Толпа с вилами

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Torches and Pitchforks. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
В лицах.
И еще
«Ну, вы же знаете легенды, оборотню можно навредить только серебро…» «Мы знаем легенды! Тварей вроде тебя в них подымают на вилы!» «Упс…»
« We don't like what we don't understand in fact it scares us.
And this monster is mysterious at least
Bring your guns bring your knives
Save your children and your wives
We'll save our village and our lives
We'll kill the Beast
»
— Песня толпы, «Красавица и Чудовище»

Толпа с вилами — очень злые крестьяне или бедные горожане, которые решили, что хватит уже над ними измываться. Кто бы ни достал их до печёнок — убервальдский аристократ, заезжая колдунья с фаерболами, понаехавшая диаспора нелюдей, злой правитель или кто-то ещё более непонятный деревенскому уму — они больше не будут с этим мириться. Они хватают кто до чего дотянется — вилы, факелы, косы, дреколье, обрезы — собираются в толпу и идут разбираться по-взрослому.

Но насколько хорошо у них это получится — зависит от. Если против толпы с вилами — небоевые или не желающие крестьянам зла персонажи, ну или малочисленные боевики условного «злодея», то толпа с вилами успешно обратит своих противников в бегство или вовсе линчует их. Но вот против регулярной армии нормальной численности толпа с вилами — обычное панургово стадо, и ложится в землю в полном составе. Известен, впрочем, прецедент, когда группа слишком гордых рыцарей, считавших ниже своего достоинства скрещивать меч с крестьянскими вилами, была легко перебита такой толпой.

Где встречается[править]

Театр[править]

  • Л. Филатов, «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Толпа с вилами торжествует, охрана царя ранее упоминалась, но не в этой сцене (видимо, разбежалась, после того как генерал отказался повернуть силовые структуры против народа). «Фрол взял кол, Устин взял дрын, Игнат взял ухват, Егор взял топор…» А был там Кирилл, чтоб толпа не осталась без вил?
  • Он же, «Эликсир любви» — такая же толпа собралась под окнами волшебного алхимика Мишеля, когда сочла, что он «приворожил» их жён. Мишель сказал «Не выйду и не отопру» и стал демонстративно-громко звать стражу — и тогда толпа, поматюкавшись, разошлась, но кто-то из толпы (возможно, даже многие) настучал на учёного в Святую Инквизицию. Фискал Инквизиции (мирянин-следователь) потом говорил: «В моём столе скопилось столько жалоб, что я не замечать их не могу!».

