Технофэнтези

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Science Fantasy. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Если герой одет в скафандр, а дверь открывается заклинанием, это… не знаю, как правильно назвать такой жанр, но смотреть эту хрень совершенно точно не стоит. Дополнение: это, конечно же, Вархаммер 40к. Как я мог забыть. »
— Роберт Ибатуллин, «Кратчайший определитель жанров»
MF.png

Ещё одну статью на эту тему можно прочитать в журнале «Мир фантастики».

Технофэнтези — особая эстетика, сочетающая характерные признаки научной фантастики и фэнтези. От первой, как правило, берётся сеттинг: от условного момента промышленной революции с паровыми машинами и аналоговыми механизмусами до плюс бесконечности с фотонами, протонами и магнитными полями. От второй — шкажошные шушества, магия и другие объективно рабочие виды мистики. Пропорции этих компонентов могут быть различными, но так или иначе в сюжете присутствуют оба, в единстве или в противоположности.

Космоопера и манапанк могут быть по совместительству технофэнтези, а могут и не быть. Первый вариант проще всего проиллюстрировать разницей между вселенными «Звёздного пути» (чистой космооперы, поначалу тяготевшей даже к твёрдой НФ), «Звёздных войн» (технофэнтезийной космооперы, где продвинутый в Силе мистик может без никаких технических средств швыряться молниями, а очень продвинутый — звездолётами, а то и планетами) и «Артемиса Фаула» (технофэнтези, но в совершенно не космооперном сеттинге). Второй может быть проиллюстрирован разницей между опять-таки «Артемисом Фаулом» (технофэнтези, но не манапанком, где у Народца есть и волшебство, и технологии, опережающие аналоги вершков на несколько поколений — но по отдельности), Парифатом (манапанком, но не технофэнтези, где благодаря стереотипному волшебству стандартного фэнтези-сеттинга поддерживается уровень цивилизации и глобализации, сопоставимый с земным) и миром «Аватара» (и технофэнтези, и манапанком, где технические гаджеты дизельпанкового вида вполне себе работают на магической энергии).

«Научное фэнтези», как называется парная статья на TVTropes — на самом деле иное явление, специфический извод тропа «магия — фэнтезийная наука», а именно применение к фэнтезийному сеттингу (не обязательно хоть сколько-нибудь техногенному) подхода, характерного как раз для твёрдой НФ. Иногда в итоге оказывается, что чисто научное объяснение фэнтезийный сетттинг и имеет.

Характерные для технофэнтези тропы — Звёздные короли (впрочем, этот может применяться и в нефэнтезийной космоопере) и Шкажошные пришельцы (космические эльфы, космические орки, космические гномы, космические демоны…). Может также попасться робот-маг или буквальный зомби-робот.

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • Warhammer 40000 — без комментариев.
  • Звёздные войны.
  • BIONICLE — много техно-, полно фэнтези. Есть некие Великие, существа невообразимой технической продвинутости со странной логикой, которая заставляет их постоянно что-то создавать, особо не заморачиваясь над конкретной целью творения. Эти ребята решили скопировать фишки живущих на планете Сферус Магна существ в экзоскелетах, агори, и воплотить их в на 85 % механическом экипаже корабля, который они отправят в космос с целью поиска какой-то информации, которая поможет в миротворчестве на планете (там уже на носу была война).
Этот корабль имел форму ОБЧР. Внутри был целый мир, море и архипелаг островов. Его населяли созданные Великими и самим кораблём — тоже живым — биомеханоиды. Они в свою очередь строили всякие технические приспособления, которые работали очень даже магическим манером. В головах этих существ полно концепций типа бога, Великого Духа, как они нарекли Мата Нуи, судьбы, сакральной добродетели. Но это разумные киборги. И да, они с удовольствием воюют, используя врождённую магию или различные магические артефакты. Которые формально техномагия. Ещё предпочитают логичным пушкам менее логичное оружие типа мечей, молотов, топоров, но и проджектайлы запускают тоже.

