Тест Бехдель

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Женские персонажи связаны с сюжетом? Этой связью выступают мужские персонажи?

Тест Бехдель (Bechdel test), он же тест Бекдел[1] — простейший тест на гендерную предвзятость произведения.

Итак, проведём же тест![править]

Классическая версия теста[править]

  1. В нём есть как минимум две женщины.
  2. Эти женщины разговаривают друг с другом.
  3. Тема их разговора — не мужчины.

Прочие подробности[править]

Расширенные версии теста устанавливают дополнительные требования: у обеих есть имена или разговор должен длиться не менее минуты.

Казалось бы, это очень простой тест — но даже сейчас очень многие произведения его не проходят. Даже если автор не использует принцип смурфетки, это ещё ничего не гарантирует. Для кинофильмов существует целый сайт с регулярно пополняемой базой: http://bechdeltest.com.

Означает ли провал теста, что произведение плохое? Нет, вовсе не обязательно. Типичными примерами хороших произведений, которые не проходят тест, могут служить «Остров сокровищ» и «Хоббит». Туда же относятся и множество текстов, написанных до середины XX в. Провал теста означает лишь, что в произведении плохо с женской репрезентацией: скорее всего, женщины там если и есть, то сугубо на второстепенных и вспомогательных ролях. Ключевые слова «скорее всего». У кого перед глазами сейчас встала бесподобная Сарочка свет Коннор из второго «Терминатора» в своём ободранном и подкопчённом, но весьма фансервисном виде — тот очень хорошо вспомнил.

(Конечно, произведения, где женщин нет или мало по самой природе сеттинга, тест проходить и не должны. Вполне логично, что его не пройдут, например, «Имя розы», «Приключения Робинзона Крузо» или фильм о мужской тюрьме.)

А возможно, автор не страдает никакой гендерной предвзятостью и является МТА, не разбирающимся в женской психологии, а потому и пишет про свой пол.

Рассмотрим несколько примеров[править]

  • Проходит ли тест диснеевский «Аладдин»? Нет, не проходит — из женщин там только принцесса Жасмин.
  • А диснеевская же «Белоснежка и семь гномов»? Да, но еле-еле. В ней есть один разговор Белоснежки и Злой королевы. Правда, в основном он касается мужчин: они говорят о гномах, а также о пирогах в контексте любви мужчин к оным («It’s apple pies that make the menfolks' mouths water»). Но всё-таки они обсуждают и отравленное яблоко.
  • Проходят ли тест «Чужие»? Да, без труда — там есть, например, разговоры Рипли с Ньют, и не только.
    • А вот Alien проходит его уже со скрипом, если Рипли и Ламберт и разговаривают, то обмениваются скудными репликами по поводу работы. Становится фильм от этого хуже? Однозначно нет.
  • Проходят ли тест «Миньоны»? Если не считать за женщин самих миньонов, то проходят, но еле-еле: в мультфильме есть один обмен репликами между главной злодейкой Скарлет и органисткой. (Правда, как зовут органистку, остаётся неизвестным: Скарлет предполагает, что Эдна, но, похоже, заблуждается.)
  • Проходит ли тест «One Piece»? О, да! Здесь масса ярких женских персонажей, и они о мужчинах не разговаривают между собой вообще никогда! Ну, кроме тех случаев, когда те их отвлекают и косячат.
  • Проходят ли тест пони? С лёгкостью! Почти все главные герои девушки, и разговоры о парнях у них далеко не на первом плане. Тут, скорее, надо проверять на обратный тест Бехдель.
  • Бывает и зигзаг: в популярном ситкоме есть несколько женских и мужских персонажей. Первые говорят только о мужчинах, вторые говорят только о женщинах. Тотальный сексизм или просто фишка сериала? Или автор посмотрел на этот тест и выдал смачное «На тебе!»?

Пересмотр концепции[править]

А если произведение проходит тест, значит ли это, что там всё в порядке с репрезентацией женщин, или что это хорошее произведение? Вообще-то, необязательно: тест лишь пытается задать нижнюю границу для репрезентации, ниже которой всё совсем плохо. И произведение вполне может быть сексистским или просто плохим — скажем, какой-нибудь фансервисный фильм о работницах стриптиза[2]. В первую очередь тест интересен количеством произведений, которые его не проходят: оно намного больше, чем может показаться на первый взгляд.

Существует несколько родственных тестов: например, тест Мако Мори, названный в честь героини «Тихоокеанского рубежа». Считается, что этот тест пройден, если хотя бы у одной женщины в произведении есть своя сюжетная ветка («арка»), где она играет не вспомогательную роль, и при этом её сюжет никак не связан с сюжетами героев-мужчин.

Стоит, однако, отметить, что тест Мако Мори не связан с тестом Бехдель. Произведение может проходить один из них, но не проходить второй. В более общем понимании эти тесты рассматривают «синдром штатности персонажа»: «Является ли представитель выбранного меньшинства полноценным самостоятельным персонажем, или же он просто добавлен в повествование на правах живой декорации?» Подробнее об этом в профильной статье.

Примечания[править]

  1. Назван в честь американской художницы Элисон Бекдел, в полном соответствии с законом Стиглера, хотя придумала тест её подруга Лиз Уоллес. Кстати в этом смысле тест Бехдель не проходит сам себя, потому как у женщин, пытавшихся оценить репрезентацию женских персонажей в произведениях, всё опять свелось к мужикам.
  2. А это действительно что-то плохое?