Трудно — значит, круто

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« X — для слабаков! »
— Одна из общих формулировок
« Только X, только хардкор! »
— Заход с другой стороны

Некоторые вещи сделать круто, но трудно. Следовательно, те, кто это может — крутые, а кто не может — нет. И вообще, трудно = круто, при этом неважно, сколько от этого реальной пользы. Следующие такой логике будут подвергать себя различным испытаниям, просто чтобы доказать себе или кому-то ещё, что они могут это сделать. Но, естественно, получается у них далеко не всегда, вплоть до несовместимой с жизнью самоуверенности. Также отчаянное желание доказать, что ты крут и силён, может использоваться разными сомнительными личностями от пацанов с раёна до полноценных злодеев способом, состоящим в рассказе о том, что ты отстой, если не можешь переступить через себя таким образом — обычно в плане морали. Крутой для битья тоже является порождением данного принципа: если он крутой, то побить его трудно, поэтому сумевший побить тоже крутой.

Родственный троп — опасно — значит круто, когда идут на серьёзный риск, просто чтобы доказать свою крутость. Если некое вышестоящее (формально или неформально) лицо мотивирует подчинённых сабжем, то это традиции превыше разума (и не только) (если начальник сам в это верит и даже участвует наравне с подчинёнными), либо чтобы ты задолбался (если занимается более интересной работой или вообще прохлаждается в уголке).

Противоположная мысль — настоящему крутому не надо доказывать, что он крутой, это и так видно. Противотроп с другой стороны — Тяжкий труд не помогает: как бы тяжело ни трудился персонаж, ничего крутого, а то и вообще путного, не получается.

Примеры[править]

Мета-пример — любое творчество как явление. Нет лучшей рекламы для искусства, чем эпичный рассказ об истории его создания, полной боли, творческого кризиса и превозмогания.

Фольклор[править]

Литература[править]

  • Джеймс Крюс, «Мой прадедушка, герои и я» — собственно, вся книга посвящена выяснению, что круто, а что нет. В какой-то момент погеройствовать решает сам рассказчик. Спуститься по обледенелому тросу над долиной трудно? Ещё как! Значит, это круто! И, вооружившись этой логикой, он героически по этому тросу спускается. Но вместо ожидаемых восторгов получает перепуганных окружающих и лекцию от прадедушки, что бессмысленное преодоление трудностей — ни разу не круто и не героически.
  • Николай Дубов, «Сирота» — узнав о каком-то поступке, требовавшем смелости и выдержки, Витька тотчас стремился доказать себе и окружающим, что тоже способен совершить его. Прочитав «Повесть о настоящем человеке», он связал себе ноги поясом, чтобы были как будто раненые, и в таком виде прополз всю улицу. Мальчик ободрал руки и коленки, а его штаны и рубашка «превратились в грязные тряпки». Расспросив вечером сына о мотивах его поступка, отец сказал ему: «Мересьев совершил подвиг, а ты — хулиганство. Ты что думаешь: передразнить его — значит стать настоящим человеком? Так ты не человеком станешь, а обезьяной».

Кино[править]

  • Avatar — как убедить десятки тысяч На’Ви пойти за тобой? Оседлать самого крутого хищника планеты!
    • Хорошо легло на местные легенды, что в древности уже был герой, который летал на таком хищнике. Также ничего бы не вышло без интерфейса в косичке, через который при слиянии устанавливается прямой контроль над животным — в реальности-то тоже возможно напрыгнуть сверху на тигра или носорога, но это никоим образом не значит, что животное станет тебе подчиняться.
    • Интерфейс интерфейсом, но необходимо обладать и силой воли отставного морпеха, чтобы в "дуэли разумов" после подключения победила не крылатая двухтонная хищная тварь, которая аборигенов На'ви способна есть на завтрак, а Джек Салли в теле аватара. Нам наглядно показали, как активно сопротивляется попытке установить контроль Горный баньши, и не только на земле, но и в воздухе.
  • Маленькая мисс Счастье — Дуэйн, старший единоутробный брат главной героини, читает Ницше, изводит себя тренировками, не проявляет никаких эмоций по отношению к семье и долго хранит обет молчания (который не нарушает, даже когда умирает его дедушка), чтобы подготовить себя к карьере лётчика. И просто надо видеть его реакцию, когда Олив проверила по буклетику с тестом его зрение, и выяснилось, что у парня дальтонизм!
  • «Тот самый Мюнхгаузен»: «Когда луну видно, и дурак долетит. А господин барон любит, чтоб было потруднее».

