Топографический кретин

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья No Sense of Direction. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Findway.jpg
«

Сидят деревенские на завалинке, и один из них лениво комментирует.
— О, военные приехали… Карту достали… Видать, щас дорогу спрашивать будут…

»
— Анекдот от одного майора.
« Он шёл на Одессу, а вышел к Херсону. »
— Песня о матросе Железняке
«

— Беда всех девчонок, — сказал Эдмунд Питеру и гному, — что они никогда не могут удержать в голове карту. — Это потому, что у нас головы не пустые, — отозвалась Люси.

»
— «Принц Каспиан»

Персонаж, который понятия не имеет, куда идёт, и легко теряется. Более того, некоторым особым индивидуумам даже не надо выходить на улицу — они способны заблудиться даже в собственном гардеробе. Если дать такому герою карту, то и она чаще не поможет. Впрочем, иногда такой герой всё-таки добирается куда надо, но чаще по чистой случайности, а не целенаправленно.

А в деталях это работает вот как: стоит только топографическому кретину повернуться хотя бы на 45 градусов (не дай Бог на ещё больший угол!) — перед его глазами, а значит, и перед его мозгом предстаёт уже совсем другой мир, в котором всё выглядит иначе, и связать его с предыдущими впечатлениями он не может, или может еле-еле.

Если виноват не человек, а окружающая местность, то смотрите следующие статьи — Лабиринт и Злонамеренная архитектура. А если он с такими способностями ещё и в проводники напросился, то это Сусанин-дурак.

Педаль в пол, если умудрился заблудиться с GPS-навигатором. (Впрочем, навигаторы тоже разные бывают…)

Примеры[править]

Фольклор и предания[править]

Литература[править]

  • Я. Гашек, Похождения бравого солдата Швейка — Швейк среди прочих дурацких личин использует и такую. Один Будейовицкий анабасис чего стоил!
  • Виктор Драгунский, «Денискины рассказы» («Здоровая мысль») — Дениска и Мишка не могут найти свои дома среди других таких же. И не только они — в квартире, куда забрёл Денис (в итоге решивший просто обойти наугад все восемнадцать домов), он был уже шестым подобным посетителем за день.
  • Ю. Кузнецова, «Топографические гении».
  • А. Милн, «Винни-Пух и все-все-все» — однажды Винни обошёл рощицу по кругу и даже об этом не догадался. Мало того, увидев собственные следы, он решил, что напал на след Буки — и начал нарезать круги вокруг рощицы вместе с Пятачком, а так как дорожек в снегу стало больше, он решил, что к Буке присоединились и другие звери.
  • В. Ерофеев «Москва-Петушки»: герой постоянно хотел выйти к Красной площади, но почему-то попадал на Курский вокзал. Впрочем, виноват тут скорее застарелый алкоголизм.

Кино[править]

  • «Хоббит» — Торин. «Ты мне сказал, что этот дом ничего не стоит найти. Я заблудился. Дважды». Правда, это, вероятно, всё-таки шутка, раз дорогу к Эребору король гномов всё-таки нашёл.
    • Ну как сказать. Если подумать: до Лихолесья отряд вёл Гендальф. В Лихолесье они довольно быстро заблудились. Из чертогов Трандуила отряд вывел, точнее, сплавил по реке Бильбо. Ну а от Озёрного города было уже легко — Эребор виден невооружённым глазом, а идти нужно вдоль реки, так что здесь не заблудился бы даже Торин.
    • В пародии от студии deBohpodast' топографический кретинизм Борна Дубогрыза подчёркивается не один раз…
    • Сдругой стороны — не удивительно, учитывая ультрахолмистую местность Шира и практически отсутствие городской топографии среди круглых дверей.
  • «Индиана Джонс и последний крестовый поход» — Маркус Броуди. Типичный кабинетный учёный — знает кучу языков, особенно мёртвых, и способен заблудиться в собственном музее.

Телесериалы[править]

  • «В лучшем мире» — Чиди. По собственным словам, однажды заблудился на эскалаторе.

Аниме и манга[править]

