Йоу, старая добрая рукопашка!»
    • В книгах студенты Хогвартса не прочь подраться кулаками, не тратя время на поднятие волшебных палочек. В том числе чистокровные — следи слизеринцев полно мускулистых громил, а Фред и Джордж в Гриффиндоре неплохой им противовес. В книге «Орден Феникса» Малфой нарвался на жестокое избиение от Джорджа (Фреда удержали) и самого Гарри Поттера. А в книге «Философский камень» — от Рона и Невилла.
    • Студентки тоже. Во время занятий в локхартовском "Дуэльном клубе" Гермиона и ее оппонентка из Слизерина именно что буквально подрались (что имело плохие последствия для Гермионы - именно тогда она обзавелась волосами, которые потом оказались кошачьими).
    • В этой статье нельзя не упомянуть, как в фильме «Узник Азкабана» Гермиона врезала Малфою в челюсть. Одного удара хватило.
    • А ещё на старом добром мордобое специализируется Гремучая (она же Дракучая) Ива.
  • Fight Сlub — само название как-бы намекает, наиболее простецкий мордобой был в самом начале когда ГГ дрался с Тайлером, но и потом особой техникой бои не отличались, в книге аналогично.
  • Star trek, 2009 — капитан Джеймс Т. Кирк с юности знает в этом толк.
  • Индиана Джонс не владеет никакими боевыми искусствами. Все его приемы — кулаком в челюсть, но так, чтобы гад не поднялся. Особенно хорошо подсвечено в «Храме Судьбы» и «Похитителях потерянного ковчега».
    • Вариантом этого фактически является и его реакция на крутящего мечом араба «шмальнул и пошёл» во втором из вышеуказанных фильмов.
      • В первом. Во втором в аналогичной ситуации пистолета в кобуре не оказалось.

Телесериалы[править]

  • «Братаны», второй сезон. Старый уголовник Надоть публично признался в любви к сабжу. Посмотрев немного на профессиональные приёмы РБ в исполнении Алекса, Надоть сказал, что лично он предпочитает «по-простому, по-старому, по-зоновски».
  • «Светлячок» же! Надо сказать, что капитан Мэл Рэйнольдс и Зои знают толк в этом тропе.
  • «Отступник». Отыграно специфически. В одной серии бой-баба (злодейка), довольно уверенно настроенная (но ещё и подбадривая себя!), приняла простенькую «уличную» боевую стойку — приготовилась отыграть троп против другой бой-бабы, профессиональной каратистки из компании главных героев. Да ещё подсветила вслух: «Ты знаешь, не верю я в силу этого вашего каратэ…». Героиня почти мгновенно вырубила злодейку и с каменным лицом прокомментировала: «Пове-еришь».
  • Шерлок Холмс (2013), «Обряд дома Месгрейвов»: приятель Холмса Реджинальд Месгрейв, позорно проигрывая поединок на мечах, в конце концов просто набил своему противнику морду.

Мультсериалы[править]

  • Моряк Попай же!
  • Мультипликационная сага про трёх богатырей от студии «Мельница» постоянно балуется этим тропом.
  • Серия мультфильмов «Астерикс и Обеликс» целиком сохраняет верность первоисточнику в вопросах отношения к нещадному, очень старому и таки-очень доброму мордобою. Зрелищность драк, само собой, возрастает от мультфильма к мультфильму.
  • «Охотники на драконов»: как для Жанлин/Дженелин, так и для Лиан-Чу и даже для тощего коротышки Гвиздо один точный удар кулаком/ботинком — излюбленный способ наказать человекозлодея/нахальную личность, поскольку нелетален и в то же время достаточно справедлив.
  • RWBY — у Кроу выбили меч из рук. Что он делает? Бьёт врага в лицо, пинает ниже пояса, отшвыривая его метров на пять, и неспешно идёт забирать меч.
    • Именно таков стиль боя его племянницы, Янг Шао Лонг. Так мало того, что она молотит соперника руками-ногами, у неё оружие - это кастеты со встроенными дробовиками!
    • Хейзел Райнхард оружием вообще не пользуется, а дерётся кулаками. Или вкалывает в себя чистый прах, обретая элементарные способности, но все равно атаует кулаками.
    • Гира Белладонна в использовании оружие не замечен вообще, однако переколошматить целый взвод терористов сумел.
  • Gravity Falls — Стэн Пайнс, в молодости — боксёр-любитель и к старости — жулик-профессионал, решает кулаками те проблемы, которые не удалось решить языком. В одиночку навешал люлей огромному птеродактилю и стаду зомби, и даже Биллу Шифру в глаз заехал, правда, только мысленно — но Биллу хватило.
  • Reboot: напоровшись на повзрослевшего и окрутевшего Энзо Матрикса, Мегабайт его подначивает: мол, брось свой пистолет, да подерёмся как мужик с мужиком. Энзо действительно бросает пистолет, размахивается и… БЛЯМС!!! Мегабайт с выпученными глазами и вмятиной от кулака на груди уехал на собственных лопатках к противоположной стене и резко перехотел драться как мужик с мужиком, но поздно.

