Техника безопасности

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья No OSHA Compliance. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Маленький кто-то нашёл где-то что-то, Что-то зачем-то нажал у чего-то. Это чего-то кому-то куда-то — Будьте внимательны с этим, ребята!

»
— Народное
«

— Правила безопасности написаны кровью. — И в самом деле. Зачем вы это сделали? — Васе руку оторвало, так что ж добру пропадать?

»
— Анекдот
« Со временем от большого количества удачно проделанной работы возникает ощущение, что уже поймал Бога за яйца, и все могу, и все умею посрать! Про таких говорят, что он технику безопасности знает, как свои три пальца. Помню, мы на высоковольтных испытаниях тоже поддавались подобному ощущению, но бдительный инженер по ОТ и ТБ, зная про подобное, каждые 2 недели устраивал всем про3,14здон. И однажды, когда взорвался высоковольтный конденсатор большой ёмкости, наполненный трансформаторным маслом, 5 человек остались живыми и здоровыми только из-за средств защиты, которые из-за постоянных про…нов всегда надевали, хотя работать без них было гораздо удобнее. »
— С Баша
Factory explosion.jpg

Если коротко: отсутствует.

Обычное дело, когда герой боевика в погоне за злодеем оказывается в цеху какой-нибудь (часто заброшенной) фабрики или лаборатории. Что же он там видит? Абсолютное несоблюдение любых возможных норм техники безопасности. Судите сами:

  • С потолка свисают толстенные электрические кабели с ободранной изоляцией, сыплющие искрами, а на полу — огромные лужи воды, в которые эти кабели могут упасть в любой момент.
  • Отовсюду валит раскалённый пар, причем иногда его струи внезапно появляются и так же внезапно исчезают.
  • Кругом расставлены бочки с бензином или жидким азотом.
  • Проходы загромождены — в лучшем случае, разными ящиками и мусором, а в худшем — теми же самыми бочками.
  • Станки не защищены никакими кожухами, и все грозно вращающиеся механизмы торчат наружу. С другой стороны, станки стоят очень плотно друг к другу.
  • Найдется как минимум один раздутый паровой котел, который вот-вот лопнет от избыточного давления. Может быть укомплектован тревожно гудящей сиреной и проблесковым маячком «ОПАСНОСТЬ».
  • Везде шатающиеся проржавевшие железные лестницы и мосты, под которыми находятся чаны или бассейны с булькающей зелёной радиоактивной жижей. Или кислотой. Или расплавленным металлом.
  • Если есть деревянные конструкции, они все неотшлифованы и утыканы как попало вбитыми гвоздями.
  • Где-то в глубине грохочет неумолимый уничтожитель мусора, который перемалывает вообще все, что попадет к нему в зубья. Кнопка его выключения спрятана за тридевятью решетками.
  • В центре здания находится контрольная панель со множеством кнопок, нажатие на любую из которых приведёт к взрыву и обрушению всего здания.
  • Не стоит забывать о кранах и подъёмниках, размахивающих крючьями в самых неожиданных местах.
  • Цепи, очень много подвешенных к потолку цепей. Хорошо еще, если персонажи на них будут просто раскачиваться, и никто не получит свободным концом по лбу.
  • На цепях обязательно будет висеть какая-то тяжелая машина или цистерна с нехорошей жидкостью, которая обязательно оторвется и свалится вниз от неосторожного чиха.
  • Глубокие провалы. Бездонные провалы. И никаких перил!
  • И везде разлиты или рассыпаны опасные отходы и химикаты.

Ещё на этой фабрике нет рабочих. Да какой самоубийца стал там работать, в таких-то условиях? Хотя если это футуристическая полностью автоматизированная фабрика, где роботы делают роботов (как во втором эпизоде Звёздные войны), то вполне простительно: роботы не лезут, куда попало, а если уж сбой в программе и они полезли, то перила или табличка «не влезай — убьёт» их вряд ли остановят.

Итак, герой врывается на фабрику вслед за злодеем и, недолго думая, начинает преследовать его, уклоняясь от шипящего пара, падающих лестниц, рек кислоты и рикошетящих пуль. В конце концов пренебрежение владельцев техникой безопасности сыграет свою роковую роль: злодея прибьёт током, когда он будет стоять в луже, или заморозит жидким азотом. Самое зрелищное: он просто взорвётся вместе с фабрикой. В конце концов, её в любом случае следовало бы закрыть — слишком уж опасное место.

