Суперсолдаты

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Super Soldier. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Adeptus Astartes

Суперсолдаты — существа, специально созданные с помощью безумной науки или магии или выведенные теми же средствами из людей для того, чтобы быть лучшими воинами, нежели простые смертные. Суперсолдаты намного более сильны, живучи, быстры, умелы, упорны и готовы побеждать, нежели несчастные мальчики из военкоматов.

Не путать с тропом универсальный солдат, который владеет чуть менее чем всеми навыками воина своего сеттинга — но далеко не обязательно в наивысшем качестве.

Способы создания[править]

  • Особый, усиленный курс обучения на грани возможного для человека. Те, кто не выдерживают, погибают; те, кто выживают, становятся суперсолдатами. Как правило, проводится много лет, с детства.
  • Вживление в них механических частей на замену слабой человеческой плоти.
  • Использование генетики. В зависимости от технологического уровня это либо использование евгеники или гетерозиса — для технически неразвитых цивилизаций, либо полноценная генная инженерия и клонирование — для вполне развитых.
  • Использование магии: то же, что и в предыдущем пункте, но в фэнтезийном антураже.
  • Использование особых химических препаратов, стероидов, наркотиков или магических зелий и процедур, улучшающих боевые способности человека. Обычно — дорогой ценой.
  • Выведение совсем новых форм жизни с нуля.
  • Импорт с других планет/из параллельных миров.
  • А можно просто сделать крутых роботов на заводе.

Примечание: допускается использование нескольких способов разом. Пример: тренировки с детства + генетика + алхимия + химия + магия = ведьмаки от пана Сапковского. И не важно, что выживают четверо из десяти (дай бог), зато и сверхъестественное, и люди, и маги им нипочём.

Роли[править]

Суперсолдаты могут быть либо главными героями, либо элитными, стрёмными головорезами. Главный герой, скорее всего, будет бывшим суперсолдатом, потому что образ жизни суперсолдата действующего мало располагает к самостоятельности и приключениям. В этом случае он может сделать поворот кругом из чувства вины или из желания мести своим создателям за загубленную молодую жизнь. Очень вероятно, что бывший суперсолдат будет не совсем психически адекватен; у него будет либо посттравматическое стрессовое расстройство, либо фантастическое расстройство, очень на него похожее.

Суперсолдаты в качестве врагов — номер, который не стоит использовать многократно. От первого отряда суперсолдат герой может отступить; со вторым как-нибудь справится; начиная с третьего, это уже будут просто головорезы[1].

Если же суперсолдат производит не злодей, а кажущиеся вполне адекватными (или просто безальтернативными) власти, следует поберечься: или властям не стоит доверять, или сами суперсолдаты станут суперзлодеями, не спрашивая у них разрешения.

Где встречается[править]

Комплексные франшизы[править]