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Ю. Олеша, «Три Толстяка» (и фильм, и оба мультфильма, и все прочее) — на сторону толпы с вилами перешла, предав Трех Толстяков, почти вся их собственная гвардия. И после этого шило не поменялось на мыло!
  • Михаил Булгаков, «Роковые яйца» — обезумевшая толпа москвичей убила Персикова, посчитав его виновников всех проблем. Под их горячую руку попали ещё экономка профессора Марья Степановна и сторож института Панкрат, которые даже не были причастны к опытам.
  • Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине» — аверсия. «Казалось — еще минута, и они все поднимутся, возьмут вилы, топоры, мотыги, пойдут приступом на Агабеково логово, разнесут и размечут его! Но так не случилось. В жилах у каждого чоракца нашлась трусливо-рассудительная капля, и она взяла верх».
  • Евгений Пермяк, «Фока — на все руки дока». Толпа с вилами торжествует — после смерти царя от злости никто уже не смеет узурпировать власть.
  • «Королевство кривых зеркал» (книга, не фильм) — толпа с вилами точно так же свергает короля, но только после того, как советская пионерка-попаданка ликвидирует особо страшного министра.
  • А. Говоров, «Последние Каролинги» — узнав, что гнусный дворянчик Тьерри держит трёх «свободных» крестьянок в своём замке на положении рабынь, толпа выкурила его из замка и растерзала. А после лёгкой победы каждый ринулся в свои земли избивать господ, и, разумеется, ничем хорошим это не кончилось…
  • Андрей Белянин, «Летучий корабль» — толпа, недовольная арестом сыскного воеводы и произволом боярских прихвостней из «альтернативной» следственной комиссии, идёт ко дворцу Гороха разбираться. Но царь зело эффективно уговаривает её разойтись.
  • «Меганезия» — агрессивно настроенная мусульманская демонстрация. Умные и добрые нези шутку оценили и выслали штурмовики с пулемётами. А потом сбросили трупы в море. Бульдозерами.
  • Иван Матвеев, «Ахиллес и черепаха», рассказ «Дамокл» — шутки ради. Тяжко жить правителю: над головой Дамоклова Люстра висит, на полу в углу Дамоклова Банановая кожура лежит, в каждой жареной рыбе — Дамокловы Кости своего часа ждут. И гости вдруг почему-то куда-то ушли… «Он-то к риску привычный, — пояснила Ахиллесу Черепаха, — А мы лучше пойдем отсюда. Там Дамоклов Народ уже ворота выламывает».
  • «Сварог: Нечаянный король». Благородная Миала, уверенная, что король собирается принуждать её к браку с постылым и опасным, объявляет против короля рокош и собирает себе в подмогу толпу крестьян с вилами (дружины у неё нет ввиду крайней бедности). Крестьяне не очень-то и горят желанием лезть на короля (который лично явился в имение Миалы, один, но с оружием) — однако какой-то мужичок, то ли самый храбрый, то ли самый глупый, всё же метнул в государя вилы. На которые государю было всё равно: у него особые способности.
    • «Сварог: Чертова мельница» — именно такие толпы пытаются поймать или уничтожить пса (на самом деле — заколдованного злодеями короля), за шкуру которого местный гадский гад назначил награду, объявив кобеля «бешеным».
  • Алексей Пехов «Хроники Сиалы». В «Джанге с тенями» героям приходится пробиваться сквозь враждебую деревеньку. Крестьяне с вилами прилагаются.
  • Ольга Громыко, «Верные враги» — даже подсвечено: «…не дослушав, рокотом прибоя вдохнула толпа, в качестве барашков волн используя неметь откуда взявшиеся цепы и вилы. Под тулупами, что ли, в разобранном виде прятали, а сейчас быстренько свинтили?!».
    • Известнейшая героиня Громыко, Вольха Редная, периодически (особенно под нехватку денег, так как там всегда находится и нечисть для платного усмирения) развлекается троллением такой толпы, вооружённой преимущественно рогатинами и возглавляемой местным дайном (священником), в селении Верхние Россохи.

На других языках[править]

