Стивен Кинг

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Я литературный эквивалент Биг-мака с картошкой фри. »
— С. Кинг
Сам

Стивен Кинг (Stephen E. King) — культовый американский писатель, автор многочисленных произведений в жанре фэнтези, мистики, научной фантастики, но прежде всего известный как «король ужасов»[1]. Ужасы Стивена Кинга — нарицательное наименование действительно очень специфических, характерных только для него книг. Так, именно Кинг сделал классическим хоррор-персонажем злобного клоуна (если даже и не был первым, то у него это получилось, пожалуй, наиболее убедительно). Хватает в творчестве Кинга и остальных штампов жанра, но это только добавляет особую ауру его текстам. По итогам 2019 г. оказался самым издаваемым автором в России.

Характерные детали произведений[править]

MF.png

Ещё одну статью на эту тему можно прочитать в журнале «Мир фантастики».

  • Действие обычно происходит в маленьком городке в штате Мэн (хотя далеко не всегда: часто бывают Нью-Йорк и Бостон, да и другие районы США встречаются).
  • Подчёркнутый контраст между провинциальнейшей на первый взгляд жизнью маленького городка и жутким ужасом (чаще всего мистического свойства), который таится за этой классической американской ширмой.
  • Реализм и даже натурализм в изображении повседневной жизни Соединённых Штатов, обилие реалистических деталей и отсылок к современной американской культуре.
  • Типичные для такого сеттинга персонажи, которых при этом реально много — чаще всего главных героев несколько, или же в действие в более-менее равной степени вовлечён весь городок.
  • В противном случае события разворачиваются в максимально камерной обстановке — подвал, квартира, номер отеля — и сосредоточены на борьбе одного-двух главных героев. С неведомым, с обстоятельствами, с силами природы или с самим собой.
  • В масштабных книгах (романы, циклы) зло часто принимает человекоподобную форму; как правило, из американского же городского фольклора (тот же злобный клоун, шериф-убийца, мафия вампиров).
  • Ранние рассказы тяготеют к кошмарам лавкрафтианского рода. В таких вещах плохишами бывают гигантские крысы, мумия, древние культы, слизь невыясненного генезиса.
  • Залетают время от времени и инопланетяне.
  • Главный герой (или хотя бы кто-нибудь из второстепенных) часто бывает писателем или журналистом.
  • Очень часто в сюжете присутствует персонаж-псих.
  • И самый универсальный рецепт Стивена Кинга: создавать произведение, основываясь на собственном детском опыте кошмарного и неведомого. Всё, что пугало, тревожило и интриговало тебя ребёнком — в книгу. Ведь что, как не пережитый опыт, может сделать текст таким проникновенным и убедительным.
  • Подробности ради подробностей, если в книге кто то пьет пиво то обязательно будет написано какое именно это пиво, а если кто то умирает то во всех красках это будет описано.

Наиболее знаковые произведения[править]

