Трудно быть богом (игра)

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Трудно быть богом — Action-RPG по одноимённому произведению Стругацких. Действие игры происходит через два с половиной года после событий, описываемых в повести; это практически сиквел или как минимум спин-офф. После событий Арканарской резни королевство распалось на множество отдельных баронств и графств, землю Святого ордена, а столица с окрестностями превратилась в город-государство АВР (Арканарская вольная республика). Герой — выпускник академии разведки Проливной империи. Одна из задач империи — подчинить распавшееся королевство Арканар. Конкретно героя посылают в АВР с двумя задачами — ликвидировать профессионального бунтовщика Арату и найти сведения о Румате Эсторском.

Проблема противоположных оценок: кому-то не понравилось, что игра не по самому сюжету книги, а по отсебятине, кого-то приводили в бешенство множественные баги (через пару месяцев вылеченные патчем), есть игроки, что плевались от наличия загробного мира в научной фантастике (хотя и его можно объяснить рационально как галлюцинации или подобие Матрицы). Остальные любители мрачных средневековых миров и сеттинга Стругацких в полном восторге.

Особенности геймплея[править]

NPC реагируют на то, во что одет и как выглядит главный герой. В зависимости от одежды его будут воспринимать представителем соответствующей фракции и либо относиться с полным уважением, либо презирать, либо, не говоря ни слова, нападать (см. Самоубийственная самоуверенность). Чтобы играть определённую роль, герой должен надеть 5 из 6 предметов гардероба соответствующего персонажа. Есть и детали одежды без принадлежности к фракции. Разбойники и монахи атакуют всех, кроме своих. Серые не трогают также и разбойников.

Можно выделить следующие фракции.

  • Наёмник — чистой воды нейтрал. Роль героя по умолчанию, если его одежда не принадлежит к фракциям или же скомбинирована из разных гардеробов.
  • Вор или разбойник — единственное амплуа персонажа, когда его не трогают другие разбойники. Баронские войска его атакуют.
  • Монах — представитель святого ордена.
  • Дон — аристократ.
  • Серый: их войска — представители разночинцев, офицеры серых — мелкие аристократы или купцы.
  • АВР — солдат или офицер Арканарской Вольной Республики.

Одна из особенностей — использование футуристических высоких технологий вместо характерной для средневековых RPG магии. Герой может использовать футуристические имитации средневекового оружия — по сути, артефактные мечи, способные наносить урон куда больше местных аналогов. Также со временем он получает игольную винтовку и скорчер - аналог бластера из «Мира Полудня». Перед финальным боем можно получить легкий бронированный скафандр. Вместо зелий используются стимуляторы.

В игре встречаются персонажи из книги: Дон Тамэо, барон Пампа, объявивший себя королём, отец Кабани, а также персонажи из других книг Мира Полудня, например, Рудольф Сикорски.

Антипиратская фича — в пиратской версии невозможно выйти из северного Арканара и продвигаться дальше по сюжету. Получается неплохая такая демо-версия на несколько часов.

Основной сюжет[править]

Главный герой безымянен, и его имя игрок выбирает сам. В одном из писем упоминается имя, данное ему матерью при рождении — Ниоко, которое, по идее и есть каноничное имя. После того, как герой попадает в Арканар, его грабят и сажают под стражу монахи, но он сбегает из их плена. В сам город не так-то легко попасть: на первом же посту в герое раскусили шпиона. По счастью, постом командовал старый знакомый Руматы, дон Тамэо, который за бутылку выдержанного вина пропускает героя. В городе возникла секта некоего Пророка. Правдами и неправдами герой попадает на аудиенцию к консулу Арате, но тот сам заманил его в ловушку, завербовав в переговорщики. Герой, поняв, что в Империи ему ничего не светит, сбегает в Пьяную Берлогу и встречается с богами во плоти — прогрессорами с Земли. Он вербуется ими, после чего ищет фрагменты старой карты. Найдя карту, он выходит на убежище Странников. Там он понимает, что вся жизнь в его мире создана в качестве глобального эксперимента Предтеч, а средневековый застой на планете вызван теми же причинами, что и активность жнецов в Mass Effect — командами заглючившей операционной системы центрального компьютера и невозможностью отменить эти команды. И лишь появление особенного человека (носителя генетического кода из другого мира) открыло перед центральным компьютером новые возможности. На выбор героя доступны три концовки, отличие между которыми куда сильнее, чем три цвета Большого Взрыва в упомянутом Mass Effect. Все последствия — заслуга героя. И его вина.

