Супероружие в RTS

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Разработчики создали имбалансную фичу и сами же этого испугались

Супероружие в Стратегия в реальном времени — один из самых эффектных, но отнюдь не эффективных способов закатать противника в асфальт в компьютерной стратегии. Проще говоря, вундервафля в руках игроков, а не как плот-девайс в сюжетной кампании.

Суть[править]

Есть возможность, хорошо развившись, построить здание, дающее что-то очень разрушительное — обычно ядерную бомбу. В теории, при помощи нее можно разнести если не всю, так хотя бы половину базы противника, а потом подвести войска и добить выживших.

На практике сделать это очень трудно, и чем опытней соперник, тем меньше шансов воспользоваться супероружием. Причины для этого могут быть разными:

  • Очень долго/смехотворно высокая цена. Пока вы будете развиваться до ядерной бомбы, противник наклепает танков и взломает вашу оборону.
  • Оружие заряжается. Иногда мало построить ядерную шахту — внутри этой шахты надо запустить отдельный процесс постройки уже самой бомбы, который может занимать до десяти минут реального времени. Не стоит и говорить, сколько всего может произойти за это время в одной партии.
  • Специальная защита. Порой дается возможность построить что-то, что защитит базу от бомбы — что-нибудь вроде специализированного зенитного комплекса, к примеру. Само собой, построить такую штуку чаще всего гораздо проще и быстрее, чем ядерную бомбу. В общем, «Герр майор, можно вопрос: а если ветра не будет у врага ПРО будет?». И это ведь далеко не худший вариант, так как в некоторых играх этот комплекс не просто перехватывает ракету, но и посылает её назад
  • Сомнительная эффективность. Вот вы построили эту шахту, построили эту чертову бомбу, снесли этот чертов анти-бомбовый зенитный комплекс, и наконец сбросили бомбу на вражескую базу. Ликуете? Рано радуетесь: вы только что снесли всего лишь одну из десяти вражеских баз, на которых, пока вы маялись всей этой ядерной дурью, клепались танки. Которые, к слову, вот-вот доедут до вашего штаба.
  • Проблемы с употреблением. Может быть такое, что другие фракции, ранее не бывшие врагами, из-за использования такого оружия обидятся и станут враждебными (как гигадетонатор в Spore). Или же если на результат применения оружия влияют какие-то случайные, непрогозируемые и не контролируемые факторы, вроде того, что при сбрасывании ядерной дури надо учитывать силу и направление ветра, так как внезапно дунувший прямо на вашу базу порыв ветра может засыпать её всю радиоактивным пеплом.

Так складывается дурацкая ситуация: супероружием редко добиваются победы, и чаще используют, чтобы проредить ряды во вражеском рейде, либо чтобы не позволить создать второстепенную базу, а первые попытки его использования, несмотря на красочную анимацию, вызывают у людей разочарование.

Инверсии[править]

  • C&C Generals Zero Hour — «Генеральша» Алексис Александер (Супероружие). Единственный генерал, который атакует именно супероружием. У неё нет сильных наземных юнитов, но более мощная оборона и большой набор супеоружия доступный почти с самого начала (Если генералам доступно 1-2 типа, то у неё — 6 типов супероружия на разный вкус). Сама Алексис Александер уязвима только в начале так что оборону надо возводить как можно раньше. Затем вы принесете немало хлопот врагу томагавк-штормами с короткой перезарядкой. Так же у неё есть способность строить зенитный комплекс, сбивающий ракеты супероружия, но он будет доступен только в конце… Она идеальна в команде с Ядерщиком: на первых порах Ядерщик прикроет мощными танками, а «Генеральша» в это время успеет создать оборону на обеих базах (У ядерщика нет стационарной обороны), и будет своим супероружием «гасить» супероружие врага, дав ядерщику возможность сосредоточиться на постройке и запуске страшнейшего оружия в игре — Ядерного шторма (О нем ниже).
    • В пункте выше речь идет не об оригинальном C&C Generals Zero Hour, а о моде Contra. В оригинальной игре у Алексис есть только ионная пушка, просто чуть мощнее и значительно дешевле, а у ядерщика есть только обычная ядерная ракета с крохотной скидкой.
  • Factorio: С прикрученным фитильком: ядерное оружие есть, но в виде ракет для гранатомёта, поражающих не дальше одного экрана. Баллистических ядерных ракет и даже ядерной артиллерии не завезли.

