Три лика Гекаты

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи The Hecate Sisters, The Three Faces of Eve. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Густав Климт, «Три возраста женщины» (1905).

Фрейдистское трио, состоящее только из женщин. Символизирует три жизненных цикла: юность, зрелость и мудрость. Название происходит от трёх ликов греческой богини Гекаты — девочка (Ид), женщина (Эго) и матрона, как правило, пожилая женщина (Суперэго).

Также трио может рассматривать не только жизненный цикл, но и трио женственности: Инженю, Роковая женщина либо Матерь\Жена и мудрая женщина.

Также интересные комбо получаются, если два или все три амплуа сочетаются в одном персонаже. 1+2 даёт типаж «юной соблазнительницы» (типа Одри Хорн из Twin Peaks), 1+3 даёт женский вариант тропа Мудр не по годам, а 2+3 — возлюбленную-наставницу. Что будет, если смешать все три, автор правки не знает, но примерный образ представляется малоадекватным(получится Мэри Сью). Родственный троп: Три лика Адама — Фрейдисткое трио мужчин.

Противоположный троп — комплекс мадонны-блудницы.

Матчасть[править]

Мифолого-филологический трактат «Триединая богиня» Роберта Грейвса — тропнеймер и кодификатор тропа, любая трёхликая богиня тоже подходит.

Связь между неоязыческой Триединой богиней и древней религией спорна, однако не оспаривается факт существования таковой в давние времена. Исследователь неоязычества Рональд Хаттон считает, что концепция тройной лунной богини — Девы-Матери-Старухи, каждый лик которой соответствует одной из лунных фаз, не является аутентичной и разработана уже в современности писателем Робертом Грейвсом, который в своей работе опирался на труды таких учёных XIX и XX столетий, как Джейн Харрисон, Маргарет Мюррей, Джеймс Фрейзер и других участников группы «Кембриджских ритуалистов», а также на работы оккультиста Алистера Кроули.

Некоторые неоязычники утверждают, что почитание Триединой богини берет своё начало ещё в дохристианской Европе, и, возможно, корнями уходит вглубь вплоть до палеолита, а также заявляют, что их религия является остатками древних верований. Они верят, что Триединая богиня является образом-архетипом, на протяжении веков воплощавшимся во множестве разных культур под разными именами, и что многие отдельные богини могут быть интерпретированы как воплощения Триединой богини.

Однако, образ Триединой богини также подвергался критике со стороны научного сообщества, включая феминистской теории. Публицистки-феминистки использовали образ Триединой богини для критики роли женщин в обществе и отношения к ним. Литературный критик Жанна Робертс видит отказ христиан от образа Старухи основной причиной преследования ведьм в Средние века. Ряд британских экспертов указывают на ошибки в работе Грейвса. В частности, плохую методологию, скудную филологию, использование некорректных текстов и устаревших археологических данных. Высказывается также мнение, что «Белая богиня» (англ. The White Goddess) во многом опирается исключительно на фантазии автора.

Примеры[править]

Мифология[править]

Помимо собственно Гекаты, есть ещё трио богинь, которых можно сгруппировать по тому или иному признаку.

  • Три богини Земли разных поколений — Гея, Рея, Деметра.
  • Три дочери Крона и Реи — Гестия, Гера, Деметра.
  • Также Мойры, богини судьбы.
    • Судженицы (от слова судьба) — у южных славян включая македонцев, которые были греками и стали славянами, три богини очень похожие на греческих Мойр
  • И их скандинавские коллеги — норны. Они так и изображались: Урд, Прошлое — старухой, Верданди, Настоящее — зрелой женщиной, Скульд, Будущее — юной девой.
  • Скандинавская мифология — Фрейя, Фригга (мать) и Хель (аналог Кроноса).
  • Викканская Триединая богиня.
  • Кельтская Морриган помимо обычного облика, в доспехах и с двумя копьями в руках, имела облики юной черноволосой девы и покалеченной седой старухи.

