Тени былого величия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Когда-то предмет был велик, теперь же от него почти ничего не осталось.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Look on My Works, Ye Mighty, And Despair, How the Mighty Have Fallen. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

Дедушка Ленин раскрывает собой суть
« Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
»
— «Бородино» М. Ю. Лермонтов.
« Сколько нужно центавриан, чтобы завернуть лампочку? Хватит и одного. Но он не станет этого делать, а примется разглагольствовать о старых добрых временах, когда сотни слуг ввернули бы тысячу лампочек по одному его слову. »
— Лондо Моллари, Вавилон 5
«

Где ныне конь боевой? Где звонкого рога пение? Отгремели горной грозою, Отшумели степными ветрами, Сгинули дни былые В закатной тени за холмами…

»
— «Властелин колец»
«

Ты валялся в крови на вонючей соломе, Ты водил эскадроны сквозь вьюги и зной, А теперь оступился на трудном подъёме И отдал якоря у порога пивной.

»
— Монгол Шуудан, «Встреча»

Ключевые события, происходившие в мире этого произведения, остались в далеком прошлом. То, что происходит сейчас и, собственно, составляет сюжет произведения — это лишь отголоски минувших потрясений; кровавые конфликты в сравнении с эпичными битвами прошлого — бытовые разборки местного значения. Если они набирают обороты и снова переходят в эпик — это уже не то.

См. также: Уже не торт — когда явление сильно портится по сравнению с былыми временами, но при этом необязательно теряет масштаб и размах. Например, если геройский орден изменил своим принципам, а лучших героев сменили Джа-Джа-заменители — он уже не тот, но какой-то другой. А вот если из него почти все сбежали или умерли и сражаться некому — это наш троп.

Примеры[править]

Общее[править]

Фольклор и мифология[править]

  • Традиционная индоевропейская концепция Кали-Юги/Железного века — вся об этом. В соответствии с индуистской традицией, в Кали-Югу (то есть в наше время) по сравнению с Сатья-Югой (Золотым веком) от добродетелей осталась лишь четвертая часть, люди живут в тысячу раз меньше и утратили сверхспособности. Собственно, все стало куда хуже уже в Трета-Югу, в Двапара-Югу — совсем плохо, а наша Кали-Юга утопила педаль в пол.
    • Аналогичная концепция в древнегреческой мифологии: Золотой, Серебряный, Медный и Железные роды (ошибочно века) людей. Золотые люди богоподобны, праведны и почти бессмертны и даже после смерти не уходили бессильными душами в ад, а часто оставались на земле в виде благожелательных духов; серебряные не бессмертны, но живут столетиями; медные — вспыльчивы и воинственны, но несклонны к порокам, век их ненамного более долог, чем у обычных людей, но они ещё не знают долгой и дряхлой старости, собственно они и есть люди героической эпохи; собственно теперешний род — «железный век, испорченный и жестокий, когда ни днём не прекращаются труды и печали, ни ночью».
    • В славянской мифологии также распространено представление, что наши предки были гигантами, а потомки будут карликами, которые петуха впятером резать будут. Корень этих представлений — тот же, что и у примеров выше, индоевропейский.
  • Анекдот: владельцы Нокии подобны самураям, которые верны господину, потерявшему былое величие.
  • Еще один анекдот: «Так мы скоро до мышей дойдем». Фраза стала крылатой.
« — Обнаружены останки более развитой цивилизации…
— Вы про СССР?
»
— Анекдот

Литература[править]

См. подстатью Тени былого величия/Литература

Кино[править]

Кинематограф стран бывшего СССР в целом. Советское кино теперь небезосновательно принято считать золотым веком, после которого наступил упадок. Современное же кино видится как собрание бездарных ремейков советских фильмов, бездарных подражаний находкам Голливуда, плоских агиток и откровенного треша, на фоне которого теряются редкие и отдельные удачные фильмы. И только кинокритика на этом фоне расцвела — от колумнистов серьёзных журналов до популярных обзорщиков.

