Тайна запертой комнаты

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

Одна из возможных завязок для детектива. Тело с признаками насильственной смерти найдено в помещении, все двери и окна которого заперты изнутри. Никого другого, кроме жертвы, там нет. Или нет и тела тоже, хотя кто-то заходил, но не вышел — тогда это исчезновение из запертой комнаты.

Д. Д. Карр (см. ниже) выделял следующие варианты разгадки такой тайны:

  1. Потайные ходы или отверстия.
  2. Несчастный случай, выглядящий как убийство.
  3. Жертва была отравлена чем-то психотропным и убила себя сама.
  4. В комнате была установлена ловушка.
  5. Самоубийство, обставленное как убийство.
  6. Комната стала запертой уже после совершения в ней убийства, хотя кажется, что это не так. Сюда же всяческие способы повернуть ключ в замке снаружи и т. п.
  7. Убийство совершено за пределами комнаты, а потом тело туда перенесли, либо смертельно раненная жертва забежала туда и заперлась.
  8. Жертва крепко спит (или находится без сознания), убийца поднимает панику и, вломившись первым в комнату, убивает жертву. Такое чаще всего проворачивают врачи (под видом оказания первой помощи).

Помимо этого возможны и другие варианты:

  1. Убийца остаётся в комнате, хитро прячется или маскируется и покидает её уже после обнаружения тела.
  2. Если сеттинг произведения не реалистичный, то убийца вполне может владеть магией, суперспособностями или высокими технологиями, позволяющими ему покинуть запертую комнату или совершить убийство, находясь за её пределами.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Есть теория, что такое возможно инсценировать при помощи дверного крючка, подпёртого кусочком льда. Лёд тает, крючок опускается и запирает дверь. Затем испаряется и лужа на полу.
  • Логическая загадка: в абсолютно пустой комнате, где из мебели только крюк на потолке, запертой изнутри, был найден повесившийся человек. Как он это сделал? Спрыгнул с ледяного куба, который растаял и испарился (в особо упоротом варианте — с сухого льда)[1].
    • А подтянуться нельзя?

Литература[править]

Отечественная[править]

«Это же типичный случай убийства в закрытой комнате. Мне сроду не доказать, как убийца туда вошел и как он оттуда вышел…» Это не убийство, Олаф — робот, из-за обвала в горах он лишился электропитания и пытался подключиться к резервному источнику который был в чемодане, но не успел.

  • Сварог — король Шого исчез в коротком дворцовом коридоре, оба выхода из которого просматривались множеством людей, потому, что в действительности был королем Хелльстада и использовал одну из своих магических способностей.
  • Анатолий Алексин, «Очень страшная история» — внутримировой пример. В повести известного писателя Глеба Бородаева «Тайна старой дачи» под Новый год бесследно исчез человек. Дверь была заперта изнутри, единственное окно, выходящее в сад, закрыто, на снегу — никаких следов. Пропавшего так и не нашли, что с ним случилось, не выяснили, тайна осталась неразгаданной. И уже не внутримировой. Дача эта существует на самом деле, и повесть основана на реальных событиях. Враньё. Повесть вымышленна от начала до конца
  • Кир Булычёв, «Предсказатель прошлого» — император найден проткнутым насквозь двумя алюминиевыми шампурами в собственной спальне на верхнем этаже башни, где вся мебель — это кровать, в окно не пролезть, а дверь можно закрыть только изнутри и открыть только направленным взрывом. Героиня, прикидываясь дурочкой, даже подсвечивает троп. В кровать встроен гибрид телепорта и машины времени, другой выход — в доме изобретателя (друга императора и заглавного «предсказателя»). Убийца воспользовался кроватью, чтобы попасть в спальню до возвращения хозяина, воткнул шампуры в постель и подождал, пока император «телефрагнется» о них, затем скинул его на пол и снова переместился.
  • Даниэль Клугер, «Дело о показаниях покойника» из серии «Дела магические» — лидер оппозиции, приглашённый на переговоры к президенту страны, найден в предоставленной ему для отдыха комнате в загородной резиденции президента со смертельной ножевой раной, нож из которой вытащили явно не сразу — но помещение ни на секунду не оставалось без охраны, ножа нигде нет, и никто не оставался наедине с политиком достаточно даже для самого убийства, не говоря уже о спокойном выжидании, пока запечётся кровь. Убит собственным секретарём несколько месяцев назад, когда участвовал по криглашению всем видным политикам в релизиозных празднованиях в той же резиденциии получил для отдыха ту же комнату, тогда не охранявшуюся — после чего временно оживлён.

