Сюжетная броня

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Plot Armor. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Персонаж важен для сюжета, поэтому с ним ничего не случится.
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Уважаемые граждане, пожалуйста, не вписывайте в статью свои догадки типа «В таком-то сюжете герой с такого-то по такой-то момент фактически неубиваем внутри самой истории, по тем или иным причинам!», если в каноне это не прописано буквальнейшим образом, причём устами надёжного рассказчика, авторской речью или «внешним» словом Божьим.
« Судьба Евгения хранила… »
— А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»
«

Живём мы, братцы, в сказочной стране. Живучи принцы — ходят как в броне!

»
— Леонид Филатов, «Любовь к трём апельсинам»

Сюжетная броня — главная причина, по которой действуют эффект штурмовика, иммунитет Джокера, детская неуязвимость, иммунитет протагониста, смерть от кармы и другие тому подобные феномены. Ведь если героя уложат в первой же перестрелке — история получится чертовски короткой и неинтересной. Да и злодей не должен умереть раньше, чем совершит все положенные по сюжету злодейства.

В отличие от обычного авторского произвола и засадного кусторояльного полка, сюжетная броня обычно имеет нормальное объяснение именно в рамках сюжета. Впрочем, под этот троп попадают и некоторые дойлистские объяснения, которые, разумеется, внутримирового обоснуя не имеют.

Вполне очевидно что главный герой XXX, стотомного цикла произведений «XXX против ещё кого-то», не может погибнуть до последней серии. Даже если получит пулю то он поправится.

Так же очевидным вариантом сюжетной брони обладают исторические персонажи в исторических же произведениях. Как они умерли, нам известно, и если автор не затеял альтернативную историю, то ничего страшного, до отведённого срока, с этими персонажами не произойдёт.

Но, поскольку аудитории неизбежно надоедает унылая непобедимость, тренд сюжетной брони уже не в моде. Рулят сеттинги вроде «Песни Льда и Пламени» Дж. Р. Р. Мартина, где умереть может каждый. Автор может даже раздухариться до такой степени, что убьёт их всех.

Иногда принимает крайне причудливый образ, когда герою не даётся поблажек — его бьют, калечат и пытают, но убить не пытаются. Почему? Сюжетная броня получила обоснуй «у него есть ценная информация», и пока герой её не выдаст, он будет жить. А раз так — то вполне может и сбежать из плена и начать геройствовать. Широко используется в псевдоисторических романах, практически отсутствует в фэнтези.

Или, например герой чудом совершает рискованный побег, пули свистят у него над головой, после смертельно опасных приключений он добирается до товарищей… Ой, а почему за ним заходят враги? Оказывается, весь побег был подстроен, стреляли умышленно мимо, герою ничего не грозило, и всё это было проделано просто, чтобы он привёл врагов к своим друзьям.

Родственный троп Супер-броня, как и сюжетная броня, позволяет быть армией из одного человека. Однако вместо унылой непобедимости возможен вариант, когда умереть может каждый. Например, хотя бы потому, что и у противника могут иметься свои крутые герои в супер-броне.

Один из способов (но, как правило, не лучший из них!) организовать герою сюжетную броню: дать ему прямо в сеттинге броню метафизическую. Авторы применяют такое редко — по понятным причинам, и стараются сообщить об этой броне читателю как можно позже, дабы не убить интерес. Протагонист (а не второстепенный персонаж) удостаивается подобного ещё реже.

Сюжетная броня появляется и в случаях, когда основной сюжет представляется воспоминаниями кого-то из персонажей, или они как-то ещё предварительно показаны пережившими свои злоключения. Однако, следует опасаться твиста Амброза Бирса.

В играх[править]

А тут сюжетная броня уже может принимать и более серьёзный характер. Если спутники героя пока умирать не должны, ибо сюжет не велит, а под пулями погулять приходится, то выходов есть несколько:

  1. Спутник вполне себе может умереть. И тогда игра объявляется проигранной, а игрок заботливо направляется к ближайшему сейву и новой попытке.
  2. Спутник не умирает, просто теряет сознание от травм. И тогда, если герой сам доведёт бой до победного, спутник тяжело встаёт с минимумом здоровья.
  3. Спутник не умирает вообще никак, хоть снайперский выстрел ядерной ракетой в глаз сделай. Вот это наш случай.