Примеры[править]

Литература[править]

« Ну а мне предстоял подъем на одну из самых высоких башен по трем десяткам лестниц<...>, на которых отметились десятки учеников в грязных ботинках, а кое-кто еще и поплевывал ведь туда. Mожет, стоит переехать к Хагриду? »
— Гарри Поттер, суровая реальность и архитектура Хогвартса
  • Хью Хауи в пенталогии «Очистка» aka «Бункер» (The Wool) построил герметично изолированные от отравленной поверхности бункеры в 150 этажей. В принципе, с некоторой натяжкой, описанное построить можно, оттого к тропу Не в ладах с технологией напрямую не относится. Однако строили убежища явно люди, совершенно девственные в вопросах ЧС и ТБ. Через 150 этажей проходит одна-единственная лестница — насквозь. Что делать в случае пожара? Что пассажирского лифта нет — обоснованно. Это убежище, а не курорт, ходите ножками. Но что нет ни грузовых лифтов, ни даже шахт с ручными лебёдками? Что делать, если надо поднять с уровня 99 на медицинский седьмой десяток пострадавших в аварии? И как спустить с уровня 99 оборудование для ремонта на уровень 140? А уж что химический мусор и трупы таскают в мешках по общей лестнице — вообще жесть.
  • «Гарри Поттер» — архитектура Хогвартса, которой, по всей видимости, занимались либо Пожиратели смерти, либо те, кто хуже их в несколько раз. Слава Мерлину, не было идиотов, готовых драться на лестницах.
    • Меч Гриффиндора! Гоблинской работы, то есть острый, как бритва, пропитанный ядом василиска, от которого практически нет противоядия… и без малейшего намёка на ножны что в книге, что в фильме (там вообще его таскают, как палку).
      • Ножны должны были держать гарду (о которую порезаться нельзя) и телепортироваться вместе с этим мечом в Распределяющую Шляпу при каждом призыве. Во-первых, при попытке вложить меч можно было случайно разломать сами ножны. Во-вторых, это отнимало бы время, нужное, чтобы вынуть меч из Шляпы. В-третьих, в ножнах меч был бы незаметен, и в седьмом фильме ГП не смог бы понять, что за ним нужно спуститься в воду.
    • Если арка в Отделе Тайн такая опасная, могли бы решетку поставить.
      • До битвы в Отделе Тайн не было идиотов, которые могли туда сунуться, не зная об её свойствах. Битв ТАМ тоже не происходило. Да и в фильме она никаких фрагов не собрала, так как Сириус был убит Беллой, а в арку отправился его труп.
    • В фильме «Кубок Огня» Артур Уизли на чемпионате растапливает железную печку со стоящей на ней керосиновой лампой. Впрочем, в книге подсвечивается неумение волшебников обращаться с магловской техникой, но всё же стоило бы понимать, что нагревать закрытую ёмкость с легковоспламеняющейся жидкостью идея не из лучших.
  • Аластер Рейнольдс, «За Разломом Орла» — космонавтам техникой безопасности нельзя окрашивать капсулы для гибернации — краска может попасть в воздушные фильтры. И все, кроме командира, кладут на это огромный болт. Из-за ошибки сети чревоточин корабль был в пути 150 лет вместо пары дней, все члены экипажа, кроме командира, погибли, потому что краска забила воздушные фильтры их капсул.
  • Паоло Бачигалупи «Разрушитель кораблей» (а также многие другие произведения) — в мире, где закончились ресурсы, человеческая жизнь не является особой ценностью… Герои разбирают ржавые корабли так же, как в начале ХХI века где-нибудь в Бангладеш.
  • Кит Пэдлер, Джерри Дэвис «Мутант-59» — пролазить под оголёнными проводами над лужей не сто́ит. Даже если это вопрос жизни и смерти. Хотя одному дяденьке таки удалось…
  • «Вычеркнутые из жизни» Сергея Тармашева — редкий случай, когда герои, пытающиеся на коленке сварганить что-то с пренебрежением к тропу, в итоге серьёзно калечатся.
  • А. Трушкин, «Кошки-мышки с мафией» — забег по луже, через которую с периодичностью в несколько секунд прокатывается разряд тока в несколько тысяч вольт явно не лучшая идея. Вот только выбора у героев не было.
  • Людмила и Александр Белаш «Оборотни космоса». На планете Эрке местная организованная преступность владеет целым ГОРОДОМ стихийной застройки. Подземный Аламбук, Черный город, (впрочем, все мегаполисы на планете подземные, на поверхности народ не живет) — чистое надругательство над техникой безопасности и сопроматом. Сопромат обидчикам жестоко мстит — иногда целые кварталы в Аламбуке рушатся в бездну со всем населением, прихватив с собой и несколько нижних ярусов. Коридоры, неожиданно заканчивающиеся огороженными натянутой веревкой провалами, ржавые лестницы в никуда, как попало проложенные электрокабели, сварочные работы прямо на людной площади, над головами прохожих и прочие безобразия — на каждом шагу. Расположенный на поверхности бандитский космодром тоже хорош — краденные, разбитые, захваченные пиратами или списанные в утиль космические суда здесь разбирают на запчасти, чинят в кустарных условиях и перепродают жадным (или глупым) коммерсантам. На взгляд ГГ — опытного пилота— каждый второй такой монстр, собранный из несочетаемых деталей, просто обязан развалиться при первом же разгоне. Мощные взрывы на этом космодроме — практически обыденность, просто кто-то опять взялся резать корпус, не сняв топливные баки.
  • Сергей Тармашев, «Холод» — инверсия. Техника безопасности в условиях холода строго соблюдается, причём новичкам на посвящении наглядно демонстрируют, почему её нельзя нарушать.

