Сфера (роман Эггерса)

Материал из Posmotreli
Сфера (роман)
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Тайна есть ложь. Делишься — значит любишь. Личное есть ворованное

»
— Три главных лозунга «Сферы»

«Сфера» (англ. The Circle) — роман Дейва Эггерса, выпущенный в 2013 г. Повествует о построении (анти)утопии по рецептам Хаксли и Замятина — рыночными почти ненасильственными методами, манипуляции информацией в условиях её максимальной открытости и вовлечения людей в этот Дивный Новый Мир путём раздачи пряников. Хотя, конечно, как во всякой продуманной хакслианской антиутопии, оруэллистские черты тоже имеются, но в качестве запасных средств.

Весной 2017 г. на экраны вышел одноимённый фильм.

Сюжет[править]

Circle-cover.jpg

Молодая и амбициозная Мэй Холланд устраивается на работу в перспективную компанию «Сфера», в которой особое внимание уделяется развитию отношений между работниками в коллективе и помощи им в нерабочее время. Постепенно Мэй продвигается вверх по служебной лестнице, становясь подручной одного из Волхвов и знакомясь с другим немного с необычной стороны. Движимая благими идеями об улучшении мира и заодно жаждой успеха, ей придётся пойти на многое и сильно измениться самой. Две ссылки, вставленные в предыдущем предложении, фактически являются спойлерами.

Понятия[править]

  • «Сфера» — местная Корпорация Добра. Обосновавшаяся в США, занимается улучшением жизни людей и заодно постепенно захавывает сначала США, а потом, судя по всему, собирается причинять добро и наносить пользу и в других странах. Работники «Сферы» называются Сфероидами, руководят сферой Трое Волхвов.
  • Отдел «Чувства Клиента» (сокращённо ЧК), в котором начинает свою работу Мэй. После каждой беседы клиенту «Сферы» присылают опросник по электронной почте, в которой на основе опросов формируют оценку обслуживания в компании. «Сфера» поставила целью добиваться стопроцентного качества обслуживания. В буквальном смысле — хороший работник ЧК должен добиваться того, чтобы оценка обслуживания была 100 из 100, что делается в том числе предоставлением клиенту корректирующих вопросов на случай, если его оценка неидеальна. Таким образом, с одной стороны, «Сфера» оттачивает методы работы с людьми, а с другой — приучает как сфероидов, так и обычных обывателей воспринимать «Сферу» как нечто идеальное. Заодно через ЧК сфероиды разыскивают новых клиентов для «Сферы», в том числе тех, бизнес которых можно взять под крылышко компании, а также предложить продукцию тех, кого уже взяли.
  • Тропосфера и Стратосферавнутренняя и внешняя блогосферы «Сферы». Посты сфероидов называются Кваками, для выражения отношения к квакам используются комментарии и смайлики. Цель Тропосферы и Стратосферы — помочь сфероидам делиться друг с другом увлечениями и прочим. Главное отличие от обычных социальных сетей, помимо добровольно-принудительного активного участия - в том, что по сути, блогосфера фактически используется компанией для организации быта самих сфероидов. Помимо обильной обязательной кормёжки развлечениями, чтобы не убежали, не скучали и не думали всякую гадость о любимом руководстве, «Сфера» приучает перекладывать свои домашние дела друг на друга — а именно на тех, кто может выполнить некую домашнюю работу профессионально. Всё, чтобы рационально организовать быт сфероидов.
  • АУтенТы — электронная система аутентификации, разработанная «Сферой». Начинала как программа, связывающая воедино аккаунты в разных социальных сетях. Позже к ней привязали счета кредитных карточек. В конце лоббисты от «Сферы» вводят голосование на выборах через АУтенТы, причём голосование становится обязательным, но зато совсем не тайным.
  • АУтенДети — часть проекта Детиктив по имплантации детям датчиков, при помощи которых за ними будут следить родители, а в случае пропажи или похищения датчики помогут полиции найти детей. Естественно, вынимать датчики по достижению совершеннолетия не предполагается, а следить за детьми в итоге будут далеко не только родители и полиция.
  • Прошедшее совершенное — другой проект «Сферы» по сбору и анализу всех фотографий. Проектом занимается Бригада 40, в которой состоит подруга Мэй, Энни.
  • ВидДали — система наблюдения за всем подряд при помощи шизотехнических хайтековых мини-камер. Что характерно, подключаться к камерам (по крайней мере к большей части) может любой желающий. При этом поначалу камеры используются для безобидных целей — таких, как посмотреть из дома, какая погода на любимом пляже. Люди, которые заключают особый контракт, обязуются постоянно носить на себе камеры постоянно. Такие люди называются Прозрачными. В качестве исключения их разрешается выключать на время посещения туалета, но стоит полагать, что этот пережиток рано или поздно будет отменён. В конце концов «Сфера» проталкивает во власть Прозрачных политиков, а на остальных благодаря своим способностям манипулировать с информацией находит компромат.
  • Полнота — конечная цель Сферы на пути построения коммунизма содействия человечеству в достижении мира и процветания.