Если, поймав пару пуль и упав, спутник встаёт — это ещё можно понять. А что делать, если у нас космосимулятор? Не восстанавливать же персонажей по кусочкам после взрывов. Вот и приходится порой надевать на ценных НИПов сюжетную броню, с полной защитой от любого проникающего, крошащего, колющего, светового, стихийного и т. д. урона. В каких-то моментах выглядит откровенно странно и глупо, особенно когда первые 98 % здоровья потеряны в первые 5 секунд боя, а дальнейшие полчаса союзник успешно выживает на оставшихся 2 %. Но всё же это спасение в случае, когда второй выход нелогичен, а первый просто убьёт игру, хотя и является самым логичным. Ну как ещё выходить из ситуации, если ИИ выжить в пылу боя просто не способен, только игроку это по зубам, а переигрывать по 100 раз один и тот же бой не осилит ни один нормальный человек?

Где встречается[править]

Литература[править]

  • «Гарри Поттер» — тут сразу несколько:
  • Сенкевич, «Огнём и мечом» — Богун и Скшетуский закованы в качественную сюжетную броню, поскольку оба являются реальными историческими лицами и могут умереть только так, как они умерли в реальности. Да и то им не удалось. Богун не состарился в деревне, которая «когда-то называлась Розлоги», а был повешен…
  • «Остров сокровищ»: произведение написано в виде мемуаров Джима, о чём и говорится в первых же его строках, так что вполне очевидно, что Джим переживёт все приключения.
  • «Приключения королевского стрелка Шарпа» — Обадия Хаксвилл. Первые три книги заканчиваются одинаково: главный герой кидает его в яму с диким зверем и спокойно уходит. А всё потому, что приквелы были написаны уже после того, как Хаксвилл сыграл свою роль в сюжете книги «Рота Шарпа».
  • Эраст Фандорин наделён такой качественной сюжетной бронёй, что пережил массу покушений, пулю в голову, а также, по мнению некоторых фанатов, взрыв нагруженной тротилом дрезины.
  • Хонор Харрингтонсогласно самому автору, единственный персонаж, гарантированно защищённый сюжетной бронёй — стюард и дворецкий Хонор Джеймс МакГиннесс, потому что это любимый персонаж его жены. Вебер и саму Хонор хотел укокошить в «Любой ценой», но его отговорил тогда ещё живой Джим Баэн, глава издательства, где он печатается, чтобы избежать гнева фанатов. Пришлось вместо неё умереть Алистеру МакКеону, задуманный заранее таймскип отправился в помойку, а роли, запланированные для её детей, достались другим персонажам.

Кино[править]

  • «Бесславные ублюдки» — субверсия. У Гитлера и его ближайшего окружения просто обязана быть сюжетная броня, потому что на дворе ещё не 1945 год… А вот и не угадали, это альтернативный (параллельный) мир! Вы смотрите не исторический, а фантастический фильм. Кранты бесноватому, кранты и его приспешникам.
  • Обстёбано в смешном переводе Гоблина «Возвращение бомжа», где во время обороны столицы Гондураса солдаты спрашивают Пендальфа: «А вдруг будут стрелять?» На что он отвечает, что, мол, как обычно — целиться будут в него, а попадут в них.
  • «Джентельмены» (2020). Фильм начинается со сцены в баре, где мы видим покушение на Микки Пирсона, практически весь остальной фильм это предыстория данного события, т. е. Микки защищен сюжетной броней. Впрочем, поскольку весь остальной фильм это, по сути, рассказ Флетчера, такая же сюжетная броня есть и у Реймонда, который этот рассказ слушает.
  • Диснеевские «Звёздные Войны». У героев ЗВ всегда была сюжетная броня, но Дисней загнал педаль в пол: зачастую авторы даже не считают нужным показать, как именно герои пережили очередную смертельную опасность — всё равно зрители знают, что те не умрут от такой мелочи, как пребывание на борту взорвавшегося корабля. Финн и По свалились из космоса на поверхность планеты в подбитом истребителе? Монтаж, и Финн стоит возле обломков, даже не помятый, а По, видимо, телепортировался в безопасное место. Флагман Сноука разнесли тараном, когда на борту была половина главных героев? Финна и Роуз оглушило, прочих даже не поцарапало. Кайло Рен разбился и взорвался в истребителе, Рэй и компанию засосали зыбучие пески? Монтаж, в следующей сцене все целы и невредимы. (Зато Люк, Лея и Бен умерли просто от истощения сил.)
    • Особняком стоит «Rogue One», где погибают все… но строго после того, как каждый выполнил боевую задачу.
    • В сериале «Войны клонов» этот троп выжимает педаль в пол. Чуть ли не каждая сцена штурма планеты — десантные корабли Республики высаживаются на планету, но у противника оказывается мощная неподавленная ПВО. И вместо того, чтобы подождать, пока её подавят и обеспечат более-менее безопасную зону высадки, Великая Армия Республики ломится вперёд, видимо решив «Бабы новых нарожают»… ой, то есть каминоанцы новых наделают. LAAT слева взрывается, LAAT справа горит и падает, но только конкретный десантовоз с джедаем на борту и горсткой его личных верных клонов спокойно достигает цели, жалуясь максимум на тряску. Можно понять такие расклады, когда джедай сидит за штурвалом сам — в конце концов, у него скилл пилотажа нереально прокачан, плюс тактическое ясновидение — он пролетит там, где нормального пилота подстрелят. Но когда джедай сидит в транспортном отсеке наравне со всеми, на живучесть своего аппарата он повлиять аж никак не может (если что, форс-навык Боевой Медитации, позволяющий повысить эффективность других бойцов, в данном сеттинге утрачен много веков назад). Если бы не сюжетная броня, бравые генералы Кеноби и Скайуокер закончились бы на второй-третьей высадке.
    • Впрочем, этим и старый канон грешил, в частности, комиксы «Чистка» и «Дарт Вейдер». Шансы схлопнуться в некоторых случаях у Вейдера были весьма немаленькие, в частности, на Кесселе(когда собравшиеся джедаи не убили его исключительно авторским произволом) и Атоа, когда на него обрушил на себя храм.
  • «Игра» (1997) — главный герой переживает массу опасных приключений, чудом выходя из них, часто рискуя жизнью… он тонет в машине, попадает в перестрелку, оказывается в Мексике… но на самом деле все эти приключения были подстроены фирмой, специализирующейся на подобных развлечениях, и ему совершенно ничего не грозило, тонущую машину сопровождали аквалангисты, патроны были холостые и т. д.
  • «На игре» (2009). Главный герой после драки с бывшими друзьями приходит в себя на горящем корабле, как только он от этого корабля отплывает — тот взрывается. Спасся чудом? Нет, сюжетную броню обеспечил его противник, умышленно имитирующий чудесное спасение при помощи радиодетонатора, дабы усыпить бдительность героя.
  • «Последний самурай» — дивная избирательность огня «гатлингов», под которым гибнут все, кроме Тома Круза.