  • Anne Happy — Хибики Хагю. Высокомерная девочка с комплексом превосходства хронически теряется на ровном месте даже на игровом поле, не говоря уже о походе в школу — для этого ей необходимо разбудить свою подругу-соню Рэн.
  • Bleach — Дзараки Кэмпати же! Никогда не может найти дорогу сам, поэтому компасом ему служит лейтенант Ятиру. Только вот досада — Ятиру и сама страдает топографическим кретинизмом и дорогу указывает исключительно наобум.
    • Это вообще свойственно для всех Кэнпати. Включая и самую первую, то есть саму Ятиру.
  • Monogatari Series — Улитка Маёй. Необычный пример, но её видит только тот, кто потерялся, и вместе с ней он никогда не найдёт путь домой. Хотя есть разные способы…
  • Flying witch — главная героиня Макото. Конечно, она только-только переехала в Хиросаки, но уж дорогу-то в школу запомнить можно!
  • Hataraku Saibou — главная героиня-эритроцит постоянно теряется. И при этом работает в доставке. Профнепригодность чистой воды. Правда, по мере развития сериала постепенно преодолевает свой недостаток и самостоятельно проходит весь круг кровообращения.
  • Hayate no Gotoku! — Исуми может в собственном саду потеряться так, что искать придётся где-нибудь в Тибете.
  • Nanbaka — два слова: Ямато Годай. Этот надзиратель 13-го корпуса не знает, где лево, где право; не умеет ориентироваться по сторонам света (так, на восток у него указывает «рука, которой держат палочки»); может заблудиться, даже если рядом будет сопровождающий, и т. д. И этот кадр мало того, что работает в самой неприступной колонии на планете Земля, он ещё и отвечает за физвоспитание заключённых!
  • One Piece: Зоро. Причем выдает педаль в земную кору — бежит не туда, даже когда ему направление показывают пальцем, а если позволить ему выбирать дорогу, можно попасть туда, куда выбранный Зоро путь в принципе вести не может.
  • Pokémon: Леон. Настолько топографический кретин, что сам даже постоянно над этим шутит.
    • В ИГРАХ! В аниме пока проблем нигде, кроме опенинга, замечено не было.
  • Ranma 1/2 — Рёга Хибики выжимает педаль в асфальт. Несколько недель искал Ранму Саотоме (с которым живёт не просто в одном городе, а в соседних домах), по пути побывав на Хоккайдо, Сикоку и Окинаве.
  • Rurouni Kenshin — Сагара Саноске же. Как он шел за Кеншином в Киото…
    • При том, что всего парой месяцев раньше спокойно проделал тот же путь ради других целей. Логика, ау!
  • The IDOLM@STER — Адзуса Миура. Может улететь в другой конец Японии, даже если её путь не предусматривал перелётов в принципе.
    • Юкихиро Камия из SideM не отстаёт, причем случай усугубляется его любовью к путешествиям. Подсвечено в одной из песен его юнита:
« — Я отправляюсь на север!
— Это юг!
»
  • Working!! — Харуна Ото. Вышла в магазин за молоком — и блуждала больше года по всей Японии (а то и по всему миру).
  • Nickelodeon (Blue) — 2 глава. Тиико — хроническая потеряшка, к тому же со странным выбором ориентиров и примет (бродячий кот, что всегда сидит на стене… пока его не сбила машина). Умудрилась потеряться навсегда, выйдя в туалет (!) — герой решил помочь ей, поставив статую чёрного кота и сам ежедневно стоя у обычного места их встречи, став приметой.
  • Fujimura-kun Meitsu — пустоголовая, легкомысленная президент школьного совета Шизуру Урабэ. Способна потеряться даже на пристанционной площади, регулярно вылезает из канализации, куда умудрилась провалиться (впрочем, порой ее заместительница Акира Химуро сама открывает под ней портал под землю, если сильно надоедает своей тупостью), так что Химуро вшила в ее одежду передатчик.
  • Eureka Seven — Доминик Сорель. Подсвечено тем, что в сцене его первой встречи с Рентоном он держит карту вверх ногами (и этого не замечает).
  • Tenchi Muyo! — Мать Михоши, Митото Курамицу, причём у неё это доходит до самопроизвольной телепортации куда попало. Надраивая сортиры в штаб-квартире Галктической Полиции, где она работает уборщицей, она совершенно нечувствительно может оказаться на мостике флагмана космических пиратов — в другом конце галактики. «Удача Курамицу» как она есть!

Видеоигры[править]

« — Где оазис Мурата?
— Недалеко от этих стен, в западной части города, о сын Топографического Кретинизма.
»
  • Неожиданно легко троп отыгрывается, если в игре с видом от первого/третьего лица нет миникарты. Педаль в пол, если нет даже карты обычной. Бонусные баллы, если это мультиплеер. Яркий пример — ранний доступ к игре Rust, когда ещё не было хороших сторонних карт с пометками и пояснениями, а игроки ещё не успели выучить основные ориентиры. Ориентироваться приходилось натурально по солнцу (восток-запад), держа в голове, утро сейчас или вечер. Распространенная ситуация, когда два новичка, отчаявшись разобраться, кто где находится, чтобы встретиться друг с другом, просто бежали вдоль дороги (основной ориентир). Причем некоторые умудрялись бежать в одну сторону. Ну а поисково-спасательная экспедиция за заблудившимися во время добычи ресурсов была делом обычным. Вот вам и симулятор.
    • Да, это особенно часто встречается в выживалках от 1-3 лица и хардкорных симуляторах военных действий вроде Operation Flashpoint-ArmA. Ибо воистину. В выживалках (rust и DayZ в том числе) вертолёт мог лететь чуть ли не когда угодно, везде могут сидеть снайперы, которых нужно остерегаться, игроки с вооружением, враждебные мобы и прочее, с учётом сильно завышенных потребностей персонажа идти не разбирая дороги, «просто напролом» нельзя — опасно.
    • Wurm Online/Unlimited — заблудиться тут, даром что компас в стартовом наборе и отличные ориентиры вплоть до триангуляции (столбы света из алтарей богов) — как раз плюнуть. Особенно в лесу.
    • Minecraft. Просто Майнкрафт.
  • Hollow Knight — карта в игре настоящая, бумажная, покупаемая у специального торговца в каждой локации отдельно (и без него отказывающаяся отображаться). Но даже при этом — чтобы игра показала тебе твоё местоположение, будь добр купить и надеть специальный амулет. А ещё карта покупается неполной, и чтобы её дополнять, тоже нужно купить предмет.