Зарубежная[править]

  • Эдгар По, «Убийство на улице Морг» — тело убитой девушки найдено засунутым в дымоход в комнате с запертой изнутри дверью и заколоченными окнами, тело её матери, сильно избитой тяжёлыми тупыми предметами — на улице без чьих-либо следов вокруг. Одно из окон запиралось на потайную пружину, а гвоздь, которым оно якобы было заколочено, давно сломан. Через открытое окно по фонарному столбу в комнату забрался огромный орангутан, убил обеих женщин, тело дочери запихал в дымоход, труп старухи выкинул в окно, выскочил сам и захлопнул его за собой.
  • Джозеф Шеридан ле Фаню, «Кармилла» (1871) — Кармилла бесследно исчезла из своей спальни, а спустя несколько часов безрезультатных поисков объявилась в уже не раз обысканной гардеробной, сама не зная, как это произошло. При этом в все ставни на окнах были закрыты, а обе двери заперты изнутри. Отец главной героини выдал сильно притянутую за уши версию: Якобы с девушкой случился приступ лунатизма, но настолько продуманный, что она взяла с собой ключ, заперла после себя дверь, улунатила в чулан и спряталась там, а потом вернулась в комнату, пролунатив мимо ищущих её людей, и только тогда проснулась — что разумеется полная чушь. Истинная же разгадка является общеизвестным спойлером: будучи вампиром, Кармилла способна покидать запертые комнаты и проникать в них (как именно она это делает: становится бесплотной, телепортируется, туманом просачивается сквозь щели или же приподнимает стенку, аки машина инженера Тимофеева в мечтах Жоржа Милославского — не уточняется). И разумеется, она прекрасно всё знает и помнит.
  • А. Конан Дойл, рассказ «Пустой дом» — смерть Рональда Адэра. «Голова его была страшно изуродована револьверной пулей, но никакого оружия в комнате не оказалось». Его партнёр по игре в карты, обвинённый в шулерстве полковник Моран, убил Рональда через открытое окно (которое превращает троп в субверсию) пулей из духового ружья.
    • Ким Ньюман, «Профессор Мориарти. Собака Д’Эрбервиллей» — Софию Кратидес нашли в запертой изнутри комнате с ножом в груди. Но главные герои злодеи не собираются ничего расследовать. Они и так знают, кто убийца, и им совершенно нет дела до того, как именно он это провернул. На самом деле не было ни убийства, ни даже его инсценировки, только телеграмма, сообщающая о нём.
    • Стивен Кинг, «Дело Ватсона» или же «Расследование доктора Уотсона» — лорд Халл заколот ножом в спину в собственном кабинете. Дверь заперта изнутри на замок, единственный ключ от которого торчит в скважине, и на засов. Окна закрыты, стёкла целы, и даже каминной трубы нет. Лестрейд прямым текстом говорит, что это та самая идеальная тайна закрытой комнаты, о которой Холмс так долго мечтал. Когда жертва входила в кабинет, убийца (сын жертвы, искусный художник) уже находился внутри и прятался под кофейным столиком, к передней частью которого был прикреплён холст с нарисованным пустым пространством. Остальные члены семьи, включая человека, который выбил запертую дверь, были в сговоре и обеспечили алиби убийцы.