  • В. Скотт, «Айвенго» — крестьяне с вилами приходят на помощь разбойникам Робин Гуда при осаде замка Торкилстон, в котором засели похитители их господина Седрика Ротервудского — норманнские рыцари де Буагильбер, де Браси и Фрон де Беф. Крайняя малочисленность защитников (почти всех своих лучших людей Фрон де Беф очень некстати отослал в Йорк для поддержки принца Джона) плюс поджог замка Ульрикой позволила толпе с вилами отпраздновать успех.
    • Тут не очень толпа с вилами - профессиональные разбойники все же вполне боеспособны, к тому же они были усилены одним рыцарем, крестьяне там скорее служили массовкой. Хотя у защитников замка рыцарей было три, все остальные бойцы были примерно равны осаждающим по уровню.
  • Марк Твен описывает такую толпу, пришедшую арестовать полковника («Приключения Гекльберри Финна»). Ну, правда, у них ничего не получилось.
  • Герберт Уэллс, «Человек-невидимка» — потерявшего окончательно берега Гриффина усмиряют (посредством лопаты по голове) простые местные рабочие, доведенные до отчаянья.
  • Р. Сабатини:
    • «Одиссея капитана Блада», участники восстания Монмута. «…У некоторых, правда, были охотничьи ружья, а кое у кого даже мечи. Многие были вооружены только дубинками; большинство же тащили огромные пики, сделанные из кос, страшные на вид, но мало пригодные в бою. Среди этих импровизированных воинов были ткачи, пивовары, плотники, кузнецы, каменотёсы, каменщики, сапожники и представители других мирных профессий».
      • Сабатини не знал о движении косинеров, иначе не бросался бы столь легкомысленными выводами. В умелых руках коса, нужным образом «модифицированная» деревенским кузнецом — страшное оружие.
      • С другой стороны, в умелых руках и палка стреляет, а Сабатини подчеркивает, что на восстание поднялось неорганизованное стадо, участники которого до этого максимум нос соседу по пьяни расквасить могли.
    • «Удачи капитана Блада», глава «Самозванец». Губернатор по глупости вооружил всех жителей Пуэрто-Рико, способных носить оружие. Они не только понесли потери в схватке с пиратами, но и помешали стрелять по головорезам лже-Блада.
  • А. Сапковский, «Сага о ведьмаке»:
    •  Решительно мотивированная толпа с вилами вынесла легендарный оплот ведьмаков Школы Волка Каэр-Морхен. Из взрослых защитников крепости выжил один лишь Весемир. Ну и ещё немножко ребятишек. Хотя, конечно, тут возникает резонный вопрос — что это за толпа такая, которая перебила защищающий первоклассную крепость отряд элитных бойцов-убийц. Не исключено, что в толпу с вилами затесались и кто-то немного круче.
    • «Года два назад дракон повадился пожирать овец у крестьян в каком-то захолустье под Махакамом — крестьяне пошли на него толпой, прикончили дубинами, и никто из них не подумал этим хвалиться».
    • Армия попросту боялась связываться с буйной толпой, громящей квартал краснолюдов, и для прекращения резни потребовался асимметричный ответ в виде AoEшной магии.
  • Терри Пратчетт любил этот троп. Толпа с факелами и вилами регулярно появляется (или упоминается) в разных его произведениях, пытаясь разобраться то с драконами, то с вампирами, то с големами, но обычно успеха не имеет.
    • И в настольной игре «Анк-Морпорк» есть такой форс-мажор. При определённых условиях игра заканчивается, все подсчитывают очки. Главный кошмар игрока «колода закончилась, никто не выполнил свою задачу». И кредиты брать мешает: берёшь 10 монет, но когда наступит час расчёта, возвращать уже 12.
  • «Меч истины» — в первой книге к дому мага подходит такая толпа. Он с ними вежливо здоровается, потом спрашивает, в чём его обвиняют, потом — что, по их мнению, колдун может сделать… получив исчерпывающий ответ, указывает, что они, наверное, очень смелые люди, раз с вилами на такого колдуна попёрлись.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «Пока бьют часы» (фильм, не книга) — толпа с вилами свергает короля. В общем-то, для этого им не хватало только советской пионерки-попаданки: охрана у короля настолько мизерная, что его власть и без того держалась на соплях.
  • «Притяжение» — толпа разгневанных горожан с битами, арматурой и коктейлем Молотова пытается подраться с дистанционно-управляемыми экзокостюмами, к счастью настроенными не враждебно. Ничего не выходит.
  • «Чебурашка» (2023) — в начале фильма работники апельсиновой плантации охотятся с вилами на Чебурашку, регулярно оную плантацию обносящего.

Зарубежные фильмы[править]

