Тараканы! (группа)

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Тараканы! — одна из самых популярных, наравне с НАИВ и Король и Шут, панк-рок групп России.

Фото группы и узнаваемый логотип с «конверс» звездой

История, стиль и влияние[править]

Существуя примерно с 1991 г., «Тараканы!» занимают значительное место в истории российской рок-музыки, будучи главными активистами становления поп-панк сцены в России. Именно благодаря им в конце 1990-х — первой половине 2000-х поп-панк, то есть та музыка, которую исполняют вечно модные и популярные Green Day, The Offspring и Blink-182, стал основополагающим стилем мэйнстримного рока в странах СНГ. В 2007 (том самом, который столь многие желают вернуть) жанр, однако, был сдвинут с пьедестала всеобщего любимца альтернативной и эмо-музыкой.

Будучи образованной 16-летними школьниками, группа изначально носила простое и безликое название «Кутузовский проспект», в честь московского района, в котором жила большая часть участников коллектива. Верховодил тогда в группе Юрий Ленин (это, к слову, настоящая фамилия, а не псевдоним). С его подачи первым идеологическим и музыкальным ориентиром для группы стали Sex Pistols, одна из немногих зарубежных панк групп, о которой в эпоху еще не исчезнувшего железного занавеса обыкновенные советские школьники могли хоть что-то знать. Стремясь во всем подражать британцам Ленин раздал участникам группы псевдонимы в честь музыкантов из Sex Pistols. Себя он назвал Джерри в честь Джона Лайдона (он же Джонни Роттен). Тогда же, кстати, Дмитрий Спирин обрел псевдоним Сид, в чем Сида Вишеза, поскольку на тот момент он исключительно играл на басу.

После ухода Ленина и появления нового певца Дениса «Пита» Петухова ребята стали слушать больше групп и, изрядно расширив свой кругозор, обрели кумиров на всю оставшуюся жизнь — группу Ramones. Именно Ramones и подражание им стали определять звучание группы на тот момент.

Намного позже музыка группы стала еще более разнообразной после распространения и популяризации в России калифорнийских поп-панк групп, таких как Rancid, NoFX, Green Day и многих других, большинство из которых издавалось в США на лейбле Epitaph и имели схожее звучание. Так и был окончательно сформирован музыкальный стиль «Тараканов!» Поп-панк как музыка и как идея — бодрость и позитив, энергия и настоящий ROCK. Под этой вывеской было создано большинство записей коллектива, ставших классическими.

Если говорить о составе, то упомянуть можно только Дмитрия «Сида» Спирина, единственного постоянного участника коллектива. Говоря «Тараканы!» подразумеваем «Дмитрий Спирин», говоря «Дмитрий Спирин» подразумеваем «Тараканы!». Краткий портрет музыканта — рыжий-бесстыжий язвительный насмешник с крайне непростым характером. Лояльными фанатами в связи с этим часто относится к невыносимому гению, а ненавистниками — просто к неприятному типчику. Вместе с тем, Дмитрий Спирин — действительно харизматичный фронтмен и очень талантливый певец, обладающий узнаваемым крутым баритоном, иногда сопровождаемым крутой хрипотцой (deep, but melodic vocals, как назвал его манеру пению канадский панк-критик и активист Том Криско).

Также «Тараканы!» можно назвать одной из наиболее коммуникативных российских рок-групп. Они очень любят участвовать в интересных проектах, в том числе не связанных с музыкой (например, они снимались в некоторых эпизодах сериала «Счастливы вместе»), и, конечно, организовывать коллаборации с другими музыкантами, иногда даже играющими в совершенно других стилях вроде рэпа, что зачастую вызывает непонимание со стороны фанатов. Вообще «Тараканы!», будучи отчаянными любителями экспериментов, постоянно натыкаются на такое непонимание. Также можно сказать, что группа стала одним из первых, если не первым российским панк-рок коллективом, организовавшим коллаборацию с зарубежной группой (японскими панк/хардкорщиками SOBUT)

Тексты[править]

В плане текстового наполнения историю группы можно поделить на две половины: до и после альбома «Страх и ненависть». Первая половина это своеобразное детство. Текстам посвящалось чрезвычайно мало внимания, в основном, они были нарочито примитивны и нередко состояли всего из одной строчки (например, «Украл? Выпил? В тюрьму»). Смысловое наполнение было крайне условным. Тематика текстов была очень легкомысленной и подчинялась извечной рокерской формуле «Секс, наркотики и рок-н-ролл». Причина опять таки крылась в стремлении дистанцироваться от влияния русского рока с его акцентом на поэтическую составляющую в ущерб музыкальной, и именно поэтому на первых двух альбомах превалировали англоязычные песни. Но, начиная с альбома «Страх и ненависть» тексту стали посвящать куда больше внимания. Веселые и легкие песни продолжали выпускаться, но в целом творчество группы стало темнее и острее. Появилось изобилие отчаянных и злых песен с острыми или депрессивными текстами. В частности пронзительная «Я смотрю на них», послужившая когда-то трамплином для группы к обретению мегапопулярного статуса, вышла именно на этом альбоме.