Видеоигры[править]

Общие явления[править]

  • Субкультура спидранов зиждится на этом явлении. Как и любая соревновательная культура, спидраннерское сообщество ценит максимально эффективные и быстрые прохождения, а значит — наиболее сложные прохождения.
  • Часто встречаются достижения про это — совершение чего-то трудного, но для прохождения как такового необязательного: прохождение игры на самой высокой сложности, или за определённое время, или ещё как-нибудь. Помимо этого, некий культ хардкора существует и среди самих игроков. Отсюда презрение к использованию чит-кодов, нубам и казуалам — тем, кто играет в игры чтобы играть, а не играть лучше всех. Доходит иногда до того, что несложная игра считается неинтересной.
  • Постулат лорда Бритиша тоже существует благодаря этому. Убей бессмертных, сломай неразрушимое!
  • Среди всевозможных новичков распространено мнение что туториал — это не круто, и они сразу бросаются в пекло онлайна или полноценных кампаний, а после закономерных неудач начинают жаловаться на невозможно высокую сложность. Впрочем, иногда разработчики тоже считают, что туториал это не круто.
  • Практически все хардкорщики презрительно относятся к перезагрузкам, признавая только автосейв в экшнах и сюжетных играх, рестарт при поражении в стратегиях/выживачах и режим айронмен (без сохранений), если таковой предусмотрен. Для особо правоверных игра без айронмена вообще не является игрой, достойной внимания. Самые стойкие воины геймпада стримят на вышеприведённых условиях, радуя собратьев файер-шоу, особенно при критических глюках.
  • Азиаты обожают задалбываться, и отсюда знаменитое безумие нелогичных японских игр без подсказок. То есть, если ты задолбался и в результате чего-то достиг, то ты крутой, а долбаный гайд — для слабаков и гайдзинов. И вообще, азиатский геймер в непонятной ситуации скорее решит, что это он чего-то не понял, и побежит пересматривать все мелочи и перебирать все варианты прежде чем решить, что это плохая игра. Поэтому там такие вещи не проваливались как могли бы на западе. Нечеловеческий гринд в корейских MMORPG и китайских мобилках (гача в частности) отчасти тоже сюда.

Конкретные примеры[править]