Комиксы[править]

  • Вы будете смеяться, но Супермен тоже поклонник простого и незатейливого мордобоя. Все его «приёмы» сводятся к прямому удару в челюсть. Впрочем, при его силе этого хватает — куда важнее не покалечить противника.
  • «Астерикс» же! Тема старого и доброго мордобоя раскрыта здесь чуть более чем полностью…
  • Les Aventures de Tintin. Протагонист кажется последователем тропа, но тут зигзаг: некоторые признаки натолкнут специалиста на мысль, что Tintin немного знает сават… а в одном из выпусков герой прямо скажет об этом (точнее, похвастается этим).
    • Из экранизаций также очевидно, что Тинтин занимался боксом и то ли дзюдо, то ли дзюдзюцу. Он и в борьбе не полный профан: в «Синих апельсинах» он грамотно проводит против злодея двойной нельсон — и сразу бросок.
    • А вот капитан Арчибальд Хэддок — сторонник тропа без всяких прикрас и оговорок. Вот только реакция его иногда подводит (меньше пить надо!). Но всё равно под его удар лучше не попадать.
  • Каратель в комиксах Marvel зачастую показан как адепт подобного стиля. Учитывая его вес в 102 кг и рост в 190 см, а также отличную боевую подготовку и военный опыт вкупе с (анти)-героическим упорством, высоким болевым порогом и иными боевыми навыками - неудивительно, что особо много Каслу и не надо, особенно если его враги - обычные люди без суперспособностей. К тому же, Касл не боится убить преступника и поэтому зачастую бьёт, не сдерживаясь. Хотя стоит и отметить, что Каратель всё-таки владеет несколькими боевыми искусствами (карате, джиу-джитсу, муай-тай, цинь-на, хварангдо, ниндзютсу и т.д.) и вполне способен помахаться даже с такими рукопашными бойцами, как Сорвиголова, Меченый и даже Дэдпул.
  • Существо же!

Аниме и манга[править]

  • GoShogun: Toki no Étranger — именно этот стиль предпочитают все герои. Даже Реми в вечернем платье и туфлях на каблуках, даже самурай Бандл, в другое время предпочитающий катану.
  • Там и сям — главная героиня Цумики и ее парень, очкарик Ио, выглядящие весьма безобидно, если надо (и не надо) могут устроить такой мордобоище, что в результате в больнице окажется вся школа, но только не эта съехавшая с катушек мерисьюшная пара. Многие задаваки отделываются малой кровью, 99 % — огромной кровавой шишкой на голове (нередко больше самой головы). А чо, пусть знают наших девок! Нечего было лезть к девушкам! Хотя, ради правды, никто к ним и не лезет — они сами кого хошь уложат в момент! И потом някают.
  • Берсерк — когда пафосный самоуверенный мерзавчик Адон Кобборлвитц начал запугивать Каску и её товарищей по оружию всякими хитрожопыми приемчиками тысячелетней выдержки, он никак не ожидал, что появится Гаттс со своей рельсой и парой простых ударов поломает ему нафиг шлем, древко трезубца, физиономию и все стереотипы об эффективности древних стилей семьи Кобборлвитц. Хоть троп и не про фехтование, но все же. Тут же и инверсия, ибо Адон — тупой громила, использующий исключительно грубую силу, а Гатс — невероятно крутой фехтовальщик, мастерски владеющий огромным мечом.
  • Onepunch-Man: много кто, но протагонист затмевает всех и вся.
  • Bleach: самый яркий представитель — всё-таки Ясутора Садо. 3-й офицер 8-го отряда в этом убедился.
  • Helck — собственно протагонист.
  • Hataraku Saibou — именно так сражаются Т-киллеры.

Видеоигры[править]

