Стратегия непрямых действий

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Как быть, если победа на противником может обойтись слишком дорого, вплоть до пирровой победы? Значит, надо без эпичных сражений и гигантских потерь во время войны использовать косвенные действия:

  • Перерезать снабжение армии, чтобы она была вынуждена вернуться обратно без еды и боеприпасов.
  • Обрушить вражескую экономику, чтобы противник сам распустил свою армию из-за невозможности её содержать.
  • Поднять в стране противника восстание, так что ему из-за внутренних проблем станет не до войны.
  • Найти в правительстве противника потенциальных диверсантов и помочь им продвинуться по карьерной лестнице.
  • Поссорить противника с его союзниками.
  • Заставить противника:
    • Отступить с позиций, на которых он серьёзно окопался. Пример — походы Кромвеля во время гражданской войны в Англии.
    • Сдастся/начать переговоры. Так очень любил поступать византийский генерал Велизарий во время походов в Италию.
    • Прервать наступление, не успев получить вооружённый отпор. Пример — конец Тридцатилетней войны, когда немцы гоняли шведов по кругу, не давая им нормально наступать на Баварию.
    • Встать на самую неудобную позицию — например, чтобы враг не мог сделать массированное наступление конницей там, где это сделать сможешь ты.

Способов множество! В идеале даже воевать не придётся. Конечно, можно прямо столкнуться в лоб с противником, раскатать его в лепешку и гордиться тем, что ты его лично убил — но зачем рисковать своими людьми, если можно заставить встать на колени и другим способом? Впрочем, если очень хочется повоевать, то можно провести битву, результат которой окажется предрешён по причине предшествующих непрямых действий. Однако повторяться не стоит, иначе все непрямые действия сольются в унитаз с высочайшей скоростью.

О непрямых действиях в своей книжке рассуждал Бэзил Лиддел-Гарт. Собственно, больше автор правки и не помнит никого, кто обыкновенно так рассуждал обо всех войнах.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Сунь Цзы, «Искусство войны» — наполовину вся об этом.
  • «Бремя Империи» — Российская и Британская империи больше двухсот лет ведут холодную войну, устраивая друг другу подлянки, типа поддержки сепаратистов, засылки шпионов и диверсантов и перетягивания удава США из одного лагеря в другой. В конечном счёте англичанам прилетело в лобешник ядерной дубинкой. Аккуратно (в смысле, досталось только паре-тройке городов, оказавшихся недалеко от стратегических объектов), но больно.
  • «Барраяр» — Майлз Форкосиган в бою косплеил крутого генерала-рубаку, лично идя на абордаж, хотя в силу своих физических кондиций был в бою самым настоящим балластом. Все свои победы он одерживал путём тщательной подготовки задолго до битвы, включавшей непрямые действия, сводившие на нет преимущества противника.
  • «Песнь Льда и Пламени» — именно так Ланнистеры одержали победу над Старками. Конечно, Тайвин Ланнистер и прямыми столкновениями не брезговал, но именно его метод войны в итоге возобладал над тактическим гением Робба Старка. Педаль в пол: выиграли, проиграв почти все сражения!
  • Андрей Уланов, «И вся федеральная конница» — два слова: «агент Зеркало». Подробности будут спойлером, который испортит всё удовольствие от книги.
  • «Хроники странного королевства» — начальный этап войны Дельты с Каппой. Поняв, что против пулемётов и магоподавляющих излучателей им не вытянуть, правители Дельты перешли к тактике тотального шпионажа и точечных диверсий. В итоге, к моменту возобновления открытых боевых действий Орден лишился всех ключевых фигур в руководстве (Скаррон, Харган, Блай, Кайден, Мастер Ступеней) и возможности изготовить новые излучатели, так что победа над захватчиками стала делом времени.

Аниме и манга[править]