  • Чуть ли не хрестоматийный пример из WoW. Множество гильдий, добравшихся до последнего босса Ульдуара — Йогг-Сарона делали кучу бесплодных попыток убить его без помощи хранителей. Удалось в актуальные времена только единицам.
  • War Thunder — достижение «Подобный богу» требует уничтожения противника на 5 рангов (или пунктов Боевого Рейтинга) выше собственного. Сами разработчики подсветили его огроменной (по меркам ачивок) наградой в 20000 кредитов (для сравнения, очень неплохой наградой за достижения является 1000, а 5000 дают только выдающиеся успехи в матче). Впрочем, и до этого особым шиком у сильных игроков считалось атаковать навороченные вражеские танки (вроде Т-54) какой-нибудь низкоуровневой «мелочью» типа БТ-5 или М22 Locust. Или гонять реактивные «свистки» на какой-нибудь пушечном И-153/F2A Buffalo (а на заре игры встреча столь разноуровнеых самолётов и вовсе была в порядке вещей — баланс-то ещё настроили!).
  • World of Tanks — машины Объект 260, Объект 279 и Т-22 ср., для получения которых нужно выполнить цепочки личных боевых задач уровня «Эта гадкая ачивка». Правда, в случае с Т-22 ср. субверсия — после появления на чёрном рынке уже нельзя однозначно утверждать, выполнял ли его владелец невозможные задачи.
  • GTA San Andreas — хочешь честный танк и столь же честный харриер (чтобы они регулярно спавнились прямо в родном дворике в Гэнтоне)? Пройди все сюжетные квесты и большинство внесюжетных.
  • Disciples — под троп вполне подходит прохождение сюжетной кампании героями-жезлоносцами Орд Нежити, Империи и Легионов Проклятых (навык жезлоносца эльфов полезен, но в целом бесперспективен, а жезлоносец-гном вообще не имеет интересного навыка). И если первыми двумя качаться относительно просто (Баньши достаточно дать Оборотня, чтобы сделать её неуязвимой к доброй половине юнитов, в том числе весьма жирных, а Архангел умеет лечить), то Баронесса, жезлоносец Легионов, вжимает педаль в невендаарский ад: её очень сложно прокачивать из-за её крайне специфичной способности, однако при грамотной игре она становится машиной смерти, раскатывающей в блин вражеские столицы, уже на второй миссии!
  • Doom — поклонникам первых двух частей (а также дополнений и пользовательских мега-WAD’ов) надоело просто проходить уровни/всю игру просто на UV (даже с полной зачисткой карт в режиме -fast), а потом и на NM (хотя это уже само по себе попадает под троп). Поэтому для UV придумали ещё два режима: UV-Tyson (зачистка карты на UV кулаками/бензопилой и пистолетом) и UV-Pacifist (прохождение карты на UV без нанесения прямого урона монстрам; их взаимная грызня — это уже не ваши трудности). Для NM же дополнительно есть режим NM-100S, предполагающий посещение на карте всех секретов (которые могут быть на противоположных концах карты).
  • Стратегии Paradox Interactive — если играть за изначально-слабые государства небольшого размера, а затем побеждать куда более серьезного противника, получается троп.
  • Всевозможные усложнённые прохождения и так достаточно трудной Dark Souls: без смертей, без урона, без сохранений, на электрогитаре, пицце и бананах, стоя на голове и хлопая ушами…
  • Ютуб-канал GiantGrantGames тропом живёт (хотя в основном специализируется на играх от Близзард). Пройти оба Старкрафта и Warcraft III без потерь? Сделано. Пройти оба Старкрафта только базовыми юнитами? Сделано. Пройти Starcraft 2, не строя зданий и не обучая юнитов? И такое он тоже делал. Не покорились ему только прохождение без убийств противников и прохождение вслепую. А Старкрафт не зря пользуется репутацией одной из самых сложных RTS.

Музыка[править]

  • Нередко встречается в авторской песне 1960-80-х годов, в которую попало из популярного среди бардов туризма (см. Реальная жизнь):
    • Владимир Высоцкий: «И можно свернуть, обрыв обогнуть — но мы выбираем трудный путь…»
    • Юрий Визбор: «Когда перед глазами возникает красивая и трудная гора…»
  • Кипелов: «У камня на распутье мы выбираем ту [дорогу], по которой сложнее идти».

Прочее[править]

  • Демосцена. Засунуть полноценный трёхмерный шутер в 64 килобайта? Или написать игру под антикварный компьютер начала 80-х, вообще для игр не предназначенный? Вывести видеоклип на экран советского осциллографа? Всё это уже не считается чем-то удивительным.

Реальная жизнь[править]