  • Звёздные войны — в огромном ассортименте:
    • Дройдеки и Магна-Стражи из трилогии приквелов тоже крутые роботы с завода. Их боятся даже джедаи.
    • Воины-клоны, встречающиеся в трилогии приквелов Звёздные войны, клонированы с мандалорца Джанго Фетта, лучшего бойца в Галактике, и тренировались под его руководством. При прочих равных уделывают дроидов за счёт способности к творческому мышлению.
    • Четырехрукий генерал Гривус, крутой инвалид, перепиленный в крутого киборга. За счёт лишних конечностей, прокачанных электроникой рефлексов и переливания в органические части крови покойного Сайфо-Диаса с лёгкостью уделывал средней руки джедаев и успешно (хотя и не бесконечно) спасался от джедаев выше среднего.
Hazard Troopers — имперские войска РХБЗ
    • Star Wars: Jedi Academy — имперская риск-пехота (Hazard trooper). Очень редкий тип имперского пехотинца, специализируется на ведении боевых действий в экстремальных климатических условиях. Внешним обликом напоминает терминатора Империума. Вооружен шестизарядным противотанковым гранатометом и стоукеровской винтовкой, реже пулеметом. Тяжелый бронескафандр обеспечивает неплохую защиту от ручного стрелкового оружия, держит удар светового меча, позволяет уверенно преодолевать зоны повышенного радиационного или химического заражения, выдерживает контакт даже с очень сильными кислотами, а при нужде позволяет пройти даже сквозь поток лавы. Оптические сенсоры брони позволяют видеть сквозь дым, песчаную бурю или огонь. Увы, у всего есть своя цена, и эта великолепная силовая броня получилась настолько тяжелой, что для комфортного передвижения в ней требуется замена конечностей на кибернетические. Получившийся киборг в несколько раз увеличивает свою силу, получает возможность переносить тяжелые грузы и вооружение, а заодно отправлять к праотцам любого неприятеля посредством удара бронированного кулака. К счастью для повстанцев, этот вид имперского пехотинца очень редок, а потому встречается только в составе гарнизонов стратегически важных планет, станций и кораблей.
Темный солдат Иквизитория — один из самых смертоносных воинов в Галактике. Апофеоз развития линейки темных солдат.
    • Star Wars: Dark Forces — проект «Тёмный солдат». Представляет из себя целую линейку трехметровых тяжеловооруженных и тяжелобронированных боевых дроидов, задуманных как новые элитные ударные части Империи. Броня Темных Солдат хорошо защищала их от бластерного огня, отражая или поглощая плазменные разряды. В отличие от большинства дроидов, Темные Солдаты имели развитые манипуляторы и могли взаимодействовать с окружающими их предметами. Дроиды получили мощный искусственный интеллект, позволяющий действовать независимо от Центра Управления Дроидами, а также подстраиваться под изменяющуюся обстановку и принимать нестандартные решения. Основные модели, вошедшие в серию:
      • Тёмный солдат, фаза II — самый массовый серийный вариант Темного Солдата. Эта трехметровая модель имела мощное вооружение, крепкий механический скелет и тяжелую броню, сравнимую с броней легкого танка. Крепкая броня делала дроида неуязвимым для огня из всех видов ручных и большей части стационарных бластеров. Все дроиды Фазы-II оснащались прыжковым ранцем, позволявшим перемещаться на небольшое расстояние по воздуху, обходить неприятельские позиции и пикировать прямо на голову офонаревшему от такой наглости врагу. Дроид мог быть оснащен богатым ассортиментом тяжелого вооружения, из-за чего представлял большую угрозу не только для пехоты, но и для легкой бронетехники противника.
      • Тёмный солдат, фаза III — самый мощный, самый защищенный и, к сожалению, самый редкий вариант. Его броня была неуязвима для любого ручного и стационарного стрелкового оружия, включая даже такие мощные образцы как станковый бластер E-WEB. Более того, броня из почти неразрушимого фрика и встроенный дефлектор позволяли дроиду без последствий пережить прямое попадание противотанковой гранаты выпущенной из гранатомета, выстрел из противопехотной или легкой противотанковой бластерной пушки и подрыв на мине. Хотя заманить на мины Фазу-III было бы непросто, так как он, подобно предшественнику, умел летать. Вдобавок к этому дроид имел мощное вооружение, способное превратить танк в металлолом, а пехоту отправить прямой дорогой на встречу к их собственным богам.
        • Просто чтобы понимать масштаб: в Star Wars: Empire at War один-единственный ТС-3 стоит столько же, сколько полностью оснащённый шагоход АТ-АТ и сопоставим с ним по огневой мощи. Правда, в боевой эффективности уступает: у шагохода в брюхе всегда сидит пара взводов пехтуры, которые и контрольную точку захватить могут, и сам шагоход турелями прикрыть. А вот ТС ни точки, ни стройплатформы захватывать не умеет, ибо дроид.
      • Star Wars Galaxies — Тёмный солдат Инквизитория. Особая версия модернизированного темного пехотинца третьей фазы, созданная специально для Инквизитория — органа исполнительной власти, занимающегося поиском адептов и предателей в высших эшелонах власти. Отличается от своего прародителя иным внешним видом, немного измененным набором вооружения (1 штурмовая плазменная пушка (энергоячейка на 1000 плазменных зарядов), 2 ПУ (20 ракет или гранат), 2 сдвоенных бластера, 2 двухклинковых световых меча), еще более прочной броней и щитами, а так же увеличенным на десять сантиметров ростом. Оснащается, как и все темные пехотинцы, реактивным ракетным ранцем, а кроме того, встроенными в ступни магнитными захватами, позволяющими намертво приклеиваться к любой металлической поверхности.
      • На основе этого великолепного дроида был также создан полноценный бронекостюм. Внутри корпуса было оборудовано свободное пространство для размещения пилота и средства управления. Запредельная бронированность экзоскелета вкупе с мощным вооружением превращало его владельца в подобие двуногого танка и армию из одного человека, позволяя буквально сметать все живое на своем пути.
      • Тёмные штурмовики пережили разгром Расширенной Вселенной и успешно перекочевали в новый канон. Засветились в Мандалорце, где дали прикурить даже главгерою.
  • «Сага о ведьмаке» — сами ведьмаки, правда, скорее супервоины, чем суперсолдаты. Их банально слишком мало, чтобы составить сколько-нибудь значительный отряд, и они, будучи индивидуально сверхмощными боевыми единицами, не обучены действовать в составе подразделений, а заточены под бой со сверхчеловечески сильным противником один на один. Да и технология Испытаний такова, что хотя бы три выживших из десяти — это уже успех (хотя император Эмгыр облизывается на материально-техническую базу школы Змеи и не оставляет надежд).
    • А вот мутанты, которых выводил Яков из Альдерсберга (в том числе с опорой на матчасть самих ведьмаков) изначально планировались как сабж. Но Великий Магистр тупо не успел наделать их достаточное количество — и слава Вечному Огню.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Александр Волков, «Волшебник Изумрудного города» — дуболомы Урфина Джюса же! Волшебную страну спасло лишь то, что головы у них были дубовые, а лидер — закомплексованный и озлобленный, но всё же не упоротый об одну, но пламенную страсть мегаломаньяк, да к тому же без систематического военного образования. В руках более опытного и эффективного злодея полк не чувствующих боли сверхсильных чудовищ залил бы Волшебную страну кровью.
  • Анатолий Днепров, «Глиняный бог» — кремнийорганические существа с промытыми мозгами. Недостаток: от обычной нещёлочной воды каменеют насмерть, медленно ходят и бесплодны. Зато пули и удары стальными прутьями их не берут.
  • Артём Мичурин, цикл «Еда и патроны» и «Умри стоя» — генномодифицированные суперсолдаты постапокалиптического Железного Легиона и Евразийского Союза далёкого будущего.
    • Старшие братья — звероподобные тяжёлые штурмовики, невероятно сильные и нечувствительные к боли, способные нести сверхтяжёлую броню и крупнокалиберное пехотное вооружение (при этом в интеллекте по сравнению с обычными людьми они нисколько не теряют). Созданы после ядерной войны.
    • БИВни — бойцы искусственно выращенные, крупные полуразумные человекообразные существа, созданные как дешёвый расходный материал для крупномасштабных боевых действий, где не считаются с потерями.
    • «Иван» — симбиоз высокотехнологичного силового доспеха со специально обученным оператором, который использует нейросеть для связи брони и тела, сливаясь в одно целое.
    • «Химера» — киберштурмовик, гибрид боевого робота «меха», управляемого боевым ветераном-инвалидом.
  • Алекс Орлов, цикл «Тени войны» — сразу несколько видов суперсолдат далёкого будущего:
    • Грейтимпланты — «живые танки» с полутонной брони и вооружения, порождения высокотехнологичной медицины и фармакологии с трансплантацией чужих тканей и неорганических имплантов — основой замещения и дублирования оригинальных органов становилась генномодифицированная «свинья Штейнера», с добавлением нервной системы инопланетного гигантского насекомого асомеры, обладающей сверхбыстрой реакцией.
    • Отряд «Корсар» — спецподразделение Федерального Содружества землян (впоследствии «Империя примаров»): экстремальные тренировки, фармакология, высокотехнологичное оружие и средства защиты делали их великолепными солдатами, превосходящими почти любых противников на стандартном поле боя (на борту космических кораблей или на поверхности планет).
    • Психоморф — элитные диверсанты и шпионы, которые могут находиться в режиме «спящего агента» многие годы физически другим человеком, превращаясь в оригинал в случае необходимости, в экстремальных (боевых ситуациях) также могут превращаться в кровожадных мутантов.
    • Флойд — уникальный «бодигард», биомодифицированный гуманоид-охранник, заказ спецслужбы для борьбы с «магическими роботами» — обладал огромной физической силой и усиленным скелетом, оперировал специальной пушкой «скрин», весом 240 килограмм.
  • «Хроники странного королевства»: Жак — потомок суперсолдата, созданного с помощью направленной мутации. На память о предке ему достались сверхпрочные кости и способность впадать в состояние берсерка. А в армии Повелителя присутствуют:
    • Непростые головорезы — вампиры. Тут он ничего нового не изобрёл: вампиров в качестве элитных войск используют некроманты 90 % сеттингов, где вампиры — нежить, а не отдельная раса.
    • «Халки» — генетически выведенные солдаты, напоминающие троллей. Сильные, преданные, но до ужаса тупые.
    • Лично наместник Харган — сын призванного демона и рабыни. При условном человекоподобии получил от папы врождённый талант к некромантии, выдающуюся силу и ловкость, способность летать и природную броню. Кроме того, демоническая кровь позволила ему быстрее повзрослеть… Физически, по крайней мере.
  • Парфёнова, «Танцующая с Ауте». Оливулцы — отдалённые потомки земных людей, получившиеся за счёт трансгуманизма. Выглядят как ходячие горы мяса зеленоватого цвета, средний рост у них этак в полтора раза больше человеческого, интеллект выше человеческого гениального. Каждого сопровождает верное до смерти животное-танк. Впрочем, гениальность данной расы вызывает большие сомнения, учитывая сюжет.
    • Там же. Клан Атакующих эль-ин. Берут врождёнными способностями: усиленной регенерацией, повышенной выносливостью и долгой жизнью. В отличие от человеческих суперсолдат, они набирают опыт веками, а некоторые тысячелетиями. Столетия постоянных тренировок и борьбы с Ауте из кого угодно сделают машину смерти. Если Атакующий выживет в первые десятилетия, пока слабый и неопытный.
  • «Космоолухи» — DEX’ы же! Шанс уцелеть в лесной перестрелке с DEX’ом седьмой модели составляет для человека примерно 3,2 %. При этом под человеком имеется в виду подготовленный боец спецназа. В четвёртой книге цикла Дэн намекает друзьям, что для Dex’а просто нет разницы между хрупкой девушкой и здоровенным парнем с большим опытом драк: никто из них в принципе не способен остановить пошедшего вразнос киборга. В свою очередь Станислав вспоминает, как во время штурма занятого пиратами здания несколько киборгов, пошедших на прорыв, перед уничтожением успели положить примерно половину роты космодесанта.
    • Причём Петухов сражался с DEX-4, а каждая последующая модель сильнее…
  • «Тайный город» — в порядке убывания эффективности: гарки Тёмного Двора (при том, что и рядовые навы — индивидуально сильнейшие по гамбургскому счёту из жителей ТГ) и маршалы-хамелеоны Чуди (хваны в стиле ВДВшника).
  • А. Больных, «Дорога» — множество примеров. Айзеншвертбеваффнетты, ульфхеднары, железноголовые тигры… Пожалуй, самым перспективным проектом были железные тени, неуязвимые для оружия и арканов. Остаётся только удивляться, что хозяин Железного Замка, прекрасно понимая всю силу таких воинов, использует своих теней только в качестве рабочих. Затем, когда герои уже ворвались в его цитадель, наконец-то пытается создать себе солдат, но предсказуемо не успевает. Кто мешал заняться созданием непобедимой армии парой веков раньше — непонятно…
  • Роман Злотников, в нескольких книгах, если в цикле «Империя» выпускники Терранского Университета просто крутые (но вполне убивабельны, могут ошибаться и вполне ошибаются), то в «Элите элит»… все, кто способен освоить антропрогрессию девятого уровня — либо в Гвардии, либо в запасе (и служит Империи на других постах).
  • Его же «Вечный» — много таких создала поливидовая цивилизация Могущественных. Если рядовые воины («тролли» по людской классификации) не особо превосходят людей по боевым параметрам, то «балроги» явно созданы на основе генома самих Могущественных и значительно лучше людей в ближнем бою, а казгароты — вообще ужасные твари, ухитряющиеся без оружия рвать опытных космодесантников при соотношении потерь в лучшем случае 50:1. А когда человечество адаптировалось к борьбе со всем этим зоопарком, Могущественные создали на основе людского генома Детей Гнева — суперсолдат нового поколения, соединявших все преимущества людей и прежних их бойцов. Причём сразу в нескольких модификациях — экспериментальное Первое Поколение, штурм-легионеры «гранитные носороги», разведчики-диверсанты «ночные ящерицы» и так далее. А потом ещё и женский вариант — Сестёр Атаки (у этих ТТХ были пониже, но зато внешне они не отличались от людей).
  • Александр Шуваев, «Цветок камнеломки». Зисмены, «люди ЗиС» (Здесь и Сейчас) — самые обычные люди, которые в результате некой технологической процедуры получили, всего-навсего, постоянное знание того, что нужно сделать для получения нужного результата. Поэтому людей ЗиС очень любят в армии и других силовых структурах — в бою один зисмен стоит пары-тройки отделений обычных солдат. Побочный эффект: зисмены никогда не участвуют в каких-либо соревнованиях — «метание ядерных бомб на точность не может быть спортом».
    • Позже появились «9—10» и прочая продвинутая молодёжь из БЖЗ (Байкальской жилой зоны) — но это уже не суперсолдаты, а полноценные сверхлюди.
  • «Линия Грёз» Лукьяненко — интересный зигзаг. Геном главного героя, Кея Дача, действительно собирали искусственно и вывели тем самым некоторые характеристики (зрительная память, скорость реакции) за пределы доступного человеку. Но получиться должен был не суперсолдат, а суперпереводчик. А потом мальчику просто сильно не повезло в жизни, и пришлось-таки стать профессиональным наёмником.
  • Дмитрий Политов «Пепел Удачи» — интересный зигзаг: бригада Ярославль, сначала были просто отлично обученными и вооружёнными спецназовцами, потом из-за влияния артефактов древней расы тсиан стали людьми-плюс с серебуромалиновой моралью, способными восстанавливаться после крайне тяжелых травм и пережить взрыв термоболического снаряда, и выпиленного своим же руководством осознавшим что бригада превратилась в сборище неуправляемых существ.
  • Андрей Нуйкин, «Посвящение в рыцари» — стражники Великой Серляндии. Получаются после введения экстракта загадочной плесени в детский или подростковый мозжечок. Невероятно сильны и абсолютно послушны, но при этом начисто лишены эмоций и какой бы то ни было инициативы.
  • Метавселенная Рудазова — именно в качестве сабжа разрабатывались проекты «Яцхен» и «Титан».