Персонажи[править]

Трое Волхвов[править]

  • Таулер Александр Господинов, или просто Тау — основатель компании и изобретатель системы «АУтенТы». Творческая личность, бо́льшую часть времени сидит в своём кабинете и появляется на телеэкране на время важных сборов сфероидов. Решил, что его проект вышел из-под контроля и угрожает свободе людей, и потому попытался его уничтожить. Разумеется, spoiler.
  • Эймон Бейли (Том Хэнкс) — Второй Волхв. Лично аккуратно, но упорно подталкивал Мэй превратиться в то, в кого она в конце концов превратилась.
  • Том Стентон — Третий Волхв.

Другие сфероиды[править]

  • Мэй Холланд (Гермиона Грэйнджер Эмма Уотсон) — главная героиня. Начинала обычной девушкой, в меру доброй и в меру раздолбайкой, пришедшей в «Сферу» по рекомендации подруги, просто желавшей немного подзаработать и порадовать родителей. Постепенно превратилась в одержимую карьерой и фанатично преданную идеалам компании сиропно-сахарную храмовницу.
  • Энни — та самая подруга Мэй, которая привела её в компанию. Работала в легендарной Бригаде 731 40. Позже на почве зависти к Мэй и открывшихся неприятных фактах об её предках, а также реакции на это неадекватной даже по мерам сфероидов публики сошла с ума. В конце лежит под капельницей, а Мэй гадает над способом проникнуть в её сны.
  • Джосия — коллега Мэй по отделу «Чувств Клиента».
  • Фрэнсис — шеф Мэй, который курировал её до того, как ей занялся лично Бейли.
  • Вильялобос — женщина-доктор, знакомит Мэй с чудесами сфероидной медицины. Впихивает ей пачку страховок, и уговаривает подсадить родителей.

Прочие персонажи[править]

  • Кальденходячий спойлер, тайный любовник Мэй и альтер-эго Первого Волхва. Пытался уговорить Мэй помочь ему уничтожить «Сферу». Результат известен.
  • Уильямсон — первый политик, которая пала на пути борьбы со «Сферой». Работники «Сферы» откопали на неё компромат, на этом карьера политика и закончилась.
  • Мессер — бывший любовник Мэй, мелкий предприниматель, который занимался производством люстр из оленьих рогов. Был ярым противником «Сферы». В конце концов не без участия Мэй был доведён до самоубийства.

Экранизация[править]

The Circle (дословно «круг», порочный круг называется «vicious circle», локализация в прокате «Сфера») — антиутопия, вышедшая в прокат весной 2017 года, посвящённая современной всеобщей добровольной слежке в стиле а-ля Гугл. Фильм основан на одноимённом романе Дейва Эггерса.

  • Через недельку нашей эры
  • Антиутопия
  • Приглаженная помойка
  • Тотальная слежка
  • Социальные сети
  • Кошмарные медицинские состояния — главная героиня установила по всему дому новомодные веб камеры, и не увидев ответ родителей стала искать их по всему дому при помощи видеокамер одновременно транслируя всё это в прямом эфире в интернет… и когда нашла родителей оказалось, что состояние её отца кошмарнее, чем все думали (все думали, что он немного парализован, но, ходит сам), её мама откачивала из её папы кал и это попало в интернет в прямом эфире… родители очень обиделись и выкинули из дома все веб камеры, отказавшись вернуть их обратно.
    • Разве она не эрекции помпой добивалась? Там ещё комментарий был вроде «секс это тоже часть жизни».
  • Доносчик — в книге
  • Конъюнктурный пересмотр в экранизации — поскольку, фильм довольно близок книге, то вплоть до финала рассказывается о том, что «тотальная слежка — это УЖАСНО!», но, затем в финале всё заканчивается идеей «не верьте параноикам! честному человеку — нечего скрывать о других! быть круглосуточно под тотальной слежкой — это реально круто!»
  • Хэппи-энд - в фильме
  • Обречённый конец - в книге