С блэкджеком и шлюхами

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «С блекджеком и шлюхами»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Start My Own. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Сын нового русского приходит из школы и говорит папе: — Папа, а ты знаешь, у Сашки Петрова воспаление лёгких! — О чём речь, сынок? Завтра у тебя будет такое же! Нет, ещё круче!

»
— Анекдот
« Мы построим свои треножники! Только с четырьмя ногами! »
— Очень страшное кино 4

Макгаффин достался не вам. Уберкрутую вундервафлю изобрёл ваш конкурент. Ваш оппонент заимел себе новую крутую вещь и очень хвастает ею, привлекая к себе внимание всей остальной аудитории. Вас не пустили в элитное заведение, задев вашу самооценку и уронив авторитет в глазах окружающих.

Что вам остаётся? Только сделать вид, что вас совершенно не волнует какая-то там X, и во всеуслышанье произнести фразу «а у меня будет своя X, с блекджеком и шлюхами!»

Суть в тропа в том, что завидев у кого-то что-либо крутое, персонаж непременно хочет, чтобы оное обязательно было и у него, только ещё лучше, чем у остальных. При этом можно как создать эту самую X, так и ограничиться одной только сакральной фразой.

Надтроп — одностороннее соперничество. Частый результат такого подхода — Теперь БАНАНОВЫЙ! Параллельно можно очернять конкурента, указывая на его якобы фатальный недостаток в виде отсутствия этих самых блекджека и шлюх (в IT это и вовсе почти синонимы: «фатальный недостаток — его изобрели не мы»). Если же новая X получилась объективно хуже оригинала, то это уже Версия для бедных.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот про то, как после отправки американских астронавтов на Луну советских космонавтов решили отправить на Солнце. Ночью, чтоб не сгорели.
    • Позже подобное говорили про Северную Корею, притом, вследствие закона По, в какой-то момент начали говорить всерьёз (в смысле, вроде как, по версии северокорейской пропаганды, такой полёт реально происходил). На самом деле, при всех особенностях Северной Кореи, это, конечно, просто клюква.

Литература[править]

Фанфики[править]

  • Сергей Юрченко, «Игра Стражей. Лестница сквозь небо» (фанфик по Evangelion) — именно так заявлен беспилотный ОБЧР американских разработчиков на фоне японского пилотируемого биомеханоида. Создатели ОБЧР сочли абсолютно истинную фразу «пилотирование биомеханоидов псайкерами» бредовой пропагандой.

Кино[править]

  • Первый Железный человек — Обадайя Стейн в финале фильма создаёт свой бронекостюм Железного Дельца, практически ничем не уступающий костюму Тони Старка.
    • Во втором фильме трилогии Джастин Хаммер заявляет о попытках создать аналог костюма Старка. Однако всё, что ему удаётся сделать — это нагрузить уже существующий экземпляр костюма Железного человека своими апгрейдами, некоторые из которых даже не работают.
    • Также во второй части Иван Ванко создаёт костюм Хлыста, чтобы отомстить за кражу технологии дугового реактора у своего отца Говардом Старком. После первого поражения, воспользовавшись советами Тони Старка и наивностью Джастина Хаммера, Иван создаёт новую версию костюма, внешне похожую на костюм Железного человека.
    • «Чёрная Пантера: Ваканда навеки» — Рири Уильямс aka Железное Сердце тоже запилила себе аналог старковой брони. Куда конь с копытами, туда и лягуша с лапами.
  • Человек-муравей из КВМ — Хэнк Пим не захотел делиться секретами разработки костюма Человека-муравья со своим учеником, поэтому Даррен Кросс разработал свой собственный оригинальный костюм Жёлтого Шершня и даже планировал продать его представителям Гидры.

Мультсериалы[править]

  • Futurama — тропнеймер и кодификатор в лице робота Бендера.
  • My Life As A Teenage Robot — вдохновившись XJ-9, доктор Финеас Могг создаёт своего робота, «лучше», чем творение Уэйкмен. «Превосходство» же заключается в том, что YK-9 — робот-пёс.
  • Sym-Bionic Titan — ближе к финалу первого сезона генерал Сталь запилил себе собственного монстробойного ОБЧР под названием «Молот» на основе одних только земных технологий, а на самом деле — из останков Мутради, убитых Титаном.
  • ExoSquad — Фэйтон позиционирует неосапиантские эхолеты, как превосходящие человеческие по всем параметрам, включая огнестойкость, ударопрочность и огневую мощь.

Аниме и манга[править]

  • Mazinger Z — Босс захотел себе робота, чтобы заткнуть за пояс Кодзи на Мазингере. Ну, ему и сделали робота. Из металлолома. Босс своим роботом вполне доволен, но геройствовать у него как-то не получается.

Комиксы[править]

  • Marvel  — КГБ захотели сделать свою версию Капитана Америки из арестованного ими мутанта Аркадия Россовича, вживив ему металлические щупальца, способные высасывать жизненную энергию из людей, в каждую из рук. Так на свет появился суперзлодей Красный Омега.
    • Советский супергерой Красный Страж тоже был создан СССР в качестве ответа американцам на Капитана Америку.
    • И снова по заказу СССР, на этот раз в качестве противника уже Железному человеку, Антоном Ванко был создан костюм Красного Динамо.
    • Spider-Man — в одном из комиксов один ушлый изобретатель запилил себе костюм с тентаклями, как у Доктора Осьминога, но ещё круче по всем параметрам. Не помогло.
    • Нацистские ответы Капитану Америке — Сверхчеловек и Воительница. Первый, помимо пика человеческих возможностей, еще и умел левитировать на короткие дистанции.
    • и Капитан Британия (Брайан Брэддок) — версия для Британских островов. Кстати, сотрудничал с Капитаном Америкой и ЩИТом.