  • Те виды профессионального спорта, где актуально понятие рекорда, на этом и стоят.
  • В снукере существует такое достижение, как сотенная серия — 100 и более очков, набранных за один подход. С одной стороны, оно достаточно распространено, с другой — у каждого профессионального игрока в карьерной статистике существует пункт «количество сотен за карьеру».
  • Четверные прыжки в фигурном катании (особенно в женском). До 2010-х годов мужчины умели прыгать только тулупы и сальховы, а у женщин он вообще не встречался. В 2022 году у мужчин идёт погоня за чистым исполнением четверного акселя (последний непокорённых вид прыжков). У женщин (которые освоили почти все виды прыжков) даже сейчас четверные прыжки исполняют очень немногие.
  • И не только профессионального, и не только рекорды, а вообще какая-то иерархия сложности. В частности, нередко встречается в туризме с его категоризацией маршрутов. Мы пойдём в поход по этой речке не потому, что там красивая местность, а потому, что это пятая категория с элементами шестой!
  • Классическая музыка. Ты можешь исполнять сколь угодно сложное и хитровывернутое произведение, но все твои выкрутасы сами по себе оценит только жюри конкурса и экзаменационная комиссия консерватории, а выйди на концерт к простым смертным — и они под это будут спать. В принципе, таким в той или иной степени страдает любой вид искусства.
    • Выпендрёж был особенно характерен для эпохи барокко. Например, композитор мог записать всю кучу голосов на одной строчке, а музыкантам приходилось самим разбирать, кто когда вступает. Или завернуть нотный стан кольцом и заставить самим искать начало, или написать одну из партий неправильно и приписать в иносказательной форме, что с ней нужно сделать чтобы звучало нормально. И, самый терминальный случай — вообще не написать один из голосов, но сказать, что он там должен быть. В этом случае явление относится к музыкантам, которые такое брались играть.
    • Шреддинг — высокотехничный и высокоскоростной стиль игры на электрогитаре, на этом стоит. И в то время как мастера вроде Ингви Мальмстина за бешеной скоростью не теряют мелодичности, многие делают ставку на рекордное количество нот в минуту. Рекорд есть, только вот слушать этот визг невозможно. Да и вообще любое техничное произведение может пострадать от чрезмерного ускорения темпа. Например, «Полёт шмеля».
    • В случае духовых инструментов «трудно» ещё может значить «высоко» и «громко». В итоге в первую очередь джазмены приобретают склонность орать.
  • На этом стоит эффект Не читал, но восхваляю, когда всё, что легко читается/слушается, отвергается как попса, а крутым объявляется нечто предельно заумное.
  • Распространённое заблуждение, что учёба не может даваться легко — а если даётся, значит, где-то ученик халтурит или у него в одно ухо влетело, в другое вылетело. В итоге в фаворе старательный двоечник, а не хватающий на лету отличник.
    • В принципе, своя логика есть, хоть и (очень) спорная: тот, кто учится на пределе возможностей — тот молодец, а уж находится этот предел на уровне «абы не выгнали», или на уровне победы в международной олимпиаде — детали; а тот, кто смеет по ночам спать — халтурщик, даже если он хорошо учится: надо прыгать выше головы, даже если тебе это не нужно. В принципе, про многие пункты из списка можно сказать что-то подобное.
      • Ну да, ну да. «Не чтобы быстрее было сделано, а чтобы вы задолбались». В принципе, мысль о том, что идея школьного/универского образования во многом построена на принципе «у школьника/студента должно оставаться как можно меньше времени и сил на СВОЮ жизнь», уже не раз мелькала у автора этой правки.
        • А в результате у ученика полностью пропадает какая-либо тяга к знаниям. Подобный «дрочильный» подход — это путь вникуда, поскольку настоящая Идея и цель школы — дать максимум знаний в максимальном спектре наук (искусств и т. д.) за максимально короткий срок (неуд школе!... и университету). Это же, к слову, и есть разгадка мифического «индивидуального подхода в обучении». Автор данной правки до сих пор с дрожью вспоминает 19 стихов наизусть по литературе, результат: стойкая ненависть к стихам, при глубокой уверенности в том, что стихи — это высшее проявление словесности (последнее — результат личных измышлений). Для себя считаю нормой, когда всё понятно налету, а записи нужны исключительно для закрепления знаний — чего и окружающим советую, поскольку если вы чего-то не понимаете, то либо объясняющий человек несёт чушь, либо вам не хватает знаний. И последнее это не повод «дрочить сильнее», а намёк углубиться в тему и разобрать неясные моменты, что вполне по силам любому психически здоровому человеку. Ночью же следует спать — для здоровья и памяти это гораздо полезнее ночных бдений над учебником. Прыганье же «выше головы» зачастую приводит к психологическому выгоранию, когда становится на всё плевать, или ненависти к изучаемому предмету. А если дело касается физических нагрузок, то всё может закончиться ещё печальнее — инвалидностью или смертью. Так что не надо заставлять себя тогда, когда уже понятно, что больше не можете — никому от этого лучше не станет. Что касается личного свободного времени, то оно так же важно, как и время учёбы: мозгу нужно время для усвоения полученных знаний. Тут, как и везде, главное сохранять баланс.