  • Гастон Леру, «Тайна жёлтой комнаты» — первое дело из приключений Рультабиля. Покушение на убийство в комнате, единственный вход в которую был постоянно в поле зрения свидетелей. Нападение произошло в другом месте, жертва это скрыла и ушла в ту самую комнату и легла спать, а потом во сне опять пришли воспоминания. К тому же все участники утаивают важную информацию.
    • Там разве это? Если автору не изменяет память жертва от ПТСР долбанулась в комнате головой об угол столика, кажется.
    • Подробностей уже не помню. Не уверен, но кроме пробитой головы, там ещё и рана открылась
  • Гилберт Кит Честертон, цикл «Отец Браун»:
    • «Небесная стрела» — причиной смерти персонажа, находившегося в запертой комнате, на самом верху неприступной башни, стала стрела в горле, которую вонзил его же секретарь, после этого закрывший дверь.
    • «Тень акулы» — субверсия: запертой комнаты нет, но тело нашли на мокром прибрежном песке, где неминуемо должны были остаться следы убийцы, а они отсутствуют (смыл прилив).
    • «Вещая собака» — в садовую беседку никто не заходил, но её стены «сделаны из переплетённых веток и планок, и, как бы густо их ни переплетать, всегда найдутся щели и просветы», достаточные, чтобы, находясь снаружи, обнаружить местонахождение человека и убить его достаточно длинным клинком.
    • «Плохая форма» — употребляющий наркотики поэт был заколот не просто в запертой комнате, а в запертой оранжерее, которая хорошо просматривается всеми домочадцами. 8-й вариант, убийца — именно врач.
    • «Невидимка» — преступник проникает в квартиру (за которой наблюдают), убивает жильца-лилипута и выносит тело из здания (которое также находится под наблюдением). Убийца — почтальон, на которого никто не обращает внимания.
    • «Алиби актрисы» — директор театра убит в своем кабинете. Кабинет находится под сценой, сама сцена предназначена для постановки пантомим, поэтому в ней есть потайной люк.
    • «Чудо „Полумесяца“» — человек исчезает из находящейся под наблюдением комнаты на четырнадцатом этаже. Позже он найден повешенным на дереве возле здания. Жертву вынудили выглянуть в окно, где она угодила в петлю веревки, спущенную из комнаты сверху. После чего убийца спустил тело через другое окно сообщнику, который повесил его на дереве.
  • Агата Кристи:
    • «Таинственное происшествие в Стайлз» — пожилая леди умирает в своей спальне, все три двери в которую заперты изнутри на засовы. Причина смерти — отравление стрихнином, а запертые двери яду не помеха, но имеются улики, указывающие на то, что совсем недавно с ней в комнате находился кто-то ещё. Все привыкли, что одна из дверей постоянно заперта изнутри, и не обратили внимания на то, что на сей раз это не так. А позже человек, находившийся в ту ночь комнате, и правда её запер. Впрочем, убийство совершил не он.
    • Рассказ «Мисс Марпл рассказывает» (1935) — женщина заколота ножом в гостиничном номере. Дверь её спальни заперта и закрыта изнутри на засов. Единственное окно заперто на шпингалет. Ещё одна дверь ведёт в смежный номер, где безвылазно находился муж жертвы, который утверждает, что через его комнату никто не проходил за исключением горничной. Двери обоих номеров были постоянно на виду, и свидетели клянутся, что помимо жертвы и её мужа (вошедших каждый в свой номер) оба номера посещала только горничная. Вроде бы, ни у кого, кроме мужа и горничной, не было возможности