Типа я Лем

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

В современном обществе существует спрос на «умную» фантастику. Это бесспорно. Со времён 30-х гг. 20 века в этой области всё весьма сильно поменялось — «Новая Волна» в западной НФ, смена идеологического вектора с распадом СССР у нас, всё это повлияло на смену пристрастий и вкусов публики, уставшей от туповатых НФ-боевичков и однообразной беллетристики, в сторону произведений с более-менее серьёзным «месседжем», идеей которую они хотят донести до массового зрителя (хотя конечно примитивные произведения с простыми идеями и моралью тоже имеют своих ценителей, и их никто ещё не отменял). Но мало кто так же сильно повлиял на становление «новой» НФ, как фантаст, публицист, философ, футуролог, и один из величайших писателей-фантастов Польши в частности, и мира в целом, Станислав Лем.

Само собой, у любого талантливого писателя мигом отыскиваются толпы подражателей, откуда неизбежно проистекает троп касающийся любителей полемствовать, вне зависимости от того талантливых, или не совсем…

Иногда идет об руку с тропами зрители — гении и бонус для гениев.

Как быть типа Лемом[править]

Общие положения[править]

  • Роботы, роботы, много роботов, они везде, они повсюду, и стандартные, и совершенно невообразимых конструкций, они используются и как сюжетный элемент, и как самостоятельные персонажи, и как метафоры человеческих отношений/обществ/политических режимов, ибо цензура.
    • Кстати, сами роботы по возможности должны быть совершеннее и благороднее людей, как иначе показать несовершенство и заблуждения человека?
    • А еще, если роботы образуют свое общество, то будет это фэнтезийно-сказочная монархия. Собственно, что и наблюдается в "Сказках роботов" и "Кибериаде". Мораль роботы в тех циклах исповедуют либо фэнтезийно-средневековую, либо относительно современную с некоторым налетом сказочности.
  • Контакт с инопланетным разумом затруднён, если вообще возможен, из-за разницы в понятийном аппарате. Среди фанов даже бытует локальный мем «Белки и улитки», по выражению из рассказа «Крыса в лабиринте».
    • А затруднён он ещё и потому что нарциссичные эгоисты земляне везде видят только себя и свою Землю, а космос им попросту не нужен.
    • Впрочем, в приключениях И.Тихого инопланетян много, и контакт с ними не представляет большой проблемы. Зачастую взаимодействия с инопланетянами - тоже метафоры человеческих отношений/обществ/политических режимов, ибо цензура, либо логичное доведение до абсурда некоторых модных (в какое-то время) идей. В плоть до наличия в "несерьезных" произведениях Лема есть своего рода "предупреждений". Обычно история цивилизаций, которая была, условно говоря, нормальной, но потом дошла медленно и логично до состояния "это ж надо было додуматься". Часто это инопланетяне. Но в "Стиральной трагедии" человечество, создав роботов и урегулировав многие аспекты законодательства, тоже "отличилось".
      • И в "Солярисе", и во "Вторжении", и в "Крысе в лабиринте" Лемом последовательно продвигается идея того что даже если бы земляне не были так зациклены на себе, то понятийные аппараты разумников всё одно слишком различаются для полноценного общения. А приключения Тихого, "Кибериада" и "Сказки" - это по большей части юмористическая сатира. Если чудовище спокойно превращается в полицейских, а те в свою очередь - в шарабан... то ничего особенного - Трурль и Клапауций постарались.
      • Кстати, в "несерьезных" произведениях контакт с инопланетными существами тоже не не всегда прост. Может встречаться, чтобы показать необычный взгляд на привычные вещи.
  • Философия, очень много философии, делаем протагониста мыслителем, вкладываем её в уста героям, другими словами тут её должно быть много, гораздо больше чем в творчестве тропнеймера. Пусть ГГ почаще общается со всевозможными "мыслянтами". Причем пусть еще и каждый из них будет доказывать свою точку зрения. А еще можно столкнуть двух мыслителей с разным подходом к одним и тем же вопросам.
  • Детективная составляющая хорошей лемовщине явно не повредит, даже наоборот, создаст необходимый саспенс. Читателю же будет интересно кто убийца, даже если им в итоге окажется робот?
  • Побольше морализаторства к месту и не к месту, даже если у самого Лема оно использовалось только как художественное средство. Мораль рулит!
  • Щедро сыпать в произведение авторские неологизмы, желательно поостроумнее. Пытаться "сочинять" термины. Особенно любил это дело Лем в "несерьезной" сатирической фантастике.
  • И не забывать про латынь.
    • Про другие языки не забывайте. У нас ГГ вполне может быть полиглотом.

