Танцы на граблях

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Never Recycle Your Schemes. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« И вот он послал на мост волка, но Хуан безмолвно убил его. Одного за другим посылал волков Саурон, и одного за другим душил их Хуан. »
— Дж. Р. Р. Толкин, «Сильмариллион»
« Конечно, ведь это так хорошо сработало в первый раз! »
— Nostalgia Critic
« Заседание колхоза. Председатель говорит:

- 3 года назад мы посеяли 5 га пшеницы. Все съел суслик.

- 2 года назад мы посеяли 10 га - все съел суслик

- в прошлом году 20 га - все съел суслик

- в этом году мы посеем 50 га пшеницы - пусть суслик подавится...

»
— Анекдот
За тридцать лет Тёмная Сторона Силы так ничему и не научилась

Хитрый план не удался? Попробуем ещё раз! И ещё раз! И ещё! Пересматривать стратегию и тактику? Думать, что же мы сделали неправильно? Искать новых подходов? Нет, вы чего, это же скучно! Мы будем тупо пытаться раз за разом ещё и ещё, пока не разобьём себе лоб о стену.

Персонаж, который так поступает, независимо от того, герой он, злодей или просто саппорт, неизменно производит впечатление круглого идиота. Иногда автор так и задумал — например, такого рода идиотизм весьма характерен для ситкомов. Но часто, слишком часто этот образ действий — просто следствие бедной фантазии (или банальной лени) авторов.

Также часто обыгрывается таким образом: какой-то новый и могущественный враг хочет уничтожить команду героев, а потому в качестве подручных приглашает уже знакомых нам врагов. Короче, доверяет свои планы экспертам по огребанию от этих самых героев. На ходу рисуются обоснуи в стиле «зато у них есть информация» или «это они без моих технологий проигрывали, а так всех победят». Надо ли объяснять, чем всё закончится?

Смежный троп — Мыши плакали, кололись… — когда персонаж осознанно идёт по пути, усеянному граблями, зная, что ничем хорошим для него это не кончится. И даже добивается какой-то цели, возможно заранее зная, что оно того не стоило.

Где встречается[править]

Космические программы в нашем мире[править]

  • Пожалуй единственный, воистину эпичный случай, достойный упоминания — это советская программа Н1, а точнее первая ступень этой монструозной ракеты. Суть: охрененно здоровенная ракета, которая могла бы послать человека на Луну, на Марс или Венеру, или вытащить очень много груза на орбиту. В принципе, звучит разумно. Однако, фатальный недостаток конструкции привел к тому, что ракета взорвалась. Вы думаете, конструкторы определили причину, переработали конструкцию, устранили недостаток? Да чёрта с два! Они сделали ещё одну и она тоже взорвалась. Вы думаете они сделали какие-то выводы? Ну да, они добавили туда ещё больше двигателей и запретили ей падать на стартовый стол. В результате, она всё равно взорвалась. Вы наверное думаете, им надоело? Конечно же нет, взрывающиеся ракеты — это очень круто, поэтому они сделали ещё одну, напихали туда побольше датчиков и запустили. Разумеется, она тоже взорвалась, хотя этого можно было избежать, если бы автоматика предусматривала аварийное разделение и продолжение полёта (как это делают почти все кербалы). Итоги: рекорд самого мощного неядерного взрыва в истории человечества, разрушенный стартовый стол, ущерб для репутации конструкторов и тому подобное (плюс полезные научные данные о раскручивании ракеты в полёте, расколбас слишком длинных частей и тому подобное — что сильно обезопасило ракеты будущего). А, ну да, и урок для всего человечества: тридцать двигателей первой ступени — это не только выглядит по идиотски, оно и летает по идиотски. Причины этого маразма были, к сожалению, экономическими — промышленность ниасилила производство больших и мощных двигателей в нужном количестве, а потому возникла идея сделать то же самое, но используя много маленьких двигателей, которых наклепали дофига и больше.
    • Может тридцать двигателей первой ступени выглядят и летают по идиотски, однако 27 двигателей «Falcon Heavy» со своей задачей справились более чем. Проблема была не в количестве двигателей, а в их недопиленности — спешка к добру не приводит.
    • Смеху ради: в 30х годах существовал проект ещё более эпичной по уровню идиотии в конструкции проект ракеты — две тысячи с гаком твердотопливных ускорителей первой ступени с механическим управлением. Честь сего принадлежит британцам. По понятной причине (изобретатели не смогли ответить на вопрос «как нам избежать того, что неминуемо случится с Н1 через тридцать лет»), так и остался на бумаге. В те времена нормальных жидкостных реактивных двигателей, электронной автоматики и прочего матана ещё не было, отсюда и странное решение.
  • Ну, посадка авт. станции на Луну была осуществлена с десятой, что ли, попытки. Не менее эпично.
    • Как жаль, что все, кто знает, как надо, и притом с минимальными затратами, уже заняты написанием правок здесь и в других местах.

Мифология и фольклор[править]