Телесериалы[править]

  • Собственно любой телесериал, где главный герой присутствует в названии. Все эти «Глухари», «Слепые», и т. д. Ну как может быть убит главный герой, если впереди ещё 267 серий? Даже если в него попали — поправится… Если в названии указана группа лиц («Менты», «Бригада»), броня может оказаться ненадёжной, не всем обязательно доживать до финала…
  • «Библиотекари». Вызванные из книг персонажи могут быть убиты только так, как в книге, и никак иначе.
    • Вампиры демонстрируют молниеносную скорость, практически телепортацию, когда надо схватить главных героев или во время схватки друг с другом, но когда они пытаются убить главных героев, то эту скорость не применяют. (Не могут?) Даже старика уложить не могут, правда этот старик — сэр Галахад с тысячелетним опытом.
  • «Ведьмак» от Netflix — Йеннифэр во время своего обучения в Аретузе. Особенно бросается в глаза из-за того, что худших учениц Аретузы превращали в угрей, а Йеннифер успехов в учёбе не демонстрировала ни разу, но её всё равно считают лучшей.
  • «Во все тяжкие». Многие серии начинаются с некой кульминации, в которой мы видим ГГ в тяжёлом положении, а вся остальная серия показывает, как он в это положение попал. Т. е. кроме обычного Иммунитет протагониста мы в ходе серии имеем и сюжетную броню, поскольку уже видели, что ГГ доживёт до кульминации.
  • «Рим». Подсвечено Цезарем в отношении Ворена и Пуллона: «Если они пережили такое, значит, на их стороне могущественные боги, против которых я пойти не могу».
  • «Сверхъестественное» — сюжетной броней Винчестеров одарил сам Бог, потому что они были его «любимыми персонажами». Когда в одной из серий 15 сезона он её убрал, на их головы немедленно посыпались злоключения. А сразу же после того, как Винчестеры его убили, Дин погиб на рядовой охоте.

Мультсериалы[править]

  • «Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir» — Чёрный Кот не раз попадал под влияние злодеев, а один раз даже был уничтожен, но с Леди Баг этого никогда не случалось. Потому что только она может одолеть злодея и всё исправить, если с ней что-то случится, злодей победит.

Комиксы и их адаптации[править]

  • Бэтмен практически во всех версиях: сюжетной бронёй защищены, как ни странно, простые головорезы. Бэтмен, как известно, не убивает, но в остальном, как опять же известно, со злодеями не церемонится. Поэтому головорезы неизменно выживают, даже если Тёмный Рыцарь, к примеру, выбрасывает их из поезда на полном ходу. Особенно хорошо заметно в анимационных адаптациях.