  • «Кэрри» (1974). Непопулярная и третируемая дома и в школе выпускница с паранормальными способностями на последнем школьном балу подвергается финальному издевательству со стороны однокашников и отплачивает, что называется, сторицей.
  • «Сияние» (1977). Самый продаваемый роман Кинга. Отель с привидениями и собственной волей овладевает разумом и чувствами переехавшего в пустынное здание на зимний сезон смотрителя. Проблема: смотритель привёз с собой семью, но сын тоже мальчик не из простых и будет бороться с дьявольским наваждением.
  • «Противостояние» (1978). В отличие от более-менее камерных предыдущих книг, эпический роман со множеством действующих лиц. Выделяется тем, что маэстро здесь обратился к жанру постапокалипсиса. Выводит на первый план поверх главгероев неподражаемого разрушителя миров Рэндалла Флэгга.
  • «Туман» (в другом переводе — «Мгла») (1980, переработанная версия — 1985). В результате экспериментов американской военщины на территории штата Мэн открывается что-то вроде портала в другой мир, из которого начинает расползаться зловещий липкий туман, скрывающий неведомых науке монстров. Почти все сюжеты подобного рода растут именно из этой повести, в частности — этот ваш Half-Life.
  • «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» (1982) — повесть о нелёгкой жизни ошибочно обвинённого Энди Дюфрейна и других заключённых в тюрьме Шоушенк, никакой мистики, только чистая жесть. Больше известна по шедевральной экранизации.
  • Цикл «Тёмная башня» (1982—2012). Грандиозный по замыслу поход Кинга на территорию фэнтези, скрещивание собственно фантастического и условно нашего миров — будут попаданцы, магия, паропанк и всё остальное. Без ужасов тоже не обойдётся.
  • «Кладбище домашних животных» (1983). Кто в детстве не слушал его пересказ в виде страшилки? А вот не надо хоронить мёртвых котов (и детей, а также жён) на всяких маленьких заброшенных индейских кладбищах, после чего они возвращаются
  • «Оно» (1986). Вот он, тот самый главный злобный клоун современной поп-культуры (подвинься, Рональд Макдональд). Древнее зло облюбовало канализации, скрытые пещеры и прочие лакомые местечки сонного американского городка и периодически выныривает кормиться. Как-то раз нарывается на компанию детей, а дети против.
  • «Мизери» (1987). Писатель, автор бестселлеров, оказывается в плену у безумной фанатки и вынужден писать книгу лично для своей тюремщицы. Наименее мистический и одновременно один из самых страшных романов. Помимо напряженного сюжета, содержит много интересных мыслей о природе писательства и взаимоотношениях между автором, персонажами и читателем. Сам Кинг включает его в тройку самых любимых из своих произведений (вместе с «Трупом» и «Оставшимся в живых»).
  • «Лангольеры» (1990). Группа выживших пассажиров самолёта «Боинг 767» пытаются спастись от кошмарных зубастых существ, пожирающих пространство.
  • «Зелёная Миля» (1996). Повествование о тюрьме для смертников, где ждёт казни несправедливо обвинённый в убийстве двух девочек негр-целитель. Галерея человеческих типажей — от в меру симпатичных до омерзительных.
  • «Сердца в Атлантиде» (1999). Постмодерновый опыт Кинга, вмещающий в себя мистику из «Тёмной Башни», рассказы о первой любви и нелёгкой студенческой доле, проблематику покаяния, сломанных войной во Вьетнаме и бунтарством судеб. Кое-где — настоящая слезогонка.
  • «11.22.63» (2011). Школьный учитель Джейк Эппинг попадает в прошлое, где пытается предотвратить убийство Кеннеди. Роман на 9/10 состоит из описания американской жизни середины ХХ века и личностных переживаний героя. За это одни читатели его любят, другие — ненавидят, в любом случае, это единственный из поздних романов Кинга, по продажам практически не уступающий его главным бестселлерам. По роману снят довольно успешный сериал с сюжетом, почти дословно повторяющим текст.

Кроме того[править]

Помимо хорроров, перу Кинга принадлежат несколько образцов non-fiction: например, документальная книга о бейсбольной команде Boston Red Sox «Болельщик» и книга о писательстве с элементами автобиографической «Как писать книги». Ещё Кинг попробовал себя в режиссуре — снял такой плохой, что даже хороший фильм «Максимальное ускорение». А также написал либретто очень неплохого мюзикла «Ghost Brothers of Darkland County».

Два романа Кинга были адаптированы в виде бродвейских мюзиклов. «Кэрри» был поставлен в 1988, провалился с треском, но возрождён с успехом в 2012. А в 2016, тоже с успехом, состоялась премьера мюзикла «Мизери», в главной мужской роли Брюс Уиллис (да, он ещё и петь умеет).

На январь 2021 г. выпустил 62 романа и 11 сборников повестей и рассказов, последний — «Будет кровь».