  • «Затаившийся» (1986, в главной роли Клаус Кински) — Карл Гюнтер, сумасшедший сын нацистского палача и, по совместительству, владелец многоквартирного дома, втайне от всех пытается жить прошлым: он слушает и смотрит записи нацистских выступлений и даже устраивает на чердаке «концлагерь», в котором содержится ровно одна еврейка.
  • «Кровь для Дракулы» — артхаусный фильм Пола Морриси, спродюсированный Энди Уорхоллом. Дракула здесь способен питаться исключительно кровью девственниц, от крови иных барышень они блюют-с. И, естественно, в наши дни некогда могущественный граф от недоедания превратился в больного и немощного инвалида, над которым в открытую издевается мускулистый жеребец-садовник.
    • Что ему мешало пить кровь маленьких девочек — неясно.
  • «Звёздные войны». Очень характерное явление, так как чем дальше, тем меньше масштаб происходящих событий.
    • Галактическая Республика времён своего упадка не могла бы сравниться с оной же времён своего Золотого Века. Напомним, что эта была та самая Республика, сначала пережила войну против ситхов поддерживаемых воинственными мандалорианами, возглавляемых великими отступниками и одним из величайших Мандалоров в истории, затем всего через пару десятилетий новая война с мандалорианами, которых вёл Мандалор превосходивший предыдущего и которого удалось победить лишь огромной ценой и гением Ревана. А затем ещё война против сначала него самого, затем его ученика, а затем и Триумвирата Ситхов. И после всех этих кровавых пятидесяти лет Республика всё ещё выстояла. Чего уж тут стоят четыре года войны с Конфедерацией? Или свершившаяся спустя три века тридцатилетняя Великая Галактическая Война против Империи Ситхов, за которой последовала вторая, а затем и третья? Нет, Республика далеко не чета себе же из прошлого.
      • Галактическая Империя в произведениях по пост-Эндоровским временам. В «Призраке прошлого» подсвечено, что от 25 тысяч Звёздных разрушителей остались не более двух сотен, из миллионов систем — не более нескольких тысяч.
    • В сиквельной трилогии педаль пробивает пол: от великой и могучей Империи, державшей в страхе всю Галактику — Первый Орден, воюет с ними тоже никак не Новая Республика, а группа особо отмороженных экстремистов, решивших до конца устранить останки Империи. Йода когда-то сбежал на Дагобар, потому что понял, что ни в бою, ни в Силе, ни в политике не сдюжит с великолепным мерзавцем Палпатином. От кого же сбегает Люк? От недобитка Имперских тёмных джедаев да его тупого подручного! Император бы со смеху помер, честное слово!
    • А уж что осталось от джедаев после Приказа 66, об этом и говорить нечего. Впрочем, и до Приказа 66 джедаи были в некотором упадке по сравнению со славными временами, когда они ловили руками клинки световых мечей и синхронизировали Боевой Медитацией действия целых флотов. И можно только догадываться, что было ещё раньше, если персонаж времён, когда руками ловили световые клинки и медитацией синхронизировали флоты, говорит: «По сравнению с лордами прошлого, владевшими силой и фехтовавшими как боги, мы просто дети».
      • А вот с ситхами вышел зигзаг. На момент приквельной трилогии в Галактике осталось всего двое ситхов вместо многих тысяч. Но всё так и задумывалось Дартом Бейном, и в итоге эти двое смогли сделать то, что у многих тысяч ситхов ни разу не вышло — взять власть над Галактикой.
  • Marvel Cinematic Universe — сами Мстители, три раза. Первый — после Гражданской войны, когда осталось всего двое Мстителей — Железный человек и Вижен. Воитель не может сам ходить; Тор и Халк улетели; Капитан Америка, Сокол, Ястребиный глаз, Алая Ведьма и Чёрная Вдова откололись и теперь вне закона. С фитильном, конечно, так как стало лучше, но всё же. Второй, и гораздо более трагичный — после Щелчка Таноса. Половина мертва, Железный человек застрял на Титане, а Брюс Бэннер не может вновь стать Халком. Опять же, стало лучше, но только через пять долгих лет и лишь на короткое время, после чего команда развалилась опять и на данный момент находится в стадии доукомплектации новыми членами.
    • Туда же — асгардцы. В первом фильме про Тора Асгард — столица и центр Девяти миров. Последовательно они теряют Королеву (Тор: Царство тьмы), Короля (Тор: Рагнарёк), свой мир (опять же Тор: Рагнарёк), и три четверти оставшегося населения (Мстители: Война Бесконечности) После Хрононалёта стало лучше, но факта что от некогда великой расы остался один городок, это не отменяет и не отменит.
    • Вечные. В строю остались только трое — Друиг, Маккари и Фина, и то только потому что вовремя покинули Землю, чтобы искать других Вечных; Аяк и Гильгамеш были убиты, Икарис покончил с собой, Спрайт превратилась в человека, Серси, Кинго и Фастос оказались похищены Аришемом.