  • «Семь самураев» незабвенного Куросавы. Место вил заняли бамбуковые копья — Япония-с! Но пример точный. Сами самураи не так часто вступают в битву, ведь без огнестрела до противника надо ещё успеть добежать. Лидер группы Камбэй вообще начал постреливать разбойников из лука только к концу фильма, а до этого только планировал операции, проводил обучение да бегал туда-сюда со своим учеником (когда прибегал — веселье кончалось). В случаях, когда соперник притаскивал ружья, проблему решали, конечно, мастер меча Кёндзо и безбашенный Кикутиё. Но в остальное время большую часть разбойников забивали всё теми же бамбуковыми копьями, тяпками и прочим.
  • «Двадцатый век» Бернардо Бертолуччи: фильм начинается с того, что толпа с вилами преследует пожилых и потрепанных мужчину и женщину. Затем мы видим предысторию, и оказывается, что эта пара — бывший фашист, садист и убийца со своей подругой-сообщницей, и расправу от гнева толпы они более чем заслужили многолетним и добросовестным трудом.
  • Чудовище Франкенштейна в классическом чёрно-белом фильме (обладателя мозга психопата-убийцы) такая толпа загнала на мельницу и сожгла.
    • В «Ван Хельсинге» тоже. Но там Чудовище — добрый малый, и от смерти отца получает сильную психологическую травму.
  • «Я, робот» — пример современной толпы с вилами битами и арматурой. Как только дело дошло до ближнего боя с роботами, значительно превосходящими человека по всем физическим параметрам, толпа обратилась в бегство. Ну, кто ещё мог бегать.
    • А рассказе «Робот Л76 попадает не туда» действовали добровольные помощники шерифа. По сути такая же толпа, но с ружьями и пистолетами. Цель была та же, но роботов на несколько порядков меньше (т. е. один). Эффективность толпы также оказалась низкой.
  • «Ночь охотника», классический триллер 1955 года — в финале возмущенная толпа с вилами хочет линчевать преподобного Пауэлла. Любопытно, что толпа состоит ровно из тех же самых людей, которые раньше без сомнений отдали главных героев-детей во власть полного чудовища Пауэлла.
  • Итальянский пеплум 1960х «Геркулес против тиранов Вавилона» (Ercole contro i tiranni di Babilonia). В финальной битве участвуют освобожденные рабы — практически с голыми руками против бывших эксплуататоров, видно как накипело.
  • «Волынь» — толпа украинских крестьян с косами и топорами, в кульминации устраивающая грандиозный антипольский погром с подачи бандеровцев.
  • Star Wars же! Грозная и непобедимая галактическая Империя Палпатина позорно продула Эндор плюшевым мишкам.
  • «Супермен и люди-кроты» (1951 г.). По сути антагонисты толпа с ружьями и палками, у которых заводила мистер Бенсон. А Супермен больше занят защитой двух «кротов» от вооруженных обывателей.
  • «Вой 7: Восход новой луны» (1995) — когда наконец-таки раскрывший свою личность оборотень (а если точнее — оборотниха) превратился в вервольфа и, пробив дверь, выпрыгнул из дома, его встретило всё население городка, вооружённое факелами и ружьями. Затемнение, выстрелы, и вот горожане уже поют, празднуя победу, а оборотня не видать.
  • Испанская комедия ужасов «Оборотни Арги» (2011) — единственный способ избавить деревушку Аргу от оборотня — это в одну строго определённую ночь скормить ему протагониста Томаса. Поэтому накануне заветной ночи деревенские жители, которые ещё совсем недавно выпивали с Томасом в баре, заявились к нему домой пусть и не с вилами, но с двузубыми деревянными рогатинами. А на следующую ночь аргавичи вновь собрались в большую толпу, прихватив помимо рогатин ещё и ружья.

Телесериалы[править]

  • «Лесник», второй сезон, глава «Чужие». Именно такая толпа — буквально, с вилами! — собралась у дома наркоторговца Краснопёрова…

Мультфильмы[править]

  • «Жил-был пёс» — обнаружив под столом Волка, гости на свадьбе моментально превратились в сабж.
  • Мрачное «Краденое солнце» (1978, ТО «Экран», по одноименной сказке К. Чуковского) — ёжик собирает такую толпу против крокодила, потом приходит к выводу, что без медведя не обойтись.
  • «Красавица и Чудовище» — толпа с вилами и факелами атаковала замок Чудовища. Была позорно побита и обращена в бегство его слугами.
  • Шрек высмеивает троп. Пугать толпу с вилами, которая собирается напасть на него — любимое развлечение огра. И он это еще и подсвечивает.
  • The Addams Family — в мультфильме 2019 года (Тим Бёртон) толпа с вилами появляется в начале и в конце.