  • Code Geass — Лелуш и брат его Шнайзель используют сабж не на жизнь, а на смерть. Собственно, из двух братьев младший с помощью слива переговоров с коллаборационистами поднял в Китае революцию, уничтожил британскую армию разваливающимися конструкциями Токийского поселения и поднял народные волнения в Японии, случайно доведя младшую сестру до сумасшествия, а старший, демонстрируя компромат на Зеро Ордену Чёрных Рыцарей, склонил их к свержению лидера, тем самым доведя Лелуша до отчаяния.
  • Legend of Galactic Heroes — именно об эту стратегию обломалось вторжение Союза на территорию Рейха. Флот Рейха подчистую вымел продовольствие со всех пограничных планет, из-за чего Альянсу пришлось взять их снабжение на себя, к чему они изначально не были готовы. В конечном счёте припасы быстро истощились, а попытку подвоза имперцы пресекли, разгромив транспортный флот. Закончилось же всё контрнаступлением Рейха и эпическим разгромом Союза при Амлитцере. В итоге Союзу вся эта авантюра обошлась в 20 миллионов человек.
    • И об эту же стратегию едва не обломалось вторжение Рейха на территорию Союза двумя года позже — пользуясь всей территорией Союза, как опорной базой, Ян Вэньли во главе своего флота развязал натуральную партизанскую войну, обрывая линии снабжения врага и громя его флоты поодиночке. В итоге Райнхард фон Лоэнграмм (на котором в этот момент держалось ВСЁ в Рейхе) был вынужден поставить свою жизнь на кон, чтобы выманить своего противника на открытое столкновение (чего тот, собственно, и добивался)… и лишь из-за предательства президента Союза эта ставка сыграла, поскольку само сражение Рейх продул вчистую, а сам Райнхард был в одном мгновении от гибели.

Видеоигры[править]

В некоторых глобальных стратегиях игрок может так поиздеваться над компьютером, заставляя его тратить все ресурсы на одну «ходьбу», ни разу (почти) с его войсками не столкнувшись. Особенно в Total War: Napoleon и после неё.

  • The Saboteur — как только на протагониста, а через него — на всё Сопротивление — выходит британская разведка и начинает подкидывать миссии (а заодно оружие с финансами), то в чистом виде является примером тропа.
  • Total War — диверсанты, религиозные деятели и прочие «невоенные» персонажи[1] порой могут очень и очень повлиять на ход военной кампании. Тяжеловато воевать, когда твоих лучших генералов косят убийцы, продвижение армий саботируют шпионы, небольшие (а иногда и большие) отряды перекупают наёмники, а в тылу горят склады с казармами и разжигаются религиозные бунты. Впрочем, вам никто не мешает заняться тем же.
    • Шпионы в Rome II. Одной из самых гадких особенностей является отравление вражеских отрядов, что одновременно уменьшает скорость передвижения армии на глобальной карте. Масло подливает ещё и то, что на высокой сложности у вражеских агентов повышается шанс нанести одновременно больше урона и уменьшить скорость передвижения до 0 %. В результате, если повезёт, ваша армия застрянет на границе вашей же территории, как только покинет стены города. А если не повезёт, ваша армия застрянет на вражеской территории без возможности встать в лагерь и восполнить потери (очков передвижения не хватит), в результате чего станет беззащитной жертвой перед вражеским агентом.
      • Кроме того, из-за некорректного подсчёта вероятности урона от яда два успешных отравления за один ход имеют высокую вероятность убить до 50 % от армии или гарнизона. Тот же эффект военным способом получит маркер героической победы, однако.
