Темнота смертельно опасна

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« It is pitch black. You are likely to be eaten by a grue. »
— Zork

Каждый раз. Каждый чёртов раз, когда гаснет свет — кто-то умирает. Или исчезает, а уже потом обнаруживается в виде трупа.

Где встречается[править]

Литература[править]

Кино[править]

  • «Другой Мир» первый фильм. При штурме логова оборотней чернокожий вампир уставился с автоматом в темноту. Спереди выныривает пасть ликана и тут же пронзается очередью. А вот следующий ликан атакует спереди-сбоку… тут и вампирское зрение не помогло.
  • «И гаснет свет…» — вплоть до самого финала полностью попадает под троп.
  • «Чёрная дыра» (на самом деле «Pitch Black» — «Кромешная тьма») — на планете каждые 22 года наступает затмение, и в темноте из-под земли на охоту вылетают кровожадные твари. Вопросы о том, что они жрут, когда не на кого охотиться, и как выживают 22 года без темноты, деликатно опустим.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто» — сыграно зигзагом в эпизодах «Тишина в библиотеке» и «Лес мертвецов». Темнота наступает только для тех, на кого нападают Вашта Нерада. Эй, кто выключил свет?
    • В прямом смысле — в случае Плачущих Ангелов. Они стоят на месте, только когда ты их четко видишь — а в темноте увидишь их разве что лицом к лицу.
  • «Секретные материалы» — в одной из серий агенты столкнулись с роем древних насекомых, которые в темноте могли напасть на человека и высосать всю жидкость внутри организма. Свет же мешал им это делать.
  • Гримм, в одной из серий, в которой человек-муха заражал червями глаза жертв и питался их слезами. ГГ спасло только то, что ему в глаза направили ярко светящую лампу. Другой жертве на пораженные глаза наложили повязку и ей ОЧЕНЬ не повезло.

Мультсериалы[править]

  • Family Guy — в первой серии седьмого сезона, «And Then There Were Fewer». Свет гаснет трижды — и Джеймс Вудс, его подруга Присцилла и Мюриэль Голдман умирают.
  • Futurama — в одном из эпизодов «А что, если…» ставшая чуть более импульсивной Лила не желает, чтобы её роль в гибели профессора Фарнсворта разоблачили — и каждый раз, когда кто-то начинает говорить, гасит свет…
  • Adventure Time — в одной из серий Финн И Джейк попадают на поезд, в котором после каждого отключения света кто-то ОЧЕНЬ БЫСТРО умирает. В итоге это оказался умело подстроенный розыгрыш.
  • «Первобытный» — в девятой серии главные герои противостоят невидимому хищнику, который выходит охотиться с наступлением ночи.Оказалось-демонический чёрный раптор с длинными когтями..

Видеоигры[править]