Литература[править]

  • Уильям Хоуп Ходжсон, «Ночная Земля» (1912 г.) — возможный первопример.
  • Произведения Говарда Лавкрафта. С одной стороны есть боги, демоны, магия и мир снов; с другой — подразумевается, что эти боги по сути могущественные пришельцы, эволюционировавшие в параллельных вселенных с другими законами физики, а некоторые артефакты и способности Древних вполне могут оказаться продуктом непостижимых для человека технологий. К тому же наука играет важную роль во многих произведениях Мифов Ктулху.
  • Клайв Стейплз Льюис, «Космическая трилогия» — деконструкция ранней научной фантастики. В космосе существует раса энергетических существ Эльдилов, которых земляне знают как ангелов. А демоны — это падшие эльдилы, взбунтовавшиеся против Бога и в наказание заточённые на Тулкандре (Земле). Также есть настоящий Мерлин, а ещё упоминается Нуменор, что намекает на связь трилогии со вселенной Толкина, друга Льюиса.
  • Николай Носов, «Незнайка в Солнечном городе» — в высокотехнологическом городе появляется волшебник с волшебной палочкой
  • Александр Волков, «Тайна заброшенного замка» — в этой книге на Волшебную страну нападают пришельцы с Рамерии. Dпрочем, некоторые научно-фантастические элементы присутствуют и в других книгах цикла, например, огромный робот Тилли-Вилли, созданный для борьбы с колдуньей Арахной.
  • Кир Булычёв писал преимущественно в таком сеттинге — например, Алиса Селезнёва бывала и на планете роботов, и в древней эпохе сказок.
  • Йон Колфер, «Артемис Фаул» — эльфы и прочие представители прекрасного народа прячутся от людей под землёй и помимо магии владеют технологиями, превосходящими человеческие.
  • Филипп Пулман, «Тёмные начала».
  • Многие книги Роджера Желязны — «Джек из Тени», «Князь Света», «Создания света, Создания тьмы» (Creatures of Light and Darkness).
  • Стивен Кинг, «Тёмная башня» — тут есть вампиры, демоны, магия, мультивселенная, киборги, искусственный интеллект и многое другое.
  • Генри Лайон Олди, цикл «Ойкумена» — наука сплетается с мифологией в затейливые, но изящные кренделя.
  • Джек Вэнс, «Умирающая Земля» — местная магия является точной наукой, хоть и основанной не на математике, а персонажи часто взаимодействуют с древними технологиями.
  • «Хроники Края» балансируют на грани — это не совсем сабж, но их вообще сложно отнести хоть к какому-то конкретному жанру.
  • Ник Перумов:
    • Цикл «Техномагия» — учёные решили вывести настоящих магов. Отобрали детей, поместили их на отдельную планету, заселённую роботами, выполняющими роль сказочных существ. Изначально колдовать подопытным помогали специальные генераторы, но к концу второй книги у главных героев и некоторых закадровых персонажей открылись настоящие способности.
    • «Семь зверей Райлега» — големы здесь являются роботами, за питание и управление которых отвечают магические кристаллы.
  • И. Дравин, «Чужак» — помимо стандартного фэнтезийного мира, куда попал главный герой, и нашей реальности, был также показан параллельный мир, где человечество активно осваивает космос. Роботы, бластеры и звездолёты во все поля.
  • Разрушенная империя — в прошлом мира технологический прогресс привёл к изменению мировых законов и созданию магии. По ходу дела герои сталкиваются чаще с колдовством, но и артефакты ушедших времён часто дают о себе знать. При том с точки зрения оцифрованных копий людей прошлого сингулярность никуда и не девалась: так, появились новые фокусы у бегающих по поверхности варваров.
  • Сага о Свароге же. Поначалу выглядит почти обычным фентези, но постепенно становится всё более и более техно-. Одна ларская техномагия на апейроне чего стоит!
  • О.Онойко, «Дети немилости».
  • М.Суэнвик, «Дочь железного дракона» и «Драконы Вавилона».
  • В.Мартыненко «Джек Собачий Глаз».
  • А.Пехов «Пересмешник».
  • Метавселенная Рудазова в общем и целом именно сабж. Развитые цивилизации бывают техногенными, магикальными и бионическими — и каждым из этих путей можно дойти до воистину сверхъестественных возможностей, вплоть до истинного бессмертия. Боги и духи, демоны и небожители существуют вполне объективно. И ситуация, когда колдун материализует себе боеприпасы для минигана, строительный робоскаф побеждает на гладиаторской арене злобного тролля, а перун бога грома оказывается «в девичестве» боевым электролазером для этого автора совершенно рядовая.
  • Михаил Дребезгов, «Пепел умерших звёзд» — очень похоже на предыдущий пример, только концентрированно до склеенных зубов. Достаточно сказать, что партия главных героев состоит из эльфийского гомункула-баггейна, дракона в обличье человека, древнего вампира-спецслужбиста, человека-чародея, гнома-технаря и гоблина-ведуна. Причём родина чародея — звёздная империя, которой правит король-лич, а лавкрафтиански выглядящие йаэрна слово «эльф» почитают расистской кличкой.