    • Порча в Warhammer, которую распространяют вампиры, скейвены, зверолюды и Хаос. Перемещение по поражённой территории наносит небоевые потери вражеским армиям, высокий уровень порчи вызывает недовольство и восстания.
  • Europa Universalis IV — шпионов уже нет, но способы непрямой победы остались. Три самых очевидных: 1) заставить противника побегать по пустынной/арктической/горной территории, не способной кормить крупную армию, и потерять весь менпавер на восполнении полков; 2) оккупировать провинции противника, убегая от его армии, пока не наберётся в плюс очков войны; 3) вступить с будущим противником в союз, а затем устроить ему чудесные отношения со всеми соседями, нападая на них, после чего напасть на него самого, пока тот будет отходить от вторжения всех окружающих. Наконец, если географические или политические причины создали анклав, куда противнику не ввести войска, его можно переждать, не давая отбить этот анклав до тех пор, пока его народ не устанет от войны до такой степени, что откажется от территории.
  • Hearts of Iron IV — удары по линиям снабжения. Бросить морскую пехоту на удержание портов, а обычную пехоту на перерез коммуникаций до столицы противника — и сколько бы у врага не было дивизий, через некоторое время их можно брать тепленькими. В DLS «Ни шагу назад», благодаря введению железных дорог и узлов снабжения, еще более выпукло.
    • Но наиболее «чистый» пример тропа — это играя за нейтральную швейцарию перетягивать у Рейха торговое влияние, сливать оружие Советам, шпионствовать и устраивать диверсии в тылу у Рейха. Летсплееры любят такие приколы, тем более что без помощи игрока СССР имеет большие шансы продуть войну. Сим победиши.
  • Langrisser IV — первое вторжение Регенсбурга в Каконсис напоролось именно на эту стратегию: оборонявшиеся сумели нарушить связь между наступающими и нанести поражение их основным силам, которые остались без подкреплений.
    • Ответное вторжение Каконсиса в Регенсбург закончилось так же печально по причине того, что генерал, которому была поручена большая часть армии, изначально был засланным казачком. В итоге авангард и арьергард сил вторжения лишь каким-то чудом ухитрились объединиться и убраться восвояси.
  • Lords of the Realm II, старая пошаговая стратегия. Несколько отрядов с минимальной численностью (можно даже 50 крестьян) отправляются в провинцию врага и целенаправленно выжигают поля, пастбища, каменоломни, лесопилки и рудники. Народу у соседа резко нечего жрать, не с чего платить налоги и не из чего клепать оружие и замки. Как итог — скоро ему не на что содержать войска. ИИ таким методом не пользуется никогда, разве что случайно, преследуя ваши войска.
  • Pathfinder: Kingmaker — война с Питаксом вся об этом, причём с обеих сторон: Ироветти ведёт её баламутя население и засылая банды, сметающие всё на своём пути, мы — подготовкой и проведением переворота с последующей аннексией.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — Альфа-Легион освоил это в совершенстве. Диверсии, саботаж, шпионаж и подкупы стали них органичной стратегией, в которой непосредственно битва зачастую оказывается «вишенкой на торте».
    • Лайтовая версия у лоялистов — Гвардия Ворона с орденами-наследниками. Эти Астартес полагаются на скрытность и диверсии, стараясь избегать прямой битвы без необходимости.
    • «Светлые» Эльдар тоже мастера использовать людишек и прочих низших рас (ака «монкей») для своих комбинаций «втёмную».
    • Ну и генокрады Тиранидов стараются максимально скрытно провести «подготовительную работу», дабы подошедший в финале флот-улей переварил планетарную биомассу с минимальными затруднениями.