Кино[править]

  • «Метрополис». В городе далёкого будущего рабочие вынуждены дёргать рычаги и крутить вентили по командам, выдаваемым загорающимися лампочками, поэтому, естественно, о каких-либо предохранителях не в курсе и что такое сигнализация и телеметрия — не знают. Рабочему стало плохо — и целую минуту никто не подошёл его заменить, пока всю смену не обварило горячим паром. Это вызвало ГЭС у главного героя и стало одним из источников драмы.
  • «Пункт назначения» — полезный фильм с точки зрения формирования здоровой паранойи и правильного взгляда на ТБ.
  • «Обитель зла» — муравейник просто концентрат подобных вещей.
    • Когда весь комплекс обесточивается, то контейнеры с кучей опасных тварей вместо того, чтобы намертво запереться, самопроизвольно открываются.
      • А система умерщвления зомби не включается в камерах даже после восстановления энергоснабжения.
    • Лаборатория, в которой содержатся опасные вирусы, способные передаваться по воздуху, не только не полностью герметична, но и подключена к общей вентиляции всего комплекса.
      • Шлюз на входе в лабораторию, где содержатся опасные вирусы? Не, не слышали. Откроем ворота и посмотрим, кто оттуда выскочит.
      • В комплексе полно скрытых шхер и переходов, которые не защищены от зомби, от слова никак.
        • Справедливости ради объясняется в последнем фильме тем что лабораторию строили специально что б этот вирус вырвался на свободу.
  • «Звёздные войны» — за восемь эпизодов ни разу не встречается огороженная как следует сверхглубокая шахта. Зато в них хорошо сбрасывать злодеев типа Палпатина и Дарт Мола!
    • Обстёбывается в эпизодах «Гриффинов», пародирующих оригинальную трилогию, где парочка операторов обсуждают эту тему. Один говорит, что просил начальство поставить перила, а в ответ получил отказ, мол, вы там работайте, а не облокачивайтесь.
  • «2012 (фильм)» — ковчеги в плане ТБ просто эпичны. Например, полное отсутствие герметичных переборок и герметичных аварийных дверей, в особенности со стороны аппарели (и это на корабле для конца света, ага). Но педаль в асфальт давит отсек-ловушка с решётчатым потолком, через который запросто может заливаться вода, а вот человек оттуда выйти не может. Что за садистские фантазии, инженеры?
  • «Терминатор 2». Правда, рабочие там изначально были. Но увидев разборки терминаторов, благоразумно дали дёру.
  • Робокопа также привлекали такие локации.
  • «Звёздный путь», 2009 — на борту «Нарады», шахтерского корабля, полно помостов над бездной, но нигде нет перил. Главгад постоянно прыгает с одного помоста на другой, видимо ТБ по нормативным документам ромуланцев рассчитана на нечеловеческие ловкость и реакцию. Если верить канону, то вообще непонятно куда смотрели ромуланцы, строившие подобный шахтёрский корабль. А если верить комиксу-приквелу, то есть объяснение: корабль был модифицирован сотрудниками Тал Шиар (ромуланский аналог КГБ) с помощью технологий борга.
    • Ну и в сериалах постоянно взрывается какой-то пульт управления от скачка напряжения. Видимо до предохранителей не додумались.
      • Отказ предохранителей у техники и здравого смысла у людей по «драматическим причинам» обстёбываеться в Краснорубашечниках.
  • «Водитель автопогрузчика Клаус: Первый день на работе» — шедевральная немецкая учебная короткометражка на тему «чего нельзя делать на автопогрузчике», снятая нарочито в стилистике ужастиков 1980-х.
    • Также в природе имеются аналогичного содержания фильмы об электрике Хорсте, парикмахерше Клаудии и домохозяине. Увы, на сегодняшний день жив только сайт электрика Хорста.
  • «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» — войдя на фабрику, все дети расписываются на огромном полотне о том, что они проинструктированы по ТБ. Расписаться расписались, а технику безопасности не соблюдали. За это в итоге и поплатились.
  • «Пик Данте» — семейство спасается от вулкана по озеру на лодке, которая медленно протекает из-за того, что вулкан превратил воду озера в голливудскую кислоту. Но где положенные по требованиям ТБ водоотливные средства, хотя бы черпак?
    • Растворился, наверное, кислота ж!
  • «Временные трудности» — первое, что делает герой Охлобыстина в самом начале фильма — загоняет на кран в литейном цеху вусмерть пьяного рабочего. Оперировать ковшом с расплавленным металлом. Под которым работают люди (которых герой Охлобыстина же заставляет продолжать работу — за то, что не помешали крановщику накиряться в обеденный перерыв).
    • Если бы пьяный рабочий полез на кран без вмешательства Охлобыстина, результат был бы не лучше. Охлобыстин, видимо, объясняет рабочим ТБ как последний Сержант Зверь?
      • Герой Охлобыстина, судя по всему, очень хочет присесть на нары. И вообще, странно, что он до сих пор не там.
  • «Помни о Чарли» — широко известная в узких кругах документалка. Некто Чарли Моркрафт в течение двух часов рассказывает, как он плохо морковочку кушал не соблюдал технику безопасности на нефтеперерабатывающем заводе. Точнее, рассказ непосредственно о несоблюдении занял минут десять, а все остальное время — о том, что из этого для него вышло. Последствия включили в себя долгое и болезненное лечение, смерть отца (от инфаркта), попытку самоубийства дочери… «И вот нафига надо было ради экономии каких-то сраных 10 минут всё это получить?» — в финале настойчиво спрашивает Чарли зрителей. В США стало своего рода мемом: фразой Remember Charlie намекают, что лезть в шкаф под напряжением 6 киловольт со словами «я только посмотреть» — плохая идея.