Примеры[править]

  • Supreme Commander. Педаль в пол: существуют две ветки супероружия и это если не считать «обыкновенные» полевые вундервафли типа ОБЧР.
    • Сверхтяжёлая артиллерия простреливает огромное пространство и уничтожает любые строения за пару выстрелов, но блокируется силовыми щитами. Впрочем, это спровоцирует противника на тотальное зашивание, а сфокусированный огонь нескольких установок продалбливается сквозь любу концентрацию щитов кроме разве что абсурдно плотной. Вершина развития — экспериментальные установки, из которых две накрывают область цели градом снарядов для ускоренной перегрузки щитов и одна, не мудрствуя лукаво, просто бьёт большее, точнее и дальше.
    • Стратегические ракеты имеют и вовсе условно бесконечную дальность, игнорируют все эти силовые купола и дают почти всему в приличной области такой оверкилл, что испаряются даже обломки (из которых можно вернуть часть ресурсов), но летят медленно и сбиваются стратегической ПРО, покрывающей ограниченную область и требующую платных ракет. К тому же, ПРО не успевает сбить больше двух ракет, влетающих условно одновременно. Труба пониже и дым пожиже у ракет на подлодках с весьма скромной дальностью и ещё более скромным уроном, но более лёгким накоплением в одной точке. Наконец, имеется экспериментальная ракетная шахта, дёшево и быстро создающая ракеты огромной убойности, на каждую из которых ПРО нужно два заряда.
  • Planetary Annihilation, как идейный продолжатель предыдущего, постаралась стать больше и эпичнее и предложила игрокам именно то, что написано на упаковкеэкстерминатус. Всё также присутствующие гигантские пушки и теперь уже межпланетные ядерные ракеты (равно как и ядерный заряд на колёсах) это мелочи по сравнению с возможностью втаранить во вражескую базу астероид или луну (на которых тоже можно полноценно построить базу), а кроме того есть звезда смерти, машина Судного дня и ещё пачка просто гигантских юнитов разных типов.
  • Starcraft. У Терран есть ядерная бомба, но ее сначала надо построить, а потом навести при помощи специального, довольно хлипкого юнита — тот хоть и пользуется невидимостью, но на любой приличной базе есть средства обнаружения. Кроме того, несмотря на большую разрушительную силу, радиус поражения у бомбы лишь чуть больше экрана — отчего нанести действительно весомый урон бомба может только в умелых руках.
  • «Морские титаны». Все супероружие находится в конце технологических цепочек — гораздо проще и быстрее вломиться к противнику, и разломать базу напрямую, без всяких бомб.
  • Dune 2. Ракета «Рука Смерти» Харконненов. Ручной наводке не поддаётся, летит на врага сама, по мере своего тупого кремниевого разумения. Приносит противнику фрустрацию, ломая ему здания, но редко служит оружием победы. Аналоги у других домов — партизанствующие Фримены и саботажники-подрывники — в основном безвредны, хотя с подрывниками Ордосов есть хакс: их можно притормозить, собрать в количестве человек 10 и одновременно пустить в набег.
  • Rise of nations. Ядерное оружие крайне эффективно, относительно быстро создается по приемлемой цене, запуски можно производить поочередно. Создается, правда, лишь в современности, а максимальную эффективность приобретает в информационной эпохе. Единственный минус лишь в ограниченности числа запусков, причем счетчик не у каждого свой, а один на всех. Ядерная зима же. То есть кто успел, тот и пострелял.
    • В принципе, под троп попадает любая RTS, в которой реализован переход от древних времен к недалекому будущему (трилогия «Empire Earth», к примеру).
  • Company of Heroes — ракета «Фрау-2» «Фау-1». Оружие судного дня, идеально подходящая только для сноса вражеской базы и уничтожения неподвижного плотного скопления войск на небольших площадях. Так-то все хорошо, в отличие от разных бомбардировок и артобстрелов не маркируется цветным дымом (но выдает себя шумом «Хейнкеля»-носителя) и выжигает все в радиусе действия. Но цена! Но перезарядка! Но время подлета, за которое толпы войск успеют отойти на безопасное расстояние! Автор правки не без причины называл эту вундервафлю «Мегумин на службе Рейха».
  • Red Alert 2. Вместе с классической кузькиной матерью присутствует также супероружие, которое не наносит прямой урон, а оперирует с «наклепанными танками» или пехотой, давая временную неуязвимость, телепортируя технику или превращая вражескую пехоту в лояльных тебе мутантов. Идея была привнесена также в Emperor: Battle for Dune, где Атридесы получили деморализатор пехоты, а Ордосы могут вводит вражескую технику в состояние берсеркерства. Ну а Харконнены по-прежнему имеют «Руку Смерти», малоэффективность которой сомнений не вызывает.