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны» высмеивают троп. В момент острого социального напряжения кто-то (обычно Мо Сизлак) кричит «Хватай ведьму!» и у приличных горожан прямо посреди заседания в мэрии появляются вилы и факелы, с которыми они бегут на врага общественного порядка.
  • «Байки хранителя склепа» (1993)
    • 1 сезон, 6 серия. Прикоснувшись к восковой фигуре, изображающей чудовище Франкенштейна, мальчик Крэйг попал в связанный с ней сюжет и спас означенного монстра от толпы горожан, вооружённой факелами и вилами, которая хотела сжечь его на водяной мельнице.
    • 2 сезон, 2 серия. На правах визуальной отсылки. Жители небольшого городка, выгнанные из своих домов стаей вездесущих пауков, собрались в большую толпу, не собираясь ничего громить и никого линчевать. При этом в ней есть один фермер, который зачем-то прихватил с собой вилы. Так что формально это толпа с вилами, пусть и с одними единственными на всю толпу.
  • «Губка Боб Квадратные Штаны» — жителей Бикини Боттома хлебом не корми, дай только вооружиться вилами, факелами и прочими штуками, чтобы защитить родной город. Но чаще всего, они это делают, чтобы наброситься на ни в чём неповинных героев мультсериала.
  • «Звёздные войны. Войны клонов» (1-й сезон, 20 серия) Толпа тви’леков (бывшие заложники) успешно атакует дроида-командира на танке.
    • 2 сезон, 17 серия «Охотники за головами» — прямой пересказ «Семи самураев» с посвящением эпизода А. Куросаве. Трое джедаев и четверо наемников помогают деревне отбиться от пиратов.
      • Пираты в сериале еще относительно благородные. Настоящие отморозки атаковали бы поселение с воздуха.
    • Аналогичная толпа на планете Ондерон чуть не намяла бока королю-узурпатору Санджаю Рашу (в 4-й серии 5-го сезона).
  • «Финеас и Ферб» — на родине доктора Фуфелшмертца это нормальное явление.
  • «Охотники на драконов» — толпа с вилами как закономерная часть сеттинга. Обычно атакует своих же спасителей, если те во время работы допускают какой-то урон крестьянскому имуществу. Неблагодарное быдло здесь вообще редко задумывается, что в случае неубиения дракона деревенский пейзаж мог бы выглядеть намного хуже.
  • «Гравити Фолз» — такую собирает местный фермер в серии про путешествия во времени, чтобы разобраться с «ведьмой» Мэйбл, но они разминулись.
    • Такая преследовала Стэна во время первой из его торговых авантюр, но допустила ошибку — вилы они покупали у него же. Дальше скорее всего было примерно то же самое.
  • «Чёрный плащ» — деконструкция: толпа с вилами, когда дело доходит до драки, оказывается вооружена как повстанческая армия и дает монстрам прикурить. Ах да, ЧП сейчас за монстров и получает больше всех.

Комиксы[править]

  • Girl Genius — толпа с вилами просто-таки бич всякой начинающей Искры не из династий. А для особо одиозных династий типа Гетеродинов (которые даже в среде психопатов и отморозков имеют дурную славу), судя по флэшбэкам стандартной процедуры вступления на престол очередного наследника — любимое развлечение. Пошумят, пар спустят и разойдутся, а из окна посмотреть забавно.

Аниме и Манга[править]

  • Slayers — традиционный финал очередных приключений Лины и Ко. Угроза устранена Драгу-слейвом, город/деревня в руинах, жители требуют компенсации или хотя бы головы «спасителей».
  • Trinity Blood — жену графа Дьюла Иштванского линчевала толпа горожан, когда она раздавала им продукты в голодный период.
  • Project ARMS: в седьмой серии на героев натравили зомбированных крестьян с вилами и факелами.
  • Urusei Yatsura. Обычный зачин серии — Атару опять накосячил в планетарном масштабе и в двери его дома вновь ломится толпа с факелами. Спасать его задницу приходится влюблённой в него Лин. Электрошок для «муженька» прилагается.
  • Hataraku Saibou — толпа разъярённых клеток собралась бить морду мастоциту и B-клетке после того, как они устроили натуральный разгром в организме в ответ на аллергическую реакцию.
  • «Noir» (2001) — «В конце пути» (22 серия). Кирику занесло в деревню, все жители которой являются членами «Солдат» (очень влиятельного и очень засекреченного тайного общества), всегда держат под рукой оружие и превосходно умеют с ним обращаться. Но когда на деревню напали враги (тоже «Солдаты», но из другой группировки) лишь единицы деревенских смогли дать более-менее достойный отпор. А все остальные скучковались в плотную толпу и, аки зомби, попёрли на супостатов с ружьями и, таки да, вилами. Архетип оказался настолько силён, что возобладал над элементарным здравым смыслом.