  • В первую очередь несколько более-менее общих способов реализации тропа, которые иногда могут пересекаться:
    • За тёмным фоном офигенно находчивые разработчики любят прятать точки спауна противников, провалы в текстурах и прочие места, куда игроку лезть не положено. Убрать невидимую стену можно (с помощью сторонних программ, взлома редактора уровня или чита наподобие noclip) но от этого будет больше вреда, чем пользы. Самое интересное, что смерть персонажа — это ещё не самое худшее, что может случиться: в случае с провалом в текстурах игра может намертво зависнуть и крашнуться с запарыванием всего сейва.
    • Grue - тот самый, из эпиграфа и упомянутый ниже с первоисточником. Если остаться без света, сразу каюк. Или не сразу, а через несколько секунд если не найти источник света. Может преследовать игрока всю игру или водиться только на одном конкретном уровне.
    • Сломанный интерфейс - одновременно самый прямолинейный и самый бесючий вариант, при котором темнота смертельно опасна потому что ничего не видно. Врагов, препятствия, а иногда даже самого игрового персонажа.
  • Colossal Cave Adventure, самый первый текстовый квест. При попытке пойти куда-то без фонаря вы падаете в бездонную яму. В дальнейшей игре, Zork, эту механику оставили, но как может быть бездонная яма на чердаке? Сделали монстра grue, который любит темноту.
  • Следом, скорее всего, выступает Space Quest II, где имеется великолепная тёмная пещера в трёх уровнях высоты и аж на 4 экрана в длину. Монстров в ней не обитает, но без источника света можно запросто уткнуться в тупик или навернуться с лестницы между уровнями пещеры.
  • Don't Starve — в полной темноте персонажи мало того, что стремительно сходят с ума, так ещё и получают урон от живущих лишь в кромешной тьме созданий ночи. Несколько секунд — и труп готов.
    • Что характерно, отвечающий за этот урон файл называется grue.lua. А самого грюя зовут Чарли — это помощница Максвелла по фокусам, занявшая Трон Теней, что показывается в связанных комиксах и можно увидеть в самой игре, если умереть от тьмы за собственно Максвелла (для него причиной смерти будет «Чарли», для остальных персонажей «Темнота»). Её сестра может прожить в темноте на один удар дольше — от первого она уворачивается.
  • «Пенумбра 2: Дневники мертвецов» — троп наглядно демонстрируется в одной из головоломок. Итак, герой должен пройти через тёмный коридор, в котором периодически вспыхивает и гаснет свет. Нужно перемещаться быстро, но осторожно — если протагонист замешкается хоть на пару секунд, или наоборот сунется в темноту слишком рано, его растерзает мутант.
  • «Амнезия. Призрак прошлого» — зигзаг. С одной стороны, в темноте протагонист начинает постепенно сходить с ума, но вместе с тем, в темноте можно прятаться от монстров.
  • Minecraft — в темноте «всего лишь» из ниоткуда берутся монстры, причём чем гуще мрак, тем их больше. И игроки этим пользуются, строя фермы монстров ради лута и очков опыта
  • Skyrim — тоже с фитильком: в одной из «глав» Апокрифа в дополнении Dragonborn темнота очень быстро отнимает здоровье игрока, так что приходится пользоваться заклинаниями освещения, чтобы добежать от одного местного источника света до другого.
    • Инверсия в квесте «Возвращение сумерек». В одной из частей Сумеречной гробницы нельзя выходить на свет.
  • Runescape — если влезть в неосвещённое подземелье без фонаря, свечи или другого осветительного прибора — жизнь начнёт стремительно убывать.
  • Alice: Madness Returns - во второй главе, где нам надо спасать души моряков, дорогу под водой освещает морской конек. Если отстать от него, в ушах начинает стучать кровь и героиня умирает.
  • Alan Wake — местных одержимых так просто не убить, сперва нужно долго и старательно светить на них фонариком или иным источником света и только потом стрелять.
  • Инди-игра «Closure» — геймплей завязан на сабже. Герой может стоять только в освещённом месте, и если он сунется в темноту, то провалится сквозь неё.
  • The Legend of Kyrandia, первая часть — знаменитая пещера-лабиринт с огненными ягодами. Упаси вас небо остаться там в темноте.
    • Пещера проходится очень просто, если догадаться, наконец, что брошенная на землю ягода не гаснет, а продолжает работать светильником. Правильно двигаясь туда-обратно, можно осветить навсегда и обезопасить хоть весь лабиринт.
  • В одной из миниигр про Марио один (с пультом от WiiU) — привидение, остальные — охотники. Охотятся они не бластерами, а… фонариками.