Телесериалы[править]

  • «Секретный агент Макгайвер», эпизод с затыканием дырок в баке с кислотой шоколадками. Да, обоснуй Макгайвера — истинная правда, окислять шоколад эта кислота просто задолбается (кто не верит — проверьте). Вот только вы бы видели КАК он затыкает эти дыры… На технику безопасности Макгайвер просто забил.
  • «Доктор Хаус», 5 сезон, 8 серия «Независимость» — в больницу Принстон-Плейнсборо привозят шестнадцатилетнюю девочку, которая живёт одна и работает на фабрике. А начинается этот эпизод с падения её прямо на конвейерную ленту, движущуюся по направлению к металлическому штамповочному прессу. Бедняга избежала раздавливания только потому, что кто-то из рабочих в самый последний момент успел нажал кнопку «Стоп». Ограждения вокруг опасного механизма? Его автоматическое выключение при попадании на конвейер тяжёлого предмета? Нет, не слышали.
  • «Мандалорец» — дверная диафрагма в злачном баре, которую нам показывают в первом эпизоде. Прямо кричит в лицо «я разрежу тебя на две неравные половинки, если в электронном замке что-нибудь замкнёт». Естественно, главный герой её использует именно для того, чтобы максимально кроваво прикончить одного из подвернувшихся под руку головорезов.
  • «Коломбо» — главный герой является ходячим воплощением данного тропа:
    • У его старого Пежо нет ремней безопасности (они конструктивно не предусмотрены), из-за чего дико переживает инструктор по вождению в эпизоде «Смерть в объективе». В серии «Маскарад» мы видим, что ремни в Пежо уже установлены, но лейтенант не пользуется ими.
    • В сериях «Попробуй, поймай меня» и «Маскарад» Коломбо, не обесточив светильники, голыми руками лезет в патроны электрических лампочек, чтобы достать оттуда спрятанные куски бумажек.
    • В эпизоде «Последний салют Командору» он отправляется на лодочную прогулку по океану один, без спасательного жилета и не умея плавать.
    • В серии «Убийство в Малибу» Коломбо, поднимаясь вместе с рабочими в люльке подъёмника, отказывается надеть строительную каску, хотя все окружающие его люди в касках, в результате чего вороны клюют его в голову.
  • «Американские боги» — на оружейном заводе «Вулкан» с техникой безопасности дела швах, из-за чего каждый год минимум один рабочий окунается в чан с расплавленным металлом. Злые языки утверждают, что администрации дешевле выплачивать компенсации семьям погибших, чем чинить ограждения. На самом деле всё несколько сложнее: владельцу завода, богу-кузнецу Вулкану, необходимы регулярные жертвоприношения для поддержания тонуса.
  • Игра престолов — стена, в которой двести метров высоты и ни намёка на ограждение наверху. Хотя даже на трёх метрах без ограждения работать уже опасно.
  • «Devs». Летающая стеклянная кабина, на которой попадают в лабораторию. Если пропадёт питание, кабина упадёт с высоты около 10 метров. Если те, кто находился в кабине не умрут при падении, они задохнутся при её разгерметизации. Никаких приспособлений для плавного приземления или другой защиты пассажиров не предусмотрено. Более того, кабину можно сбросить, введя специальный код на наружной двери.
  • «Звёздный путь» и «Орвилл» — скольких проблем можно было избежать, если бы медицинский обсек был оборудован герметичными боксами, не позволяющими пациентам самовольно разгуливать по всему звездолёту!

Мультсериалы[править]

  • «Супермен» (1941)
    • Выпуск «Арктический гигант». Безалаберный музейный рабочий оставил маслёнку на перилах над генератором, питающим морозильную установку в зале со вмороженным в глыбу динозавром (формально динозавром а по факту — натуральным кайдзю). Маслёнка довибрировала до края перил и свалилась вниз, генератор сломался, глыба оттаяла, доисторический ящер ожил и пошёл крушить-ломать всё, до чего лапы дотянутся. А соблюдай рабочий технику безопасности, этого бы не случилось.
    • В цирке из выпуска «Ужас в дороге» с техникой безопасности тоже всё не ахти. Чтобы открыть клетку с агрессивной гигантской гориллой, сладить с которой будет нелегко даже Супермену, достаточно просто потянуть за верёвочку со столь малым усилием, что с этим сможет справиться и мартышка.
  • «Гравити Фолз» — главная проблема Автора.
  • В сериалах про героев, например, Бэтмена, впадают в другую крайность — персонажи всегда пристегиваются ремнем безопасности. Например, когда садятся за руль горящего или заминированного автомобиля, из которого надо прыгать. Ремешок-то может за плащ зацепиться или замок заклинит.
  • «Смешарики Пин—код» — серия «Бортовой дневник 1» вся об этом. Бортовой компьютер Шаролёта подчеркивает, что многих проблем в сериях удалось избежать если бы герои соблюдали технику безопасности.
  • «Happy Tree Friends» — несоблюдение техники безопасности заканчивается гораздо кровавее, чем в жизни.

Аниме и манга[править]