Фанфики[править]

Кино[править]

  • «Крулл» 1983 г. — пришельцы нападают на средневековую фэнтезийную планету.
  • «Охотники за привидениями» — можно сказать эталон, со сверхъестественными сущностями борются с помощью высоких технологий. То же самое относится и к двум мультсериалам по мотивам фильма.

Мультфильмы[править]

  • «Секрет крыс» — например, крысы стали разумными благодаря генетическим опытам, но также есть волшебный амулет.
  • «Волшебники» Ральфа Бакши — через миллионы лет после атомной войны на земле живут эльфы, феи, гномы, гоблины и прочие шкажошные шушества, а злой колдун строит свою ряженую под Рейх империю мутантов, попутно возрождая забытые технологии.

Мультсериалы[править]

  • «Гаргульи» (1994) — здешний сеттинг являет собой лютейший винегрет из фэнтези и фантастики. Гаргульи, могущественные фейри, средневековые маги, волшебные артефакты, призраки, а также боги, герои и существа из нескольких различных мифологий соседствуют с бластерами, боевыми роботами, киборгами, летающими мотоциклами, силовой бронёй, клонами, генно-модицифированными мутантами, инопланетянами и разумными нано-ботами. И не просто соседствуют, а переплетаются и сочетаются в самых безумных комбинациях. Роботы-гаргульи, силовая броня в форме гаргульи, гаргулья в силовой броне, вервольф-мутант одержимый призраком викинга, киборг-гарулья, воскрешённый сочетанием магии и науки и управляемый ИскИном и тремя мёртвыми гаргульими душами, бессмертный средневековый шотландский король из пьесы Шекспира гоняет в бронежилете на летающем мотоцикле и стреляет из электрического пистолета, и у него есть робо-двойник, всемогущий эльф ростом выше облаков, отмахиваясь от роя дронов, пинает силовое поле, окружающее небоскрёб миллиардера-филантропа в силовой броне из калёного железа… и многое-многое другое. И всё это органично сочетается, логично выглядит и совершенно не скатывается в антисеттинг.
  • «Arcane»
  • «Гравити Фолз» — присутствуют гномы, минотавры, зомби, демоны, призраки, единороги, путешественники во времени, портал в другие измерения и заброшенный инопланетный корабль.
  • «Самурай Джек» — присутствуют демоны, роботы, магия и много чего ещё.
  • «Винкс» — представляет из себя смесь ретрофутуризма под 2000-е, научной фантастики и фэнтези.
  • RWBY — есть суперсолдаты-охотники, владеющие аурой (дающей каждому индивидуальную суперспособность) и сражающиеся с созданиями тьмы-гримм, местная не магия называется дуст-алхимия, и основана на минерале со сверхъестественными свойствами, позже выясняется что и магия тоже присутствует, но почти забыта и ей мало кто владеет, многие персонажи одеты в экстравагантные костюмы с фэнтези тематикой. При этом сеттинг технологически развит не хуже нашего, что выражено в оружиях многих персонажей (чего только стоит боевая коса Руби, которая может трансформироваться в ПТРД).

Аниме и манга[править]