Театр[править]

  • Эдвард Олби, «Три высокие женщины» — подсвечено прямо в характеристике персонажей:
« А: очень старая женщина; худая, властная, высокомерная, насколько это возможно в её возрасте. Ярко-красные ногти, изящно уложенные волосы, макияж. Красивая ночная рубашка и пеньюар.
Б: напоминает А в 52, одета просто.
В: напоминает Б в 26.
»
— Действующие лица
  • Hamilton — Сёстры Скайлер: Анжелика — Матрона, Элиза — Женщина, Пегги — Девочка.

Литература[править]

  • Маргарет Митчелл, «Унесенные ветром» — Скарлетт и её сестры.
    • А ещё женщины семейства Фонтейн, оставшиеся во время войны совсем без мужчин: Старая Хозяйка, еще в молодости пережившая много испытаний, Молодая Хозяйка — ее пятидесятилетняя сноха, и Салли, жена одного из погибших сыновей последней.
  • Колин Маккалоу, «Поющие в терновнике» — женщины семьи Клири: вначале — злобная карга Мери Карсон, мать семейства Фиона и ее дочь, юная Мэгги. Позднее — Фиона, Мэгги и уже ее дочь Джастина.
  • Умберто Эко, «Маятник Фуко» — интересный пример: Ампаро, Лоренца и Лия. По мнению автора правки, также символизируют соответственно язычество, мистицизм и христианство.
  • «Гарри Поттер» — три женщины из семьи Уизли: тётушка Мюриэль, которой 107 лет, Молли Уизли и её дочь Джинни.
  • «Песнь Льда и Пламени» — три лика Семерых: Дева, Матерь и Старица.
    • Также три королевы: девица-королева Маргери Тирелл, королева-мать Серсея и Королева Шипов Оленна Тирелл.
  • Филип Фармер «Плоть» — ровно то же. Три лика Матери: дева, матрона и старуха.
  • «Досье Дрездена» — Королевы летнего и зимнего дворов фэйри. У каждого двора есть своя троица — Леди, Королева, Мать. Подсвечено у статуи Гекаты.
  • «Плоский мир» — если ведьмам надо работать коллективно (а ведьмы по определению большие индивидуалистки и без необходимости объединяться не будут), то по умолчанию они действуют втроём: дева, мать и «та, другая» (карга). Например, таковы три ланкрские ведьмы: молодая Маграт Чесногк; весёлая толстуха, мать кучи детей Нянюшка Ягг; и Матушка Ветровоск, самая старшая и циничная. Когда Маграт вышла замуж, её место заняла Агнесса Нитт.
    • А когда однажды Матушка пропала, Нянюшке пришлось выполнять роль «той, другой», а роль матери временно заняла Маграт, родившая к тому времени дочку. Нянюшка была очень недовольна: её жизнерадостной натуре претила роль карги.
  • Мерседес Лаки, серия про Тарму и Кетри (Oaths and Honor): вариант. Здешняя богиня имеет не три, а четыре ипостаси, соответствующие четырём ветрам (сторонам света): Дева, Воительница, Мать и Карга.
  • Метавселенная Рудазова — три колдуньи в докреоловском Совете Двенадцати: гламурное кисо Турсея Росомаха, мама-медведица Асмодея Грозная и злобная бабка Руаха Карга.
  • Пирс Энтони, «Ксанф» — Хамелеоша. У него же в «Воплощениях бессмертия» — Судьба.
  • Д. У. Джонс, «Ходячий замок» — как ни смешно, но сёстры Хаттер. Все три ещё очень юны, но Марта (младшая!), мечтающая о десятерых детях, — будущая Мать, Летти — Дева (перспектива поскорее выйти замуж её до самого финала не прельщает), ну а Софи и так превращена в старуху (причём Хоул, долго бившийся над тем, как её расколдовать, в конце концов обнаружил, что заклятие держится исключительно на желании самой Софи оставаться в этом облике).
  • «Ведьмак» — Мелитэле. В играх по мотивам подсвечено.
  • Мария Семёнова, «Братья» — бродячая провидица. Скваре является в облике юной девушки, Ознобише предстаёт зрелой женщиной, а Светелу — старухой. В книге даётся недвусмысленный намёк, что это не кто-нибудь, а сама Морана.
  • Нил Гейман, «Океан в конце дороги» — женщины семьи Хэмпсток.
  • Деконструкция тропа в творчестве Маргарет Этвуд, кто называет концепцию Триединой богини Грейвса жестоким и мизандрическим образом, подавляющим творческих женщин. По словам Этвуд, в своё время эта модель оттолкнула её от писательства. Критики отмечали, что в книгах Этвуд образ Триединой Богини не раз высмеивается или разоблачается. Роман «Мадам Оракул» интерпретируется как сознательная пародия, которая выворачивает наизнанку образ «Богини» Грейвса и в конечном счёте освобождает главную героиню от созданной им угнетающей модели женского творчества.