Концовки[править]

  • Уничтожение. Единый разум, созданный Предтечами, не может позволить герою вынести информацию о всех их тайнах, так что лабораторный комплекс вместе с центральным процессором уничтожаются, после чего серия катаклизмов проходит по миру. Герой, зная об этом, спасается, убежав подальше от эпицентра. Большая часть населения планеты уничтожена, цивилизация откатилась в каменный век.
  • Программа массовой регрессии. Герой не согласен с заглючившей космической виндой и с боем прорывается в помещение с центральным процессором. Используя артефакт, он подчиняет ЦП себе и запускает программу массовой регрессии. Общество охватывается варварством. Герой, применив земные технологии и воспользовавшись хаосом, захватывает власть в Арканарском Королевстве и становится великим тираном.
  • Программа массовой прогрессии. Герой также прорывается к ЦП и выбирает программу массовой прогрессии. Люди начинают тянуться к знаниям. За считанные десятилетия на планете поздние средние века сменяются эпохой Просвещения. Но нельзя так просто вытравить зверя из человека, если он раньше был зверем. Прогрессоры открыто сотрудничают с местными жителями. Пока цуринакский флот не появляется на орбите Земли...

Необузданные догадки[править]

  • Герой попадает в немыслимый в строгой научной фантастике загробный мир. При этом он, подобно коту Шрёдингера, жив и мёртв одновременно, и толком непонятно, попадает он туда во плоти или в виде духа. Возможны два рациональных объяснения: первое — отравившись сильным ядом и вкусив шаманских грибочков, герой отправился в классическое шаманское же путешествие в Нижний Мир, что с рациональной точки зрения — галлюцинации и наркотический трип. Та информация, которую ему сообщил призрак, выплыла из подсознания, это его полузабытые воспоминания из раннего детства, потому что он настоящий наследник барона. Другое объяснение: шаман, что крутится возле Пьяной Берлоги — не просто шаман варваров, а упоминаемый в каноне Шуштулетидоводус, прогрессор, посланный в дикие земли под легендой шамана, сотрудничающий в данный момент либо с «официальными» прогрессорами, либо с графом Римоном и доном Орданосом, либо выступающий сам по себе, прекрасно осведомлённый и о происхождении протагониста, и о судьбе Руматы Эсторского. А путешествие по загробному миру на самом деле было подключением к матрице, организованной шаманом и желающим, чтобы герой заполучил титул барона и замок, став более сильным союзником.

Однако если это еще как-то можно объяснить, то в одном из побочных квестов встречается шаман, вызывающий возгорание поля (по ошибке) и затем дождь, а еще в одном - целебный цветок, который может сорвать только умирающий человек (чтобы сорвать его, нужно отравиться специальным ядом)

Встречающиеся тропы[править]

