Телефильм

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«На следующий день», самый известный американский телефильм
Кадр из «17 мгновений весны»

Телефильм — это игровой фильм, который был создан специально для показа по телевидению, в отличие от кинофильмов, которые снимаются для просмотра в кинотеатре.

Происхождение и история на Западе[править]

Первыми телефильмами были «семейные мюзиклы», например, «Питер Пен», снятые с использованием технологии w:Текниколор. Большинство из них транслировалось в прямом эфире, а не записывалось на пленку.

В 1950-е, когда телефильмы только появились, телевизионные продюсеры главных телесетей восприняли идею в штыки. Производство таких фильмов было новым бизнесом, и первопроходцам пришлось столкнуться со множеством трудностей. Телесети опасались, что телефильмы ослабят их связи со спонсорами, подталкивая менеджеров отдельных телестанций к независимым сделкам с рекламщиками и продюсерами фильмов.

Телевизионные сети предоставляли самое ценное эфирное время своим программам, поэтому независимым создателям фильмов приходилось соглашаться на время похуже, что значительно сокращало аудиторию и потенциальную выручку от рекламы по сравнению с программами телесетей.

Термин «фильм для телевидения» был придуман в США в начале 1960-х как приманка для аудитории. Домашние показы разрекламированных телефильмов стали аналогами премьер в кинотеатрах. В 1961 году вышла программа «Cубботним вечером в прямом эфире с фильмами на NBC», в которой впервые одна из главных телесетей в прайм-тайм показала телефильм от одной из главных киностудий. Другие телесети впоследствии скопировали это нововведение, выпустив свои еженедельные программы, что скоро привело к нехватке фильмов для показа. Первым фильмом, по-настоящему снятым для телевидения, был «See How They Run» 1964 года. Предыдущий фильм, «Убийцы» (1964) телеканал ABC счел слишком жестоким и вместо ТВ запустил прокат в кинотеатрах.

Подобные фильмы сначала занимали 90 минут эфирного времени, включая рекламу, но затем продолжительность увеличилась до двух часов. Телефильмы обычно транслировались в рамках телесериала-антологии, например, «Фильм недели на ABC». Во многие ранних телефильмах снимались звезды первой величины, а их бюджеты были выше, чем у обычных программ той же длины.

Тем не менее, телефильмы оставались довольно дешевыми и низкокачественными, сценарий писался так, чтобы перед каждым перерывом на рекламу оказывался клиффхэнгер, спецэффектов практически не было, а большая часть действия происходила в одном и том же помещении.

Если сериал идет достаточно долго, есть большая вероятность появления телефильма, который будут показывать между сезонами, чтобы подхлестнуть интерес аудитории. Многие из таких фильмов являются всего лишь удлиненными или склеенными эпизодыми (например, «Южный парк: Воображляндия»). Даже если это не так, сценарий часто пишется с учетом возможности разбить фильм так, чтобы показывать его по частям.

В СССР[править]

В то же время в Советском Союзе развитие телефильмов также шло семимильными шагами. В 1957 году вышел первый советский телефильм «Большое сердце» (режиссер Сергей Колосов), в 1965 году он начинает съемки первого советского многосерийного телефильма «Вызываем огонь на себя». В 1966 году в СССР прошел первый фестиваль телефильмов, а в 1968 году — первый конкурс цветных телефильмов.

Кроме того, в 1968 году создается творческое объединение «Экран», специализирующееся на телефильмах и мультфильмах для показа по телевидению. В 1972 году в постановлении о развитии советской кинематографии w:ЦК КПСС отметил, что важной задачей киностудий является создание художественных фильмов по заказу телевидения. В 1973 году выходит культовый многосерийный телефильм «Семнадцать мгновений весны».

Известные телефильмы[править]

  • Дуэль (1971, США) — первый полнометражный фильм Стивена Спилберга, с которого началась его карьера режиссера.
  • Семнадцать мгновений весны (1972, СССР) — фильм Татьяны Лиозновой о советском разведчике Исаеве в Берлине весной 1945 года. Поскольку тут много серий — это уже фактически телесериал. Но композиционно это единый и цельный сюжет, всего лишь разбитый на серии «для удобства показа», а не комбинация нескольких сюжетных арок и не серия «случаев из жизни персонажей».
  • Ирония судьбы, или С лёгким паром! (1975, СССР) — новогодний телефильм о приключениях подвыпившего накануне праздника советского медика в другом городе.
  • На следующий день (1983, США) — телефильм о третьей мировой войне. Его посмотрели около 100 миллионов человек — это самая большая аудитория, которой когда-либо достигал телефильм.
  • Наполеон (2002, Франция) — самый высокобюджетный (40 миллионов евро) фильм Европы.