На других языках[править]

  • В «Дренайском цикле» Дэвида Геммелла суперсолдат получали, магически скрестив зверей и людей.
  • «Дюна» — сардукары. Странный зигзаг: фримены ещё более супер-, раз один фримен стоит трёх сардукаров.
    • Ничего странного — фримены выросли в борьбе с беспощадной природой, в отличие от сардаукаров, для которых ад устраивался людьми.
      • Это ничего странного работает только в странной логике автора, согласно которой эффективность бойца определяется исключительно суровостью его родной планеты.
        • Тут скорее имеет место субверсия тропа: сардукары «супер-» только потому, что ничего лучше у местного Империума в распоряжении попросту нет — и повода пытаться состряпать что-то более грозное тоже в общем-то не было, пока не вскрылась «дутость» сардукаров (они ведь в первую очередь средство устрашения). Не стоит забывать, что какие-то вменяемые представления о стратегии и тактике тут на весь сеттинг у трёх с половиной полководцев из благородных домов да у некоторых ментатов, на которых в решающий момент всё равно никто не полагается, а самые громкие победы одерживаются вообще не на поле боя, а в закоулках дворцов, где один лицевой танцор или гхола тлейлаксу будет стоить больше и сотни, и даже тысячи сардукаров, а сестре Бене Гессерит, если удастся заручиться её поддержкой, так и вообще цены не будет.
  • «Сага о Форкосиганах» — описываются две попытки создать суперсолдата — на Новобразилии когда-то давно, и в Доме Бхарапутра на Джексоне, результатом которых явилась сержант Таура. Обе провалились — отчасти потому, что никакие повышенные характеристики нельзя просто взять и сделать, во-вторых, обе страдали от непонимания того, что в современной войне всё решают отнюдь не инивидуально превосходящие характеристики отдельно взятого солдата. По поводу Тауры, человека с генами волка, Майлз прямо интересовался, а был ли в проекте хоть один военный консультант?
  • Цикл «Колесо времени» Роберта Джордана: частичная деконструкция. Местные суперсолдаты армии зла, троллоки, выглядят как здоровенные зверолюди. Сочетают в себе худшие качества животных и людей, а потому жестоки, но осторожны и трусливы. Дело в том, что их разработчик, Агинор, был гениальным магом-биофизиком, но в военных делах ничего не понимал и создавал троллоков, руководствуясь в основном соображениями «пусть выглядят повнушительней».
    • Тем не менее, представляют реальную опасность для армий людских королевств даже при магической поддержке. Ибо «главное в войнах — это снабженье», а с этим у троллоков никаких проблем нет: они с аппетитом ужинают трупами поверженных врагов.
  • В цикле «Разрушитель кораблей» — «Утонувшие города» — «Калорийщик» — «Заводная»[2] П. Бачигалупи фигурируют «аугменты», aka «ген-моды», — выращенные в лаборатории суперсолдаты, без сомнений выполняющие любой приказ.
  • Цикл «Война старика». В 75 лет, пенсионеры из благополучных государств Земли получают единственное предложение вступить в Колониальные силы обороны взамен на здоровую жизнь (если не убьют). Подписав контракт, их сознание переписывают на искусственно выращенное тело, являющееся сильно изменённым клоном оригинала. Новое тело является молодым (и не стареет), физически сильным и выносливым (можно запросто пробежать пару десятков километров за час), с нанокровью (сворачивающейся в течение нескольких секунд и уничтожающую любое инородное тело), возможностью задерживать дыхание на 6—7 минут и мозговым имплантатом, позволяющим общаться друг с другом и получать доступ к любой информации. Им также выдают мощное оружие, способное стрелять пулями, гранатами, пучками частиц и ракетами. При этом, враг не может им пользоваться. И это — стандартный солдат КСО. Почему же они дохнут как мухи? Потому, что у инопланетян солдаты (и технологии) ещё круче. Обычному человеку просто не выжить в этих условиях. При этом они стерильны, чтобы не пытались списать обычных людей со счёта. Ещё существуют спецназовцы, так называемые «призрачные бригады». Их делают из ДНК тех, кто не дожил до 75. Они ещё более модифицированы, чем рядовые солдаты. Рождаются они уже взрослыми и подключёнными к мозговому имплантату. Спецназовцы большую часть времени проводят в постоянном ментальном контакте с отрядом. Они смертоносны и бесстрашны в бою. Они тоже часто гибнут, но это потому, что их посылают в самое пекло, где не место рядовым солдатам. Имена спецназовцам дают типично западные (часто английские), а фамилии позаимствованы у известных западных учёных. Примеры: Джейн Саган, Джаред Дирак.
  • «Хонор Харрингтон» — в далёком прошлом сеттинга украинскими и китайскими генетиками были выведены различные породы суперсолдат, которыми попытались захватить мир. Этот разрушительный конфликт получил название Последняя война Земли (Землю потом долго откачивали колонии). С тех пор на всю обитаемую Галактику наложен генетический мораторий, хотя потомков подобных экспериментов никто не трогает.
    • Китайские клон-солдаты были стерильны и вымерли естественным путём, а украинские «кощеи» оказались такие… украинские, и устраивают Гуляй-Поле и махновщину по любому поводу, поэтому практически безопасны. Под грамотным руководством, впрочем, дерутся получше многих.
    • Мезанские альфа-линии непосредственно для мордобоя не проектировались, это офицеры и планировщики, непосредственно для БД У них есть беты и гаммы, но в случае чего полный атас им устроить — как два байта переслать.
  • «Песнь Льда и Пламени» — Безупречные. Солдаты-евнухи, замуштрованные до состояния биороботов. Считаются одними из лучших солдат в мире, недостающий тестостерон получают из гормонально-заместительно терапии.
  • «Perilous Waif» E. William Brown — как бы Mirai за чрезмерные успехи и в этой сфере и решили задавить любой ценой.
  • «Дорога ярости» Дэвида Вебера — собственно Имперские Кадры. Единственный род войск, численность которого прямо ограничена Конституцией. И при этом столько подходящих кандидатов набрать не удаётся. И при этом у тех, кто выходит в отставку и живёт на развитых мирах — отключают специмпланты.
  • В цикле о Такеши Коваче Ричарда Моргана ввиду особенности сеттинга в виде возможности выгружать личность из тела на внешний носитель, передавать её по очень продвинутому радио на другую планету и там загружать в новое тело концепция суперсолдата претерпела существенные пертурбации. Бойцы корпуса посланников обучаются в первую очередь практически абсолютному самоконтролю и невероятно быстрой адаптации к условиям. Естественно навыкам тактики и боевым искусствам их тоже обучают, но опять же с упором на то, что все свои умения они должны быть способны применить, оказавшись в любом теле, потому ни о какой «мышечной памяти» речи не идёт — все навыки должны быть привязаны к личности самого посланника, дабы быть при нём сразу же после загрузки в новое тело. Методика обучения оказалась настолько эффективна, что покинувшим корпус посланников запрещено законом занимать ответственные должности по причине того, что иначе они просто возьмут контроль над человечеством благодаря одной лишь только смекалке.
  • "Кобра" Тимоти Зана. Собственно солдаты Кобра - киборги, созданные для партизанских действий на планетах людей, захваченных инопланетянами тофтами. Имплантированные и максимально скрытые сервомоторы, укрепленные кости, лазеры в руках и ногах, компьютер, помогающий мозгу управлять всем этим и дающий нечеловечески быструю реакцию и боевые рефлексы (и огромные проблемы, когда война закончилась, а большая часть вооружения была неизвлекаемой)

Сетевая литература[править]

  • «Славься, Тёмная Властительница!» — в количествах. На стороне алаарского Князя: вампиры (скорее, супершпионы) и Древние оборотни. На стороне королевы Мизори — химеры-Безымянные (название которым она попросту не смогла придумать) и любые человеческие аристократы, с вживлённым в череп кусочком адамантия против ментального контроля и накачанные усиливающей магией. Особняком стоят монахи ордена Адамантиевых Кулаков, сочетающие эликсиры и тренировки для создания идеальных истребителей магов, один из которых чуть не приканчивает ГГ, входящую в десятку сильнейших магов мира.