Видеоигры[править]

  • MMORPG. Находится какой-то игрок/клан который всем мешает, речами в чате дается искра и случайные игроки начинают собираться в рейд под вашим командованием. Далее панургово стадо собирается в одной точке (иначе их запинают по одному) и наваливается всей гурьбой на противника. Очень неэффективно: во первых вы прослывете «агитатором» в глазах других. Во вторых игроки будут, как правило уровня где-то от «тока начал играть» до «выше среднего» и их будет не очень много, это может заставить противника перестать расслабляться, что бы вышел успех нужно найти совсем уж ненавистного человека. В третьих вы со скоростью света наживете врагов. В четвертых этой кучей почти невозможно командовать. В пятых противник, если толпа таки покажет кузькину мать, вызовет подкрепления большей силы и размера, и влепит вам по перваое число. Не рекомендую.
  • Command and Conquer: Generals — злая толпа афганских крестьян с китайскими автоматами (до улучшения — с какими-то паршивыми наганами) и коктейлями Молотова является довольно мощным оружием в арсенале ГОА. Жаль только, что стойкость к светошоковым гранатам/напалму/токсинам у неё никакая.
  • Tropico 5 — толпы недовольных тропиканцев могут быть пострашнее повстанцев, иностранных армий и собственных вояк-путчистов, вместе взятых. Просто потому, что и в отрядах больше юнитов, и самих отрядов может быть больше.
  • Heroes of Might and Magic I и II — базовыми войсками замка Рыцаря являются крестьяне с вилами (во второй части — с серпами). По характеристикам являются прямо-таки эталоном никчёмности, что не компенсирует даже их многочисленность. Зато такая толпа — лакомый кусочек для некромантов и призраков, конвертирующих толпу «в свою веру» в отношении 1:1.
    • Иногда компенсирует. Если крестьян удастся накопить в количестве нескольких сотен, то эта толпа становится вполне опасной. Хотя да, с некромантами все равно лучше не встречаться.
    • В третьей и четвертой частях крестьяне существуют как юнит, но не занимают ценное место в рыцарском замке. Их можно нанять только в нейтральных строениях.
    • В Четвертой части им добавили небольшую плюшку — все крестьяне «платят налоги», то есть, приносят владельцу определенную сумму денег в день. Всё равно остались бесполезными, потому что игра, скорее всего, закончится раньше, чем они себя хотя бы окупят. Крестьяне активно используются в сценариях.
    • В пятой части крестьян в рыцарский замок вернули, но теперь они стали вполне боеспособными войсками. Главное — теперь из них можно натренировать еще более боеспособных ребят.
  • WarCraft II — крестьянами можно устроить неожиданный раш, сбив врага с мозгов, или спасти положение, когда на пятерых ваших напали десять орков. Только дерутся они не вилами, а топорами. В первой части крестьяне не решались ударить топорами никого страшнее дерева, а в третьей получили возможность перестраиваться в мощное ополчение.
  • Mount & Blade — нарваться на толпу с вилами можно, грабя деревню или собирая с неё подати со слишком маленьким отрядом солдат (если на помощь деревне выезжает её хозяин, то толпа генерируется ему в подмогу вне зависимости от численности вашего отряда). Если отряд ещё и необученный — можно от толпы с вилами огрести, но более-менее прокачанные солдаты раскатывают толпу в соотношении 1:4 и более. А если вы спасаете деревню от разбойников или грабящего её вражеского лорда — толпа будет драться на вашей стороне и возьмет на себя большую часть потерь.
  • Ведьмак — в финале первого эпизода первой части Геральту приходится столкнуться с толпой крестьян, желающей сжечь ведьму. В зависимости от действий героя они или преуспеют или успокоятся. Навечно.
  • Age of Mythology — у каждой фракции есть свои юниты, отвечающие за хозяйство. У Греции и Египта всё делают крестьяне, и в случае чего в нужном количестве они вполне могут показать, где раки зимуют. Скандинавские собиратели могут быть перекованы в хорошую пехоту прямо на месте в случае необходимости (при наличии ресурсов), а строит у них по умолчанию как раз пехота. Добавленная в дополнении Атлантида имеет очень боеспособных и имеющих атаку на расстоянии «граждан», которых можно по желанию еще усилить особым ресурсом.
  • Stronghold 2 — в этой средневековой стратегии можно создать именно эту толпу.
  • Two Worlds — главный злодей Гандохар встречается герою в первой деревне, где он герою еще не по зубам, однако если напасть на него и спрятаться за крестьянина так, чтобы огненный шар от Гандохара попал в мужика, сбежится разъяренная толпа с вилами и заколет Гандохара на месте. Победный ролик и титры без прохождения игры.