совершить убийство. Но горничная работает в гостинице много лет и с убитой никак не связана, а значит убийца — муж. Истинная убийца, замаскированная под горничную при помощи парика и платья, вошла в номер жертвы и спряталась в туалете. Настоящая горничная вошла в номер мужа, из него через смежную дверь перешла в номер жены, и вышла из него. После этого убийца прошла в спальню жертвы, убила её, заперла дверь изнутри и вышла через номер мужа. Свидетели видели, как в один и в другой номер входила горничная, а увлечённый работой муж замечал краем глаза, как она проходит мимо него туда и обратно. Но никто не обратил внимания, что это были две разные горничные.
    • «Убийство в проходном дворе» — девушка найдена в своей комнате с пулей в голове и пистолетом, из которого эта пуля была выпущена, в руке. Окна закрыты изнутри на шпингалеты, дверь заперта на ключ. Казалось бы, это явное самоубийство, но пулевое отверстие находится с левой стороны, а пистолет жертва держит в правой руке, предсмертной записки нет, как и ключа от двери, и имеются другие улики, указывающих на убийство. Дверь была заперта снаружи. Тем не менее это действительно самоубийство, а все улики, говорящие об обратном, сфабрикованы, чтобы отправить на виселицу человека, по чьей вине это самоубийство произошло.
    • Рассказ «Случай в Маркет-Бейсинге» — джентльмен найден на полу своей комнаты с простреленной головой и пистолетом в правой руке. Дверь и окно заперты изнутри, но это явно не самоубийство, потому как пуля вошла в голову за левым ухом. Как и в предыдущем примере, это самоубийство, а все улики, указывающие на обратное, сфабрикованы человеком, обнаружившим тело. Изначально и дверь была не заперта, а окно и вовсе открыто.
    • Рассказ «Второй удар гонга» и повесть «Разбитое зеркало» (сюжет одинаковый, имена персонажей разные) — и снова, вроде бы, очевидное самоубийство. Хозяин дома застрелился в своём кабинете и даже предсмертную записку оставил. Все двери и окна заперты изнутри, ключ лежит в кармане покойного. Убийца сумел запереть окно на улицу («Второй удар…») / наружную дверь («Зеркало…») на внутренний замок, находясь при этом снаружи, при помощи нехитрого трюка, который иногда используют профессиональные взломщики.
    • «Тайна регаты» — очень ценный бриллиант исчез из запертой изнутри комнаты, в которой находилось 8 человек. И комната и все присутствующие были тщательно обысканы. С момента, когда все видели бриллиант, и до окончания обыска никто не заходил в комнату и не выходил из неё. Справедливости ради, один из находящихся в комнате ненадолго открывал окно, чтобы бросить монетку продавцу газет. Но он тут ни при чём. Настоящий бриллиант вынесли из комнаты перед самым её запиранием и подменили стеклянной подделкой, которую затем разбили и смешали с осколками «случайно» разбитого бокала на полу.
    • «Рождество Эркюля Пуаро» — хозяина дома убивают в собственной комнате, запертой изнутри на ключ. Поначалу кажется, что преступник просто повернул ключ щипцами, однако позже выясняется, что во время убийства перед дверью находился свидетель и никто оттуда не выходил. Убийство было совершено чуть раньше. Преступник оставил в комнате особый воздушный шарик, который, когда из него выходит воздух, издает звук, напоминающий крик. Этот «крик» и слышал свидетель, решивший, что кого-то убивают.