Кино[править]

  • «Клуб первых жён» (1996) — главные героини. Хотя они примерно одного возраста, образом жизни и убеждениями соответствуют тропу: Бренда (Матрона), Энни (Женщина) и Элиз (Девчонка).
  • «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» — юная Джен, зрелая и умудрённая опытом Шу Льень и старуха Нефритовая Лиса.
  • «Безумный Макс: Дорога ярости» — гаремные девы (несмотря на то, что двое беременны), мать-Фуриоза и старухи из племени Вувалини.
  • «Обитель зла: Последняя глава» — страдающая прогерией Алисия Маркус, её здоровый клон Элис и её снятая в детстве цифровая копия — Красная Королева. Вескер даже подсвечивает.
  • «Другая женщина» (2014) — трио протагонисток: Кейт Кинг (Матрона), Карли Виттен (Женщина) и Эмбер (Девчонка).
  • "Никто не хотел умирать — мать братьев (Матрона), Óна (Женщина) и Алдона (Девчонка).
  • «Шазам! Ярость богов» — собственно антагонистки: Антея (девочка), Калипсо (женщина), Геспера (матрона). Что неудивительно, так как мифология Шазама основана на древнегреческих мифах.

Телесериалы[править]

Мультфильмы[править]

  • Франшиза «Геркулес» (1997—1999) — мойры, хотя они изображены как грайи. Клото — Дева, Лахесис — Женщина, Атропос — Матрона.
  • «Home On The Range» — главная троица коров: Грэйс — Дева, Мэгги — Женщина, Мисс Кэллоуэй — Матрона.
  • «My Little Pony: Девушки из Эквестрии — Радужный Рок» — трио сестёр-сирен «Дэззлингс»: Адажио Дэззл — Женщина, Ария Блэйз — Матрона, Соната Даск — Девчонка. Сценаристы вдохновлялись, вероятно, не столько сиренами и вампирами, сколько Азулой, Мэй и Тай Ли из «Легенды об Аанге».
  • «Смешарики. Легенда о Золотом Драконе» — три важных для истории женских персонажа, которые по-своему выходят за рамки гендерных норм: Совунья — Матрона (спокойная и рассудительная, довольно консервативная, отбрасывает женские стереотипы от осознания того, что в джунглях терять больше нечего), Нюша — Девчонка (весёлая и игривая свинка, подвергает устои сомнению), Лара — Женщина (опытная и агрессивная расхитительница гробниц, которая замужем за своим напарником Дизелем).
  • «Огонёк-Огниво» — нестандартный пример. Огонёк однозначно Девчонка, среди фоновых персонажей есть Женщины. А вот Королева уникальная персона — она замечена во всех трёх условных возрастах: и как Женщина, и как Матрона, и как Девчонка в приквеле.