  • Анакосмизм:
    • Протагонист, вступая однажды в переговоры с разбойниками, называет их «робингуды хреновы». В то время как в Арканаре про Робин Гуда никогда не слышали. Возможный обоснуй: герой сравнил бандитов с аналогичной фигурой арканарского фольклора, а «робингуды» — переводческая условность.
    • В архитектуре церквей проглядываются формы крестов. Святой Мика — фигура, во многом похожая на Иисуса, но его не распинали на кресте. Причина проста: за основу дизайна многих зданий взяли постройки реальной средневековой Европы. Возможный лорный обоснуй: просто красивая геометрическая фигура… ну, или символ «перекрещивания между собой» каких-нибудь двух философских категорий (как с Крестом Хёнира в скандинавском язычестве).
  • Бабы новых нарожают — купец, который угодил в плен к монахам вместе с протагонистом, озвучивает позицию, мол, чего церковникам и аристократам жалеть чернь: мужичья много.
  • Время собирать камни — Поиск девяти фрагментов древнего амулета с картой.
  • Вывих мозга — протагонист встречает в путешествии в загробный мир дух Руматы Эсторского. При этом Румата физически не умер, а болен душевно: одна часть его души находится в его теле, заключённом в дурке на Земле, другая — на том свете в мире Арканара.
  • Грибы-убийцы — охраняют вход и выход из Святая Святых Предтеч.
  • Дендроид — стражи леса, враждебные NPC.
  • Игломёт — игольная винтовка. Крутая вещь, но всего один магазин на 50 выстрелов.
  • Испорченные аристократы — во все поля.
  • Князь Церкви — архиепископ Чагин. Он же заодно пастырь недобрый.
  • Королевства — плохо, а республики — хорошо — после королевства и теократии в Арканаре установилась АВР (Арканарская вольная республика), возглавляемая бывшим профессиональным бунтовщиком, а ныне консулом Аратой. Он, хотя и сам неграмотен, становится ярым сторонником технического и социального прогресса и врагом всякого мракобесия. Строй сменяется на более народный, граждане более не угнетаются попами и аристократией.
  • Круто, но жалко тратить — игольная винтовка. Крутая вещь, но всего один магазин на 50 выстрелов. Земная имитация местного арбалета, стреляющая обычными болтами с несколько меньшей эффективностью, намного практичнее. А также бластер с боезапасом 25 выстрелов и земные стимуляторы, встречающиеся пару раз за всю игру.
  • Крутой гей — барон Вайсари, мастер фехтования.
  • Кто сколько унесет суверенитета — королевство распалось на баронства, графства, владения Святого Ордена и Арканарскую вольную республику. Барон же Пампа объявил своё баронство королевством, а себя — королём.
  • Мраккультист — секта Пророка. Они же до кучи эскадроны смерти.
    • Они же Без души: попав под влияние артефакта Пророка, превращаются в зомби. Они физически живые, могут сражаться и говорить, но испытывают лишь ненависть к необращённым и могут изодрать в клочья своих родных, иммунных к артефакту.
  • Обед — серебро, ночёвка — золото: в начале игры добыча бутылки вина превращается в целое приключение, что как бы намекает, что когда-то это было не просто в вино-водочный сходить.
  • Самозванец — протагонист, выдающий себя за барона Мусина.
  • Светофор — три варианта открываются непосредственно перед концовкой и вообще не имеют особого отношения к предыдущему сюжету.
  • Смерть в диалоге — доказывая своё баронство Арвару и Пампе, в случае, если герой даёт неверные ответы на ключевые вопросы.
  • Статичный сеттинг — средневековый застой вызван глючащей логикой центрального компьютера, созданного Предтечами.
  • Таки да! — персонаж по имени Йегу (ассоциации с ивритским именем Йегуда аки Иуда) говорит с лёгким акцентом и интонациями местечкового еврея.
  • Техномагия — инверсия. Упомянутое использование футуристических технологий в средневековом мире в качестве имитации местного оружия, превращающее его по сути в артефакты.
  • Чудеса от науки — земную технику жители Арканара принимают за магические артефакты.
  • Шкажошные шушества — в книге упоминаются как элементы местной мифологии. В игре — реальные враждебные монстры, такие как гигантский паук или страж леса. На самом деле — биороботы, созданные Предтечами.
  • Я твой отец — герой на самом деле и есть потомок барона Мусина, а до кучи - наполовину землянин.
  • Стража следит лишь за героем — педаль в пол: АБСОЛЮТНО ВСЕ неписи (даже дикие животные) реагируют ТОЛЬКО на героя. Даже если оба относятся к враждебной друг к другу фракции, друг на друга они не нападут. Не удивляйтесь, если вы увидите в игре деревню, где спокойно бродят стража, разбойники и волки, не трогая друг друга.

Отсутствующие тропы[править]

  • Для боя нужно спешиться. Бой на коне возможен, причём в двух вариантах: простой удар и с разбега. Правда, так велик риск потерять лошадку — особенно в начале игры, когда навыки не прокачаны.
  • Доспех на голое тело — рубашка и броня идут в разные слоты. Впрочем, в одном случае вместо рубашки можно надеть легкую кольчугу.
  • Не встречают по одёжке — в зависимости от внешнего вида персонажи могут принять за дворянина, монаха или ещё кого. Одетого вразнобой игрока NPC считают не дворянином, монахм, разбойником или ещё кем-то, а наёмником. И желающих при этом набить морду меньше, чем при другой маскировке.
    • Ты меня уважаешь? — Уважение напрямую зависит от того кем одет герой. Если он одет дворянином, то будет получать соответствующее Уважение, Почёт и даже заискивание, а если по-другому — степень уважения зависит от того, какое впечатление он производит.