    • В высшем образовании троп тоже встречается. Черчение на бумаге в противоположность созданию чертежей на компьютере, где можно легко вносить правки. Среди упрямых старых пердунов со стокгольмским синдромом распространено мнение, что отправлять студента перерисовывать чертеж с чистого листа после малейшей ошибки тренирует внимательность, терпение, силу воли, а значит уменьшает вероятность возникновения ошибок в будущем и поднимает крутость инженера.
  • Туда же — инфоцыгане и прочее саморазвитие. Успешные люди — те, которые вкалывают, значит, все твои проблемы от лени. Одно из следствий подобных проповедей — культ продуктивности: круче тот, кто больше задолбался на работе, а не тот, кто получил больше премий, надбавок и повышений, ради которых всё вроде бы затевалось (и которые культистам выдавать не спешат потому что они всегда рады задолбаться ещё сильнее).
  • Странная, казалось бы, склонность некоторых пожилых людей гордиться своими болезнями и хвастать ими друг перед другом, как орденами, нередко произрастает из этого — из давней убеждённости, что почёта заслуживает не тот, кто больше сделал, а тот, кому было тяжелее.
    • Нечто подобное творится также в сообществах молодых мам — кто больше удолбался об ребёнка, тот и круче.
  • Противники различной бытовой техники, вроде посудомоечной машины или мультиварки. В наиболее тяжёлой форме — даже швабры («швабра для лентяев, пол надо мыть руками»).
    • Принцип «Не задолбалась — не хозяюшка» в домоводстве, увы, пророс очень глубоко. Строго ежедневное мытьё полов, заявления вида «унитаз — это лицо хозяйки», странные места из кулинарных рецептов типа «яйцо в салат надо крошить ножом, а не яйцерезкой, чтобы не портить вкус» — это тоже оттуда.
  • Фанатичные адепты изготовления и починки всего и вся своими руками, у которых отнюдь не всегда эти самые руки золотые или хотя бы растут из правильного места. Получилось невесть что, разгромлено всё жилище, с шансами травмирован сам «мастер» — зато он героически сделал всё сам!
    • Туда же высказывание про подарок своими руками. Ценность получается не в самом предмете, а в том, что человек ради тебя заморочался.
  • Популярное в армии соперничество между разными родами войск порой выражается в мерянии «ожидаемым сроком жизни» на поле боя. При этом более крутыми объявляют себя именно те, кто по подсчётам штабных теоретиков должен погибнуть быстрее. Хотя это больше по части «опасно — значит, круто».
    • Вполне возможно, что по этой части оно для профессиональных военных, ибо смерть в бою суть есть героическое самопожертвование. А поскольку каждый здравомыслящий человек боится смерти, и страх этот очень силён, для его преодоления нужна героическая сила воли, которая как раз трудна. И таким образом получается, что служащие частей короткоживущих родов войск осознанно согласны самопожертвоваться с большой вероятностью. Педаль в пол во всяких гордых и воинственных культурах, где отказ геройски погибать при подходящей возможности не имел никаких оправданий.
    • Этим, скорее всего, объясняется пристрастие солдат-срочников к созданию дембельских альбомов, дембельской формы и прочего. Всё это барахло уставом запрещено, и уничтожается по обнаружении офицерами, а значит, создать и сохранить такое до дембеля — дело принципа.
  • Чем отвратительнее на вкус какая-нибудь ягода, тем бо́льшую полезность ей приписывает народная молва. Заметившие закономерность предприниматели выпустили на рынок некий сок из некоего таитянского фрукта, который на вкус хуже мха нямфу на его второй стадии…
    • Если вы про нони, то сок по вкусу очень похож на сливовый. Было б от чего столько шума поднимать…
    • Тут тоже есть своя, хотя и спорная логика: если человек привык есть не чтобы насытиться, а чтобы получить удовольствие и из-за этого страдает от полноты, можно попытаться перевоспитать его, заставляя есть то, что удовольствия не приносит. Другое дело, что севший на подобную диету имеет ещё больше шансов сорваться.
  • При совершении харакири сеппукку считается крутым записать своей кровью из вспоротого живота посмертные стихи или каллиграфию.
  • Стрельба на сверхдальние дистанции. Чем дальше, тем круче.
    • Одно из немногого действительно оправданного в этом списке.
      • Не всегда. Скажем, легкобронированную технику практичнее уничтожать из ПТРК.
  • Альпинизм, а точнее восхождение на самые высокие пики без кислорода. Усложняет и без того трудную задачу на порядок: чтобы приучить организм к кислородному голоданию, нужно 2-4 недели прожить в лагере у подножья.
  • Распространенное ныне презрение к глагольным рифмам целиком и полностью основано на сабже. Считается: если поэт не смог придумать более заковыристое созвучие, он бездарь, а если не захотел — халтурщик.