Видеоигры[править]

  • World of Warcraft — После того, как Мировое Древо Нордрассил сгорело в битве на горе Хиджал, большинство ночных эльфов отыскали новое древо - Тельдрассил, однако оно оказалось дефектным и поражённым демонической скверной. Тогда верховный друид Фэндрал Олений Шлем объявил, что сам вырастит нормальное Мировое Древо, отправился в Нордскол и решил оживить Мировое Древо Фордрассил… осквернённое одним из Древних Богов.
  • Elden Ring — Микелла убедился, что текущий порядок Древа Эрд уже не подлежит починке, и вырастил собственное Священное Древо на севере, где хотел дать приют всем обездоленным. Сам Микелла забрался в кокон внутри древа, в котором рассчитывал найти избавления от своего проклятия вечного детства, исцелить свою сестру Малению от алой гнили и получить настоящую смерть для своего брата-нежити Годвина. Ничего из этого он сделать не успел, поскольку его вместе с коконом вырвал из древа Мог и, не дожидаясь прихода Микеллы в сознание, сделал его своим мужем.

Реальная жизнь[править]

  • Прицепиться к трамваю как явление.
  • Насмотревшись на успехи КВМ в кинопрокате, другие компании решили урвать свой кусок пирога и создать собственные киновселенные: так, Warner Bros взяли за основу комиксы DC, а Universal — свои старые фильмы про классических монстров вроде Дракулы, доктора Джекилла и мистера Хайда и им подобных. В итоге вселенная монстров от Universal загнулась на первом же фильме-ремейке Мумии, а вселенная DC, создатели которой поставили задачу перегнать Marvel, огребла много критики в адрес своих фильмов и была вынуждена снизить скорость их выпуска.
  • Успешная бизнес-модель стримингового сервиса Netflix также вызвала создание аналогичных сервисов от конкурентов: в результате появились HBO Max, Amazon, Apple TV и Disney+.
  • Точно такая же ситуация сложилась и на рынке игровых онлайн-магазинов: пытаясь повторить успех Steam, были созданы EA Origin, Epic Games Store и другие сервисы.
    • Но не GOG (в юности Good Old Games), начинавшийся как дистрибьютор старых игр и перешедший к схеме «игры без DRM».
  • Расхожее выражение «наш ответ Голливуду» как раз об этом. Субверсия, ибо творцы оригинала и слыхом не слыхивали о новоявленных «блэкджекщиках»; да и этого самого ответа никто толком-то и не спрашивает.
  • В рекламных материалах новых девайсов маркетологи очень уж любят использовать выражения вида «то же, что X, только со свистоперделками» или даже «убийца X». При этом очень трудно вспомнить случай, когда бы хвалёный «убийца» оправдал ожидания и действительно «убил» оригинал.
    • Забавный случай из неоновых 80-х: компания IBM анонсируя PCjr, утверждала, что это тот же PC, но за меньшие деньги и более подходящий для игр. Вот только это оказался далеко не тот же PC: больше половины PC-шного софта тех лет на нём не шло.
  • То же явление в ПО: обнаружив, что продукт создали не они, разработчики выпускают свой вариант с тем же функционалом и добавлением (или отсутствием) некоторых непринципиальных фишек. Понятно, что целесообразность потраченных на это усилий и средств обычно вызывает вопросы.
    • Известен текст под названием «фатальный недостаток», где фатальный недостаток находят у написанной другой командой внутри самой Microsoft технологии и выпускают свою версию той же технологии, которая делает то же самое, но лучше и заодно решает проблему dll hell. Судя по тому, как выпускались Windows 8/10/11, фатальный недостаток всё ещё не устранён, а проблема dll hell (ада зависимостей) всё ещё нуждается в решении.
  • Космическая программа Замбии — педаль в африканские шахты.
  • Соперничество «Большой детройтской четвёрки» в 50-е — 70-е года. Как только один автоконцерн создавал успешную модель, тут же остальные отвечали еще более мощными, большими и навороченными машинами (больше спойлеры, больше цилиндров, длиннее машина). Прекрасно работало до нефтяного кризиса 1973 года, когда после роста цены на бензин в 4 раза американцы уже не могли позволить себе восьмицилиндровых монстров с диким расходом и обратили взор на мелкие и простые, но удивительно дешевые и экономичные японки.
  • Секта «Научи хорошему» насмотрелась на успех сайта «Кинопоиск», и создали свой сайт о фильмах «Киноцензор». Только там они оценивают фильмы с морально-нравственной точки зрения. В своём ущербном понимании разумеется.

Произведения, существующие благодаря тропу[править]

  • Jodoverse: «Инкал», «Метабароны» и другие графические новеллы. Снять экранизацию «Дюны» Ходоровски не дали, но сценарные наработки и идеи остались при нём и вскоре пошли в дело.
  • Five Star Stories.
  • Фанфики. Просто фанфики как явление. Впрочем, мейнстрим здесь не пытается превзойти оригинал, а открыто ему подражает потому что аудитория хочет того же, да побольше.
    • Ну, или же часть аудитории недовольна событиями (или их трактовкой) в каноне и потому создает свои варианты.
  • Полемизирующее произведение может оказаться вариантом тропа. А может и не оказаться.