  • Многие индийские мифы начинаются примерно одинаково: какой-то асура много тысяч лет провёл в аскезе, этим заслужил от Брахмы выполнение желания и пожелал стать имбой, после чего поставил в коленно-локтевую позицию весь пантеон и вынудил Вишну искать обходные пути и лазейки. Равана — самый известный такой демон, но не первый и не последний(был например Тарака, который додумался Брахме свои внутренние органы приносить). Чего и говорить, короткая память у Брахмы. (хотя на самом деле Брахма по законам мироздания обязан выполнять такие просьбы, даже если не хочет.
  • В «расширенном» варианте легенды о Крысолове жители Гамельна поначалу не заплатили дудочнику за избавление от муравьёв — и он увёл из города всех свиней; потом кинули его с оплатой за сверчков — и лишились овец… И даже после этого они всё-таки не стали платить за крыс.
  • Вьетнамская сказка про три тыквы. Бедный брат спас от змеи и выходил птенчика с переломанными лапками. Тот принёс волшебное зёрнышко, из которого выросли три огромные тыквы, а внутри оказалось золото. Богатый брат, узнав о таком, залез в гнездо ласточки, свернул шеи всем птенцам, а одному сломал лапки и потом выходил. Ну, тот тоже принёс зёрнышко и тоже выросли все тыквы. Из первой вылезли гусеницы, сожравшие все угодья. Из второй выпрыгнули морские разбойники и отобрали всё имущество. Из третьей вырвалось пламя и спалило злого богача. В чём тут троп? В сказке конкретно проговаривается, что богатый брат распиливал тыквы по очереди и уже после того, как лицезрел эффект предыдущей тыквы. Неужели с первого, или хотя бы со второго раза не было понятно, что оставшееся лучше не распиливать, а сбросить в Меконг от греха подальше?
    • Очевидно же, что он рассуждал по принципу "один раз - случайность, два раза - совпадение".
  • Русская сказка «Упырь», датируемая Новым Временем, — как прямо, так и инверсией. Вышеозначенный повадился в образе богатого молодца ходить на гулянья и предложил выйти за него красивой девушке Марусе. Та, чтобы узнать, откуда жених, проследила за упырём до церкви, где тот принялся есть труп. Испугавшись, она выдала себя и убежала. Маруся не побоялась опять заявиться на гуляния, куда пришёл и молодец и стал спрашивать, ходила ли девушка за ним и видела ли, что он делал, на что та отвечала: «Нет». Тогда упырь пообещал, что умрёт её батюшка. Потом ситуация повторилась, и умерла матушка. Потом умерла она сама, но успела сходить к мудрой бабке, а та научила, как ей проклятие обмануть. Маруся ожила, вышла замуж, но пришёл нечистый и снова задал вопросы, на что получил тот же ответ. Умерла теперь и новая семья, но девушка взяла у бабушки живой и мёртвой воды и наконец, на пятый раз ответила правду и плеснула нечистому в лицо, отчего тот рассыпался прахом.
    • Сказать правду сразу наверняка значило сдаться на милость упырю, а вот ходить веселиться после случившегося Марусе было необязательно, но очень хотелось.
    • Можно сказать, что после этого нужно было свалить к чертовой матери, желательно в другой регион. Но, во-первых, это скорее из области жанровой слепоты, а во-вторых, по времени действия это могло быть и вовсе практически невозможно.
  • Анекдот про охотника, которого медведь в итоге спрашивает: «Ты охотник или п%*&рас?» (в другом варианте — «Мужик, я знал, что тебе понравится»; в третьем — «Надо полагать, ты сюда не охотиться ходишь…»).
  • Похожий анекдот про ковбоя, который два раза засунул голову в дупло дерева. «Ну так и знал, что понравится».
  • Еще один анекдот про охотников, которые прилетели в тайгу на вертолёте и пристрелили матёрого лося, но на обратном пути вертолёт упал от перегруза. «Где мы?» — «Примерно в километре от места, где в прошлый раз грохнулись».
  • Анекдот по мотивам Горбунова (см. ниже) о том, что опыт не всегда соответствует квалификации: водитель, который «водит уже десять лет», разбивает машину вдребезги на сложном повороте. «Десять лет! Каждый раз! На одном и том же месте!»
  • Анекдоты, заканчивающиеся «завтра ещё пойду» — хотя иногда подразумевается, что персонажу случившееся как раз понравилось.
  • Анекдот про двух студентов, приколовшихся над деканом; двух солдат, приколовшихся над майором; двух дезертиров, приколовшихся над ментом; двух зэков, приколовшихся над паханом; двух беглых зэков, приколовшихся над шаманом; двух зайцев, раздумывающих, не приколоться ли им над медведем... И всё это — одна и та же парочка персонажей.
    • В другом варианте после прикола над паханом они попадают в Ад, где решают приколоться над дьяволом.
  • Конечно, сказка про пастушка, который кричал «Волки! Волки!» не об этом. Но никого не удивило, что такому ненадежному типу снова и снова поручают пасти стадо?

Комплексные франшизы[править]

  • Звёздные войны. У Тёмных Сил, что в древние времена, ныне уже легендарные, что в каноне, традиция: время от времени строить вундервафлю с «одним-единственным уязвимым местом», через которое очередные Силы Света ее и расфигачивают.
    • В Расширенной Вселенной, да и не только, Палпатин всё-таки смог преодолеть этот комплекс — к примеру Звезда Смерти 2 была неуязвима, если бы её всё-таки в начале достроили…[1] Галактическая Пушка, вундервафля примерно того же калибра, что и база Старкиллер, но только абсолютно без брони, была уничтожена от столкновения с СЗР Затмение 2, которое, в свою очередь, имело одно слабое место — электронную безопасность (его смог хакнуть R2-D2).

Литература[править]