  • В The Elder Scrolls V: Skyrim кулачный бой широко применяется для социальных поединков. Когда нужно убедить кого-то в собственном превосходстве, нелетально свести счеты или даже просто подружиться, надо поколотить его. Специального навыка для кулачного боя в игре нет, он простой и максимально доступный любому персонажу. Пытаться сжухлить с помощью холодного оружия или магии крайне не рекомендуется: это нарушение закона, и вдобавок ведёт к тому, что все, кто наблюдали за кулачным боем, нападают на Довакина-жухлёра.
    • Хотя на «лечение себя» это не распространяется.
  • В Ведьмак мордобой служит как для зарабатывания денег (и не только), так и для пользы дела — например, без крови нейтрализовать нежелательного охранника в борделе.
  • Mass Effect: младшие сёстры Эшли владеют фехтованием и айкидо, а она сама признаётся, что умеет только старый добрый солдатский мордобой.
  • Prototype — мутанту, способному пинком в прыжке сбить вертолет и убивающему людей и зомби одним ударом кулака, никакие боевые искусства не нужны. Спецспособность «Мышечная масса» — педаль в пол: никаких клинков, хлыстов и когтей, все тот же старый добрый мордобой, но с утроенной силой: один удар теперь разрывает зомба пополам, а с полностью прокачанной мышечной массой — вообще лопает в фарш, да и супермутантам тоже будет очень больно.
  • Игра Shatterhand для NES — вся об этом: протагонист, вооруженный кибернетическими кулаками, способными крошить металл и отбивать пули, спасает мир от армии киборгов под предводительством генерала-ренегата почти исключительно путем мордобоя.
  • Assassin's Creed 3 — Коннор вполне может драться и без оружия, кулаками. Несколько заданий даже основаны именно на том, чтобы избить врагов, а не убивать. Ну и участия в турнире никто не отменял, конечно же.
    • Эцио тоже. Более того, для выполнения пары миссий ему прямо-таки необходимо уметь это делать. Кстати, с финальным боссом первой игры трилогии в итоге он решает вопрос без всякого оружия — да, набить морду Папе Римскому не каждый день удаётся…
  • Resident Evil — стиль Криса Редфилда, начиная с пятой части. Если его менее крупные и могучие товарищи в рукопашной с человекоподобными врагами используют либо прыжки с разворотами, либо борцовские приемы с прикладыванием врага головой о пол, то Крис просто и без затей бьет кулаком — зато с такой силой, что противник отлетает на пару метров и, как правило, уже не встает.
    • Тиран Т-103 в первой форме не пользуется никаким оружием, кроме пудовых кулачищ. В сочетании с его непробиваемостью, это было бы страшно, если бы он мог догнать жертву.
    • В шестой игре в предфинальной битве Устанак ногой выбрасывает выроненный Джейком пистолет в лаву. Тут-то Джейку приходится биться с ним голыми кулаками. Под конец Джейк эффектно бьет Устанака в челюсть, от чего тот падает в лаву, где он теряет большую часть прочности.
  • Titanfall — местная броня отчасти экзоскелет, к тому-же интегрированный в метаболизм солдата и способный вытащить кого угодно с того света, поэтому сразу остановить солдата не может ничего проще противотанкового снаряда который физически разнесет голову. Зато пара ударов от такого-же механизированного уберсолдата гарантировано отправляют в нокаут, поэтому мордобой в этой вселенной люят и котируют, даже охранных киборгов учат при случаи приложить врага манипулятором.
  • Серия Tales of…:
    • Tales of Vesperia — собственно Юрий, который сражается сочетая удары меча/топора и кулака.
      • Дополнительной подсветкой является его же приём Gouretsushuu (переведённый, как «Суровый клык»), который, благодаря одной своей особенности — а именно тому, что быстро нажимая кнопку атаки можно увеличивать количество ударов в приёме (максимально до СТА СЕМИ!!) — выглядит квинтэссенцией тропа: при должной сноровке Юрий может тупо забить противника банальными панчами.
    • Tales of Berseria — Айзен, по понятным причинам не доверяющий никакому оружию, использует именно такой стиль боя: просто и незатейливо бьёт в рожи.
  • Metal Gear – почти каждая схватка с финальным боссом. И это учитывая, что Снейку/Биг Боссу приходилось столкнуться с киборгами, колдунами, снайперами и гигантскими роботами! Но в финале придётся подраться именно с простым крутым смертным на кулаках.

Реальная жизнь[править]

  • Наиболее эффективные системы «ударных» единоборств: бокс, кикбоксинг, муай-тай и т. д. имеют очень ограниченный арсенал приемов, особенно в сравнении с пестрыми системами вроде ушу. Эффективность не в разнообразии, а в умении правильно комбинировать простые и наработанные до полного автоматизма действия. А обычный кросс (прямой удар) кулаком в челюсть — еще и один из самых опасных приемов. Если он хорошо поставлен, то имеет силу вполне достаточную для нокаута, но при этом защититься от него куда труднее, чем от размашистых ударов ногами.
  • Знаменитая цитата Брюса Ли: «бойтесь не того, кто знает тысячу ударов, а того, кто отработал один удар тысячу раз».
  • Прославившийся в боевиках 80-х и 90-х актер Боло Йен был ярым сторонником простоты боевых сцен. Он считал, что самые обычные движения, но исполненные сосредоточенно и правильно будут не только эффективнее, но и эффектнее, чем любая боевая акробатика. Что характерно, в его исполнении этот подход работал прекрасно.
  • Инверсия: в борьбе сложные приемы зачастую бывают весьма эффективны. Более того, борцу необходимо иметь широкий спектр отработанных приемов для решения различных ситуаций, особенно в партере. Но ключевой момент — отработанных много раз в спарринге, хотя бы тренировочном, а не увиденных по телевизору. По личному опыту можно сказать, что чтобы любой прием работал безукоризненно, необходимо отработать его сотни раз.