Кино[править]

  • Вся серия фильмов «Универсальный солдат», в которых суперсолдат создают из трупов.
  • Фильмы «Терминатор» — это как раз про крутых роботов с завода.
  • Фильм «Солдат» повествует о судьбе сочтённого мёртвым и выброшенного на планету-свалку суперсолдата-ветерана (полученного путём адских тренировок), которого весьма побаивались местные жители, и которых в конце концов этот суперсолдат защищал, пользуясь своим опытом и силой, от угрозы уничтожения суперсолдатами нового поколения (генетически спроектированными), доказав, что опыт незаменим.
  • «Властелин Колец» — чёрные уруки Сарумана. С прикрученным фитильком: они не боятся солнца, намного дисциплинированнее, сильнее и храбрее обычных орков, но людям всё равно по неизвестным причинам сливают. А уж энтам тем более…
  • Death machine: корпорация «Choank Armament» выпускает костюмы для превращения человека в сабж.
  • Серия фильмов о Джейсоне Борне — с прикрученным фитильком. Боевые агенты ЦРУ пусть и не являются прямо уж таки мощными суперсолдатами, но всё же превосходят по силе обычных тренированных бойцов — то из-за невероятной промывки мозгов, то из-за наркотических препаратов, усиливающих физические и умственные способности.
  • Frankenstein's Army — внук доктора Франкенштейна (того самого!) занимается экспериментами по созданию супер-солдат для фюрера, только вот уже 1945 год…
  • Хан Нуньен Сингх из новых фильмов «Звёздного пути». Хоть, видимо, создавался и не с этой целью, но функции способен выполнять всё те же самые, с эффективностью близкой к 100 процентам. О целях создателей Хана и остальных аугментов в каноне сказано мало. В комиксной предыстории сверхлюди создавались именно как суперсолдаты. В новеллизации «Взлёт и падение Хана Нуньена Сингха» — как будущие правители человечества.
  • «Морган» Люка Скотта: собственно, секретная программа по выведению суперсолдата. Правда, что-то пошло не такНичего страшного, у них уже есть эффективная модель — Ли Уэзерс.
  • «Лига выдающихся джентльменов» — благодаря шпиону, главгад намерен использовать способности членов Лиги, чтобы создать халкоподобных суперсолдат, невидимых супершпионов и вампиров-суперубийц, чтобы затем продавать их всем сторонам в назревающей глобальной войне. Это не считая огромный подводный флот, скопированный с «Наутилуса» Немо.
  • «Пятое измерение»: именно этим и занимается Служба — отлавливает людей со способностями, тренирует их и пытается ввести им препарат, многократно повышающий их способности. Правда, до начала фильма все подопытные умирали. Фильм начинается с того, что одна девушка (способна внушать ложные воспоминания и управлять разумами людей) выживает процедуру и сбегает вместе с препаратом. По ходу дела появляются члены триады, которые остались от китайского аналога Службы который, разумеется, занимался тем же.
  • «Железный человек 3» — препарат «экстремис» наделяет человека сверхчеловеческой силой и регенерацией, а также возможностью производить огромное количество тепла. К сожалению, не все переживают процедуру. Те, кто не пережил — взрываются.
  • Ну и «Капитан Америка», разумеется. Некая сыворотка плюс облучение (фактически — техномагия). Наиболее удачный экземпляр — Стив Роджерс, также неплох Баки Барнс, несмотря на недобровольность превращения и стирание личности, которому он подвергался. Иоганну Шмидту повезло меньше, и еще меньше — безымянной пятерке, многие годы пролежавшей в заморозке на Оймяконе и убитой там же, в капсулах.
  • «Чёрная Маска» — члены спецотряда «701», благодаря пройденной хирургической терапии, потеряли чувствительность к боли и усталости. Обратная сторона монеты очевидна: подобные суперсолдаты быстро сжигают себя и запросто могут умереть от внутренних травм, которые даже не чувствуют. Кроме того, психологически нестабильны и крайне агрессивны, из-за чего было принято решение пустить их в утиль.
    • В сиквеле ряд персонажей являться продуктом генной инженерии, как и главный герой.
  • «Ультраамериканцы» — главный герой-наркоман, сам того не зная, является сабжем.
  • «Форсаж: Хобс и Шоу» — главный злодей крутой киборг Брикстер.
  • «Пастырь» (2011) — Пастыри.

Телесериалы[править]

  • Stargate: SG-1:
    • Джаффа́ — слуги гоа’улдов, целая раса воинов, выведенных из людей. По совместительству — живые коконы, вынашивающие в кожных мешках в животах личинок этих самых гоа’улдов. Личинка служит как дополнительный внутренний орган и даёт джаффа сверхчеловеческие силу, выносливость и регенерацию. Без личинки джаффа умрёт. Когда личинка вырастает, на её место сажают другую. Таким образом, жизнь джаффа зависит от гоа’улдов. Джаффа-повстанцы либо используют личинки для своих целей (и считают подобный поворот очень поэтичным), либо препарат третонин, который не настолько эффективен, но они не зависят от гоа’улдов.
    • Анубисом была создана полностью искусственная раса Кулл-воинов. Они обладали сверхчеловечески сильными телами, а их броня была совершенно неуязвима почти для любого оружия. Однако жили они очень недолго и обычно умирали от сердечного приступа (сердце было слишком слабым для такого тела). Кроме того, они были не слишком умными — Анубису нужны были лишь безмозглые рабы.
    • «Звёздные врата: Атлантида»: местные вампиры рейфы в принципе те ещё машины смерти. А теперь представьте себе, что будет, если прирождённую машину смерти ещё обучат соответственно, а не, скажем, астронавигации и науке. Там же — «Жуколюди» рейфа Макла.
  • «Звёздный путь» — аугменты. К сожалению, вместе с суперсилами у них оказались и суперамбиции. Клингоны пытались вывести и своих, после того, как люди-аугменты понадавали им по сусалам. Результат — похожие на людей (и внешне, и эмоционально) воины оригинального сериала.
  • «Секретные материалы». Впервые появляются в 8—9 сезонах, сначала выдаются за результаты секретного правительственного эксперимента, однако затем выясняется их внеземное происхождение.
  • «Лексс» — божественные убийцы. Неуничтожимые, неумолимые и прочее, созданы из человеческих трупов для убийства врагов Божественной Тени.
  • Killjoys — шестые, что выясняется только во 2-м сезоне. Особая зелёная жижа придаёт им сверхрегенерацию, заодно изменяя психику.
  • «Герои» — была попытка правительства использовать сыворотку, чтобы наделить опытных солдат сверхспособностями. Однако первый экземпляр — крутой морпех, получивший нечеловеческую силу, погибает довольно быстро (видимо, забывает всю подготовку). Потом проект прикрывают.
  • «Кукольный дом» — один из проектов корпорации «Россум» вживляет солдатам (бывшим «куклам») нейронное радио, позволяющее им общаться друг с другом телепатически. Таким образом весь отряд представляет собой коллективный разум, мгновенно обменивается информацией и действует слаженно. Физические данные у них — не лучше обычного солдата, однако эта технология даёт им огромное преимущество.
  • «Андромеда» — ницшеанцы считают себя таковыми (а именно уберменшами Ницше), хотя создавались как следующий этап эволюции человека. Они действительно сильнее обычного человека и обладают более развитой иммунной системой. При этом из их генофонда были удалены все известные генетические пороки. А ещё они являются генетическими потомками Бекки Валентайн благодаря временному парадоксу. За тысячу с лишним лет они настолько расплодились, что составляют значительный процент человеческой расы.
  • «Чёрная Молния» — в середине 3-го сезона становится известно, что правительство США пыталось создать суперсолдат-металюдей ещё в 1940-х, однако все подопытные умирали. Выжил лишь один — чернокожий солдат по имени Тайсон Сайкс. Эксперимент активировал его стабильный латентный метаген, наделяя его силой, скоростью, выносливостью, долгожительством и способностью воздействовать на людей голосом. Затем его начали посылать на опасные задания против нацистов, где он в одиночку выкашивал целые отряды. Своё прозвище Могильщик он получил за то, что в прямом смысле хоронит всех людей, убитых им (даже враг заслуживает нормальную могилу). В расистские Штаты он так и не вернулся, а обосновался в Марковии, где решил возобновить проект по созданию себе подобных. К тому же он оказывается ещё и двоюродным дядей Джефферсона Пирса.
  • «Светлячок» — Ривер Тэм является прототипом местной вариации на тему суперсолдата. В этот раз учёные целиком и полностью сосредоточились на изменении мышления подопытного образца — результат вышел, мягко говоря, впечатляющий.
  • «Тёмная материя» — Вторая/Порша Лин.

Мультсериалы[править]

  • «Кибер-шесть» (1999) — заглавная героиня является таковой, как и в комиксе-первоисточнике (где она была одной из пяти тысяч «киберов», искусственных людей, созданных в бразильских джунглях недобитым нацистом генетиком фон Рихтером, чтобы стать не только суперсолдатами, но и новым человечеством). Обычно действует против своего отца ночью, так как она очень крутой вигилант.
  • «Черепашки-ниндзя» (2003) — Губитель, созданный Бишопом. Позже он становится Крысиным Королём. И это не единственный эксперимент Бишопа.
  • «Звёздная принцесса и силы зла» (2015) — Солярианские воины, созданные для борьбы с монстрами и на этой почве слегка поехавшие крышей.