« Вельможа, удобность сработанной двуколки наперед изведать положив, легкомысленно в оную вскочил; отчего она, ничем в оглоблях придержана не будучи, в тот же миг и от тяжести совсем назад опрокинулась, изрядно лорда Кучерстона затылком о землю ударив. Однако сим кратким опытом отнюдь не довольный, предпринял он таковой сызнова проделать; и для сего трикратно снова затылком о землю ударился. А как и после того, при каждом гостей посещении, пытаясь объяснить им оное свое злоключение, он по-прежнему в ту двуколку вскакивал и с нею о землю хлопался, то напоследок, острый пред тем разум имев, мозгу своего от повторенных ударов, конечно, лишился. »
  • «Коты-воители» — независимо от того, сколько раз коты узнают о пользе сотрудничества и солидарности, в следующей книге они, как правило, снова вцепляются друг другу в глотку.
  • И. Ф. Горбунов, сценка «На почтовой станции ночью»: помещик едет с ямщиком с почтовой станции и постоянно предостерегает его ехать поосторожнее, чтобы не перевернуть тарантас. Ямщик успокаивает его: «Помилуйте, сударь, я пятнадцать годов езжу. Не извольте сумлеваться…» В итоге, однако, тарантас переворачивается на косогоре. Ямщик комментирует: «Поди ж ты! Кажинный раз на этом месте…»
  • «Гарри Поттер»: лорд Волдеморт минимум 5 раз (во младенчестве, в конце 4-й книги и аж три раза в 7-й) пытается убить Поттера одним и тем же способом — собственноручной Авадой. Стоит ли удивляться, что все 5 раз он получает граблями по лбу?
    • Ради справедливости, у него это не получалось совершенно по разным причинам. Основная ошибка была в том, что он пытался убить Гарри собственноручно, хотя мог бы приказать сделать это помощникам. Но ведь тогда уважать же не будут!!! Роулинг отчётливо показывает, что Тёмный Лорд умер... от своих комплексов.
      • Лорд умер из-за роялей, выкатываемых для Поттера в последней книге — палочки, которые крутятся в руке и сами стреляют по врагам; палочки, которые меняют хозяев на расстоянии и без контактов с ними... Ну а Роулинг показала, что в погоне за деньгами можно слить любых персонажей любого произведения.
  • «Досье Дрездена»: Никодимус Архлеоне во всех своих появлениях делает одну и ту же ошибку: слегка отступается от плана, чтобы уничтожить священный меч Фиделаккиус (в одной из книг — два раза подряд). Надо отдать ему должное: его центральные планы всегда продуманы и просчитаны на несколько ходов вперед, но вот именно этот маленький «поход налево» вовлекает в игру один или несколько факторов, о которых Ник знать не может, и которые в итоге приводят его к болезненному избиению и крушению основного плана.
    • А Гарри Дрездену пора бы уяснить, что, во-первых, если Мэб опять заказывает какую-то фигню, значит надо опять спасать мир, и, во-вторых, Мэб очень не любит, когда ей хамят подчиненные… Нет, Гарри, ты опять оставил отпечаток своей головы на стене лифта…
  • Френк Рассел, «Ближайший родственник»: «Крейсер и четыре истребителя покидали поле боя с благородной целью отрезать неприятеля от его ближайшей базы. В космическом пространстве, где скорости были колоссальны, а расстояния — невообразимы, эта тактика никогда не срабатывала, что, однако, не мешало обеим сторонам применять ее при каждом удобном случае. В зависимости от состояния вашего желчного пузыря, это можно было рассматривать или как неиссякаемый оптимизм, или как неизлечимую глупость.»
  • Ник Перумов, «Хранитель Мечей» — Фесс чуть ли не с самого своего появления в Эвиале делает всё, чтобы максимально осложнить себе жизнь: становится некромантом (зачем и почему — автор так и не объяснил), ссорится с Церковью, вмешивается в судьбы людей и прочих существ, приводя их к гибели, даёт Слово Некроманта, которое сдержать не может, и так далее.
    • Он это делает из-за банального упрямства и чести, про становление некромантом в книге есть объяснение.
      • Про становление конкретно некромантом — да. А про поступление на явно проблемный, непопулярный и никак не помогающий решить основную проблему факультет малефицистики — нет. Служба в Серой Лиге предполагает хотя бы минимальный уровень умения усмирять свои «хотелки» и своё упрямство для пользы дела. А тут — выбор факультета сделан по наитию и против всякой логики.
        • У Фесса на тот момент была ещё полнейшая амнезия, и действовал он в основном на инстинктах, тянулся ко всему непонятному. А чисто белый шар абитуриента оставлял мало выбора.
  • Р. Шекли, «Страж-птица»: самообучающаяся система без предохранителя обучилась и вышла из-под контроля? Запустим для её укрощения другую самообучающуюся систему без предохранителя.
  • Евгений Лукин «Портрет кудесника в юности» (рассказ «Глушилка») — дачник, доведённый до отчаяния музыкальными пристрастиями соседей, заказывает у колдуна оберег, глушащий звуковоспроизводящие устройства.
«

Будь Егор Надточий постарше лет этак на пятьдесят, он бы, конечно, узнал это беспощадное тупое взрёвывание, сквозь которое с переменным успехом пытались когда-то пробиться «Голос Америки», «Свобода» и прочие вражьи радиостанции, призванные сеять сомнения в честных и простых сердцах советских граждан.

***

— Нет, не понимаю я современной музыки, — удручённо признался Дмитро. — Раньше какие песни были! Раздольные, задушевные… А это что такое? Ни слов, ни мелодии — рёв один…

Покряхтел и, безнадёжно махнув рукой, прибавил громкость.

»
  • Софья Прокофьева, серия «Приключения Белоснежки» — в каждой новой книге злая королева Морганда, завидуя красоте Белоснежки, пытается каким-нибудь колдовством испортить той жизнь. И каждый раз терпит поражение, после чего строит новый план, и книга заканчивается словами «а это уже другая история». И хотя уже давно написана последняя книга серии (с окончательным поражением Морганды и её вынужденной эмиграцией), но автор продолжает писать «не последние» книги с новыми и новыми кознями злой королевы.

Кино[править]

  • «Волга-Волга» (1936)! «Я тут все мели знаю! Во-о-он первая мель! А вот вторая!»
  • Один из самых заезженных штампов для шпионских боевиков: героя, запоровшего миссию и деанонимизированного врагами, отправляют на задание снова. Заменить незасвеченным? Ни в коем случае, ведь у рассекреченного агента куда больше шансов на успех!
    • Возможен обоснуй, мол герой подходит лучше, поскольку видел вражескую базу изнутри. Но чаще всего его отправляют на совершенно новую локацию, о которой ничего не известно вообще никому.
    • Педаль в асфальт пробила героиня Холли Берри в «Умри, но не сейчас». Во время миссии на Кубе была рассекречена не только гадами, но и английской разведкой. Но всё равно сунулась на вражескую базу, где, естественно, быстро была обнаружена и обезврежена.
  • «Тихоокеанский рубеж» — на первый взгляд эталонный танец в исполнении кайдзю и их авторов: гигантский монстр вылезает из портала в Марианской впадине и идёт громить прибережный город, где его перехватывает гигантский робот и забивает кулаками насмерть, люди рады и счастливы. Через несколько лет выясняется, что на граблях танцуют как раз люди: старые Егеря уже не справляются, строить новых — уже напряжно, а кайдзю учатся новым фокусам, становятся все больше, выходят все чаще и скоро вообще начнут выходить по двое-трое.
    • Впрочем, надо признать, что альтернативный план был еще хуже. Построить стену вокруг Тихого океана?! Это или лобби строителей в ООН, или у человечества от частого контакта с ручкой граблей помутилась высшая нервная деятельность…
  • «Дом странных детей мисс Перегрин» — «Когда ты уже наконец поймешь, что стрелок из тебя никудышный?» — подсвечивает злодей после четвертого промаха протагониста.
  • «Робокоп» и «Робокоп 2» — корпорация ОСР никак не сообразит, что устраивать демонстрации новых моделей роботов с оружием, заряженным боевыми патронами — плохая идея. Уж к третьему-то разу могли бы додуматься!
  • «Пираты Карибского моря» — англичане постоянно ставят на стражу важных объектов одних и тех же двух идиотов.
  • «Адвокат Дьявола»: «Тщеславие — мой любимый порок»
  • «Дивергент» — да нет, на этот раз Питер ТОЧНО на вашей стороне. И останется верен ей до конца, а вовсе не предаст вас в пользу кого-нибудь ещё. Не сомневайтесь, доверьтесь ему полностью.