Экранизации[править]

Стивена Кинга очень много экранизировали. Большинство получавшихся фильмов при этом — знатные образчики трэш-хоррора, вольно или невольно. Но случались и громкие удачи, ставшие настоящей киноклассикой — среди них «Сияние» Стэнли Кубрика, «Кэрри» Брайана Де Палмы, «Останься со мной» и «Мизери»[2] Роба Райнера, «Зелёная миля» и «Побег из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта, «Кладбище домашних животных» Мэри Лэмберт. Из более-менее свежих экранизаций можно отметить также отличный фильм «Мгла» (The Mist) по одноимённой повести[3], режиссёр — тот же Френк Дарабонт. Также фильм «1408» (который на удивление более проработанный и насыщенный в сюжете, чем рассказ), ну и конечно, новая двухсерийная экранизация романа «Оно» от Андреаса Мускетти (2017—2019).

При этом часть экранизаций получили сиквелы, никак с книгами автора не связанные:

  • «Кэрри 2: Ярость»
  • «Кладбище домашних животных 2»
  • «Воспламеняющая взглядом 2: Все заново»
  • «Иногда они возвращаются… снова» и «Иногда они возвращаются: Убийственный холод»
  • Серия фильмов «Дети кукурузы», начавшаяся с экранизации одного маленького рассказа.
  • Сериал «Castle Rock» — не по какой-то определенной книге Кинга, но действие разворачивается в вымышленном городке Касл-Рок из книг писателя (множество отсылок прилагается).

Сам писатель — ещё и довольно плодовитый сценарист, как перерабатывающий для экрана собственные книги, так и сотрудничающий со множеством сериалов. А напрашиваясь чуть ли не в каждый свой фильм в качестве камео, он проявил себя и как недурной актёр-эпизодник.

Роли Стивена Кинга в кино и на телевидении[править]

  • «Калейдоскоп ужасов» (Creepshow, 1982) — Джордан Верилл (единственная главная роль, пусть и в короткой новелле).
  • «Максимальное ускорение» (Maximum Overdrive, режиссёрская работа самого Кинга, 1986) — незнакомец, снимающий деньги в банкомате («Банкомат меня обматерил!!»).
  • «Калейдоскоп ужасов 2» (Creepshow 2, 1987) — дальнобойщик.
  • «Кладбище домашних животных» (Pet Sematary, 1989) — священник на похоронах.
  • «Золотые годы» (Golden Years, мини-сериал, 1991) — водитель автобуса.
  • «Лунатики» (Sleepwalkers, 1992) — придурковатый кладбищенский сторож.
  • «Противостояние» (The Stand, мини-сериал, 1994) — Тедди Вейзак.
  • «Лангольеры» (The Langoliers, мини-сериал, 1995) — Том Холби (босс Крейга Туми).
  • «Худеющий» (Thinner, 1996) — фармацевт Бэнгор.
  • «Сияние» (The Shining, телевизионный мини-сериал, 1997) — Гейдж Крид.
  • «Буря столетия» (Storm of the Century, мини-сериал, 1999) — адвокат в телерекламе.
  • «Особняк „Красная роза“» (Rose Red, мини-сериал, 2002) — доставщик пиццы.
  • «Королевский госпиталь» (Kingdom Hospital, телесериал, 2004) — Джонни Б. Гуд (санитар).
  • «Завтрак в кафе „Готэм“» (Gotham Café, короткометражный, 2005) — мистер Ринг (адвокат).
  • «Дневники мертвецов» (Diary of the Dead, 2007) — диктор новостей.
  • «Сыны анархии» (Sons of Anarchy, телесериал, 2009) — Чистильщик.
  • «Застрял в любви» (Stuck in Love, 2012) — в роли самого себя.
  • «Под куполом» (Under the Dome, телесериал, 2013) — посетитель кафе.
  • «Мистер Мерседес» (Mr. Mercedes, телесериал, 2017) — тоже посетитель кафе.
  • «Оно. Часть вторая» (It Chapter Two, 2019) — хозяин антикварного магазина.

Примечания[править]

  1. В оригинале ещё и сохраняется игра слов: King — «король»
  2. Единственный фильм по Кингу, получивший «Оскар» (за лучшую женскую роль).
  3. Повесть в России больше известна как «Туман», но название фильма перевели иначе, чтобы не было путаницы с другим «Туманом» (The Fog), снятым парой лет раньше.