Мультсериалы[править]

Тай Ли, Азула, Мэй.
  • «Симпсоны» — женщины Бувье: Лиза — Девчонка, Мардж — Мать, Пэтти и Сельма — Матроны.
    • Женщины Симпсонов как нестандартный пример: Мэгги — Девчонка, Мардж — Мать, а вот Лиза — Матрона (как отметили её тёти: «горечь очень сильна»).
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — трио из Народа Огня: пылкая, но хитроумная Азула — женщина, непоседливая и игривая Тай Ли — девчонка, хладнокровная и сдержанная Мэй — матрона.
  • «Total Drama» — Союз Хитер. Бэт — девчонка, Линдси — девушка, Хитер — матрона.
  • «My Little Pony» — главная шестёрка героинь чётко распадается на три таких пары. Эпплджек и Рарити — взрослые женщины. У обеих собственный бизнес, они сами определяют для себя цели, каждая в одиночку воспитывает ребёнка, пусть по сценарию это и младшие сёстры. Флаттершай и Твайлайт Спаркл выглядят девушками-студентками. Одна волонтёрит в дикой природе, заботится о зверюшках и водит дружбу с хиппи; вторая, несмотря на самые высокие должности, постоянно ждёт задания «сверху», старательно его выполняет и очень тревожится, удалось ли угодить строгой учительнице. Рэйнбоу Дэш и Пинки Пай — девочки-школьницы, интересы которых вращаются вокруг спортивных состязаний и шумных вечеринок соответственно. Что в юности встречается у множества людей, но, увы, не может длиться вечно и крайне редко становится главным делом всей жизни.
  • «Удивительный Мир Гамбола» — вся женская линия Уоттерсонов: бабушка Джозефина «Джо-Джо» — Матрона, влиятельная, авторитарная и гиперопекающая особа для Ричарда и его детей, её невестка Николь (в девичестве Сеникурт) — Женщина, много работающая и копящая кортизол интенсивно, чтобы в ярости избивать врагов (или внушать ужас до моментального облысения) и пробивать стены, Анаис — Девчонка, кто в четыре года ходит в школу на класс старше Гамбола и Дарвина, а также неоднократно спасает положение.
    • Матроной считается и мать Николь, Мэри, с кем и дедушкой Дэниелем Уоттерсоны возобновили связи только в 6 сезоне.
  • «Смешарики: Новые приключения» (2012—14) — три постоянных женских персонажа: Совунья (Матрона), Нюша (Женщина, хотя она ненамного старше Панди) и Степанида «Панди» (Девчонка).
  • «Бургеры Боба» — необычный пример:
    • Линда — Мать, весёлая и любящая супруга и мать троих детей;
    • Тина — Девчонка, неуверенная и закомплексованная девушка, которая заинтересована в своей сексуальности;
    • Луиза, хотя и самая младшая в семье, по сути оказывается Матроной. Она дерзкая, грубая, нахальная и циничная девочка, которая отторгает от себя все романтическое и сексуальное.
  • «Вселенная Стивена» — трио Кристальных Самоцветов: Жемчуг — Женщина, выступает материнской фигурой для главного героя; Гранат — Матрона, с силой предвидения и заботой о безопасности своей команды; Аметист — Девчонка, весёлая и бесшабашная, вместе с тем переживающая из-за того, что её появление на свет навредило Земле.
    • Высшая власть Алмазов в разное время совмещала в себе образы лиц Гекаты. Так, до Восстания Матроной считалась Жёлтый Алмаз, Женщиной/Матерью — Синий Алмаз, Девчонкой — Розовый Алмаз. Нынешний состав: Синий Алмаз — Девчонка (она всегда была самой эмоциональной и дипломатичной из троих), Жёлтый Алмаз — Женщина, Белый Алмаз — Матрона.
  • «Семейка Грин в городе» — Элис Долорес как Матрона, её невестка Нэнси — Женщина, Тилли — Девчонка.
  • «Амфибия» — семья Росянка: Айви (Девчонка), Фелисия (Женщина/Мать), Сильвия (Матрона).
    • Трое жительниц Тритонии, которых повстречала Энни во время разгадывания шарады: безымянная Девчонка, Дорис как Матрона и Герти как Женщина.
  • W.I.T.C.H. — Ян Лин - Матрона, Джоан Лин - Женщина, Хай Лин - Девчонка.