Дискография[править]

  • 1992 — Duty Free Song (первый альбом под именем «Четыре таракана»)
  • 1995 — Best Before
  • 1997 — Украл? Выпил?! В тюрьму!!!
  • 1998 — Посадки нет (первый альбом под именем «Тараканы!»)
  • 2000 — Попкорм (Мы научили мир сосать)
  • 2002 — Страх и ненависть
  • 2003 — Улица свободы
  • 2004 — Ракеты из России
  • 2006 — Властелины Вселенной
  • 2008 — Unplugged Unlimited
  • 2009 — Бой до дыр
  • 2013 — Maximumhappy I
  • 2013 — Maximumhappy II
  • 2016 — Сила одного
  • 2017 — Много шума из ничего: Альбом
  • 2020 — 15 (…И ничего кроме правды)
  • 2021 — 15, Часть 2: Худым и злым

Тропы и штампы[править]

в творчестве[править]

  • Антиреклама наркотиков — песня «Укол».
    • …и, наоборот, реклама — «Верните XTC на танцпол». Впрочем здесь вряд ли именно реклама, скорее, это просто песня-ностальгия, воспоминание о временах, одним из атрибутов которых было повсеместное увлечение экстази.
  • Беременности и ЗППП не бывает — ЗППП как раз бывают, и о них поётся в песне «Опасный секс».
  • Большая нерезиновая деревня — «Улица свободы».
  • Гнусный алкаш — герой песни «Я пил», который «ногтей не стриг, усов не брил, не убирал постель, башку не мыл».
  • Добрый секс, злой секс — расположенные на одном альбоме песни «З. Л. О.» (про минет, который зло) и «Д. О. Б. Р. О.» (о куннилингусе, который, напротив, добро)
  • Единственный нормальный человек — «Кто-то из нас двоих».
  • Задолбало быть примерным! — в клипе на песню «Тишина это смерть» хорошо одетый мужчина стоит на крыше здания и сбрасывает вниз сначала дорогой мобильник, потом ключи от автомобиля. Создается впечатление, что он собирается покончить с жизнью. Но потом он снимает с себя модные ботинки, переобувается в кеды, взъерошивает причёску и счастливый выходит из подъезда. Видимо, он таки покончил с жизнью, но не вообще, а именно с жизнью офисного планктона.
  • Капитуляция — «В день, когда я сдался».
  • Ковидная эпоха — «Прокрастинаторы». С прикрученным фитильком: как подсказывает Капитан Очевидность, эта шутливая песня — о вечном откладывании дел на потом. Но тема самоизоляции в карантине тоже присутствует.
  • Крысы — песня Крыса. Текст написан на основе смешной пионерской песенки про овечку на мосту.
  • Меня штырит, мне всё можно — «Дурная башка».
  • Мэнгст и Мужчины не плачут — «Позволь мне побыть одному». Песня о том, что «Взрослые мальчики тоже плачут», но при этом «Не хочу, чтоб ты таким меня видела».
  • Наивный идеалист — частый герой песен «взрослого» периода творчества.
    • «Зубы и когти» — превращение идеалиста в рыцаря в ржавых доспехах
    • «Реальный панк?» — выпад в сторону идеалистов настолько наивных, что наивность перетекает в ограниченность.
    • «Сила одного» — своеобразный гимн, восхваляющий таких идеалистов.
    • «Тишина это смерть» — песня непосредственно от лица такого персонажа, отчаянно сопротивляющегося взрослению и столкновению со скучной реальностью.
  • Насмешник с мордой кирпичом — «Восклицания знаки»
  • Не может напиться — «Вино на пиво», о том, как «Вино на пиво не берет меня, все равно»
  • Но я хочу стать…: «Просто быть нормальным» — песня в поддержку как раз тех подростков, которые «хотят стать», в данном случае рок-музыкантами.
  • Оборотни в погонах и Злой полицейский — «Мусор» и «Бог и полиция»
  • Озлобленный ботаник и Разобиженный — герой песни «Когда я куплю себе пистолет».
  • Олигарх — отрицательный герой песни «Властелины Вселенной».
  • Пацаны с раёна — отрицательные персонажи в песнях «Улыбайся» и «Когда я куплю себе пистолет»
  • Песня о едущей крыше — «Песня о жизни».
  • Песня про железную дорогу — «Поезд в сторону Арбатской»
    • А что, пусть будет! — по воспоминаниям Дмитрия Спирина, строчки в припеве о поезде в сторону Арбатской, никак не связанные с основным текстом песни, появились в тексте совершенно случайно. Сочиняя песню, Дмитрий никак не мог придумать текст для рефрена. В результате услышанная им случайно «левая» фраза — слова кондуктора метро о том, что на поезд прекращена посадка — показалась удачной и была включена в текст песни.
  • Песня о песне — «Панк-рок песня».
  • Песня про времена года — «Весна».
  • Понаехали тут — «Житель столицы».
  • Предсмертная песня — «Жёлтая звезда».
  • Прощай, Алиса:
    • «Я смотрю на них» — про выпускников.
    • «То, что не убивает тебя» — так воспринимает себя рассказчик, но явно считает эту трансформацию благом. Собеседника учит тому же, но без особой надежды.
    • «Форева?» — о трансформации юного бунтаря в конформиста-обывателя. Педаль в пол филке от «Дореволюционного Советчика».
  • Ряженые под Рейх — клип на песню «Мешки с костями»: диктатура всеобщей любви, насаждаемая эсэсовцами с красными сердечками вместо свастик, и полицейскими, больше походящими на солдат Альянса из второго Half-Life.
  • Снег означает смерть — «36 и 6», сочиненная Евгением Хавтаном из «Браво», но исполняемая в т. ч. и «Тараканами!»
  • Слезогонка — «Собачье сердце»
  • Тараканище — «Четыре таракана». В честь этой песни группа назвалась, отказавшись от сухого и безвкусного имени «Кутузовский проспект». А позже, в связи с конфликтом с одним из бывших участников коллектива, название в очередной раз пришлось сменить. Но чтобы сохранить преемственность двух названий, решили не придумывать нечто кардинально новое, а просто слегка изменили старое. Так и появилось привычное нам название «Тараканы!»
  • У нас на Бодуне засуха — классический панк-заруб «Мне плохо с утра», а также песни «Похмелье» и отчасти «Вино на пиво».
  • Уклонение от призыва — «Военкомат».
  • Холодная война с Западом и Унылый совок в родном отечестве (в образе глушилок КГБ, мешающих слушать западную музыку на зарубежной волне) — упоминаются в «исторической» песне 1975, как размытый фон для действительно значимого события: в Нью-Йорке в это же время великие Ramones играли панк-рок!
  • Шовинизм в любой форме — постоянный объект критики. Например, в песнях «Причина для ненависти», «Границы гетто», «Не по пути».
    • Наравне с этим явлением в песне «Вся планета Земля» осмеиваются и осуждаются горе-патриоты.
    • Нацист и Концлагерь — «Желтая звезда», песня, написанная под впечатлением от фильма «Список Шиндлера».
  • Я с синим завязал наглухо — «Пит бросил пить».
  • Quake — Песня «Как в 3-м Quake».