Телесериалы[править]

  • «Могучие Рейнджеры»: именно такова концепция сериала. Злодеи посылают монстров, чтобы те разрушали город/хулиганили/своровали что-нибудь. Потом монстр встречает рейнджеров и огребает от них по полной программе. Видя, что монстр не справляется, злодеи направляют на него лучи роста (или что-то в этом роде), и тот вырастает до размеров великана. Но это его не спасает — Рейнджеры вызывают Мегазорда и расправляются со злодеем. На протяжении всех сезонов подобная тактика остается практически неизменной.
    • Частично объясняется тем, что за основу брался японский сериал Super Sentai.
    • В одном из сезонов даже обыгрывается: чтобы достигнуть своей цели, злодеи должны действовать по особым правилам, в первую очередь — атаковать только по одному, кого выберет жребий. И что любопытно, именно здесь они не раз пытаются напасть как минимум вдвоем.
  • Star Gate: Atlantis — а давайте сделаем из рейфа человека и не скажем ему, что на самом деле он пленный людоед. Пусть сходит с ума. Так, он сбежал и намутил нам? И теперь в результате у нас на руках 200 пленных рейфов? О, а давайте их сделаем людьми и ничего им не скажем, пусть сходят с ума…
  • Метапример: Netflix’овская экранизация «Ведьмака» повторяет некоторые мотивы старой польской экранизации буквально по Проппу:
    • Геральт, которому голову в белый покрасили, а щетина так и осталась чёрной.
      • А это, если только не противоречит тексту книги, вполне обычное явление. У многих людей растительность на голове и лице отличается по цвету. Седеют тоже с разной скоростью. У некоторых мужчин, страшно сказать, усы и борода по оттенку могут отличаться. А в данном случае еще магия примешалась.
    • Актриса, играющая Йеннифэр, безусловно красива, но сильно промахивается мимо типажа: откровенно староватая Гражина Вольщак и смуглая, пухлогубая, полная юношеского апломба Аня Чалотра. Впрочем, последней и это бы простилось, как простилось первой, если бы она хотя бы играла своего персонажа, а не фантазии сценаристов на тему. Оба сериала также не смогли усвоить, что Йеннифэр носит только чёрное и белое.
    • Лютик похож не на собственное описание в книге, а на кинозвезду прошлого: невысокий колобок Збигнев Замаховский — на Савелия Крамарова, а нервический брюнетик Джои Бэти — на Дэниела Рэдклиффа. К тому же оба раза его лишили знаменитого пернатого берета: первый носит робингудскую зелёную шапочку, а второй и вовсе ничего. Зато его песни спасают решительно всё: напевы Замаховского до сих пор дичайше котируются среди фанатов, а «Ведьмаку заплатите дочуркой Паветты чеканной монетой» ест мозг не хуже нильфгаардских мозговых пиявок.
    • Цири — мало не единственное среди главных героев стопроцентное внешнее попадание, гениально играющее выпученные от охренения глаза.
    • Отлично задуманные, но брахиопельвектически исполненные попытки показать юность одного из главных героев: Геральта в польском сериале и Йен в американском.
    • Попытки визуального закоса под модные веяния: катана вместо стального меча в польском сериале и костюмы «типа я „Игра престолов“» в американском.
    • Крайне паршиво исполненный Виллентретенмерт — при том, что другие продукты CGI у нетшликсовцев весьма и весьма на уровне. Кстати, у них он ещё и приобрёл благородную седину, потеряв взамен знамя с тремя галками, зато его спутницы таки вернули себе правильный цвет кожи, который поляки соблюсти даже не пытались.
      • А можно поинтересоваться, где в книгах саги указан «правильный цвет кожи» зерриканок? Нет там такого. Зато упомянуты их светлые волосы. Много мы знаем негров-блондинов? (в оригинале это слово может означать «светлый», «ясный» и «блестящий». Сторонники негритянок утверждают, что правильно «блестящие»).
        • Даже если блестящие — блестеть могут прямые волосы, на худой конец — вьющиеся, но уж никак не классический негритянский курчавый войлок!
    • Ну и оценки обоих сериалов колеблются от «каг снемадь таг можна, о маи глоза» до «так плохо, что уже хорошо» или даже «хорошо, но плохо».
  • Доктор Кто: дурацкая привычка Доктора регенерировать в ТАРДИС на ходу каждый раз закономерно приводит к аварии и жесткой посадке с непредсказуемыми последствиями.
  • «Защитник» — Хакан прощает брату предательство. Дважды.

Телевидение[править]

  • "Своя игра" - три слова: аукционы Алексея Маркина. Подробнее для тех, кто не смотрел: не самый безнадёжный игрок минимум три раза, набрав неплохую сумму, шёл ва-банк с целью обогатиться. Прогорал и оставался ни с чём, а ведь шансы на победу были бы выше, если бы он пасовал.

