Тайна Коко

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Тайна Коко» (в оригинале Coco) — мультфильм студии Pixar под крылом Disney, посвященный мексиканскому Дню мёртвых, празднику, на котором вспоминают предков. В мультике есть много песен, а ещё — необычная подача банальной идеи «следуй за мечтой»: на примере де ла Круcа показано, к чему может привести позиция «цель оправдывает средства» и желание достичь своего любой ценой. Действие проходит на празднование мексиканского Дня мёртвых, с 1-го по утро 2-го ноября; эпилог — ровно через год.

Мультфильм занимает промежуточное положение между традиционно немузыкальными работами Pixar и традиционными же для Disney мюзиклами. Однако в отличие от последних, вся музыка и музыкальные звуки здесь издаются вполне конкретными источниками — случайным задеванием инструментов, дуновением Мигеля в бутылку, сигналом фургончика с мороженым и, конечно, намеренным исполнением музыкантов или певцов, непосредственным, в записях или воспоминаниях (мариачи и других коллективов, Эрнесто и/или его оркестра, Гектора, Имельды, Мигеля, а под конец и еще пары его родственников).

Значимые персонажи[править]

Сюжет[править]

Живой, мёртвые — не всё ли равно?

В День мёртвых Мигель чистит бродячему музыканту мариачи[3] ботинки и рассказывает о своей жизни, а тот советует поучаствовать в конкурсе, что состоится вечером, протягивает гитару, чтобы Мигель показал, как умеет играть. Их беседу прерывает семейство Ривера, ведёт мальчика домой и поздравляет с тем, что он тоже станет сапожником, но он этому совсем не рад. Вдруг Данте стал есть подношения на алтаре Ривера, и Мигель, пытаясь его оттащить, случайно уронил фотографию Имельды с дочкой и лишь частично попавши в кадр мужем и разбил её стекло. Оказалось, что у фотографии была загнута назад сторона с изображением руки с гитарой точь-в-точь как у Эрнесто де ла Круcа. Посмотрев на гитару и на то, как бабуля Коко тянется к фотографии, говоря «папа», Мигель предполагает, что тем таинственным мужем Имельды, которого даже упоминать нельзя, был де ла Круc. На радостях Мигель делится с семьёй своим открытием, но его ругают — ведь нельзя скрывать секреты от родных и бросать их, — и ломают его самодельную гитару. В слезах он кричит, что не нужна ему такая семья, и убегает на конкурс, но без инструмента его заявку не принимают. Поэтому он, вдохновившись цитатой на памятнике прапрадеда «Лови свой миг удачи», пробирается в его склеп и крадёт гитару, обещая вернуть…

Стоит ему взять гитару, как начинают происходить странные вещи: сквозь Мигеля проходят люди, сам он видит скелетов — души мертвецов, — а Имельду почему-то не пускают в мир живых. Оказалось, украв вещь у мертвеца, Мигель себя проклял, и если кто-то из членов семьи не благословит его до рассвета, он навсегда останется в мире мёртвых. Мигель благословений не принимает, потому что ему ставят условие «больше не брать в руки гитару», сбегает, чтобы найти де ла Круcа и получить благословение от него, и слышит, как таможенник наказывает скелета-оборванца по имени Гектор, а тот хвастается своей дружбой с величайшим музыкантом Мексики и предлагает пограничнику билет на концерт в обмен на пропуск в мир живых. Мигель бежит за Гектором и заключает сделку: Гектор доставит Мигеля к де ла Круcу, а тот вернётся домой и поставит фото Гектора на алтарь, ведь пограничники его не пропускали именно из-за того, что никто не поставил его фото.

Успеют ли товарищи до рассвета? И догонит ли Мигеля Имельда со своими потомками и Пепитой — проводником душ, похожим на крылатого ягуара?

Что тут есть[править]