  • Тибериевая серия C&C. ГСБ — орбитальная ионная пушка, НОД — атомная ракета, Скрины в третьей части вооружены аж двумя — сингулярностью, создаваемой из здания, и юнитом «mothership», который по сути орбитальная ионная атмосферная лазерная пушка. Все это может отожрать у противника пол-базы (и то только если постройки очень близко), а применение по толпам пехоты и техники малоэффективно. С другой стороны, заряжается 5-7 минут, а строится относительно быстро и дешево.
    • Вообще же 3 часть выжала педаль в пол из определения «тактическое ОМП». Действительно, стандартными способами оборону противника поди взломай еще — стационарные орудия тут кусачие. А вот если умудриться ухайдокать с помощью ОМП разом и сборочный цех (лишает возможности строить здания), и завод техники (чтобы не создали новый мобильный сборочный цех) и электростанции — враг обречен. Все, что ему остается — отбиваться реденькой пехотой, из которой против техники с каждой стороны успешно выступает по 1-2 виду юнитов.
  • Red Alert 3 — у СССР есть вакуумное орудие, у Альянса — ускоритель частиц, у Империи — пси-деструктор. Вакуумное орудие — самое мощное, но у него маленький радиус действия, у ускорителя частиц и пси-деструктора зона поражения выше, но ниже мощность. Также супероружием считается железный занавес у СССР (генератор силового поля), хроносфера у Альянса (телепорт) и нано-барьер у Империи.
  • Warhammer 40k: Dawn of War — у каждой фракции есть своя особая вундерваффля, выраженная либо в виде убермощного юнита, либо в виде танка-нагибатора. Наиболее запоминающиеся это Аватар Кхейна у эльдар, Несущий Ночь у некронов, Сквиггот у орков и Бэйнблэйд у Имперской Гвардии, ласково называемый среди многих фанатов дова Банеблядью. Не забываем про не менее хтоничный Лэндрэйдер Космического десанта, который обычно выставляют вместе с термосами… И буде вражине счастье, если вы первый выкатили один из вышеописанных юнитов.
  • Outlive: Robotics versus Genetics. ИЦБМ — ядерная ракета у людей. Сама по себе бесплатная, но её открытие стоит очень много денег и времени. Польза от неё сомнительная, так как она, мало того что обладает малым радиусом и долгой перезарядкой, так еще и в процессе запуска может быть разоружена или вообще перенаправлена обратно тому, кто её запустил. Однако, в умелых руках может сыграть роль хорошей артиллерийской обработки позиций врага перед непосредственной атакой.
  • The Battle for Middle-Earth 2 — герои Кольца, то бишь, Саурон и Галадриэль. Для их получения нужно:
  1. убить практически невидимого Голлума, который хаотично бродит по карте
  2. подобрать Кольцо и доставить его в свою крепость (при этом ВСЕ игроки будут видеть, у кого этот артефакт)
  3. Заплатить баснословную сумму в 10 тысяч у.е.
  4. дождаться появления персонажа
    • В итоге получается машина смерти, которая сразу же после призыва выходит на максимальном уровне, одним ударом отправляет на тот свет целые отряды противников и обладает способностью, применения которой хватит чтобы аннигилировать войско средних размером. Более того: после смерти эти персонажи ещё и взрываются, забирая с собой остатки вражеского воинства. Однако у каждого из этих уберсолдат есть минусы. Саурон медленно движется и медленно бьёт по небольшой области, хотя живуч до неприличия и спокойно ломает башни одним ударом. Галадриэль же бьёт быстро и по большой площади, но слабо, да и запас здоровья у неё в три раза меньше, чем у «коллеги». И оба легко ложатся от героев-убийц.
  • Warlords Battlecry 2/3. У каждой расы есть уникальный юнит — титан. За матч игрок может нанять всего лишь одного титана, стоит он огромное количество абсолютно всех ресурсов, делается катастрофически долго, но появившись на карте может в одиночку перевернуть всю игру и выпилить несколько армий противников — убить титана невероятно сложно.
  • Dark Planet: Battle for Natrolis. Единственный юнит четвертого тира у всех рас — очень большая и мощная бяка, которая не имеет автоатаки. Зато, обладая бешенной прочностью, может подойти к врагу поближе и, нажатием одной иконки, использовав тучу энергии, потратив несколько секунд на зарядку, аннигилировать всё в большой радиусе.