Комиксы[править]

(link)

Эволюция сыворотки суперсолдата в КВМ
  • В комиксах издательства Marvel правительствами США и, отчасти, Великобритании и Канады была создана программа по созданию суперсолдат — Оружие Икс, результатом которой стали многие супергерои (Капитан Америка, Росомаха, X-23, Чёрно-бурая лисица, Дикое Дитя, Исайя Брэдли, Фантомекс, Степфордские Кукушки, Аврора, Кестрел, Чэмбер, Агент Зеро, Мэрроу, Красный Халк, Альтимейтный Халк и многие другие), суперзлодеи (Саблезубый, Протоцид, Дэтлок, Саурон, Ультматон и прочие) и метающиеся (Дэдпул, Копикэт). Есть суперсолдаты, созданные за пределами этой программы, например советские Красный Омега, Красногвардеец, созданный мистером Злыднем Кабель и его клон Страйф, и отчасти нестареющий Ник Фьюри. Имели место и нацистские экземпляры, например — Сверхчеловек, Воительница, а в некоторых версиях и Красный Череп.
    • Ещё есть созданные пришельцами Нелюди и Вечные.
  • В комиксах DC суперсолдаты тоже встречаются, хоть и реже: это враги Бэтмена Бэйн, Дефстроук, КГБист, НКВДемон, враги Супермена Думсдэй и Металло, порождения проекта «Кадмус»: Супербой, будущий Бэтмен Терри Маггинес, снова нацистские разработки: Капитан Наци, Барон Блицкриг.
    • Педаль в пол — Земля-10: почти все местные супергерои, которые одновременно и суперсолдаты, созданы нацистскими учеными на основе наработанных на изучении Овермена (нацистский Супермен) материалов.
  • В комиксах половины суперкоманд Штормовой дозор (Stormwatch), WildC.ATS, Команда 7 состояли из различных суперсолдат, полученных с помощью мутаций, генных манипуляций, скрещивая с инопланетянами, кибернетизации и ещё более экзотическими способами.
  • «Супербог» — сверхлюди были созданы в качестве супероружия.
  • Über — титульные персонажи.
  • Danger Girl — творение герра доктора Кхарнова фон Крипплора — Майор Максим, единственный успешный прототип суперсолдата. Остальные подопытные умирали сразу же после начала нарастания мышечной массы.

Веб-комиксы[править]

  • Girl Genius — ну конечно же, ягермонстры. Органические конструкты, созданные поехавшими венгерскими князьями Гетеродинами в качестве идеальных солдат. Бывают там конструкты и на порядок сильнее, но — штучные, увы… а «ягеров» лепили в промышленных масштабах. Собственно создание армий суперсолдат всех типов — постоянное и типичное развлечение для Искр из этого сеттинга, во время штурма Механиксбурга были продемонстрированы многие подразделения монстров/автоматов/людей+/искусственно выведенных существ, которых барон насобирал по всей Европе.

Аниме и манга[править]

  • Даже в столь безобидном аниме «Покемон» встречается суперсолдат. Покемон Мьюту является по своей сути искусственно созданным сверхбойцом, цель которого была выиграть все турниры и попутно раздобыть для Команды R покемонов.
  • Берсерк — безумный император Кушанской империи (СФК Древней Индии и исторической Кушанской империи) Ганишка поставил производство суперсолдат на поток: его колдуны превращают животных в пишака — жуткие демонические гибриды, способные держать оружие и контролируемые злыми чарами, а его главный безумный учёный Даиба нашёл и вовсю применяет создание демонических гибридов людей — Дака. Для этого он подвергает беременных женщин воздействию Рукотворного Бехелита — и плод превращается из человека в полудемона, а потом прогрызает путь из утробы матери наружу а-ля Чужой. И да, в Армии Империи этих Дака тысячи. Эффективность, однако, под вопросом…
    • Гриффит для того, чтобы бороться с ужасами из армии Ганишки, вовсю применяет в Новой Банде Ястребов сверхлюдей-Апостолов, и в человеческой форме способных косить врагов десятками, но к тому же умеющих перевоплощаться в чудовищ. Впрочем, они и в человеческом виде здоровенные и выглядят жутенько…
  • Claymore — собственно Клеймор, полулюди-полумонстры, созданные из людей для охоты на йома — местных оборотней. Причём созданы они путём трансплантации инициату плоти йома. Как выясняется по сюжету, йома, Клеймор и Пробуждённые — чудовища, в которых рано или поздно превращаются все Клеймор — были лишь частями эксперимента безымянной Организации по созданию супер-бупер солдат.
  • Hellsing — солдаты Миллениума, они же ФРИКи — искусственные вампиры.
  • Black Bullet — киборги Рентаро Сатоми и Кагэтано Хируко, а также проклятые дети, которые работают инициаторами.
  • Fullmetal Alchemist — каковым может казаться фюрер Кинг Бредли, он же гомункул Гнев.
  • Katsute Kami Datta Kemono-tachi e / Отвергнутый священный зверь — Воплощёные солдаты Севера, превращённые с помощью магии в мифологических чудовищ. Они потом повторили судьбу Грозовых воинов из Вахи пережить свою полезность, после войны за редкими исключениями стали натуральными зверьми, которых приходиться убивать их бывшему командиру с одобрения правительства, а самому правительству даже пришлось создавать специальные отряды для их ликвидации.
  • Pumpkin Scissors — зигзаг, переходящий из лёгкой почти до пародийности субверсии в тяжёлую мрачную жестокую циничную деконструкцию: здесь суперсолдат изначально не должен был быть ни суперсильным, ни суперловким — он должен был быть суперэффективным и супердешёвым, а цель определила средства. Вместо долгой и сложной подготовки просто производился отбор максимально крепких здоровьем кандидатов, после чего их наспех вооружали дешёвым и мощным, а также ненадёжным и неэтичным оружием, а конкретно 901-х ещё и наспех оперировали, после чего выбрасывали в поле шагать открытым строем и крушить противника. Ввиду аморальности как процесса подготовки, так и тактики применения таких «суперсолдат» функционировать совместно с другими войсками они не могли (вернее, сами-то они могли, но остальные их бы не вынесли).
  • One Piece
    • Клоны Королевства Джерма, выращиваемые из лучших солдат государства в специальных резервуарах, где они растут в 4 раза быстрее обычных людей. Полностью лояльны к своим лидерам, семье Винсмок, без раздумий жертвуя жизнями. Лидер Винсмок Джадж также генетически модифицировал собственных детей еще в утробе, внедрив им еще и эндоскелет.
    • Пользователи SMILE, искусственного Дьявольского Фрукта типа Зоан, созданного с помощью вещества «SAD». При съедении огромен риск побочных эффектов (в добавок к стандартным слабостям обычных Дьявольских Фруктов): в худшем случае человек не получит никаких сил, но не сможет выражать никаких эмоций, кроме радости и смеха; в ином случае превратится в уродливого гибрида, где животная часть, которая может проявиться буквально как угодно, также обладает своим разумом.
    • Пацифисты — большие киборги, созданные по образу Бартоломью Кумы. Сильные и прочные, способны стрелять мощными лазерами.

Видеоигры[править]