Мультфильмы[править]

  • Серия от Warner Bros. про койота Уайла и кукушку-подорожника. Сабж — фирменный стиль койота.
  • Финал одного из выпусков третьей, «джонсовской» линейки «Том и Джерри» (1960-е годы). Действие — как и в ряде других выпусков — происходит на стройке. Мыш Джерри сидит высоко на лесах, а кот Том одержим маниакальным стремлением добраться до своего врага. Том РАЗ ЗА РАЗОМ настырно пытается подбросить себя высоко вверх с помощью самодельных качелей типа «подкидная доска». Это у него РАЗ ЗА РАЗОМ не получается, с трагикомическими последствиями. Обычный кот давно уже был бы мёртв, но Том РАЗ ЗА РАЗОМ регенерирует — и повторяет свои безуспешные попытки. Наконец Джерри, сжалившись над беднягой, своею волей объявляет, что мультфильм кончился.
    • В принципе для Тома это нормальное состояние. А в выпуске «Love That Pup!» — и его широкоформатном римейке «Tops with Pops» — кот это делает буквально.
      • В выпуске «Tee for Two» для этого используются гольфовые клюшки.
  • Один из мультфильмов про Багза Банни. Там Багз оказался на стадионе, где проводились соревнования по гонкам борзых за механическим зайцем, а в данном случае, видимо — зайчихой. Багз принял механическую зайчиху за настоящую и влюбился в неё. Решив спасти её от борзых, он устроил им немало подлянок, и, смог забраться в отсек, куда въезжала механическая зайчиха после окончания гонки. Но когда пытался «сблизиться» с ней (как именно — осталось за кадром) — получал двести двадцать (в буквальном смысле). И, несмотря, на неудачу, впоследствии Багз несколько раз повторял свои попытки — с тем же результатом.
  • «Одуванчик», мультфильм-притча. Сундуки с рубинами и бриллиантами.
  • My Little Pony: Новое поколение — Санни именно так боролась с ксенофобией и расизмом среди земных пони, явно не один год пытаясь в одиночку перекричать капиталистическую машину пропаганды.
    • Более того, это официально продолжение предыдущего поколения, где пони снова поссорились по расовому признаку и дружатся снова потому что иначе магия сделает всем плохо (здесь отключаются понячьи способности, раньше приходило древнее зло). Причём заставляет всех дружить специальный артефакт, сделанный, если верить комиксам, самой Твайлайт.
  • Добрыня Никитич и Змей Горыныч — каждый раз, когда Добрыня в гордом одиночестве приезжает к хану Бекету за данью, он пытается отбиться. Каждый раз не получается.

Мультсериалы[править]

  • «Miraculous Ladybug» — с обоснуем. ГлавГад Хищная Моль/Бражник черпает силы из того же источника, что и супергерои, и поэтому имеет те же ограничения — не больше одного применения суперспособности за раз. Для единственного исключения потребовалось путешествие во времени.
  • «Непобедимая команда суперобезьян» — деконструкция сентай-жанра в рамках совместного американо-японского проекта. В 1 сезоне Король-Скелет действительно регулярно насылает монстров недели на Шугазум с предсказуемым результатом. Но во 2 сезоне в его действиях начинает прослеживаться хитрый план, который удаётся сорвать лишь дорогой ценой. В 3 сезоне приходится расхлёбывать последствия той победы, а в последнем 4 сезоне злодеи и вовсе одерживают победу, успешно воскресив Короля-Скелета.
  • Смешарики — в одной из серий Копатыч, в попытке защитить Нюшу, устроил буквальные танцы на граблях. А в конце этой же серии сделал это снова тем самым исполнив троп вдвойне.
  • My Little Pony: Friendship is Magic
    • Твайлайт Спаркл раз за разом (из сезона в сезон) зацикливается на разного рода правилах и установках и не может просто взять и оценить ситуацию, чтобы понять, что что-то делает не так, до тех пор, пока всё не заходит слишком далеко. Казалось бы, предполагается, что персонажи в этом сериале регулярно учатся на своих ошибках и становятся лучше, но вот почему-то в этом плане у Твайлайт ну совсем никакого прогресса нет.
    • Другими граблями Твайлайт считаются попытки превозмочь в одиночку когда на самом деле надо просто верить в Дружбомагию. Наиболее показательна полнометражка, где ко всеобщему офигению она решила подставить бесполезных спутников чтобы украсть артефакт.
    • Третьи любимые грабли Твайлайт — обожание принцессы Селестии и слепое ей подчинение. Как и со списками, танец продолжается до самого последнего сезона, где Твайлайт невероятно трудно объяснить дорогой наставнице, явившейся играть саму себя в школьном спектакле, что у неё ничего не получается. А вышеупомянутая полнометражка могла закончиться за пять минут если бы Твайлайт вместо попытки следования не до конца отданному (!) приказу Селестии пошла к заведённым в последнем на тот момент сезоне сериала друзьям-драконам.
    • Дискорд придумывает какой-нибудь хитрый план, а затем внезапно обнаруживает, что он не один такой хитрый. Во втором сезоне решил сломать Твайлайт без промывания мозгов ей лично, и принцесса Селестия расстреляла его из арсенала Чехова дружбописьмами. В третьем взял с Флаттершай обещание не использовать дружбомагию против него, но таки подсел на дружбу и сам сдался когда принялся было за старое. В четвёртом предал поней и помог Тиреку высосать из них всю магию, но в конце сам её лишился. В девятом под прикрытием создал союз побитых злодеев для отправки в предположительно безнадёжную атаку, но те решили кинуть босса и опять лишили его магии (что после истории с Тиреком можно считать за новые грабли).
  • Wunschpunsch — вечное зельеварение, которое, как всегда, не увенчается успехом, и злодеи снова получат наказание от босса.
    • А если бы они еще и сумели варить так чтобы самим не отгрести от собственного заклинания…
  • «Звёздные врата: Бесконечность» — в 23 серии ведется борьба философий «Если долго мучиться — что-нибудь получится» против «Не можешь решить проблему? Найди иной подход для ее решения». Побеждает второе.