Визуальные романы[править]

  • Rewrite: Тихая Отори. Например, в первый учебный день она не пришла в школу банально потому, что заблудилась и блуждала по городу полдня (умудрившись при этом упасть пару раз с огромной высоты и ненадолго угодить в скорую). В другой раз она цепляется к Котаро в городе, потому что сама не может найти дорогу. И таких эпизодов немало.
« Помяни моё слово, однажды ты забредёшь на корабль, плывущий в Сибирь, где замёрзнешь насмерть. »
— Аканэ о подобном недостатке Тихаи

Настольные игры[править]

« Он шёл на Одессу, а вышел к Херсону

Ходила-бродила одна группа по лесу. Дорогу она знала так себе, и неудивительно, что однажды на перекрестке трех дорог она попала в засаду — хорошо организованную, превосходящую отряд в боевой мощи. Однако группа была к этому готова — у неё было средство «экстренного отступления», так что она вышла из этой стычки не только живая, но и без потерь. Увы, расставание было недолгим: через пару дней команда вышла… на ту же засаду, но по другой дороге перекрёстка. На этот раз на поле боя осталась пара тел юных героев, остальные вовремя перешли к плану «Б». И в этом, в принципе, тоже нет ничего удивительного. Беда в том, что это был перекресток трёх дорог. И еще дня через три команда вышла на любимую засаду с третьей стороны. Тут-то и настал ей печальный, но вполне заслуженный конец.

»
— Ричард Псмит

Музыка[править]

  • Процитированная в эпиграфе песня про матроса Железняка… внезапно никакого отношения к тропу не имеет. С учётом контекста эта строка означает всего лишь: «Шёл на Одессу, но не дошёл — попал в засаду ещё у Херсона».
  • Тролль гнёт ель — «Браги». «В общем, выспавшийся Браги восемь дней блуждал меж сосен…»
  • Дружественные им Infornal FuckЪ’и — «Конунг Олаф Моржовый Хер»: «…Ну и приплыли макаром таким на Северный Кавказ, ведь рулевой всю дорогу блевал и не рулил, пидорас!…»
    • Плыли бравые викинги при этом в… Англию.
  • Они же, «Манёвры северной алкодивизии» — герои песни, пьянствовавшие где-то в Карелии, решили двинуть «на север, в чертоги Люцифера». Как протрезвели — поняли, что вышли на улицу Дыбенко. А в песне с говорящим названием «Приплыли» лирический герой сам признаётся "Х-й пойми, куда мы чешем, видно straight to hell.

Реальная жизнь[править]

  • Эстонский капитан Кихну Йыннь из мореходной школы сбежал на второй день, так что с навигационными инструментами обращаться не умел. Чтобы добраться до Америки, он был вынужден увязаться хвостом за шведским судном. На обратном пути «попутки» не нашлось, поэтому вместо планировавшейся Англии он приплыл в Норвегию. Практически как конунг Олаф Моржовый Х…
  • Джеймс Мэй, один из ведущих Top Gear. Каждый, раз когда он ведёт экспедицию, она обязательно сворачивает куда-то не туда. А во время спецвыпуска в Индии, где Джеймс должен был доставить обеды на бомбейский вокзал, он вообще потерял Бомбей.
  • Автор правки с самого раннего детства страдал топографическим кретинизмом в очень тяжёлой форме (с годами, благодаря увлечению видеоиграми, стало чуть полегче). Но ещё в школьные свои годы он как-то в выходной день ранним утром поставил сам себе задачу — найти в своём родном городе главную (крупнейшую) гостиницу… Встал в отправной точке, прямо спиной к этой гостинице, не заметив этого… Смело отправился в пешее путешествие, то и дело мучительно крутя головой и с трудом что-то соображая… И за много часов сумел забрести в какие-то отдалённые микрорайоны, удалившись таким манером от искомой цели на огромное расстояние, да ещё зигзагами. Обратно пришлось выбираться на общественном транспорте, когда уже начинало темнеть.
  • Совершенно курьёзный случай случился на первом курсе университета с другом автора правки, больным топографическим недугом в терминальной стадии. Он не смог найти главный корпус университета, который находился буквально через дорогу от студенческого общежития!
  • Ещё более смешной случай произошел с дедушкой автора правки. В Москве он планировал показать Красную площадь, но привёл к воротам Матросской тишины.
  • С распространением смартфонов всё чаще встречается среди молодёжи (и не только) больших городов. Если раньше город реально надо было хорошо знать («Знай и люби свой город»), то теперь «нафигатор доведёт». А когда садится зарядка, или пропадает интернет…