  • Girls und Panzer — то что битвы на танках это относительно безопасно, а от попадания снаряда в двигатель (а то и в боевое отделение) экипажу ничего не будет, ещё можно принять за жанровую условность. Но чёрт побери в танке и так очень опасно, а главные героини садятся в танк в школьной форме с командным «френчем» поверх формы (в танке можно легко запачкаться по самое немогу даже не залезая в двигатель, а зацепиться за что то одеждой или ободрать незащищённые участки кожи и подавно), да ещё и без какой либо защиты головы (в танке тесно, и на любой кочке есть вероятность стукнуться головой о броню и тут варианты исхода колеблются от сотрясения до побитого черепа) и наушников (в танке и на марше очень шумно, а если начать стрелять, то без защиты ушей можно и оглохнуть, да и не слышно без переговорных устройств, от слова, ничерта). На этом фоне выделяется только «советская» команда Правда, и даже они не всё соблюдают. Правда всё это ни капли не убавляет интереса у зрителя.
    • Команда протагонисток отправиться в бой на чужом поле, в лютый мороз, не захватив даже провизии и тёплой одежды. Это выглядит уже мягко говоря странно.
      • Это аллюзия на блицкриг — думали быстренько победить и идти есть рамен, но не учли коварства «русских» и суровость Генерала Мороза.
    • Отдельно стоит упомянуть знаменитый бой с мортирой Карл. Для аналогии, перед 40-метровыми прыжками на танках БТ-7 нельзя было сутки(!) пить, так как можно попросту получить повреждение почек, и это делал только мех-вод, так как остальные члены экипажа не имели возможности сгруппироваться перед приземлением на своих боевых постах. Так что после боя минимум три экипажа должны были заработать серьёзные переломы в лучшем случае (а в худшем из танка будут вынимать кровавое месиво). Ах да, прямое попадание 600-мм снаряда «Карла» в абсолютно любой танк гарантирует смерть всего экипажа, и превращение вместе с танком в крупнокалиберную шрапнель.
    • Напрашивается объяснение, что бои ведутся не без использования дополненной реальности (до какой степени, правда, вопрос, так как без шлемофона и в неподходящей одежде, например, не рекомендуется лазать даже по учебным макетам: не убьетесь, но лоб разбить или зацепиться за что-то — раз плюнуть). Но это, вроде бы, противоречит объяснению, данному в самом сериале.
  • Aldnoah:Zero — земляне относятся к ТБ очень бережно. В космосе надевают скафандры в бою на кораблях, и в обязательном порядке на мехах. Кстати даже если в катафракте нет комбинезона то там в обязательном порядке лежит надувной воротник, чья цель не допустить перелома шеи у пилота (а сестра ГГ сломала руку в бою даже не выходя из мехи). Что и ожидалось от реал-мехи. А вот марсиане плевать на это всё хотели! Они ведь воины…
  • Captain Harlock (2013) — в боях как-раз все в пределах (по крайней мере, для подавления недоверия хватает), вопросы касаются мирной жизни.