Аниме и манга[править]

  • Bishoujo Senshi Sailor Moon: ВСЕ злодеи в сериале. В аниме они больше половины каждого сезона занимаются тем, что посылают X (ёму/кардьана/дроида/даймона/лемура/сейлор X) — кого-то вроде минибосса — чтобы тот достал Y (жизненную энергию/кристалл чистого сердца/зеркало мечты/звёздное семя; во втором сезоне — чтобы не достал, а заразил место тёмной силой) из Z (как правило, обычный человек или — в исключительных случаях — кто-то из сейлор-воинов), после чего огребает от главгероинь — иногда быстро и весело, иногда с какими-то сложностями (тогда обычно приходит кавалерия в лице Такседо Маска). И лишь оставшаяся половина сезона — либо монстры посложнее, которых героини побеждают какой-то новой тактикой, либо собственно сюжет.
  • Pokemon — каждый раз трио команды R умудряются выкрасть Пикачу Эша/любой другой желанный предмет, используя маскировку или ловушку. И каждый раз они проигрывают, потому что вместо того, чтобы делать ноги, они выдают себя, начинают петь свой гимн и сражаться с Эшем, чтобы вновь проиграть и улететь в небеса от удара одной и той же атакой Thunderbolt.
    • К играм относится не в меньшей степени, так как все боссы вражеских команд, проиграв протагонисту в битве покемонов, продолжают делать это снова и снова, даже не пытаясь остановить его любым другим способом.
  • Code Geass — любимейшее занятие британских военных. Единственный способ, каким они могут победить Лелуша — привезти на поле боя вундервафлю покруче.
    • Субверсия в случае Корнелии — создает все условия, при котором британские войска были разбиты прошлый раз, чем заманивает Зеро... И резко меняет стратегию. Лелуш проигрывает и спасается чудом
  • Captain Harlock (2013) — субверсия: очень, ОЧЕНЬ хотел заглавный персонаж исполнить этот номер, но не сложилось. С фитильком, так как финт (использовать штуку, принципов работы которой не знает буквально никто во вселенной, в целях, очень далеких от прямого назначения) планировалось провернуть всего лишь второй раз — но после того, чем закончился первый, стоило головой-то подумать.
  • Ranma 1/2 — Татеваки Куно раз за разом пытается убедить начать встречаться «девушку-с-косичкой» или Аканэ, как карта ляжет (а иногда даже двоих одновременно) и раз за разом получает от них тумаков. Но он не сдаётся, ведь на самом деле они его любят и мечтают встречаться с ним, это негодяй Ранма заставляет их отказываться.
  • Aki Sora — то, как династия уродов Аой доходила до инцеста. Оказывается, каждый раз окружающие презирали пару из брата и сестры, после чего брат уходил, а сестра не могла воспитать своих детей так, чтобы удержать уже их от близкородственного скрещивания.
  • Dragon Ball — Веджета хочет быть самым сильным. Нет, слабовато… Веджета ОБЯЗАН стать сильнейшим саяном во вселенной (а лучше — во всех вселенных) и превзойти Сона Гоку! Вроде уже и подружился со старым соперником, и семью завёл, а идея фикс кочует из арки в арку. Ладно бы Веджета просто качался и периодически покрикивал на Гоку, поддерживая имидж «крутого и сурового мэна»… В стремлении стать первым он зачастую выключает мозг и тупит похлеще главного героя. И ведь не помогает: в кульминационный момент Веджета всё равно отхватит и останется «номером два», а доделывать за ним придётся Гоку.
    • Гоку тоже только время протянул, злодей оказался слишком силён для них обоих. Конечный план изобрёл именно Веджита, вспомнив технику, которой его же и сразили. Что касается граблей, ситуация с Веджитой сильно тянет на аверсию или хотя бы субверсию. Да, в понимании простых людей он ведёт себя не совсем адекватно, но зато и результаты получает впечатляющие. Гоку удавалось обойти его лишь благодаря сказочной моральной чистоте, которая открыла ему доступ к тренировкам на том свете (что в первой, что в последней арке Зета), и вундрвафле гениальной Бульмы. Многие считают глупостью то, что Веджита позволил Целлу стать слишком сильным, но если бы он поступил как трус в своих глазах и закончил бы бой раньше нужного, остался бы он таким же эффективным бойцом? Могли бы они с Гоку прогрессировать, если бы боялись рисков? Ведь и Гоку отдал Целлу сендзу-боб, хотя до недавнего времени не страдал слабоумием. Выходит, и он на месте Веджиты поступил бы так же, конечно, если бы Целлу не требовалось поглощать живых существ.
  • «Маг-целитель, новый старт» — осознанное применение тропа главным героем. Плохие люди делали с ним нехорошие вещи, но он обрёл могущество, вернулся в прошлое, до того, как с ним всё это случилось и… позволил плохим людям снова сотворить с ним всякое, дабы было за что мстить.
  • Watashi no Oshi wa Akuyaku Reijou — типичная злодейка отомэ Клэр с завидным упорством раз за разом пытается делать Рэй всевозможные гадости, несмотря на то, что Рэй принимает их за знаки внимания и оборачивает неожиданным образом и даже против самой Клэр (облила водой — обняла ее в поисках тепла). Пытающимся отговорить от продолжения подружкам Кэр лишь говорит, что будет дожимать Рэй, пока та наконец не признает поражение и не расплачется.
  • «Жена по контракту» — девиз всех антагонисток, которіе стремяться навредить героям хотя есть и пара исключений

Видеоигры[править]