    • «Пояс Ипполиты» из сборника «12 подвигов Геракла» — пятнадцатилетняя школьница исчезла из движущегося поезда, а через несколько дней была найдена, живой и здоровой, но ничего не помнящей. «Запертой комнатой» в данном случае служил поезд, а «замками» — его скорость. Ещё до прибытия на следующую станцию поезд был тщательно обыскан, и за это время он ни разу не останавливался и не замедлялся, так что покинуть его без риска для жизни и вреда для здоровья было практически невозможно. Школьницу похитили ещё в пункте отправления. Вместо неё на поезд села замаскированная преступница, которая затем просто сменила маскировку и вышла в пункте назначения. Всё это было проделано для того, чтобы вместе с багажом школьницы провезти через границу похищенную картину Рубенса.
    • «Занавес» — жертва найдена в запертой комнате пансиона с пулевым отверстием посреди лба и пистолетом в руке. Дверь заперта изнутри, ключ в кармане трупа, ставни на окнах плотно закрыты, в руке. Свидетель (коим является рассказчик) видел, как в ночь накануне смерти покойный зашёл в свою комнату, и слышал звук поворачиваемого в замке ключа. Убийцей является человек, живший в этой комнате ранее. Он сохранил свой ключ, сказав, что потерял его, и хозяева пансиона заказали новый. Заходящую в комнату жертву изобразил он же.
  • Эдогава Рампо:
    • «Игры оборотней» — жертва убита в собственной постели выстрелом в сердце, пистолет валяется рядом на полу, дверь и все окна заперты изнутри, причём ключ торчит в замочной скважине. Всё выглядит как самоубийство, но на груди жертвы лежит белое гусиное перо, погружённое кончиком в рану, а значит попавшее туда явно уже после выстрела. Убийца вылез через окно и закрыл его снаружи при помощи проволоки, просунутой в небольшую щель в углу окна.
    • «Дьявол» — свидетельница, от которой главный герой ушёл пару минут назад, бесследно исчезла из дома, где снимала квартиру. С фитильком: комната не заперта, но дом со всех сторон окружён многочисленными свидетелями, мимо которых невозможно пройти незаметно. Под окнами проходят железнодорожные пути. Свидетельница (и она же настоящая убийца) выбралась на платформу поезда, остановившегося почти вплотную к дому.
  • Джон Диксон Карр (он же Картер Диксон) — король этого тропа. Редкий его роман обходится без запертой комнаты. А в романе «Три гроба» один из героев читает целую лекцию о запертой комнате, попутно разрушив четвёртую стену (см. статью).
  • «Гарри Поттер» — в начале «Принца-полукровки» в разговоре с магловским премьер-министром Корнелиус Фадж упоминает волшебницу Амелию Боунс, найденную в запертой изнутри комнате без каких-либо признаков насильственной смерти. Субверсия: это убийство — тайна только для маглов, но не для волшебников (и не для читателя), хорошо знакомых и с Авадой Кедаврой, и с Алахоморой, и с трансгрессией.
  • Пер Валё, Май Шёвалль, «Запертая комната» — в момент выстрела с улицы потерпевший стоял у открытого окна, держась за его ручку. Падая назад, он невольно потянул на себя и окно захлопнулось, щеколда тоже защелкнулась сама.