Телесериалы[править]

  • «Вавилон 5» — смотри эпиграф. Именно желание центавра вернуть старые времена запустило несколько главных сюжетных линий.
    • Кстати, как только вернулось желание, то сразу оказалось, что и возможности тоже есть. Недаром центавриане являются одной из немногих молодых рас, обладающих технологией магипуляции гравитацией.
  • «Звёздный путь: Оригинальный сериал». 2 серия 2 сезона «Кто скорбит по Адонису?». Герои обнаруживают планету где некогда проживала древняя высокоразвитая цивилизация, представители которой, побывав, в своё время, на Земле, послужили прототипами для богов древнегреческого пантеона. Однако на момент действия из них остался только один Аполлон, который рад появлению людей что, как он думает, снова будут почитать его…
    • В начале сериала «Дискавери», вождь клингонского Дома по-имени Т’Кувма считает, что именно это произошло с великой Клингонской империей. Вместо единства, великие Дома враждуют между собой, тогда как Федерация постепенно ассимилирует клингонов в свою «мирную» культуру. Он намерен объединить Дома, развязав войну с Федерацией.
  • «Убежище» — именно такого мнения о цивилизации придерживается Никола Тесла (да, тот самый). Став вампиром, он с ностальгией вспоминает древнюю империю вампиров, совершающую великие открытия и правящую всеми другими расами. Потом было восстание, вампиров истребили либо загнали под землю, а потом и вообще благополучно о них забыли (возможно намеренно подчистили историю). Никто кроме него так не считает, правда.
  • «Мандалорец» — броня штурмовиков (очевидно, из-за того, что они годами торчат на захолустной планетке) из белой превратилась в грязную и потому выглядят они уже не так внушительно. Хотя у понабежавших в финале броня чистая. Обоснуй: тех ребят, что охраняют Клиента, больше никто не заставляет драить броню и прочую амуницию до блеска
    • Мос-Эйсли из крупного процветающего города превратился чуть ли не в город-призрак, очевидно после гибели Джаббы Хатта и краха его империи.
      • А сильно ли он был процветающим до этого? Огромная помойка, откуда добрая половина народа просто свалила при первой же возможности.
  • «Уэнсдэй» (2022) — во времена Гуди Аддамс общество «Белладонна» было серьёзной и опасной организацией. Его члены спасали изгоев от свирепствующих охотников на ведьм и даже убивали особо отмороженных пилигримов. Ныне же это сборище школяров, которые пытаются корчить из себя тайное общество, но вызывают лишь смех. А деятельность современной «Белладонны» в основном сводится к организации вечеринок с голыми купаниями.
    • Ну так свирепствовавших охотников на ведьм тоже не стало )

Мультсериалы[править]

  • RWBY: в нынешнем Ремнанте есть четыре (даже пять) королевств, которые довольно развиты и цивилизованны, но куда им всем до возможностей первого человечества, поголовно владевшего «истинной магией», по сравнению с которой «аура» и «Проявление» (Sembalance, правильный перевод тут скорее «Подобие») — просто детский лепет. Даже нынешнее название мира (Remnant — «Осколок»/«Остаток») как бы намекает.
    • Да и нынешнее человечество относительно самого себя, но до Великой Войны. «Тогда» королевства активно расширялись и колонизировали континенты, могли потянуть масштабную войну между собой, с гримм и фавнами практически одновременно, и это безо всяких охотников! Нынешние королевства же сузились до нескольких городов, путешествия между ними очень рискованны, да и армий у них больше нет, кроме Атласа. Пожалуй, Атлас — единственное королевство, которое расширило свои возможности: тут тебе и модернизированная армия, и новый (летающий!) город, и монополист главного ресурса мира живёт в этом королевстве. У остальных же всё плохо. Вакуо — загаженный оазис посреди пустыни с вечным внутренним раздором. Вейл, «тогда» осваивающий противоположное побережье, нынче не может удержать гору Гленн, которая в пяти минутах езды на поезде от столицы. В Мистрале тоже раздрай с вечно погибающими деревнями и опасными разбойниками — а ведь королевство раньше могло колонизировать другой материк! Теперь же Мистраль из далёких колоний удерживает разве что Аргус, и то не без помощи Атласа.
      • И силы охотников особо ситуацию не спасают. На все далёкие деревни их не хватает, полноценно отвоевать Бикон они не могут, а в Мистрале же, как оказалось в пятом томе, спокойно загеноцидили большинство охотников. Учитывая отсутствие армии, это означает, что Мистраль почти полностью беззащитен против гримм, вызванных паникой из-за Амити! То, что из-за охотников три королевства отказались от армии и флота, похоже, скорей ослабило человечество в целом, чем усилило.
      • А фавны, примерно в то же время активно и успешно воевавшие против всех, нынче из сколько-нибудь военной силы имеют разве что террористов, отдельных охотников (учащихся в королевствах людей и, видимо, часто там и остающихся), да ополчение было созвано разок, которое, впрочем, только против горстки террористов и годится.