  • XCOM. Вся серия, со всеми вариациями и спиноффами. Послали на Землю тарелку с небольшим отрядом и его перебило местное сопротивление? Ну пошлём чуть побольше тарелку и отряд. И всё! По началу какие-то шансы успеха такая тактика ещё имеет. Ближе к концу игры пришельцы уже очевидно сливают вчистую и только снабжают игрока импортными ресурсами. Но тактику не пересматривают никак. Что забавно, XCOM2 с самого начала показывает, что такая тактика очень эффективна.
    • Разве? Вроде как из флешбэков Командующего и архивов в XCOM 2 ясно, что пришельцы, потеряв пару тарелочек, начали именно что полномасштабное вторжение с прибытием материнского корабля.
    • Обоснуй для оригинальной версии: у инопланетян так же туго с бюджетом, как и у игрока, и их цель — захватить планету «малой кровью», без полномасштабного вторжения. В игре «тарелки с небольшими отрядами» — это разведчики, исследователи и фуражиры, а основной план пришельцев — устраивать акции устрашения, паралельно внедряясь в правительства, чтобы убеждать одну страну за другой отказаться от финансирования X-Com и заключить пакт с инопланетянами.
  • Mass Effect — эпичнейший пример. В течение миллиарда лет каждая новая цивилизация начинала развиваться вдоль цепи ретрансляторов, находила Цитадель, обживала её, превращая в столицу, но толком не исследовала принцип её работы, и становилась жертвой Жнецов, которые каждые 50 000 лет вторгались в Галактику через главный ретранслятор — ту самую Цитадель, парализовывали цивилизацию, завладевали всеми её архивами и продолжали жатву вдоль всей цепочки ретрансляторов. Это повторялось, как получается, около двадцати тысяч раз. Не многовато ли, даже если учесть, что бОльшая часть этих цивилизаций не ожидала пришествия Жнецов, а если ожидала, то не успевала ничего сделать?
    • История происхождения Жнецов еще смешнее: их создатели, Левиафаны, правили Галактикой, и заметили, что рано или поздно любая цивилизация создает ИИ, который закатывает восстание машин (как это согласуется с тем, что они тотально контролировали народы Галактики — уже другой вопрос). И как же они решили решить эту проблему? Создали ИИ, и поручили ему придумать за них. Он и придумал…
  • В последние минуты Torment: Tides of Numenera выясняется, что Скорбь — результат совершенно идентичного танца.
  • Fallout: New Vegas. Совершив некоторое количество преступлений против НКР или Легиона Цезаря, протагонист становится целью охоты специальных расстрельных групп, высылаемых пострадавшей организацией на его ликвидацию. Чтобы выжить, ГГ вынужден давать отпор и уничтожать нападающих. Но похоже, что военные не делают никаких выводов из своих неудач, поскольку день за днём… высылают в точности такой же отряд, повторяя один и тот же сценарий, не жалея ни людей, ни средств. Даже засады устраиваются в одних и тех же местах. И если с развитием персонажа уровень и экипировка преследователей хотя бы становятся лучше, то их численность и качество самих операций на протяжении всей игры остаются без изменений. Немыслимое расточительство, с какой бы стороны ни смотреть.
    • По мнению Улисса, танцем на граблях является само существование государств и организаций послевоенной Америки, копирующих устройство довоенного мира. По его мнению, мир спасёт только та нация, которая зародится с новой идеей. А НКР, копия довоенной Америки, Легион, копия довоенного Китая, ряженая под римлян, мистер Хаус, всё не желающий расставаться с довоенным Вегасом, Братство Стали, одержимое накопительством технологий — у них у всех нет будущего.
  • Fallout 4 — история Братства Стали. В сюжете Fallout 3 действующая на Восточном побережье часть ордена была реформирована дальновидным старейшиной, который осознал, что главная часть ордена на Западном тотально загнила и в итоге была почти полностью уничтожена из-за догматичного ксенофобского изоляционизма. На момент Fallout 4 старейшина уже умер, а наследник (при деятельном участии старших ретроградов) зафанател именно от порядков Братства с Западного побережья и поворот направо на 90 % отыграл назад. Как итог — одна из наименее приятных фракций в игре, с большой вероятностью кончить так же, как и Западное Братство.
  • Марио же. Зло подсвечено в пародиях вроде «Злой злой Марио» — «Да какого члена?! Тебя что, заводит, когда тебя постоянно похищают?!»
  • Dota 2 — шаблонное поведение плохих саппортов. Прятаться в очевидных местах, лезть на возвышенность, понимая, что съедят… Однажды автор этих строк снял в одном месте пять вардов — я тратил 75 на синий вард, снимал обзор и получал более 200. Враг тратил 75 на синий вард (в том патче жёлтые были бесплатны, а снятие синего не давало золота никогда) и восстанавливал обзор, повторить ещё 4 раза.
  • Otaku’s Fantasy 2 — да весь сюжет, можно сказать. У нашего ГГ есть способность не просто возрождаться, а становиться сильнее после каждого возрождения (это, собственно, единственный способ прокачки, наверное разрабы решили дать по ебалу любителям No Death). И ладно то, что поначалу до врагинь плоховато это доходит, но когда всё-таки доходит, становится ещё смешнее. И ведь у них куча возможностей просто обезвредить гада (вплоть до окаменения), а потом думать, что-же делать с этим гадом. А в самом-самом конце, после финальной битвы, это оборачивается знатной субверсией.
  • Grand Theft Auto IV — в ходе основного сюжета Нико похищает Грейси Анчелотти, дабы потом семейка МакРири сумела поиметь с этого немалый выкуп от её мафиозного папаши. В ходе этого похищения темпераментная Грейси активно сопротивляется, кричит, лупит Нико и вырывает руль из его рук, из-за чего у последнего лопается терпение и он её нокаутирует ударом по башке. Немногим позже Луис Лопес и гей Тони выкупают Грейси за заветный мешочек с бриллиантами — и уже в сюжетке The Ballad of Gay Tony, где приходится играть за этого самого Луиса, мы видим, как разъярённая Грейси точно так же начинает кричать и лупить Луиса, везущего её на катере, за то, что тот не расправился с её похитителями… и точно так же закономерно получает нокаутирующий удар по башке.
  • World of Warcraft — Попытки Близзарда в сюжет для дополнений с каждым заходом всё ярче демонстрируют богатейшие залежи граблей в мире действия.
    • The Burning Crusade: Заметно повторяет ряд сюжетных линий аддона к Warcraft III: The Frozen Throne, особо в отношении Иллидана. Опять герои борются не с теми и зазря так ненавидят антизлодея Иллидашу, а настоящая угроза всё это время была где-то ещё, и Иллидан-то против неё тоже боролся.
    • Wrath of the Lich King: Тут фракции-протагонисты в основном пляшут на граблях пустой вражды друг против друга перед лицом куда большей общей угрозы, мешающей их союзу и вынуждающей становиться на первую роль нейтральных-добрых паладинов Рассвета в паре с повернувшими направо рыцарями смерти.
    • Cataclysm: Орда откатывается назад почти до злодейского состояния Warcraft II и вновь начинает путь переучивания уроков, ставших одной из главных сюжетных линий культовой Warcraft III. Ночные эльфы вновь, как и в Warcraft III, отовариваются Ордой и становятся для неё «донорами» территорий.
    • Mists of Pandaria: С грацией сонного слона-эквилибриста отыгрывается мораль «надо драться не друг с другом, а против общих угроз» — финальная сюжетная линия как Warcraft III, так и первого и второго дополнений. В Орде перепроходится сюжетня линия Грома Адского Крика со впадением вождя и верных ему в варварское злодейство (теперь ещё и с нацистскими замашками) и искуплением сего кровью — тут грабли достаются также и Альянсу, вновь отказывающемуся добивать Орду после победы над ней. С Джайной в турборежиме перезапускается сюжетная линия «порочного круга» кровной ненависти людей и орков, уже отыгранная в TFT её отцом с личным её участием.
    • Warlords of Draenor: Затишье в вечной грызне между Ордой и Альянсом, но «выручают» местные народы альт-Дренора и унаследованный от Mists злой (бывший) вождь Орды, за которым опять приходится гоняться.
    • Legion: Опять зашкаливающее недопонимание и нарастание вражды между Ордой и Альянсом, приводящие к катастрофе. Опять, как в Cataclysm, Орда получает тёмно-серого вождя с плавным скатыванием в чёрный. Опять столь же грациозное вдалбливание морали «надо драться не друг с другом, а против общих угроз» и «тьма не есть зло, свет не есть добро» (последнее для Варкрафта вообще не новшество, а норма жизни и основа внутрифракционных тёрок и межгосударственных стычек).
    • Battle for Azeroth: Как в Mists of Pandaria, вождь Орды скатывается в прямое злодейство, и Орда в основном туда же, и начинают промышлять терактами и массовыми военными преступлениями. Как в Mists of Pandaria, перепроходится сюжет с Джайной и кровной ненавистью людей и орков. Как и в Cataclysm, ночные эльфы опять отхватывают у Орды и вообще теряют большинство своих территорий; как и в Warcraft III, сгорает их любимое мировое древо, с огромными ценностными и численными потерями. Как в Mists of Pandaria, злой вождь кидает Орду и впадает в варварское злодейство, Альянс помогает вождя победить, и Орда оказывается на правах побеждённой, но Альянс её «отпускает».
    • Shadowlands: На момент правки ещё не вышел, но уже известно, что как и в Warlords of Draenor, злой бывший вождь Орды сбегает в параллельный мир с помощью хитрого юзанья артефакта, пытаясь стать ещё круче, чем ранее, и заставляет за собой следовать силы из мира основного. Как и в Warlords of Draenor, в новом мире злой бывший вождь становится одним из главарей-драконов очередных сил зла. Однако здесь количество потенциальных граблей особо впечатляет, поскольку новый мир есть мир загробный, и погибшие и убитые в ходе сюжетов франшизы персонажи находятся в нём в полной готовности к танцам.
  • Far Cry 3. Просто ярчайший пример (и ирония, учитывая его известный монолог) — это Вас Монтенегро. 4 раза он пытался убить главгера, но то отпустит в джунгли, то подожжёт дом, а то выстрелит в зажигалку, которую сам же положил в карман. А надо было просто в голову выстрелить.
  • Tales of Maj'Eyal — гномья цивилизация. Поверхность зачистили от орков, но они выжили в наших пещерах, перекрыв нам доступ к нижнему уровню всех рудников? Ничего не скажем поверхности, это повлияет на наши продажи. Столетия спустя неизвестно откуда поналезла куча орков, которой ну никак там не должно было быть, и захватила наш рудник? Ничего не скажем поверхности, это повлияет на наши продажи. Результат — мир чуть не уничтожили во второй раз.