    • Во-первых, оранжерея из флешбека. Даже не сам вентиль (если звезды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно, да и вообще, единственный способ избежать таких аварий — держать неуравновешенных людей подальше от критических систем), а устройство самого здания, которое рушится от перепада давления (при том, что перепад не опасен для человека сам по себе, это далеко не ураганная декомпрессия) и красиво разваливается на максимально опасные обломки. Даже в наше время в сейсмически активных регионах строят здания, которые выдерживают намного большие нагрузки и разрушаются, если уж не выдержали, совсем не так. А тут у нас будущее (хоть и ржавое), еще и после космической экспансии… И да, это не те люди, которые не могут позволить себе здание, в котором были бы соблюдены все меры безопасности.
    • Во-вторых, капсула Нами. Зачем на передней панели нужно было выводить разъем, который явно не используется в рутинном техобслуживании и который вообще категорически нельзя трогать? Почему-то вспоминается старая данетка про уборщицу и аппарат ИВЛ[1]. О резервном питании уже и не говорим… Хотя момент крассивый, не поспоришь (конечно, Эзра мог ее и застрелить — держать выстрел из бластера капсула не обязана, — роли «жертвенный агнец» и «крокодилушка» в сцене были бы распределены так-же; но образ был бы все-таки несколько другой).

Видеоигры[править]

  • Серия Hitman — многие цели страдают отсутствием инстинкта самосохранения — становятся на край без перил, шатаются по стройке, лезут в разные механизмы, тестируют на себе роботов с боевым оружием.
  • Space Station 13 — какая ещё техника безопасности? С ней раунд становится очень скучным…
    • Притом что ТБ сама по себе есть, например, противорадиационные костюмы в предбаннике реактора. Вот только они очень сильно замедляют, и в случае саботажа предатели, не соблюдающие ТБ, легко перебьют тормозных инженеров и отлечатся в укромном уголке. И так во всех отсеках.
  • What Remains of Edith Finch — злой рок семейства Финчей, из-за которого большая их часть не доживает до старости, как минимум наполовину порождён семейным пренебрежением техникой безопасности. Оставить годовалого ребёнка одного в ванной — почему бы и нет? Повесить качели над обрывом или запускать воздушного змея в грозу — отличная идея! Полезть фотографироваться рядом с подстреленным, но всё ещё живым и недовольным оленем — можем, умеем, практикуем.
  • Skyrim — отсутствие перил и ограждений является характерным признаком архитектуры суровых нордов. При таком количестве вина, медовухи и пустой стеклотары в каждой локации просто удивительно, что под лестницами массово не валяются трупы со сломанными шеями. Можно на полном серьезе недосчитаться кузнеца в Маркарте.
    • Педаль в пол давят двемерские агрегаты с гигантскими вращающимися шестернями без малейших признаков ограждения. А вы думали почему двемеры исчезли?
  • Вторая часть оригинальной серии Tomb Raider: прибрежная нефтяная вышка Марко Бартолли. И ведь там повсюду гуляют (и работают) его головорезы! Но вот расположенные лежа на пандусах бочки, которые так и норовят скатиться вниз, открытый бассейн с мгновенно убивающей ядовитой жижей, станковая пила без кожуха и гигантские подводные вентиляторы-засасыватели сразу дают понять, что на свои же рабочие кадры Бартолли плевать хотел.