Аниме и манга[править]

  • JoJo’s Bizarre Adventure/Diamond is Unbreakable — Джозеф Джостар. Во второй части, будучи главным героем, он был умён, хитёр, не то чтоб силён, но и не слаб, весёл и харизматичен. Смог победить расу сверхсуществ, это дорогого стоит! Ну это яркая молодость, что у нас в третьей части, когда он старик? Теперь Джозеф скорее комик релиф, серьёзных драк у него мало, его уникальное умение малополезно в бою, старой магией хамоном он пользуется редко, да и ситуаций для её применения немного. Но всё же какой-никакой вклад в победу героев он вносит, иногда и хитрый план придумывает (реже, чем можно было бы ожидать, но всё же). А ещё за некоторое время до сюжета, он, будучи старше 60 лет, умудрился заделать сына от любовницы! И вот проходит ещё 11 лет, наступают события, собственно, «Diamond is Unbreakable». Джозеф приплывает в Морио, город, где живёт его молодой сын, и на него без слёз не взглянешь. Еле движется, еле соображает, еле говорит. Годы быстро нагнали своё. В сюжете у него была одна серия с сыном, а потом он просто нянчится с найденным младенцем, иногда вставит два слова в диалог и всё, в боях он не участвует вовсе. А использовать стенд, ради которого его и пригласили сюда, Джозефу не пришлось. Но ведь он мог встретиться с той любовницей, мог ворваться в какую-нибудь драку (хотя бы советом, всё же опыт есть), в городе есть ресторанчик, который магически подлечивает людей и, глядишь, можно было хотя бы чуть-чуть вернуть живость старику. Но его сюжетка как будто специально такая слабая, чтоб мы полностью ощутили его угасание.
  • Звуки Небес — после ядерной войны сократились пригодные для жизни территории, упал технологический уровень, а некоторые технологии и вовсе были утеряны. Многочисленные «войны на костях» развитию тоже не помогают
  • Хроники Эвиллиоса — Волшебное Королевство Левианта, бывшее некогда самой продвинутой страной Болганио, после Катастрофы и возрождения как Священная Левианта утратило всё величие.

Видеоигры[править]

См. подстатью Тени былого величия/Видеоигры

Настольные игры и производное творчество[править]