  • Act of War — сержант-майор Джеферсон лихо отстреливает пехоту и умеренно вертолеты (в аддоне получил костюм БАМ (бойца армии будущего)).
  • S.T.A.L.K.E.R. — бойцы «Монолита» в экзоскелетах. Великолепная подготовка, крутая броня, отсутствие страха боли и смерти. И полная, абсолютная отмороженность.
    • Кровососы, псевдогиганты, контролёры, бюреры и полтергейсты, если судить по ранним диздокам, являются генетическим мусором, оставшимся после неудачных экспериментов по выведению суперсолдат.
  • DOOM — Палач Рока из четвёртой игры. А до апгрейда от Самура — хоть и способен завалить в одиночку половину Ада, но является простым крутым смертным. Обычный морской пехотинец в очень необычных обстоятельствах.
  • Rogue Trooper. Армия Южной Конфедерации и протагонист, служащий в ней.
  • Bulletstorm. Герои игры, отряд «Dead Echo» — самые настоящие сорвиголовы, которым нравится убивать, хоть они не психи и изначально действовали в интересах родины. Получились путём адовых тренировок и многолетнего опыта. А в бытность свою, после предательства начальством, пиратами и наёмниками — ещё и нахапали всякоразной технической шняги, вроде гравиботинок и энергокнутов, да и технологии киборгизации им вполне доступны.
    • Пришедшие им на смену «Final Echo» в среднем несколько слабее, но вот Триш…
    • А вот «Heavy Echo», которые уже немного не люди, на фоне героев выглядят откровенным мусором, что подсвечивается.
  • Red Faction 2. Главные герои и злодеи — отряд суперсолдат с контролируемым нановирусом. Наниды позволяют им: видеть за километр, слышать за полкилометра, иметь собачий нюх, регенерировать мелкие повреждения почти моментально, сокращать время лечения тяжёлых ран вдвое, добавляют в зрение «ХУД» (уровень жизней, информацию о патронах и т. д. То есть всё, что видит на экране игрок, видит и суперсолдат без всяких мониторов), контролировать и усиливать мускулатуру (что позволяет, к примеру, почти без отдачи стрелять из дробовика или вообще взять в руки стокилограммовый миниган) и устрашающе сиять «контактами» на коже.
  • Так же поступили и в Асхане — мире Heroes V и VI, получив гибридов людей и демонов — орков, не испытывающих любви ни к тем, ни к другим.
  • В серии игр F.E.A.R. протагонист пластается с целым батальоном обученных клонов, управляемых командиром-телепатом, и сам является взаправдашним суперсолдатом.
  • В Final Fantasy VII фигурируют солджеры (SOLDIER) — суперсолдаты, полученные с помощью обработки людей мако и внедрения в них генов древнего зла. Один из них становится суперзлодеем и превращается в угрозу миру.
  • Хрестоматийный суперсолдат — Джон-117, протагонист четырёх из семи игр вселенной Halo.
    • Тутошние суперсолдаты называются Спартанцами, коих четыре поколения. Второе (и самое совершенное, к ним же относится Джон-117) было создано путём генной модификации и длительной дрессировки детей, которых собрали с миру по нитке, похитив их у семей, а «взамен» оставив клонов, которые вскоре умирали. Как ни странно, ни одного Спартанца, повернувшегося против своих создателей за такие штучки, не наблюдается, места не нашлось, скорее всего.
      • Хватало и сбежавших, и присоединившихся к врагам (изначально спартанцев создавали для гражданской войны), и сошедших с ума, и покончивших с собой, и ставших калеками (некоторых позднее смогли вылечить, некоторых пристроили в другие ведомства (при тренировках большое внимание уделялось интеллектуальному развитию). Один из калек сделал успешную офицерскую карьеру, переформировал спартанцев в отдельный независимый род войск и организовал создание их 4-го поколения.
      • Вообще-то есть одна — Серин Осман, которая была одной из тех, кто остались калеками после процедуры. Адмирал Парангоски вернула её в строй и сделала своей помощницей. После смерти Парангоски Осман становится главой разведки. Она ненавидит доктора Халси, однако боготворит Парангоски, на которой лежит не меньше вины за программу.
    • Спартанцы третьего поколения — тоже дети. Сироты с планет, уничтоженных Ковенантом. Согласно разведке, они — добровольцы (хотя какие могут быть добровольцы из детей). Их модификации уже более проверенные и не требуют особой генетической структуры, однако их используют как супер-смертников, бросая на верную гибель ради того, чтобы уничтожить важную цель. Им даже не дают нормального экзоскелета (безбожно дорогого).
      • Третье поколение — как раз солдаты. Второе скорее супервоины. 75 человек с нужной генетикой, из которых половина сдохла ещё на аугментации, бронекостюм ценой с крейсер, а в итоге боец уровня рядового сангхеили, и даже хуже, потому, что щиты появились только под конец войны. Плюс крайне менгелевская программа создания.
    • Четвёртое поколение — модификация солдат-ветеранов. Меньше улучшений, но получше броня, да и опыт тоже есть: в поединке между Мастер-Чифом (второе поколение) и Локком (четвёртое поколение), Локку удаётся продержаться довольно долго. Так что спартанцев теперь сотни.
      • Справедливости ради, Локк — оперативник ONI (службы разведки), да и Джону приходилось быть особенно острожным ввиду того, что его противник то и дело норовил прикрепить к нему блокировщик брони.
    • Согласно книге «Halo: Shadow of Intent», у Ковенанта были и свои суперсолдаты, причём делали их не из сангхейли или джиралханаев, а из сан’шайуумов. Эти генетически модифицированные Прелаты могли потягаться в рукопашном бою даже со Спартанцами, однако длительный бой мог вызвать у них приступы эпилепсии.
      • Также в каком-то смысле суперсолдатами можно считать Охотников: буквально ходячие танки, тяжело бронированные и вооружённые, вместо тела у которых — разумные (ну, насколько это возможно) колонии червей.
    • Прометейцы у Предтечей. Эти были настолько сильны, что с одним из них не смог совладать даже целый отряд Спартанцев хотя, справедливости ради, этим Прометейцем был Ур-Наставник.
  • No One Lives Forever 2 — суперсолдаты используются злодеями из организации H.A.R.M. с целью развязать Третью мировую войну. Только в самом конце появляется возможность их убить — до этого их приходится избегать всеми способами.
  • Ни одна из игр серии Dawn of War не обходится без знаменитых Адептус Астартес и сделавших поворот кругом Космодесантников Хаоса.
  • Серия Wolfenstein — разумеется, нацисты не могут обойтись без убер-зольдат, созданных Аненнербе и прочим прикладным флеботинумом.
    • Return to Castle Wolfenstein — киборги, созданные нацистским учёным Штрассе. Педаль в пол — здешние уберзольдатен являются самыми мощными противниками в игре. В своей силе и выносливости они многократно превосходят даже финального босса.
  • Серия Prototype — секретная программа по выведению сабжа, а также ещё более крутого сабжа с использованием вируса Мерсера, преображённый в полноценное сверхсущество главный герой второй части, прежде бывший простым воякой, созданные тем же образом, но чуть менее прокачанные Развитые, плюс охотники и прочая «дикая фауна»… Тысячи их!
  • Evil Genius — Дирк Мастерс на стороне Добра (пародия на Рэмбо) и Красный Иван на стороне Зла (пародия на Шварценеггера).
    • Существует также возможность создания сильных, но тупых мутантов.
  • Серия Resident Evil — все зомбовирусы, разработанные корпорацией «Амбрелла», были созданы либо в программе выведения суперсолдат, либо в евгенической программе выведения трансчеловеков, которые по совместительству суперсолдаты. Обычно получаются человекоподобные уроды — Тираны, Немезис, Устанак, Носферату, Бандерснатч, «недосуперсолдаты» Джаво все из этой оперы. А вот самый пока что удачный результат, Альберт Вескер, сохранивший облик, разум и личность, оказался слишком себе на уме и банально кинул «Амбреллу» — похитил образцы вирусов, а затем слил компромат в суд. Позже Вескер сам экспериментировал в данной области — в частности, изобрёл сыворотку, временно увеличивающую силу и скорость человека и лишающую его свободы воли.
  • Phoenotopia — Фениксы. Получены путём проб и ошибок из ДНК людей, животных и инопланетного монстра «Адама». В ходе экспериментов учёные вывели арков (именно через «А»), гарпий, растительных собак-мутантов и другую подобную нечисть. Когда Фениксы наконец были созданы, они уже не смогли спасти Землю от катастрофы. Люди частью улетели в космос, частью укрылись в бункерах, а своих суперсолдат оставили в капсулах в состоянии обратимой смерти.
  • Metal Gear Solid. Братья Солид и Ликвид Снейки (и примкнувший к ним Солидус) — продукт той самой программы по созданию суперсолдат путём клонирования их генетического отца Нейкид Снейка, героя третьей части.
    • В этой серии суперсолдат пруд пруди, самых разных. На каждую номерную часть приходится отряд суперсолдат.
  • Stellaris — армия геномодов. Настоящая элита среди наземных армий, запросто рвут втрое превосходящие силы противника. Правда, на создание укомплектованного десанта геномодов может уйти больше ресурсов и времени, чем на постройку двух линкоров.
    • После «Утопии» их главные конкуренты — армии андроидов (заметно дёшевы, по силе немного уступают геномодам, но за то нечувствительны к падению морали) и армии псиоников (не отличаются высоким здоровьем и силой удара, но наносят огромный урон морали, подавляя волю к сопротивлению).
  • Серия Crysis же!
  • Dishonored — мало того, что Корво и Дауд — мастера-ассасины, так они ещё и могут телепортироваться (на небольшое расстояние), видеть врагов и их поле зрение сквозь стены и останавливать время.
    • Хотя в открытой схватке они не так сильны. Например, Адмирал сильнее и выносливее Корво.
  • Fallout 2 — Френк Хорриган в частности и супермутанты в целом. Изначально довоенные учёные работали над универсальным вирионом, но побочные эффекты в виде увеличения мозговой активности и роста мышечной массы оказались настолько ценными, что проектом заинтересовались военные. Результат исследований был назван вирусом рукотворной эволюции (ВРЭ) и стал причиной появления многих обитателей постядерной Пустоши. А низкий интеллект второго поколения супермутантов — это не фича, а баг, поскольку облучённых радиацией людей вирус не может «улучшить» полноценно.
  • Singularity — зики как раз являются результатом неудачных экспериментов по выведению суперсолдат. Ну как неудачных… эти человекообразные монстры сильны, проворны, хитры, могут становится невидимыми и неуязвимыми на время благодаря «фазовому сдвигу» и телепортироваться на небольшие расстояния. Увы, с послушанием у них полный швах — зиков невозможно контролировать, а всех обычных людей они рассматривают исключительно с гастрономической точки зрения.
  • Вселенная WarCraft знает немало попыток создания суперсолдат той или иной степени успешности. Чуть ли не каждая новая раса или подвид была в своё время сотворена одной силой для борьбы против другой. Одним из самых ранних экспериментов такого рода (по хронологии игр, а не мира) можно считать первое поколение Рыцарей Смерти — проект Гул’Дана по вселению душ чернокнижников Орды в тела рыцарей Альянса, чтобы совместить боевые и магические навыки в одном теле.
  • Katana ZERO — главный герой и остальные участники проекта «НУЛЬ».
  • «Восточный фронт» и аддон «Крах Ананербе» целый набор — сам протагонист Карл Штольц, предпоследний бос Дитрих Шнайдер и трёхметровые мутанты Ананербе (и с натяжкой их солдаты-телекинетики), Шнайдера и Штольца в прямом смысле этого слова вернули с того света, а телекинетики и мутанты — результат исследований Ананербе в области генетики. В англоязычном варианте она так и называется «Crimes of War Super Soldier».
    • Согласно Слову Божьему Стражи Чёрного Ордена всего на голову ниже стоят от протагониста (в отличие от Карла Штольца и Дитриха, они подвергались как и суровым тренировкам, так и хирургическому и медикаментозному вмешательству с целью повышения их боевых навыков).
  • X-COM — в ремейке некоторых солдат можно сделать псиониками. Это даёт им нехилые боевые способности. Правда, у некоторых пришельцев они тоже есть (в принципе, с них они и скопированы). Более того, в концовце выясняется, что план пришельцев и состоял в том, чтобы вывести из людей суперсолдат. Немного перестарались. В дополнении «Enemy Within» появляются две другие ветки создания суперсолдат: генная модификация и экзоскелеты. Для обеих ветвей требуется специальная субстанция, которую можно раздобыть на многих заданиях (правда, нужно спешить, ибо канистры самоуничтожаются через некоторое время). Модифицированные бойцы могут обладать регенерацией, способностью видеть замаскированных врагов, защищаться от псионического воздействия, одним махом запрыгивать на крышу пятиэтажного здания и т. п. Чтобы надевать экзоскелет, боец должен лишиться конечностей, получив взамен механические.
  • Sid Meier's Civilization: Beyond Earth — окончательная ветка развития солдата любой идеологии.
    • У Гармонии они представляют собой гибрид человека и местных форм жизни в биоброне. Лечится солдат, вдыхая ядовитые газы.
    • У Праведности они всего на шаг отстают от вархамерских десантников — двухметровые амбалы в супердоспехах.
    • У Превосходства они являются едва похожими на людей киборгами.
    • У Гармонии-Превосходства они выглядят как какой-то биомеханически пришелец с одним глазом.
    • У Гармонии-Праведности они представляют собой чуть ли не богов во плоти и носят броню в стиле древних египтян.
    • У Праведности-Превосходства совершенный солдат одет в сверхмощную броню с примитивным ИскИном.
  • Command & Conquer: Red Alert — Советский Союз создал киборга Волкова, способного крошить танки. Переехать его нельзя из-за имплантированного экзоскелета. Проект закрыли из-за дороговизны и, возможно, из-за того, что больше никто не пережил имплантацию.
    • В Red Alert 3: Uprising — чистильщики.
    • В моде Ментал Омега китайцы на основе краденых чертежей Волкова создали своих киборгов, а Юрий создал Раана, суперсолдата, выведенного путём генетическиих манипуляций.
  • Command & Conquer — Братство Нод постоянно проводит опыты над тиберием в надежде создать суперсолдат-мутантов. Во второй части создают элитных бойцов-киборгов и даже киборга-коммандо, вооружённого плазменным орудием, способным взорвать даже танк-Мамонт с нескольких выстрелов.
    • В аддоне «Ярость Кейна» появлялась новая фракция «Избранные Кейна» киборги Братства.
  • Deus Ex — педаль в пол. Суперсолдаты тут через одного — Анна, Гюнтер, сам Джей Си, его брат Пол и туева хуча безымянных «людей в чёрном». Педаль в асфальт и глубже попробовал продавить Боб Пейдж, но нашла коса на грабли. Анна и Гюнтер — суперсолдаты старого поколения, с механическими имплантатами. Дентоны — прототипы сабжа нового поколения, с наноимплантатами.
  • The Saboteur — Отряд Ужаса, здоровенные вояки. Живучи, защищены и вооружены.
  • Psi-Ops: The Mindgate Conspiracy — протагонист Ник Скраер, сочетающий подготовку морпеха и экстрасенса.

