Суперсилы провоцируют конфликты

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Троп про ситуации, когда к получению персонажем суперсилы (или, как вариант, магической силы), какой бы она ни была, прилагается постоянное стремление к конфликту с окружающими, порча характера, активное расшатывание психики и т. д. Причем это является не обычным презрением к тем, кто не владеет силой, а обязательным ее побочным эффектом, который преследует всех вне зависимости от характера её носителя. Часто троп смыкается с таким тропом, как Орёл — сверхсила, решка — могила, будучи одним из вариантов «суперсилы с побочными эффектами». В зависимости от сеттинга проблемы могут начаться как по факту получения суперсилы, так и только при её более-менее активном развитии.

А когда носители суперсил не совсем ещё поехали умом и психологически нуждаются хоть в каком-то формальном поводе для распри, а не просто «подошёл да врезал» (и находят поводы, но порой явно притянутые за уши) — получается Бой за скамейку.

Примеры[править]

Фольклор и предания[править]

  • В некоторых легендах — а также в «народной христианской» системе представлений — рассказывается о том, что дьявол может даровать желающему «великую силу», но в довесок к этой силе обязательно идёт «дьявольская скверна», а она гарантированно делает носителя несчастным, агрессивным, неадекватным… словом, проклятие — всегда проклятие. В общем, остерегайся дьявола, особенно — дары приносящего! Не садись с ним кашу есть, у него ложка всегда длиннее. Отрекись от всех дел его, если не хочешь погубить свою душу (и слить в говно своё прижизненное существование).

Литература[править]

  • Цикл книг Мстители / История Реконеров от Брендона Сандерсона — педаль в пол. После применения сверхспособностей их носитель быстро развивает длинный список психических расстройств — паранойю, мизантропию, социопатию — и множество других вещей, превращающих человека в отморозка. Единственный носитель сил, который это обошёл, имеет слишком специфичную для регулярного применения способность — реинкарнацию, но даже её использование раз в несколько лет сильно портит характер того персонажа. Ещё одна возможность обмануть Систему — дарить свои полномочия простым людям, не используя их самому (использовать редко и по чуть-чуть нельзя, ибо суперсилы в сеттинге вызывают привыкание, быстрее и хуже наркотического).
  • «Осенние визиты» Сергея Лукьяненко: суперсилы для того и пришли в наш мир, чтобы сразиться между собой. Хотя агрессивность как эмоция здесь ни при чём, среди Сил и их представителей есть довольно миролюбивые, но конфликт как таковой между ними неизбежен в силу правил игры.

Сетевая литература[править]

  • Worm от Джона Маккрея — практически эталон. Здесь суперсилы провоцируют конфликты в буквальном смысле — поскольку силы тут являются отдельными сущностями, задача которых именно подталкивать носителей к конфликту. Их получение происходит в моменты критического стресса, который в большинстве случаев серьёзно корежит характер и личность человека. Они не только давят на мозг, делая носителя более агрессивным, но и подстраивают ситуации конфликта. Если вы не любите лезть в драку — ваша сила будет строить вам разные подлянки, срабатывая в ненужный момент, или не так, как ожидалось, чтобы испортить вам отношения с окружающими. Если эти провокации не сработают — сила будет стараться убить вас, чтобы найти более драчливого носителя.

Кино[править]

  • Горец. Мирного сосуществования с другими бессмертными не выйдет. Остаться должен только один.

Аниме и манга[править]

  • JoJo's Bizarre Adventure — полученные стенды изрядно добавляют к эксцентричности их носителей, и провоцируют к конфликтам именно с носителями стендов. То, как будет себя вести носитель стенда с обычными людьми, зависит исключительно от его личности и характера, но почти любое общение с носителями других стендов по определению сводится к дракам и конфликтам.
  • Одна из необузданных догадок по Death Note гласит, что Рюк ошибся/намеренно соврал Лайту, и тетрадь действительно обладает либо собственным разумом, либо магическим способом влиять на психику владельца. Слишком уж различными, можно сказать, противоположными выходят и посутпки, и мотивы, и характеры Киры и "чистого" Лайта.
    • Вполне вероятно, что она может снимать психологический барьер на убийство (вполне существующий и в реальности). То есть, владельцу тетради убийство не кажется чем-то предосудительным, в то время как тот, кто от нее отказался - получает барьер назад, со всеми вытекающими в стиле "я бы не убил".

Видеоигры[править]

  • Во многих файтингах присутствует более или менее внятный намёк, что у бойцов — особые силы (потому они и могут этак бить и не умирать от этаких побоев, а нередко ещё и всякими энергоразрядами умеют швыряться), но вот от этих сил у всякого такого бойца рано или поздно немножко поедет крыша, и он начнёт жаждать регулярных боёв за скамейку и выяснений, чьё кунфу сильнее.
  • Prototype — все, все заражённые чудо-вирусом «Blacklight», особенно Развитые.
  • BioShock — плазмиды дают суперсилы, но одновременно являются сильнейшим наркотиком, к тому же все подсевшие превращаются в агрессивных уродов (в прямом смысле) быстро теряющих голову от чувства власти вызванного их необычными способностями, особенно если раньше человек ничего из себя не представлял.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — нельзя просто так взять и воспользоваться магией Варпа…
  • Vampire: The Masquerade — здесь так работает вампиризм: Зверь вампира провоцирует его бросаться на людей и пить кровь, что приводит к падению человечности, и итогом становится или поехавшая крыша и превращение в бешеное животное, или переход в специфичные системы морали.
    • Оборотни Werewolf: The Apocalypse могут терять самоконтроль из-за Ярости.
    • У магов Mage: the Ascension аверсия — их силы не делают их агрессивнее, если только у вас не нефандийский аватар. Зато может меняться психика, и у мага в зависимости от типа резонанса соответствующим способом едет крыша, пусть и не слишком быстро и обратимо, если не ускорять этот процесс специально. Просто не хапайте большие объёмы парадокса, и останетесь вполне нормальны, даже при высоком резонансе.
    • У некоторых демонов ещё со времен Войны Гнева начал развиваться ПТСР, называемый «Мукой», который достиг совершенно запредельных для простого человека показателей уже у всех за время их отсидки в Бездне — тюрьме, где нет вообще ничего, расположенной прямо у входа в Забвение (дырки в никуда, в которую стекается весь негатив Творения). Если демон сбегает из Бездны и вселяется в человеческое тело, то он частично перенимает личность предыдущего носителя этого тела, за счет чего Мука падает, но если ему срочно нужно сделать свои силы разрушительными, он может использовать для этого свою Муку. Проблема в том, что чем чаще демон обращается к Муке, тем быстрее она восстанавливается, а чем она выше, тем демоничнее выглядит демон[1], тем хуже он себя ведёт, и тем больше шансы, что демон неконтролируемо использует свои силы по высокой Муке, а не по низкой[2].
  1. Например, демон с низкой Мукой в истинной форме может быть похож на настоящего ангела, но по мере её восстановления у него то рога отрастут, то крылышки кожистыми станут, то хвост появится…
  2. Последствия могут быть разными: если у одних Знаний это могут быть простые изменения (например, Знание Пламени позволит контролировать не перемещение огня, а его интенсивность), у других — неприятные побочки (например, Знание Плоти), то у некоторых смысл вообще выворачивается наизнанку (например, Знание Пробуждения вместо исцеления начинает наоборот распространять болезни).