Трансфигурация

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

— Тут никакой особой хитрости нет, — сказал Невилл скромно. — Я пробыл здесь дня полтора, страшно проголодался и пожелал себе добыть откуда-нибудь еды — и тут открылся проход в «Кабанью голову». Я пошел по нему и оказался у Аберфорта. Он снабжает нас провизией, потому что это единственное, чего комната по каким-то причинам не делает. — Потому что еда — одно из пяти исключений к закону Гэмпа об элементарных трансфигурациях, — заявил Рон, к всеобщему изумлению.

»
— "Гарри Поттер и Дары смерти", глава 29, "Исчезнувшая диадема"

Трансфигурация (магия превращений) — это, пожалуй, самая известная и самая распространенная магическая дисциплина, суть которой — видоизменение объектов их состава и свойств, превращение одних предметов в другие, создание живого из неживого и наоборот. Является частным случаем магии материи. В зависимости от сеттинга возможности трансфигурации могут быть ограничены теми или иными правилами, что служит неким «анти-читом», (например, нельзя создавать предметы из пустоты, копировать драгоценности и т. д.) однако, всегда найдутся те, кто отыщут дыру в правилах и станут использовать ее в своих интересах.

Отдельно надо выделить трансфигурацию человека, то есть превращение человека в животное или магическое существо. Это уже пополам с биомагией.

В алхимии употребляется также частично синонимичный термин трансмутация. Как их различить? При трансфигурации друг в друга превращаются тела, а при трансмутации — вещества. Превратить врага в свинцовую статую — это трансфигурация, сделать эту статую золотой — трансмутация, а оживить обратно — снова трансфигурация.

Несмотря на очень сильное сродство с магией материи, трансфигурация настолько популярна среди авторов, что удостоилась отдельной статьи. Однако из-за того, что трансфиг так популярен, нет никакого смысла рассказывать о всех произведениях, где он присутствует.


Примеры классической трансфигурации[править]

«

Ловко палочкой вращать И предметы превращать Учат в школе, учат в школе, учат в школе…

»
— Фольклор поттероманов

Литература[править]

  • Гарри Поттер — кодификатор. И ещё имеется пять ограничений, названных Исключения из закона Гэмпа об элементарной трансфигурации. Слово Божие назвало только две: еда и деньги. Об остальных трёх фанаты могут только гадать. Ходит мнение, что третьим является любовь, об этом говорит Слизнорт/Слагхорн: «Любовь невозможно ни сфабриковать, ни сымитировать». Но поскольку любовь не вещество, есть и иные версии: третье — воздух (пригодный для дыхания), четвертое — благородные металлы, пятое — драгоценные камни. Именно поэтому в мире магов это всё имеет ценность и используется для экономики.
  • Метавселенная Рудазова — гораздо более изящная и, ви таки будете смеяться, рациональная реконструкция темы, чем у Иудковского. Да, трансфигурация, как и материализация, действительно непостоянна — но любой нормальный волшебник закладывает в трансфигурируемую/материализуемую пищу запас прочности хотя бы в несколько лет. Ещё на этапе составления заклинания. Излишне говорить, что к моменту, когда трансфигурированные молекулы должны будут принять прежний вид, а материализованные — развеяться, они давно успеют покинуть организм мага естественным путём. А уж если превращаемый живой и сопротивяется, то может противостоять заклятию на одной только героической силе воли (если, конечно, она у него есть).
    • Йоганц Изменяющий — седьмой в Совете Двенадцати, гений от трансформирующей магии. Практически неуязвим для метательных снарядов, ибо они ещё на подлёте обращаются в водяные брызги. Успешно противостоял даже эйнхериям Хобокена, превращая землю у них под ногами в зыбучий песок или кислоту, а потом смешал нескольких смертельно раненых солдат и мешок серебра в рукотворное чудовище и на нём верхом прикрывал отход армии. Справиться с ним сумел только джинн, которого трансфигурировать бесполезно — он сам живёт и дышит превращениями.
    • А ещё в магически развитых мирах вроде Парифата материализованные и трансфигурированные ценности умеют очень элементарно распознавать по ауре — и ценят сильно ниже, чем ненаколдованные. За сбыт таких могут и фальшивомонетчество пришить.

Реальная жизнь[править]

  • Алхимия — средневековая наука о поиске философского камня.
    • Другая, самая популярная и много раз отмеченная в различных произведениях трансмутация — превращение неблагородного металла в золото. Ушлые алхимики, конечно, не могли из стали сделать золото, но покрыть стальную ложку позолотой на глазах у доверчивого аристократа вполне реально. Впрочем, как и выдать аристократу вместо золотого слитка кусок FeS2, известный как минерал пирит. Пирит внешне похож на золото, а поскольку народ тогда был невежественный, то видел в алхимиках магов.
    • Реальные алхимики имели дело не только с новыми веществами, но и со сплавами и комбинированными материалами — из двух веществ получаешь одно с новыми свойствами. К сожалению, поскольку значительная часть алхимических знаний передавалась в устной форме, а в письменности шифровалось тайным символическим языком, о том, что именно открыли алхимики, сейчас наверняка сказать невозможно.
  • Современное продолжение идей алхимиков — превращения элементов в ядерных реакторах. Имеет два минуса: 1) очень дорого; 2) очень сложно. Атомный реактор «на коленке» не соберёшь, и в итоге золото, сделанное таким образом, будет дороже найденного в природе в чистом виде или добытого из руды.
    • Теоретически так можно получить любой элемент таблицы Менделеева, но смысл имеет только для плутония и прочих редких, но полезных радиоактивных элементов, особенно с большим порядковым номером. На выходе — только микродозы вещества.

Где встречается необычно[править]

  • Л. Лагин, «Старик Хоттабыч» — джинн нарастил Вольке бороду, чтобы его пустили в кино на взрослый сеанс. Получилось смешно.
  • В том же «Гарри Поттере» близнецы Уизли бросили заявки в кубок огня. Магическая защита их отшвырнула, также нарастив бороды. Получилось очень смешно.