…и вокруг творчества[править]

  • Кавер — в изобилии на ранних альбомах. Например, «Поворот» («Машина времени»), «Сашенька» (Ва-БанкЪ), «Битвы братвы» (Beat on the brat от Ramones), «Я манал» (I don’t care от тех же Ramones), Personal Jesus (Depeche Mode), советские шлягеры «Непогода» (из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания») и «Фильм, фильм, фильм» (из мультфильма).
    • Красавица Икуку — кавер на Beat on the brat в основе своей не является буквальной перепевкой с оригинальным или переводным текстом. Слова в кавере подобраны на основе звуковой схожести с англоязычным оригиналом. Например, вместо строчки «What can you do?» вставлена «Водки найдут».
  • Камео — Спирин появился на альбоме группы Louna.
  • На тебе! — в изобилии во «взрослый» период творчества группы.
    • «FM молчит» и «Промокампания» — продажность СМИ, засилие попсы на радио.
    • «Мистер музыкальный критик» — очень агрессивная натебейка в адрес музыкального критика Артемия Троицкого. Педаль в пол, потому что музыканты в песне прямо обращаются к объекту критики по имени, без всяких метафор и иносказаний. Пополам с тропом Почему ты отстой.
    • «Спасибо и до свидания» — завуалированная ответка лидеру группы НАИВ Александру «Чаче» Иванову, заклятому другу Сида, который на альбоме своей группы «Rock-n-roll мёртв» в одноименной песне наехал на Спирина.
    • «Русский рок» — в адрес, собственно, русского рока, крайне не любимого западником Дмитрием.
    • «Я не верю», просто «Я не верю». Он не верит, и этим все сказано.
  • Перекличка — песня «Ракеты из России» отсылает к альбому «Rocket to Russia» Ramone.
  • Совместное творчество — есть треки, записанные с группой Anacondaz.
  • Тварь из холодильника — в телесериале «Счастливы вместе» в холодильнике с незапамятных времён валялся загадочный свёрток. Гостившие у главгероев музыканты группы с голодухи съели это, попутно отметив, что оно тёплое и шевелится. Судя по последовавшему безумному концерту, ещё и прёт неплохо.