  • Содзи Симада, «Дом кривых стен» — вообще все убийства. И если в одном случае убийца просто смог закрыть дверь с улицы благодаря манипуляциям с хранившимся в комнате инвентарём, то в другом сама безумная конструкция дома позволяет метнуть с верхнего этажа вмороженный в сосульку нож так, что он по пути не только оттает, но и наберёт необходимое ускорение, чтобы пролететь в нужный зазор между стенами и воткнуться аккурат жертве в спину.
  • «Клин для убийцы» из цикла про «87-й полицейский участок». Миллионер повесился в запертой комнате, и кто-то из трёх сыновей ему помог, но кто? И как? Тот, кто первым начал ломать дверь топором, чтобы среди щепок спрятать клин, который не давал открыть дверь.
  • Израэль Зангвилл, «Тайна Биг-Боу» — первый детективный роман, посвящённый сабжу. Жертве перерезали горло в комнате с запертыми дверью и окнами. На самом деле, жертва просто спала под действием снотворного, а убил её человек, который первый оказался в комнате.
  • Рэндалл Гаррет, роман «Слишком много волшебников» — предвидящий будущее человек ткнул шпагой в замочную скважину.
  • Джонатан Ховард, «Иоганнес Кабал: Детектив» — пассажир исчез из каюты воздушного круизного лайнера, летящего на огромной высоте. Дверь заперта и подпёрта изнутри стулом, окно распахнуто, в пишущей машинке предсмертная записка. Налицо все признаки самоубийства, однако имеются улики, указывающие, что всё не так просто. Убийца (точнее, один из убийц) выпрыгнул в окно, обвязавшись верёвкой, другой конец которой был весьма хитроумным способом выведен к люку в днище корабля и закреплён.
  • Брайан Маклеллан, «Убийство в отеле „Киннен“» — женщина застрелена в номере отеля. Прибежавший на звук выстрела консьерж взломал запертую изнутри дверь и обнаружил любовника жертвы, стоящего над телом с пистолем в руке. Вот только из этого пистолета давно не стреляли, а подозреваемый утверждает, что был разбужен звуком выстрела и пытался оказать помощь. Других людей или огнестрельного оружия в номере нет, зато чувствуется запах пороха, окно приоткрыто на два дюйма, но лежащий на подоконнике снег не тронут. Убийца застрелил жертву из ружья через приоткрытое окно с крыши здания в четверти мяли от отеля, а затем силой мысли подорвал заранее размещённый в номере пороховой заряд и исказил взрыв так, чтобы он звучал как пистолетный выстрел. Способности порохового мага позволили ему с лёгкостью провернуть всё это.
  • Стивен Спотсвуд, «Фортуна на стороне мертвеца» (2020) — миссис Коллинз была до смерти забита хрустальным шаром в запертом изнутри кабинете. Причём конструкция замка такова, что его невозможно отпереть снаружи даже при наличии ключа, не говоря уж о том, чтобы взломать. Единственное окно зарешечено и, судя по засохшей краске в щелях, его не открывали много лет. Полиция тщательно проверила всю комнату и не нашла никаких тайных ходов. Убийца была внебрачной дочерью человека, который выломал дверь. Увидев внутри комнаты свою кровиночку, он помог ей спрятаться за одной из портьер, которыми был драпирован кабинет по случаю Хэллоуина, а потом соврал, что никого не видел. Ну а люди, которые сбежались на шум, не заметили убийцу из-за суматохи и окутывавшего комнату дыма. Тут даже не было ни хитрого плана, ни предварительной подготовки.