  • Empire Earth — юнит работник имеет какую-никакую атаку и может использоваться в бою. В первой (до)исторической эпохе они даже эффективней профессиональных военных — те требуют особых ресурсов, а разница в атаке минимальна. В дополнении появилась возможность после получения особой технологии превращать работников в слабый, но зато атакующий всех, кроме подводных лодок юнит партизан. А ещё в одной из кампаний таки будет настоящая толпа атакующих крестьян. Правда, без вил — эпоха уже не та.
  • Mega-Lo-Mania (старая игра для Sega Megadrive). До какой бы эпохи вы ни дошли, стандартные человечки, не отправленные в обучение на воинов, представляют из себя толпу, правда, не с вилами, а с рогатками. Но все равно остаются внушительной силой (пара сотен таких рогаточников способна с некоторыми потерями сбить НЛО). Правда, против атомной бомбы по очевидным причинам бесполезны.
  • Skyrim — в Морфале Довакин может возглавить такую толпу, правда когда дойдет до дела, из толпы останутся только сам Довакин и мужик, которому нечего терять.
    • Среди толпы находится и самопровозглашенный «лучший воин Морфала», который может стать напарником Довакина, если его побить на кулаках. Поэтому, если тот еще не присоединился к Довакину, то, при попытке смыться, его можно будет «переубедить».
  • Rise of Nations — рабочих и ученых можно, в зависимости от эпохи и технологий, превращать в ополчение (с вилами!), минитменов или партизан. Зачем, неясно — с большей эффективностью их можно понасажать по городам и башням, что бы они отстреливались. Разве что враг вторгнется в совсем уж глухой закоулок вашей империи, где городов и башен нет. В миссии в Колумбии в кампании «Холодная война» партизаны дадут прикурить неопытному игроку даже на легком уровне. Проще всего их перебить истощением, расширяя границы.
    • Уникальный по цинизму финт можно провернуть в поздних эпохах. Бежит себе вражеский разведчик/спецназовец по вашим землям, пробегает мимо фермы, где ковыряется одинокий селянин. Шустро превращаем крестьянина в партизана (здесь, в отличие от Age of Empires, можно объявлять тревогу для каждого рабочего по отдельности), палим по лазутчику. Тот останавливается, начинает применять ваншотящую способность «Снайпер». Когда шкала прогресии у диверсанта заполнится где-то на 2/3, превращаем партизана обратно в пролетария. «Снайпера» можно применять только по боевым юнитам, бедный диверсант (мысленно нещадно матерясь) встаёт и собирается бежать дальше, снова превращаем фермера в партизана, снова стреляем, снова вражине начинать всё с начала… Требует хорошего микроконтроля и концентрации лишь на происходящем, но ощущения бесценны.
  • Bloodborne. Элементарнейшие противники, аналог полых из Dark Souls носит название «Толпа охотящихся». Ходят по улицам Ярнама компаниями от 2-3 штук, опасности как таковой не представляют (только для новичков). Поголовно вооружены факелами, и разными с/х инструментами (в том числе и вилами)
  • Resident Evil 4 — толпы зараженных крестьян с вилами, серпами и прочим сельхозинвентарем являются врагами как минимум в трети игры. Как становится ясно из бонусных миссий, им, в лучших традициях сабжа, было приказано атаковать всех новых лиц
  • Времена Раздора — встречаются почти на всех картах, кроме «Тихой пристани».
  • We Happy Few — если сделать хоть что-то выходящее за рамки, как все люди вокруг похватают дубинки, скалки, сковородки или топоры и попытаются сделать из нарушителя котлету. Собственно бегство от толпы здесь обычное дело, оно изображено даже на обложке игры.
  • Total War — встречается у разных фракций по всей серии, с национальным колоритом, конечно же. Но тактическая роль у подобных «подразделений» всегда одна — гумба.
  • TABS — Тут у крестьян целая фракция, которая способна навешать и наглым феодалам, и свирепым викингам, и гордым греко-римлянам и всем остальным.
  • Crusader Kings 3 — натравить на соперника толпу с вилами — один из возможных способов убийства. При этом успех нападения зависит не от силы толпы и доблести телохранителей жертвы, а исключительно от хитрости заговорщиков.
  • Ancestors Legacy — в кампании нередко попадаются отряды крестьян. Вместо вил вооружены топорами, но проку от них всё равно мало: никаких способностей, а не ваншотят их только лучники, каким-то образом подпустившие этих вояк на расстояние рукопашной, и то для победы даже в таком сражении потребуется численное превосходство крестьян.