  • «Стальной алхимик»
  • «Волчий дождь»
  • «Сделанный в бездне»
  • «Code Geass» — бастард Евангелиона Гандама и Тетради Смерти сериал представляет собой ретрофутуристкое (на 2020-е)[1] альт-хистори с боевыми роботами на сверхпроводниковом топливе, киборгами, высокоразвитой медициной и ядерным оружием с расширенными свойствами, вперемешку с городским фэнтези с псионическими способностями персонажей, сверхъестественными сущностями вроде Хранительницы Времени и основанной на этаком сплаве индуистской и германской мифологии комплементации человечества[2].
  • «Evangelion», по сути, тоже органично сочетает высокие технологии с откровенной метафизикой вроде силы любви, потусторонних ангелов, всяких диковинных существ…
    • На самом деле нет, просто ради фишки религиозно-мистическими терминами обозначают вполне научно-фантастические явления. Ну и научная фантастика здесь не шибко твердая.
  • Хаяо Миядзаки:
    • «Навсикая из Долины Ветров»
    • «Небесный замок Лапута»
    • «Ходячий замок Хаула»
  • «Доблесть рыцаря-неудачника» (Rakudai Kishi no Cavalry)— с одной стороны, здесь вполне современное общество с автомобилями, самолётами, огнестрельным оружием и семейной ипотекой. С другой — существует сословный класс Магических Рыцарей, способных призывать волшебное оружие и использовать стихийную магию, которые выступают как основное наступательное и оборонительное оружие государства (упоминается, что здешняя Япония сохранила независимость в местном аналоге ВМВ только благодаря легендарной мощи своих Магических Рыцарей).
  • «Захватчики комнаты на шесть татами» (Rokujouma no Shinryakusha!)— главный герой (бедный студент) смог снять квартиру за 5000 йен в месяц, однако уже на второй вечер к нему заявился живущий в этом доме призрак девушки с требованием освободить жилплощадь. ГГ прифигел, но не сдался и послал наглого полтергейста куда подальше. В самый разгар схватки из подпола вылезла грудастая деваха и вежливо уведомила присутствующих, что она — представитель древнего высокоразвитого Подземного Народа, и эта квартира должна стать плацдармом для завоевания поверхности. ГГ прифигел, но не менее вежливо попросил деваху залезть обратно под землю и не вылезать оттуда. В это время в одной из стен квартиры открылся портал, откуда вышли две девицы в футуристичных робо-костюмах, одна из которых гордо заявила, что она — будущая принцесса Галактической Империи, и присутствующие должны немедля пасть перед ней ниц и признать себя её вассалами, иначе её ОБЧР, находящийся на орбите, оставит на этом месте кратер размером с Японию. ГГ прифигел, но всё равно грубо попросил наглую девчонку занять очередь за той грудастой девкой из Подземного Царства. И в завершении банкета в окно влетает девочка-волшебница и со слезами на глазах просит всех покинуть квартиру, так как в ней скрыта великая магическая сила, которую надо защитить от тёмных девочек-волшебниц. ГГ окончательно охренел, но всё равно отказался покидать с таким трудом найденное жильё. Потому что технофэнтези технофэнтезией, а 5000 йен — это 5000 йен!!!
  • Giant Robo OVA — педаль в пол. Вечные двигатели и ретрофутуристичные гигантские роботы соседствуют со вполне действующей магией, а герои средневекового китайского эпоса (!) участвуют в войне мировой спецслужбы и мировой же террористической организации.

Комиксы[править]

  • Вселенные Marvel и DC — чего там только нет…

Видеоигры[править]