  • Во-первых, Мексика в целом, её культура и связанные штампы — в ассортименте. Из здешнего названия обзорной статьи по Мексике присутствуют и сомбреро во множестве, и текила в которую Эрнесто добавил яд, чтобы убить друга. Кроме того, «La Llorona», которую исполняют Эрнесто и Имельда, состоит из нескольких куплетов вполне реальной одноименной мексиканской народной песни, а та самая Ла Йорона, о которой в ней поётся, — персонаж мексиканского фольклора (призрак женщины, убившей своих детей и теперь раскаивающейся в этом и оплакивающей их).
  • Амбивалентная песня — в некотором роде, «Не забывай» для Гектора и Эрнесто: первый поёт её нежно и спокойно, как колыбельную для дочери, а второй, не зная её истинного смысла, — гораздо более «попсово», что хорошо отражает их характеры.
  • Детская неуязвимость — Эрнесто лично приказал сбросить Мигеля в сенот[4], ещё и подчеркнув, что до этого убил лучшего друга. Но Мигель без проблем всплыл.
  • Диссонирующее имя — имя главного злодея Эрнесто означает «честь, благородство».
  • Идиотский мяч:
    • Ну зачем Эрнесто отравил Гектора?! Что ему мешало, например, договориться с Гектором, чтобы тот разрешил петь его песни, а потом пополам делить гонорар?
    • И зачем он же снял фильм с эпизодом, где его героя пытаются убить так же, как он — Гектора, и вставил в фильм их последний разговор? Заменил бы тост хотя бы!
  • Импровизированное оружие:
    • Бабушка Мигеля Елена лупит своей сандалией любых музыкантов, которые подходят слишком близко к мастерской её семьи. Выдав конкретно мариачи, которому Мигель чистил обувь и который рискнул было одолжить мальчику свою гитару, ещё и повращала сандалию на пальце, прежде чем вернуть на ногу, как стереотипный ганфайтер — кольт.
    • Уже её бабушка Имельда на том свете в гневе разбила своим ботинком компьютер несчастного агента загробной жизни. Чуть позже она несколько раз огрела им де ла Круcа.
    • Один из братьев-близнецов Имельды использует руки другого в качестве парных нунчак.
  • Крутой баритон — лирический баритон Гектора. Судя по исполнению Un Poco Loco, потенциально вполне может развиться и у Мигеля.
  • Нелицо — отец Коко/муж Имельды.
  • Положительный скелет — по мексиканским верованиям, обитатели загробного мира выглядят как скелеты. А дальше — как в жизни: бывают и хорошими, и плохими.
  • Предзнаменование:
    • Присмотритесь к гитаре, которую Эрнесту украл из склепа де ла Круса — она украшена черепом с золотым зубом, и можно догадаться, что настоящий хозяин гитары — Гектор с таким же золотым зубом.
    • Когда Мигель спрашивает Эрнесто, жалел ли он о том, что посвятил себя музыке, тот ни разу не упомянул Имельду и Коко, рассуждая о семье только в общем и в целом.
  • Признание на камеру — именно так разоблачили главного злодея.
  • Проблемы с коммуникацией убивают — муж Имельды, Гектор, на самом деле и не думал оставлять её с дочкой одну, просто Гектора подставил и отравил лучший друг, о чем Имельда, конечно же, не знала и озлобилась. Отсюда и запрет на музыку с ненавистью к музыкантам. А в конце выяснилось, что из-за того, что Имельда считала Гектора предателем и старалась всеми силами его забыть, его чуть не настигла абсолютная смерть, так что проблемы с коммуникацией могут убить даже в мире мёртвых.
  • Разбитый идол — Эрнесто для Мигеля, а потом и для всех фанатов, узнавших его истинную натуру.
  • Ружьё Чехова — сначала по телевизору просто показали эпизод фильма, где героя Эрнесто пытались отравить, потом повторный просмотр этого эпизода привёл к неожиданным последствиям.
  • С глаз долой — с фоток вон — считая, что Гектор бросил семью ради карьеры, Имельда поизгибала семейную фотографию и оторвала ее кусок так, чтобы его нельзя было узнать. Но его дочь Коко сохранила обрывок с его лицом, так что снимок удалось восстановить.
  • Семейное табу — в семье Ривера это табу на музыку. Бабушка Елена гоняла к чертям мариачи, которые под песню просто мирно проходили мимо.
  • Уронить челюсть — у клерка мира мёртвых, увидевшего Мигеля, челюсть выпадает из суставов и падает на стол.
  • Участь хуже смерти — если о человеке не помнят, он второй раз умирает, уже в мире мёртвых, если не душа рассеивается в пыль. Чтобы выяснить это, используется систему распознавания лиц — если на День мёртвых никто не выставил фотографию умершего, его не пропускают в мир живых.
    • Чичаррон окончательно умер с улыбкой после того, как Гектор спел ему любимую песню.
  • Холодная ярость — увидев признание злодея на камеру, аудитория встречает его выход на сцену свистом и воплями. Тот пытается начать петь — и видит, как дирижёр его же оркестра демонстративно ломает свою палочку и откидывает обломки.
  • Это часть представления — Имельда оказалась на сцене и, чтобы спастись от охранников де ла Круса, внезапно принялась петь (и очень хорошо), и всё превратилось в эффектное шоу, которого мертвецы ещё не видели. В итоге все были в шоке.
  • Я не Зельда!: главного героя зовут Мигель, а Коко — это его прабабушка, которая в ходе большей части сюжета проходит как фоновый персонаж, почти не осознающий реальность. С прикрученным фитильком, так как обоих персонажей вводят и идентифицируют именами достаточно рано, не допуская путаницы, и пробуждённые песней Мигеля воспоминания Коко о детстве играют существенную роль в развязке сюжета.
  • Я твой отец — с прикрученным фитильком: Гектор и Мигель узнают, что они родственники, только ближе к финалу.