Веб-комиксы[править]

  • Бронелифчик. игра с тропом. Маркус, играя за сюжетноважного персонажа Лютера, пытается читерить, используя сюжетную броню. Не прокатило…
«

Кейси: Так, хватит. Звуки ударов привлекли внимание… (кидает) Кейси: …прожорливого драконобарсука. Лютер: Чтобы защитить даму сердца я прыгаю ему прямо в пасть. Кейси: (в ужасе) ЧТО?! Маркус: Головой вперёд, целиком и без остатка. Всё ради спасения любимой. Кейси: (молчит). Кейси: Э… что ж, думаю, ты мёртв… Маркус: (удивлённо) Ой, правда? Я-то думал, раз гном важен для сюжета, то он не может умереть.

»
  • Homestuck: Гамзии. В каноне прямым текстом говорится, что он защищён сюжетной бронёй и не может умереть.

Аниме и манга[править]

  • «Science Ninja Team Gatchaman»: собственно, сама команда. Пока по сюжету не нужно, чтобы кого-то из них зацепили, то их даже огненным валом не зацепит.
  • Shoujo Kakumei Utena: Утэна, конечно, девушка спортивная, но не фехтовальщица, однако одного за другим уделывает всех соперников, которые профессионально умеют обращаться с мечом вплоть до мастеров спорта. А разгадка проста: её непоколебимая чистота против их тараканов.
  • «Звезда ада Рэмина» Дзюндзи Ито: отменной сюжетной бронёй здесь обладает заглавная Рэмина (девушка, а не звезда). Это даже подсвечено: в финале один из героев отмечает, что раз Рэмине и окружающей её горстке людей повезло пережить гибель остального человечества и самой Земли, то вполне может везти и дальше, а потому отчаиваться не стоит, хотя положение и кажется безвыходным.

Видеоигры[править]

  • «Парадокс последнего хитпойнта»: у геймдизайнеров существует негласное правило хорошего тона — когда у протагониста остаётся последний пункт здоровья, наносимый противниками урон на некоторое время понижается или даже обнуляется, чтобы дать игроку возможность всё-таки вытащить бой как бы «на последнем издыхании».
  • Deus Ex: Анну Наварре нельзя убить до встречи с Лебедевым, Мандерли — до побега из UNATCO, Гюнтера Германна — до встречи во французском метро, Уолтона Симонса — до возвращения с морской базы. Зато Мэгги Чоу можно завалить при первой встрече в её же апартаментах, дабы потом в лаборатории Версалайф под ногами не путалась.
  • Fallout 3, Fallout: New Vegas и Fallout 4 — на обычном уровне спутники падают в обморок, на хардкоре (в Fallout: New Vegas) — дохнут.
  • Final Fantasy X: первые примерно три четверти игры — это воспоминания героев. В заставке мы видим их сидящими вокруг костра и слушающими Тидуса. Соответственно, понятно: все, кто был показан в заставке, доживут до этого момента. А вот дальше сюжетной брони у них уже не будет…
  • Freelancer: космосимулятор, в котором союзники вполне могут летать на самых технологически отсталых кораблях и при этом всегда выживать на тех самых заветных 2 % прочности корпуса.
  • Mount and Blade — если у какого-либо персонажа есть имя[1], то убить его не получится вообще никак — какие бы раны вы ему ни наносили, он будет только терять сознание. Казнить его, если он у вас в плену, тоже нельзя.
    • То же самое касается и самого протагониста: даже если его утыкают стрелами, проткнут мечом и сбросят со стены на надолбы, он останется жив, хоть и будет в отключке. Если протагонист в плену, его не казнят никогда, ни под каким видом.
  • Starbase Orion (порт Master of Orion для айфона) — корабль с полковником Ханифером нельзя уничтожить, пока остаётся хотя бы ещё один корабль в его флоте, хотя здесь скорее имеет место железная воля.
  • В Oblivion педаль утапливается в пол, поскольку бессмертные персонажи встречаются на каждом шагу из-за того, что связаны с тем или иным побочным квестом. Можно даже собрать себе целую команду бессмертников, взяв одновременно несколько эскорт-миссий.
  • В The Outer Worlds аналогично - смерть только на высшей сложности.
  • XCOM, XCOM 2 — сюжетно важные персонажи, получив критический урон, не погибают сразу, а несколько ходов «истекают кровью». Своевременное вмешательство медика позволяет сохранить им жизнь и вернуть в строй.
    • В GEARS Tactics похожая механика действует в отношении не только игровых персонажей, но и противников: «убитые» враги часто не умирают, а теряют сознание, чтобы дать возможность бойцам игрока пафосно «казнить» их, зарабатывая тем самым дополнительные плюшки.

Примечания[править]

  1. Единственное исключение: преступники, подавшиеся в бега, на убийство которых главгерой получает заказы. Имя у каждого из них есть (генерится случайным образом), но в отношении каждого из них вершится именно что смертная казнь.