Кино[править]

  • «Призраки в Венеции» (2023) (очень вольная экранизация романа Агаты Кристи «Вечеринка в Хэллоуин», в котором тропом и не пахло) — доктор Лесли Ферьер заколот ножом в спину. Комната была заперта снаружи, а единственный ключ от неё постоянно находился в кармане у Эркюля Пуаро, который совершенно точно не убийца. Убийца позвонил запертому Лесли и приказал совершить самоубийство, пригрозив в случае отказа убить его сына. Ферьер прислонил нож рукояткой к стене и навалился на него всем своим весом.

Телесериалы[править]

  • «Она написала убийство» — часто, особенно в ранних сезонах. В те годы многие замки запирались сами собой, стоило захлопнуть дверь, выйдя из комнаты.
  • «Дефективный детектив» — неоднократно.
    • Например, в одной из серий состоятельный человек был застрелен внутри бронированной комнаты собственного дома, потому что оборудовавший её мастер предусмотрел скрытый второй вход и позже воспользовался им для убийства.
    • В другом эпизоде жертвой стал издатель журнала, который, на первый взгляд, погиб в результате несчастного случая во время тренировки со штангой в запертой комнате. Убийца находился этажом ниже в комнате с очень мощным магнитом, который он использовал, чтобы штанга упала на горло жертве и раздавила ему трахею.
  • «Смерть в раю» — встречается периодически:
    • Первое дело Ричарда Пула на Сэнт-Мари. Убитый детектив полиции был обнаружен в запертом сейфе, застреленным из пистолета с книгой в руках, а до этого люди слышали выстрел из револьвера. На самом деле «выстрелом» был хлопок закрывающейся двери, а детектив погиб позже от рук своей заместительницы, замешанной в коррупции
    • Завхоз школы, а по совместительству, жрица Вуду найдена мертвой в своем кабинете с явным признаком отравления цианидом. Самоубийство, чтобы подставить директора школы, убившего её дочь
    • Женщина найдена мертвой в бунгало запертом на замок и засов. На самом деле Убийца сломала засов сразу после убийства, из-за чего казалось, что его выломали вместе с замком закрытым на ключ
    • Медсестра была найдена в запертой изнутри сестринской со следами отравления цианидом. Она хотела отравить пожилую пациентку ради наследства, но та умудрилась подменить кружки и медсестра отравила сама себя
    • Женщина была найдена в запертом изнутри номере отеля. Это был другой номер отеля, в котором лежала притворившаяся мертвой любовница мужа жертвы, в то время, как сама убитая была в соседнем номере и когда прибыли остальные свидетели, оный «счастливый вдовец» указал на нужный номер с заранее выбитой дверью, чтобы обеспечить себе алиби.
  • «Секретные материалы» (1993) — 1 сезон, 3 серия. В Балтиморе произошла серия убийств, которые объединяет непонятный способ проникновения. Одна из жертв, студентка, убита в крохотной комнатке общежития, все окна были закрыты, а дверь заперта изнутри. Другое убийство произошло в хорошо охраняемом офисе крупной фирмы, на камерах слежения пусто, охранник разговаривал с покойным за несколько минут до смерти, никто не заметил никого и ничего подозрительного. Самоубийства и несчастные случаи можно исключить, поскольку у всех жертв удалена печень. Маньяк, способный удлинять и искривлять свои конечности, благодаря уникальной генетической аномалии, проникал в запертые комнаты через узкие отверстия, в которые не смог бы пролезть ни один обычный человек (например через вентиляцию или каминные трубы), а потом уходил тем же путём. Он даже ухитрялся откручивать и закручивать болты на вентиляционных решётках с противоположной стороны! Этим убийцей был Юджин Виктор Тумс — первый «монстр недели» в сериале.
  • «Четвёртый» (2024) — эпизод «Тук-тук» (5 серия). Установления в коридоре камера наблюдения зафиксировала, что в квартиру вошло пятеро молодых людей и ни один из них не вышел наружу. Полиция, вызванная из-за жалоб на доносящуюся оттуда громкую музыку, взломала запертую изнутри дверь, вошла в квартиру и обнаружила только забрызганные кровью стены и одного выжившего парня. Других людей — ни живых ни мёртвых — в квартире не было. В доме давно уже творится лютая чертовщина, и вышеописанный случай — лишь одно из её проявлений. К слову, на самом деле не выжил никто. Полиция нашла только кровь на стенах, а единственный уцелевший тусовщик, рассказывающий на допросе, как всё было, пребывает в зазеркалье вместе с своими мёртвыми друзьями, но пока ещё об этом не знает.

Аниме и манга[править]