  • C&C Generals Zero Hour (Модификация Contra 008 и выше). Ядерный Шторм — супероружие, которое запускает не одну а дюжину ядерных ракет. Это самое мощное супероружие в игре, способное одним ударом выносить целые базы и обладающее гигантским радиусом поражения. Но, есть и обратная сторона монеты:
  1. Ядерный Шторм доступен не сразу. Понадобится третий ранг генерала и выбор соответствующей способности.
  2. У Генерала-Ядерщика нет стационарных средств обороны от наземных и воздушных войск, а учитывая разрушительность оружия, все игроки сосредоточатся на уничтожении именно его. Золотое правило игры — не стройте «Ядерный Шторм» если у вас нет достаточной армии для его защиты или же денег чтобы эту армию нанять, а так же пополнять в случае потерь. Не сомневайтесь, что на вас сразу же попрут нескончаемые волны атак. Армия понадобится огромная и чрезвычайно стойкая…
  3. Очень долгая перезарядка в 10 минут. Даже если игрок организовал хорошую оборону и наземные силы не прорвались, то у врагов будет время на постройку своего супероружия и еще останется на подготовку и запуск.
  4. Вполне вероятно, что во вражеской команде может быть «генеральша» супероружия, которая к тому моменту уже успеет развиться и подготовить зенитные комплексы, сбивающие баллистические ракеты. Двух комплексов может хватить для защиты одной базы, а учитывая опасность, все игроки не пожалеют скинуть «генеральше» денег на постройку этого комплекса на их базе.
  5. Даже если Ядерщик сумел выдержать фронтальные атаки, а его союзники (Например, та же «генеральша»), гасят их супероружие, не позволив уничтожить Ядерный Шторм, то враги-ГЛА практически гарантированно ударят в тыл (у ГЛА есть способность, позволяющая заслать солдат в тыл врага. Никакого сброса с самолета. Они просто материализуются из ниоткуда), и постараются уничтожить или хотя-бы на время обесточить «Ядерный Шторм», выиграв время и отвлекая ядерщика от своей главной цели.
  6. Несмотря на огромную мощь, это оружие по-настоящему эффективно только в умелых руках. Даже если оружие готово, понадобится разведка. Если у вас есть союзник-США, то они смогут раскрыть позиции врага. Не атакуйте первую попавшуюся базу, а выбирайте самого сильного игрока, но не сомневайтесь: если их попытки уничтожить оружие или защититься не увенчались успехом, то они понастроят дополнительных баз в отчаянной попытке выжить, ведь, это оружие — не просто какая-то там простая ядерная бомба — это всеразрушающий шторм, который гарантированно аннигилирует АБСОЛЮТНО все в огромном радиусе поражения: не выживет никто — это 100 %.
  • Earth 2150: У Евразийской Династии (локализована как Евроальянс) — атомная бомба (в кампании находящая применение только в варианте мобильной тактической ракеты, ибо строить ракетный центр слишком дорого, а авиация - слишком уязвима). У Соединённых Цивилизованных Штатов (локализованы как Атлантический Союз) — плазменное орудие с орбитальными ретрансляторами. У Лунной Корпорации (локализована как Дети Селены) — погодная машина, способная менять погоду и (позже) вызвать метеоритный дождь, в руках ИИ являющееся имбой и гейм-эндером.
  • Sins of a Solar Empire: каждая из трёх сторон может строить мощное орудие, способное поражать цель даже в другой системе. Орудие ТВК наносит огромный удар по планете. Орудие адвентистов является телепатическим и распространяет культуру адвентистов, а физического урона не наносит. Орудие васари наносит удар по орбитальным сооружениям определённой планеты, также временно добавляя эту планету в сеть порталов, позволяя флоту васари совершить вторжение на незащищённую планету.
  • Star Trek: Armada — у Федерации, это станция, вызывающая локальное замораживание времени, причём на союзных кораблей не распространяется, так что на некоторое время поле боя превращается в тир. У боргов — трансварповые врата, позволяющие открыть временный проход в тыл врага и разбомбить (а ещё лучше — ассимилировать) его базу стаей кубиков. У клингонов и ромулан — корабль-смертник, взрывающийся около врага (у клингонов — направленная взрывная волна, у ромулан — круговой взрыв). Во второй части, у кардассианцев есть ракета «Дредноут» (см. эпизод «Вояджера»), разносящая любую постройку, кроме самых прочных. У вида 8472 — один фрегат и 4/8 линкоров могут устроить экстерминатус любому врагу (см. другой эпизод «Вояджера»), создав временное подобие Звезды смерти.
  • DotA. Казалось бы, игра далеко ушедшая от стратегии, а и там есть подобное оружие.
    • Faceless Void и его хроносфера. На 5 секунд останавливает всех, кто попал в неё (можно стрелять в хроносферу, вытащить напарника чем-нибудь, если остался снаружи). Сам Войд можно спокойно ходить внутри хроносферы и бить бедняг.