Комиксы[править]

  • «The Sandman» — Трое (фурии, они же грации, они же норны и так далее) предстают именно в таком виде.

Веб-комиксы[править]

  • «Kill Six Billion Demons» — колдунья Моттом в зависимости от того, насколько давно она поела молодильных яблок, предстаёт в виде девчонки, девы или старухи. В бою с Джагганотом, произнося особо мощное заклинание, она становится всеми тремя сразу.

Аниме и манга[править]

  • «Рубаки»:
    • Slayers и Slayers Next — Лина (девушка), Амелия (ребёнок) и Сильфиль (мудрая женщина).
    • Slayers Try — Лина, Амелия и Филия.
    • Slayers Revolution — Лина, Амелия и Озел.
  • Code Geass — в Ордене: Карен (девушка), Кагуя (ребёнок) и С. С. (мудрая женщина).
    • Как вариант — в Эшфордской Академии: Ширли (девушка), Нина (ребёнок) и Майли (мудрая женщина).
  • Blue Exorcist — В Академии : Шура (девушка), Шиеми (ребёнок) и Идзумо (мудрая женщина)
    • Как вариант — в Киото: Ао (девушка), Нишики (ребёнок) и Мамуши (мудрая женщина)
  • Minami-ke — сами сёстры Минами: Харука, старшая, глава семьи — Эго, Чиаки, младшая и самая прагматичная — Суперэго, Кана, средняя, глуповатая, весёлая и беззаботная — Ид.
  • Ergo Proxy — Монада (Матрона), Рил (женщина), Рил-2 (девочка). Бонусные очки за то, что Прокси Монада (клонами которой являются обе Рил), похоже, является Посланницей Смерти.
  • Keep Your Hands Off Eizouken — Асакуса (девочка), Мизусаки (девушка), Канамори (женщина). Впрочем, в этом и был прикол.

Изобразительное искусство[править]

  • Густав Климт, «Три возраста женщины».

Видеоигры[править]

  • Baldur's Gate 2 — три романтических интереса игрока мужского пола подходят: Аэри в роли девушки, овдовевшая Джахейра в роли Матери и самая старшая Викония в роли соблазнительницы.
  • Dragon Age — вредный подросток Морриган, бывшая шпионка Лелиана и наставница Винн.
    • В русской озвучке Морриган из юной девушки превращается, превращается, превращается Морриган… во взрослую опытную искусительницу — любительницу белого стихосложения. Что характерно, многие считают это несомненным плюсом.
    • Также подходит семья Флемет — та же незрелая Морриган, женственная Явана и сама Флемет.
    • Dragon Age 2 — Мерриль в роли девушки, Авелин в качестве Матери и Изабелла-соблазнительница.
  • Mass Effect — жизненный цикл асари состоит как раз из трёх таких стадий: дева, матрона и матриарх.
  • Planescape: Torment — Три женщины Безымянного: Анна девушка, Падшая Святая женщина и Равел Источник Головоломок.
  • The Longest journey Древний дух Яга: девушка, женщина и матрона.
  • Heroes of Might and Magic V — Три лика Асхи: дева (судьба), мать (жизнь) и старуха (смерть).
    • А сама она — космический дракон.
  • «Ведьмак 3» — показано, что скеллигская богиня Фрея, по местным верованиям, совмещает в себе все три аспекта.
    • Ну и Мелетеле же.
    • Не-божественный пример — Цири (Ид), Трисс (Эго) и Йеннифэр (Суперэго).
  • Starcraft 2: Heart of the Swarm: Керриган, Изша и Загара.

Визуальные романы[править]

  • Danganronpa: Trigger Happy Havocвыжившие девушки. Асахина, единственная веселая и фансервисная из них, явно Дева. Кёко — Женщина, из-за её отношений с Макото, а мрачная Фукава, у которой, как оказалось, раздвоение личности — Матрона.