  • «Меланхолия Харухи Судзумии» — «Синдром далекого острова». В запертой комнате лежит труп хозяина острова, любезно пригласившего отдохнуть у себя пятерых друзей. В процессе расследования герои догадываются, что сами стали убийцами по случайности, ударив дверью человека, который держал в руках нож. Однако в конце Кён понимает, что никакого убийства не было, это Коидзуми попросил своих коллег инсценировать преступление, чтобы развлечь Харухи
  • «Идеальный инсайдер. Всё сведется к F» и «Цикл обезглавливания» — весь сюжет о такой загадке.
  • «Детектив Конан» — сабж периодически встречается.
  • «Нейро Ногами — детектив из Ада» (Majin Tantei Nougami Neuro)
    • Отец главной героини (архитектор по профессии) зарезан в своём кабинете. Дверь заперта изнутри (ключ лежит в ящике письменного стола), единственное окно также заперто изнутри, чтобы попасть внутрь, следователю пришлось разбить стекло. Окно было не заперто, а заблокировано обрезанной линейкой, которая была поставлена под наклоном, а после задвигания створки, упала и подпёрла окно. Люди, увидевшие тело, попробовали сдвинуть раму и, не сумев это сделать, решили, что окно заперто изнутри. А после проникновения в комнату следователь (который и был убийцей) убрал линейку и запер окно по настоящему.
      • В аниме-адаптации это убийство совершил маньяк-метаморф Кайто Сай, а как именно он покинул запертую комнату, так и не показали. По всей видимости, он провернул всё примерно так же, как и в манге, поскольку следователь, разбивший окно, через некоторое время бесследно исчез, а анимешный Сай любит приходить на места своих преступлений, превратившись в детектива, и подчищать улики.
    • Босс небольшой криминальной группировки найден обезглавленным в запертом изнутри офисе. Во время убийства остальные члены банды сидели в кафе, каждый отлучался максимум на пять минут и просто не имел времени, чтобы спрятать орудие убийства, которым, несомненно, был меч. Ловушка, состоящая из натянутой резины и нано-нити, которая активируется из комнаты этажом ниже, а после срабатывания легко сматывается и прячется в карман
  • «Hyouka» — на этом базируется сюжет арки клуба кинолюбителей. Литературный клуб просят дописать сценарий по уже отснятым материалам. Завязка — как раз убийство одного из героев в закрытой изнутри комнаты, причем трава за окном не помята. Герои находят изящный выход. Убийца - оператор, чьё лицо так и не было показано
    • По исходному сюжету, забракованному самим автором сценария, убийца проник через окно, с альпинистским снаряжением. И вообще-то убийства не было. Авторша очень не хотела кровопролития, но когда киноклуб уже снял сцену с трупом, править было нечего.

Видеоигры[править]

  • «Assassin's Creed: Syndicate» — дело с говорящим названием «Смерть за семью замками». Известный музыкальный критик найдет мёртвым в своей постели. Следов борьбы и признаков насильственной смерти нет. Дверь и окно заперты изнутри. Выведенное из строя газовое освещение и отравленная свеча, любезно предоставленная убийцей жертве.
  • Danganronpa — четвёртое дело в первой серии игры, отдельно подсвечено тем фактом, что Кёко Киригири подробно рассказывает о том, какими бывают убийства в закрытой комнате. В итоге быстро выяснилось, что доведённая до отчаяния ученица, вынужденная сотрудничать с общим врагом, убила себя сама.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — в многочисленным легендах (крайне мрачных и кровавых) о деяниях Конрада Кёрза/Курца на Нострамо упоминается, в числе прочего, то, что в некоторых случаях его жертв находили жутко выпотрошенными в закрытых на все замки комнатах и с охраной, которая ничего не слышала (в тех редких случаях, когда Ночной Призрак не вырезал головорезов очередного преступного аристократа подчистую). Для генетически сконструированного сверхчеловека-примарха это, само собой, совсем не сложно провернуть.

Реальная жизнь[править]

  • Геродот утверждает, что с подобной загадкой столкнулся царь Рампсинит, обнаружив пропажу части своих сокровищ и обезглавленный труп, при сохранности печатей на двери сокровищницы. Двое братьев-воров проникли туда через потайной ход, один из них попался в капкан, и, чтобы обезопасить второго, попросил убить его.

Примечания[править]

  1. Обыграно в сериале «Инспектор Кестер» (серия «Ледяной план») — узнав об измене мужа, женщина, которой было нечего терять, заказала на кухню партию льда в брикетах, велела курьеру сложить их на кухне аккурат под крюком люстры, приняла яд и села на лед, просунув шею в петлю. Лед растаял, вода стекла в слив в полу, мертвое тело повисло в петле, но судебно-медицинская экспертиза нашла яд в крови, а так как сама женщина, вроде как, в петлю залезть не могла физически (на полу ни намека на стул или что-либо, на что можно встать), главный подозреваемый — неверный супруг.