  • Warhammer 40000 — да тут практически все такие (кроме тиранидов, тау и незначительных ксенорас):
    • Империум после Ереси Хоруса так и не достиг прежнего могущества. Никто больше не способен собрать такое воинство, какое вели Император и Примархи во времена Великого Крестового Похода — и это было сделано именно для того, чтобы избежать возможности повторения Ереси Хоруса. Технологическая и социальная стагнация и деградация в течение последних 10 тысяч лет, сопровождающиеся религиозным фанатизмом и бесконечной войной.
    • На стороне Хаоса — Абаддон Разоритель, с фитильком: под его руководством хаоситы раскололи галактику.
    • Само человечество даже во времена раннего Империума и рядом не стояло с человечеством Тёмной Эры Технологий, сокрушённым в ходе апокалиптического восстания машин и последующего охвата Галактики варп-штормами. Империум неспособен даже нормально воссоздать технологические чудеса ТЭТ — монструозные имперские техночудища, создаваемые на чертежах ТЭТ, собственно людьми этой эпохи были бы подняты на смех и восприняты как злостное техноварварство.
    • Империя эльдар, правившая Галактикой на протяжении 65 миллионов лет. Эльдар жили в потрясающем сочетании роскоши и исчерпания стремлений. Из-за этого раса погрязла в наихудшем проявлении гедонизма и породила Слаанеш — четвёртого Бога Хаоса. Варп прорвал реальность там, где было сердце эльдарской империи, образовав Око Ужаса. От империи осталась лишь малая толика населения, разделённая на фракции — экзодиты (бежали заранее), жители крафтворлдов (еле сбежали), арлекины (сбежали в Паутину к Цегораху), тёмные (продолжают и развивают декаданс) и иннари (пытающиеся вышибить Слаанеш Иннеадом).
    • Орки. Создавались как одна из армий Древних, для войны против некронов. Разрушили собственную систему управления и превратились в разумную заразу, существующую исключительно ради войны.
      • Есть мнение, что как раз это и является поставленным Древними предохранителем — за всю известную историю орки так и не дошли до уровня своих предков-крорков, обладающих габаритами примархов и способных на применение оружия из эльдарской психокости, перспективы появлялись только во время Зверя и, на данный момент, в набирающей силу ВАААГХ!!!е Газгкулла.
    • Технологические достижения некронов вообще невозможно оценить. Наиболее технически развитая цивилизация во всей Галактике. 65 миллионов лет назад их апокалиптические легионы под предводительством К’Тан, могущественных и злобных пожирателей звёзд, сражались против Древних и их порождений, утопив в крови всю Галактику. После Великого Сна проснулись немногие династии; часть технологий утрачена; К’тан давно расколоты и заточены в тессерактах.
      • Впрочем, у некронов есть очень весомый аргумент — Безмолвный Царь. Неизвестно, что заставило его вернуться в галактику, но некроны под командованием абсолютного монарха могут напомнить галактике, кто победил в Войне в Небесах.
    • Наиболее печально обстоят дела с наследием Древних. Сами Древние — уничтожены, их создания — деградировали всяк на свой лад, Паутина — превратилась в дикую мешанину, Варп — кишмя кишит Хаосом. Из условных достижений — слааны и хрууды.
  • Warhammer Fantasy Battles — ярче всего заметно у гномов. Когда-то Караз Анкор была огромной империей, чьи залы и туннели простирались от рудников Экрунда на юге до оплота Крака Драк на крайнем севере. Ныне же многие оплоты, включая славный Карак — Восемь Пиков, утрачены; некогда гордые монументы и террасы на склонах гор частью разрушены, частью покрыты безобразными дощатыми надстройками зеленокожих; утеряны знания и искусства древности, и даже знаменитая пивоварня Бугмана сожжена гоблинами.
  • Eclipse — Эриданская империя (кодовое имя «совок»). Плюсы — много денег, в музее изначально два щита сражений, много стартовых технологий. Минусы — на две шайбы меньше (то есть огромные расходы), не могут использовать тактическое банкротство, пока не спустят все деньги.
  • Шахматы — многие открытые начала, особенно гамбитного толка. В 19 веке в них вовсю бушевали страстные атаки и контратаки, а потом пришла «новая школа» Стейница, подтянула искусство защиты… и от множества дебютов осталась испанская партия с небольшими добавками русской, итальянской и шотландской.

Музыка[править]

  • Монгол Шуудан, «Встреча» — см. эпиграф. Бывший командир эскадрона тихо спивается, да и его собутыльник в капитанском чине явно знавал лучшие времена.
«

Рыцарей смелых сраженья, Шум и веселье пиров, Грозных империй паденье, Тайн полуночных покров… Всюду бурьян и терновник, Да по колено дурман, Ярко алеет шиповник, Сизый клубится туман… […] Солнце садится за башни, Тёмные окна молчат — Тот же для них день вчерашний, Что и семьсот лет назад… Всех тех, кого стены знали, Уже не носит земля. С оттенком лёгкой печали Запомнит замок меня…

»
— ОддисС, «Замок»
  • Die Ärzte, «Der Graf» — граф-вампир, которого некогда боялись и уважали, который был символом зловещего величия и порочного бессмертия, которому женщины со страхом, но радостно подставляли шеи, стал бояться подцепить ВИЧ, из-за чего перешел на кровь крыс и животных, совершенно отстал от жизни, в конец опустился и теперь сидит на годе и ждет, когда на него посветит солнце.

Реальная жизнь[править]

См. подстатью Тени былого величия/Реальная жизнь.