Настольные игры[править]

« Он шёл на Одессу, а вышел к Херсону

Ходила-бродила одна группа по лесу. Дорогу она знала так себе, и неудивительно, что однажды на перекрестке трех дорог она попала в засаду — хорошо организованную, превосходящую отряд в боевой мощи. Однако группа была к этому готова — у неё было средство «экстренного отступления», так что она вышла из этой стычки не только живая, но и без потерь. Увы, расставание было недолгим: через пару дней команда вышла… на ту же засаду, но по другой дороге перекрёстка. На этот раз на поле боя осталась пара тел юных героев, остальные вовремя перешли к плану «Б». И в этом, в принципе, тоже нет ничего удивительного. Беда в том, что это был перекресток трёх дорог. И еще дня через три команда вышла на любимую засаду с третьей стороны. Тут-то и настал ей печальный, но вполне заслуженный конец.

»
— Ричард Псмит
  • Warhammer 40000 — по мнению ряда фанатов, чёрные крестовые походы Аббадна Абаддона представляют собой эталонный сабж. Впрочем, последнему нравится сам процесс. А в свежем бэке с падением Кадии все эти походы приобретают совершенно другую окраску — у Осквернителя просто куча времени в запасе и поэтому он играл «вдолгую». Только нелёгкий союз с Некронами позволил хоть как-то спасти положение.

Интернет[править]

  • MrLololoshka, «Голос Времени» — Лололошка очень сильно тупит в этом сезоне. Самый очевидный пример — скинтонит: из-за того, что он постоянно таскал его с собой, в том числе в порталы, его Искра по итогу очень ослабла и ему пришлось несколько дней восстанавливаться в Эрессии, потеряв драгоценное время. Что он сделал, когда ему его оставили во второй раз? Правильно, решил, что какой-то обычный рюкзак защитит его от него, ведь он же в Майнкрафте. Только он не учёл, что сезон реалистичный, поэтому это просто так не пройдёт для него.
    • Причём его уверенность в том, что обычный рюкзак его защитит, настолько сильна, что он несколько раз об этом прямо сказал.
      • Возможно, он это намеренно делает, тк отыгрывает роль?
  1. В 6 эп скорее несовместимая с жизнью самоуверенность — Палпатин сам же слил информацию о генераторе силового поля. Что мешало указать на другую базу штурмовиков или хотя бы построить еще один, тайный, генератор про запас.