Прочее[править]

Реальная жизнь[править]

« Курсы инженеров по технике безопасности. Преподаватель задаёт вопрос:
— Итак, ситуация. Один из рабочих, менявших кровлю, падает с крыши пятиэтажного дома. Что вы должны сделать в первую очередь?
Тут же вал ответов: «вызвать скорую», «проверить признаки жизни», «оказать первую помощь»… Преподаватель хитро улыбается:
— Нет, нет и ещё раз нет! В самую первую очередь вы должны надеть на труп каску и страховочный пояс! Иначе сразу после скорой приедет полиция и уже за вами!
»
— Народное
  • Кому-то из «поколения Х» и более поздних это может показаться странным, но по-настоящему техникой безопасности в развитых странах озаботились только где-то после ВМВ. Любой завод или мастерская в викторианской Англии — тому примером, читайте Маркса. Ну или Диккенса. Про «ТБ» в России можно прочитать у Горького или у Гиляровского. Снесло рабочему голову? Несчастный случай! Оторвало руку станком? Не суй куда попало, сам виноват. Надорвался на установке паровой машины? Вообще герой! Во многих «развивающихся» странах ТБ до сих пор нет, или она в зачаточном состоянии.
  • К сожалению, забивание на технику безопасности встречается гораздо чаще, чем хотелось бы. И, как правило, в подавляющем большинстве случаев это либо зеленые принесиподаи, ещё не знающие, где и как может убить, либо матёрые волчары, думающие, что они умнее всех и с ними ничего не случится.
  • Запросто может случиться в древних полуразрушенных строениях. В Калининграде на экскурсии в прусском форте XIX в. можно видеть дырки для лифтовых подъёмников, предназначенных для подъёма артиллерийских снарядов с нижнего этажа на верхний — никаких перил вокруг этих дырок не сохранилось и если слишком близко подходить к стенам и не смотреть под ноги, то провалиться в них довольно легко. Экскурсовод сказал, что допустимая смертность на экскурсиях по фортам — 13 %. Он, конечно же, шутил. Наверное…
  • Когда пожарные в XIX в. придумали технологию спуска по шесту, то для этого самого шеста пришлось делать дыры в перекрытиях не меньше метра в диаметрах. А вот до того, чтобы обнести дыру перилами, додумались ой как не сразу, несмотря на неоднократные несчастные случаи, когда пожарный случайно упал в люк спросонья и т. д.
  • Администрация данного сайта предупреждает, что большинство этих самых правил, в том числе и ПДД, написаны кровью, усеяны трупами и вообще они очень полезны, так что соблюдать их все-таки стоит.
  • Мощный взрыв, произошедший в Ливане в августе 2020 года и фактически уничтоживший ряд районов Бейрута, был вызван этим тропом. Годами хранить в негерметичных помещениях порта 2,7 килотонны конфискованной аммиачной селитры рядом с фейерверками и проводить на том же складе сварочные работы — это ж надо было додуматься! Отдельная премия тому, кто догадался хранить такое количество селитры в одном месте.
    • На соседнем портале есть даже отдельная страничка, посвящённая исторически значимым взрывам именно аммиачной селитры. Обжегшись на молоке, на воду дуют!?
    • Педаль в пол давят гордые немцы, которые с упорством, достойным лучшего применения, пытались дробить слежавшуюся аммиачную селитру взрывом. В июле 1921 года в Кривальде (ныне Польша), в сентябре того же года в Оппау, потом, видимо, всё-таки осознали, но в апреле 1942 года решили сделать ещё один подход, на этот раз в оккупированной Бельгии.
  • Во время Тихоокеанской войны при полномасштабных учениях на авианосце нормой были потери до 2 % самолетов. Но все-таки самолетов, пилотов обычно удавалось спасти.
    • Это вообще бич палубной авиации: посадка самолёта на авианосец — штука непредсказуемая, даже в современности, со всеми быстродействующими компьютерами и средствами связи, случаются потери в мирное время, а уж когда самолёты сажали, используя в качестве измерительного прибора выпуклый военно-морской глаз… Это не говоря о том, что для самого самолёта сильный удар по шасси и резкое торможение за приваренный к хвосту посадочный крюк — предельная нагрузка.