Визуальные романы[править]

  • Crimson Gray — субверсия. Джон в одном из вариантов прохождения сюжета обвиняет миссис Смит в том, что КойТек проводила опыты по созданию суперсолдат, и Лиззи является сабжем. На это обвинение психолог даёт развёрнутый и подробный ответ, где объясняет наивному школьнику, что его девушка стала идеальной убийцей благодаря редчайшему сочетанию многих факторов и невероятной удаче, и КойТек изначально ничего подобного не планировала. Да, Лиззи интересует учёных, так как её изучение на годы вперёд продвинет фармацевтику. Но создавать на основе её крови новых «уберзольдатен» никто не собирается — ведь эти бойцы вместе со сверхсилой получат и другие, гм, «особенности» прототипа. Армии нужны суперсолдаты. А вот неконтролируемые кхорниты, понимающие только приказ «вперёд» (да и то не всегда) — не нужны.
  • CITY OF BROKEN DREAMERS — в мире этого визуального романа есть Усиленные (люди, прошедшие генетическую терапию либо киберинплантацию), лучшими считались гибриды «Красной Луны», созданные корпорацией «Акацуки» для Сил Самообороны Японии. Также упоминается, что первое поколение страдало от психозов и что при имплантации половина кандидатов умирала.

Настольные игры[править]

(link)