Тропы вокруг мультфильма[править]

  • Билингвальный бонус — присутствует в оригинальном дубляже (и, вроде как, сохранён ещё в нескольких дубляжах, норвежском и шведском точно). Песня «La llorona», в отличие от прочих музыкальных номеров в мультфильме, исполняется полностью на испанском.
    • Труднодоступное произведение — если вы не знаете испанского, то найти некоторые понравившиеся песни или композиции из мультфильма окажется крайне проблематично. Например, слабо найти песню, играющую фоном, пока Мигель и Гектор идут через квартал жителей, которых в мире живых никто не помнит? А песню, которую распевают музыканты-мариачи до того, как Бабулита прогоняет их? В официальном саундтреке этих песен, разумеется, нет.
  • Бонус для гениев:
    • Оранжевый цветок, который можно увидеть на протяжении всего фильма, — это бархатцы (также известны как ацтекская календула, мексиканская календула, исп. cempasúchil, лат. Tagetes). Цветок используется в традиции Dia de Muertos в Мехико, чтобы вести умершего к жизни.
    • Данте — из породы ксоло (ксолоитцкуинтли), и древние ацтеки считали этих собак проводниками душ умерших в царство мёртвых.
    • Фрида Кало, знаменитая мексиканская художница, в своё время сделала всё, чтобы спасти эту породу — в начале ХХ в. та находилась на грани исчезновения.
  • Концентратор ненависти — сами понимаете, кто. Однако и фанатов у него немало, слишком уж обаятелен и харизматичен. Да и музыкант из него действительно великолепный.
  • Корейцы любят StarCraft — мультфильм полюбился китайцам.
  • Мерчандайз — под прокат фильма калифорнийской фирмой Cordoba Guitars была запущена серия детско-юношеских гитар (от игрушек и укулеле до 7/8) с тематическим дизайном — очень приличных, кстати, для своей небольшой по американским меркам цены. Для особых ценителей выпустили и пару десятков «реплик» с головкой-калаверой и золото-перламутровой фурнитурой.
  • МТХ — на одном из постеров к мультфильму у Мигеля куда-то пропадает правая рука.
  • Никогда не доверяйте обложке — на большинстве обложек мультфильма Мигель и Гектор, вместе веселящиеся на мосту из лепестков бархатцев (Мигель играет на гитаре, Гектор — тоже либо пляшет). Только вот Гектор не мог ступить на эту дорогу до тех пор, пока Мигель не вернулся в мир живых, обелив его имя и добавив его портрет на семейный алтарь.
  • Откровение у холодильника:
    • По некоторым персонажам можно понять, что попавший в Мир мёртвых сохраняет свой возраст на момент смерти. Но большинству показанных скелетов едва ли дашь больше 30-40 лет! А в одном из эпизодов появляется мама с маленькой дочкой.
      • Возражение: житель Мира мёртвых существует до тех пор, пока его помнят. При этом лично знать человека не обязательно, достаточно рассказов родственников и фотографии. Поэтому внешний вид умершего основывается не на его предсмертном облике, а на том, как его помнили на момент смерти. Это подтверждается и образом Фриды Кало, которая в реальности перед смертью была изможденным одноногим инвалидом, прикованным к кровати, но в мультфильме изображена такой, какой ее запомнили тысячи поклонников — яркой женщиной в самом расцвете сил. Этим же объясняется и большое количество людей среднего возраста — родственники выбирают для семейного алтаря фото, на котором усопший помоложе и покрасивее.
    • Когда Мигель сказал Эрнесто, что он его потомок, музыкант сразу ему поверил. Но ни разу не упоминалось, что у Эрнесто есть близкие. Всё очень просто — в своё время у Эрнесто было множество мимолётных романов, и поэтому он не удивился, что у него якобы есть потомок.
  • Получилось страшно — чтобы донести до детей мораль «люби свою семью», Pixar хорошенько их припугнул смертью. Вопрос только в том, «получилось» или было сделано специально?
  • Фанатский персонаж — Марко де ла Круc. Основан на раннем дизайне протагониста, Мигеля, и обладает его же черновым именем. Из-за внешней схожести с антагонистом фильма, Эрнесто де ла Круcом, заочно записан фанатами в его потомки.

Примечания[править]

  1. Алебрихе — ярко раскрашенные мексиканские народные игрушки, изображающие фантастических зверей
  2. Калавера (calavera — «череп») — символ Дня мёртвых.
  3. Мариачи (Mariachi) — один из самых распространённых жанров мексиканской народной музыки.
  4. Сеноты — естественные провалы в земле, образованные в результате обрушения сводов известняковых пещер, в которых протекают подземные воды. Могут выглядеть как озера, колодцы и даже целые пещерные комплексы с подземными реками. Раньше майя брали оттуда пресную воду и иногда совершали кровавые жертвоприношения.