Музыка[править]

  • Sabaton — трэк «The Art of War» по мотивам одноименной книги.

Реальная жизнь[править]

Такого хватает и в реальной жизни, но не все действия были удачными.

  • Византийская империя (а до неё, в лучшие времена - и Рим в целом) занималась этим постоянно, стравливая живущие у их границ варварские народы между собой либо продвигая там своих ставленников. Западная Римская империя после раскола тоже так пыталась, но получалось плохо.
    • Велизарий умудрился остановить наступление персов, создав видимость, что его армия в разы больше… расставив солдат у дороги и разведя бурную деятельность в лагере (да такую, что даже пыль поднялась, из-за которой не была видна вся остальная часть армии). При этом он не двинулся с позиции никуда, даже вглубь не пошёл, к персам в гости. В итоге война прекратилась в результате переговоров.
  • Империя Цзинь занималась тем же самым в отношении кочевников Великой Степи (поскольку сама династия Цзинь была создана кочевниками-чжурчжэнями, которые свергли династию Ляо… тоже созданную кочевниками-киданями), оказывая помощь одним племенам против других, облагая данью и поддерживая претендентов в ханы. В итоге империя слегка зарвалась и своими же руками сначала помогла сокрушить своих былых фаворитов татар, потом с удивлением узнала, что Тэмуджин Борджигин, которому они за успехи против татар даровали мелкое офицерское звание, самостоятельно разгромил кэрэитов и найманов, принял титул Чингисхана всея монголов, потом разорил империю Западная Ся — а потом обрушился и на Китай.
  • Тридцатилетняя война:
    • Валленштейн в 1632, во время противостояния с Густавом II Адольфом. Вместо генерального сражения с доселе непобедимым «северным львом» наступал на Саксонию, через которую проходили шведские коммуникации, а по тылам Густава Адольфа партизанил Паппенгейм со своими орлами. При появлении же шведского короля Валленштейн засел в оборону в укрепленном лагере (прямо на коммуникациях) и отбил несколько шведских атак с большими потерями для шведов. Кончилось всё, правда, мясорубкой под Люценом, где погибли Густав Адольф и Паппенгейм.
    • Тюренн тогда же. Мало того, что подготовил крепости якобы к «глухой обороне», а всю армию отвёл в другое место, так ещё и умудрился сбить с толку шпионов врага своими походами на юг через горы. Во время зимы наступал! Французы были шокированы таким и в итоге проиграли из-за того, что Тюренн маршами загнал их в неудобные позиции. И ещё много чего он сделал там. Эх, если бы не ядро, убившее его во время одного боя…
  • Вильгельм III Оранский в надежде спасти Нидерланды от французских войск разрушил дамбы, что затопило страну, но спасло её от оккупации.
  • Северная война — «оголожение» шведских войн во время вторжения в Россию. Битвы при Лесной и сожжение Батурина были нацелены на уничтожение продовольствия и сокращения числа потенциальных шведских союзников. В конечном итоге, шведская армия пришла к Полтаве изрядно поредевшей, почти без артиллерии и припасов, а Карл XII волей-неволей решился на лиройскую атаку превосходящих русских сил, сидящих в хорошо подготовленных укреплениях. Конец немного предсказуем.
  • В ходе войны за Австрийское наследство в 1744 году австрийский фельдмаршал Траун искусными манёврами на коммуникациях пруссаков вынудил к отступлению крутого прусского короля Фридриха Второго из Богемии.
  • Семилетняя война. Фридрих Великий, скорее, работал блицкригом, но нападением на Саксонию «затормозил» наступление австрийцев. Те просто встали у Праги, не спеша на помощь союзнику. Однако дальше этот пруссак сильно поспешил, повторяя манёвры один за другим и поставив себя в неудобное положение. Итог: громкое поражение под той же Прагой.
  • Русско-турецкую войну 1806-12 активно помогал развязать французский генерал и дипломат Себастьяни, дабы отвлечь часть сил Российской Империи от битв с Наполеоном. Поначалу это работало, но потом ударило бумерангом по французам — в конечном итоге, мир заключили незадолго до вторжения Бонапарта в Россию (с отвлечением значительных сил на турецкий фронт не задалось), а преуспевший в финальной стадии войны Михаил Кутузов потом успешно применил свой опыт «оголожения» врага[2] на французах!
  • Есть мнение, что во время Первой мировой немцы платили Ленину, чтобы он устроил революцию и тем вынудил Россию капитулировать. Зря: Германия проиграла оставшимся противникам.
    • Как и бездействие европейских интервентов и признание Советского Союза Британией: рассчитывали, что при коммунистах бывшая Российская Империя превратится в технологически зависимую махновщину, с грызущимися промеж собой Кобами и Троцкими, да белыми восстаниями и прочими зелеными последователями Кропоткина. А получили империю с десятками тысяч танков и мечтами о 'Мировой Революции'.
  • По мнению некоторых историков, именно на это возлагали надежды Англия и Франция в самом начале Второй мировой, формально объявив Германии войну, но не ведя военных действий с сентября 1939 г. по апрель-май 1940 г. (т. н. «странная» или «сидячая» война). Ведь Германия не являлась колониальной державой и не обладала такими запасами ресурсов, которые можно было бы расходовать на пятимиллионный вермахт без ущерба для её экономики. А под боком как раз оказался сосед с богатыми недрами — то-есть СССР. Союзники рассчитывали, что Рейх и СССР устроят резню и взаимно ослабят друг друга. Результат общеизвестен — наступление Германии весной 1940 г., закончившееся, в частности, полным военным разгромом Франции.
    • Отсрочка «дня Д»: если бы союзники послушались Сталина и высадились раньше, ОВД не раскинулась бы на пол-европы. Высадка началась только тогда, когда поняли что СССР в одиночку под силу разбить Рейх и подмять под себя всю Европу. Замедление ставило целью обескровить СССР, а не сделать его сверхдержавой.
  • Исландия. Ради трески умудрилась отжать себе столько моря, сколько захотела, и могущественная Британия не смогла ей помешать - только чаехлёбы открывали рот, как его затыкали либо СССР, либо США. Подробности гуглить по ключевым словам "треска трескулечка трескушечка моя", "исландия против всех" и "история тресковых войн". Это было эпично. В качестве художественного памятника сей исторической данности, оммажа Исландии и вообще, один ютубер снял летсплей по HoI4, где Исландия "за треску" с помощью всего четырех тяжелых крейсеров (и потеряв один) победила во Второй Мировой утопив к чертовой матери флоты всех великих держав. Эпичнее уже некуда.

Примечания[править]

  1. Список в разных частях разнится.
  2. История там вообще интересная, некоторые подробности здесь.