Настольные игры[править]

Кому тут все неймется?
  • «Ужас Аркхема». В дополнении «Король в жёлтом», при (не)выполнении определённых условий, на улицы Аркхема могут выйти окончательно уставшие от того, что сыщики так и норовят разбудить Лихо, аркхемцы, вооружённые чем попало. В игре такие стихийные толпы горожан изображаются в виде карт монстров-отродий «Бунт» (с которой на игрока смотрят психи с топорами, а не с вилами, но смысл сильно не меняется).
    • В оригинальной игре, при определенных обстоятельствах, такая толпа (в виде события, а не монстра) выходит на определенную улицу и выносит всех встреченных монстров.
  • Magic: The Gathering — в сеттинге Иннистрада есть карта существа под названием Неуправляемая Толпа. Она тем сильнее, чем больше союзных существ погибло. И да, на иллюстрации карты толпа вооружена вилами, топорами и факелами.
  • Warhammer Fantasy — бретонские господа тащат толпы с вилами на поле боя, не удосуживаясь их даже вооружить чем-то другим. А графы-вампиры используют аналогичного вида войска в виде зомби (вполне возможно что как раз свежеупокоенную восставшую против них живую толпу).

Музыка[править]

  • «Король и шут»
    • Толпа с топорами и вилами пытается одолеть зомбопанков в «Мёртвом анархисте», ещё какая-то толпа крестьян (небось, тоже с вилами) досаждала заглавному герою песни «Некромант».
    • В Князевском «Пикнике у бани» мужики с вилами преследовали чёрта с рогами, который напал в бане на парня, но и здесь не преуспели — рогатый от них «под землю с концами убёг».
    • Субверсия: Не толпа, а всего лишь один взбесившийся дед, но зато настолько суровый, что в одиночку вызвал «Панику в селе».
  • Rainbow — Sixteenth Century Greensleeves.

Реальная жизнь[править]

  • Любое восстание как таковое, разумеется, за исключением мятежей членов корабельных команд и военных. Бесчисленное количество примеров просто не уместится в статье, ибо охватывает оно почти всю обозримую человеческую историю, начиная с восстаний рабов в древнем мире и заканчивая сегодняшними событиями в некоторых странах.
  • Эпический пример — битва при Висбю на острове Готланд. Там были немного не типичные крестьяне, т. к. жили вольно и, для крестьян, очень богато. Многие из них имели кое-какие доспехи и боевое оружие средней паршивости. Когда на остров произошло нападение датчан, местные крестьяне достаточно оптимистично ополчились и дали полевой бой — как выяснилось, напрасно. Эпизод закончился разгромом и стало более-менее понятно, что вооруженные крестьяне против армии держаться не могут, ополченцы отступили к городу. Причин несколько — вооружение у них было разномастное, боевые навыки, вероятно, весьма посредственные, но главное — моральная слабость, не позволявшая им держать строй в полевом сражении. На стенах ополчение представляло бы собой вполне значимую силу, но в самый ответственный момент горожане проявили несовместимую с жизнью тупость и отказались впустить ополчение в город… У них был давний «конфликт города и деревни», взаимная неприязнь, преодолеть которую не удалось даже перед лицом общего врага. Случился второй бой, буквально под стенами, в котором ополчение было уничтожено, а горожане, видя расклад, решили сдать город без боя (как оказалось, с крайне болезненными для себя последствиями — все же надо было отбиваться…). Случай, возможно, не уникальный, но, из-за особенностей почвы, предметы неплохо сохранились, а ввиду масштабности разгрома далеко не всех погибших обобрали, многие оказались побросаны в братские могилы прямо в доспехах, на радость современным историкам-археологам. Последнее объясняется еще и тем, что захватчики в ближайшие дни были заняты куда более прибыльным разграблением богатого города, тогда как жаркое лето привело к тому, что тела погибших начали быстро портиться. Учитывая низкое качество доспехов, имевшихся у крестьян, на них не позарились.
  • Народное ополчение (милиция, ага) представляет собой троп в чистом виде.