  • Элементы научной фантастики присутствуют в фэнтезийной вселенной WarCraft, например гномы, изначально были роботами, У дренеев есть космические корабли, а титаны похожи не только на богов, но и на пришельцев-предтечей.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — сюжет вращается вокруг противостояния магии и технологии, техника на уровне XIX столетия, но есть и древняя высокотехнологичная цивилизация Вендигрот. Также в мире игры существует научная теория о происхождении различных фэнтезийных рас путём эволюции.
  • Endless Legend — события происходят на одной из планет вселенной Endless Space.
  • Elex — после падения метеорита на технологической планете Магалан появилась магия, а цивилизация утратила большую часть высоких технологий.
  • Terraria — Сразу вспоминается класс мага (можно ещё и призывателя). Из технологий можно назвать событие с марсианами, меч с его боссом и предпоследняя пушка для стрелка.
  • The Longest journey — существуют два параллельных мира: технологический Старк (наш мир в недалёком будущем) и магическая Аркадия, когда-то это был один мир, но потом его разделили. Воссоединение миров, а также синтез магии и технологий, является основой сюжета.
  • Rise of Legend — в мире Айо существует три расы: винчи, использующие паровую технику, практикующие магию алины и Квотли, поклоняющиеся богам-пришельцам, которые дали им свои технологии.
  • Might and Magic и Heroes of Might and Magic (старый лор) — сперва кажется, что это просто фэнтези, но потом выясняется, что этот мир был создан могущественными предтечами (возможно, землянами в будущем) а артефакты это древние технологии. В оригинальной серии RPG этот факт составлял основу сюжета, но в более популярном стратегическом спин-оффе к нему остались лишь небольшие отсылки, а многие не игравшие в Might and Magic об этом даже не подозревали — именно поэтому фанаты воспротивились введению в третью часть игры высокотехнологичного замка «Кузница». Впоследствии был создан новый лор, уже чисто фэнтезийный.
  • Final Fantasy же! Уже в самой первой игре серии был космический корабль, который героям придется посетить. И многие игры серии так или иначе сочетают научную фантастику с магией и драконами. Вооруженная огромными мечами армия магов-суперсолдат? Футуристичного вида мегаполисы в мире королей и рыцарей? Работающие на мане мехи? Ну это же Final Fantasy!
  • Minecraft — существует аж целых две парадигмы:
    • Ванильная версия игры, сочетающая в себе технологию красного камня и магию зачарования, зельеварения и борьбу со древними драконами.
    • Модифицированная игра — педаль в пол. Гигантские машины по полной переработки ресурсов для… поддержания магических ритуалов. Защита деревень от набегов вражеских фракций через автоматизированные турели. Поставленное на поток зачарование вещей. Эти и многие другие вещи возможны, главное — грамотно совместить для баланса.
    • Особенно выделяются моды Thaumic Energistics и Electro-Magic Tools.
  • Sacred — по одному из квестов можно найти свиток, раскрывающий происхождение серафимов как генномодифицированных суперсолдат. Да и BFG как их супеспособность намекает.
  • Torment: Tides of Numenera — так как действие сеттинга разворачивается через миллиард лет в будущем, не совсем понятно, что из увиденного является настоящей магией (а она здесь точно есть — достаточно вспомнить те же мистические Потоки), а что — просто наследием невероятно развитых технологий прошлого.
  • Вселенная EXA_PICO. Тут драконы живут по соседству с роботами, широко распространено клонирование, а волшебные песни Рейвателей на самом деле являются программами для Серверов башен на которых давно живёт всё человечество.
  • The Legend of Zelda — таковым оказался сеттинг Breath of the Wild. Давным-давно шиика успели сотворить сверхразвитую цивилизацию, чьи технологии спустя тысячелетия успели хорошо сохраниться. В результате имеем кучу роботов-шагоходов с лазерными пушками, четыре исполинских мех с разрушительной мощью, несколько башен, выполняющие роль GPS и даже полноценный планшет с рунами-приложениями.
  • В Doom Eternal присутствуют черты жанра. На момент выхода Ancient Gods: Part Two уже можно говорить, что это чистое технофэнтези — туда даже драконов завезли.
  • Serious Sam — с уклоном в якобы в научную-фантастику, но всё таки хорваты из Croteam не особо заморачивались сеттингом, впихнув в первые две части всё крутое и прикольное. На выходе имеем целую эпопею о противостоянии простого крутого смертного против армии разноцветной нечисти в лице монстров, киборгов, демонов, инопланетян и волшебников, вооружённые по последнему слову техники и очень сильного колдунства. Да и любимые пистолетики Сэма то оказываются волшебными, ведь они стреляют бесконечными пулями. И всё это приправили абсурдным юмором. Нелюбимая многими Serious Sam 2 достигла пика тропа и… абсурда. В той же части Сэму пришлось даже посетить ряжённую под фэнтези планету с драконами и рыцарями, прихватив с собою пушки конечно же!
  • Sonic the Hedgehog — много где. Главный антагонист, будучи неэтичным учёным, строит летающие валенки роботов и целые высокотехнологичные крепости. Но для полноценного захвата мира он всё же охотится за волшебными камушками и даже пробуждает древних богов к жизни. А в парочке игр Соник и вовсе успел побывать в полноценных фэнтези-мирах.
  • «Too Human» — рагнарек со скандинавскими богами, автоматами и вертлетами и магией.

Настольные игры[править]

  • Shadowrun — киберпанк, в котором в наш мир вернулась магия, а среди людей начали рождатся эльфы, гномы, орки и тролли.
  • Starfinder — далёкое будущее мира Pathfinder, в котором планета Голарион (на которой происходили события) была уничтожена, а её жители расселились по Солнечной системе.

Визуальные романы[править]

  • «Темное влечение» — светлые феи, обладающие гипнозом живут в мире будущего с аэрокарами, голограммами бок-о-бок в людьми. Сами темные — результат скрещивания магии с наукой.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. На самом деле ретрофутуризма во вселенной Code Geass нет ни в каком виде. Хотя само аниме указывает временем своего действия 2017 год, это дата от Возвышения Трона Британии. В переводе же на летоисчисление от Рождества Христова это 1962 год. То есть, как ни крути, а создатели описали альтернативное прошлое. С убер-мехами и парящими кораблями, да. Ну а что вы хотели от альтернативной вселенной, которая откололась от нашей с вами более двух тысяч лет назад?
  2. Идея с комплементацией — как полноценная сюжетная арка жопка от сюжетной арки, так и плагиат запланированная натебейка в сторону того самого.