  • Бхопальская катастрофа. Все защитные системы, призванные предотвратить возможную утечку ядовитых веществ или свести ее последствия к минимуму, не работали по тем или иным причинам. В переполненный контейнер для метилизоцианата попала вода. Результат — крупнейшая по числу человеческих жертв техногенная катастрофа в истории.
  • Октябрь 2021 года, съёмка фильма «Rust», Алек Болдуин. По данным расследования, группа актёров и персонала решила съездить в окружающую пустыню пострелять по банкам, причём взяли для этого револьверы из реквизита (что по той самой ТБ строжайше запрещено, за этим должен следить реквизитор по оружию, вот только в этом случае реквизитор — 25-летняя девушка, которая очень нервничает, что может не справиться со своими обязанностями и её уволят, а продюсер фильма заодно исполняет в нём главную роль). Опустим тот момент, что оружие, которое не должно стрелять в кадре[2], не должно иметь возможности стрелять вообще (это тоже прописано в ТБ, но на это забивают очень часто, особенно если оружие редкое, существует в счётном количестве экземпляров и портить его нельзя). В одном из револьверов остались боевые патроны (троп Что за идиот! отыгран с блеском). Кто-то вернул его на стойку с реквизитом (снова нарушение ТБ: класть оружие на стойку с реквизитом имеет право только реквизитор по оружию, но смотри выше). Второй оператор берёт револьвер с этой стойки и подаёт его актёру. В этот момент он должен проверить, что оружие разряжено и громко сказать: «Пустой». «Пустой» он говорит, но оружие при этом не проверяет (а вот это уже не просто нарушение ТБ, а полноценное преступление). Актёр тоже должен проверить, что оружие не заряжено, но и он этого не делает, а начинает тренироваться выхватывать оружие и направлять его в камеру (казалось бы, направляешь ствол в сторону живых людей, должно было что-то дрогнуть и потребовать пять раз убедиться, что револьвер не выстрелит, вся тренировка по ТБ при обращении с огнестрельным оружием должна в таких случаях махать красными флагами, как первомайская демонстрация, но у актёра строгая антиоружейная жизненная позиция, так что такой тренировки у него тоже острый недостаток). В принципе, если не ведётся съёмка, палец в скобу спускового крючка тоже помещать не рекомендуется (хотя тут есть хоть какое-то оправдание: привыкнешь делать так, потом в кадре растеряешься. Случайно (или намеренно, отрабатывает-то как раз выстрел в камеру) нажимает пальцем на спусковой крючок. Выстрел, оператор-постановщик мёртв, режиссёр тяжело ранен. Из трёх человек, которые должны были проверить оружие на безопасность, один оказался «отыгран», второй не просто не выполнил свои обязанности, но ещё и дезинформировал окружающих, сообщив, что оружие безопасно, третий просто привык лениться перепроверять за первыми двумя.
    • Кстати, почему за камерой сидел оператор-постановщик? Утром того дня шесть человек из съёмочной группы уволились… по причине хронического несоблюдения на съёмках техники безопасности: постоянно спешащий второй режиссёр (снова он) несколько раз начинал съёмки с холостыми патронами прежде, чем съёмочной группе успевали раздать наушники, так что они решили, что целые барабанные перепонки дороже, чем зарплата.

Примечания[править]

  1. Вводные: в реанимации регулярно умирают пациенты, находящиеся на конкретной койке. Правильный ответ: уборщица выключает из розетки аппарат ИВЛ, чтобы включить пылесос.
  2. Для оружия, которое «стрелять» в кадре должно, по идее делаются соответствующие модификации, дабы оно визуально продолжало соответствовать боевому эквиваленту, но при этом не наносило летальных травм.