Типа Лемы[править]

Литература[править]

  • Дэймон Найт, «Двое Лишних» — неплохой подход потипаялемствовать. На чужой планете четыре колониста обнаруживают живую инопланетную жижу, которая их успешно и захавывает, только почему-то не переваривает, а делает составной частью своего организма. Теперь беднягам нужно как-то добраться до своих, а саспенс нагнетается тем что протагонисты вступают в противостояние с парой козлов, тем самым разделяя новосозданный единый организм на две враждующие фракции. В итоге главгероям удаётся избавиться от козлов, и разъединиться на два отдельных существа. Жижа (из альтруизма?...) модифицирует их тела, и теперь они, прямо как Адам и Ева, могут дать начало новому человечеству, более совершенному, и менее импульсивному и агрессивному.
  • С прикрученным фитильком — Лавкрафт. Внеземной разум абсолютно непостижим, человечество — всего лишь расплодившиеся в угодьях действительно великих древних рас паразиты, а приправлено все это рассуждениями о том, насколько опасно для ограниченного человеческого разума соваться в не предназначенные для него дебри.
    • Фитиль и впрямь прикрученный - из-за серьёзных мировоззренческих различий этих двух авторов.
      • Научный подход Лавкрафт вполне уважал, но он очень рано убедился что наука не столько дает исчерпывающие ответы на вопросы о сути мироздания, сколько раздвигает границы известного, поднимая всё новые и новые вопросы, с каждым разом все более сложные. А вот религию и мистицизм не любил совершенно однозначно.
  • Роджер Желязны, "Жизнь которую я ждал" - тоже неплохая попытка полемствовать, ради неё автор даже отошёл на время от своего амплуа автора пишущего о разных сверхчеловеках-монстро- и машиноборцах. Далёкое постапокалиптическое будущее, в котором люди уже давно вымерли. Мир контролируется двумя сверхмощными ИИ, Солкомом и Девкомом, причём оба считают друг дружку дефектными узурпаторами, потому имеет место противостояние. Главный герой, машина по имени Фрост, якобы дефектный из-за того что процесс его сборки был нарушен вспышкой на Солнце, имеет поставленной Солкомом задачей управлять Северным Полушарием мира. На досуге он любит размышлять, и начинает задумываться о том что есть человек и что значит им быть. Это увлечение людьми перерастает у него в хобби, и даже в манию. Тогда, при помощи своего нового друга Мордела, тайного агента Девкома, он не только проводит исследования человеческой культуры и археологические раскопки, но и со временем клонирует вымерших людей из тканей найденых им в вечной мерзлоте. В итоге он, опасаясь отключения, переписывает в тело человека собственное сознание, пережив "родовую" травму, и автоматически становится новым хозяином планеты, ввиду того что все машины подчиняются человеку. Он прекращает конфликт, поскольку ИИ должны не враждовать, а сотрудничать. Открытая концовка, в которой Фрост предлагает человеческое тело и своей коллеге Бете тоже, подразумевает что у человечества есть шанс возродиться из небытия.
  • Шекли тоже любил этот троп, особенно в поздние годы жизни, когда начал издавать рассказы про роботов. Особенно сырно по этой части в таких образчиках социальной сатиры как "Билет на планету Транай", "Цивилизация статуса", "Паломничество на Землю", а также в рассказах "Холодно-Горячо", "Чудовища", "Что в нас заложено" "Жертва из космоса" и "Возле вод тихих", в котором описывается быт отшельника на астероиде и его программируемого робота, научившегося мыслить и чувствовать.

Кино[править]

  • Солярис 2002: Содерберг вообразил себе что типа он Лем, но не осилил, во всяком случае не до конца. Мало того что его фильм поначалу задумывался как ремейк одиозно знаменитой картины Тарковского, так ещё и насильно пропихнутая в фильм лавстори (в оригинале чувства между Кельвином и Хари и впрямь имели место, но были лишь фоном для повествования о Солярисе, а не наоборот, что бы там себе ни воображали через меру чувствительные люди, подсвечено самим автором) затмила и сам Солярис (в этой итерации газовый, Карл!), и произведение в целом… Из хорошего — атмосферность, качественные декорации, и отсутствие чисто тарковских морализаторства, философствования и богоискательства.
    • А вот сам фильм 1972 года уже под троп не подпадает: во-первых автор книги, обидевшийся на режиссёра, «снявшего „Преступление и Наказание“, только в космосе», и обозвавший его дураком, отрёкся от этого фильма, совершенно чуждого книге по духу; во-вторых, для Типаятарковских существует отдельный троп.
  • «Искусственный разум». Особенно ярко проявляется в развязке, после вымирания человечества, и прихода ему на смену разумных роботов, готовых из научного интереса клонировать человеческую мать главного героя - ребёнка-робота, чтобы понаблюдать как пройдет их воссоединение на один единственный день.

Видеоигры[править]