    • Колдовская Luna. Самое близкое, что похоже на «супероружие RTS» (7200 «грязного» магического — это серьёзно). Отлично сочетается с хроносферой Войда: закрытые в хроносфере не могут включить защиту. Ирония: колдовская Luna — неплохое средство против хроносферы: редко Войд может выкроить ресурсов на Black King Bar.
  • Age of Mythology. При поклонении разным богам будут доступны различные божественные вмешательства в игру, среди которых есть и разрушительные: землетрясение, смерч, метеоритный дождь, гроза. Для получения этих сил нужно только развивать свою нацию, выбрав нужного бога, но использовать эту мощь можно будет всего лишь раз (за редкими исключениями). Хоть эти божественные силы и позиционировались, как одна из главных фишек игры, по сути это всего-лишь приятные бонусы, которые могут переломить ход битвы, но так же могут быть слиты впустую.
    • Аддон The Titans. Любой из народов единожды может освободить низкоуровневого Титана из Тартара. Это самый мощный юнит, доступный на обычных картах, но, как и божественные силы, требует неглупого использования. В умелых руках при поддержке армии титан может разметать весь вражеский город, но в другой ситуации может быть очень обидно убит отрядом героев. К тому же, невозможно освободить титана в тайне от соперника, соперник будет уведомлён о том, что вы начали освобождение, и даже будет знать, где именно стоят Врата Титана, которые можно заблаговременно разрушить. На самого титана не действует туман войны, любой игрок может следить за его передвижением.
  • Act of War: Direct Action: Особенность этой RTS в том что супероружие можно перехватывать. У дивизии спецназа «Коготь» имеется сверхтяжёлая гаубица «Молот»: может быть развернута для стрельбы ядерными тактическими зарядами и термоядерными зарядами с красной ртутью, в качестве контрмер использует одноразовых дронов ПРО. У злодейского «Консорциума» есть электромагнитный баллистический щит, который перехватывает ракеты и ЦУС; а также система «Метеор»: обрушивает на голову врагов спутник с лихорадкой Эбола. У Армии США имеются старые добрые крылатые ракеты «Росомаха» и система «Петриот» (да, именно так, через Е).
    • А как там дела обстоят с мощностью? Звучит-то может, и красиво, а о боевой эффективности ничего не написано.
    • Довольно эффективно, хотя не может бить авиацию
  • Redcon. Ядерую ракету можно поставить в настройках форта, но занимает кучу места, причем в высоту; Перезарядка ненормально долгая, и еще существует специальная установка, которая разворачивает ракеты. Я думаю, все поняли, что ядерная ракета — тоже ракета.
  • Блицкриг 2. Фау-2 у немцев (самый эффективный вариант, гарантированно выжигающий всё и всех в немаленькой зоне), три выстрела из 305-мм железнодорожного орудия у СССР (второе место по эффективности) и эскадра бомбардировщиков B-29 у американцев.
  • War Front: Turning Point: у немцев Фау 1 ( хороша для точечных атак), и более мощная, но менее точная Фау 2. Кстати у немцев самое мощное супероружие против которого нет никаких контрмер, у СССР бомба «Дыхание зимы» замораживающая все вокруг, а у союзников старая добрая атомная бомба, минус обеих вариантов в том что оно доставляется по воздуху, а здешнее ПВО сбивает даже стратегические бомбардировщики на раз-два, особенно немецкая УЗРК «Рейнтохтер» сбивающая любой самолет с одного выстрела.
  • Казаки — линкор, если есть широкая река, море или хотя-бы озерце то это как выкатить Евангелион под Полтавой. По огневой мощи превосходит всю артиллерию игрока вместе взятую в армии ковыряется очень тяжело и только артиллерией, которую благополучно сметает первым-же ответным залпом. А еще он способен быстро и безнаказанно сносить вражеские порты так что с появлением линкора первая-же ситуативная победа на море превращается в доминирование до конца игры.
  • Пример не из игр: уникальные найтмер-фреймы из Code Geass: «Ланселот» и «Алый лотос» всех модификаций, «Гавейн», «Мираж», найтмеры Рыцарей Круга и высшего командования ОЧР. Поскольку бои в сериале крайне схематичны и неотличимы от боёв в стандартной РТС-ке, то и местные убер-прототипы действуют аналогично (разве что, с сюжетными скриптами): появляются «внезапно из-за края карты» и сеют ужас и разрушение в рядах противника пока не будут остановлены или хитрым манёвром в рамках игровой сценарной механики, или такой же вундервафлей аналогичного или более высокого класса.