  • Darkest Dungeon — немалая часть геймплея завязана на стрессе, который при плохом освещении растёт как на дрожжах. Когда он достигает 100 единиц, герои с немалым шансом перестают слушаться игрока, а на 200 умирают от разрыва сердца.
    • Более того, урон, наносимый врагами, увеличивается в темноте. А в кромешной тьме обитает Тьманник.
  • «Тук-Тук-Тук» от Ice-Pick Lodge — аверсия. На свету врагов не видно, а из путанных объяснений можно выловить версию, что и они героя в темноте не видят (за исключением некоторых). Какие из подсказок верны и действительно ли даже они соответствуют традиционно багнутой механике ледорубских игр — тайна не меньшая, чем сюжет.
  • SCP: Containment Breach — во вступлении, когда в камере SCP-173 находятся сотрудники класса D, свет неожиданно гаснет. Так как прямой зрительный контакт со статуей в темноте утрачен, она ломает шеи D-персоналу.
  • Path of Exile — в Спуске чем дольше персонаж стоит в темноте, тем больше урона получает. И это не считая монстров, которые за пределами освещённых участков полностью неуязвимы.
  • Plants vs Zombies. Там довольно много сумеречных уровней: темно и солнышки не падают, так что приходится надеяться, в основном, на грибы. А бывают уровни, когда ночь, гроза и только редкие вспышки молний освещают поле битвы…
  • Dark Souls 2 — инверсия в Склепе: на подходе к одному из помещений голос попросит не зажигать свет, если так и сделать, то в зале никто вас не тронет, а местный хранитель поговорит и поторгует.
    • Там и без света нормально видно, но имеется подлянка в виде увязывающегося за игроком Полого с факелом на входе.
    • С прикрученным фитильком Гробница Гигантов в первой части и Свалка во второй — непосредственно темнота не убивает, убивает огромное количество карнизов и врагов, которых в этой темноте не видно.
    • В локации Безлюдная Пристань во второй части водятся опасные монстры, которые боятся света и их можно отпугивать факелом, но если перестараться, то чудище взбесится и атакует. Если использовать особый механизм и зажечь общий свет, то монстрики попрячутся и больше не будут беспокоить.
  • Encased: A Sci-Fi Post-Apocalyptic RPG — не очевидная загадка в конце пролога: темнота в пещере быстро убивает игрока, чтобы добраться до артефакта нужно включить три панели, а потом перебежками добраться до генератора и запустить его. Внятной подсказки на это нет и многие игроки взбесились на этом месте.
  • Sonic & Knuckles — в пирамиде свет постепенно тускнеет и начинаются появляться призраки, сперва маленькие и безобидные, но они становятся все больше и страшнее, а когда свет погаснет, призраки набросятся на персонажа и прикончат. Чтобы этого не случилось, нужно не забывать дергать выключатели.
  • Darkest Fear – в этой серии J2ME-игр из начала нулевых троп поставлен во главу угла. Темнота смертельно опасна для протагониста, при попадании туда он получает регулярный урон (что обусловлено наличием в этой темноте наследников Грю из Zork). В одной из последних частей разработчики сделали ход конём и добавили второго играбельного персонажа в виде дочери протагониста, которая стала одним из вышеупомянутых монстров, но при этом сохранила рассудок. В свою очередь, она может находиться во тьме без каких-либо последствий, а вот яркий свет очень быстро её убивает.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — ксенотвари, известные как Умбра. Они умеют делать тьму материальной и использовать ее как оружие. Выглядит это так, будто человека в темноте пронзает копье из чистой тьмы или шинкует на фарш тончайшими нитями тени. В темноте они могут выглядеть очень даже по лавкрафтовски, но очень боятся света (чем ярче, тем больше) и на самом деле выглядят они как черная матовая сфера величиной с футбольный мяч. Собственно, инквизиции именно так и удалось убить одну из них и выяснить, что это такое. Обычно они обитают на космических кораблях, возле варп-ядра, питаясь его энергией, так что не удивляйтесь, если спустя много лет службы с того отсека начнут поступать сообщения о загадочных убийствах во тьме.
    • Также обитать в темноте любят космодесантники-предатели из легиона Повелителей ночи и тёмные эльдар-мандрагоры (эти умеют ещё и телепортироваться из тени в тень)

Реальная жизнь[править]

  • В кромешной темноте легко можно получить травму, а то и вовсе убиться — например, упав сослепу с лестницы.