Космодесант за работой
  • Warhammer 40000 — в широчайшем ассортименте, у множества фракций и нередко даже с градациями.
    • В первую очередь, конечно, Адептус Астартес, они же космодесантники — лицо и символ сеттинга. Суперсолдаты крупносерийного производства. Набираются из заведомо боеспособного контингента (молодёжь с феодальных миров, банды на нижних ярусах городов-ульев и т. д.), проходят лютый комбинированный курс подготовки (адские тренировки, генная терапия, хирургическое усовершенствование, частичная киборгизация — всё сразу), на выходе намного превосходят обычных людей по силе, скорости реакции, живучести и интеллекту (по крайней мере, в теории). Плюс экипировка, с которой средний космодесантник защищён и вооружён где-то на уровне современных БМП. Плюс фантастическое долголетие без какого-либо заметного одряхления, в результате чего у многих ветеранов космодесанта целые века боевого опыта. Плюс ворох абилок, которыми никто из них не пользуется — плеваться кислотой, потеть антифризом, срать кирпичами получать воспоминания живых существ, отведав их плоти. Кучкуются орденами в среднем по тысяче человек, со своими флотом, парком боевой техники и крепостью, большую часть задач в бесконечной войне решают силами одной-нескольких рот.
      • У некоторых Астартес есть незапланированные и нежелательные «апгрейды»: у Космических Волков это вульфены — мутировавшие в зверовоинов собратья, у Кровавых Ангелов и производных орденов — космодесантники под действием Чёрной Ярости, озверина-плюс прямо из их генетической памяти, который в любой момент может сделать из любого боевого брата феерически лютую, неубиваемую и неадекватную машину для убийства.
      • Легион Проклятых. С остатками ордена Огненных Ястребов что-то произошло в варпе, и теперь они выскакивают из него там и сям, помогают своим и исчезают обратно. «Что-то» дало им аномальные даже для космодесанта силу и живучесть, но теперь они буквально сгорают заживо внутри доспехов. Ничего, пока не догорят совсем, ещё много навоюют.
      • Если у подрастающего космодеса обнаруживаются задатки псайкера, в большинстве орденов его возьмут на карандаш и натренируют использовать психосилы вместе со специализированным оружием. Результатом будет библиарий, суперсолдат-маг.
      • Громовые Воины — прото-космодесантники времён объединения Терры. Прототип астартес, выпущена одна мелкая партия, вместо серийного производства пошли в расход. В целом были крупнее и сильнее Астартес, но ума и способности сдерживать агрессию им явно не хватало, а короткий срок жизни был как раз и заложен в них Императором. Кто не помер сам, того добили первые полноценные космодесантники, но очень дорогой ценой — случайные выжившие, порой всплывающие в тёмных уголках Империума, дают просраться даже Кустам.
      • Уже после всем известных событий примарх Коракс пытался ускорить процедуру создания космодесантников, но из-за диверсии Омегона у него вышло совсем не то, чего он хотел. Коракс был настолько удручён, что психанул и улетел в направлении Ока Ужаса.
      • У Кровавых ангелов тоже была попытка создать супердесантников, но стараниями Фабия Байла получилась орава злобных мутантов, которых вскоре перебили.
      • По новому лору, примерно в это же время архимагос Велизарий Коул начал проект по улучшению космодесантников. Результатом стали примарисы — они ещё выше, ещё сильнее и ещё быстрее, и у них броня с подворотами. Суперсолдаты Империума массовой штамповки версии 2.0.
      • Серые Рыцари — засекреченный орден космодесантников-плюс для борьбы с демонами. Суперсолдаты мелкосерийного производства. Апгрейдятся геносеменем не примархов, а самого Императора, поголовно сильные псайкеры с наивысшим уровнем противодемонической защиты разума, и вооружены лучше своих коллег из Адептус Астартес.
      • Адептус Кустодес — скорее не суперсолдаты, а супервоины штучного производства. Преторианцы Императора, со времён Ереси Хоруса кукуют на Терре, но когда-то раздавали всем подряд целебных во главе с Самим. По части индивидуальной силы и оснащённости бойцов — за глаза первая организация не только в Империуме, но и в галактике. После возвращения Жиллимана часть Кустодиев отправилась в экскурсию по Галактике, уничтожать врагов Императора на дальних подступах.
      • Ну и сами примархи — венец генноинженерных изысканий Императора и полный провал его же как педагога, искусственные полубоги, чей генный материал как раз и позволяет апгрейдить простых смертных в космодесантников.
    • Но не Адептус Астартес едиными! Имперская Гвардия может похвастаться пусть не полноценными суперсолдатами, но вполне эффективными эрзацами:
      • Штурмовики, они же Темпестусы — по сути, спецназ с очень хорошим по меркам ИГ оснащением. Обучаются с детства в Схола Прогениум и по штату вооружены усиленными лазганами, которые пробивают даже силовую броню.
      • Огрины — суперсолдаты, созданные самой природой, мутировавшие паралюди. Размерами, силой и живучестью могут поспорить с носорогами. Интеллектом, кстати, тоже. Но из тех, кого удаётся научить правильно держать пушку и стрелять в сторону врага, выходят дешёвые, мощные и верные до конца громилы.
    • Ветераны Войны Желез суперсолдаты очень бюджетного варианта — они были созданы, чтобы сразиться с тиранидами на мире-кузнице Дантрис III. Механикус Дантрис III по приказу инквизитора-радикала лорда Вариуса генетически модифицировали несколько рот 23-го Лостокского полка Имперской Гвардии, развернутого для защиты мира-кузни. У солдат продублировали и улучшили некоторые жизненно важные органы, а также вживили им железы, постоянно вырабатывающие мощные стимуляторы и наркотики. Их боевые способности и физиологическая агрессивность также были генетически усилены. Несмотря на то, что эти солдаты смогли успешно отбить нашествие тиранидов на Дантис III, из-за огромных потерь лишь три воина желез смогли пережить эту битву. Но они, по слухам, были задержаны Инквизицией, которая занялась их изучением для определения того, насколько далеко зашла порожденная отчаянием техноересь инквизитора Вариуса.
    • Сёстры Битвы, они же Адепта Сороритас — армия фанатичек при Экклезиархии, церкви Бога-Императора. В общем и целом — космодесант на минималках: никаких генетических усовершенствований, никаких веков боевого опыта (кроме, пожалуй, самых старых и самых аугментированных канонесс), но вооружение почти то же самое, силовая броня тоже вполне солидная, плюс имеют кое-какие баффы от фанатизма и религиомагии.
    • Сюда же можно отнести скитариев Адептус Механикус — да, у техножрецов есть свои отряды боевых киборгов.
    • Не будем забывать и об Оффицио Ассасинорум — ассасины тоже транслюди со специальной подготовкой и специальным оборудованием, которые решают специальные задачи. Ближе всего к суперсолдатам ассасины храма Эверсор — боевые наркоманы и берсеркеры в самом концентрированном варианте, которые покрошат цель, покрошат всё и вся вокруг этой цели, и если даже охрана вражьего лидера умудрилась одного такого убить — тело каждого ассасина Эверсор, по сути, химическая бомба со всеми разлетающимися последствиями.
    • Космодесант Хаоса — плюшки почти те же самые, что у лояльных собратьев, но могут дополнительно заслужить благосклонность богов и получить баффы ещё и от них. Можно от всего пантеона сразу, а можно и кому-то конкретному служить:
      • Можно обратиться к Кхорну и дать себе вживить в голову Гвозди Мясника — получится берсеркер с начисто отключённым инстинктом самосохранения и непреодолимым желанием ломать, крушить и рвать на части. И да, в рукопашной берсерки сильнее средних космодесантников-лоялистов (да и хаоситов).
      • Можно пойти к Нурглу, а конкретно к его первому заму в Оке — Мортариону, и стать чумным десантником. Тело становится ходячим боди-хоррором и биологическим оружием, и отказывается дохнуть, если его не уничтожить полностью.
      • Можно было состоять в легионе Тысячи Сынов и попасть под действие Рубрики Аримана. Ариман собирался мощно колдонуть, чтобы тела космодесантников не мутировали, и технически своего добился — теперь у большинства личного состава Тысячи Сынов вообще нет тел, а только кучки праха в герметичной броне. Апгрейд ли это — вопрос спорный: самостоятельно рубрика-десантники уже не функционируют, без чуткого руководства колдуна становятся овощами, но не убиваются почти ничем, могут быть воскрешены (если восстановить доспех), и болтеры их усилены магическим пламенем, так что броню лояльных Астартес прожигают на ура.
      • Можно просто служить Слаанеш и предаваться гедонизму — тогда и так сверхчеловеческая скорость реакции станет ещё сверхчеловечнее, любая боль будет только в кайф, а уж если удастся разжиться раритетным звуковым оружием — гуляй, шумовой десантник!
      • Можно впустить в тело демона. Конечно, есть риск, что он полностью поглотит личность — но зато с его помощью можно будет отрастить себе всеразрывающие когти, огнемёт изо рта, обзавестись личным силовым полем и всем прочим, что может дать демон.
      • А то ещё есть интересная личность Фабий Байл. Заморочился он идеей проапгрейдить космодесантников (за неимением их сойдут и обычные люди), особых долговременных успехов не достиг, но полученными кадаврами страшно гордится. Ещё успел наделать клонов самого Хоруса, но Абаддон не стерпел такого посягательства на свой авторитет, и уничтожил самого удачного клона вместе с лабораторией.
  • Забыли добавить, что Фабий также смог клонировать Фулгрима, но отдал его Тразину Неисчислимому в обмен на чистое геносемя Детей Императора, дабы продолжить свои исследования, а до Фулгрима (по его же приказу) десятки раз клонировал Ферруса Мануса (примарха Железных Рук), дабы переманить клона на сторону Хаоса, но все клоны были верны Императору.
    • Орки — по сути, целый биологический вид суперсолдат. Выведены не то Древними, не то кем-то ещё в стародавние времена, их создателей и след простыл, а орки всё ещё чувствуют себя прекрасно. Индивидуально орк не ахти какой вояка — да, сильный, да, живучий, но неумный и недисциплинированный, но зато орки плодятся буквально как грибы после дождя, набором необходимых навыков обладают с рождения, любую нужную матчасть собирают на коленке из подручных материалов, а в больших количествах и под командой самых здоровенных и опытных вожаков внезапно обретают и подобие дисциплины, и тактическую сноровку.
      • Продвинутый Лепила может ещё и дополнительно прокачать поциента до натурального Франкенштейна, а на пару с меком — до киб-орка.
    • Тираниды — биологическая цивилизация с уймой морфов на все случаи жизни. Конкретно к суперсолдатам ближе всех тираниды-воины.
    • Некроны — целая раса роботизированных суперсолдат (именно раса — гражданских у них вообще нет!), у которой даже самый простой солдат — натуральный терминатор, неудержимый и крайне живучий (к тому же вооружённый настоящим дезинтегратором, который с одинаковой легкостью расправляется что с живой силой, что с техникой).
  • Warhammer Fantasy Battles: с некоторой натяжкой — воины Хаоса. Да, те, что в тяжёлых латах, значительно проапгрейжены в сравнении с обычными северянами.
    • Warhammer Age of Sigmar: Штормкасты, которых фанаты прозвали «Зигмаринами» по аналогии с космодесантниками.
  • Вселенная «Бронепехота» от российской компании «Технолог» — дофига примеров. Наиболее яркие: имперский космодесант (пример № 1 — простые люди после жесточайшего курса тренировок), имперская линейная клон-пехота (пример № 3 — достижения генетики) и роботизированная киберпехота Протектората (пример № 8 — крутые роботы).

Прочее[править]

(link)

SCP-2273
  • SCP Foundation — SCP-2273 из параллельной вселенной.

Реальная жизнь[править]

  • В реальности настоящие суперсолдаты пока встречаются только у муравьёв и термитов. Подобнее в этой статье.
  • Солдаты Третьего Рейха принимали наркотики для повышения выносливости и поддержания боевого духа. За время Второй мировой войны солдаты Вермахта и Люфтваффе приняли 200 млн таблеток первитина — наркотического средства, сегодня более известного как метамфетамин. Солдаты Вермахта принимали наркотики для выносливости.
  • Именно предмета статьи в древние времена пытались достичь выделением воинского сословия: усиленное питание, постоянные тренеровки, кодексы чести, евгеника на минималках в виде обрядов совершеннолетия для выбраковывания наиболее слабых — результат в среднем вышел не особо впечатляющий. К тому же очень быстро выяснилось, что тактика решает, а «суперполководцев» выводить оказалось не в пример сложнее, потому пришли к выводу, что одной небольшой дружиной преданных откормленных силачей много не навоюешь.

Примечания[править]

  1. В RWBY в конечном счёте поняли, как с этим бороться — стали вводить вражеских недоохотников в качестве минибоссов для главных героев. Хорошие примеры — Илия Амитола и лейтенант Белого Клыка — по важности в сюжете — эталонные непростые головорезы (ладно, Илию сделали заодно второстепенным персонажем), но при случае могут выступить достойными противниками героям, не ложащимися с пары пинков.
  2. Именно в этой последовательности: действие «Заводной» — через 50—70 лет после событий «Разрушителя».